Form follows content
И. Поздеева
Московский печатный двор XVII в.: между средневековьем и Новым временем
Acta Baltico-Slavica, Vol. 40
Сама статья мне не понравилась, но тут много интересного.
читать дальшеСтатья основана на данных полученных при сплошном изучении сохранившегося архива Приказа книг печатного дела за 1620 - 1700 гг.
Книгопечатание до Смуты
Первые книги в России были отпечатаны в 1553 - 1564 гг. (3 Четвероевангелия, 2 учебные Псалтыри и 2 Триоди), издатели и место издания этих книг остаются неизвестными, датируются они по обнаруженным на их листах записям. Тираж этих изданий (по крайней мере Евангелий) вероятно был довольно значительным, на 2003 г. было известно о 92 сохранившихся экземплярах Евангелий? (1553/1554 - 36; 1558/1559 - 33 и 1563/1564 - 23 экз.).
В 1564 - 1565 гг. выпустил свои московские издания (Апостол и два Часовника) Иван Федоров. Уже после эмиграции Федорова в 1568 г. в Москве была напечатана Псалтырь, а в Александровой слободе в 1577 г. т. н. «Слободская» Псалтырь.
В Казани, где видимо была организована типография, в 1585 - 1590 и 1595 гг. печатаются два издания Службы Казанской иконе Божьей матери.
В Москве, после долгой паузы, книгопечатание возобновилось с конца 80-х годов и в последующие три десятилетия выпускается (четырьмя печатниками) 20 изданий. Печать книг продолжалась видимо до конца 1610 г., весной 1611 г. Печатный двор сгорел и был восстановлен уже после освобождения столицы.
Книгопечатание в XVII веке
После освобождения Москвы Печатный двор некоторое время работал в Кремле, позднее был перенесен на старое место на Никольской.
Всего в 1615 - 1700 гг. на Печатном дворе вышло, по неполным данным и включая переиздания, 663 издания, существование каждого из которых можно достаточно убедительно подтвердить (еще 60 изданий числятся разыскиваемыми). 253 из них напечатаны в 1615 - 1652 гг. и 410 в сентябре 1652 - 1700 гг.
Все эти издания автор делит на пять групп: Писание, богослужебные, учительные, учебные и справочные книги.
Писание
В XVII в. в Москве печатали Евангелие (Четвероевангелие), Апостол, Псалтырь. Библия в полном объеме была издана один раз в 1663 г. Евангелие издавалось 21 раз (9 в первой половине века и 12 во второй), Апостол - 19 раз. Все Евангелия (кроме изданий 1648 г. и 1689 гг.) печатались в десть (половину типографского листа, 2°). Псалтырь печаталась как Следованная, так и малая, келейная, она же учебная. Последняя использовалась и для обучения чтению.
Богослужебные книги
К ним автор отнесла Триоди, Минеи, Требник и др. Триодь Постная и Триодь Цветная, обслуживавшие связанные с Пасхой подвижные праздники, печатались еще до и во время Смуты - в 1553 - 1564, 1589, 1591, 1604 и 1607 гг. После Смуты они издавались соответственно 16 и 14 раз.
Минеи служебные (месячные, 12 книг, по одной на месяц, содержавшие службы на каждый день года) также начали издаваться еще в Смуту, в 1607 - 1610 гг., однако не были выпущены целиком. В 1619 - 1630 гг. были впервые отпечатаны все 12 книг (с добавлением русских святых, в рукописных Минеях отсутствовавших). Второе издание Миней (с новыми дополнениями) вышло в 1644 - 1646 гг., а следующие - только после издания нового Устава церковного (1682 г.) - в 1690 - 1691 и 1692 - 1693 гг.
Помимо месячных выпускались также Минея общая (с «типовыми» службами святым), Минея праздничная (с текстами служб двунадесятых праздников) и Минея общая с праздничной (обе книги вместе, 14 изданий в 1635 - 1700 гг.).
Помимо этого печатались Требники (неоднократно между 1623 и 1688 гг.), церковный Устав (в 1641 и 1682 гг.), Канонник, Часослов и др.
Учительные книги
К учительным автор помимо сочинений отцов Церкви отнесла еще и разного рода полемическую литературу.
