Form follows content
Л. Алаев
Средневековая Индия
2-я частьЭпоха Великих Моголов
читать дальше

1) Империя Великих Моголов
Политическая история
Как уже говорилось, недовольная правлением султана Ибрахима Лоди знать призвала на помощь Мухаммеда Бабура (1526 - 1530), тимуридского правителя вытесненного из Средней Азии узбеками и закрепившегося в районе Кабула. В 1526 г. Бабур вторгся в Индию с армией из пуштунов и тюрок, разбил делийского султана в решающей битве у Панипата и занял Дели, став основателем новой мусульманской династии. Остаток своего правления этот талантливый полководец, поэт и писатель провел в борьбе за сохранение власти, подавляя восстания иктадаров, афганцев, воюя с индийскими раджами и султаном Бенгалии.
Бабуру наследовал его сын Хумаюн (1530 - 1539, 1555 - 1556). Отцовскими талантами он не обладал и через некоторое время был свергнут одним из своих вассалов - Шер-ханом, правившим частью Бихара. Расширяя свои владения Шер-хан захватил весь Бихар и Бенгалию. Хумаюн выступил против чрезмерно усилившегося вассала, однако в 1539 - 1540 гг. был наголову разбит и вынужден был бежать в Иран. Шер-хан занял Дели и короновался под именем Шер-шах (1539 - 1545) основав недолговечную династию Суридов.
Шер-шах успешно воевал с соседями, существенно расширив свои владения и провел ряд важных реформ - административную (было введено регулярное административное деление - суба - саркар - паргана, см. ниже), налоговую (установлена норма налога в 1/3 урожая), денежную (введена серебряная рупия) и проч., позднее продолженных Акбаром.
В 1549 г. Шер-шах погиб при взрыве пушки, его наследники не сумели удержать власть и в 1555 г. Хумаюн, получивший помощь от Сефевидов, вернул себе собственные владения. В 1556 г. он погиб в результате несчастного случая и на трон взошел его 14-летний сын Акбар (1556 - 1605). Первые годы вместо Акбара государством фактически правили сначала его наставник Байрам-хан, а затем мать и жены, начиная с 1562 г. он правил самостоятельно.
На протяжении всего правления Акбар успешно воевал, подчинив всю Северную Индию, часть Декана и большую часть Афганистана. Были завоеваны Мальва (1560 - 1561 гг.), Гуджарат (1572 - 1573 гг.), Бенгалия (1574 - 1576 гг.), Кашмир (1586 г.), Синд (1590 г.), Хандеш (1591 и снова в 1599 - 1601 гг.), Орисса (1592 г.), Белуджистан и Кандагар (1595 г.) и др. Власть империи признали, сделавшись ее вассалами, почти все раджпутские княжества. Использовав опыт Шер-шаха Акбар провел административную, военную, налоговую и др. реформы, став фактически подлинным основателем империи Моголов. Продолжил он и религиозную линию Шер-шаха, проводя политику исключительной веротерпимости и широко привлекая на службу индусов. В 1570 г. было начато строительство новой столицы - Фатехпур-сикри, однако позднее она была заброшена из-за нехватки воды.
Акбару наследовал его сын Салим, принявший тронное имя Джахангир (1605 - 1627). Талантами отца он не обладал и государственными делами занимался мало, предпочитая им разнообразные удовольствия. Религиозной терпимостью Акбара он также не отличался, что вызывало недовольство индусов. При дворе господствовал семейный клан любимой жены падишаха - Нур Джахан.
Джахангир пытался продолжать завоевательную политику отца. В Раджастхане ему удалось подчинить последнее независимое княжество раджпутов - Мевар (Удайпур), на юге была продолжена начатая еще Акбаром война против Ахмаднагара, однако подчинить его полностью вновь не удалось. На западе, с переменным успехом, велась борьба за Кандагар, на который претендовал сефевидский шах Аббас и т. д.
Правление Джахангира началось мятежом его старшего сына Хусроу и закончилось восстанием другого сына - Шах Джахана. После смерти отца в 1627 г. Шах Джахан (1627 - 1658) расправился с другими претендентами на престол и закрепился на троне.
Шах-Джахану удалось наконец покорить Ахмаднагар (1633 - 1636 гг.), два других государства Декана - Биджапур и Голконда признали себя вассалами империи (1636 г.). На западе шах вел малоуспешную борьбу с Сефевидами. Шах Джахану удалось навести некоторый порядок в империи, однако особыми талантами он не отличался и известен в основном своими архитектурными памятниками (Тадж Махал, Красный форт и др.). Положение иноверцев при нем еще более ухудшилось - он восстановил отмененную Акбаром джизью, поощрял обращение в ислам и т. д.
В 1657 г. Шах Джахан тяжело заболел и ожидавшие его скорой смерти сыновья вступили в борьбу за престол. Победителем из нее вышел Аурангзеб (1658 - 1707), разгромивший и перебивший своих братьев. Поправившийся Шах Джахан был заключен в тюрьму и умер в 1666 г.
Аурангзеб (тронное имя - Аламгир) был фигурой крайне противоречивой - исключительно одаренный от природы, прекрасный полководец и администратор и, в то же время, мусульманский фанатик и деспот, лично решавший даже мельчайшие вопросы управления.
На юге Аурангзеб окончательно присоединил к империи Голконду и Биджапур (1686 - 1687 гг.), попытки завоевания Ассама и Аракана на востоке успеха не имели, на западе моголы с переменным успехом вели борьбу против мятежных пуштунских племен. Религиозная политика Аурангзеба оказалась самоубийственной - он всерьез вознамерился превратить свою империю в мусульманскую страну. Индуистские храмы разрушались, индусы облагались дополнительными поборами, подвергались унизительным ограничениям, выдавливались из госаппарата и т. п. Все это вело к резкой дестабилизации внутренней обстановки в империи и провоцировало постоянные восстания, наиболее опасными из которых были выступления маратхов и сикхов. Уже к концу правления Аурангзеба империя начала распадаться, а при его преемниках рухнула окончательно.
Государство и управление
Вторым после падишаха лицом в государстве был «первый министр» - вакил, которому подчинялись еще четыре «министра»: диван (ведал финансами и налогами), мир бахши (ведал военными делами), мир саман (отвечал за дворцовое хозяйство) и садр-ус-судур (судебные и религиозные дела). Важную роль играли также личные секретари падишаха (дарога-и-гусал-ханэ и арз-и-мукаррар), начальник тайной полиции (дарога-и-дакчоуки) и чиновник рассматривавший поступающие падишаху прошения (мир-и-арз).
Качество работы аппарата управления определялось, прежде всего, личными качествами падишаха. Акбар входил во все детали управления, но ценил и инициативу сотрудников, Джахангир мало интересовался текущими делами и сильно их запустил, Шах-Джахан навел относительный порядок и привлекал к делу способных администраторов, Аурангзеб лично решал даже мельчайшие вопросы и не терпел никакой инициативы сотрудников, превратив их в бездумных исполнителей.
Империя делилась на провинции (суба), при Акбаре их имелось 15, при Джахангире - 17, при Аурангзебе - 21. Во главе субы стоял субадар (он же назим, он же сипахсалар). Управлять провинцией ему помогали провинциальные диван, бахши и кази (садр), отвечавшие за финансы, военные и религиозно-судебные дела (и фактически контролировавшие деятельность наместника в интересах центральных властей).
