А. Бобраков - Тимошкин
Проект «Чехословакия»: конфликт идеологий в Первой Чехословацкой республике (1918 - 1938)
Небольшая интересная книжка о политической жизни и идеологической борьбе в довоенной Чехословакии. Помимо прочего, наглядно демонстрируется влияние отца-основателя государства и закладываемых им государственных основ на дальнейшую судьбу этого самого государства.
читать дальшеПринципы
читать дальшеПервая чехословацкая республика была в полной мере детищем Т. Масарика, сыгравшего основную роль в ее создании и строилась на выработанных им принципах (источником которых, в свою очередь, было мировоззрение самого чехословацкого президента) - «чехословакизме», «прогрессизме» и «демократии».
«Чехословакизм» означал, что республика является государством свежепридуманного «чехословацкого народа». Последний состоял из чехов и словаков, национальные меньшинства составлявшие 1/3 населения (на 1921 г. чехов было 49,5%, словаков - 16,5%; немцев - 23%, венгров - 5%, русинов - 3,4%, евреев - 1,2%, поляков - 0,6%) тем самым из государствообразующей нации исключались. Вдобавок, не было ясности со словаками, чехи фактически отказывали им в национальной субъектности, считая чем-то вроде недоразвитых чехов, с чем словаки (и чем дальше, тем больше) соглашаться отказывались.
«Прогрессизм» чехословацкого государства подразумевал духовный и социальный прогресс чехословацкого общества освобожденного от уз «трехсотлетнего рабства Габсбургов». На практике в это понятие включался и довольно активный антиклерикализм, направленный в основном против католической церкви. Масарик, сам ставший протестантом под влиянием жены-американки, призывал «расстаться с Римом», провозглашая «чехословацкую нацию» «нацией Гуса», а Табор - «ее программой». Если у самих чехов, не отличавшихся особой религиозностью, этот антиклерикализм находил достаточно широкую поддержку, то у гораздо более религиозных словаков (в Чехии на 1921 г. насчитывалось 640 000 атеистов, в Словакии - 6 400, да и те в основном местные чехи) и немцев не вызывал ничего кроме неприятия.
«Демократию» сам Масарик считал естественным состоянием чешского народа и, помимо прочего, самостоятельной идеологической («внутренней») ценностью.
Еще одной принципиальной основой чехословацкой политики была внешнеполитическая линия, предполагавшая безоговорочную ориентацию на державы Антанты, в первую очередь, Францию (что обуславливалось и идеологическими причинами - «демократия») и столь же безоговорочную поддержку «справедливой» Версальской системы.
Эти основополагающие идеи чехословацкого государства поддерживались большей частью чешского общества, однако в той или иной мере не разделялись национальными меньшинствами (да и частью самих чехов).
Политическая система
читать дальшеПо конституции Чехословакия являлась парламентской республикой, с правительством формируемым парламентским большинством и подотчетным парламенту. Президент избирался парламентом и формально полномочия его были невелики. На практике, пользовавшийся огромным авторитетом Масарик (в стране фактически сложился его культ) полностью контролировал внешнюю политику страны (пост министра иностранных дел бессменно занимал ближайший соратник и друг президента Э. Бенеш) и, в сильнейшей степени, внутреннюю. В рутинные политические дела президент вмешивался редко, однако важные политические решения принять против его воли было фактически невозможно. Контроль над политической жизнью страны осуществлялся с помощью т. н. «Града» - неформального объединения политиков, бизнесменов и интеллектуалов (Э. Бенеш, К. Чапек и проч.) сложившегося вокруг президента. С «Градом», в той или иной форме была связана масса чешских политиков, журналистов, интеллектуалов, он контролировал целые фракции в политических партиях, многие средства массовой информации и т. д. При Бенеше, сменившем в 1935 г. отошедшего от дел Масарика, вышеописанная картина принципиальных изменений не претерпела.
Парламентские выборы проводились по пропорциональной системе, однако избирательного барьера не существовало и в парламент имели возможность попасть даже небольшие партии. В выборах участвовало до 30 партий, около десятка из которых стабильно попадали в парламент.
