П. Стефанович
Приход и приходское духовенство в России в 16-17 веках
Довольно интересная, в целом, книга о приходе и приходском духовенстве в центральной России 16-17 века. Но у меня как-то тяжело пошла, даже сложно сказать почему. Написана хорошо, но в духе авторов 19 века, я бы сказал, таком, повествовательном, что ли. Я люблю большую четкость и последовательность в изложении.
конспектЧастное владение церквями и церковными должностями
читать дальше
Частное владение церквями
Частное владение церквями было широко распространенной практикой во всем христианском мире, и в Западной Европе и в Византии и в России (и в киевский и в московский период). Вероятно, по крайней мере у славян и германцев, оно восходит к языческой практике владения святилищами.
В центральной России 16-17 веков наиболее распространенной разновидностью частной церкви была вотчинная, на землях частных землевладельцев и монастырей. Землевладельцы рассматривали такую церковь со всем ее убранством, книгами и пр., как свою частную собственность. Церковь могла продаваться, покупаться, завещаться и пр. вместе со всей остальной вотчиной и даже долями (1/2, 1/3 и пр.).
Священники в подобную церковь ставились, менялись и изгонялись самим владельцем церкви, по собственной воле, лишь задним числом утверждаясь/отстраняясь церковными властями. Владелец же обеспечивал священника и материально, обычно на основе устного (иногда письменного) соглашения. Иногда священники просто временно нанимались за плату. Всё это естественно ставило священника частной церкви в сильнейшую зависимость от владельца церкви и приводило ко всяческим злоупотреблениям.
Вотчинная церковь, как правило использовалась и как приходская.
В городах (или только в Москве?) частные церкви могли ставиться на дворах богатых и влиятельных жителей. Помимо дворовых существовали еще домовые церкви, обычно в домах аристократии, большей частью в Москве. Дворовые и домовые церкви использовались исключительно как семейные (в основном для утренних и вечерних служб, обедню все равно слушали в приходской).
Для служб в домовых церквях пользовались услугами вольнонаемных крестцовых попов.
Еще одной разновидностью городских частных церквей были частные приделыу приходских церквей. Они ставились за счет владельца, имели отдельный алтарь и вход и использовались, в основном, для семейных поминальных служб. Для служб в приделах, как правило нанимали крестцовых попов.
К вотчинным церквям церковные власти относились в общем терпимо, пытаясь все же сохранить над ними судебно-административный и, особенно, финансовый контроль. К дворовым и особенно домовым церквям находившимся фактически вне контроля властей отношение было негативным. Начиная с 1682 года для создания домовой церкви требовалось разрешение патриарха или архиерея, а в 1721 году они были и вовсе запрещены.
Частные приделы также осуждались, но не запрещались и продолжали существовать и в 18 веке.
Церквями владели и сами священники. Церковь поставленная им на собственно, церковной или даже государственной земле, рассматривалась священником как своя частная собственность. Причт ружных церквей, имевший довольно независимое положение, со временем также начинал рассматривать свои церкви как личную собственность.
Частное владение церковными должностями
Помимо частного владения церквями в России было широко распространено и частное владение «церковными местами» - церковными должностями (поп, дьякон, пономарь и пр.) с прилагающимися к ним доходами и имуществом (дворы, земля и пр.). Белое духовенство рассматривало церковные должности как источник дохода для себя, своей семьи и потомков и как свою собственность. В церковной среде было широко распространено коммерческое обращение церковных мест - их продавали, покупали, даже оставляли в залог. В основном, правда подобная коммерция ограничивалась именно церковной средой, светские люди в ней появлялись редко.
Подобная практика, вероятно, была позаимствована из Византии, где была весьма распространена.
До середины 17 века торговля церковными местами воспринималась церковью спокойно. Во второй половине века ситуация меняется. Большой собор в 1667 году осуждает подобную практику, собор 1675 года категорически запрещает торговлю церковными должностями. При этом торговля прилагающимся к ним имуществом (в основном дворами) не запрещается, но ставится под контроль патриарших и архиерейских приказов, чтобы исключить торговлю должностями под видом продажи дворов.
