EricMackay
Form follows content
И. Суриков
Остракизм в Афинах

Книга прекрасная, автор рассматривает остракизм во всех возможных аспектах. В приложениях два мини-исследования - о численности афинских граждан в классическую эпоху и о применении остракизма в других полисах. Из минусов разве что злоупотребление эксплицитностью.

Происхождение и введение остракизма
Остракизм в Афинах был введен реформатором Клисфеном в конце VI в. до н. э. Популярная ранее версия о введении остракизма в 487 г. сейчас мало кем поддерживается. Насчет времени принятия соответствующего закона существуют разные мнения, автор относит его к самому началу клисфеновских реформ - 508/507 г. Основной целью этого закона являлся вероятно Исагор, лидер противостоящей Клисфену аристократической группировки. Однако до его практического применения дело тогда не дошло - Исагор, попытавшийся с помощью спартанцев совершить переворот, потерпел неудачу и вынужден был бежать из Афин.
Вполне вероятно остракизм («протоостракизм», как его называет автор) существовал в Афинах и до Клисфена (найдены острака датируемые VI и VII вв., некоторые древние авторы приписывают учреждение остракизма легендарному царю Тесею), будучи чисто аристократической процедурой и осуществляясь Советом Четырехсот (а в досолоновские времена Ареопагом). Клисфен, таким образом, не изобрел новую процедуру с нуля, а модифицировал уже существующую, приспособив к условиям формирующегося демократического полиса. Корни же самого ритуала изгнания вероятно уходят в глубокую древность и связаны с религиозными традициями греческих племен (ритуалом фармака - изгнания козла отпущения).
Протоостракизм был вероятно средством взаимного контроля членов правящей аристократической элиты, а в демократический период стал инструментом контроля демоса за аристократией, средством предотвращения стасиса и попыток восстановления тирании.

Процедура остракизма



Острака с именами Перикла, Кимона и Аристида; стандартные острака с именем Фемистокла, 482 г. до н. э., по мнению автора, предназначались для продажи желающим.

Ежегодно в 6-ю пританию* (примерно декабрь - январь) на голосование в народном собрании (экклесии) ставился вопрос о проведении остракофории. Проект постановления (пробулевма) готовился Советом Пятисот (буле) и принимался простым большинством голосов. Никакого списка потенциальных изгнанников это постановление не содержало.
Сама остракофория проводилась позднее, через 2-6 недель, вероятнее всего в 7-ю пританию (примерно февраль - март), в форме своеобразного народного собрания. Промежуток между принятием решения о проведении остракофории и самим голосованием использовался политическими лидерами и группировкам для ведения агитационной компании против соответствующих кандидатов. Для этого использовались, в частности, приходившиеся на это время года празднества дионисийского цикла - Малые (Сельские) Дионисии и Ленеи.
Голосование происходило на Агоре**, вероятно в юго-западной ее части, которая специально огораживалась (вероятно временными деревянными ограждениями). Граждане заходили внутрь ограждения с подписанными черепками, отдавая их должностным лицам или складывая в общую кучу и оставались внутри огороженного пространства до окончания голосования (во избежание повторных голосований).
Голосование производилось с помощью глиняных черепков (острака), иногда небольших глиняных же сосудов, на которых в свободной форме выцарапывалось имя «кандидата». Как уже говорилось, никакого списка потенциальных изгнанников не существовало и гражданин мог вписать в «бюллетень» любое имя. Черепки могли подписываться и заранее (дома), при помощи других людей, со временем возможно появились и инициативные мелкие предприниматели, продающие желающим уже надписанные черепки.
Теоретически голосование было тайным - черепок нужно было сдавать надписанной стороной вниз. По окончании голосования собравшиеся внутри ограждения граждане распускались по домам, черепки подсчитывались, после чего выбрасывались.
Относительно требуемого для изгнания числа голосов существуют две версии, обе основанные на традиции. По одной (Плутарх и др.), для признания остракофории состоявшейся требовался минимальный кворум в 6000 граждан. По другой (Филохор и др.) минимум 6000 граждан должны были проголосовать за изгнание конкретного лица. Автор поддерживает второй вариант.
Изгнанному давалось 10 дней на улаживание своих дел, после чего он обязан был покинуть территорию государства (обычно уезжали морем, через Пирей). Гражданские и имущественные права за ним сохранялись.
Срок изгнания равнялся 10 годам. При необходимости изгнанников могли (решением экклесии) вернуть досрочно, так, в 480 г. все ранее изгнанные (Гиппарх, Мегакл, Каллий?, Ксантипп, Аристид) были возвращены досрочно, в связи с нашествием Ксеркса. В 457 г. был досрочно возвращен из изгнания Кимон (для переговоров со Спартой). О процедуре досрочного возвращения ничего не известно.
По некоторым сообщениям где-то между 480 и 454 гг. срок изгнания специальной поправкой мог быть сокращен и до 5 лет, однако убедительных доказательств этому нет.
Место пребывания изгнанных изначально никак не определялось и большинство из них отправлялось на соседнюю Эгину. Однако уже в 480 г. была принята поправка ограничивавшая (под угрозой лишения гражданских прав) район пребывания изгнанников двумя точками - мысом Герест (южная оконечность Эвбеи) и мысом Скиллей (восточная оконечность Пелопоннесса). О сущности этого ограничения также есть два мнения , по одному (Аристотель) изгнанникам предписывалось находиться внутри этой зоны, т. е. неподалеку от Афин, по другому (Филохор), наоборот, вне, т. е. подальше от города. Автор поддерживает вторую точку зрения, по его мнению, помимо удаления изгнанников подальше от города, поправка преследовала цель удалить их из традиционно враждебной Эгины, а заодно и выражала претензии Афин на воды Саронического залива.

