В. Дорошенко
Торговля и купечество Риги в XVII веке
Книга неплохая, узнал немало интересного, в частности, что Рига вовсе не была центром хлебного экспорта, как утверждали некоторые, а совсем наоборот, вывозила в основном техническое сырье, пеньку, главным образом. Возникло правда впечатление, что автор собрал ее из нескольких отдельных работ - он периодически повторяется и, что совсем странно, у него местами и выводы с цифрами в разных главах различаются. Все это, конечно, вызывает у читателя беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне.
читать дальшеМорская торговля
читать дальшеСезон навигации в Риге продолжался примерно полгода, как правило, со второй половины апреля до начала октября/первой половины ноября. Пик навигации приходился на летние месяцы.
Любекские суда стояли под разгрузкой/загрузкой, в среднем, примерно месяц, голландские, в среднем, 2-3 недели*. За сезон торговое судно могло совершить несколько (чаще всего 2-3) рейса в Ригу и обратно. Быстроходные голландские флейты успевали за сезон дважды сходить по маршруту Рига-Лиссабон.
Бо́льшая часть судов (59% на 1689 год) приходила в Ригу незагруженными, чаще всего из Англии (80%) и Нидерландов/Швеции (по 65%).
Средняя грузоподъемность судов к середине XVII века составляла 123 - 147 ластов (80% судов пришедших в 1645 году имели грузоподъемность от 100 ластов и выше). Впоследствии размер судов приходивших в Ригу постепенно уменьшался (уже в 1678 г. судов на 100 ластов и больше пришло только 53%) и к началу XVIII века средняя грузоподъемность судов снизилась до 93 (1704 г.) и даже 65 ластов (1708 г.). Наиболее крупными были голландские суда (в среднем 112 - 174 ласта, максимум до 450 ластов), наименее крупными, шведские (40 - 80 ластов).
Собственным торговым флотом Рига до середины XVII века не обладала. В 60-х годах, подталкиваемые шведскими властями, рижане обзавелись небольшим торговым флотом (не более дюжины судов одновременно, средней грузоподъемностью 130 ластов). Суда принадлежали городским купцам (как правило, нескольким сразу, на паях) и комплектовались иностранными экипажами (голландцы, датчане, немцы, шведы и проч.). Доля рижских судов в товарообороте и судоходстве города не превышала 7-8%.
В последней четверти XVII века в Риге появилась и собственная верфь, но строили на ней, в основном, шведские военные корабли, а в 1680 году она перешла в собственность шведской казны.
Бо́льшая часть рижских перевозок осуществлялась голландскими судами, на них же приходилась и основная часть дальних рейсов через Датские проливы. Во второй половине века постепенно росла доля англичан и датчан. Основная масса внутрибалтийских перевозок приходилась на суда из Любека.
За 1557 - 1630 гг. из Риги через Зунд прошло 8 655 судов (6% от общего числа судов), в среднем по 127 судов*** в год. Пик торгового судоходства пришелся на 90-е годы XVI века - в среднем, 228 судов в год. В годы польско-шведских войн (1600 - 1629 гг.) показатель сократился, в среднем, до 80 судов в год (в наиболее тяжелые годы не больше 15-16).
Во второй четверти XVII века рижское судоходство достигло пика своего развития - в 1646 - 1650 гг. из рижского порта, в среднем, уходило 502 судна в год (включая внутрибалтийские перевозки). В третьей четверти века на фоне идущих войн оно вновь сократилось - в среднем, 181 судно в 1661 - 1665 гг. , а в последней четверти века вновь восстановилось - 414 судов в 1691 - 1695 гг. Начавшаяся Северная война снова обрушила показатели судоходства - 196 судов в 1701 - 1705 гг.
Рижское судоходство, таким образом, сильно зависело от внешних обстоятельств, достигая максимума в годы длительного мира (между Ливонской и польско-шведскими войнами; между польско-шведскими войнами и русско-польской, русско-шведской и польско-шведской войнами; между вышеперечисленными войнами и Северной войной) и резко сокращаясь в период затяжных войн.
При этом, в мирное время основная часть (от 2/3 до 3/4) торговых судов направлялась из Риги через Датские проливы в Атлантику, во время же затяжных войн этот показатель резко падал, примерно до 1/5.