Одновременно поощряется выкуп приходскими общинами дворов и домов священников и причетников и превращение их из частной собственности в собственность церковных общин, предоставляемую причту только в пользование. В начале 18 века выкуп дворов поддерживает и государство, указами 1718, 1722 и 1723 гг. запрещая причту владеть своими дворами и домами.
Принятые меры позволили к концу 17- началу 18 вв. существенно ограничить торговлю церковными местами, но полностью искоренить ее церковным и светским властям не удалось.
Материальное обеспечение приходского духовенства
читать дальшеКатолическая десятина в русской церкви отсутствовала, основными источниками дохода приходских священников были церковная земля, руга и доходы от прихожан (плата за требы и пр.).
Доходы от прихожан
Доход получаемый от прихожан в виде платы за требы, разнообразных пожертвований и пр. был фактически основным и единственным более-менее гарантированным доходом приходского клира. Размеры его определялись размерами и богатством прихода. Большой и богатый приход в крупном городе, в конце 16 века, мог приносить до 30-40 рублей в год, в Устюжне Железопольской на 1563 год приход с 50 дворами приносил 3 рубля в год, один из приходов Кириллова монастыря в 1683 году не приносил и 30 копеек в год и т. д.
Церковная земля
Вторым по значимости был доход от церковных земель. До 16 века выделение земли приходу носило добровольный характер и, как и размер участков, никак не регламентировалось. Участки выделялись в частном порядке владельцами церквей - приходской общиной, строителем-вотчинником из своих земель. В центральной России такие участки были освобождены от тягла.
На начало 16 века средний размер таких участков составлял 15-20 четвертей (в трех полях, новгородчина) на весь клир (сам же участок и обрабатывающий).
Начиная с последней трети 16 века, вероятно, по несохранившемуся царскому указу 1567 года, землю для обеспечения клира стали выделять в обязательном порядке при проведении земельных описаний. Писцы приписывают к церквям по 20-30 четвертей пашенной земли (20 на попа, 10 на дьякона, непонятно, в одном поле или в трех?) и сенокосов по 10-20 копен, выделяя их из земель вотчинников или порожних. К середине 17 века большинство приходских церквей в центральной России формально были обеспечены земельными участками в 10-20 четвертей (непонятно, в одном поле или в трех?).
На практике, из-за отсутствия какого-либо контроля, подобные участки сплошь и рядом частично или полностью захватывались землевладельцами или крестьянами, а земли запустевших церквей автоматически возвращались прежним владельцам.
Ситуация несколько изменилась в начале 80-х годов. В 1680-1681 гг., по настоянию патриарха Иоакима, правительство предписало обеспечить все не имевшие земли приходские церкви земельными участками в 10-20 четвертей (и сенокосами, по копне на четь), выделив их вотчин и поместий приписанных к соответствующим приходам.
С 1675-76 гг. в патриаршей области, а с 80-х годов повсеместно, разрешение на открытие новых церквей обуславливается выделением и оформлением земельного участка к ней, за счет строителей.
В начале 80-х годов государство признает также право собственности церкви на запустевшие церковные земли. Одновременно формируется и само понятие церковных земель как отдельного вида земельной собственности.
К концу 17 века, таким образом, почти все приходские церкви в центральных уездах оказываются обеспечены земельными участками, однако реальное землевладение приходов продолжает сильно отличаться от формального.
Руга
Третьим по значимости источником дохода приходского причта была руга. Размер руги устанавливался совершенно произвольно, по договоренности священника и владельцев церкви. Руга могла быть хлебная, денежная и смешанная. Денежная обычно составляла несколько рублей в год, хлебная - несколько четвертей (четверть - 4-8 пудов) хлеба (рожь, овес). Большая руга могла включать также соль, мясо, ткани и т. д. Иногда владельцы церкви/прихожане брали на себя выплату церковной дани.
Выдавалась руга обычно раз в год.
Основным источником дохода руга была редко, как правило только в случаях когда церковь обслуживала одно поместье/вотчину ( владельцы которого предпочитали в таких случаях держать причт на руге, а не на земле) и то, в основном, в Московском уезде.
