Записи с темой: античность (20)
20:13

Form follows content
Хотел перед Новым годом почитать чтонить легонькое, взялся перечитывать книгу Смирнова о Селевке. В первый раз она мне не понравилась. Во второй - не понравилась еще больше. Ужас какой-то. Плюнул и бросил. :rolleyes:

@темы: книги, история, античность, ужасть

06:05

Form follows content
Ой, тут у нас еще и Полиоркет при Ипсе окружает конницей слонов, со ссылкой на Бар-Кохву. Я даже Бар-Кохву посмотрел и конечно Полиоркет у него слонов не окружает, а обходит.

@темы: история, античность, ужасть

20:28

Form follows content
Оба автора... сделали попытку освятить как личность самого Селевка, так и феномен зарождения его государства

Почему важно учить родной язык перед написанием диссертаций.

@темы: книги, история, античность, ужасть, хи хи

20:21

Form follows content
И. Е. Суриков
Сапфо

О самой Сапфо известно немного, поэтому большая часть книги это обширный и интересный обзор нравов, культуры и искусств архаической Греции, творчества самой десятой музы и его влияния на нашу культуру. Роскомнадзорная тематика подана максимально деликатно.

@темы: книги, история, poetry, античность

Form follows content
Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.


или

Щит, украшение брани, я кинул в кустах поневоле,
И для фракийца теперь служит утехою он;
Я же от смерти бежал... Мой щит, я с тобою прощаюсь!
Скоро, не хуже тебя, новый я щит получу.


***

Моим поведай: сам уцелел Алкей,
Доспехи ж взяты. Ворог аттический.
Кичась, повесил мой заветный
Щит в терему совоокой Девы.


@темы: poetry, античность, хи хи

23:41

Form follows content
Кембриджская история древнего мира. Том III. Часть 3. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э

Том целиком посвящен Греции архаического периода. Есть интересные наблюдения, глава о колонизации достаточно ценная, но в целом можно было бы и с большей пользой деньги потратить. Полиграфия хорошая, но текст мелковат.

@темы: книги, история, античность

22:46

Form follows content
Английское издательство Archaeopress с 2023 года выкладывает в открытый доступ собственные издания исторической и археологической тематики.

www.archaeopress.com/Archaeopress/Open-Access/O...

Помимо прочего выкладывается и популярная серия «Границы Римской империи», отдельные выпуски которой посвящены разным участкам римского лимеса - Адрианову валу, Дакии, Египту, Дунаю и проч.

www.archaeopress.com/Archaeopress/Collection/Fr...

@темы: книги, история, античность

22:08

Form follows content
Сами афиняне относились к этим вещам значительно проще. Они были убеждены, что испокон веку жили в Аттике; а если возникала необходимость объяснить их связь с ионийцами, то это делалось с помощью фигуры Иона, который прибыл к ним, поселился вместе со своими спутниками и ввел разделение на четыре филы, названные именами его сыновей. Посредством своего синойкизма Тесей собрал их вместе и сделал Афины их общим городом, каковым тот и остался с тех пор. Самое существенное искажение исторической реальности в данной картине заключается в том, что афиняне не ощущали никакого разрыва между героическим периодом и своим собственным временем. У них не было никакого понятия о том периоде, который мы именуем «темными веками»; самое большее, о чем они задумывались, это о каких-то стародавних беспорядках и передвижениях, случившихся после Троянской войны, и даже Фукидид, много потрудившийся в области исследования ранней истории, верил, что Аттика с незапамятных времен не испытывала внутренних раздоров...
читать дальше

@темы: книги, история, античность

00:35

Form follows content
Первая Священная война продемонстрировала военную мощь Дельфийской амфиктионии. После победы, одержанной в 590 г. до н. э., эта и без того широкая коалиция увеличила число членов за счет включения в свой состав дорийских государств Пелопоннеса, и все участники этого союза приняли новую присягу «не разорять ни единого города из числа амфиктионов, не лишать его воды ни в военное, ни в мирное время» (Эсхин. О преступном посольстве. 115). Тот факт, что уполномоченные от наиболее влиятельных государств материковой Греции собрались в мирное время, выработали запрет на применение известных методов военных действий и согласились предпринять совместные усилия против нарушителя, является, конечно, очень значительным шагом вперед в развитии межполисных отношений. До того момента каждое государство действовало так, как ему заблагорассудится; отныне стали возможными и международная дискуссия, и международное соглашение...
читать дальше

