EricMackay
Form follows content
Ю. Эскин
Очерки истории местничества в России XVI - XVII вв.

Перечитал. Отличная книга и написана прекрасно. Другое дело, что это не всеобъемлющее исследование, а именно очерки посвященные отдельным вопросам.

Карьера и местничество
Чистой победы в местническом конфликте (истец получил место или ранг ответчика или ответчик «обвинен») истцы добивались редко. Дьяки Разрядного приказа отличались высокой компетентностью в этом вопросе и грубых ошибок при назначениях не совершали (за исключением политически мотивированных случаев). По подсчетам Н. Коллман, из 1067 дел XVI - XVII вв. истец выиграл в 14 случаях (1%) и 254 раза был удовлетворен без суда (24%)*
Автор считает возможным говорить о победе истца при:
- отставке истца от назначения;
- записи претензий истца в Разряде (истец согласился с назначением, но его протест зафиксирован);
- переподчинении истца от ответчика первому воеводе (истец бьет челом на вышестоящего воеводу и его переподчиняют первому воеводе армии, разряда, города);
- «невершении» дела или обещании решить его после службы (при невершении дела на ответчика могли бить челом другие лица ему «в версту», опасаясь распространения прецедента на себя, а впоследствии невершенное дело могло использоваться при новых исках).
По наблюдениям автора** при столкновении местников разного ранга побеждал, как правило, более высокопоставленный, победа низшего - большая редкость. Успешное местничество видимо могло способствовать карьерному росту и росту окладов победителей (выигравшие, в целом, двигались по службе быстрее проигравших***, быстрее росли и их оклады).
Помимо этого автор рассматривает вопрос местничества опричников и земцев при Иване Грозном. Немногочисленные известные дела, не свидетельствуют о каком либо привилегированном местническом положении первых.

* Коллман при этом не считает победой истца его отставку, объявление безместия истцу и ответчику и обещание дать счет после службы, с чем Эскин не согласен (см. ниже). Сам Эскин насчитал 1735? местнических дел.
** На материале местничеств за 1613 - 1623 гг.
*** В 50 случаях из 95, т. е. в ~ 52% случаев.


Родовые корпорации в местнических отношениях
До Смуты в местничествах участвовало 142 рода, 51 из них по разным причинам (пресекся или захудал) прекратил местничать до начала Смутного времени*.
Местническое положение после Смуты сохранил 91 род. После 1613 г. и на протяжении XVII в. в местничество включается 163 новых, ранее не местничавших, рода** (провинциальное дворянство и захудалые ветви знатных семейств).
Старая знать на протяжении века постепенно перестает местничать, не видя смысла в «счете» с новыми, «неродословными», людьми. На протяжении века прекращает местничать 71 род***, т. е. большинство старой аристократии, что делает бессмысленным дальнейшее сохранение института.

* 28 родов при этом продолжают фиксироваться в боярских списках и книгах и служат по крайней мере до середины XVII в.
** 30 в 1613 - 1620 гг.; 27 в 1621 - 1631 гг.; 31 в 1631 - 1641 гг.; 27 в 1641 - 1651 гг.; 11? в 1651 - 1660 гг. ;13 в 1661 - 1671 гг.; 13 в 1672 - 1682 гг.
С появлением большого числа новых родов связана и резкая активизация местничества после Смуты - выстраивалась иерархия со старой знатью и между собой. В 1611 - 1620 гг. зафиксировано 133 случая местничества; в 1621 - 1630 гг. - 142 случая, позднее их число постепенно идет на спад.
*** 9 в 1613 - 1620 гг.; 15 в 1621 - 1631 гг.; 6 в 1631 - 1641 гг.; 16 в 1641 - 1651 гг.; 8 в 1651 - 1660 гг. ;14 в 1661 - 1671 гг.; 11 в 1672 - 1682 гг.


Законодательство
Известно ок. 30 положений регламентировавших институт местничества. Помимо них принималось множество временных актов (соборных приговоров, указов о безместии) действие которых было ограничено временем, местом или определенной службой.
Наиболее активной законодательная деятельность правительства была в 50-х гг. XVI в., при Годунове (1580-е - начало XVII в.), после Смуты (1617 -1622 гг.), в ходе кризиса конца 1640-х и в 1670 -1680-х гг., в пору отмены местничества.