Провинции делились на саркары, возглавляемые двумя должностными лицами - фоудждаром (военно-административное управление) и амалгузаром (налоги). Разделение властей, таким образом, предполагалось на всех уровнях управления.
Низшей административной единицей считалась паргана, возглавляемая чаугхри («вождь») и канунго («писец»; на Декане именовались соответственно дешмукх и дешпанде). Фактически парганы совпадали с территориальными общинами, принадлежавшими землевладельческим кланам или кастовым группам, а чаугхри / дешмукхи являлись традиционными вождями / лидерами этих кланов / групп.
Крупные города управлялись градоначальниками - котвалами. Торговцы и ремесленники имели цеховую (кастовую) организацию и определенную автономию.
Вассальные княжества раджпутских и прочих раджей входили в состав империи на основе договоров (обычно устных). Князья платили империи дань (пишкеш), размер которой определялся соотношением сил и устанавливался произвольно и получали соответствующий чин (см. ниже), сохраняя в целом широкую самостоятельность и передавая власть по наследству.
Акбаром была введена «табель о рангах» (мансабдари), включавшая 33 чина. Каждый представитель правящей верхушки получал соответствующий чин (зат), называвшийся по числу всадников, которых он должен был выставлять (от 10 до 10 000). Чины в 10 000, 8 000 и 7 000 были закреплены за сыновьями Акбара, обладатели чинов в 5 000 - 200 «всадников» именовались эмирами (некоторые из них носили более высокий чин амир-уль-умара). Чины имели и гражданские чиновники и даже жены падишаха.
При Акбаре мансабдаров имелось менее 2 000 (в т. ч. 412 эмиров), к 1646 г. их число выросло до 8210 чел. (655 эмиров).
Уже при Акбаре к получаемому мансабдаром зату добавился еще один чин - савар, обозначавший реальное (меньшее) число всадников, которое он должен был выставить. При Шах Джахане было официально установлено, что савар должен составлять 1/3 зата.
Содержание мансабдары получали, в соответствии с чином, либо в форме денежного жалованья из казны, либо в форме предоставления джагира. Последний напоминал османский тимар - казна уступала джагирдару часть налоговых поступлений с определенной территории.
Получаемая сумма в соответствии с затом и саваром джагирдара делилась на две части - его личное жалованье и деньги необходимые для содержания выставляемых им воинов (на практике, естественно, процветали всяческие махинации призванные увеличить собственное жалованье джагирдара).
Джагир являлся временным пожалованием, по наследству не передавался, правительство стремилось почаще (в идеале каждые 2-3 года) перемещать джагирдаров с места на место, чтобы не дать им укорениться и обрасти связями. На практике впрочем эти принципы не всегда соблюдались, и чем дальше, тем меньше.
Армия Моголов состояла из двух основных компонентов - собственных войск падишаха, содержащихся за счет казны и контингетов выставляемых джагирдарами и вассальными князьями. При Акбаре общая численность армии достигала 250 000 чел., из которых от 25 000 до 45 000 чел. составляли его собственные войска (ахади).
Население и социальная структура
Общая численность населения империи к концу XVI в. достигала примерно 100 млн чел. Примерно 1 млн из них составлял правящий слой (двор, мансабдары, армия), ок. 14 млн городское население (половина из которого производительное - ремесленники и торговцы), 75 млн - сельское, в т. ч. 17 млн - землевладельцы-заминдары, 34 млн - земледельцы-арендаторы, 25 млн - безземельные работники и 9 млн - сельские ремесленники и обслуживающие касты.

Хотя заметную часть правящего слоя империи составляли вассальные индусские раджи, основой его были мусульмане. Единства среди них не наблюдалось, постоянной чертой придворной жизни было соперничество между этническими тюрками и иранцами, а также местными, индийскими, мусульманами (ханзадеган) и «понаехавшими» ирани-турани. К этому добавлялись традиционные религиозные противоречия между суннитами и шиитами.
Официальным языком двора был фарси, армия оставалась в значительной мере тюркоязычной, хотя в ней все больше распространялся урду, ставший lingua franca индийских мусульман.
Основной формой существования сельского населения была община (см. ниже), верхушку которой составляли землевладельцы-заминдары, землю последних обрабатывали земледельцы-арендаторы и безземельные работники.
Помимо сельских землевладельцев, заминдарами назывались также вассальные индийские князья и должностные лица сельской общины - чаугхри и др. Интересно отметить, что для могольского государства заминдарами были только эти две последние категории. Сельских жителей официальные могольские документы скопом именовали райятами, общинных заминдаров как бы не замечая.

Городское население было весьма значительным, составляя до 15% всех жителей империи. Крупные города именовались шахрами, при Акбаре их имелось примерно 120. Помимо этого существовало множество мелких городков (касаба), при Акбаре их имелось будто бы ок. 3 200, а при Аурангзебе (вместе с шахрами) до 5 000. Подобный городок представлял собой обычно торгово-ремесленное селение образовавшееся вокруг базара, служившего центром торговли для окружающих деревень (от 100 до 1 000).
Основой благополучия крупных городов во многом служили размещавшиеся в них гарнизоны, бывшие крупными потребителями товаров и услуг, а столичных (Дели, Агра) еще и двор.
Индийская сельская община
Индийская сельская община представляла собой своеобразный и сложный социальный организм. Она состояла из представителей совместно проживающих и взаимодействующих друг с другом каст* - землевладельческих, земледельческих, ремесленных, служебных и неприкасаемых. Одна из каст занимала доминирующее положение. Доминирующая каста обладала достаточно высоким социальным статусом (принадлежала к высшим кастам или по крайней мере к «чистым» шудрам), владела всей или почти всей землей общины, численность ее была достаточно велика (20 и более процентов жителей).
Доминирующей могла быть почти любая каста, однако подавляющее большинство из них принадлежало к ограниченному числу каст являвшихся традиционными землевладельцами в соответствующем регионе. В Северной и Центральной Индии это были раджпуты, брахманы, джаты, бхуинхары, ахиры, гуджары; в Гуджарате - паттидары и кунби; в Махараштре - кунби (маратхи); в Андхре - редди и кама; в Карнатаке - оккалига и лингайяты; в Тамилнаде - веллала; в Керале - найяры.
Члены доминирующей касты («полноправные общинники», в разных районах именовались заминдарами, маликами, мирасдарами, арбаб-и-замин) владели собственными участками земли, сохраняя на них широкие индивидуальные права и достаточно свободно ими распоряжаясь - земля покупалась / продавалась и внутри общины и вне её - землю у общинника мог, к примеру, купить падишах или джагирдар. Право собственности общинника защищалось только традицией и не было закреплено юридически, однако земля у них изымалась крайне редко.
Со стороны государства право собственности общинника ограничивалось обязанностью платить налоги и обеспечивать обработку всей своей земли. Существовала также круговая порука - в случае несостоятельности общинника налог за него платила вся община, права которой на соответствующую землю при этом возрастали - участок мог быть сдан в аренду от имени общины или передан другому общиннику.
Община распоряжалась также пустошами, выгонами и лесами, иногда коллективно сдавала свою землю в аренду, члены общины обладали преимущественным правом выкупа земли у других общинников.