@темы: книги, история, античность

00:09

Form follows content
Всякий пастух, как и всякий землепашец, должен разбираться в особенностях каждого времени года и вести наблюдение за погодой в течение многих лет. Хотя в эпоху «темных веков» грамотность была утрачена, люди продолжали вести счет лунным месяцам, причем делали это самостоятельно и по-своему в каждой отдельной малой группе.
Когда такие группы срастались в сообщество или государство либо когда они принимали участие в какой-либо совместной деятельности, возникала необходимость в общем стандарте счисления времени. Все эти небольшие государства обзаводились своими собственными календарями, отличая месяцы либо по порядковому номеру, либо давая им названия в честь богов или праздников, при этом год начинался с того момента, который больше нравился создателям этих календарей; обозначения некоторых месяцев, как, например, месяца Карнея, названного так в честь Аполлона Карнейского, были общими для нескольких сообществ, но чаще каждое государство черпало эти названия из собственных источников, а иногда даже заимствовало микенские имена.
читать дальше

@темы: книги, история, античность

22:27

Form follows content
Выражение «беотийская свинья» вошло у греков в поговорку; оно употреблялось по отношению к глупому человеку, поскольку беотийцы, по общему в Элладе мнению, считались непроходимыми тупицами (см., напр.: Пиндар. Олимпийские оды. б. 90; фр. 83). Впрочем в античности это бранное присловье звучало всё же не так грубо, как оно воспринималось бы в наше время.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э


@темы: книги, история, античность, хи хи

01:48

Form follows content
Однако во время первой попытки взять власть Лигдамид оказался не более удачлив, чем Писистрат Афинский и 546 г. до н. э. застал их обоих в изгнании. Лигдамид помог Писистрату возвратиться в Афины; последний, вернув себе бразды тиранической власти, покорил Наксос и в благодарность за некогда оказанную помощь вручил власть над ним своему другу... Лигдамид, в свою очередь, как о нем рассказывают, послал войско на помощь Поликрату, ставшему властелином Самоса. Одним из трофеев для этого кооператива тиранов был Делос, но в кооперативе доход обычно делится, а потому начиная с этого времени Делос был открыт для новых влияний.
...По какой-то причине этот автократический блок, сформировавшийся в Эгеиде, вызвал недовольство Спарты, которая в то время проявляла большую заинтересованность в заморских делах, чем это обычно случалось. И хотя попытка свержения Поликрата, предпринятая в 525 г. до н. э., не увенчалась успехом, вскоре он был убит одним персом; сыновья Писистрата были изгнаны из Аттики в 510 г. до н. э.; и наконец, либо во время самосской экспедиции, либо десятилетием позже был смещен также и Лигдамид.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э


@темы: книги, история, античность, хи хи

01:47

Form follows content
В течение VII в. до н. э. для эллинского мира была характерна общая тенденция к кодификации права. Это замечательное нововведение появляется сначала не на материке, а в греческих колониях, и прежде всего западных... Одной из причин развития в этом направлении могла служить необходимость обеспечения единым сводом норм колонистов происходивших из разных городов с различными системами обычного права. Это объясняет нам появление целого ряда прославленных законодателей, включая Залевка в ахейских Локрах, Харонда в ионийской Катане, Диокла в дорийских Сиракузах. Обычно законы Залевка и Харонда рассматривались как самые древние писаные законы у греков; появились они, судя по всему, в первой половине VII в. до н. э.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э


@темы: книги, история, античность

19:08

Form follows content
Скульптурный стиль Самоса, Милета, как показывают находки второй и третьей четверти VII в. до н. э... отличался более своеобразными чертами; он, вероятно, представлял собой характерный восточногреческий стиль. Здесь скульпторы не испытывали такой непреодолимой тяги к анатомии атлетической мужской фигуры и лежащему в ее основе остову, как это было на другой стороне Эгейского моря; действительно, восточногреческие мужчины представлены в этих статуях вполне упитанными, обильно задрапированными и нередко сидящими, и выглядят они из-за этого не менее величественно... Для восточных греков искусство оставалось явлением, выполнявшим в большей степени декоративные функции и в меньшей — интеллектуальные, по сравнению с тем, что было в Афинах. Оно не служило средством для повествования и способом передачи легенд, которое могло бы соперничать с литературными жанрами; кроме того, оно не стремилось к тщательному исследованию структуры человеческой фигуры во всех ее деталях.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э


