EricMackay
Form follows content
И. Устинова
Книги Патриарших приказов 1620-1649 гг. как исторический источник

Источниковедческое, по большей части, исследование архива патриарших приказов первой половины 17 века. Источниковедение и палеография меня не очень интересуют, но внушительная часть книги посвящена собственно патриаршим приказам, их функциям, финансам и пр. Именно это меня и интересовало. Неплохое дополнение к Демидовой и Стефановичу, еще один кусочек мозаики.

Патриаршие приказы
Патриаршие приказы выделились в 17 веке из состава Патриаршего двора, взяв на себя бОльшую часть его административных, финансовых, судебных и отчасти хозяйственных функций. Статус их был весьма своеобразен, приказы одновременно являлись и частью Патриаршего двора и частью общегосударственной системы управления, играя роль связующего звена между светской государственной и церковной властями.
Точное время создания приказов неизвестно, традиционно считается, что они были созданы патриархом Филаретом после возвращения из польского плена. Первые документальные свидетельства их деятельности относятся к 1620 году.
Патриарших приказов имелось три - Разрядный, Дворцовый и Казенный.

Патриарший Разрядный приказ
Первый по статусу приказ. Основной его функцией был суд по всем церковным делам в Патриаршей области. Также ведал фондом поместных земель патриарха, их отдачей в поместье или на оброк и контролировал отбывание государевой военной службы патриаршими детьми боярскими.

Патриарший Дворцовый приказ
Ведал фондом домовых земельных владений патриарха, патриаршими селами, патриаршими крестьянами (в административном, судебном и финансовом отношении), патриаршими домовыми детьми боярскими, а также и разнообразными хозяйственными объектами в собственности Патриархии (таможнями, мельницами и т. д.)* Второй по статусу приказ.

Патриарший Казенный приказ
Основное финансовое ведомство, ведавшее сбором и распределением финансовых средств. Ведал сбором церковной дани с жилых церквей, пустыми церковными землями и сдачей их в аренду, сборов разнообразных пошлин и штрафов. Ему же подчинялись и светские чиновники - десятильники.

*некоторые хозяйственные объекты, например астраханские учуги, ведались приказами совместно.

Патриаршая область и домовые вотчины
Патриарх был не только главой церкви, но и епархиальным епископом свой собственной епархии - Патриаршей области, крупнейшей и богатейшей в России.
Размеры Патриаршей области были определены жалованной грамотой Михаила Федоровича в 1625 году. Она включала более 40 городов (Москва, Владимир, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Кострома, Н. Новгород, Галич, Арзамас, Вятка, Ржева Володимерова, Мезень, Звенигород, Дмитров, Можайск, Волок Ламский, Серпухов, Брянск, Карачев, Севск, Путивль, Курск, Рыльск, Оскол, Белгород, Валуйки и пр.)
Администативно область делилась на округа - десятины, во главе сдесятильниками -светскими чиновниками из патриарших детей боярских. Десятильники, при помощи выборных поповских старост, собирали церковную дань и пошлины и надзирали за духовенством.
В Москве обязанности десятильника были возложены на Тиунскую избу во главе с тиуном, которому помогали по очереди 8 выборных поповских старост.
Всего на 1628 год в Патриаршей области имелось 50 десятин и 2576 жилых церквей.

Патриаршие домовые вотчины
Земли, которыми Патриархия владела и управляла на правах частного землевладельца. Располагались как на территории Патриаршей области, так и за ее пределами.
В первой половине 17 века во владении патриарха находилось более 20 сел и деревень в 12 уездах, 5 городских слобод в Москве (Осадный двор, Гавриловская, Берешковская и Козье Болото) и Владимире (Лопатницкая слободка), учуги в Астрахани, большое количество других хозяйственных объектов (таможни, мельницы, рыбные ловли и пр.)
Часть патриарших домовых земель раздавалась в поместья патриаршим дворянам и детям боярским.
Другая часть находилась в распоряжении патриарших домовых монастырей. К 17 веку эти монастыри, размещавшиеся на землях принадлежавших Патриархии, превратились, в целом, в самостоятельные хозяйственные организмы, но игумены в них назначались Патриархом, а патриарший Казенный приказ сохранял некоторый контроль за их экономической деятельностью.

Руководство и штат патриарших приказов

Судьи
При патриархе Филарете Патриарший Разряд возглавляли государев боярин и патриарший боярин. Во главе Дворцового приказа стоял патриарший дворецкий(светское лицо из патриарших дворян/детей боярских), помимо приказа возглавлявший вообще всё патриаршее хозяйство. Казенный приказ возглавлял патриарший казначей (духовное лицо, обычно старец из монастырской братии). Поми
Государев боярин назначался к патриаршему двору царем, патриаршие бояре и дворецкие назначались патриархом с ведома государя, казначеи, вероятно, назначались патриархом самостоятельно.
С 1633/34 года, после смерти патриарха Филарета, из управления приказов исчезают государев боярин и дворецкий. С этого времени во главе Разряда и Дворцового приказа стоит один, патриарший, боярин.

