Трубки и взрыватели русской артиллерии в Первую мировую (по книге В. Рдултовского «Исторический очерк развития трубок и взрывателей от начала их применения до конца мировой войны 1914—1918 гг»).
читать дальшеУдарные трубки и взрыватели - действующие при ударе о преграду.
Дистанционные трубки - обеспечивающие разрыв в воздухе, до соприкосновения снаряда с целью.
Трубки двойного действия соединяют в себе дистанционный и ударный механизмы.
Взрыватели, по месту расположения, могут быть головные и донные, дистанционные трубки всегда находятся в головной части снаряда.
Трубки впервые появились в середине XVI в. и использовались для снаряжения начиненных порохом бомб и гранат, которыми стреляли из мортир и гаубиц. Они представляли собой наполненные порохом простые деревянные трубки, воспламенявшиеся пороховыми газами при выстреле из орудия.
В середине XIX в. на вооружение европейских армий (включая русскую) поступили картечные гранаты с трубкой, допускавшей установку на определенную дистанцию и фугасные гранаты с ударными трубками.
Русская артиллерия использовала картечные гранаты в Крымской войне, шрапнели с дистанционными трубками и фугасные гранаты в войне 1877-1878 гг.
На рубеже веков артиллерия европейских армий начала перевооружаться скорострельными системами.
В России на вооружение была принята 3-дюйм. (76,2-мм) полевая скорострельная пушка образца 1900 г. и к ней стальная шрапнель с 22-сек. трубкой двойного действия. Фугасная граната к трехдюймовым пушкам была разработана только в 1904 г. и на японскую войну не попала.
Дистанционные трубки
22-секундная трубка
Принята на вооружение в 1900 г. вместе со стальной шрапнелью к 76-мм полевой скорострельной пушке обр. 1900 г. Применение в ходе китайского похода и японской войны выявило ряд недостатков - в некоторых партиях преждевременные разрывы у дула, в канале ствола и в полете, иногда повышенное рассеивание, склонность к порче (от сырости) во время хранения. По итогам войны в конструкцию трубки был внесен ряд изменений, после введения которых действие трубки заметно улучшилось и нареканий почти не вызывало.
Теоретическая дальность дистанционного действия - 5 546 м (2600 саженей), однако фактически в полете трубка сгорала не за 22 сек., а за 17, что ограничивало ее дальность 5 100 м.
Шкалу на трубке наносили в соответствии с делениями прицела 3-дюйм. пушек (цена деления 20 саж.), установка нужного значения производилась от руки, помимо нужного расстояния имелись установки на «удар» (трубка срабатывала при ударе о препятствие) и на «картечь». В последнем случае взрыв происходил в 30 саженях (60-80 метров) от дула, после японской войны дистанцию подрыва сократили до 6 саженей (5 - 15 м от дула). Трубки выпускались с завода установленными на «картечь» и при соответствующем применении дополнительно устанавливать трубку не требовалось.
При снаряжении трубки медленно горящим порохом без изменения конструкции можно было получить 28- и 38 сек. трубку с дальностью в 6 600 и 8 500 м.
34-секундная трубка
Выпускалась с 1909 г. частным заводом Барановского для шрапнелей к 76-мм горным пушкам. Снаряжалась медленно горящим французским порохом, дальность применения 6 000 м.
30-секундные трубки
В 1903 - 1909 гг. были разработаны и выпускались 30-сек. трубки нескольких типов (Л. У., А. I. У, Л. А. У.), мало различавшиеся конструктивно и предназначавшиеся для шрапнелей к 122-мм гаубицам и некоторым другим типам орудий.
45-секундные трубки
Сменили в производстве 30-сек. и выпускались для шрапнелей к 122-мм и 152-мм гаубицам и пушкам и 107-мм пушкам.
Взрыватели
ЗГТ, 4ГТ и 6ГТ
Однотипные взрыватели безопасного типа*, отличавшиеся только размерами и незначительными деталями устройства.
ЗГТ были приняты к 3-дюйм. тротиловым гранатам полевых, горных и противоштурмовых пушек и гранатам 107-мм (42-линейных) пушек.