Партии делились по национальному принципу на «чехословацкие» и партии этнических меньшинств. «Чехословацкие» партии пользовались поддержкой в основном среди чехов и некоторой части словаков. В Словакии им приходилось бороться с партией Глинки, претендующей на роль общесловацкой и довольно популярными здесь коммунистами. Немцы, венгры и прочие меньшинства голосовали за свои этнические партии, часть немцев за коммунистов. Последние были единственной общенациональной партией, пользовавшейся поддержкой среди чехов, немцев и словаков.
Чешский избиратель предпочитал голосовать по классовому или корпоративному принципу, поэтому крупные «идеологические» партии (консервативная, либеральная, социалистическая), способные сформировать правительство в одиночку в Чехии не сложились.
Основу партийной системы составляли пять т. н. «государствообразующих» партий разделявших основные политические принципы устройства чехословацкого государства (чехословакизм, демократия и, с оговорками, прогрессизм) и вынужденных в силу этого держаться вместе (остальные партии, и чешские и этнические, базовые основы чехословацкого государств полностью или частично отвергали).
Левый фланг «государствообразующих» партийных объединений составляли две социалистические партии - Республиканская социал-демократическая рабочая партия (умеренные социал-демократы) и Чехословацкая социалистическая (с 1926 г. национал - социалистическая) партия, сочетавшая социалистическую идеологию с чешским национализмом и неприязнью к немцам, евреям, словацким автономистам и католической церкви.
В центре располагались аграрная партия (Республиканская партия чехословацких земледельцев и мелких хозяев), пользовавшаяся поддержкой сельского населения Чехии, части словаков и русинов и католическая Чехословацкая народная партия, особенно популярная Моравии.
Правый фланг занимала Национально - демократическая партия, возглавляемая известным русофилом Карелом Крамаржем. В идеологическом плане нацдемы были правыми националистами, главным бастионом их влияния была Прага.
Эти партии стабильно получали большинство парламентских мандатов, а их руководители составляли т. н. «пятерку». Все решения в парламенте страны оформлялись по результатам консультаций членов «пятерки» между собой, с президентом и «Градом», что делало саму парламентскую процедуру чистой формальностью. Парламентские заседания в итоге превратились в цирковую арену для представителей оппозиционных партий (коммунистов, фашистов и прочих) почти безнаказанно скандаливших и хулиганивших, что на результаты деятельности парламента никак не влияло.
Партии обладали развитой общественной «инфраструктурой» - собственными органами печати, молодежными, женскими, спортивными организациями и т. д.
Оппоненты и противники
читать дальшеВ Чехии основными оппонентами линии Масарика являлись чешские националисты, фашисты и радикальные католики, а также и компартия Чехословакии.
Националисты были представлены прежде всего вышеупомянутой Национально-демократической партией, из числа государствообразующих наименее лояльной масариковскому государству (чему способствовал и личный конфликт Масарика и Крамаржа). Националисты критиковали ЧСР за недостаточную «националистичность», требовали урезания прав национальных меньшинств (в первую очередь, немцев) и, не отвергая демократии в принципе, наилучшим режимом считали «авторитарную демократию» во главе с сильным национальным лидером.
Пик популярности фашизма пришелся на 1925 г. и был связан с успехами Муссолини в Италии. Профашистские группы появились в католических партиях, аграрной, национально-социалистической, особенно широкий отклик идеи фашизма нашли среди нацдемов. Усилиями Масарика и «Града» дальнейшее распространение фашизма было остановлено. Единственная крупная фашистская организация - возникшее в 1926 г. Национальное фашистское общество, возглавляемое генералом Р. Гайдой, особой популярностью не пользовалась (лучший результат на выборах - 2%).
Радикальные католики политического влияния почти не имели, однако были заметной частью интеллектуального ландшафта республики, подвергая острой критике идейные основы республики и прежде всего масариковский антиклерикализм. Наиболее ярким представителем этого течения был писатель и публицист Ярослав Дурих.