* В Афинах параллельно использовалось два календаря - лунный архонтский, в котором год делился на 12 месяцев, с периодическими вставками дополнительного 13 месяца и гражданский. В последнем год делился на притании по числу фил (10 в V веке) по 36 или 37 дней в каждой.
Афинский Совет Пятисот состоял из представителей фил (по 50 от каждой), поочередно несших дежурство в Совете (притания - председательство) и отвечавших за текущую работу Совета.
** До 460 г. до н. э. здесь проводились и обычные заседания экклесии, позднее перенесенные в специально построенный экклесиастерий на холме Пникс.


Остракизм и политическая борьба
Учрежденный еще в конце VI в. остракизм долгое время не применялся на практике. Автор связывает это с особенностями политической ситуации сложившейся в Афинах. После поражения Исагора в афинской политике долгое время (до середины 90-х гг. V в.) господствовала группировка Алкмеонидов, не нуждавшаяся в применении этой процедуры. В середине 90-х гг. произошла быстрая «сегментация» политической жизни - от Алкмеонидов откололась группировка Фемистокла, усилилось влияние группировки «друзей тиранов» (сторонников Писистратидов), новая политическая группировка сформировалась вокруг бежавшего в Афины из Херсонеса Фракийского Мильтиада. Ни одна из этих групп вероятно не могла мобилизовать достаточное число сторонников для проведения остракизма.
Вскоре однако политическая картина вновь упростилась - «друзья тиранов» были дискредитированы участием бывшего тирана Гиппия в персидской экспедиции Датиса и Артоферна (490 г.). В 489 г. подвергся опале и вскоре умер герой Марафона Мильтиад. Политическая борьба свелась теперь к противостоянию группировок Алкмеонидов и Фемистокла. Последний и воспользовался остракизмом для борьбы со своими оппонентами.
Первым, однако, был изгнан все же лидер «друзей тиранов» - Гиппарх, сын Харма (487 г.). Затем подверглись разгрому Алкмеониды - в 486 и 484 гг. были изгнаны их лидеры Мегакл, сын Гиппократа и Ксантипп. Алкмеонидом был вероятно и Каллий, сын Кратия*, изгнанный в 485 г. Финальным аккордом стало изгнание еще одного противника Фемистокла - Аристида (482 г.)**.
Уже в 480 г. в связи с персидским нашествием все изгнанные, по инициативе все того же Фемистокла, были возвращены из изгнания, с целью восстановления внутреннего единства перед лицом врага (или разделения ответственности).
В 480 - 479 гг. наиболее влиятельные аристократические роды Афин - Алкмеониды (Ксантипп), Филаиды (Кимон) и Керики (Калий) заключили между собой союз направленный прежде всего против Фемистокла. К нему примкнули и более мелкие группировки (Аристид и проч.). Совместными усилиями союзники сумели постепенно вытеснить Фемистокла из афинской политической жизни. Вероятно в 470 г. (точное время неизвестно, между 473 и 470 гг.) он был изгнан остракизмом, позднее (467? г.) заочно обвинен в измене, приговорен к смерти и вынужден был бежать к персам.
После изгнания Фемистокла союз аристократических родов распался, а на первое место в афинской политике выдвинулся лидер Филаидов Кимон, сын Мильтиада, до конца 60-х гг. игравший главную роль на политической сцене.