Дьяки
В Разрядном приказе в первой половине века всегда было 2 дьяка, в Дворцовом и Казенном, как правило, по одному, но иногда и два.
Разрядные и дворцовые дьяки назначались «с ведома» государя (фактически царскими указами), казенные, возможно, самим патриархом.
Патриаршие дьяки были специфической группой государственных служащих. С одной стороны они являлись частью общегосударственного бюрократического аппарата - назначались и верстались царскими указами, получали зарплату в четвертях, могли быть переведены на службу в государевы приказы или назначены в патриаршие из государевых. С другой стороны, они были как бы второсортной группой управленцев, замкнутой и слабо связанной с остальной частью госаппарата.
Большинство патриарших дьяков всю жизнь служили только в патриарших приказах, выслужившись из патриарших же подьячих.

Подьячие
В первой половине века их было не менее 30 человек. Старые подьячие также могли быть переведены в государевы приказы.

Прочие служащие
Помимо дьяков и подьячих в приказах служили патриаршие стряпчие, выполнявшие функции своеобразных «офицеров связи» между патриаршими и государевыми приказами (передача в государевы приказы денежных сумм, патриарших указов, присутствие при присяге патриарших людей в Разряде и пр.). Набирались из патриарших домовых детей боярских.
В приказах служили также приставы и недельщики. Различия между ними неясны, набирались они из патриарших детей боярских, служили год и без жалованья (недельщики). В 20-30-е годы в приказах служили 1-2 недельщика, в 40-е уже 4-7. Приставов на начало 40-х имелось не менее четырех.
Также в приказах имелись и сторожа, от 2 до 4, получавшие денежное жалованье .

Бюджет Патриархии
Цифры у автора, надо сказать, не сходятся и вообще написано что-то странное.
Доходы (на 1640-41 гг.)
Доходы Патриархии автор делит на три группы: церковные, административные и хозяйственные.
церковные доходы:
- церковная дань (с жилых церквей, в двойном размере с церквей имевших привилегию платить прямо в Казну);
- арендная плата с пустых церковных земель;
- неокладные сборы с духовенства (пошлины с венечных, перехожих, новоявленных, почеревых, похоронных и пр. грамот, платились приходскими священниками)

административные доходы:
- сборы в пользу патриарших чиновников («десятильничьи»,« заезд», «въезд», «кормовые деньги», «тиунский сбор», с каждой церкви не обладавшей привилегией платить дань непосредственно в Казну, с 1632 года собирались в патриаршую казну);
- возврат долгов частных лиц (беспроцентные кредиты) и государства (временные заимствования)
- выплаты патриарших крестьян в счет госналогов (вносились за них в госказну Патриархией, затем взимались с крестьян уже в ее пользу)
-печатные пошлины (?)
хозяйственные доходы:
- доходы от домовых патриарших земель (?) и прочих владений;
- доходы от продажи излишков с/х продукции поступившей на Патриарший двор.

По подсчетам автора 66% доходов составляли церковные (из них примерно 58% дань, 37% пошлины и 5% аренда), 22% административные (из них примерно треть сборы в пользу чиновников) и 12% хозяйственные.
Также автор указывает что 51% доходов составляли окладные и неокладные сборы с церквей и 33% оброк с патриарших домовых земель.
Общая сумма доходов у автора в разных местах указана разная - 5490, 7055 и 16 000 рублей соответственно, невозможно понять почему.

Расходы
Расходы берутся за предыдущий 1639/40 год, из-за смерти патриарха Иоасафа в 1640 году, сильно повлиявшей на расходы Патриархии. Расходы Патриархии автор делит на те же группы:
церковные расходы
- содержание патриарха (платье, стол);
- церковное строенье, ладан, вино, просфоры (в домовых церквях и селах);
- молебны, панихиды, образа, милостыня;
- праздничные богослужения и пр.

хозяйственные расходы:
- жалованье и корм патриаршим людям;
- ремонт, строительство и пр.

административные расходы:
- делопроизводство в приказах (бумага, чернила и пр.)
- выплаты госналогов за патриарших крестьян и пр.

По подсчетам автора примерно 61% расходов составляли хозяйственные, 20% церковные и 19% на управление.
Общие расходы Патриархии составили 7003 рубля в 1639/40 и 7372 рубля (без учета расходов на похороны патриарха) в 1640/41 гг.
Баланс, из-за странностей с цифрами доходов подвести сложно. Сама автор указывает что в 1640/41 году баланс был сведен с небольшим дефицитом (чистый приход 7055 рублей, чистый расход 7372 рубля).
Патриархия также располагала значительным резервным фондом - остатками накопленными в казне за предыдущие годы. Максимума они достигали в 1629/30 году - 41 461 рубль, минимума в 1645/46 г. - 5657 рублей. На 1640/41 год в казне имелось 14 116 рублей остатков.
С учетом остатков баланс на 1640/41 год по мнению автора выглядел следующим образом - приход 30 308 рублей, расход 18 074 рубля, переходящий остаток - 12 255 рублей.

