А. Прокопьев
Германия в эпоху религиозного раскола. 1555 - 1648.
Интересный обзор германской истории времен Контрреформации и Тридцатилетней войны. Построен по проблемному принципу (т. е. подробного описания скажем Тридцатилетней войны вы здесь не найдете) и написан с учетом последних достижений немецкой исторической науки, существенно пересмотревшей за последние десятилетия свои взгляды на эту эпоху.
Основной минус - издано все это в авторской редакции, т. е. корректура и редактура отсутствуют как класс. Ну и кроме того, сам автор злоупотребляет разнообразными редукциями, рецепциями и, особенно, визитациями.
читать дальшеИмперия во второй половине XVI века
читать дальше
Император и имперские учреждения
Уроженец Испании и убежденный католик Фердинанд I (1556 - 1564) оказался, тем не менее, мастером политического компромисса. Благодаря его усилиям в Империи был на долгие годы восстановлен внутренний мир. Сын и наследник Фердинанда Максимиллиан II (1564 - 1576) продолжил в целом политику отца*.
Главным органом сословного представительства империи был рейхстаг, оправившийся от паралича времен Реформации и возобновивший продуктивную работу. Его деятельность после Аугсбургского мира характеризовалась усилением влияния князей и падением влияния имперских городов. Вопросы выносимые на обсуждение рейхстага предварительно обсуждались на съезде имперских депутатов (16 - 20 представителей сословий).
Еще одним важнейшим органом имперского управления был имперский камеральный суд (или имперская судебная палата). Роль его резко возросла после Аугсбургского мира, превратившего суд в основного гаранта религиозного согласия, разрешавшего все спорные вопросы между конфессиями. Авторитет суда был высок, однако уже к 1589 г. работа его оказалась полностью парализована из-за разногласий религиозных общин.
Региональными институтами судопроизводства были имперские округа (10 после 1512 г.). Во главе округов стояли обычно влиятельные светские и духовные князья, чьей задачей являлось поддержание земского мира. Для выработки согласованных решений собирались имперские окружные съезды из местных имперских чинов.
Начиная с Фердинанда императоры обзавелись и собственными административными органами, значение которых позднее только росло. В 1559 г. были созданы имперские надворный * и тайный советы. Надворный совет (12 - 18 человек) со временем принял на себя функции парализованного имперского камерального суда.
* Максимиллиан не унаследовал религиозной твердости Фердинанда, почти открыто симпатизируя протестантам.
** Надворный совет был впервые создан Фердинандом еще в 1527 г. в собственных наследственных землях (Австрии), в 1559 г. его полномочия распространились на всю Империю.
Имперские князья
Во второй половине XVI в. в империи насчитывалось примерно 80-90 княжеских родов, наиболее влиятельными из которых были дома Габсбургов, Веттинов, Гогенцоллеров, Виттельсбахов и Вельфов.
Габсбурги, будучи наиболее влиятельной династией Империи, между 1555 и 1618 гг. без особых изменений сохранили свои наследственные владения .
В 1564 г. австрийские земли дома были разделены между сыновьями императора Фердинанда I (1556 - 1564). Старший сын и будущий император Максимиллиан II (1564 - 1576) получил богемскую и венгерскую короны, а также Верхнюю и Нижнюю Австрию. Среднему сыну, Карлу, досталась т. н. Внутренняя Австрия (Штирия, Каринтия и Крайна), а младшему Фердинанду - т. н. Передняя Австрия (часть Эльзаса, Зундгау, Брейсгау и австрийская Швабия) и Тироль.
Владения Фердинанда, не имевшего законных наследников (в силу морганатического брака) после его смерти (1595 г.) перешли под контроль старших Габсбургов.
После смерти Максимиллиана II ему наследовал старший сын Рудольф II (1576 - 1612), а Австрией последовательно управляли его младшие братья Эрнст (1576 - 1595) и будущий император Матфей (1595 - 1612).
Эрцгерцога Карла (1564 - 1590) во Внутренней Австрии сменил его сын Фердинанд Штирийский (1590 - 1637), еще один будущий император.
Вторым по значимости в Империи был дом Веттинов, в 1485 г. разделившийся на эрнестинскую и альбертинскую ветви. Эрнестины получили в основном земли в Тюрингии и сохранили за собой титул курфюрста, основой владений Альбертинов стала Майссенская марка с центром в Дрездене. Поддержав протестантов в Шмалькальденской войне Эрнестины лишились большей части владений и курфюшеской шапки, переданных Альбертинам (1547 г.), занявшим, таким образом, ведущие позиции в этом доме. Попытки Эрнестинов взять реванш успеха не имели, они все больше слабели, в 1572 г. в результате очередного раздела эрнестинские владения распались на три герцогства - Саксен - Веймар, Саксен - Кобург и Саксен - Айзенах (процессы слияния и разделения здесь продолжались и позднее).
Обе ветви Веттинов являлись надежной опорой лютеранства, попытка курфюрста Христиана I (1586 - 1591) ввести в своем княжестве кальвинизм успеха не имела, после его смерти лютеранская церковь была восстановлена в правах, а реформаты подверглись репрессиям.