С государством община вела перманентную борьбу относительно распределения ренты между самой общиной и налоговым аппаратом империи. Борьба эта велась как мирными (взятки и разнообразные махинации), так и насильственными методами. Общинные землевладельцы были вооружены, обладали военными навыками и нередко применяли их для отстаивания собственных интересов. Все «крестьянские восстания» в Индии представляли собой вооруженные выступления заминдаров и также были перманентным явлением. Существовали целые области налоги с которых собирались только при помощи военных экспедиций. Военный потенциал заминдаров был очень велик - на начало XVII в. только в центральных областях империи у них имелось ок. 4,5 млн воинов (видимо это все мужское население «призывного» возраста соответствующих слоев).
Управление общиной также находилось в руках доминирующей касты - состоявший из ее представителей панчаят (совет) решал все более-менее важные вопросы. В больших общинах деревнями входившими в ее состав управляли старосты, с помощью деревенских писцов.
Земля принадлежавшая заминдарам обрабатывалась ими самими и представителями низших каст - земледельцами-арендаторами (музариан, реза-риайя, худкашт, паикашт) и безземельными работниками - наемными (маздур) и зависимыми, из каст неприкасаемых. Последние именовались хидмат-праджа («обслуживающий народ») или по кастовым названиям - дханук, тхори, балахар, чамар. Характер их зависимости от хозяев точно не известен, вероятно она носила крепостнический характер.
Помимо землевладельцев и земледельцев в состав общины входили ремесленники и члены обслуживающих каст, предоставлявшие первым необходимые орудия труда и быта, а также ритуальные и бытовые услуги. В состав этой группы входили обычно кузнецы, плотники, гончары, кожевенники, медники, цирюльники, прачки, писцы, стражники, ювелиры, брахманы-жрецы и брахманы-астрологи, уборщики и др. Отношения между ними и клиентами представляли собой своеобразную систему взаимного обслуживания (джаджмани). Каждый работник обслуживал определенный, почти никогда не менявшийся, круг клиентов (он передавался по наследству, делился между наследниками, даже продавался) получая за это вознаграждения не сдельно, а в виде части урожая (т. е. два раза в год), участка земли и взаимных услуг (некоторые услуги и товары, не считавшиеся жизненно необходимыми, могли оплачиваться и сдельно).
Особенностью индийской общины была неопределенность ее территории, в качестве землевладельца она охватывала территорию которой владел соответствующий коллектив доминирующей касты - квартал деревни, деревню целиком, несколько кварталов в разных деревнях, несколько деревень. Касты имевшие клановое устройство (раджпуты, джаты) владели целыми округами, образуя макрообщины, имевшие многоступенчатую внутреннюю структуру из более мелких общин.
Система джаджмани не была строго привязана к территориальным общинам и круг клиентов конкретных специалистов мог выходить за пределы конкретной общины.
Организация индийской общины обеспечивала ей исключительную прочность и живучесть.
Возникновение ее автор относит ко второй половине I тыс. до н. э. В первые века н. э. сложившаяся было система разлагается и вновь возрождается, в обновленном виде, в VIII - X вв. В XIV - XVIII вв. под давлением государства происходит процесс постепенной «крестьянизации» высшего слоя общины, сопровождавшийся сокращением его владельческих прав. В наибольшей степени классический тип индийской общины сохранился в районах интенсивного поливного земледелия - Джамна-Гангском двуречье, прилегающих районах Пенджаба и Раджпутаны и на восточном побережье Тамилнада.
* Общины состоявшие из представителей одной касты существовали только в некоторых отсталых районах.
Экономика
Основой экономики было сельское хозяйство. Свободных земель в Индии было еще много и расширение производства обеспечивалось в основном увеличением площади запашки (в редких случаях - за счет строительства ирригационных сооружений и внедрения товарных культур). Развитие товарного производства тормозилось общим экономическим курсом правительства - как и прочие режимы подобного рода оно считало своей главной задачей обеспечение городов и армии необходимыми продуктами по минимальным ценам.
Часть сельскохозяйственных земель (халисе) находилась непосредственно в ведении казны. На землях джагирдаров налоги также должны были собираться казенными чиновниками, однако на практике джагирдары часто создавали собственный аппарат сборщиков и вводили незаконные поборы разного рода, с чем правительство (безуспешно) боролось. При Аурангзебе с земель халисе взималось 58 млн рупий, джагирдарам поступало 276 млн рупий налогов (т. е. примерно 83% сборов).
Примерно 3-5% земель находилось в собственности религиозных учреждений - медресе, мечетей и т. д. В Индии эти владения именовались инам, мадад-и-мааш или как и в других исламских станах вакф. Подобные земли имелись и у некоторых индуистских храмов.
В виде налогов государство собирало примерно 1/3 урожая (фактически видимо ок. 1/4), в большинстве провинций в денежной форме. Для упорядочивания налогообложения при Акбаре в части провинций было проведено кадастровое описание земель.
Индия практически полностью обеспечивала себя ремесленными продуктами и товарами. Наиболее развитой отраслью было текстильное производство. Хлопчатобумажные ткани разного качества производились повсеместно и массово экспортировались. Шелковые ткани делались в Бенгалии (из местного сырца), Гуджарате (из привозного китайского) и Кашмире и также экспортировались. Шерстяные ткани выпускались только в Кашмире.
Индия была также одним из крупнейших производителей железа - оно изготавливалось в основном мелкими артелями на Декане. Большое развитие получили судостроение, пищевая промышленность и т. д.
При всем при этом, мощь индийской промышленности основывалась в основном на количественном факторе - наличии множества ремесленников. Техническое оснащение последних было крайне примитивным и не улучшалось, не наблюдалось и прогресса в области организации производства.
Основой индийского экспорта был вывоз тканей, селитры, красителей, изделий из стали и т. д. Наиболее важным импортным товаром оставались лошади для армии. В прочих товарах Индия почти не нуждалась и обменивала свою продукцию главным образом на драгметаллы - золото и серебро.
Основой денежной системы был золотой мохур (11 г, золото 980 пробы). Мохур равнялся 15 серебряным рупиям того же веса, рупия состояла из 40 дамов.
2) Государства Декана и Южной Индии
Декан
Бахманидский султанат на рубеже XV - XVI вв. распался на пять государств - Биджапур, Голконду, Ахмаднагар, Бидар и Берар, наиболее значительными из которых были первые два.
Биджапур стал самостоятельным в 1490 г. когда бахманидский наместник Юсуф Адил-шах отложился от султаната. Правящая династия Адил-шахи была шиитской и поддерживала тесные связи с Ираном, получая оттуда военных специалистов и коней для армии. Основой административного деления султанаты были парганы - те же переименованные территориальные общины (по 50 - 200 деревень), управлявшиеся наследственными чиновниками-вождями дешмукхами из касты кунби (маратха). Часть из них раздавалась джагирдарам, часть управлялась правительственными наместниками - хавильдарами. В центре парганы обычно имелась небольшая крепость и вся Махараштра была покрыта сетью таких крепостей. При конфликте с центральными властями крепости становились оплотом недовольных и правительственным войскам приходилось их осаждать или брать штурмом. Языком официальной документации был маратхи. Индусы широко привлекались к управлению, назначаясь на высокие посты. Маратхские территориальные вожди со своими отрядами массово привлекались к службе в армии султана (что, впрочем, позднее султанат и погубило). Султанат вел широкую внешнюю торговлю, в т. ч. и морскую и на этой почве конфликтовал с португальцами. В 1510 г. португальцы захватили один из его портов - Гоа, попытки выбить их оттуда успеха не имели и к концу XVI в. отношения с португальцами стабилизировались. Помимо португальцев Биджапур враждовал и с соседними Голкондой и Виджаянагаром. В XVII в. усилившиеся маратхи повели борьбу за независимость и ослабили султанат, в 1686 г. он был окончательно ликвидирован Аурангзебом.