Среди портов Прибалтики Рига прочно доминировала, между 1557 и 1630 гг. на нее приходилось ~70% всех судов из Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, прошедших через Зунд. Такая же картина наблюдается и в дальнейшем. При этом в конце XVI - первой трети XVII вв. рижское судоходство в 4-5 раз уступало кенигсбергскому и в 10-15 раз данцигскому. Во второй половине века Рига уступала только Данцигу, который в 70-х годах XVII века посещало ок. 700 судов ежегодно.
* Часть из них приходила без груза, кроме того голландцы предпочитали ввозить/вывозить крупные партии товаров, имея дело с меньшим числом купцов.
** Такая же картина наблюдалась и почти во всех остальных балтийских портах (например, Данциг в начале XVII века имел всего ок. 20 торговых судов). Единственным исключением был Любек, к концу XVI века имевший ок. 250 торговых судов и строивший их по нескольку десятков в год. Позднее, при герцоге Якове фон Кеттлере (1640 - 1682) своим торговым флотом обзавелась Курляндия (всего 60 крупных и 20 мелких судов, но не более дюжины одновременно).
*** Здесь и ниже только суда проходившие через Датские проливы, общее число судов примерно на 40% больше за счет внутрибалтийской торговли.
Экспорт
читать дальшеОсновными продуктами рижского экспорта были пенька, лен, конопляное и льняное семя, «лесные товары» (древесина, зола, поташ, деготь) и хлеб. Помимо этого вывозились также шкуры, воск и сало.
Главным экспортным товаром в XVII веке была пенька. Экспорт ее постепенно возрастал и в абсолютных и в относительных показателях, в 1596 году пенька составляла 25% рижского экспорта, в 1699 году уже 38%, в этом же году вывоз достиг максимума и в натуральных единицах - было вывезено 88 670 берковцов. Пенька вывозилась двух видов - чистая (90% вывоза) и полевка или очески. Большая часть пеньки доставлялась по Двине из Белоруссии, где скупалась, через посредников, у местных крестьян.
Вторым по значимости экспортным товаром был лен. Его доля в вывозе медленно росла, с 15% в конце XVI века до 18 - 23% в середине XVII века. К концу XVII века, из-за падения спроса, доля льна в экспорте Риги упала до 6 - 9%. Максимума вывоз льна достиг в 1648 году - 33 960 берковцов.
Лен скупался у крестьян Лифляндии и Литвы.
Помимо льна вывозилось и льняное семя двух видов - посевное и маслобойное. Вместе они составляли 12 - 19% экспорта. Максимум вывоза посевного семени был достигнут в 1650 году - 49 700 бочек, маслобойного в 1695 году - 56 000 бочек.
Посевное семя вывозилось, главным образом, в Вестфалию, отчасти в Голландию, где его использовали для выращивания высококачественного льна. К концу века резко вырос спрос на маслобойное семя, потребляемое промышленностью. Посевное семя также закупалось у лифляндских, литовских и курляндских крестьян, а маслобойное в Белоруссии (?).
В огромных количествах вывозилось конопляное семя. Доля его в экспорте его выросла с 4% (1596 год) до 10 -18% в XVII - начале XVIII вв. Максимум вывоза был достигнут в 1695 году - 196 000 бочек. Конопляное семя (как и маслобойное льняное) доставлялось по Двине из отдаленных районов и в военное время его привоз катастрофически сокращался. К концу века спрос на конопляное семя и его вывоз начали быстро сокращаться.
«Лесные товары» были представлены золой, поташем, деловой древесиной и мачтовым лесом. Вместе они составляли 6 -14% рижского экспорта. Пик вывоза поташа и золы пришелся на середину XVII века, во второй половине века их экспорт сильно упал, что было вызвано в первую очередь истощением лесов. Такая же ситуация складывалась и с экспортом деловой древесины.
Лесные товары закупались изначально у местных лифляндских дворян, после истощения местных запасов у магнатов в Литве и Белоруссии. Однако и там к концу века наблюдалось истощение лесных богатств что печально сказывалось на их экспорте. Относительно благоприятной была только ситуация с экспортом мачт (300 - 700 штук ежегодно в 90-х годах).
Экспорт хлеба был нестабилен и сильно колебался в зависимости от урожая и других факторов, составляя от 1 до 10-16% экспорта. Вывозилась рожь закупаемая, в основном, у местных лифляндских помещиков. В целом, в вывозе хлеба Рига значительной роли не играла.