«Евангелие учительное» (сборник «бесед» Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и др.) издавалось Печатным двором в 1629 - 1697 гг. семь раз. В 1649 и 1698 гг. печаталось Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского. «Поучения» Ефрема Сирина вышли четырьмя изданиями в 1647 и 1652 гг. В 1641 г. вышел «Маргарит» - сборник «слов» Иоанна Златоуста. Популярнейший сборник «Пролог» в 1642 - 1696 гг. издавался 7 раз. В 1647 г. вышли «Лествица» Иоанна Лествичника (дополненная фрагментами трудов других авторов) и «Сборник из 71 слова».
Помимо этого, в 40-х годах печатались и сборники актуального содержания. В 1642 г. вышел сборник «О иконном почитании» («Многосложный свиток») посвященный борьбе с ересями, в 1643 г. - «Поучение священническое» («Сборник поучений патриарха Иосифа»). «Кириллова книга» («Книга о вере единой православной»), полемический сборник направленный против униатства, католицизма и лютеранства, была выпущена дважды, в 1644 и 1648 гг.
В 50-80-х годах Печатный двор почти целиком переключился на издание полемических изданий направленных против раскольников. К ним относились сборник «Скрижаль» (1655 - 1656 гг.), «Жезл правления» Симеона Полоцкого (1667 г.), «Увет духовный» Афанасия Холмогорского (1682 г.) и др. Помимо этого в рамках борьбы с расколом издавались (соответственно подобранные) сочинения отцов Церкви - «О священстве», «Беседы на Евангелиста Матфея», «Беседы на Евангелиста Иоанна» Иоанна Златоуста (1664 - 1665 гг.), сборник переводов Епифания Словинецкого (1665 г.), объяснения изменений священных текстов и обрядов - «Вечерни», «Дьяконники», текст Символа веры, новые правила о поклонах и т. д. После 1683 г., когда накал идеологической борьбы спал, Печатный двор вернулся к изданию менее идеологически актуальной литературы.
Учебные книги
К ним автор отнесла главным образом азбуки, буквари, Часовник и учебную Псалтырь. Они использовались для обучения грамоте - начинали с азбуки/букваря, затем учились по Часовнику (Часослову) и Псалтыри.
Первые московские «Азбуки» были изданы в 1634 г., ранее считалось, что издателем их был Василий Бурцев, печатавший книги в собственной типографии. При изучении архива Книгопечатного приказа выяснилось, что Бурцев в качестве «подъячего азбучного дела» возглавлял соответствующее «подразделение» Печатного двора. Позднее «Азбуки» разного состава (к собственно азбуке могли добавляться разнообразные тексты) многократно переиздавались. Наибольшее распространение получила самая простая «Азбучка малая», она же «Азбука на листу».
Существенно расширенный вариант азбуки именовался «Букварем». Первые известные московские буквари были напечатаны в 1634 и 1637 гг. все тем же Василием Бурцевым и позднее многократно переиздавались.
Часовник (Часослов) начал печататься еще до Смуты - издавался в 1565, 1598 и 1601 гг. После Смуты он, начиная с 1618 г., многократно переиздавался.
Всего за 1615 - 1652 гг. было выпущено 85 учебных изданий (5 «Азбук», 2 «Букваря», 39 учебных Часовников, 32 учебных Псалтыри и 7 Канонников, также используемых для обучения чтению), общим тиражом ок. 110 000 экз. (половину выпуска составили Часовники).
Во второй половине века выпуск учебной литературы многократно возрос, общий ее тираж достиг 536 000 экз. (из которых 258 000 экз. составили «Азбуки», выдержавшие 51 издание).
Высшим достижением Печатного двора в области издания учебной литературы стал выпуск в 1648 г. расширенного издания «Грамматики» Мелетия Смотрицкого.
Справочные книги
К «справочным» автор отнесла Кормчую книгу («Правила святых апостолов и святых отцов») изданную в 1653 г. и еще какие-то (неназванные) издания («Святцы», «Святцы на листу» и «Часы на кругах»).
![](https://a.radikal.ru/a39/1807/fe/a68fc558db3d.jpg)
Печатный двор и распространение книг
Во второй половине XVII в. в типографии обычно имелось 12 станов обычной и один мелкой печати. Каждый стан обслуживало (в две смены по 6 чел.) 12 человек - 2 наборщика, 4 тередорщика (печатника), 4 батырщика (готовили краску и наносили ее на форму) и 2 разборщика (разбирали типографский набор после печати).
