Закон Такман
Поглощая книги по военной истории так же быстро, как юридическая контора уничтожает пачки чистой бумаги, полезно иногда отвлечься и почитать что-то нибудь совершенно мирное про ту же эпоху. Книгу, где в свете софитов оказались обычные люди, которых и не заметно в общих обзорах экономики, политики и прочих гадостей. Контраст между этими различными сторонами истории весьма помогает в итоге избегать ощущения тотального апокалипсиса, которое неизбежно создаёт любой поверхностный взгляд на историю человечества.

Лучше всего про это написала Барбара Такман (которую многие знают по «Августовским пушкам») в книге «Далёкое зеркало: многострадальный 14-й век»:

«Большая опасность, присущая самой природе записанной истории — это переизбыток негатива: непропорциональное сохранение тёмной стороны: зла, страданий, раздоров и бед. В истории та же ситуация, как в ежедневных газетах. Нормальное не подпадает в горячие новости. История создаётся документами, которые сохранились, а они тяготеют к описанию кризиса и бедствия, преступления и аномального поведения, поскольку эти вещи стали предметом документооборота: в судебных процессах, трактатах, обличениях моралистов, литературной сатире, Папских буллах. Ни один Папа ни разу не издал буллу, чтобы выразить одобрение. Бьющий через край негатив можно видеть в работе церковного реформатора Николаса де Кламанжа, который, осуждая недостойных и суетных прелатов в 1401 году, сказал, что в своём рвении исправить злоупотребления он не будет говорить о хороших священниках, поскольку «их не замечают рядом с испорченными людьми».

читать дальше