@темы: книги, история, античность

23:42

Form follows content
Вероятно, первой и непременной задачей для ойкиста являлось получение одобрения колониального предприятия со стороны богов. К началу классической эпохи Аполлон превратился в главного «колониального» бога, который сам считался основателем многих греческих колоний, а консультация с его оракулом в Дельфах считалась обязательной для всякого ойкиста... Зачем вообще греческие колонисты консультировались с Аполлоном в Дельфах?
читать дальше

@темы: книги, история, античность

21:05

Form follows content
Тщательная разработка этимологии заставляет нас прийти к неожиданному выводу по поводу древних греков... В то самое время, когда греки начали осознавать близкое родство друг с другом и проводить границу между греками и варварами, поэты и компиляторы своими сочинениями способствовали вере в кровное родство между отдельными городами и семьями с тем или иным варварским народом. Здесь можно привести в качестве примера точку зрения Геродота на то, что Геракл, являвшийся для греков самым значительным из всех героев, по происхождению был египтянином и что финикийское родство может быть прослежено для Фалеса Милетского, первого мудреца, как и для тираноубийц Гармодия и Аристогитона, весьма почитавшихся в Афинах. Можно было бы утверждать, что Афины, где Медей или Мед, сын Медеи, некогда царствовал, имели особые отношения с мидийцами. Персей правил в Арголиде; с тех пор, как греки благодаря Киру впервые обратили внимание на персов, Персей, естественно, был зачислен у них в эпонимы; из этого естественным образом следовало, что аргосцы и персы являлись родственниками. Эти идеи эксплуатировались с определенным успехом агентами Дария и Ксеркса во время великих войн между Персией и материковой Грецией в 490 и 480 - 479 гг. до н. э.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э.


@темы: история, античность, хи хи

20:58

Form follows content
Со времени великого импульса, подвигнувшего эллинов к новой экспансии, начавшейся в IX в. до н. э., они именовались различно на Востоке и на Западе. Отныне жители Запада знали их как греков, Graeci. Жители же Востока называли их ионийцами. Даже в наше время в арабском, турецком и персидском языках грек это иониец — Yûnâni. Для людей, населявших Левант и Месопотамию, было естественно именовать греков таким образом, поскольку именно ионийцы стали основным населением восточной части греческого мира — островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии. То, что древний Ближний Восток воспринял эту специфическую форму именования греков — «ионийцы», — является вполне ожидаемым результатом международных контактов IX и VIII вв. до н. э.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э.


@темы: книги, история, античность

00:44

Form follows content
В «Кембриджской истории древнего мира» эллинизму вроде бы посвящен отдельный том (Том VII. Часть 1. Эллинистический мир), недавно вышедший в русском переводе. Но там эллинизм заканчивается битвой при Рафии, а вторая часть VII тома целиком посвящена сраным римлянам. Остаток эллинизма же (с Антиохом III, Филиппом V, Греко-Бактрией и Греко-Индией) засунут в VIII том, о чем догадаться можно только посмотрев оглавление, потому что называется он Опять сраные римляне «Рим и Средиземноморье».

@темы: книги, история, античность, хи хи

01:49

Form follows content
Невероятные приключения греческих наёмников в Африке
vk.com/@155728041-neveroyatnye-priklucheniya-gr...

Прекрасная история

@темы: история, античность, ужасть

23:53

Form follows content
Немного Египта. Фаянсовый голубой гиппопотам, период правления одного из Сенусертов, фараонов 12 династии (1961-1878 гг. до н.э.).
Статуэтка (20 х 7.5 х 11.2 см) гиппопотама покрыта голубой глазурью и расписана лотосами, которые отсылают к месту обитания гиппопотама - болотам, и символизируют возрождение (крупные цветы лотоса закрываются на ночь и снова открываются утром).
В Египте гиппопотамов боялись, они могли перевернуть рыбацкую лодку или повредить судно, их поэтому старались умилостивить как и другие силы природы.
Гиппопотам хранится в Метрополитен-музее и у него есть имя - Уильям, которое происходит из юмористического рассказа 1931 года, где высмеивалась семья, считавшая гиппопотама оракулом и общавшаяся с его изображением в каталоге музея.
© Metropolitan Museum of Art

image host

читать дальше

@темы: история, античность