Будучи лидерами умеренных протестантов Империи, Альбертины тесно сотрудничали с Габсбургами и императорским престолом.
Дом Гогенцоллернов в XV в. разделился на старшую бранденбургскую, среднюю франконскую (ансбах-байройт-кульмбахскую) и младшую прусскую (отпочковавшуюся от фраконской) ветви.
Наиболее успешной из них оказалась бранденбургская ветвь. В 1609 г., после угасания Клевского дома, Гогенцоллерны предъявили претензии на его выморочные владения и после драматичной борьбы овладели герцогством Клеве, маркграфством Марк и Равенсбергом, закрепившись на берегах Рейна. В 1618 г., после пресечения прусской ветви, к Бранденбургу была присоединена Пруссия (фактически управлялась им с 1603 г.). Начиная с 1513 г. семейным уделом бранденбургских курфюрстов было и архиепископство Магдебург, сохраненное ими и после секуляризации.
Бранденбургские курфюрсты, как и соседние Веттины, долгое время занимали умеренные позиции, сотрудничая с императорским престолом. Однако после прихода к власти Иоганна Сигизмунда (1608 - 1619) княжество сделалось союзником кальвинистских радикалов (сам курфюрст даже принял в 1613 г. кальвинизм, не найдя, впрочем, поддержки среди подданных). После смерти Иоганна, при курфюрсте Георге Вильгельме (1619 - 1640) Бранденбург вернулся к прежней умеренной политике.
Франконская ветвь Гогенцоллернов правила маркграфствами Ансбах и Кульмбах (позднее Байройт), в 1557 - 1603 гг. соединенными в руках Георга Фридриха, умеренного и осторожного политика. Маркграф Кульмбаха Христиан (1603 - 1655) продолжил умеренную политику, тогда как правитель Ансбаха Иоахим Эрнст (1603 - 1625) перешел на радикальные позиции.
Виттельсбахи также разделились в XIV в. на две ветви - младшую баварскую и старшую пфальцскую.
Баварские Виттельсбахи в XVI в. находились на подъеме, объединив под своей властью большую часть Баварии (Баварию - Мюнхен и Баварию - Ландсгут в 1506 г.) и сделавшись самым влиятельным княжеством юга Империи, а затем установив контроль и над рейнскими епископствами (Кельн и др.). Успешно проведя рекатолизацию Бавария к концу века сделалась едва ли не главным оплотом католицизма в Империи.
Пфальцские Виттельсбахи управляли рыхлым массивом земель в центре страны, крупнейшими его частями были Нижний Пфальц (Гейдельберг), Верхний Пфальц, Пфальц - Зиммерн и Пфальц - Цвейбрюккен. Под их контролем оставались также епископства Шпейер и Вормс и часть Эльзаса. Младшая линия этой ветви правила также Нойбургом на берегах Дуная.
До конца 50-х гг. гейдельбергские курфюрсты занимали умеренные позиции, однако подвергшись репрессиям после Шмалькальденской войны быстро радикализировались, при Фридрихе III (1559 - 1576) приняв кальвинизм. Став лидерами радикального крыла протестантов Империи пфальцграфы заплатили за это разрушением политической системы собственного курфюршества (большая часть местного дворянства осталась лютеранами и отказала им в поддержке), что, впрочем, только усиливало их радикализм.
В центральной Германии наиболее заметную роль играло ландграфство Гессен, управляемое германской ветвью Брабантского дома. Поднявшийся было на волне Реформации, Гессен во второй половине века (1567 г.) распался на несколько владений, наиболее важными из которых были Гессен - Кассель и Гессен - Дармштадт. Последний придерживался ортодоксального лютеранства и проводил осторожную проимперскую политику, Гессен - Кассель же к началу XVII в. превратился в еще один оплот радикалов-кальвинистов.
На юге страны лютеранский Вюртемберг являлся оплотом умеренных протестантов, соседствующее с ним маркграфство Баден распалось в XVI в. на управляемый кальвинистами Баден - Дурлах и католический Баден - Баден. Последний позднее также оказался в руках протестантов.
На северо-западе Германии, между Везером и Эльбой господствующие позиции занимали Вельфы, чьи владения еще в XIII - XIV вв. распались на несколько княжеств, сильнейшими из которых были Брауншвейг - Люнебург и Брауншвейг - Вольфенбюттель.
Голштинский дом, владевший Голштинией и Шлезвигом к концу века оказался в растущей зависимости от соседней Дании, которая к началу XVII в. контролировала также епископства Бремен и Любек.
Расположенные восточнее балтийские герцогства Мекленбург и Померания серьезной роли в Империи не играли. Внутренне слабое мекленбургское герцогство в 1622 г. распалось на две части. Померания после пресечения дома Грайфенов (1637 г.) была разделена между Швецией и Бранденбургом.
Церкви
Развитие лютеранства после Аугсбургского мира определялось тремя параллельно развивавшимися процессами - размежеванием с другими религиозными направлениями, внутренней консолидацией учения и формированием территориальных структур церкви.