Изданные книги распространялись несколькими способами - часть тиража раздавалась на продажу в московские торговые ряды (в первую очередь, в Овощной), часть могла передаваться для реализации приказам. С 1632 г. при Печатном дворе на Никольской работала собственная книготорговая лавка, через которую распродавалась значительная (иногда даже бОльшая) часть тиражей. Так, за 7145 (1636/37) г. в лавке было продано 2 213 экз. книг, при этом среди покупателей были жители 113 населенных пунктов и монастырей (не считая Москвы), в основном духовные лица (58,7%). В 1661 - 1664 гг. 1 901 покупатель приобрел 10 535 книг, помимо Москвы и Подмосковья среди покупателей были представители еще 88 городов, уездов и монастырей, на этот раз в основном представители светских кругов и т. д. Книги в лавке покупали как для собственного пользования, так и для перепродажи.
Часть книг рассылалась в провинциальные города напрямую и реализовывалась на месте. Так, из 5 071 экз. пяти изданий выпущенных в декабре 1621 - марте 1623 гг. (Триодь постная, Апостол и Минеи на январь, февраль и ноябрь) 3 755 книг (70% тиража) было развезено в 36 провинциальных городов.
Часть тиражей распространялась «безденежно» (бесплатно), еще большая - «бесприбыльно» (по себестоимости).
Книги (примеры тиражей, цен, форматов)
У автора все это разбросано по тексту, свел большую часть вместе.
«Минеи служебные »
Первый после Смуты выпуск печатался в 1619 - 1630 гг. Первые четыре книги вышли в неудобном для богослужения формате - в полдесть (в четверть типографского листа, 4°), оставшиеся восемь печатались в десть (половину типографского листа, 2°). Тираж каждой Минеи составлял ок. 1 000 экз., себестоимость 0,78 - 0,81 руб., продажная цена - 1 руб.
Второй выпуск «Миней» был отпечатан в 1644 - 1646 гг., тираж их был стандартным для тех лет - по 1 200 экз., цена осталась той же - 1 руб. за каждую книгу. Это издание ценилось своей полнотой и уже в 1660 г. за полный комплект в Москве платили по 60 руб.
Следующие издания Миней вышли только в 1690 - 1691 и 1692 - 1693 гг.
«Азбука»
Первые пробные «Азбуки» вышли в 1634 г. тиражом до 500 экз. Одна их них была отпечатана в полдесть (в четверть типографского листа, 4°), другая в осьмушку (восьмая часть листа, 8°). Позднее все азбуки печатались в формате 8°. Оба первых издания были распроданы до конца 7142 г. (до 1 сентября 1634 г.). Позднее «Азбуки» (разного состава) неоднократно переиздавались.
Наиболее распространенной была «Азбучка малая», она же «Азбука на листу» (в данном случае «на листу» означало, что все ее содержание - 8 страниц формата 8°, укладывалось в типографский лист).
В общей сложности за XVII в. «Азбука» переиздавалась не менее 56 раз (5 изданий в первой и 51 во второй половине века). «Азбуки» издавались самыми большими тиражами - в первой половине XVII в. от 2 000 до 6 000 экз., во второй - до 14 400 экз. Печатались они обычно на остатках типографской бумаги, себестоимость книг была минимальной - обычно около полуденьги, а продажная цена - 1 -1,5 коп.
«Грамматика»
Дополненное издание «Грамматики славенския правилное синтагма» Мелетия Смотрицкого, вышедшей в Евье (ок. Вильно) в 1619 г. В феврале 1648 г. было отпечатано 1 200 экз.
Соборное уложение 1649 года
Два издания - 20 мая и 21 декабря 1649 г. (ранее считалось, что было три тиража) Первое отпечатано тиражом 1 200 экз. Себестоимость (с учетом безденежно розданных книг) - 0,79 руб. (28 алтын 2 деньги), продажная цена - 1 руб. Второй тираж - те же 1 200 экз., себестоимость 0,69 руб., продажная цена - 1 руб.