Голконда отложилась от Бахманидов в 1518 г., основателем новой (также шиитской) династии стал тюркский военачальник Кули Кутб-шах. Как и Биджапур Голконда поддерживала тесные связи с Ираном. Система управления Голконды отличалась от хорошо организованной и сбалансированной биджапурской большей хаотичностью. Налоги сдавались на откуп. Богатейшие алмазные копи сделали имя страны нарицательным. Правящая династия широко покровительствовала индусам и привлекала их на службу. Основу армии Голконды составляли тяжелая мусульманская конница и отряды телужских вождей из каст велама и редди, в артиллерии служили европейцы. Султанат вел широкую внешнюю торговлю (массово экспортируя, в частности, хлопчатобумажные ткани), имея дело в основном с британской и голландской ост-индскими компаниями, отношения с которыми у него были много спокойней чем у Биджапура с португальцами. В 1687 г. Голконда была захвачена Аурангзебом.
Ахмаднагар отложился от Бахманидов в 1490 г., в 1574 г. он поглотил еще один осколок Бахманидского султаната - Берар, а в конце шестнадцатого столетия сделался объектом притязаний Могольской империи. После упорнейшей борьбы Акбару удалось захватить часть территории султаната. В начале XVII в. под фактическим управлением «министра» Малика Амбара, эфиопа по происхождению, он пережил недолгий подъем - была усовершенствована налоговая система, за счет привлечения к борьбе с моголами отрядов маратхов достигнуты некоторые военные успехи и т. д. Однако после смерти Малика моголам удалось добить султанат, поглощенный империей в 1633 - 1636 гг.
Берар в 1574 г. был присоединен к Ахмаднагару, Бидар в 1619 г. захвачен Биджапуром.
Маратхи - были выходцами из доминирующей в сельской местности Махараштры касты кунби, ставшими профессиональными воинами и служившими в армиях Биджапура и Ахмаднагара. Со временем они усвоили образ жизни раджпутов, а их вожди обзавелись многочисленными полунезависимыми владениями на территории обоих султанатов. В середине XVII в. один из маратхских лидеров, Шиваджи, выступил с оружием в руках против Биджапура, а позднее и против моголов. К началу 70-х годов ему удалось сколотить собственное государство в Махараштре, в 1674 г. он короновался с титулом чхатрапатри. После смерти Шиваджи в 1680 г., ему наследовали сыновья Самбхаджи (1680 - 1689) и Раджарам (1689 - 1700) и внуки Шиваджи II (1708 - 1749) и Шиваджи III (1700 - 1708).
Государство маратхов имело довольно стройную организацию, созданную Шиваджи. Имелось правительство из 8 «министров» во главе с пешвой, территория делилась на провинции (прант), а те, в свою очередь, на парганы (тарафы). Была заимствована созданная Маликом Амбаром налоговая система покойного Ахмаднагара. Маратхская армия состояла из легкой конницы и легкой пехоты и отличалась выдающейся подвижностью, а оборона страны основывалась на множестве крепостей. Несмотря на ряд сокрушительных поражений нанесенных ему моголами в конце XVII в. маратхское государство выжило и сыграло позднее решающую роль в разрушении могольской империи.
Государства Юга
Империя Виджаянагар так и не оправилась после разгрома 1564 г. Венкате II (1570 - 1614) удалось восстановить ее почти в прежних границах, однако вскоре после его кончины империя окончательно развалилась (середина XVII в.). В Тамилнаде образовалось несколько мелких государств управлявшихся найяками (Джинджи, Танджур, Келади, Лапакши и проч.) наиболее значительным из них был Мадурай (занимал южную часть современного Тамилнада, существовал до 1736 г.). В Карнатике образовались новые государства - Майсур (расцвет которого пришелся уже на XVIII в.) и Иккери. Андхра была поделена Биджапуром и Голкондой.
Экономическая и административная система в этих новых государствах по большей части не отличалась принципиально от виджаянагарской. Новшеством стало распространение в Тамилнаде полигар, системы землевладения при которой землевладелец - полигар / палайякар получал в наследственное владение 9-12 деревень и в управление еще более обширный район, на территории которого обязан был поддерживать порядок и собирать налоги, отсылая их в казну.
3) Европейцы в Индии
Европейцы появились в Индии в мае 1498 г., когда эскадра Васко да Гамы достигла Каликута. Центром португальских владений в Индии стал захваченный в 1510 г. Гоа. Португальские владения и фактории существовали в Кочине (1503 - 1663), Каннануре (1503 - 1656), Куилоне (1503 - 1653), Каликуте (1510 - 1616), Чауле (1522 - 1739), Крангануре (1520-е - 1662), Бассейне (1534 - 1739), Бомбее (1534 - 1661), Диу (с 1534), Хугли (1537 - 1642), Негапатаме (1540 - 1660), Тутикорине (1540 - 1658), Сан-Томе (1540 - 1660), Читтагонге (1540 - 1666), Дамане (с 1559), Порто-Ново (с 1575), Камбее (1583 - 1616).
Созданная в 1602 г. Голландская Ост-Индская компания создавала фактории не только на берегу, но и в глубине континента, попутно вытесняя португальцев. Голландские фактории существовали в Масулипотаме (1605 - 1611), Пуликате (1609 - 1781, 1785 - 1795, 1818 - 1825), Сурате (1616 - 1668), Ахмадабаде (1616 - 1744), Агре (1618 - 1668), Патне (1620 - 1763), Чинсуре (1641 - 1781, 1783 - 1795, 1814 - 1825), Каннануре (1656 - 1784), Куилоне (1653 - 1803), Тутикорине (1658 - 1782, 1785 - 1795, 1818 - 1825), Негапатаме (1660 - 1781), Сан-Томе (1660 - 1672), Крангануре (1662 - 1776), Кочине (1663 - 1795), Порто-Ново (1678), Коконаде и Бимлипатаме (до 1825).
Британская Ост-Индская компания была создана в 1606 г., но в Индии активную деятельность развернула позднее. Главной английской факторией на западном побережье стал Сурат (1613), а позднее - полученный от португальцев Бомбей. На востоке Индии центрами английского влияния стали Мадрас (1639) и Калькутта (1690).
Французская Ост-Индская компания была создана в 1664 г., центром ее деятельности в Индии стал Пондишери (1674).
Собственные фактории в Индии имела и Датская Ост-Индская компания (основана в 1616 г.)
Политическое влияние европейцев на местные дела в этот период было совершенно незначительным, при этом их фактории способствовали развитию торговли и производства и пользовались, как правило, покровительством местных правителей.
