Записи с темой: античность (20)
суббота, 28 декабря 2024
Form follows content
Хотел перед Новым годом почитать чтонить легонькое, взялся перечитывать книгу Смирнова о Селевке. В первый раз она мне не понравилась. Во второй - не понравилась еще больше. Ужас какой-то. Плюнул и бросил.
пятница, 27 декабря 2024
Form follows content
Ой, тут у нас еще и Полиоркет при Ипсе окружает конницей слонов, со ссылкой на Бар-Кохву. Я даже Бар-Кохву посмотрел и конечно Полиоркет у него слонов не окружает, а обходит.
среда, 25 декабря 2024
Form follows content
Оба автора... сделали попытку освятить как личность самого Селевка, так и феномен зарождения его государства
Почему важно учить родной язык перед написанием диссертаций.
Почему важно учить родной язык перед написанием диссертаций.
вторник, 24 сентября 2024
Form follows content
И. Е. Суриков
Сапфо
О самой Сапфо известно немного, поэтому большая часть книги это обширный и интересный обзор нравов, культуры и искусств архаической Греции, творчества самой десятой музы и его влияния на нашу культуру. Роскомнадзорная тематика подана максимально деликатно.
Сапфо
О самой Сапфо известно немного, поэтому большая часть книги это обширный и интересный обзор нравов, культуры и искусств архаической Греции, творчества самой десятой музы и его влияния на нашу культуру. Роскомнадзорная тематика подана максимально деликатно.
понедельник, 23 сентября 2024
Form follows content
Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.
или
Щит, украшение брани, я кинул в кустах поневоле,
И для фракийца теперь служит утехою он;
Я же от смерти бежал... Мой щит, я с тобою прощаюсь!
Скоро, не хуже тебя, новый я щит получу.
***
Моим поведай: сам уцелел Алкей,
Доспехи ж взяты. Ворог аттический.
Кичась, повесил мой заветный
Щит в терему совоокой Девы.
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.
или
Щит, украшение брани, я кинул в кустах поневоле,
И для фракийца теперь служит утехою он;
Я же от смерти бежал... Мой щит, я с тобою прощаюсь!
Скоро, не хуже тебя, новый я щит получу.
***
Моим поведай: сам уцелел Алкей,
Доспехи ж взяты. Ворог аттический.
Кичась, повесил мой заветный
Щит в терему совоокой Девы.
понедельник, 09 сентября 2024
Form follows content
Кембриджская история древнего мира. Том III. Часть 3. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э
Том целиком посвящен Греции архаического периода. Есть интересные наблюдения, глава о колонизации достаточно ценная, но в целом можно было бы и с большей пользой деньги потратить. Полиграфия хорошая, но текст мелковат.
Том целиком посвящен Греции архаического периода. Есть интересные наблюдения, глава о колонизации достаточно ценная, но в целом можно было бы и с большей пользой деньги потратить. Полиграфия хорошая, но текст мелковат.
пятница, 30 августа 2024
Form follows content
Английское издательство Archaeopress с 2023 года выкладывает в открытый доступ собственные издания исторической и археологической тематики.
www.archaeopress.com/Archaeopress/Open-Access/O...
Помимо прочего выкладывается и популярная серия «Границы Римской империи», отдельные выпуски которой посвящены разным участкам римского лимеса - Адрианову валу, Дакии, Египту, Дунаю и проч.
www.archaeopress.com/Archaeopress/Collection/Fr...
www.archaeopress.com/Archaeopress/Open-Access/O...
Помимо прочего выкладывается и популярная серия «Границы Римской империи», отдельные выпуски которой посвящены разным участкам римского лимеса - Адрианову валу, Дакии, Египту, Дунаю и проч.
www.archaeopress.com/Archaeopress/Collection/Fr...
