Каневская битва 16 июля 1662 года. Забытая победа
В целом, довольно удачная работа. Подробно рассмотрена летняя кампания 1662 года на Украине, реконструирована сама Каневская битва, подсчитаны, насколько возможно, потери, рассмотрены все доступные источники. Много табличек (12 штук в общей сложности) показывающих состав и численность русских войск на всем протяжении кампании, состав польского контингента и проч. Есть и очень полезные карты (7 штук). Единственное, что мне не нравится - это сама авторская стилистика, но ее я собираюсь развернуто облаять в отзыве на «Конотоп», который сейчас дочитываю.
К изданию тоже есть претензии. Издано-то как бы хорошо, бумага, печать и проч., но обложка на клею и вот этот вот клей начал отслаиваться уже при первом прочтении.
читать дальшеПредистория
читать дальшеВ конце сентября 1660 года главные силы русской армии на Украине под командованием В. Б. Шереметева были окружены поляками и татарами под Чудновым. В середине октября шедший на соединение с Шереметевым гетман Юрий Хмельницкий перешел со своей армией на сторону поляков. 4 ноября 1660 года оказавшийся в безнадежной ситуации Шереметев сдался. Украина, таким образом, была снова, уже второй раз за 2 года, потеряна.
Русские гарнизоны, однако продолжали удерживать Киев, Чернигов, Переяслав и Нежин. Истощенные предыдущей борьбой поляки вынуждены были распустить свою армию, предоставив дело окончательного овладения Украиной своему новому вассалу, Хмельницкому. Однако изменника поддержали не все. В октябре того же, 1660 года, узнав об измене гетмана против него выступил его родной дядя, переяславский полковник Яким Сомко. В последующие несколько месяцев под контроль Сомко перешло почти всё Левобережье. Неоднократные попытки Хмельницкого восстановить свою власть над левобережными полками (декабрь 1660, февраль и август 1661 гг.) успеха ему не принесли.
В тоже время, на Левобережье оформилась и оппозиция самому Сомко, в лице нежинского полковника Василия Золотаренко и запорожского кошевого атамана Ивана Брюховецкого. Сохраняя лояльность русскому правительству, Сомко они подчиняться отказывались*.
Украина, таким образом, разделилась на правобережную часть, остававшуюся под контролем Хмельницкого и левобережную, контролируемую Сомко, другими противниками Хмельницкого и русскими гарнизонами.
В конце октября - начале декабря 1661 года Хмельницкий, вместе с крымскими татарами и поляками, вновь** осаждал Переяслав и вновь неудачно. Опустошив северные районы Левобережья (татары доходили до Севска), в январе 1662 г. гетман с татарами ушли обратно на правый берег.
* Все трое претендовали на место гетмана Запорожского войска. В 1661 году Брюховецкий в Сечи, а в 1662 году Сомко и Золотаренко своими сторонниками на Левобережье, были избраны гетманами, однако Москва этих выборов не признала. Сомко до 1663 года продолжал официально считаться наказным гетманом. Доверием русского правительства он не пользовался, из-за близкого родства с Хмельницким и систематических доносов Брюховецкого и прочей сволочи, обвинявших его в изменнических намерениях.
** Первый раз в августе 1661 года.
Летняя кампания 1662 года и битва под Каневым
читать дальше
Начало компании (июнь - первая половина июля)
![](http://s010.radikal.ru/i311/1706/ed/f0fdb52d74a4t.jpg)
Летом 1662 года Хмельницкий вновь осадил Переяслав. 12 июня под город пришли передовые отряды изменника, а к 6 июля сюда подтянулись и основные силы гетмана. Город обороняли отряды Сомко и довольно значительный русский гарнизон (~ 4 000 чел) под командованием кн. Василия Волконского*.