1-я часть
Средневековая Индия
2-я частьЭпоха Великих Моголов
читать дальше


1) Империя Великих Моголов
Политическая история
Как уже говорилось, недовольная правлением султана Ибрахима Лоди знать призвала на помощь Мухаммеда Бабура (1526 - 1530), тимуридского правителя вытесненного из Средней Азии узбеками и закрепившегося в районе Кабула. В 1526 г. Бабур вторгся в Индию с армией из пуштунов и тюрок, разбил делийского султана в решающей битве у Панипата и занял Дели, став основателем новой мусульманской династии. Остаток своего правления этот талантливый полководец, поэт и писатель провел в борьбе за сохранение власти, подавляя восстания иктадаров, афганцев, воюя с индийскими раджами и султаном Бенгалии.
Бабуру наследовал его сын Хумаюн (1530 - 1539, 1555 - 1556). Отцовскими талантами он не обладал и через некоторое время был свергнут одним из своих вассалов - Шер-ханом, правившим частью Бихара. Расширяя свои владения Шер-хан захватил весь Бихар и Бенгалию. Хумаюн выступил против чрезмерно усилившегося вассала, однако в 1539 - 1540 гг. был наголову разбит и вынужден был бежать в Иран. Шер-хан занял Дели и короновался под именем Шер-шах (1539 - 1545) основав недолговечную династию Суридов.
Шер-шах успешно воевал с соседями, существенно расширив свои владения и провел ряд важных реформ - административную (было введено регулярное административное деление - суба - саркар - паргана, см. ниже), налоговую (установлена норма налога в 1/3 урожая), денежную (введена серебряная рупия) и проч., позднее продолженных Акбаром.
В 1549 г. Шер-шах погиб при взрыве пушки, его наследники не сумели удержать власть и в 1555 г. Хумаюн, получивший помощь от Сефевидов, вернул себе собственные владения. В 1556 г. он погиб в результате несчастного случая и на трон взошел его 14-летний сын Акбар (1556 - 1605). Первые годы вместо Акбара государством фактически правили сначала его наставник Байрам-хан, а затем мать и жены, начиная с 1562 г. он правил самостоятельно.
На протяжении всего правления Акбар успешно воевал, подчинив всю Северную Индию, часть Декана и большую часть Афганистана. Были завоеваны Мальва (1560 - 1561 гг.), Гуджарат (1572 - 1573 гг.), Бенгалия (1574 - 1576 гг.), Кашмир (1586 г.), Синд (1590 г.), Хандеш (1591 и снова в 1599 - 1601 гг.), Орисса (1592 г.), Белуджистан и Кандагар (1595 г.) и др. Власть империи признали, сделавшись ее вассалами, почти все раджпутские княжества. Использовав опыт Шер-шаха Акбар провел административную, военную, налоговую и др. реформы, став фактически подлинным основателем империи Моголов. Продолжил он и религиозную линию Шер-шаха, проводя политику исключительной веротерпимости и широко привлекая на службу индусов. В 1570 г. было начато строительство новой столицы - Фатехпур-сикри, однако позднее она была заброшена из-за нехватки воды.
Акбару наследовал его сын Салим, принявший тронное имя Джахангир (1605 - 1627). Талантами отца он не обладал и государственными делами занимался мало, предпочитая им разнообразные удовольствия. Религиозной терпимостью Акбара он также не отличался, что вызывало недовольство индусов. При дворе господствовал семейный клан любимой жены падишаха - Нур Джахан.
Джахангир пытался продолжать завоевательную политику отца. В Раджастхане ему удалось подчинить последнее независимое княжество раджпутов - Мевар (Удайпур), на юге была продолжена начатая еще Акбаром война против Ахмаднагара, однако подчинить его полностью вновь не удалось. На западе, с переменным успехом, велась борьба за Кандагар, на который претендовал сефевидский шах Аббас и т. д.
Правление Джахангира началось мятежом его старшего сына Хусроу и закончилось восстанием другого сына - Шах Джахана. После смерти отца в 1627 г. Шах Джахан (1627 - 1658) расправился с другими претендентами на престол и закрепился на троне.
Шах-Джахану удалось наконец покорить Ахмаднагар (1633 - 1636 гг.), два других государства Декана - Биджапур и Голконда признали себя вассалами империи (1636 г.). На западе шах вел малоуспешную борьбу с Сефевидами. Шах Джахану удалось навести некоторый порядок в империи, однако особыми талантами он не отличался и известен в основном своими архитектурными памятниками (Тадж Махал, Красный форт и др.). Положение иноверцев при нем еще более ухудшилось - он восстановил отмененную Акбаром джизью, поощрял обращение в ислам и т. д.
В 1657 г. Шах Джахан тяжело заболел и ожидавшие его скорой смерти сыновья вступили в борьбу за престол. Победителем из нее вышел Аурангзеб (1658 - 1707), разгромивший и перебивший своих братьев. Поправившийся Шах Джахан был заключен в тюрьму и умер в 1666 г.
Аурангзеб (тронное имя - Аламгир) был фигурой крайне противоречивой - исключительно одаренный от природы, прекрасный полководец и администратор и, в то же время, мусульманский фанатик и деспот, лично решавший даже мельчайшие вопросы управления.
На юге Аурангзеб окончательно присоединил к империи Голконду и Биджапур (1686 - 1687 гг.), попытки завоевания Ассама и Аракана на востоке успеха не имели, на западе моголы с переменным успехом вели борьбу против мятежных пуштунских племен. Религиозная политика Аурангзеба оказалась самоубийственной - он всерьез вознамерился превратить свою империю в мусульманскую страну. Индуистские храмы разрушались, индусы облагались дополнительными поборами, подвергались унизительным ограничениям, выдавливались из госаппарата и т. п. Все это вело к резкой дестабилизации внутренней обстановки в империи и провоцировало постоянные восстания, наиболее опасными из которых были выступления маратхов и сикхов. Уже к концу правления Аурангзеба империя начала распадаться, а при его преемниках рухнула окончательно.
Государство и управление
Вторым после падишаха лицом в государстве был «первый министр» - вакил, которому подчинялись еще четыре «министра»: диван (ведал финансами и налогами), мир бахши (ведал военными делами), мир саман (отвечал за дворцовое хозяйство) и садр-ус-судур (судебные и религиозные дела). Важную роль играли также личные секретари падишаха (дарога-и-гусал-ханэ и арз-и-мукаррар), начальник тайной полиции (дарога-и-дакчоуки) и чиновник рассматривавший поступающие падишаху прошения (мир-и-арз).
Качество работы аппарата управления определялось, прежде всего, личными качествами падишаха. Акбар входил во все детали управления, но ценил и инициативу сотрудников, Джахангир мало интересовался текущими делами и сильно их запустил, Шах-Джахан навел относительный порядок и привлекал к делу способных администраторов, Аурангзеб лично решал даже мельчайшие вопросы и не терпел никакой инициативы сотрудников, превратив их в бездумных исполнителей.
Империя делилась на провинции (суба), при Акбаре их имелось 15, при Джахангире - 17, при Аурангзебе - 21. Во главе субы стоял субадар (он же назим, он же сипахсалар). Управлять провинцией ему помогали провинциальные диван, бахши и кази (садр), отвечавшие за финансы, военные и религиозно-судебные дела (и фактически контролировавшие деятельность наместника в интересах центральных властей).