Кормчая книга («Правила святых апостолов и святых отцов»)
Ранее считалось, что книга издавалась дважды в 1650 и 1653 гг. По новым данным, небольшой пробный тираж (несколько экземпляров) был отпечатан в июле 1650 года, позднее текст подвергался многочисленным переделкам и исправлениям и полноценный выпуск был отпечатан только в июле 1653 г. Отпечатано 1 200 экз., 79 экз. розданы безденежно, себестоимость остальных определили примерно в 1,87 руб., продажная цена - 3 руб.
«Маргарит»
Сборник, содержавший 30 «слов» Иоанна Златоуста, отпечатан с острожского издания 1596 г. Вышел в ноябре 1641 г., 844 листа в десть, тираж 1 200 экз., себестоимость - примерно 1,57 руб. (1 рубль 19 алтын 1 деньга), с учетом прочих расходов (ремонт палат, станов и т. д.) - 2,5 руб. (2 рубля 16 алтын 4 деньги). Указная цена была назначена без прибыли - 2,5 руб.
«Пролог»
Первая половина сборника (909 листов) издана в августе 1641 г., в 1642 г. она была переиздана с дополнениями (добавлены статьи о некоторых русских святых). Вторая часть вышла в декабре 1643 г., 958 листов в десть, тираж - 2 400 экз., цена - 3 руб. На протяжении XVII в. сборник издавался/переиздавался 7 раз (считая издание 1642 - 1643 гг. за одно, с изданием 1641 г. даже восемь).
«Сборник из 71 слова»
Сборник уставных чтений из Торжественника триодного, от недели мытаря и фарисея до чтений недели Всех святых. Вышел в июне 1647 г., 379 листов в десть, тираж 1 200 экз.
«Учение и хитрость ратного строения пеших полков»
Перевод голландской книги Иоганна Якоби фон Вальхаузена. Вышел в августе 1647 г., тираж 1 200 экз. (13 роздано безденежно), себестоимость - 0,61 руб., цена - 1 руб.
«Вечерни», «Исповедание веры», «Листы о поклонах»
Небольшие издания, выпускавшиеся в рамках борьбы с расколом и содержащие объяснения ряда спорных изменений текстов. Ни одного экземпляра не сохранилось.
«Вечерни» печатались в декабре 1652 г. (1 200 экз., цена - 1 коп.) и в июне 1653 г. (1 200 экз.).
«Листы о поклонах» вышли в мае 1657 г., тираж 2 400 экз. (листов), в продажу пошли 2290 листов, цена продажи - 5 коп.
«Исповедание веры» отпечатано в марте 1658 г. тиражом 3 600 экз. (листов), себестоимость - 1 коп.
«Скрижаль»
Сборник текстов отцов церкви и проч., призванный доказать оправданность церковной реформы. Издан в 1655 - 1656 гг. , 1 200 экз., цена -1,3 руб.
Сборник переводов Епифания Словинецкого
Содержал тексты Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Александрийского и Иоанна Дамаскина. Издан в рамках борьбы с расколом, в 1665 г. Тираж 2 400 экз. Книга не раскупалась, на 1669 г. на Печатном дворе оставалось еще 1 830 экз.
«О священстве», «Беседы на Евангелиста Матфея», «Беседы на Евангелиста Иоанна»
Сочинения Иоанна Златоуста также издававшиеся в 1664 - 1665 гг. в рамках борьбы с расколом и видимо поэтому не нашедшие спроса. Из 2 400 экз. «О священстве» на 1669 г. на Печатном дворе оставалось еще 1 700 штук (по цене 0,49 руб.). В августе 1670 г. 1 600 экз. были выкуплены царем и розданы в епархии «безденежно».
«Жезл правления»
Сочинение Симеона Полоцкого направленное против старообрядцев. Вышло в 1667 г., тираж 1 200 экз. (позднее допечатано еще 400), продажная? цена (после допечатки) - 0,6 руб.
«Евангелие» 1677 года
Роскошно оформленное издание вышедшее в 1677 г. тиражом в 2 400 экз., формат - в десть.
«Евангелие» 1689 года
Еще более роскошное издание выпущенное в 1689 г. небольшим тиражом - 150 экз. Единственная книга отпечатанная в XVII в. форматом в полный лист (323 листа).