На рубеже 60-50-х гг. политическая ситуация в Афинах вновь обострилась. Против Кимона выступила руководимая Алкмеонидами оппозиция***. Основным пунктом разногласий были видимо взаимоотношения со Спартой. Обе группировки обменялись серией ударов - в 461 г. был изгнан Кимон, ок. 460 г. - один из лидеров оппозиции Алкивиад Старший, в начале 50-х гг. - натурализовавшийся в Афинах фессалийский аристократ Менон, входивший в окружение Кимона. Примерно тогда же видимо был изгнан Каллий, сын Дидимия, выдающийся атлет-олимпиец. О причинах изгнания и его роли в описываемых событиях ничего неизвестно****.
В 457 г. Кимон был возвращен в Афины по инициативе Перикла (для переговоров о мире со Спартой) и внутриполитическая обстановка надолго стабилизировалась. Кимон и Перикл фактически разделили сферы ответственности, Перикл взял на себя внутреннюю политику, а Кимон - внешнюю. Однако после кончины Кимона (450 г.) его «партия», возглавляемая теперь Фукидидом, сыном Мелесия, вновь заняла враждебную по отношению к Периклу позицию. Влияние Фукидида постепенно росло, но вскоре Перикл ликвидировал потенциально опасного конкурента, добившись изгнания Фукидида (в 443 или, по мнению автора, в 444 г.)*****.
В последующие полтора десятилетия Перикл безраздельно господствовал в афинской политике. Его противникам, неспособным покуситься на самого Перикла, оставалось атаковать его окружение (Фидий, Аспасия и проч.). Одной из жертв подобной тактики вероятно стал Дамон, сын Дамонида, известный музыкант и советник Перикла, изгнанный вероятно в 30-х годах V века (сам факт его остракизма, впрочем, считается сомнительным).
После опалы и смерти Перикла в Афинах долгое время вообще не было сколько-нибудь значительных политиков, а политическая борьба сводилась к противоборству мелких гетерий. Только к концу 20-х оформились две крупные политические группировки - «умеренных» во главе с Никием и «ястребов» возглавляемая Клеоном, а позднее Алкивиадом. Борьба этих двух групп привела к последнему в афинской истории остракизму закончившемуся неожиданным результатом - изгнанием демагога Гипербола (между 417 и 415 гг., по Сурикову в 415 г.).
Всего, таким образом, за 70 лет применения остракизма зафиксировано 13 случаев изгнания, из которых 10 (Гиппарх, Мегакл, Каллий, сын Кратия?, Аристид, Фемистокл, Кимон Алкивиад Старший, Фукидид, Гипербол) автор считает достоверными, а 3 (Менон, Каллий сын Дидимия и Дамон) спорными. Еще 5 случаев остракизма (легендарного царя Тесея, Клисфена, Мильтиада, повторные изгнания Мегакла и Аристида Старшего) автор считает недостоверными (хотя некоторые из них и признаются другими специалистами).
Институт остракизма, изначальными функциями которого были профилактика тирании и стасиса и контроль демоса за аристократией, со временем превратился в мощный инструмент политической борьбы, используемый политиками друг против друга. Для демоса же остракизм стал способом выбора (в ситуации биполярного противостояния) между лидерами и их линиями (в первую очередь, внешнеполитическими).