Коммунистическая партия Чехословакии была создана в 1921 г. на основе левого крыла социал-демократической партии и коммунистических групп национальных меньшинств. Партия была одной из крупнейших в стране, регулярно получая на выборах ок. 10% голосов (лучший результат - 13% и 2-е место на выборах 1925 г.). В Чехии она пользовалась популярностью среди части городского населения и разнообразной творческой интеллигенции. Кроме того, компартия была фактически единственной общенациональной партией - выступая в поддержку права на самоопределение народов, словацкой и немецкой автономии, она обеспечила себе немалую поддержку среди нацменьшинств. В Словакии коммунисты были второй по популярности партией, пользуясь поддержкой части городского населения, за компартию голосовала также часть чехословацких немцев. Этим, впрочем, электоральная база коммунистов исчерпывалась и возможностей для ее расширения не существовало (возможности для маневра у коммунистов были дополнительно ограничены подчинением Коминтерну).
Компартия уже и в первые годы своего существования отрицала основные принципы чехословакского государства - чехословакизм и демократию. После прихода в 1929 г. к власти в партии группы К. Готвальда она еще более радикализировалась, занимая уже откровенно антигосударственную позицию и подвергшись в 1933 - 1934 гг. гонениям со стороны властей. Впрочем, уже в 1935 г., после сближения Бенеша с Москвой, компартия внезапно обнаружила у себя острую потребность бороться с германским фашизмом совместно с буржуазным государством и в 1938 г. занимала патриотическую позицию, призывая, вместе с чешскими фашистами и националистами, к вооруженному сопротивлению Германии.
Словаки
читать дальшеПоложение словацкого народа к 1918 г. было невеселым - словаки подвергались систематической мадьяризации, у большей части словацкого населения, в основном сельского (в городах Словакии жили в основном немцы и венгры, так, в Братиславе - Прессбурге словаков было не более 15%), национальное самосознание отсутствовало. Немногочисленная национальная интеллигенция состояла в основном из католических и протестантских священнослужителей. В этих условиях, рассчитывая прежде всего на избавление от венгерского господства, словацкое национальное движение поддержало создание Чехословакии. Однако идейные основы масариковской Чехословакии консервативному и религиозному словацкому населению оказались неблизки, а оформление собственной государственности (пусть даже в формате Чехословакии) привело к быстрому росту национального самосознания словаков. Уже в 1922 г. крупнейшая партия словаков - Словацкая народная партия, возглавляемая Андреем Глинкой, выдвинула требование автономии Словакии. Автономисты при этом ссылались на т. н. Питтсбургское соглашение, подписанное Масариком и представителями словацкой эмиграции в 1918 г., в котором будущий президент Чехословакии обещал словакам автономию. Народная партия постепенно радикализировалась, росло влияние ее профашистского крыла (В. Тука и проч.), в 30-х годах она перешла на антидемократические позиции, отвергая уже не только «чехославакизм», но и весь масариковский проект.
Сторонники «чехословакизма» в Словакии, изначально немногочисленные, поддерживали его в основном из прагматических соображений (необходимость помощи центра в преодолении отсталости, оппозиция партии Глинки, личные карьерные соображения). Со временем их число только сокращалось. На выборах 1935 г. Словацкая народная партия получила голосов больше чем все чехословацкие партии вместе взятые. Сразу после Мюнхена почти все словацкие партии объявили об объединении с Народной партией и совместно потребовали автономии Словакии (учреждена в октябре 1938 г.).
Немцы
читать дальшеНемцы составляли очень значительную часть населения республики - 25% всего населения Чехословакии и треть населения Чехии (в Праге немцев было ок. 10%). Большая часть немцев проживала в приграничных районах, разобщенных и территориально и культурно - до создания Чехословакии богемские немцы не воспринимали себя как единое целое, осознание своей национальной общности пришло к ним только в 20-30-е гг.