Московский печатный двор XVII в.: между средневековьем и Новым временем
Acta Baltico-Slavica, Vol. 40
Сама статья мне не понравилась, но тут много интересного.
читать дальшеСтатья основана на данных полученных при сплошном изучении сохранившегося архива Приказа книг печатного дела за 1620 - 1700 гг.
Книгопечатание до Смуты
Первые книги в России были отпечатаны в 1553 - 1564 гг. (3 Четвероевангелия, 2 учебные Псалтыри и 2 Триоди), издатели и место издания этих книг остаются неизвестными, датируются они по обнаруженным на их листах записям. Тираж этих изданий (по крайней мере Евангелий) вероятно был довольно значительным, на 2003 г. было известно о 92 сохранившихся экземплярах Евангелий? (1553/1554 - 36; 1558/1559 - 33 и 1563/1564 - 23 экз.).
В 1564 - 1565 гг. выпустил свои московские издания (Апостол и два Часовника) Иван Федоров. Уже после эмиграции Федорова в 1568 г. в Москве была напечатана Псалтырь, а в Александровой слободе в 1577 г. т. н. «Слободская» Псалтырь.
В Казани, где видимо была организована типография, в 1585 - 1590 и 1595 гг. печатаются два издания Службы Казанской иконе Божьей матери.
В Москве, после долгой паузы, книгопечатание возобновилось с конца 80-х годов и в последующие три десятилетия выпускается (четырьмя печатниками) 20 изданий. Печать книг продолжалась видимо до конца 1610 г., весной 1611 г. Печатный двор сгорел и был восстановлен уже после освобождения столицы.
Книгопечатание в XVII веке
После освобождения Москвы Печатный двор некоторое время работал в Кремле, позднее был перенесен на старое место на Никольской.
Всего в 1615 - 1700 гг. на Печатном дворе вышло, по неполным данным и включая переиздания, 663 издания, существование каждого из которых можно достаточно убедительно подтвердить (еще 60 изданий числятся разыскиваемыми). 253 из них напечатаны в 1615 - 1652 гг. и 410 в сентябре 1652 - 1700 гг.
Все эти издания автор делит на пять групп: Писание, богослужебные, учительные, учебные и справочные книги.
Писание
В XVII в. в Москве печатали Евангелие (Четвероевангелие), Апостол, Псалтырь. Библия в полном объеме была издана один раз в 1663 г. Евангелие издавалось 21 раз (9 в первой половине века и 12 во второй), Апостол - 19 раз. Все Евангелия (кроме изданий 1648 г. и 1689 гг.) печатались в десть (половину типографского листа, 2°). Псалтырь печаталась как Следованная, так и малая, келейная, она же учебная. Последняя использовалась и для обучения чтению.
Богослужебные книги
К ним автор отнесла Триоди, Минеи, Требник и др. Триодь Постная и Триодь Цветная, обслуживавшие связанные с Пасхой подвижные праздники, печатались еще до и во время Смуты - в 1553 - 1564, 1589, 1591, 1604 и 1607 гг. После Смуты они издавались соответственно 16 и 14 раз.
Минеи служебные (месячные, 12 книг, по одной на месяц, содержавшие службы на каждый день года) также начали издаваться еще в Смуту, в 1607 - 1610 гг., однако не были выпущены целиком. В 1619 - 1630 гг. были впервые отпечатаны все 12 книг (с добавлением русских святых, в рукописных Минеях отсутствовавших). Второе издание Миней (с новыми дополнениями) вышло в 1644 - 1646 гг., а следующие - только после издания нового Устава церковного (1682 г.) - в 1690 - 1691 и 1692 - 1693 гг.
Помимо месячных выпускались также Минея общая (с «типовыми» службами святым), Минея праздничная (с текстами служб двунадесятых праздников) и Минея общая с праздничной (обе книги вместе, 14 изданий в 1635 - 1700 гг.).
Помимо этого печатались Требники (неоднократно между 1623 и 1688 гг.), церковный Устав (в 1641 и 1682 гг.), Канонник, Часослов и др.
Учительные книги
К учительным автор помимо сочинений отцов Церкви отнесла еще и разного рода полемическую литературу.