Государева руга
Часть церквей, в основном, городских, пользовалась особым покровительством государственной власти и, в частности получала средства на свое содержание из казны.
Первоначально это были церкви поставленные самими московскими князьями и прочими князьями и поставленные по великокняжеским/царским повелениям городские соборы. Они, помимо руги получали еще и освобождение от государственных и церковных налогов и судебный иммунитет. Впоследствии к ним добавились прочие церкви сумевшие добиться для себя руги, при этом прочие привилегии они получали не всегда и не в полном объеме.
Судебные и налоговые привилегии ружных церквей были отменены в первой половине 17 века. При Федоре Алексеевиче был урезан и размер руги, а Петр ее радикально сократил.
Церковная (архиерейская дань)
Церковная дань была основным источником дохода русской митрополии/патриархии и архиереев. Каждая епархия делилась на округа (десятины). Сбором дани занимались светские чиновники архиереев - десятильники или десятинники.
Изначально данью облагалась каждая церковь, точнее, каждый священник при ней и размер дани был фиксированным (но фактически раскладывался по церквям по мере возможности с помощью выборных поповских старост). С 30-х годов 16 века размер дани начинает устанавливаться с учетом примерного количества прихожан (а следовательно и доходов) церкви (вероятно, начиная с митрополичьей/патриаршей области и постепенно распространяясь по епархиям).
В 1632 году патриарх Филарет вводит в патриаршей области подворный порядок сбора дани. С 30-х годов он постепенно распространяется по епархиям и в 1687 году становится обязательным. Теперь дань платилась с приписанных к приходу дворов прихожан, дворов самого священника и причта и церковной земли в пользовании причта.
С воеводских, вотчинниковых, гостиных дворов платилось 6 денег (3 копейки), с подьячих и лучших посадских - 4 деньги, с остальных - по 2 деньги.
Статус и привилегии духовенства
читать дальшеПриходское духовенство в допетровской России ни в экономическом, ни в юридическом смысле не обладало чертами сословия. Лишь к концу 17 века наблюдается постепенное отделение духовенства от светского общества, в первую очередь благодаря деятельности патриарха Никона и решениям Большого собора 1666-1667 гг. и собора 1675 г. Государство признает две основные привилегии духовенства - неподсудность светскому суду и отсутствие, в целом, финансовых и имущественных обязательств перед государством.
Подсудность
Теоретически в соответствии и с канонами русской церкви и Судебниками 1497 и 1550 гг. церковные люди должны были судиться по всем делам архиереями. Практически же в 16-первой половине 17 вв. политические и уголовные дела, споры о земле и некоторые другие рассматривались светскими или сместными судами. Кроме того, значительная часть приходского духовенства была освобождена от церковного суда несудимыми иммунитетными грамотами (см. выше) и судилась великим князем/царем и в приказе Большого дворца.
В 1649 году иммунитетные грамоты были полностью отменены, но одновременно создан Монастырский приказ, ставший судебной инстанцией для всего духовенства (кроме патриаршей области судившейся в патриарших приказах), по всем делам.
Однако соборами 1667 и 1675 гг. была восстановлена подсудность всех представителей духовенства архиереям, что вместе с последующей ликвидацией Монастырского приказа привело к установлению независимого от светской власти сословного суда.
Неприкосновенность
Обеспечивалась «судом по бесчестью», до конца 17 века светским, затем архиерейским. При этом по шкале штрафов духовные лица приравнивались к третьему разряду - торговые, посадские люди и служилые по прибору. Штраф за бесчестье приходских священников был минимальным - 5 рублей (ружных в зависимости от ружного оклада), на уровне непривилегированного населения.
Неотчуждение имущества
Государство, вплоть до конца 17 века могло по собственно воле отчуждать любое церковное имущество, включая приходские земли. Только в самом конце века формируется представление о неотчуждаемой церковной приходской земле.
Свобода от налогов и повинностей
В центральной России священники изначально были свободны от тягла, хотя и несли городовую и мостовую повинности, платили оброки, а затем и тянули тягло с городской торговли если она была (до запрета в 1667 году) и пр.