Таким образом, основу рижского экспорта (70-75%) составляли технические культуры (пенька, лен) и их семена.
Экспорт Риги в XVII веке существенно отличался от более раннего. Так, экспорт пеньки, льна, льняного и конопляного семени развился только с конца XVI века. С начала XVII века начался вывоз поташа. Вывоз лесных товаров (золы и дегтя) по сравнению с предыдущим веком сильно упал. Сократился и вывоз хлеба. Резко сократился экспорт воска (в XV веке главного продукта вывоза) и шкур. Экспорт пушнины исчез как класс.
Большую часть всех экспортных товаров (кроме льна) вывозили голландцы (в вывозе конопляного и льняного маслобойного семени их доля достигала 75%). Лен и посевное семя вывозили главным образом Любек и другие немецкие города. Англичане вывозили, в основном, пеньку и лесные товары (поташ и мачтовый лес), шведы - хлеб. При этом, поскольку голландцы вели в основном посредническую торговлю, конечного потребителя вывозимых ими товаров установить затруднительно.
Импорт
читать дальшеОсновными продуктами рижского импорта были соль, сельдь, вина и ткани.
Соль составляла 20-30% импорта, к концу века ее доля начала снижаться, сократившись в первые годы XVIII века до 15,7%. Соль ввозилась в основном из Франции (Ла-Рошель), Португалии (Сетубал) и Испании. Это была грубая серая соль, часть ее потреблялась в Риге, но большая часть вывозилась дальше, в Лифляндию и ВКЛ. Максимума импорт соли достигал в середине XVII века - в среднем ок. 8 000 ластов, к началу XVIII в. снизившись до 3 000 ластов, в среднем в год.
В небольших количествах (20-30 ластов) ввозилась также высококачественная белая люнебургская соль (она стоила в 4 раза дороже серой и предназначалась для господского потребления), доставлявшаяся через Любек.
Вино составляло 15-20% рижского импорта. Ввозились, в основном, французские вина (максимум - 2150 бочек, 1686 год), а также рейнские (1006 бочек, 1655 год) и испанские (384 бочки, 1639 год).
Пик ввоза сельди пришелся на середину XVII века - в среднем, ок. 1100 ластов в год, к началу XVIII в. ввоз снизился до, в среднем, 280 ластов в год. Параллельно сократилась и доля сельди в импорте - с 5,4% в середине XVII века, до 1,7% в начале следующего. Сельдь ввозилась в основном фламандская, отчасти датская.
Таким образом, на соль, сельдь и вино приходилась примерно половина рижского импорта. Оставшуюся половину рижская таможня, как правило, зачисляла в т. н. «смесь» (Mischmasch), в состав которой входили самые разные товары - текстиль, металлоизделия, специи и проч., вычленить которые довольно сложно. В целом, смесь можно подразделить на три большие группы - ткани, колониальные товары и промышленные изделия.
Ткани составляли, видимо, 8-16% от всего импорта. Среди них абсолютно преобладало сукно (73 - 89%), голландское, английское и немецкое. Ввозились также шелковые ткани (6-25%) и льняное полотно (1-6%).
Колониальные товары (специи, сладости, фрукты, сахар, табак и проч.) составляли не менее 10% импорта. К концу XVII века резко вырос ввоз сахара (5 000 - 6 000 фунтов в 1640 году - 64 800 в 1681 году) и, особенно, табака (с 1 000 - 2 000 фунтов в 1640 году до 516 000 фунтов в 1706 году).
К началу XVIII века один табак составлял уже до 16% от всего импорта Риги. Почти весь табак импортировался из Голландии.
Промышленные товары (металлоизделия, железо, цветные металлы, бумага, стекло и проч.) составляли не более 10% импорта. В этой группе рос импорт железа и стали, ввозившихся из Швеции, к концу века они составляли ~ 4% импорта.
Помимо этого импортировалось еще и пиво (почти целиком из Германии), иногда в очень значительных количествах, однако его импорт был, видимо, нестабилен.
Ввозились импортные товары в основном на судах из Голландии и Любека (до 60% всех товаров, по стоимости), однако, как и в случае с экспортом, голландцы и любекчане выступали в первую очередь в качестве посредников.
Импорт, в отличии от экспорта, был менее чувствителен к внешним потрясениям и затяжные войны сказывались на нем не так заметно.
Внешнеторговый баланс и проч.