«Евангелие учительное» (сборник «бесед» Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и др.) издавалось Печатным двором в 1629 - 1697 гг. семь раз. В 1649 и 1698 гг. печаталось Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского. «Поучения» Ефрема Сирина вышли четырьмя изданиями в 1647 и 1652 гг. В 1641 г. вышел «Маргарит» - сборник «слов» Иоанна Златоуста. Популярнейший сборник «Пролог» в 1642 - 1696 гг. издавался 7 раз. В 1647 г. вышли «Лествица» Иоанна Лествичника (дополненная фрагментами трудов других авторов) и «Сборник из 71 слова».
Помимо этого, в 40-х годах печатались и сборники актуального содержания. В 1642 г. вышел сборник «О иконном почитании» («Многосложный свиток») посвященный борьбе с ересями, в 1643 г. - «Поучение священническое» («Сборник поучений патриарха Иосифа»). «Кириллова книга» («Книга о вере единой православной»), полемический сборник направленный против униатства, католицизма и лютеранства, была выпущена дважды, в 1644 и 1648 гг.
В 50-80-х годах Печатный двор почти целиком переключился на издание полемических изданий направленных против раскольников. К ним относились сборник «Скрижаль» (1655 - 1656 гг.), «Жезл правления» Симеона Полоцкого (1667 г.), «Увет духовный» Афанасия Холмогорского (1682 г.) и др. Помимо этого в рамках борьбы с расколом издавались (соответственно подобранные) сочинения отцов Церкви - «О священстве», «Беседы на Евангелиста Матфея», «Беседы на Евангелиста Иоанна» Иоанна Златоуста (1664 - 1665 гг.), сборник переводов Епифания Словинецкого (1665 г.), объяснения изменений священных текстов и обрядов - «Вечерни», «Дьяконники», текст Символа веры, новые правила о поклонах и т. д. После 1683 г., когда накал идеологической борьбы спал, Печатный двор вернулся к изданию менее идеологически актуальной литературы.
Учебные книги
К ним автор отнесла главным образом азбуки, буквари, Часовник и учебную Псалтырь. Они использовались для обучения грамоте - начинали с азбуки/букваря, затем учились по Часовнику (Часослову) и Псалтыри.
Первые московские «Азбуки» были изданы в 1634 г., ранее считалось, что издателем их был Василий Бурцев, печатавший книги в собственной типографии. При изучении архива Книгопечатного приказа выяснилось, что Бурцев в качестве «подъячего азбучного дела» возглавлял соответствующее «подразделение» Печатного двора. Позднее «Азбуки» разного состава (к собственно азбуке могли добавляться разнообразные тексты) многократно переиздавались. Наибольшее распространение получила самая простая «Азбучка малая», она же «Азбука на листу».
Существенно расширенный вариант азбуки именовался «Букварем». Первые известные московские буквари были напечатаны в 1634 и 1637 гг. все тем же Василием Бурцевым и позднее многократно переиздавались.
Часовник (Часослов) начал печататься еще до Смуты - издавался в 1565, 1598 и 1601 гг. После Смуты он, начиная с 1618 г., многократно переиздавался.
Всего за 1615 - 1652 гг. было выпущено 85 учебных изданий (5 «Азбук», 2 «Букваря», 39 учебных Часовников, 32 учебных Псалтыри и 7 Канонников, также используемых для обучения чтению), общим тиражом ок. 110 000 экз. (половину выпуска составили Часовники).
Во второй половине века выпуск учебной литературы многократно возрос, общий ее тираж достиг 536 000 экз. (из которых 258 000 экз. составили «Азбуки», выдержавшие 51 издание).
Высшим достижением Печатного двора в области издания учебной литературы стал выпуск в 1648 г. расширенного издания «Грамматики» Мелетия Смотрицкого.
Справочные книги
К «справочным» автор отнесла Кормчую книгу («Правила святых апостолов и святых отцов») изданную в 1653 г. и еще какие-то (неназванные) издания («Святцы», «Святцы на листу» и «Часы на кругах»).
![](https://a.radikal.ru/a39/1807/fe/a68fc558db3d.jpg)
Печатный двор и распространение книг
Во второй половине XVII в. в типографии обычно имелось 12 станов обычной и один мелкой печати. Каждый стан обслуживало (в две смены по 6 чел.) 12 человек - 2 наборщика, 4 тередорщика (печатника), 4 батырщика (готовили краску и наносили ее на форму) и 2 разборщика (разбирали типографский набор после печати).