четверг, 29 августа 2024
Form follows content
Сами афиняне относились к этим вещам значительно проще. Они были убеждены, что испокон веку жили в Аттике; а если возникала необходимость объяснить их связь с ионийцами, то это делалось с помощью фигуры Иона, который прибыл к ним, поселился вместе со своими спутниками и ввел разделение на четыре филы, названные именами его сыновей. Посредством своего синойкизма Тесей собрал их вместе и сделал Афины их общим городом, каковым тот и остался с тех пор. Самое существенное искажение исторической реальности в данной картине заключается в том, что афиняне не ощущали никакого разрыва между героическим периодом и своим собственным временем. У них не было никакого понятия о том периоде, который мы именуем «темными веками»; самое большее, о чем они задумывались, это о каких-то стародавних беспорядках и передвижениях, случившихся после Троянской войны, и даже Фукидид, много потрудившийся в области исследования ранней истории, верил, что Аттика с незапамятных времен не испытывала внутренних раздоров...
читать дальше
читать дальше
среда, 28 августа 2024
Form follows content
Первая Священная война продемонстрировала военную мощь Дельфийской амфиктионии. После победы, одержанной в 590 г. до н. э., эта и без того широкая коалиция увеличила число членов за счет включения в свой состав дорийских государств Пелопоннеса, и все участники этого союза приняли новую присягу «не разорять ни единого города из числа амфиктионов, не лишать его воды ни в военное, ни в мирное время» (Эсхин. О преступном посольстве. 115). Тот факт, что уполномоченные от наиболее влиятельных государств материковой Греции собрались в мирное время, выработали запрет на применение известных методов военных действий и согласились предпринять совместные усилия против нарушителя, является, конечно, очень значительным шагом вперед в развитии межполисных отношений. До того момента каждое государство действовало так, как ему заблагорассудится; отныне стали возможными и международная дискуссия, и международное соглашение...
читать дальше
читать дальше
Form follows content
Всякий пастух, как и всякий землепашец, должен разбираться в особенностях каждого времени года и вести наблюдение за погодой в течение многих лет. Хотя в эпоху «темных веков» грамотность была утрачена, люди продолжали вести счет лунным месяцам, причем делали это самостоятельно и по-своему в каждой отдельной малой группе.
Когда такие группы срастались в сообщество или государство либо когда они принимали участие в какой-либо совместной деятельности, возникала необходимость в общем стандарте счисления времени. Все эти небольшие государства обзаводились своими собственными календарями, отличая месяцы либо по порядковому номеру, либо давая им названия в честь богов или праздников, при этом год начинался с того момента, который больше нравился создателям этих календарей; обозначения некоторых месяцев, как, например, месяца Карнея, названного так в честь Аполлона Карнейского, были общими для нескольких сообществ, но чаще каждое государство черпало эти названия из собственных источников, а иногда даже заимствовало микенские имена.
читать дальше
Когда такие группы срастались в сообщество или государство либо когда они принимали участие в какой-либо совместной деятельности, возникала необходимость в общем стандарте счисления времени. Все эти небольшие государства обзаводились своими собственными календарями, отличая месяцы либо по порядковому номеру, либо давая им названия в честь богов или праздников, при этом год начинался с того момента, который больше нравился создателям этих календарей; обозначения некоторых месяцев, как, например, месяца Карнея, названного так в честь Аполлона Карнейского, были общими для нескольких сообществ, но чаще каждое государство черпало эти названия из собственных источников, а иногда даже заимствовало микенские имена.
читать дальше
воскресенье, 25 августа 2024
Form follows content
Выражение «беотийская свинья» вошло у греков в поговорку; оно употреблялось по отношению к глупому человеку, поскольку беотийцы, по общему в Элладе мнению, считались непроходимыми тупицами (см., напр.: Пиндар. Олимпийские оды. б. 90; фр. 83). Впрочем в античности это бранное присловье звучало всё же не так грубо, как оно воспринималось бы в наше время.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э
среда, 21 августа 2024
Form follows content
Однако во время первой попытки взять власть Лигдамид оказался не более удачлив, чем Писистрат Афинский и 546 г. до н. э. застал их обоих в изгнании. Лигдамид помог Писистрату возвратиться в Афины; последний, вернув себе бразды тиранической власти, покорил Наксос и в благодарность за некогда оказанную помощь вручил власть над ним своему другу... Лигдамид, в свою очередь, как о нем рассказывают, послал войско на помощь Поликрату, ставшему властелином Самоса. Одним из трофеев для этого кооператива тиранов был Делос, но в кооперативе доход обычно делится, а потому начиная с этого времени Делос был открыт для новых влияний.