После смерти Лютера (1546 г.) внутри евангелического течения разгорелся конфликт между сторонниками ближайшего соратника Лютера Филиппа Меланхтона, т. н. филиппистами (их главным центром был Виттенбергский университет) и его противниками, т. н. гнесеолютеранами (Йенский университет). Последние, помимо прочего, обвиняли Меланхтона в симпатиях к кальвинизму. После смерти Меланхтона (1560 г.) конфликт стал приобретать черты настоящего раскола. После затяжной борьбы (в которой верх в целом остался за гнесеолютеранами) в 1577 г. был достигнут компромисс («Формула Согласия») признанный большинством лютеран и ставший основой для консолидации лютеранской церкви.
Одновременно произошло и окончательное размежевание с кальвинизмом (не признавшие «Формулу Согласия» филипписты и прочие лютеране примкнули к кальвинистам).
Параллельно с формированием религиозной доктрины шло и формирование территориальных структур церкви, активнейшую роль в котором играли князья - лютеране. Образцом для остальных регионов являлись церковные организации Вюртемберга (1553 г.) и Саксонии (1561 - 1581 гг.). Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что обе они предусматривали высокую степень контроля со стороны светской власти, хотя отношения между светской и духовной властью и предполагалось строить на основе партнерства.
Территориальная экспансия лютеранства не прекратилась с заключением Аугсбургского мира, продолжаясь вплоть до 70-80-х гг. XVI в. На среднем Рейне в лютеранство перешел Пфальц (1556 - 1557 гг.), южнее - большая часть Бадена (1556 - 1567 гг.), Нижнего Эльзаса и Саара, на севере - Брауншвейг - Вольфенбюттель (1568 г.) и т. д. Даже в австрийских владениях Габсбургов лютеранство было узаконено в 1568 г. и вторично в 1578 г.
Кальвинизм (реформатство) широкой популярности в Германии не получил, находя поддержку главным образом у имперских князей. Начало его относительно широкому распространению положил переход в реформатство пфальцского курфюрста Фридриха III в 1561 - 1563 гг. Не без труда закрепившись в Пфальце, вероучение Кальвина позднее распространилось и на другие территории, важнейшими из которых были княжество Ангальт (1596 г.) и маркграфства Баден-Дурлах (1599 г.) и Гессен-Кассель (1605 г.). В других крупных княжествах попытки распространения кальвинизма успеха не имели.
Некоторое распространение кальвинизм получил в городских общинах Восточной Фрисландии, Вестфалии и Нижнего Рейна (Дортмунд, Липпе, Франкфурт-на-Майне и др.) и особенно, в Бремене. В сельской местности, за исключением все той же Восточной Фрисландии, он успеха нигде не имел.
Среди широких масс населения кальвинизм особой популярностью не пользовался, почти повсеместно сталкиваясь с враждебным отношением лютеранского населения, что иногда влекло за собой серьезные политические последствия (развал политической системы Пфальца). Внутреннюю слабость кальвинистские княжества стремились компенсировать агрессивной внешней политикой.
Кальвинисткая церковь в классическом своем виде оформилась в Пфальце в 1563 - 1567 гг. (окончательно к 1570 г.). В отличии от лютеранской, она не просто находилась под контролем государства, а была фактически интегрирована в государственный аппарат княжества, став его составной частью. По образцу пфальцской строилась и церковная организация других кальвинистских княжеств.
Тяжело пострадав в годы Реформации, католическая церковь во второй половине XVI в. переживала период обновления, важнейшим событием которого стал Тридентский собор (1545 - 1548, 1551 - 1552, 1561 - 1563 гг.). Были выработаны твердые догматические и организационные основы дальнейшего существования церкви, укреплена церковная иерархия (усилена роль папы и, особенно, епископов), особое внимание уделялось развитию и совершенствованию образования. Огромную роль в обновлении церкви играли возникшие в первой половине века новые религиозные общества - ордена капуцинов, урсулинок, театинцев и, особенно, иезуитов.
В Германии, к третьей четверти XVI в. католическая церковь сохраняла господствующие позиции лишь в немногих землях - архиепископстве Зальцбург, Передней Швабии, Кельне, Трире, Лотарингии, с оговорками, в Баварии и др.
Во второй половине XVI века начался процесс рекатолизации регионов Германии (первые попытки ее относятся уже к 40-м гг. XVI в.). К середине XVII в. католикам удалось вернуть епископства Оснабрюкк, Мюнстер, Падерборн, Майнц, маркграфство Баден-Баден, часть Юлих-Бергского герцогства, имперские города Ахен, Констанц и проч. Протестанты были вытеснены также из Баварии, наследственных земель Габсбургов и Чехии.
В разных регионах процесс рекатолизации имел свои особенности, она могла сопровождаться прямыми репрессиями или проходить в форме относительно мягкого вытеснения протестантов.
В Баварии, например, инициатива рекатолизации принадлежала светской власти в лице герцога Альбрехта V (1550 - 1579), начиная с 1563 г. постепенно наращивавшего давление на протестантов (не слишком, впрочем, здесь многочисленных). Аналогичную политику проводил и его сын и преемник Вильгельм (1579 - 1597), к концу правления которого Бавария была полностью очищена от протестантов. Местная католическая церковь при этом почти не проявляла активности на фронте борьбы с еретиками, следуя в фарватере светской власти.