Провинции делились на саркары, возглавляемые двумя должностными лицами - фоудждаром (военно-административное управление) и амалгузаром (налоги). Разделение властей, таким образом, предполагалось на всех уровнях управления.
Низшей административной единицей считалась паргана, возглавляемая чаугхри («вождь») и канунго («писец»; на Декане именовались соответственно дешмукх и дешпанде). Фактически парганы совпадали с территориальными общинами, принадлежавшими землевладельческим кланам или кастовым группам, а чаугхри / дешмукхи являлись традиционными вождями / лидерами этих кланов / групп.
Крупные города управлялись градоначальниками - котвалами. Торговцы и ремесленники имели цеховую (кастовую) организацию и определенную автономию.
Вассальные княжества раджпутских и прочих раджей входили в состав империи на основе договоров (обычно устных). Князья платили империи дань (пишкеш), размер которой определялся соотношением сил и устанавливался произвольно и получали соответствующий чин (см. ниже), сохраняя в целом широкую самостоятельность и передавая власть по наследству.
Акбаром была введена «табель о рангах» (мансабдари), включавшая 33 чина. Каждый представитель правящей верхушки получал соответствующий чин (зат), называвшийся по числу всадников, которых он должен был выставлять (от 10 до 10 000). Чины в 10 000, 8 000 и 7 000 были закреплены за сыновьями Акбара, обладатели чинов в 5 000 - 200 «всадников» именовались эмирами (некоторые из них носили более высокий чин амир-уль-умара). Чины имели и гражданские чиновники и даже жены падишаха.
При Акбаре мансабдаров имелось менее 2 000 (в т. ч. 412 эмиров), к 1646 г. их число выросло до 8210 чел. (655 эмиров).
Уже при Акбаре к получаемому мансабдаром зату добавился еще один чин - савар, обозначавший реальное (меньшее) число всадников, которое он должен был выставить. При Шах Джахане было официально установлено, что савар должен составлять 1/3 зата.
Содержание мансабдары получали, в соответствии с чином, либо в форме денежного жалованья из казны, либо в форме предоставления джагира. Последний напоминал османский тимар - казна уступала джагирдару часть налоговых поступлений с определенной территории.
Получаемая сумма в соответствии с затом и саваром джагирдара делилась на две части - его личное жалованье и деньги необходимые для содержания выставляемых им воинов (на практике, естественно, процветали всяческие махинации призванные увеличить собственное жалованье джагирдара).
Джагир являлся временным пожалованием, по наследству не передавался, правительство стремилось почаще (в идеале каждые 2-3 года) перемещать джагирдаров с места на место, чтобы не дать им укорениться и обрасти связями. На практике впрочем эти принципы не всегда соблюдались, и чем дальше, тем меньше.
Армия Моголов состояла из двух основных компонентов - собственных войск падишаха, содержащихся за счет казны и контингетов выставляемых джагирдарами и вассальными князьями. При Акбаре общая численность армии достигала 250 000 чел., из которых от 25 000 до 45 000 чел. составляли его собственные войска (ахади).
Население и социальная структура
Общая численность населения империи к концу XVI в. достигала примерно 100 млн чел. Примерно 1 млн из них составлял правящий слой (двор, мансабдары, армия), ок. 14 млн городское население (половина из которого производительное - ремесленники и торговцы), 75 млн - сельское, в т. ч. 17 млн - землевладельцы-заминдары, 34 млн - земледельцы-арендаторы, 25 млн - безземельные работники и 9 млн - сельские ремесленники и обслуживающие касты.

Хотя заметную часть правящего слоя империи составляли вассальные индусские раджи, основой его были мусульмане. Единства среди них не наблюдалось, постоянной чертой придворной жизни было соперничество между этническими тюрками и иранцами, а также местными, индийскими, мусульманами (ханзадеган) и «понаехавшими» ирани-турани. К этому добавлялись традиционные религиозные противоречия между суннитами и шиитами.
Официальным языком двора был фарси, армия оставалась в значительной мере тюркоязычной, хотя в ней все больше распространялся урду, ставший lingua franca индийских мусульман.
Основной формой существования сельского населения была община (см. ниже), верхушку которой составляли землевладельцы-заминдары, землю последних обрабатывали земледельцы-арендаторы и безземельные работники.
Помимо сельских землевладельцев, заминдарами назывались также вассальные индийские князья и должностные лица сельской общины - чаугхри и др. Интересно отметить, что для могольского государства заминдарами были только эти две последние категории. Сельских жителей официальные могольские документы скопом именовали райятами, общинных заминдаров как бы не замечая.

Городское население было весьма значительным, составляя до 15% всех жителей империи. Крупные города именовались шахрами, при Акбаре их имелось примерно 120. Помимо этого существовало множество мелких городков (касаба), при Акбаре их имелось будто бы ок. 3 200, а при Аурангзебе (вместе с шахрами) до 5 000. Подобный городок представлял собой обычно торгово-ремесленное селение образовавшееся вокруг базара, служившего центром торговли для окружающих деревень (от 100 до 1 000).
Основой благополучия крупных городов во многом служили размещавшиеся в них гарнизоны, бывшие крупными потребителями товаров и услуг, а столичных (Дели, Агра) еще и двор.
Индийская сельская община
Индийская сельская община представляла собой своеобразный и сложный социальный организм. Она состояла из представителей совместно проживающих и взаимодействующих друг с другом каст* - землевладельческих, земледельческих, ремесленных, служебных и неприкасаемых. Одна из каст занимала доминирующее положение. Доминирующая каста обладала достаточно высоким социальным статусом (принадлежала к высшим кастам или по крайней мере к «чистым» шудрам), владела всей или почти всей землей общины, численность ее была достаточно велика (20 и более процентов жителей).
Доминирующей могла быть почти любая каста, однако подавляющее большинство из них принадлежало к ограниченному числу каст являвшихся традиционными землевладельцами в соответствующем регионе. В Северной и Центральной Индии это были раджпуты, брахманы, джаты, бхуинхары, ахиры, гуджары; в Гуджарате - паттидары и кунби; в Махараштре - кунби (маратхи); в Андхре - редди и кама; в Карнатаке - оккалига и лингайяты; в Тамилнаде - веллала; в Керале - найяры.
Члены доминирующей касты («полноправные общинники», в разных районах именовались заминдарами, маликами, мирасдарами, арбаб-и-замин) владели собственными участками земли, сохраняя на них широкие индивидуальные права и достаточно свободно ими распоряжаясь - земля покупалась / продавалась и внутри общины и вне её - землю у общинника мог, к примеру, купить падишах или джагирдар. Право собственности общинника защищалось только традицией и не было закреплено юридически, однако земля у них изымалась крайне редко.
Со стороны государства право собственности общинника ограничивалось обязанностью платить налоги и обеспечивать обработку всей своей земли. Существовала также круговая порука - в случае несостоятельности общинника налог за него платила вся община, права которой на соответствующую землю при этом возрастали - участок мог быть сдан в аренду от имени общины или передан другому общиннику.
Община распоряжалась также пустошами, выгонами и лесами, иногда коллективно сдавала свою землю в аренду, члены общины обладали преимущественным правом выкупа земли у других общинников.