...По какой-то причине этот автократический блок, сформировавшийся в Эгеиде, вызвал недовольство Спарты, которая в то время проявляла большую заинтересованность в заморских делах, чем это обычно случалось. И хотя попытка свержения Поликрата, предпринятая в 525 г. до н. э., не увенчалась успехом, вскоре он был убит одним персом; сыновья Писистрата были изгнаны из Аттики в 510 г. до н. э.; и наконец, либо во время самосской экспедиции, либо десятилетием позже был смещен также и Лигдамид.
...По какой-то причине этот автократический блок, сформировавшийся в Эгеиде, вызвал недовольство Спарты, которая в то время проявляла большую заинтересованность в заморских делах, чем это обычно случалось. И хотя попытка свержения Поликрата, предпринятая в 525 г. до н. э., не увенчалась успехом, вскоре он был убит одним персом; сыновья Писистрата были изгнаны из Аттики в 510 г. до н. э.; и наконец, либо во время самосской экспедиции, либо десятилетием позже был смещен также и Лигдамид.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э
Form follows content
В течение VII в. до н. э. для эллинского мира была характерна общая тенденция к кодификации права. Это замечательное нововведение появляется сначала не на материке, а в греческих колониях, и прежде всего западных... Одной из причин развития в этом направлении могла служить необходимость обеспечения единым сводом норм колонистов происходивших из разных городов с различными системами обычного права. Это объясняет нам появление целого ряда прославленных законодателей, включая Залевка в ахейских Локрах, Харонда в ионийской Катане, Диокла в дорийских Сиракузах. Обычно законы Залевка и Харонда рассматривались как самые древние писаные законы у греков; появились они, судя по всему, в первой половине VII в. до н. э.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э
четверг, 15 августа 2024
Form follows content
Скульптурный стиль Самоса, Милета, как показывают находки второй и третьей четверти VII в. до н. э... отличался более своеобразными чертами; он, вероятно, представлял собой характерный восточногреческий стиль. Здесь скульпторы не испытывали такой непреодолимой тяги к анатомии атлетической мужской фигуры и лежащему в ее основе остову, как это было на другой стороне Эгейского моря; действительно, восточногреческие мужчины представлены в этих статуях вполне упитанными, обильно задрапированными и нередко сидящими, и выглядят они из-за этого не менее величественно... Для восточных греков искусство оставалось явлением, выполнявшим в большей степени декоративные функции и в меньшей — интеллектуальные, по сравнению с тем, что было в Афинах. Оно не служило средством для повествования и способом передачи легенд, которое могло бы соперничать с литературными жанрами; кроме того, оно не стремилось к тщательному исследованию структуры человеческой фигуры во всех ее деталях.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э
четверг, 08 августа 2024
Form follows content
Вероятно, первой и непременной задачей для ойкиста являлось получение одобрения колониального предприятия со стороны богов. К началу классической эпохи Аполлон превратился в главного «колониального» бога, который сам считался основателем многих греческих колоний, а консультация с его оракулом в Дельфах считалась обязательной для всякого ойкиста... Зачем вообще греческие колонисты консультировались с Аполлоном в Дельфах?