Изданные книги распространялись несколькими способами - часть тиража раздавалась на продажу в московские торговые ряды (в первую очередь, в Овощной), часть могла передаваться для реализации приказам. С 1632 г. при Печатном дворе на Никольской работала собственная книготорговая лавка, через которую распродавалась значительная (иногда даже бОльшая) часть тиражей. Так, за 7145 (1636/37) г. в лавке было продано 2 213 экз. книг, при этом среди покупателей были жители 113 населенных пунктов и монастырей (не считая Москвы), в основном духовные лица (58,7%). В 1661 - 1664 гг. 1 901 покупатель приобрел 10 535 книг, помимо Москвы и Подмосковья среди покупателей были представители еще 88 городов, уездов и монастырей, на этот раз в основном представители светских кругов и т. д. Книги в лавке покупали как для собственного пользования, так и для перепродажи.
Часть книг рассылалась в провинциальные города напрямую и реализовывалась на месте. Так, из 5 071 экз. пяти изданий выпущенных в декабре 1621 - марте 1623 гг. (Триодь постная, Апостол и Минеи на январь, февраль и ноябрь) 3 755 книг (70% тиража) было развезено в 36 провинциальных городов.
Часть тиражей распространялась «безденежно» (бесплатно), еще большая - «бесприбыльно» (по себестоимости).
Книги (примеры тиражей, цен, форматов)
У автора все это разбросано по тексту, свел большую часть вместе.
«Минеи служебные »
Первый после Смуты выпуск печатался в 1619 - 1630 гг. Первые четыре книги вышли в неудобном для богослужения формате - в полдесть (в четверть типографского листа, 4°), оставшиеся восемь печатались в десть (половину типографского листа, 2°). Тираж каждой Минеи составлял ок. 1 000 экз., себестоимость 0,78 - 0,81 руб., продажная цена - 1 руб.
Второй выпуск «Миней» был отпечатан в 1644 - 1646 гг., тираж их был стандартным для тех лет - по 1 200 экз., цена осталась той же - 1 руб. за каждую книгу. Это издание ценилось своей полнотой и уже в 1660 г. за полный комплект в Москве платили по 60 руб.
Следующие издания Миней вышли только в 1690 - 1691 и 1692 - 1693 гг.
«Азбука»
Первые пробные «Азбуки» вышли в 1634 г. тиражом до 500 экз. Одна их них была отпечатана в полдесть (в четверть типографского листа, 4°), другая в осьмушку (восьмая часть листа, 8°). Позднее все азбуки печатались в формате 8°. Оба первых издания были распроданы до конца 7142 г. (до 1 сентября 1634 г.). Позднее «Азбуки» (разного состава) неоднократно переиздавались.
Наиболее распространенной была «Азбучка малая», она же «Азбука на листу» (в данном случае «на листу» означало, что все ее содержание - 8 страниц формата 8°, укладывалось в типографский лист).
В общей сложности за XVII в. «Азбука» переиздавалась не менее 56 раз (5 изданий в первой и 51 во второй половине века). «Азбуки» издавались самыми большими тиражами - в первой половине XVII в. от 2 000 до 6 000 экз., во второй - до 14 400 экз. Печатались они обычно на остатках типографской бумаги, себестоимость книг была минимальной - обычно около полуденьги, а продажная цена - 1 -1,5 коп.
«Грамматика»
Дополненное издание «Грамматики славенския правилное синтагма» Мелетия Смотрицкого, вышедшей в Евье (ок. Вильно) в 1619 г. В феврале 1648 г. было отпечатано 1 200 экз.
Соборное уложение 1649 года
Два издания - 20 мая и 21 декабря 1649 г. (ранее считалось, что было три тиража) Первое отпечатано тиражом 1 200 экз. Себестоимость (с учетом безденежно розданных книг) - 0,79 руб. (28 алтын 2 деньги), продажная цена - 1 руб. Второй тираж - те же 1 200 экз., себестоимость 0,69 руб., продажная цена - 1 руб.