Другая ситуация сложилась в наследственных землях Габсбургов. Здесь влияние протестантов было несравнимо сильнее, к ним, в частности, примкнула большая часть местного дворянства. Габсбурги, нуждавшиеся в поддержке сословий для ведения войны с турками, вынуждены были идти на уступки протестантам, в 1571 - 1578 гг. фактически легализовав евангелическую конфессию в своих владениях.
Рекатолизация здесь происходила по инициативе снизу (усилиями, прежде всего, иезуитского ордена), поддержанной местным епископатом. Ближе к концу века к ней присоединились и сами Габсбурги, избегая прямой конфронтации, они сумели перетянуть на свою сторону большую часть протестантского дворянства (с помощью раздачи титулов, аноблирования, обусловленных возвращением в католицизм и т. п.), вынудив затем остальных покинуть эти земли.
Местное управление
Средоточием государственной деятельности князей, как и раньше, оставался двор, причем в большинстве случаев дворовые и правительственные функции и учреждения еще не разделялись.
Ядро двора образовывали четыре ведомства - гофмейстера/гофмаршала, возглавлявшего всю придворную организацию; кэммерера/оберкэммерера (позднее камергера), до XVI в. являвшегося княжеским казначеем, а позднее, после выделения финансового ведомства, отвечавшего за личные покои и гардероб князя; шенка/трухзесса (главного стольника), отвечавшего за княжеский стол и кухню и шталмейстера/обершталмейстера (конюшего). По мере развития охотничьего ремесла росло также влияние главы охотничьего ведомства - оберегермейстера.
Следующую группу придворной иерархии составляли надворные юнкеры из числа молодых дворян, служившие помощниками при гофмаршале, кэммерере и конюшем (гофюнкеры, камерюнкеры и штальюнкеры). За юнкерами шли пажи, как правило, несовершеннолетние мальчики-дворяне, выполнявшие вспомогательные функции. Часть из них входила в состав вышеперечисленных ведомств (гофпажи, сильберпажи и штальпажи соответственно).
За духовную жизнь двора отвечали надворные духовники (в католических землях) и надворные проповедники (в протестантских).
Супруга князя также имела свой придворный штат - женскую комнату (Frauenzimmer), меньшей численности и дублировавший иерархию мужской части.
Главным административным органом в большинстве княжеств оставалась канцелярия, во главе с канцлером и с соответствующим штатом советников.
Новшеством XVI в. было распространение надворных тайных советов из особо доверенных лиц (впервые появились у Габсбургов в 1559 г., затем в крупных княжествах - Баварии, Саксонии, Бранденбурге). В начале XVII в. в ряде княжеств появился пост председателя (директора/президента) тайного совета, нередко (Саксония и проч.) становившегося второй по значимости после самого князя фигурой в управлении. В других княжествах главой администрации оставался гофмаршал, которому в отсутствии князя подчинялся и канцлер.
Возникший при княжеских дворах институт фаворитов имел свою немецкую специфику - как правило, это были мужчины, выдвигавшиеся благодаря своим служебным и профессиональным качествам.
Важным учреждением оставался княжеский суд, в крупных княжествах к началу XVII в. развившийся в многоступенчатую систему с филиалами в провинции. Суды руководствовались в основном нормами местного обычного права (саксонского, швабского и т. д.).
Территориальная система управления по-прежнему основывалась на системе округов, возглавляемых амтманами и фогтами, однако штаты местных органов власти расширились.
Важнейшим органом сословного представительства оставался ландтаг, занимавшийся прежде всего проблемами финансов и налогообложения. В части районов Германии (Бавария, Пфальц, Гессен, Саксония, Брауншвейг) он был трехкамерным (равноценные курии духовенства, рыцарства и городских общин), в других - двухкамерным, руководящую роль здесь играли две курии - духовенства и дворянства или дворянства и горожан (Богемия, Австрия, Вюртемберг, Баден). Реформация привела к изменению соотношения сил во многих ландтагах, духовная курия в протестантских регионах лишилась своего значения, курии дворянства и городов усилились (Саксония и др.).
Дворянство
Низшее дворянство Империи, составлявшее примерно 1,5% населения, делилось на имперское, находившееся в ленной зависимости от императора и земское (земельное).
Формирование корпорации имперских рыцарей, начавшееся еще в XV в., окончательно завершилось к концу XVI в. (первый имперский рыцарский диплом был выдан в 1547 г.). Ее создание было вызвано стремлением Габсбургов (прежде всего Карла V и Фердинанда I) обзавестись массовой клиентелой среди дворянства южных и центральных земель Империи.
Имперское рыцарство было представлено в рейхстаге, а на местах организовано в округа и кантоны, имевшие выборные органы управления. В XVI в. сложились швабский (1560 г., 5 кантонов) и франконский (1590 г., 6 кантонов) округа, после Тридцатилетней войны еще один - рейнский (3 кантона). На особом положении находилось эльзасское рыцарство.
Швабские рыцари в массе своей остались католиками, около половины рейнских и франконских было лютеранами. После перехода пфальцских курфюрстов в кальвинизм множество местных дворян-лютеран отказало им в поддержке, составив один из кантонов швабского округа имперских рыцарей.
Земское дворянство в этот период практически повсеместно интегрируется в структуры формирующихся территориальных государств.
