...В основе учения исмаилитов лежала доктрина о том, что священные тексты имели два значения: простое, лежащее на поверхности (захир), и глубинное, скрытое от глаз непосвященных (батин), отражающее подлинную духовную "реальность" (хакика), содержавшуюся в тексте. Чтобы выявить "реальность", духовный смысл священного текста, Абу-ль-Хаттаб прибегал к методу аллегорического толкования, при котором образы и даже сами буквы Корана давали возможность понять скрытую истину. Под влиянием неопифагореизма исмаилиты пытались выявить символику чисел в Коране. Они высчитывали количество тех или иных букв и путем сложных калькуляций и рассуждений пытались найти в нем указания на права семи имамов на власть. "Ад" они истолковывали как состояние невежества, в котором, по их убеждению, пребывала большая часть человечества, а "рай" - как аллегорию совершенного знания, доступного лишь членам их секты.
читать дальшеВ соответствии с доктриной двуплановости священного текста исмаилизм предполагал два уровня посвящения: во внешнюю, экзотерическую доктрину "захир" (общедоступное учение, известное рядовым членам секты), и во внутреннюю "батин" (эзотерическую, открывавшуюся только немногим, посвященным членам высших степеней). Каждому пункту внешней доктрины соответствовал разъяснявший его тайный смысл пункт внутренней доктрины, то есть внутренняя доктрина рассматривалась как истолкование внешней доктрины.
...У фатимидских исмаилитов существовала разветвленная организация и семь степеней посвящения. Высшая политическая власть и духовное руководство принадлежало незначительному числу верховных учителей, якобы обладавших особенными способностями, позволявшими им понимать и воспринимать истинную суть вещей и явлений видимого мира и проникать умственным взором в мир невидимый. Для высших степеней исполнение законов шариата было необязательно.
И. Фильштинский История арабов и Халифата