Родословные правила
Одним из основополагающих документов, упорядочивавших институт местничества был Государев родословец - справочник родов составлявших верхушку государева двора. Он был составлен ок. 1555 г. и хранился в Разрядном приказе. Вероятно* существовал также и родословный справочник по выезжим родам («Государева книга выезжих родов», могла храниться в Посольском приказе).
Помимо этого существовали также:
- «Уложение» (или указ) о несчете «родословных» людей с неродословными
Впервые упоминается в 1589 г. К родословным людям относились прежде всего роды записанные в Государев родословец.
- «Уложение» о запрещении «утягивать» родней - новгордцами
Относится видимо ко времени Ивана Грозного (не позднее 1578/79 г.)
- «Уложение» (или указ) о равенстве первого племянника четвертому дяде
Основополагающее правило родословного счета («сын от отца своего четвертое место» или сын первого брата равен четвертому дяде). Само правило появилось вероятно еще в удельный период, повсеместно соблюдалось и возможно было зафиксировано царским решением при Грозном.
- Указ об исключении из местнических счетов назначений в «безгосударное время» (Смуту)
Принят по инициативе патриарха Филарета после 1619 г. В соответствии с ним, разрядные записи за 1605 - 1613 гг. при местнических делах не рассматривались, дабы дезавуировать местнические счеты за этот период.
Возможно существовал также Приговор (уложение) о местническом понижении родни лица отъехавшего от государя, однако доказательств его существования недостаточно.

* Упоминается в местнических делах и документах поданных в Палату родословных дел, однако сама она не найдена.

Регламентация военной службы
В этой сфере важнейшим документом являлся «Приговор о местничестве» 1550 г. Он регламентировал отношения между воеводами разных полков и прочими родословными людьми.
Первый воевода большого полка считался безусловно выше всех, первые воеводы передового, сторожевого полков и полков правой и левой руки были приравнены ко второму воеводе большого полка и, по большей части, друг к другу (воеводы передового и сторожевого полков считались не меньше правой руки, воеводы левой руки - не меньше передового и сторожевого, но при этом, воеводы правой руки больше воевод левой руки).
Родословные люди не получившие воеводских назначений теперь могли служить «в ряду» без потери чести.
Приговор, с некоторыми изменениями, позднее подтверждался Федором Ивановичем, возможно Борисом Годуновым и Михаилом Федоровичем (в 1620 г.). В окончательном варианте соотношение мест видимо выглядело так:







Еще одним важнейшим документом был Государев разряд 1556 г. (и его последующие редакции), являвшийся до Смуты одним из основополагающих документов местнической системы (после Смуты ему на смену пришли другие типы официальных разрядов).

Помимо этого известны также:
- «Уложение» о безместии голов при воеводах
Регулировало взаимоотношения представителей среднего комсостава - голов (письменных, сотенных, стрелецких, осадных) друг с другом и воеводами, запрещая им местничать. Принято вероятно при Борисе Годунове (хотя первые указы о безместии голов в полках относятся к 1552 и 1555 гг.) и действовало до конца XVII века.
- Указы о безместии объезжих голов
Местничества среди объезжих голов известны с 1584 г. В 1599 г. они приобрели особенно широкий размах, что заставило правительство объявить безместие, впоследствии ежегодно возобновляемое и до Смуты и после.
- Указ о назначении знаменщиков и определении их мест
1646 -1648 гг. Неудачная попытка правительства ввести в сотнях поместной конницы новую штатную единицу - знаменщика, избираемого из числа лучших, выборных дворян. Вызвала огромный скандал* и саботировалась дворянством. Правительство вынуждено было отступить и отказаться от требования избирать знаменщиков из числа выборных дворян.
- Указ о подчинении стрелецких голов и полковников первым воеводам
Принят в 1676 г. К концу XVII в. местнический уровень вторых и прочих воевод сблизился с уровнем командиров стрелецких частей, что могло привести к конфликтам и потребовало разъяснения.
- Указ о всеобщей отмене местничества
Принят в 1680 г. (за два года до формальной отмены местничества). Фактически отменял местничество в армии.