читать дальшеРига была, в первую очередь экспортным портом. На протяжении XVII века экспорт превосходил импорт в 1,5 - 2 раза (как уже выше говорилось, значительная часть торговых судов, приходила в Ригу в балласте, ничего не привозя). Разница между экспортом и импортом покрывалась за счет ввоза денег (главным образом серебра). Для расчетов с западными партнерами активно использовались также векселя.
Рижская торговля имела, в целом, посреднический характер*. Рижский купец скупал у производителей товар и продавал его прямо в Риге западным купцам, их представителям или просто шкиперам торговых судов. В обратном направлении следовали импортные товары. Торговля эта в значительной степени осуществлялась в кредит. Западные контрагенты (в первую очередь голландцы и любекчане) кредитовали рижских купцов, в счет будущих поставок**. Те, в свою очередь, кредитовали поставщиков, авансируя поставки товара. Подобная схема ставила рижскую (и вообще балтийскую, такая же картина наблюдалась в Данциге и прочих балтийских портах) торговлю в сильнейшую зависимость от ее западных партнеров.
На 1650 - 1652 гг. совокупный товарооборот Риги составлял примерно 2 000 000 - 3 000 000 талеров., импорт в 1699 году чуть больше 1 000 000 талеров.
В Прибалтике Рига в XVII веке являлась крупнейшим портом, уступая Ревелю только в вывозе хлеба, а курляндским портам (Либава, Виндава) в вывозе деловой древесины.
Город обслуживал (и в плане экспорта и в плане импорта) экономическую область включавшую в себя Лифляндию, большую часть ВКЛ (Литву и Восточную Белоруссии***) и Смоленщину.
* Что обеспечивалось, помимо всего прочего, запретом на прямую торговлю между «гостями» приезжавшими для покупки или продажи товара и фактически между производителями товара и его конечными потребителями.
** Для кредитования будущих поставок в основном и использовалось привозимые в Ригу деньги. Собственно торговля часто осуществлялась в форме натурального обмена - товар на товар.
*** Западная Белоруссия ориентировалась на Кенигсберг. Герцоги соседней Курляндии препятствовали участию своих подданных в рижской торговле, стремясь направить внутренние торговые потоки в свои собственные порты.
Единицы измерения
читать дальшеАвтор использует судя по всему рижские ласты и берковцы (хотя четко этого и не оговаривает).
1 рижский ласт = 2 100 кг.
1 рижский берковец (он же шипфунт) = 167,2 кг
Пошлины
читать дальшеЭкспорт и импорт облагался пошлинами - акцизом (в среднем 2%), портовой (порторий, введена Стефаном Баторием, тоже примерно 2%), лицентой (4 - 6% в зависимости от товара, введена шведами в первой половине XVII века) и Anlage (до 1668 года - Landzoll, введена шведами в 1658 году, пошлина за доставку товара сухопутным/речным транспортом, ~ 3%?). Помимо этого существовали разнообразные мелкие пошлины не игравшие особой роли.
С экспортных товаров бралось в среднем 10-15% их стоимости, с импортных больше - 11-19% (с табака даже 47%).
Лицента обеспечивала обеспечивала примерно 50,2% сборов, Anlage - 25,5%, акциз - 13,2% и порторий - 11,1%.
Риге доставались акциз и 1/3, позднее, 1/2 портовой пошлины (+ всякие мелкие пошлины), остальное шло в польскую, затем шведскую казну, получавшую в конце XVII века примерно 80% пошлин.
Суммы получались довольно внушительные. Так, в 1650 -1652 гг. только портовая пошлина составляла, в среднем, 40 000 талеров в год, а акциз, в среднем, 58 700 талеров в год.
Рижское купечество
читать дальшеРижское купечество было объединено в Большую гильдию, на 1648 год в ней числилось примерно 400 бюргеров (полноправных граждан) из которых торговлей реально занимались не более 300. Помимо бюргеров торговлей занимались (часто совершенно самостоятельно) также т. н. «ученики», приказчики, а также иностранцы, с учетом которых рижских купцов было, вероятно более 400 человек.
Купцы делились, в общем, на три больших группы.
Первую (100 бюргеров + 30 учеников) составляли экспортеры, занимавшихся т.н. «русской торговлей» (пенька, конопляное и маслобойное льняное семя, «лесные товары» из Литвы, Белоруссии и Смоленщины). На эту группу приходилось 2/3 рижского экспорта.