Кормчая книга («Правила святых апостолов и святых отцов»)
Ранее считалось, что книга издавалась дважды в 1650 и 1653 гг. По новым данным, небольшой пробный тираж (несколько экземпляров) был отпечатан в июле 1650 года, позднее текст подвергался многочисленным переделкам и исправлениям и полноценный выпуск был отпечатан только в июле 1653 г. Отпечатано 1 200 экз., 79 экз. розданы безденежно, себестоимость остальных определили примерно в 1,87 руб., продажная цена - 3 руб.
«Маргарит»
Сборник, содержавший 30 «слов» Иоанна Златоуста, отпечатан с острожского издания 1596 г. Вышел в ноябре 1641 г., 844 листа в десть, тираж 1 200 экз., себестоимость - примерно 1,57 руб. (1 рубль 19 алтын 1 деньга), с учетом прочих расходов (ремонт палат, станов и т. д.) - 2,5 руб. (2 рубля 16 алтын 4 деньги). Указная цена была назначена без прибыли - 2,5 руб.
«Пролог»
Первая половина сборника (909 листов) издана в августе 1641 г., в 1642 г. она была переиздана с дополнениями (добавлены статьи о некоторых русских святых). Вторая часть вышла в декабре 1643 г., 958 листов в десть, тираж - 2 400 экз., цена - 3 руб. На протяжении XVII в. сборник издавался/переиздавался 7 раз (считая издание 1642 - 1643 гг. за одно, с изданием 1641 г. даже восемь).
«Сборник из 71 слова»
Сборник уставных чтений из Торжественника триодного, от недели мытаря и фарисея до чтений недели Всех святых. Вышел в июне 1647 г., 379 листов в десть, тираж 1 200 экз.
«Учение и хитрость ратного строения пеших полков»
Перевод голландской книги Иоганна Якоби фон Вальхаузена. Вышел в августе 1647 г., тираж 1 200 экз. (13 роздано безденежно), себестоимость - 0,61 руб., цена - 1 руб.
«Вечерни», «Исповедание веры», «Листы о поклонах»
Небольшие издания, выпускавшиеся в рамках борьбы с расколом и содержащие объяснения ряда спорных изменений текстов. Ни одного экземпляра не сохранилось.
«Вечерни» печатались в декабре 1652 г. (1 200 экз., цена - 1 коп.) и в июне 1653 г. (1 200 экз.).
«Листы о поклонах» вышли в мае 1657 г., тираж 2 400 экз. (листов), в продажу пошли 2290 листов, цена продажи - 5 коп.
«Исповедание веры» отпечатано в марте 1658 г. тиражом 3 600 экз. (листов), себестоимость - 1 коп.
«Скрижаль»
Сборник текстов отцов церкви и проч., призванный доказать оправданность церковной реформы. Издан в 1655 - 1656 гг. , 1 200 экз., цена -1,3 руб.
Сборник переводов Епифания Словинецкого
Содержал тексты Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Александрийского и Иоанна Дамаскина. Издан в рамках борьбы с расколом, в 1665 г. Тираж 2 400 экз. Книга не раскупалась, на 1669 г. на Печатном дворе оставалось еще 1 830 экз.
«О священстве», «Беседы на Евангелиста Матфея», «Беседы на Евангелиста Иоанна»
Сочинения Иоанна Златоуста также издававшиеся в 1664 - 1665 гг. в рамках борьбы с расколом и видимо поэтому не нашедшие спроса. Из 2 400 экз. «О священстве» на 1669 г. на Печатном дворе оставалось еще 1 700 штук (по цене 0,49 руб.). В августе 1670 г. 1 600 экз. были выкуплены царем и розданы в епархии «безденежно».
«Жезл правления»
Сочинение Симеона Полоцкого направленное против старообрядцев. Вышло в 1667 г., тираж 1 200 экз. (позднее допечатано еще 400), продажная? цена (после допечатки) - 0,6 руб.
«Евангелие» 1677 года
Роскошно оформленное издание вышедшее в 1677 г. тиражом в 2 400 экз., формат - в десть.
«Евангелие» 1689 года
Еще более роскошное издание выпущенное в 1689 г. небольшим тиражом - 150 экз. Единственная книга отпечатанная в XVII в. форматом в полный лист (323 листа).
@темы: история, СТ, early modern Russia, конспект