Протестантское дворянство, оказалось в целом в более сложном положении чем католическое, лишившись, в частности, доступа к доходным церковным постам. Отчасти эта проблема решалась фактическим сохранением старых церковных должностей и структур, с прилагающимися к ним доходами (Саксония, Вюртемберг, Гессен). Параллельно резко возросла заинтересованность дворянства в службе при княжеском дворе, в администрации и армии. Это привело к существенному увеличению дворовых штатов (наращивавшихся князьями, помимо прочего и с целью материального обеспечения местного дворянства), вытеснению дворянами бюргерства из административных структур, распространению практики наемничества (для протестантов, в первую очередь в Нидерландах и Франции).
Рост интереса к административной карьере способствовал и росту интереса к образованию, наличие которого существенно увеличивало карьерные возможности дворянина, увеличив приток дворян в высшие учебные заведения.
Патриархальная лютеранская этика создавала дворянам - протестантам дополнительные проблемы на семейном уровне - в протестантских семьях не приветствовался майорат и практиковался раздел имущества, что приводило к быстрому его распылению и деградации рода. Эту проблему протестанты пытались решать, в частности, за счет создания общесемейных уложений - договоров между членами рода, нормирующих вопросы брака, доходов и расходов.
Католическое дворянство находилось в существенно лучшем положении, сохранив доступ к церковным должностям (число которых даже увеличилось), однако также демонстрировало повышенный интерес к придворной (здесь огромным плюсом католиков был исключительный доступ к самому большому и престижному двору - императорскому ) и административной карьере и тягу к образованию. Широкое распространение майората способствовало сохранению материальных возможностей католических родов.
Горожане и города
Значение городов и городского населения выросшие было в годы Реформации со второй половины XVI в. падало. Часть имперских городов* оказалась в зависимости от местных князей (Брауншвейг, Магдебург) или даже была ими аннексирована (Донауверт в Баварии). Усиливалась связь земских городов с формирующимися территориальными государствами. Бюргерство, ранее широко представленное в административных структурах империи и в центре и на местах, к началу XVII в. оказалось почти полностью вытесненным из них дворянством.
Внутри самих городов почти повсеместно возросла роль патрициата, наблюдался (особенно в крупных имперских городах) процесс олигархизации власти, сосредотачивавшейся в руках нескольких купеческих семей.
Экономическое положение германских городов серьезно разнилось. Часть старых городских центров переживала стагнацию или упадок (Аугсбург, балтийские ганзейские города, горные города Саксонии), часть сохранила (Нюрнберг, Лейпциг) или даже усилила (Франкфурт-на-Майне, Бремен, Гамбург) свои позиции.
* Города империи делились на имперские - подчинявшиеся непосредственно императору, представленные в рейхстаге и обладавшие широкой самостоятельностью и земские.
Крестьянство
После поражения в Крестьянской войне 1524 - 1526 гг. крестьянство не играло уже никакой политической роли, а его социальное и экономическое положение в целом ухудшилось, хотя в разных регионах и неодинаково. В наиболее тяжелом положении оказалось крестьянство восточных и северо-восточных регионов, в первую очередь Бранденбурга, Мекленбурга и Померании (а также Пруссии). Здесь широкое распространение получила фольварочная система, введение которой сопровождалось резким усилением барщины. В Австрии, Богемии, некоторых районах Саксонии, существенно вырос размер крестьянских повинностей. В лучшем положении находилось крестьянство западных и центральных районов Германии.
Кризис в Империи
читать дальшеПосле некоторого затишья, к концу века напряжение в Империи вновь начало возрастать. Учащались стычки между религиозными группами, росло влияние католических и протестантских радикалов, группирующихся вокруг Баварии и Пфальца соответственно.
Растущее противостояние религиозных групп вскоре привело к параличу имперских структур - с 1589 г. перестал нормально функционировать имперский суд, с 1608 г. имперский рейхстаг. Это, в свою очередь, привело к созданию альтернативных конфессиональных структур - Евангелической унии (Пфальц, Бранденбург, Вюртемберг, Баден-Дурлах и проч.) в мае 1608 г. и Католической лиги (Бавария и проч.) в июне 1609 г.
И Уния и Лига имели собственные финансы и вооруженные силы и активно стремились обзавестись союзниками за пределами Империи, что вело к неизбежной интернационализации ее внутренних конфликтов. В то время как Лига установила тесные связи с Римом и Испанией, Уния нашла себе союзника в лице Генриха IV Бурбона, в 1612 г. заключила договор с Англией, в 1613 г. с Соединенными провинциями.
Все эти события развивались на фоне острого кризиса внутри правящего дома Габсбургов. Образ жизни Рудольфа II (1576 - 1612) вызывал растущее недовольство католических кругов и его собственной семьи. Уступки протестантам на которые император вынужден был пойти в ходе тяжелой Долгой войны (1593 - 1606 гг.) с османами еще более усилили это недовольство. В 1606 г. против императора выступил его младший брат Матфей (Маттиас), заручившийся поддержкой венгерских и австрийских сословий. В 1608 г. Рудольф вынужден был уступить ему Венгрию, Австрию и Моравию, сохранив за собой богемскую и императорскую короны. В 1610 г. борьба между братьями возобновилась и в августе 1611 г. Рудольф вынужден был отречься и от богемского престола. В январе 1612 г. он умер, освободив и императорский престол, вскоре занятый Матфеем (1612 - 1619).