читать дальше
читать дальше
пятница, 26 июля 2024
Form follows content
Тщательная разработка этимологии заставляет нас прийти к неожиданному выводу по поводу древних греков... В то самое время, когда греки начали осознавать близкое родство друг с другом и проводить границу между греками и варварами, поэты и компиляторы своими сочинениями способствовали вере в кровное родство между отдельными городами и семьями с тем или иным варварским народом. Здесь можно привести в качестве примера точку зрения Геродота на то, что Геракл, являвшийся для греков самым значительным из всех героев, по происхождению был египтянином и что финикийское родство может быть прослежено для Фалеса Милетского, первого мудреца, как и для тираноубийц Гармодия и Аристогитона, весьма почитавшихся в Афинах. Можно было бы утверждать, что Афины, где Медей или Мед, сын Медеи, некогда царствовал, имели особые отношения с мидийцами. Персей правил в Арголиде; с тех пор, как греки благодаря Киру впервые обратили внимание на персов, Персей, естественно, был зачислен у них в эпонимы; из этого естественным образом следовало, что аргосцы и персы являлись родственниками. Эти идеи эксплуатировались с определенным успехом агентами Дария и Ксеркса во время великих войн между Персией и материковой Грецией в 490 и 480 - 479 гг. до н. э.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э.
Form follows content
Со времени великого импульса, подвигнувшего эллинов к новой экспансии, начавшейся в IX в. до н. э., они именовались различно на Востоке и на Западе. Отныне жители Запада знали их как греков, Graeci. Жители же Востока называли их ионийцами. Даже в наше время в арабском, турецком и персидском языках грек это иониец — Yûnâni. Для людей, населявших Левант и Месопотамию, было естественно именовать греков таким образом, поскольку именно ионийцы стали основным населением восточной части греческого мира — островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии. То, что древний Ближний Восток воспринял эту специфическую форму именования греков — «ионийцы», — является вполне ожидаемым результатом международных контактов IX и VIII вв. до н. э.
Кембриджская история древнего мира. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э.
вторник, 23 июля 2024
Form follows content
В «Кембриджской истории древнего мира» эллинизму вроде бы посвящен отдельный том (Том VII. Часть 1. Эллинистический мир), недавно вышедший в русском переводе. Но там эллинизм заканчивается битвой при Рафии, а вторая часть VII тома целиком посвящена сраным римлянам. Остаток эллинизма же (с Антиохом III, Филиппом V, Греко-Бактрией и Греко-Индией) засунут в VIII том, о чем догадаться можно только посмотрев оглавление, потому что называется он Опять сраные римляне «Рим и Средиземноморье».
четверг, 03 августа 2023
Form follows content
Невероятные приключения греческих наёмников в Африке
vk.com/@155728041-neveroyatnye-priklucheniya-gr...
Прекрасная история
vk.com/@155728041-neveroyatnye-priklucheniya-gr...
Прекрасная история
воскресенье, 18 июня 2023
Form follows content
Немного Египта. Фаянсовый голубой гиппопотам, период правления одного из Сенусертов, фараонов 12 династии (1961-1878 гг. до н.э.).
Статуэтка (20 х 7.5 х 11.2 см) гиппопотама покрыта голубой глазурью и расписана лотосами, которые отсылают к месту обитания гиппопотама - болотам, и символизируют возрождение (крупные цветы лотоса закрываются на ночь и снова открываются утром).
В Египте гиппопотамов боялись, они могли перевернуть рыбацкую лодку или повредить судно, их поэтому старались умилостивить как и другие силы природы.
Гиппопотам хранится в Метрополитен-музее и у него есть имя - Уильям, которое происходит из юмористического рассказа 1931 года, где высмеивалась семья, считавшая гиппопотама оракулом и общавшаяся с его изображением в каталоге музея.
© Metropolitan Museum of Art
читать дальше
Статуэтка (20 х 7.5 х 11.2 см) гиппопотама покрыта голубой глазурью и расписана лотосами, которые отсылают к месту обитания гиппопотама - болотам, и символизируют возрождение (крупные цветы лотоса закрываются на ночь и снова открываются утром).
В Египте гиппопотамов боялись, они могли перевернуть рыбацкую лодку или повредить судно, их поэтому старались умилостивить как и другие силы природы.
Гиппопотам хранится в Метрополитен-музее и у него есть имя - Уильям, которое происходит из юмористического рассказа 1931 года, где высмеивалась семья, считавшая гиппопотама оракулом и общавшаяся с его изображением в каталоге музея.
© Metropolitan Museum of Art
читать дальше