Прихода Хмельницкого ждали, уже в начале июня на Левобережье начали выдвигаться основные русские силы в регионе - войска Белгородского разряда под командованием кн. Григория Григорьевича Ромодановского. 12 июня Ромодановский пришел под Зеньков. Здесь предполагалось собрать отряды Сомко, Золотаренко и запорожцев Брюховецкого для совместных действий против Хмельницкого.
Дальнейшее продвижение было задержано мятежом в Кременчуге. 23 июня местные казаки перешли на сторону Хмельницкого, впустив в город казаков (2 000 чел.) его Чигиринского полка. Русский гарнизон (500 человек) и лояльные мещане успели укрыться в малом городе (цитадели). Ромодановский выслал на подавление мятежа отряд во главе с сумским полковником Кондратьевым. Кондратьев разбил мятежников (26 июня), сжег кременчугский посад и оставив в малом городе гарнизон, вернулся к основным силам.
2 июля, двигаясь к Лубнам, Ромодановский был извещен Сомко о переправе основных сил Хмельницкого через Днепр. 6 июля к армии присоединился нежинский полковник Золотаренко со своими казаками. Наконец, 14 (или 15) июля Ромодановский вышел к Переяславлю, соединившись с отрядами Сомко. Хмельницкий, узнав о подходе русской армии, 10 июля снял осаду и отошел южнее, встав напротив Канева. 16 июля (26-го по новому стилю) Ромодановский атаковал изменника.
Битва под Каневым
Русская армия включала в себя войска Белгородского разряда, часть гарнизона Переяславля, Нежинский полк Золотаренко** и отряды Сомко.
В состав Белгородского разрядного полка входили: смешанный копейно-рейтарский полк (копейная и рейтарская шквадроны), 5 рейтарских и 5 солдатских полков, 1 драгунский полк, 1 стрелецкий приказ, донские и орешковские казаки, новокрещены, казаки 2 слободских полков (Острогожского и Сумского).
Всего, 11 511 человек (467 копейщиков, 4 282 рейтара, 571 драгун, 2 713 солдат, 488 стрельцов, 246 казаков и новокрещенов, 2 684 слободских казака). Имелось также 29 орудий (23 из них в полках, по 2 - 6 ед. на полк).
Князь Волконский выслал в помощь Ромодановскому бо́льшую часть своих людей - ок. 3 000 человек (1 000 рейтар, 500 солдат, 500 драгун, 600 стрельцов, 300 татар и 150 донских казаков).
Численность Нежинского полка неизвестна, по мнению автора в нем было не более 3 000 казаков.
В подчинении у Якима Сомко, по его собственным сообщениям, были казаки 7 левобережных полков (Переяславский, Лубенский, Миргородский, Прилуцкий, Ирклеевский, Зеньковский и Кременчугский***) и наемный пехотный полк И. Лиштвана. Численность их неизвестна. По предположению автора, она не превышала 10 500 чел. Сколько было пушек у Сомко и Золотаренко также неизвестно.
Всего, таким образом, армия Ромодановского и Сомко могла насчитывать до 28 000 человек.
Армия Хмельницкого состояла из правобережных казачьих полков, а также польского и татарского контингентов.
Из 11 правобережных полков, под Каневым, по мнению автора присутствовали 9 (Белоцерковский, Каневский, Корсунский, Кальницкий, Паволоцкий, Уманский, Черкасский, Чигиринский, Овручский; не было только Подольского и Брацлавского). По сообщениям пленных в них было примерно 14 000 казаков.
Польский контингент состоял из 24 конных хоругвей (казацких/панцерных, татарских и валашских), сведенных в 2 конных полка (полк. Хлопицкого и Ельского) и полка наемных немецких драгун полк. Веверского. Всего около 4 000 человек (~ 2 700 всадников и 1 200 драгун).
Татары были представлены небольшим отрядом, примерно в 2 000 человек.
Всего в армии гетмана, таким образом, было около 20 000 человек. Имелась и артиллерия, 22-24 орудия.