В ходе борьбы братья активно раздавали многочисленные привилегии сословиям Венгрии, Австрии и Богемии. Особенно далеко зашел Рудольф, в 1609 г. («Грамота величества») предоставивший чехам свободу вероисповедания, что прямо нарушало основные принципы Аугсбургского мира и стало своеобразным сигналом к началу ревизии аугсбургских принципов и в немецких землях.
Нерешительный Матфей оказался неспособен восстановить порядок в Империи. Наследников он не имел и по соглашению с другими членами семьи на роль последнего был выдвинут представитель младшей ветви династии - Фердинанд Штирийский, жесткий приверженец Контрреформации. В 1617 г. он стал королем Чехии, в 1618 г. - королем Венгрии.
С испанскими Габсбургами в 1617 г. был достигнут компромисс («договор Оньяте»), в соответствии с которым они отказывались от притязаний на наследственные земли в Богемии и Венгрии (и, фактически, имперский престол), в обмен на уступку имперских земель в Эльзасе и др. районах вдоль т. н. «испанской дороги». Разрешив проблему престолонаследия, этот договор в тоже время открывал перед Испанией возможности прямого вмешательства в дела Империи.
Первым актом межконфессионального столкновения едва не стал конфликт за юлих-бергское наследство (1609 - 1614 гг.). После пресечения Клевского дома претензии на его наследство предъявили поддерживаемый протестантами Бранденбург и Пфальц-Нойбург (с 1613 г. католический) поддержанный императором и испанцами. Широкомасштабного конфликта с трудом удалось избежать - в 1614 г. был достигнут компромисс, в соответствии с которым Ной-Пфальц получил Юлих-Берг, а Бранденбург - Клеве и Марк.
Нарастание напряженности в Империи сопровождалось резким усилением идеологической борьбы, пик которого пришелся на предвоенный 1617 г. (столетие выступления Лютера). Империя оказалась буквально затоплена пропагандистской продукцией сторон - брошюрами, памфлетами, листками и т. д.
Тридцатилетняя война
читать дальше
Межконфессиональное напряжение в Чехии в конце концов вылилось в прямое восстание против императора в мае 1618 г. Летом 1619 г. чехи избрали королем пфальцского курфюрста Фридриха V, превратив тем самым местный конфликт в общеимперский.
Оказавшийся в тяжелом положении император Фердинанд (1619 - 1637) - помимо чехов ему приходилось вести борьбу с восставшими венграми Габора Бетлена и австрийскими протестантами, вынужден был обратиться за помощью к Католической лиге и Испании. Императора поддержали и умеренные протестантские князья Гессен-Дармштатда и Саксонии (саксонские войска даже заняли чешские Лужицы).
В ноябре 1620 г. католическая армия Тилли нанесла сокрушительное поражение чехам у Белой горы. Чехия была возвращена под власть императора и подверглась суровой рекатолизации.
Одновременно испанские войска атаковали Пфальц. К весне 1623 г. протестанты* были здесь полностью разгромлены, а курфюршество оказалось в руках католических и испанских сил. Поражение Пфальца привело к фактическому распаду Евангелической унии. Фридрих V бежал в Голландию, лишившись (февраль 1623 г.) Верхнего Пфальца и курфюршеского сана, переданных Баварии.
Первый этап войны (чешско-пфальцский, 1618 - 1624 гг.), таким образом, закончился полной победой имперских и католических сил.
В 1625 г. император Фердинанд дополнительно укрепил свои позиции, обзаведясь своей собственной, независимой от Лиги, армией, во главе которой встал знаменитый Альбрехт Валленштейн.
Появление католической армии Тилли в Нижней Германии (в ходе борьбы с Мансфельдом и Христианом Брауншвейгским) привело к консолидации местных протестантских сил, обратившихся за поддержкой к Дании. Датский король Христиан IV в 1625 г. был избран протектором нижнесаксонского округа и вторгся в Германию с наемной армией. Однако уже в апреле 1626 г. основные силы немецких протестантов (Мансфельд) были разбиты Валленштейном под Дессау. В августе 1626 г. датская армия была разгромлена Тилли под Люттером. В 1627 -1628 гг. войска Тилли и Валленштейна заняли Мекленбург, Брауншвейг, Померанию и проч. Таким образом и второй этап войны (датский, 1625 - 1630 гг.) закончился полным поражением протестантов.
Валленштейн за свои заслуги получил конфискованный у мекленбургских герцогов Мекленбург - Гюстроф, сделавшись имперским князем (что вызвало резкое возмущение и протестантских и католических князей).
