В русском войске того времени существовало заметное отличие в почитании больших воеводских, так называемых «государевых полковых» знамен и знамен небольших отрядов, таких, как сотня, станица, а затем – и рота «нового строя». Древний, еще византийский обычай освящать ратные хоругви и относиться к ним как к святыням распространялся в сознании ратных людей только на воеводские знамена. Их охрана доверялась специально назначенному «голове» из знатных дворян или детей боярских и целому отряду из всадников и даточных людей.
читать дальшеПо-видимому, только на воеводских знаменах поначалу помещались иконографические изображения и священные тексты, тогда как сотенные флаги несли только контуры православного «осьмиконечного» креста или даже чисто декоративные сюжеты. Вообще, сам характер рисунка сотенных знамен не имел большого значения, представляя собой лишь род отличительного значка: так что и дворяне, и казаки могли пользоваться трофейными знаменами, только что взятыми у противника; в то же время, дьяки Оружейного приказа не видели ничего зазорного в выдаче в полки «нового строя» польских солдатских знамен. Однако для служилых «немцев» любое знамя являлось предметом почитания и бережного отношения – как в боевых условиях, так и в мирное время. В отличие от старых московских войск, в полках «нового строя» уход за отрядным знаменем доверялся не захудалым бойцам, а «чиновным людям» – прапорщику (офицерский чин) и подзнаменщику (урядничий чин).
Показателен эпизод из дневника Патрика Гордона, когда подьячий Дворцового приказа, решивший насильно выселить иноземца из занимаемой им квартиры, опрометчиво «схватил одно из полковых знамен, висевших на стене, чтобы вынести оное». От этого все офицеры пришли в состояние крайней ярости и выгнали подьячего с его помощниками из помещения.
О. Курбатов «Западные воинские обычаи в русских вооруженных силах середины XVII века: пути проникновения и проблемы бытования» // Война и оружие. Новые исследования и материалы. 2017