После падения Австро-Венгрии местные немецкие лидеры стали ориентироваться на отделение от Чехии и присоединение к «Немецкой Австрии», а в случае ее аншлюса к Германии. В октябре - ноябре 1918 г. была провозглашена независимость сразу четырех немецких провинций - Немецкой Чехии (с центром в Усти-над-Лабем), Судетской (Опава), Шумавской и Немецкой Южной Моравии. Однако уже в ноябре - декабре 1918 г. все эти провинции были взяты под контроль чехами, не встретившими особого сопротивления. Уже в 1919 г. немецкие партии участвовали в местных выборах, формально признав чехословацкое государство, однако для большинства немцев Чехословакия так и осталась чужим и чуждым государством.
У немцев имелась собственная партийная система фактически дублировавшая чешскую. Немецкие партии подразделялись на «активистские» и «негативистские». «Активисты», к которым относились социал-демократы (Немецкая социал-демократическая рабочая партия в Чехословакии), а с 1926 г. также аграрии (Союз земледельцев) и католическая Немецкая христианско-социальная партия пытались вести борьбу за права немцев в рамках существующего чехословацкого государства, в 1926 - 1929 гг. входя даже в правительственные коалиции с чехословацкими партиями. Их целью было превращение Чехословакии из национального в мультиэтническое государство и достижение культурной, языковой и, в идеале, территориальной автономии немцев.
«Негативисты» отрицали само существование ЧСР, к ним относились националистическая Немецкая национальная партия и нацистская Немецкая национал-социалистическая рабочая партия, к началу 30-х годов ставшая фактически филиалом НСДАП.
В 20-х годах большая часть немецких избирателей поддерживала «активистов» - их оппоненты получали на выборах менее 1/3 голосов. Однако отсутствие значимых результатов и экономический кризис начала 30-х, больно ударивший по немецким районам (в Судетах без работы осталась треть населения) подорвали популярность «активистов». К 1933 г. крупнейшей немецкой партией стала нацистская ДНСАП. Правительство Чехословакии ответило на рост популярности радикалов запретом нацистской партии (осень 1933 г.) и приостановкой деятельности Национальной.
Почти сразу же (октябрь 1933 г.) им на смену пришел Фронт судетонемецкой родины, созданный Конрадом Генлейном, вероятно при поддержке Германии. В 1935 г. фронт был переименован в Судето-немецкую партию. На парламентских выборах 1935 г. она одержала сокрушительную победу, получив 60% голосов немецких избирателей и обойдя по числу голосов все чехословацкие партии.
Победа Генлейна нанесла сильнейший удар по политической системе Чехословакии и ее международному положению. Умеренные немецкие партии фактически пошли ко дну, серьезное сопротивление пытались оказывать только немецкие социал-демократы. «Чехословацкие» партии и политики оказались деморализованы, администрация Бенеша и умеренные партии, во главе с аграриями, пытались торговаться с генлейновцами, националисты и коммунисты требовали сворачивания демократии для борьбы с немцами и т. д. Во внешнеполитическом плане победа Генлейна усилила желание Германии поскорей решить судетский вопрос и сильно повлияла на общественное мнение Англии, дав дополнительные козыри в руки сторонникам политики «умиротворения».
После аншлюса Австрии в марте 1938 г. все немецкие партии (кроме социал-демократов) объединились с партией Генлейна, перешедшей уже на откровенно нацистские позиции (изначально и Генлейн и его партия были скорее правыми националистами). Начавшийся затем судетский кризис уже в сентябре 1938 г. привел к ликвидации Первой Чехословацкой республики.
А. Бобраков - Тимошкин
Проект «Чехословакия»: конфликт идеологий в Первой Чехословацкой республике (1918 - 1938)
Небольшая интересная книжка о политической жизни и идеологической борьбе в довоенной Чехословакии. Помимо прочего, наглядно демонстрируется влияние отца-основателя государства и закладываемых им государственных основ на дальнейшую судьбу этого самого государства.
читать дальше
Проект «Чехословакия»: конфликт идеологий в Первой Чехословацкой республике (1918 - 1938)
Небольшая интересная книжка о политической жизни и идеологической борьбе в довоенной Чехословакии. Помимо прочего, наглядно демонстрируется влияние отца-основателя государства и закладываемых им государственных основ на дальнейшую судьбу этого самого государства.
читать дальше