Военные успехи Фердинанд постарался закрепить и в политической плоскости, издав в марте 1629 г. Реституционный эдикт, предусматривавший возвращение католикам незаконно захваченных протестантами церковных владений (в общей сложности 12 архиепископств и епископств и ок. 200 монастырей). Проведение реституции возлагалось на армию Валленштейна. Эдикт вызвал резкое недовольство протестантских и католических князей. Последние были недовольны усилением власти императора и растущим могуществом Валленштейна и его армии. Летом 1630 г. на курфюршеском съезде в Регенсбурге князья, возглавляемые баварским герцогом, дали решительный бой императору. Фердинанд был вынужден пойти на уступки, согласившись отправить в отставку Валленштейна и распустить большую часть его армии.
Тем же летом 1630 г. на севере Германии высадился шведский король Густав Адольф, объявивший себя защитником протестантов (шведский период, 1630 - 1635 гг.). На его сторону вскоре перешли протестантские радикалы (Гессен-Кассель и проч.), неуклюжие действия католической армии (разгром Магдебурга, май 1631 г.) подтолкнули на сторону шведов и умеренных князей Саксонии и Бранденбурга.
В сентябре 1631 г. армия Тилли была уничтожена в битве при Брейтенфельде. Развивая успех шведы и саксонцы заняли Тюрингию, Франконию, Богемию. Тилли в апреле 1632 г. был снова разбит в битве у Райна и погиб. В мае 1632 г. шведы заняли Мюнхен.
Полный разгром Лиги позволил Фердинанду снова взять инициативу в свои руки - Валленштейн был вновь призван на службу и собрав армию, восстановил контроль над Богемией. Вторжение имперской армии в Саксонию окончилось боевой ничьей в битве при Лютцене, с лихвой окупившейся гибелью шведского короля.
Шведы и немецкие протестанты после гибели Густав Адольфа оформили в апреле 1633 г. военный союз (Гейльброннский союз), предусматривавший, в частности создание объединенной армии. Швеция в этом союзе должна была играть роль протектора и временного суверена (с правом инвеституры) протестантов. Таким образом под угрозу ставилась уже сама целостность империи.
Император Фердинанд, тем временем, под давлением Мюнхена вновь сместил Валленштейна (в феврале 1634 г. он был убит). Нехватка сил заставила императора снова обратиться за помощью к Испании.
Усиленная испанскими войсками имперская армия в сентябре 1634 г. нанесла шведам и протестантам сокрушительное поражение в битве при Нёрдлингене. Поражение резко изменило баланс сил в пользу имперцев. Остатки шведских войск ушли на север, уже осенью 1634 г. имперские войска почти без сопротивления заняли Южную и Центральную Германию, Гейльброннский союз распался, на сторону императора вновь перешла Саксония.
В мае 1635 г. император, Саксония и (позднее) другие умеренные протестантские князья заключили между собой Пражский мир. Стороны в целом договорились о возвращении к условиям Аугсбургского мира, Гейльброннский союз и Католическая лига распускались, выполнение Реституционного эдикта откладывалось на 40 лет (т. е. он фактически отменялся), создавалась объединенная армия для борьбы со шведами и т. д. Был, таким образом, восстановлен союз между престолом и умеренными протестантскими князьями.
Победа Габсбургов не устраивала Францию и в том же мае 1635 г. она объявила войну Империи. Начался последний этап Тридцатилетней войны (франко-шведский, 1635 - 1648 гг.), в ходе которого католики и умеренные протестанты Империи сражались против французов, шведов и примкнувших к ним радикальных протестантов.
Боевые действия велись на двух основных направлениях - на западе (баварцы, испанцы и имперские силы против французов) и северо-востоке (Саксония, Бранденбург и имперские силы против шведов) Империи. В центре страны основная борьба велась вокруг Гессен-Касселя, выдвинувшегося на роль лидера радикальных протестантов.
Поначалу имперские силы имели некоторый перевес и на шведском и на французском фронте, однако на рубеже 30-40-х гг. в боевых действиях наметился перелом в пользу противников Империи. В 1640 г. из войны вышел Бранденбург. К 1645 г. положение имперских сил стало фактически безнадежным, из войны вышла Саксония, боевые действия велись уже на территории Баварии и наследственных земель Габсбургов.
В этих условиях новый император Фердинанд III (1637 - 1657) вынужден был искать мирное решение. В 1640 г. после долгого перерыва был собран рейхстаг на котором обсуждались перспективы прекращения войны. В 1645 г. в вестфальских городах Мюнстер и Оснабрюк параллельно с продолжавшимися боевыми действиями начались переговоры о мире, окончившиеся в мае - октябре 1648 г. подписанием серии соглашений - Вестфальского мира.
* Помимо сил самого Пфальца здесь действовали войска его союзников - Баден-Дурлаха, Брауншвейг - Вольфенбюттеля и наемники Мансфельда.
Вестфальский мир
читать дальшеМирный договор состоял из соглашений заключенных в Мюнстере (с Францией) и Оснабрюке (со Швецией и имперскими сословиями).
В соответствии с этими соглашениями кальвинисты были уравнены в правах с католиками и лютеранами и в Империи фактически введена свобода вероисповедания (за исключением наследственных земель Габсбургов). Имперские сословия получили гарантии своих прав.
Была признана независимость Швейцарии и Соединенных провинций, а внутри самой Империи произведены многочисленные территориальные изменения.
Франция по итогам войны получила часть Эльзаса (ландграфства Верх. и Ниж. Эльзаса и проч.) и Лотарингии (Мец, Верден, епископство Туль) и несколько стратегически важных крепостей.