Сословное самоуправление
До реформ соборов 1667 и 1675 гг. управление церковными структурами осуществлялось посредством светских архиерейских чиновников. По постановлениям соборов, судьями архиерейских приказов теперь должны были назначаться представители высшего черного духовенства, на местах управление передавалось игуменам крупнейших в регионе монастырей или протопопам виднейших соборов (позднее получили название «духовных управителей»), а в низшем звене выборным поповским старостам. Несмотря на некоторые сложности, к концу 17 века церковное управление, таким образом, было сосредоточено в руках самого священства.
Приход
читать дальшеДо конца 15 века прихода в современном понимании (приходская церковь с общиной прихожан и клиром) не существовало. Базовой единицей был, вероятно, погост, округ, в центре которого располагались церковь, кладбище и дома клира и бывший не только религиозной, но и административной и финансовой единицей, населенной черносошными крестьянами.
Существовала также т. н. покаяльная семья - объединявшая священника и его духовных детей и не обязательно совпадавшая с местной церковной общиной, поскольку прихожане вольны были выбирать для исповеди любого священника.
В 15-17 веках происходит постепенное разрушение погостской системы. Черные земли переходят в собственность помещиков и вотчинников, формируется массив частных землевладений, границы которых не совпадают с границами погостов. Многие частные землевладельцы обзаводятся своими церквями, обслуживающими население их вотчин и поместий. Старые религиозные общины, таким образом, разрушаются, а на их месте возникают новые, границы которых уже не совпадают с административно-финансовым делением. Эти новые, уже чисто религиозные объединения жителей с конца 15 века начинают называться приходом.
Новая структура религиозных общин становится заметной уже к 20-30 гг. 16 века, но образование новых и дробление старых приходов активно продолжается до конца 17 века, когда, в целом, образуется уже устойчивая приходская сеть.
Институт покаяльной семьи, постепенно угасая, просуществовал до второй половины 17 века, пережив последний взлет в эпоху раскола. С 1667 года право выбора духовного отца было ограничено, а в начале 18 века фактически отменено, н фоне борьбы с расколом.
Ставить новую церковь до середины 17 века в принципе мог любой желающий, при наличии желания и возможности. Это приводило к появлению большого количества пустых, не обеспеченных ни прихожанами, ни клиром, церквей. Начиная со Стоглавого собора подобное излишнее рвение верующих в общем осуждалось. С середины 17 века для поставления новой церкви требовалось разрешение архиерея (и ее материальное обеспечение, см. выше).
Приходской священник, до середины 18 века, всегда подбирался прихожанами (или строителем/владельцем церкви). Церковные власти признавали за приходом полное право ставить/изгонять священника и как правило просто автоматически утверждали соответствующее решение прихожан.
Стремление священников превратить свое место в наследственное, семейное владение в принципе поддерживалось и церковными властями и прихожанами. Прихожане, в целом, предпочитали видеть в клире хорошо известных им людей, из известных им семей. Вообще, прихожане шли на прямой конфликт со своим попом только в самых крайних случаях. Церковные власти в конфликтных ситуация почти всегда становились на сторону прихода, обычно даже не проводя расследования.
Дьяконов и причетников община также подбирала сама, вообще практически безо всякого участия церковной администрации.
Церковные старосты в центральной России встречались крайне редко, даже в Москве, обычно забота об церковном имуществе поручалась пономарю.
П. Стефанович
Приход и приходское духовенство в России в 16-17 веках
Довольно интересная, в целом, книга о приходе и приходском духовенстве в центральной России 16-17 века. Но у меня как-то тяжело пошла, даже сложно сказать почему. Написана хорошо, но в духе авторов 19 века, я бы сказал, таком, повествовательном, что ли. Я люблю большую четкость и последовательность в изложении.
конспект
Приход и приходское духовенство в России в 16-17 веках
Довольно интересная, в целом, книга о приходе и приходском духовенстве в центральной России 16-17 века. Но у меня как-то тяжело пошла, даже сложно сказать почему. Написана хорошо, но в духе авторов 19 века, я бы сказал, таком, повествовательном, что ли. Я люблю большую четкость и последовательность в изложении.
конспект