*Ранее знамя сотни возил боевой холоп, в Польше, порядки которой были хорошо известны русскому дворянству, знаменщик-прапорщик был только третьим чином в роте.

Регламентация дипломатической деятельности
На дипломатической службе местничества происходили довольно часто, однако известно о них немного - в разрядную документацию они не попадали, а в собственном делопроизводстве Посольского приказа фиксировались редко (да и сама посольская служба не была для знати столь массовой и регулярной как военная и придворная). Кроме того, конфликт внутри одного посольства мог привести к провалу миссии и возбранялся (Посольский приказ обычно предписывал послам действовать «заодин»).

-Наказы об иерархии в посольствах (1493 - 1505 гг.)
Определяли положение детей боярских в посольствах в Литву (кроме старших, все обязаны были быть равны, а в церемониях участвовать переменяясь местами). Принцип поочередной перемены мест для установления равенства в дальнейшем постоянно применялся в посольских и придворных церемониях.
- Указ об отмене местничества между лицами разновременно назначенными в посольство
Издан 30 мая 1621 г. Запрещал местничество между лицами назначенными в разные посольства, по поводу посылки в разные страны (страны тоже имели свою иерархию) и в разных рангах (посол, посланник, гонец). Помимо этого объявлялось безместие чинам посол и посланник.
- Именной указ о безместии послов, посланников и гонцов при посылке в одно государство
Издан 21 декабря 1655 г., в развитие предыдущего. Окончательно запрещал местничество диппредставителей по рангу, теперь и при посылке в одну страну.
- Указ о безместии пристава при послах и участниках посольства
Издан 2 ноября 1667 г. Потребовался в связи с выдвижением на руководящие дипломатические посты представителей худородных родов (Ордин-Нащокин и т. д.), в связи с чем пристав мог теперь оказаться «честнее» посла.

Регламентация административной и придворной сферы

- «Уложение» о безместии подрынд
Безместие подрынд (поддатней) установлено в XVI в. (вероятно потому, что тогда поддатнями помимо сыновей знатных семейств назначались и неродословные сыновья думных дьяков).
- «Уложение» о местах городничих и губных старост
После появления обеих должностей в середине XVI в. был определен и их местнический статус, при этом, в отличие от следующего века, такая служба считалась «честной».
- «Уложение» о порядке посылки к воеводе с наградой
Принято в 1618 г. Регулировало порядок посылки с наградами (ранее посылаемый мог счесть себя более знатным чем награжденный и отказаться ехать).
- Приговор о безместии при сказывании думного чина
20 апреля 1622 г. По традиции, сказывавший считался ниже пожалованного. Правительство пыталось изменить традицию, сделав правилом «больший сказывает меньшему», но действовало довольно непоследовательно.
- «Уложение» о безместии в боярских комиссиях ведавших Москву
Конец 1640 г. До Смуты в подобных комиссиях местничества не наблюдалось*, однако с 20-х гг. XVII в. члены комиссий начинают местничать и друг с другом и с объезжими головами и с судьями приказов и т. д. Введение безместия позволило свести местничества к минимуму (4 случая за последующие 40 лет).
- Статья Соборного уложения 1649 г. о местничестве в приказной службе
Развитие местничества среди приказных судей (среди которых после Смуты становилось все больше родословных людей), грозило парализовать работу приказов. Соответствующая статья призвана была устранить эту угрозу.
- Указ о порядке написания имен дьяков в приказной документации
В 1681 г. было предписано писать в приказных документах не всех судей приказа, а только первого, а остальным быть без мест, что уменьшало возможность конфликта между дьяками.
- Указ о безместии в крестных ходах
К последней трети XVII в. для местничества осталась практически одна сфера применения - придворный церемониал, что привело к распространению местнических претензий на области ранее ими не затрагивавшиеся. До 50-х гг. XVII в. присутствующие на придворных церковных службах не заносились в разряды и местничества здесь не было. Однако, как только такая фиксация началась, начались и местничества (первое в 1650 г.). Попытки их пресечь полного успеха не имели и в октябре 1679 г. местничество в этой сфере было полностью запрещено (и в дальнейшем жестко пресекалось).