Вторую группу (70 человек) составляли экспортеры специализировавшиеся на т. н. «крестьянской торговле» (лен и льняное семя из Лифляндии, Литвы и Курляндии) и обеспечивавшие оставшуюся 1/3 экспорта.
Третью группу составляли купцы торгующие, в основном, импортным товаром.
Товарной специализации практически не существовало, торговали самым разным товаром, однако существовала специализация на экспорте или импорте. Крупные экспортеры, как правило, не занимались всерьез торговлей импортом и наоборот. Экспортеры были представлены почти целиком рижанами и, как правило, бюргерами. Среди импортеров, наоборот, имелось довольно много иностранцев.
Концентрация экспорта была достаточно велика и со временем росла. На 1641 год 20% всего экспорта приходилось на 10 купцов, примерно половина экспорта - на 45 экспортеров. К концу века на два десятка купцов приходилась уже половина экспорта. Торговля импортом была более демократичной, здесь даже в конце столетия первые 8 купцов контролировали только 1/5 импорта, а первые 30 купцов примерно 43% импорта.
Крупные экспортеры часто образовывали торговые династии, из поколения в поколение занимая видные позиции в рижской торговле. Среди импортеров эта тенденция была выражена гораздо слабее.
Влиятельные купцы-экспортеры занимали господствующее положение в купеческой Большой гильдии, а благодаря этому и в городском руководстве Риги, избираясь в городской совет - рат (14 ратманов, половина из них представители крупного купечества, другая половина профессиональные чиновники -«канцеляристы», тоже часто выходцы из влиятельных купеческих семей), а также бургомистрами (4 человека).
Помимо торговли рижское купечество занималось также ростовщичеством и вкладывало деньги в городскую недвижимость и покупку земли.
Вершиной развития для рижского купца было получение дворянского звания от польского или шведского короля.
Царская торговля с Ригой
читать дальшеПосле возвращения Смоленска (1654 год) здесь появились дворцовые волости (Поречье, Каспля), ведавшиеся Смоленским приказом. В дворцовых волостях было налажено производство пеньки, поташа, золы и деловой древесины. С осени 1658 года, несмотря на продолжавшуюся войну (еще в 1656 году Рига осаждалась русскими войсками), часть производимых товаров, через посредников продавалась в Ригу, доставляясь по Двине. По окончании русско-польской войны (1667 год) торговля с Ригой велась, в основном, при посредничестве литовских магнатов и шляхты Витебского воеводства и тамошнего купечества. Через них же в Риге закупались и импортные товары. Объем торговли был, в целом, невелик, не превышая нескольких тысяч рублей ежегодно. Подобная торговля продолжалась вплоть до Северной войны.
Разное
читать дальшеГрузовая повозка в начале XVII века добиралась из Риги в Вильно в среднем 9 дней, в Варшаву - 21 день.
Тоннаж голландского торгового флота в конце XVI века ~ 250 000 ластов.
Зерновые доходы лифляндских помещиков (середина XVI века?) примерно 20 000 ластов в год (господская запашка + оброк с крестьян). Собственно дворянское потребление, вместе с семенным фондом - 4000-5000 ластов в год. Потребление Риги (10 000 -12 000 чел.) - 2 000 ластов в год. Остальное могло идти на экспорт. В конце XVI века многие имения выбрасывали на рынок 30-50% зерна.
В. Дорошенко
Торговля и купечество Риги в XVII веке
Книга неплохая, узнал немало интересного, в частности, что Рига вовсе не была центром хлебного экспорта, как утверждали некоторые, а совсем наоборот, вывозила в основном техническое сырье, пеньку, главным образом. Возникло правда впечатление, что автор собрал ее из нескольких отдельных работ - он периодически повторяется и, что совсем странно, у него местами и выводы с цифрами в разных главах различаются. Все это, конечно, вызывает у читателя беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне.
читать дальше
Торговля и купечество Риги в XVII веке
Книга неплохая, узнал немало интересного, в частности, что Рига вовсе не была центром хлебного экспорта, как утверждали некоторые, а совсем наоборот, вывозила в основном техническое сырье, пеньку, главным образом. Возникло правда впечатление, что автор собрал ее из нескольких отдельных работ - он периодически повторяется и, что совсем странно, у него местами и выводы с цифрами в разных главах различаются. Все это, конечно, вызывает у читателя беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне.
читать дальше