В самом начале сражения татары покинули Хмельницкого и ушли за Днепр. Само сражение продолжалось 3-4 часа. Армия гетмана вела бой опираясь на укрепленный обоз/вагенбург. Казаки Сомко и русская пехота, действовавшие в центре, атаковали обоз Хмельницкого, но исход сражения решила русская конница опрокинувшая на правом (?) фланге казаков Каневского и Корсунского полков. Казаки побежали, увлекая за собой и остальную армию. Множество казаков погибло при преследовании и утонуло при переправе через Днепр. Немецкие драгуны, 6 польских хоругвей и часть казаков не побежали, дрались укрепившись в обозе и были практически полностью перебиты. Сам Хмельницкий укрылся в лесу, ночью переправился через Днепр и ушел.
Разгром был полный, армия Хмельницкого потеряла до 8 000 человек убитыми (~ 6 000 казаков и 2 000 поляков), всю артиллерию (по разным данным 22 или 24 орудия) и обоз, было захвачено 117 знамен, прапоров и бунчуков.
Части Ромодановского, Волконского и Золотаренко захватили также 84 пленных (из них только 13 казаков, остальные поляки, немцы и проч.), в том числе, командира немецких драгун полк. Веверского. Число пленных захваченных Сомко неизвестно, однако известно, что в плен к нему попало немало казаков Хмельницкого, распущенных затем по домам.
Потери победителей были невелики. Части Белгородского разряда потеряли 24 чел. убитыми и 157 ранеными (без слободских казаков, чьи потери считались отдельно и вероятно, без частей Волконского?). Потери Золотаренко и Сомко неизвестны. По мнению автора общие безвозвратные потери победителей не превышали 200 - 300 человек.
Сразу после битвы Сомко самовольно захватил 13 трофейных пушек и вывез их к себе в Переялав. Отношения между двумя командующими, и так весьма натянутые, были окончательно испорчены. В последующих событиях ни сам Сомко, ни подчинявшиеся ему полки участия уже не принимали.
Окончание кампании (вторая половина июля - сентябрь)
![](http://s018.radikal.ru/i525/1706/0c/82aad8991b6dt.jpg)
Развивая успех, Ромодановский принялся приводить под государеву руку полки Правобережья. 24 -25 июля на правый берег перешли отряд стольника М. В. Приклонского (~ 4 900 чел.)**** и полк Золотаренко. Овладев Корсунем и Черкассами ***** и оставив там гарнизоны, к 1 августа они вышли к переправе у Бужина. По левому берегу Днепра сюда же спустился Ромодановский с основными силами. У Бужина обе части армии должны были соединиться и идти к Чигирину.
Тем временем, Хмельницкий, собрав у Чигирина оставшиеся у него силы (основу их составили Подольский и Брацлавский полк, не участвовавшие в Каневской битве; ~ 5 000 чел.) призвал на помощь татар. Вскоре к нему на подмогу пришла орда под командованием царевичей Селим-Гирея (будущий хан) и Мухаммед-Гирея (Ширины, Белгородская, Очаковская и Добруджская орды, всего ~20 000 чел.).
1 августа татары и казаки Хмельницкого разбили под городком Крылов небольшой русский отряд (левобережный Кременчугский полк и рота солдат), а 3 августа атаковали отряд Приклонского у Бужина.
Приклонский, встав табором у переправы поначалу успешно отбивался. Стоявший на другом берегу Ромодановский выслал ему на лодках и паромах подкрепление. Однако казаки Золотаренко в конце концов не выдержали натиска и побежали, спасаясь вплавь. Русские войска отступали более организованно, часть войск переправилась через реку на лодках и паромах, часть вплавь. Удалось спасти и почти всю артиллерию. Сам Приклонский тоже спасся. Отступление прикрывали наиболее стойкие подразделения, бойцы которых были почти целиком перебиты или пленены. Ромодановский, с другого берега, прикрывал переправу артиллерийским огнем.