* В комиссии переносилась видимо традиция безместия Думы, кроме того, во главе комиссий ставились лица конфликт с которыми был невозможен - братья царя, митрополит и т. п.

Безместие

Безместие - отсутствие мест, т. е. местнического порядка на государевой службе.

Безместие при военных назначениях
В военной сфере безместие объявлялось наиболее часто. С конца XV и по конец XVII вв. известно не менее 60 указов, приговоров или записей о таких указах (25 по конец XVI в. и 35 в XVII в.).
Первый известный случай относится к 1495 г. Впоследствии правительство периодически объявляло безместие на время отдельных военных походов или крупных оборонительных мероприятий (береговые разряды, оборона Москвы в 1591 г., и т. п.), иногда даже в отдельных местностях (Казань и Свияжск в 1554 г.). Безместие при этом, как правило, строго ограничивалось хронологически и географически - временем и местом действия соответствующего разряда.
В Смутное время безместие объявлялось крайне редко, дважды при Василии Шуйском (ноябрь-декабрь 1606 г., в ходе сражения за Москву с Болотниковым и март 1610 г., перед подходом армии Скопина-Шуйского) и правительством Первого ополчения (апрель 1611 г.)
При Романовых безместие вновь начинает широко использоваться, а практика его применения существенно расширяется. Так, в береговом разряде оно становится практически постоянным явлением (известны указы за 1613 - 1616, 1622, 1638-1648, 1650-1652, 1654, 1655, 1659 -1662 гг., причем эти данные неполны). Распространяется практика объявления всеобщего безместия на время важных военных кампаний. Впервые оно было объявлено в июне 1618 г., сроком на один год, в связи с «королевичевым приходом». Позднее всеобщее безместие объявлялось (возобновляясь ежегодно) во время Смоленской и Тринадцатилетней войны (хотя в последнем случае проводилось в жизнь и не совсем последовательно).
Последним аккордом в серии подобных актов стал указ принятый в ноябре 1678 г. (повторен в октябре 1679 и октябре 1680 гг.).



Безместие в придворных церемониалах
До начала XVII века неизвестны ни случаи местничества, ни указы о введении безместия при венчании на царство. Первым случаем введения безместия было венчание на царство Василия Шуйского в 1605 г. Венчание на царство Михаила Федоровича сопровождалось рядом местнических столкновений в ходе коронации, однако последующие торжества были «без мест». При венчании на царство Алексея Михайловича и Федора Алексеевича также объявлялось безместие.
Свадебные церемонии, за исключением женитьбы Ивана Грозного на Марии Нагой в 1580 г. (сопровождавшейся местничеством участников церемонии), также, вероятно, были безместными, что не всегда, впрочем, предотвращало местнические столкновения (свадьба Михаила Федоровича в 1624 г.).
Одним из важнейших элементов местнической системы, наряду с полковыми назначениями, являлись разряды государевых столов (официальных застолий по различным поводам). Их число было очень велико, в 1622/23 - 1628/29 гг., например, в среднем наряжалось от 27 до 31 стола в год. Местническое значение имели и размещение приглашенных и иерархия прислуживающих за столом.
Приглашенные рассаживались по трем столам (по убывающей -«царскому», с государем, «большому» и «кривому», стоявших напротив царского).
Иерархия распоряжавшихся проведением стола:
1. «у стола стояли» (кравчий и стольник)
«В столы смотрели» стольники:
2. «в большой стол»
3. «в кривой стол»
4. «вина наряжал»
5. «пить наливал»
6. «перед государем стоял» (чашник, стольник)
7. «у места был» (постельничий)
8. «за кушеньем сидел» или «в столы отпускал» (стольник)

Иерархия прислуживающих за столом:
1,2. «пить носить»,«есть ставить» перед государем
3,4. «пить носить»,«есть ставить» в большой стол
4,5. «пить носить»,«есть ставить» в кривой стол

Первый указ об объявлении безместия за государевым столом зафиксирован в 1591 г. Безместие объявлялось по различным поводам - по случаям государственных торжеств (царские свадьбы, венчания на царство и проч.), семейных торжеств царской фамилии (дни рождения, дни ангела, крестины), церковных праздников, походов по монастырям, военных походов и проч.
Чисто женские столы у государынь организовывались только по поводу семейных торжеств, дублируя государевы во всех отношениях в т. ч. и в плане безместия.