Швеции были переданы Передняя Померания с центром в Штеттине (и, соответственно, устье Одера), бывшие епископства Бремен и Верден (и устье Везера).
Бранденбург получил оставшуюся часть Померании и в качестве компенсации за Переднюю Померанию (на которую также претендовал) секуляризированное архиепископство Магдебург ( до 1680 г. оно временно оставалось под контролем Саксонии), а также епископства Минден и Гальберштадт.
Саксония закрепила за собой маркграфства Верх. и Ниж. Лужицы (Лаузиц).
Бавария сохранила Верхний Пфальц и титул курфюрста.
Опальные князья Гессен - Касселя, Вюртемберга, Мекленбурга и проч. восстанавливались в правах и получали обратно свои владения.
Пфальц также был восстановлен и вновь получил место в коллегии курфюрстов (которых теперь стало восемь).
Современная немецкая историография (чье мнение разделяет и автор) в целом отошла от традиционной точки зрения на Вестфальский мир как на катастрофу для немецкого народа и государства. События середины XVII в. представляются теперь скорее успешной реанимацией имперского организма. Также в целом положительно оцениваются и последующее функционирование и развитие империи и ее институтов.
Последствия войны
читать дальшеДемографические и социально-экономические последствия войны оказались крайне тяжелыми. Империя потеряла примерно 1/3 довоенного населения (40% сельского и 33% городского). На 1600 г. по разным оценкам в Империи проживало от 15 000 000 - 17 000 000 до 21 000 000 чел., на 1650 г. - от 10 000 000 - 13 000 000 до 16 000 000 чел., общие потери населения соответственно оцениваются в 5 000 000 - 6 000 000 чел.
Территориально они распределялись неравномерно, больше всего пострадали северо-восточные, центральные и юго-западные регионы. В Мекленбурге, Померании, Тюрингии, Пфальце и Вюртемберге потери населения превышали 50%. В Бранденбурге, Магдебурге, Саксонии, Гессене, Франконии, Баварии, Швабии, Эльзасе, Лотарингии составляли от 30 до 50%. Меньше всего пострадал северо-запад Германии.
На восстановление довоенной численности населения Империи потребовалось 100 лет, только к 1750 г. оно достигло довоенного уровня.
Внутриполитический ландшафт Империи претерпел в результате войны серьезные изменения. Западная часть Империи сделалась на какое-то время зоной влияния Франции, обзаведшейся здесь обширной клиентелой (Трир, Кельн, вестфальские князья, Пфальц). Союзником Франции сделалась и господствующая теперь на юге страны Бавария. На севере Германии роль местного гегемона играла Швеция. Франко-шведское засилье ограничивало влияние правящего дома Габсбургов внутри Империи. Сами Габсбурги сохраняли традиционные дружественные связи с Саксонией и Гессен-Дармштадтом.
К началу XVIII в. ситуация в Империи изменилась в благоприятную для Габсбургов сторону. Агрессивная политика Людовика XIV все больше отталкивала от него немецких князей. В 1685 г. после смены династии на сторону Габсбургов перешел Пфальц*. Окончательно французская гегемония рухнула в ходе Войны за Испанское наследство. Тогда же, в начале XVIII в., пришел конец и шведской гегемонии на севере Империи.
Любопытным явлением был рост популярности католической церкви в послевоенные времена - во второй половине века наблюдается массовый переход дворянства, а местами и имперских князей в католицизм, тогда как протестантские конфессии переживают не лучшие времена.
* Пфальцские курфюрсты Карл-Людвиг (1648 - 1680) и Карл (1680 - 1685) безуспешно пытались восстановить позиции своего княжества опираясь на союз с Францией. После смерти Карла и пресечения правящей ветви Виттельсбахов, Пфальц перешел к католической Пфальц-Нойбургскской ветви династии, быстро переориентировавшейся на союз с Габсбургами.
А. Прокопьев
Германия в эпоху религиозного раскола. 1555 - 1648.
Интересный обзор германской истории времен Контрреформации и Тридцатилетней войны. Построен по проблемному принципу (т. е. подробного описания скажем Тридцатилетней войны вы здесь не найдете) и написан с учетом последних достижений немецкой исторической науки, существенно пересмотревшей за последние десятилетия свои взгляды на эту эпоху.
Основной минус - издано все это в авторской редакции, т. е. корректура и редактура отсутствуют как класс. Ну и кроме того, сам автор злоупотребляет разнообразными редукциями, рецепциями и, особенно, визитациями.
читать дальше
Германия в эпоху религиозного раскола. 1555 - 1648.
Интересный обзор германской истории времен Контрреформации и Тридцатилетней войны. Построен по проблемному принципу (т. е. подробного описания скажем Тридцатилетней войны вы здесь не найдете) и написан с учетом последних достижений немецкой исторической науки, существенно пересмотревшей за последние десятилетия свои взгляды на эту эпоху.
Основной минус - издано все это в авторской редакции, т. е. корректура и редактура отсутствуют как класс. Ну и кроме того, сам автор злоупотребляет разнообразными редукциями, рецепциями и, особенно, визитациями.
читать дальше