Потери русских оказались на удивление невелики - 286 человек убитыми и пленными, среди которых, однако, 13 офицеров (в том числе 2 командира полка, оба попали в плен и впоследствии обменяны).
Были потеряны и 3 пушки (2 из которых трофейные, взятые у Хмельницкого).
Потери полка Золотаренко неизвестны, они, вероятно, были существенно больше.
Хмельницкий****** , в письме польскому королю,представил это сражение великой победой, истребив на бумаге ажно 10 000 москалей.
Видя численное превосходство противника (25 000 чел. против его 15 000) Ромодановский отошел к Лубнам. Здесь, при переправе через р. Сулу, армия Ромодановского была снова атакована шедшими вслед за ней татарами. Прикрывавшие переправу русские части (солдаты, драгуны и слободские казаки) отбили атаки татар ружейно-артиллерийским огнем, не понеся потерь. Отбитые татары, переправившись через Сулу, атаковали отдельно стоящий табор Золотаренко. Казаки снова не выдержали удара и бежали, бросив пушки и обоз. Однако подошедшие русские части отбросили татар, отбив и обоз и пушки. Отбившись от татар, Ромодановский и Золотаренко благополучно пришли в Лубны (6 августа).
Хмельницкий-младший в своих эпистолах и эти бои на Суле также превратил в блестящую победу татарского оружия, приписав татарам полный разгром Ромодановского.
В Лубнах Ромодановский простоял до начала сентября, ведя бои с приходившими под город татарскими отрядами. Золотаренко со своим полком в августе ушел в Нежин. 5 сентября Ромодановский получил из Москвы приказ об отходе******* и в середине сентября был уже в Белгороде.
По возвращении в Белгород, на 18 сентября, в наличии в частях Белгородского разряда оказалось 14 012 человек (еще 1 089 слободских казаков числилась в нетях, сбежало после Канева и Бужина).
По ходу кампании армия дважды получала значительные подкрепления - после Канева, во второй половине июля (894 человека) и в Лубнах, в августе (2 304 человека), всего 3 198 человек.
Слободские казаки за всю кампанию потеряли убитыми и пленными 662 человека. Общие же безвозвратные потери русской армии в кампании составляли вероятно немногим более 1000 человек.
* Василий Богданович Любка Волконский-Веригин (? - 1675)
** Нежинский полковник демонстративно отказывался подчиняться Сомко и предпочел подчиняться Ромодановскому.
*** Ирклеевский, Кременчугский и Зеньковский полки были созданы самим Сомко и просуществовали недолго. Первые два ликвидированы уже в 1663 году, Зеньковский в 1672 году. Кременчугский, в свете предыдущих событий, под Каневым, вероятно, отсутствовал.
**** Люди Волконского были отпущены в Переяслав, к Ромодановскому во второй половине июля пришло ок. 900 человек подкреплений.
***** Каневский полк перешел на сторону Сомко сразу после разгрома Хмельницкого
****** А за ним и прочие украинцы.
******* В условиях численного превосходства татар дальнейшее пребывание Ромодановского в Лубнах посчитали излишним риском.
Итоги кампании
читать дальшеРезультаты компании оказались неоднозначными. С одной стороны, удалось удержать Левобережье и уничтожить изменника Хмельницкого как политическую фигуру. С другой, попытка развить успех и восстановить контроль над Правобережьем была пресечена татарами, что, в общем и предопределило раздел Украины по Днепру.
Для Юрия Хмельницкого 1662 год стал полной катастрофой. Лишившись всякого авторитета он уже в январе 1663 года вынужден был отказаться от гетманства и ушел в монастырь.
В июне 1663 года своим гетманом обзавелось и Левобережье. Им стал наименее достойный кандидат - Иван Брюховецкий. Придя к власти он поспешил расправиться с конкурентами - Яким Сомко и Василий Золотаренко были обвинены в измене и казнены.
@темы: история, книги, СТ, early modern Russia, конспект