С государством община вела перманентную борьбу относительно распределения ренты между самой общиной и налоговым аппаратом империи. Борьба эта велась как мирными (взятки и разнообразные махинации), так и насильственными методами. Общинные землевладельцы были вооружены, обладали военными навыками и нередко применяли их для отстаивания собственных интересов. Все «крестьянские восстания» в Индии представляли собой вооруженные выступления заминдаров и также были перманентным явлением. Существовали целые области налоги с которых собирались только при помощи военных экспедиций. Военный потенциал заминдаров был очень велик - на начало XVII в. только в центральных областях империи у них имелось ок. 4,5 млн воинов (видимо это все мужское население «призывного» возраста соответствующих слоев).
Управление общиной также находилось в руках доминирующей касты - состоявший из ее представителей панчаят (совет) решал все более-менее важные вопросы. В больших общинах деревнями входившими в ее состав управляли старосты, с помощью деревенских писцов.
Земля принадлежавшая заминдарам обрабатывалась ими самими и представителями низших каст - земледельцами-арендаторами (музариан, реза-риайя, худкашт, паикашт) и безземельными работниками - наемными (маздур) и зависимыми, из каст неприкасаемых. Последние именовались хидмат-праджа («обслуживающий народ») или по кастовым названиям - дханук, тхори, балахар, чамар. Характер их зависимости от хозяев точно не известен, вероятно она носила крепостнический характер.
Помимо землевладельцев и земледельцев в состав общины входили ремесленники и члены обслуживающих каст, предоставлявшие первым необходимые орудия труда и быта, а также ритуальные и бытовые услуги. В состав этой группы входили обычно кузнецы, плотники, гончары, кожевенники, медники, цирюльники, прачки, писцы, стражники, ювелиры, брахманы-жрецы и брахманы-астрологи, уборщики и др. Отношения между ними и клиентами представляли собой своеобразную систему взаимного обслуживания (джаджмани). Каждый работник обслуживал определенный, почти никогда не менявшийся, круг клиентов (он передавался по наследству, делился между наследниками, даже продавался) получая за это вознаграждения не сдельно, а в виде части урожая (т. е. два раза в год), участка земли и взаимных услуг (некоторые услуги и товары, не считавшиеся жизненно необходимыми, могли оплачиваться и сдельно).
Особенностью индийской общины была неопределенность ее территории, в качестве землевладельца она охватывала территорию которой владел соответствующий коллектив доминирующей касты - квартал деревни, деревню целиком, несколько кварталов в разных деревнях, несколько деревень. Касты имевшие клановое устройство (раджпуты, джаты) владели целыми округами, образуя макрообщины, имевшие многоступенчатую внутреннюю структуру из более мелких общин.
Система джаджмани не была строго привязана к территориальным общинам и круг клиентов конкретных специалистов мог выходить за пределы конкретной общины.
Организация индийской общины обеспечивала ей исключительную прочность и живучесть.
Возникновение ее автор относит ко второй половине I тыс. до н. э. В первые века н. э. сложившаяся было система разлагается и вновь возрождается, в обновленном виде, в VIII - X вв. В XIV - XVIII вв. под давлением государства происходит процесс постепенной «крестьянизации» высшего слоя общины, сопровождавшийся сокращением его владельческих прав. В наибольшей степени классический тип индийской общины сохранился в районах интенсивного поливного земледелия - Джамна-Гангском двуречье, прилегающих районах Пенджаба и Раджпутаны и на восточном побережье Тамилнада.
* Общины состоявшие из представителей одной касты существовали только в некоторых отсталых районах.
Экономика
Основой экономики было сельское хозяйство. Свободных земель в Индии было еще много и расширение производства обеспечивалось в основном увеличением площади запашки (в редких случаях - за счет строительства ирригационных сооружений и внедрения товарных культур). Развитие товарного производства тормозилось общим экономическим курсом правительства - как и прочие режимы подобного рода оно считало своей главной задачей обеспечение городов и армии необходимыми продуктами по минимальным ценам.
Часть сельскохозяйственных земель (халисе) находилась непосредственно в ведении казны. На землях джагирдаров налоги также должны были собираться казенными чиновниками, однако на практике джагирдары часто создавали собственный аппарат сборщиков и вводили незаконные поборы разного рода, с чем правительство (безуспешно) боролось. При Аурангзебе с земель халисе взималось 58 млн рупий, джагирдарам поступало 276 млн рупий налогов (т. е. примерно 83% сборов).
Примерно 3-5% земель находилось в собственности религиозных учреждений - медресе, мечетей и т. д. В Индии эти владения именовались инам, мадад-и-мааш или как и в других исламских станах вакф. Подобные земли имелись и у некоторых индуистских храмов.
В виде налогов государство собирало примерно 1/3 урожая (фактически видимо ок. 1/4), в большинстве провинций в денежной форме. Для упорядочивания налогообложения при Акбаре в части провинций было проведено кадастровое описание земель.
Индия практически полностью обеспечивала себя ремесленными продуктами и товарами. Наиболее развитой отраслью было текстильное производство. Хлопчатобумажные ткани разного качества производились повсеместно и массово экспортировались. Шелковые ткани делались в Бенгалии (из местного сырца), Гуджарате (из привозного китайского) и Кашмире и также экспортировались. Шерстяные ткани выпускались только в Кашмире.
Индия была также одним из крупнейших производителей железа - оно изготавливалось в основном мелкими артелями на Декане. Большое развитие получили судостроение, пищевая промышленность и т. д.
При всем при этом, мощь индийской промышленности основывалась в основном на количественном факторе - наличии множества ремесленников. Техническое оснащение последних было крайне примитивным и не улучшалось, не наблюдалось и прогресса в области организации производства.
Основой индийского экспорта был вывоз тканей, селитры, красителей, изделий из стали и т. д. Наиболее важным импортным товаром оставались лошади для армии. В прочих товарах Индия почти не нуждалась и обменивала свою продукцию главным образом на драгметаллы - золото и серебро.
Основой денежной системы был золотой мохур (11 г, золото 980 пробы). Мохур равнялся 15 серебряным рупиям того же веса, рупия состояла из 40 дамов.
2) Государства Декана и Южной Индии
Декан
Бахманидский султанат на рубеже XV - XVI вв. распался на пять государств - Биджапур, Голконду, Ахмаднагар, Бидар и Берар, наиболее значительными из которых были первые два.
Биджапур стал самостоятельным в 1490 г. когда бахманидский наместник Юсуф Адил-шах отложился от султаната. Правящая династия Адил-шахи была шиитской и поддерживала тесные связи с Ираном, получая оттуда военных специалистов и коней для армии. Основой административного деления султанаты были парганы - те же переименованные территориальные общины (по 50 - 200 деревень), управлявшиеся наследственными чиновниками-вождями дешмукхами из касты кунби (маратха). Часть из них раздавалась джагирдарам, часть управлялась правительственными наместниками - хавильдарами. В центре парганы обычно имелась небольшая крепость и вся Махараштра была покрыта сетью таких крепостей. При конфликте с центральными властями крепости становились оплотом недовольных и правительственным войскам приходилось их осаждать или брать штурмом. Языком официальной документации был маратхи. Индусы широко привлекались к управлению, назначаясь на высокие посты. Маратхские территориальные вожди со своими отрядами массово привлекались к службе в армии султана (что, впрочем, позднее султанат и погубило). Султанат вел широкую внешнюю торговлю, в т. ч. и морскую и на этой почве конфликтовал с португальцами. В 1510 г. португальцы захватили один из его портов - Гоа, попытки выбить их оттуда успеха не имели и к концу XVI в. отношения с португальцами стабилизировались. Помимо португальцев Биджапур враждовал и с соседними Голкондой и Виджаянагаром. В XVII в. усилившиеся маратхи повели борьбу за независимость и ослабили султанат, в 1686 г. он был окончательно ликвидирован Аурангзебом.