* Имя изгнанного в 485 г. неизвестно, но с высокой вероятностью это именно Каллий.
** Последний был лидером небольшой политической группировки, однако благодаря незаурядным личным качествам пользовался значительным авторитетом среди сограждан.
*** Традиционно считается, что ее лидером был Эфиальт, однако автор полагает его второстепенной фигурой, считая истинным лидером оппозиции молодого еще Перикла.
**** Собственно само изгнание Каллия является спорным вопросом, еще более спорной является датировка этого события, большинство специалистов относят его к более позднему времени - 40-м или 30-м годам V в.
***** Воспользовавшись, вероятно, конфликтом вокруг вопроса основания Фурий.


Прекращение применения остракизма
Последним случаем применения остракизма в Афинах стало изгнание демагога Гипербола (автор датирует его 415 г.). Обстоятельства его хорошо известны - обострившееся в ходе подготовки Сицилийской экспедиции противостояние политических группировок Алкивиада и Никия, должно было, как и раньше, разрешиться с помощью остракизма и изгнания одного из этих политических лидеров. Инициатором остракофории стал лидер радикальных демократов Гипербол. Однако потенциальные изгнанники сломали привычную схему, сговорившись между собой и заключив временный союз. Дезориентированные граждане в итоге проголосовали за изгнание инициатора остракофории - Гипербола.
Неожиданный результат остракофории произвел шокирующее впечатление на афинян, потрясенных несрабатыванием традиционной процедуры и, в еще большей степени, ее применением к недостойному, «низкому», человеку, осквернившим этот аристократический по сути своей ритуал.
На какое-то время процедура остракизма оказалась дискредитирована. Однако и позднее к ней уже не обращались.
Автор объясняет это комплексом причин - в последние годы Пелопоннесской войны обстановка на фронтах и внутренние потрясения не способствовали, мягко говоря, проведению остракофорий*. Позднее, уже в IV в., изменился сам политический климат Афин, политики (почти поголовно «нового типа», т. е. незнатного происхождения) предпочитали теперь использовать для борьбы друг с другом разнообразные политические судебные процессы (по обвинениям в государственных преступлениях, неверии и т. д.), результат которых был более предсказуем.
Сама процедура остракизма, тем не менее, еще долго сохранялась, играя роль «меча в ножнах». Вопрос о проведении остракофории продолжал ежегодно ставиться на голосование, каждый раз отвергаясь народным собранием. Окончательно процедура остракизма была отменена вероятно после ликвидации демократического режима (322 г. или позднее).

* Помимо этого, для них почти не оставалось «кандидатов», в связи с резким падением роли аристократии.

Хронология
(все даты до н. э.)

508/507 - закон Клисфена об остракизме
487 - остракизм Гиппарха, сына Харма (первое применение закона об остракизме?)
486 - остракизм Мегакла, сына Гиппократа
485 - остракизм « неизвестного» (Каллия, сына Кратия?)
484 - остракизм Ксантиппа
483 - неудачная остракофория (?)
482 - остракизм Аристида
480 - досрочное возвращение жертв первых остракофорий. Поправка к закону об остракизме, ограничившая местопребывание изгнанных
470 - остракизм Фемистокла
467 - заочное осуждение Фемистокла
461 - остракизм Кимона
ок. 460 - остракизм Алкивиада Старшего
начало 450-х гг. (457?) - остракизм Менона
начало 450-х гг. (?) - остракизм Каллия, сына Дидимия
457 - досрочное возвращение Кимона из остракизма
444 или чуть раньше - остракизм Фукидида, сына Мелесия
430-е гг. (?) - остракизм Дамона
415 - остракизм Гипербола (последнее применение закона об остракизме). Выход остракизма из употребления
411 - убийство Гипербола на Самосе
посл. четверть IV в. (322?) - отмена остракизма