Местничеством сопровождалось также назначение рынд - почетных телохранителей государя. Молодые отпрыски знатных фамилий назначались на эту службу по 4-6 человек, отвечая за царское церемониальное оружие - саадак большой (главный), саадак средний (другой), саадак малый (третий), копье, сулицу, рогатину, пищаль. Старшим считался рында при большом саадаке, самым младшим - при рогатине или пищали. Несмотря на частые случаи местничества известно всего 4 примера введения безместия рынд (в 1555, 1556, 1577 и 1598 гг.). Позднее на рынд вероятно распространялось и всеобщее безместие во время крупных военных кампаний. В целом же власти видимо не особенно стремились к ограничению местничества в этой сфере.

Безместие в административной службе
Боярская дума находилась вне системы местнических отношений (заседания ее никак не фиксировались и понятие «мест» в этой службе отсутствовало).
С появлением во второй половине XVI века воеводской формы правления, местничать стали и городовые воеводы, либо между собой, либо с коллегами назначенными в более значимые города. Правительство довольно последовательно пресекало подобные инциденты введением безместия, что привело к формированию устойчивой традиции безместия при назначении городовых воевод уже в XVII в.

Прочее
Безместие при необходимости объявлялось и при посольской службе, строительстве городов и укрепленных линий и т. д.

Местничество в приказной сфере
В приказной сфере местничали и руководители ведомств и дьяки.
В первом случае местничали как руководители разных приказов (например, казначеи с печатниками, ясельничие и печатники, судьи Владимирского и Московского судных приказов) так и судьи одного приказа друг с другом. Характер местнических дел здесь ничем принципиально не отличался от прочих сфер. Всего с 1559 г. и до конца XVII в. известно 29 местничеств в приказной сфере (6 в XVI веке, 16 в первой половине XVII в. и 7* после 1649 г.).
Дьяки местничали друг с другом как в рамках приказной службы, так при исполнении других (полковой, административной и т. д.). Всего в 1598 - 1690 гг. известно 18 местничеств дьяков с участием 27 человек. Дьяки, большинство из которых было выходцами из городового дворянства, «считались» как по традиционным местническим принципам, так и по выслуге лет, причем второй подход, чем дальше тем больше, выдвигался на первый план.

* Результат действия соответствующей статьи Соборного уложения, см. выше

Местничество городового дворянства
Городовое дворянство местничало как индивидуально, так и корпоративно (группой дворян из одного или нескольких городов или «всем городом»).
Наиболее распространенным типом корпоративного местничества был конфликт со вторым полковым воеводой (иногда городовым). Местнический уровень вторых воевод нередко был слишком близок к уровню верхушки городового дворянства и последняя считала унизительным для себя подчиняться недостаточно знатному воеводе (обычно требуя подчинения «первому воеводе с товарищи»).
Помимо этого, сопротивление городовых корпораций вызывали попытки правительства поверстать в них неприемлемых для дворянства людей (например, пленных иноземцев).
Корпорации местничали и между собой, из-за места в общей иерархии «городов» (городовые корпорации в официальных документах и на разного рода мероприятиях перечислялись в определенном порядке, его нарушение или изменение приводило к конфликтам).
В индивидуальном порядке городовые дворяне местничали друг с другом (такие конфликты, как правило, решались на местном уровне и о них почти ничего не известно) и со столичными служилыми людьми. В последнем случае, как правило, имел место конфликт между однородцами и инициатором его была выдвинувшаяся, столичная часть рода, стремившаяся отгородиться от дискредитирующих ее захиревших провинциальных родственников (нередко выставляя их даже не родственниками, а однофамильцами).

@темы: конспект, книги, история, СТ