Голконда отложилась от Бахманидов в 1518 г., основателем новой (также шиитской) династии стал тюркский военачальник Кули Кутб-шах. Как и Биджапур Голконда поддерживала тесные связи с Ираном. Система управления Голконды отличалась от хорошо организованной и сбалансированной биджапурской большей хаотичностью. Налоги сдавались на откуп. Богатейшие алмазные копи сделали имя страны нарицательным. Правящая династия широко покровительствовала индусам и привлекала их на службу. Основу армии Голконды составляли тяжелая мусульманская конница и отряды телужских вождей из каст велама и редди, в артиллерии служили европейцы. Султанат вел широкую внешнюю торговлю (массово экспортируя, в частности, хлопчатобумажные ткани), имея дело в основном с британской и голландской ост-индскими компаниями, отношения с которыми у него были много спокойней чем у Биджапура с португальцами. В 1687 г. Голконда была захвачена Аурангзебом.
Ахмаднагар отложился от Бахманидов в 1490 г., в 1574 г. он поглотил еще один осколок Бахманидского султаната - Берар, а в конце шестнадцатого столетия сделался объектом притязаний Могольской империи. После упорнейшей борьбы Акбару удалось захватить часть территории султаната. В начале XVII в. под фактическим управлением «министра» Малика Амбара, эфиопа по происхождению, он пережил недолгий подъем - была усовершенствована налоговая система, за счет привлечения к борьбе с моголами отрядов маратхов достигнуты некоторые военные успехи и т. д. Однако после смерти Малика моголам удалось добить султанат, поглощенный империей в 1633 - 1636 гг.
Берар в 1574 г. был присоединен к Ахмаднагару, Бидар в 1619 г. захвачен Биджапуром.
Маратхи - были выходцами из доминирующей в сельской местности Махараштры касты кунби, ставшими профессиональными воинами и служившими в армиях Биджапура и Ахмаднагара. Со временем они усвоили образ жизни раджпутов, а их вожди обзавелись многочисленными полунезависимыми владениями на территории обоих султанатов. В середине XVII в. один из маратхских лидеров, Шиваджи, выступил с оружием в руках против Биджапура, а позднее и против моголов. К началу 70-х годов ему удалось сколотить собственное государство в Махараштре, в 1674 г. он короновался с титулом чхатрапатри. После смерти Шиваджи в 1680 г., ему наследовали сыновья Самбхаджи (1680 - 1689) и Раджарам (1689 - 1700) и внуки Шиваджи II (1708 - 1749) и Шиваджи III (1700 - 1708).
Государство маратхов имело довольно стройную организацию, созданную Шиваджи. Имелось правительство из 8 «министров» во главе с пешвой, территория делилась на провинции (прант), а те, в свою очередь, на парганы (тарафы). Была заимствована созданная Маликом Амбаром налоговая система покойного Ахмаднагара. Маратхская армия состояла из легкой конницы и легкой пехоты и отличалась выдающейся подвижностью, а оборона страны основывалась на множестве крепостей. Несмотря на ряд сокрушительных поражений нанесенных ему моголами в конце XVII в. маратхское государство выжило и сыграло позднее решающую роль в разрушении могольской империи.
Государства Юга
Империя Виджаянагар так и не оправилась после разгрома 1564 г. Венкате II (1570 - 1614) удалось восстановить ее почти в прежних границах, однако вскоре после его кончины империя окончательно развалилась (середина XVII в.). В Тамилнаде образовалось несколько мелких государств управлявшихся найяками (Джинджи, Танджур, Келади, Лапакши и проч.) наиболее значительным из них был Мадурай (занимал южную часть современного Тамилнада, существовал до 1736 г.). В Карнатике образовались новые государства - Майсур (расцвет которого пришелся уже на XVIII в.) и Иккери. Андхра была поделена Биджапуром и Голкондой.
Экономическая и административная система в этих новых государствах по большей части не отличалась принципиально от виджаянагарской. Новшеством стало распространение в Тамилнаде полигар, системы землевладения при которой землевладелец - полигар / палайякар получал в наследственное владение 9-12 деревень и в управление еще более обширный район, на территории которого обязан был поддерживать порядок и собирать налоги, отсылая их в казну.
3) Европейцы в Индии
Европейцы появились в Индии в мае 1498 г., когда эскадра Васко да Гамы достигла Каликута. Центром португальских владений в Индии стал захваченный в 1510 г. Гоа. Португальские владения и фактории существовали в Кочине (1503 - 1663), Каннануре (1503 - 1656), Куилоне (1503 - 1653), Каликуте (1510 - 1616), Чауле (1522 - 1739), Крангануре (1520-е - 1662), Бассейне (1534 - 1739), Бомбее (1534 - 1661), Диу (с 1534), Хугли (1537 - 1642), Негапатаме (1540 - 1660), Тутикорине (1540 - 1658), Сан-Томе (1540 - 1660), Читтагонге (1540 - 1666), Дамане (с 1559), Порто-Ново (с 1575), Камбее (1583 - 1616).
Созданная в 1602 г. Голландская Ост-Индская компания создавала фактории не только на берегу, но и в глубине континента, попутно вытесняя португальцев. Голландские фактории существовали в Масулипотаме (1605 - 1611), Пуликате (1609 - 1781, 1785 - 1795, 1818 - 1825), Сурате (1616 - 1668), Ахмадабаде (1616 - 1744), Агре (1618 - 1668), Патне (1620 - 1763), Чинсуре (1641 - 1781, 1783 - 1795, 1814 - 1825), Каннануре (1656 - 1784), Куилоне (1653 - 1803), Тутикорине (1658 - 1782, 1785 - 1795, 1818 - 1825), Негапатаме (1660 - 1781), Сан-Томе (1660 - 1672), Крангануре (1662 - 1776), Кочине (1663 - 1795), Порто-Ново (1678), Коконаде и Бимлипатаме (до 1825).
Британская Ост-Индская компания была создана в 1606 г., но в Индии активную деятельность развернула позднее. Главной английской факторией на западном побережье стал Сурат (1613), а позднее - полученный от португальцев Бомбей. На востоке Индии центрами английского влияния стали Мадрас (1639) и Калькутта (1690).
Французская Ост-Индская компания была создана в 1664 г., центром ее деятельности в Индии стал Пондишери (1674).
Собственные фактории в Индии имела и Датская Ост-Индская компания (основана в 1616 г.)
Политическое влияние европейцев на местные дела в этот период было совершенно незначительным, при этом их фактории способствовали развитию торговли и производства и пользовались, как правило, покровительством местных правителей.
1-я часть