Численность гражданского населения Афин
На начало V в. в Афинах имелось вероятно ок. 30 000 граждан (Геродот). В Марафонском сражении (490 г.) участвовало 9 000 афинских гоплитов, т. е. гоплиты вероятно составляли около 1/3 гражданского коллектива.
На протяжении V в. численность афинской общины росла и к началу Пелопоннесской войны (431 г.) составляла по разным оценкам 40 000 - 60 000 человек.
Афинская армия на 431 г. состояла из 29 000 гоплитов (13 000 в полевой армии и 16 000 в гарнизонах), 1 200 всадников и 1 800 лучников, флот состоял из 300 триер (Фукидид). Часть гоплитов составляли метеки, афинскими гражданами являлись, по разным оценкам, от 18 000 до 22 000 гоплитов.
Удельный вес гоплитов в гражданском коллективе, по мнению автора, с начала века существенно вырос и они составляли уже не треть, а возможно до половины его численности. Соответственно, общую численность афинских граждан он оценивает в 40 000 - 45 000 чел.
В годы Пелопоннесской войны гражданский коллектив Афин понес тяжелые потери. Около 1/4 граждан (т. е., в зависимости от оценки, от 10 000 до 15 000 чел.)* погибло от эпидемии чумы 430 - 426 гг. Около 10 000 чел. погибло и попало в плен в ходе Сицилийской экспедиции (впрочем, не все из них были гражданами, а какой-то части пленных удалось выжить и вернуться в Афины).
По подсчетам датского антиковеда М. Хансена еще 11 000 афинян погибло в боях Пелопоннесской войны (7 000 в крупных битвах и 4 000 в прочих столкновениях) и ок. 5 000 в ходе террористического правления Тридцати тиранов** и при осаде Афин спартанцами в конце войны. Общие потери афинского гражданского коллектива Хансен оценивает в 43 000 чел. (41 000 погибших и 2000 клерухов выведенных за время войны).
Автор оценивает потери афинян в 33 000 - 35 000 чел. (в т. ч. 10 000 - 12 000 умерших от чумы, менее 10 000 в Сицилийской экспедиции).
Таким образом, по разным оценкам, за время войны выбыло от 2/3 до 3/4 от первоначальной численности граждан. Отчасти эти потери были компенсированы за счет естественного прироста населения. Кроме того, к концу войны в Афины вернулись (частью добровольно, частью депортированы Лисандром) выведенные ранее афинские клерухи, по мнению автора, не менее 5 000 - 6 000 граждан*** (по Хансену - 2 000 - 3000).
К концу войны (404 г.) в Афинах, по разным оценкам, оставалось от 14 000 - 16 000 (Страусс) до 25 000 - 30 000 (Хансен) граждан. Суриков численность граждан оценивает в 25 000 чел. (20 000 оставшихся, с учетом естественного прироста + вернувшиеся клерухи).
На протяжении большей части IV в. численность афинского гражданского коллектива вероятно составляла ок. 30 000 чел. (такую численность граждан сами афиняне видимо вообще считали оптимальной), существенно сократившись к концу века (переселение на Восток, Херонея, Ламийская война, внутренние потрясения). По переписи проведенной Деметрием Фалернским в 117 олимпиаду (312/311 - 309/308 гг.) в Афинах оказалось ок. 21 000 граждан и 10 000 метеков.

* В том числе, 4 400 гоплитов и 300 всадников (Фукидид).
** По Аристотелю, Тридцать тиранов погубили не менее 1 500 чел., включая метеков.
*** С учетом семей ок. 20 000 чел.


Остракизм за пределами Афин
Помимо Афин институт остракизма существовал в Аргосе, Мегарах, Милете, Сиракузах, Кирене, Херсонесе Таврическом и, возможно, Эфесе. О существовании остракизма в Аргосе, Мегарах, Милете, Сиракузах (и, возможно, Эфесе) сообщают древние авторы, в первых двух случаях эти сообщения подтверждаются находками острака (в Сиракузах подобные находки невозможны по определению, см. ниже). В Кирене и Херсонесе, об остракизме в которых нарративные источники молчат, найдены сами острака.
Принято считать, что во всех перечисленных полисах институт остракизма был позаимствован из Афин, однако с уверенностью о заимствовании можно говорить только в случае Сиракуз, где о введении ( 454 г.) местного аналога остракизма (петализма) по афинскому образцу сообщает Диодор*. От остракизма петализм отличался материалом бюллетеней - использовались листья оливкового дерева, и сроком изгнания - 5 лет.
Также, по мнению автора, заимствование можно предполагать в Милете, традиционно тесно связанном с Афинами. В остальных же случаях (Аргос, Мегары, Херсонес, Эфес) институт остракизма вполне вероятно возник независимо от афинского и, местами, возможно, еще в архаический период (Мегары, Аргос).

* Просуществовал он недолго и вскоре был отменен.

@темы: конспект, книги, история, СТ