Патриаршие дети боярские
В структуре русского общества были группой служилых людей по отечеству «второго порядка», обособленной и довольно замкнутой. Особенностью патриарших детей боярских была высокая степень преемственности и стабильности их состава. Не менее 30% семей служивших Патриархии в конце 16 века продолжали служить ей и в 20-40 годах 17 века, несмотря на потрясения Смуты.
Основная масса детей боярских была испомещена во Владимирском, Костромском, Суздальском, Переяславль-Залесском, Юрьев-Польском уездах.
Делились на дворовых, поместных и домовых Пречистой Богородицы.

Дворовые дети боярские
Несли, в основном, административную службу при дворе патриарха.
Важнейшей их обязанностью была служба десятильниками (тиуном в Москве). Часто они назначались также приказчиками руководя патриаршими селами, таможнями и рыбными ловлями. Приказчики и десятильники менялись ежегодно.
Дворовые дети боярские выполняли также роль дозорщиков описывая церкви Патриаршей области, гонцов, отправлялись на посылки по самым разным делам, в основном, хозяйственным.
В патриарших приказах дворовые дети боярские несли службу приставов, недельщиков и стряпчих.
Частично они привлекались и к военной государевой службе.
Число их колебалось между 17 (1629/30) и 59 (1642/43), в среднем составляя около 20 человек в 20-х годах, 30-40 в 30-х и 50-60 в 40-х.
В дворовые дети боярские жаловал Патриарх, либо по собственной инициативе либо по челобитью самих детей боярских. Пожалованье в этот чин могли получить и другие члены его двора, например, певчие дьяки. Оставшиеся не у дел дворовые дети боярские могли получить и отставку, а затем и вернуться в этот чин.
Служа при дворе патриарха они получали денежный оклад (3-5 рублей), десятильники и приказчики оклада не получали.
Ведались в Патриаршем Дворцовом приказе, по финансовым вопросам также в Казенном, а по вопросу государевой военной службы и в Разрядном.

Поместные дети боярские
Владели поместьями на патриарших землях. Их обязанности ограничивались, видимо, исключительно военной службой. Денежным окладом они не верстались и получали выплаты только периодически.
Ведались в Дворцовом и Разрядном приказах.

Дети боярские Дома Пречистой Богородицы
Вероятно, дети боярские владевшие поместьями на землях Успенского собора в Кремле («Дома Пречистой Богородицы»). Успенский собор и его владения были самостоятельной церковной единицей, но по духовным вопросам подлежали суду патриарха, а военную службу домовых детей боярских контролировал, вероятно, Патриарший Разрядный приказ.

Карта Патриаршей области



Разное

Десятина - административно-территориальная единица епархии, как правило (но не всегда), город с окружавшим его уездом. Десятины могли быть городовые, пригородные и волостные. Городовые возглавлялись светскими чиновниками - десятильниками из патриарших/митрополичьих детей боярских. Остальные выборными поповскими старостами (выбранные собратьями местные священники).

Тиунская изба - известна в Москве с начала 17 века. Собирала церковные пошлины и штрафы с духовенства, надзирала за его поведением и благочинием (московский аналог десятильника).

Венечная пошлина - взималась с «венечного знамени» - грамоты разрешающей вступление в брак. Венечное знамя выдавалось тиунами в Москве, поповскими старостами в десятинах. Получатель грамоты уплачивал пошлину - за первый брак 2 алтына 3 деньги (7,5 копеек), за второй 4 алтына 3 деньги (13,5 копеек), за третий 6 алтын 3 деньги (19,5 копеек).

Похоронная пошлина - взималась за выдачу грамоты разрешавшей похоронить умершего скоропостижно или от несчастного случая. В Москве - 10 копеек (гривна), в остальной Патриаршей области - 5 копеек.

Почеревая пошлина- штраф за незаконное рождение ребенка, выплачивался роженицей или ее землевладельцем, в размере 4 алтын (12 копеек). Кроме того взималась пеня за блудное плутовство в размере 2 рублей 4 алтын 1,5 деньги.

Явочные деньги от обеден - пошлина взимавшаяся за каждую службу с безместного священника. Установлена в Москве в 1604 году, в размере 1 деньги. Взималась в Тиунской избе после «явки» священника.

Патрахельные, постихарные, орарные грамоты - грамоты разрешавшие совершать богослужение и служить в храме, священнику (епитрахиль), дьякону (орарь) и причетнику (стихарь) и называвшиеся по характерным деталям их облачения.

@темы: книги, история, СТ, конспект