4ГТ - к тротиловым снарядам 122-мм (48-лин.) гаубиц и к снарядам 120-мм гаубиц Круппа обр. 1904 г.
6ГТ - к 152-мм (6-дюйм.) бомбам.
В 1910 - 1912 гг. из-за задержек со сдачей заводами взрывателей 4ГТ и 6ГТ были изготовлены 14ГТ и 15ГТ - временные полубезопасные типы взрывателей для 48-лин. и 6-дюйм. тротиловых фугасных снарядов.
* В безопасном взрывателе наиболее опасная его часть - капсюль с гремучей ртутью, помещалась в специальную камеру, что предотвращало преждевременный взрыв.
Головные взрыватели прежних образцов
Созданы на основе ударной трубки обр. 1884 года. Использовались следующие взрыватели:
1ГМ - взрыватель к 6-дюйм. мелинитовым бомбам для полевых мортир и 6-дюйм. пушек в 120 и 190 пуд.;
2ГМ - взрыватель для снарядов к 8- и 9-дюйм. мортирам и 8-дюйм. осадным пушкам;
13ГМ - взрыватель для 3-дюйм. мелинитовых гранат обр. 1904 г.;
17ГМ - взрыватель для бомбы к 48-лин. полевым гаубицам образца 1904 г.
Донные взрыватели безопасного типа
Взрыватели этого типа (7ДТ, 8ДТ и 9ДТ) были приняты к фугасным тротиловым снарядам тяжелых береговых орудий
7ДТ - был принят к 120-мм фугасным снарядам для пушек Виккерса и Обуховского завода.
8ДТ - к 305-мм (12-дюйм.) фугасным тротиловым снарядам береговых пушек в 52 калибра, снарядам к 280-мм (11-дюйм.) пушкам в 35 калибров, а также к бронебойным снарядам 343-мм (13,5-дюйм.) береговых пушек.
9ДТ - к фугасным тротиловым снарядам 152-мм (6-дюйм.) береговых пушек Кане
Применение во время Мировой войны
Легкие пушки
Для шрапнелей 76-мм пушек использовались 22-сек. трубки (и видимо в небольших количествах 28- и 38-сек.) чертежа 1912 г. Большую их часть делали русские казенные и частные заводы.
Помимо этого был использован остаток (дефектных) трубок заказанных в японскую войну иностранным заводам (Шнейдера, Эргардта и Белера). Перед войной ок. 1 млн этих трубок было исправлено заводом «Промет».
22-сек. трубки производились также английскими (Виккерс, Кингс-Нортон), американскими и японскими заводами по русскому чертежу и французским (Шнейдер), по чертежам этого завода. Качеством заграничные трубки уступали отечественным, в частности давали большее рассеивание, лучшими считались японские.
Со шрапнелями японского производства некоторое время поставлялись японские же 36-сек. трубки, однако они оказались неудачными (повышенное рассеивание и преждевременные разрывы) и от их заказов отказались.
Для шрапнелей к горным пушкам использовались 34-сек. трубки Шнейдера выпускавшиеся заводом Барановского, при их нехватке - 22-сек. с ослабленным дистанционным предохранителем.
Гранаты 76-мм пушек снабжались в основном взрывателями 3ГТ, производимыми русскими казенными и частными заводами и взрывателями французского образца (как русского производства, так и импортными).
Организация ген. Ванкова, массово производившая на мобилизованных гражданских заводах 76-мм гранаты французского образца, делала для них и взрыватели французского типа (Шнейдера обр. 1914 г., с замедлителем). Часть снарядов комплектовалась заказываемыми во Франции взрывателями 24/31 м. 1899 (мгновенного действия).
Взрыватели французского типа производил также Путиловский завод (тип нигде не указан, тот же?).
Из Франции получались также взрыватели мгновенного действия I. А. 1915, печально известные преждевременными разрывами.
Взрыватели ЗГТ давали около 3-4% отказов и около 3% неполных взрывов, преждевременные разрывы случались, как редкое исключение, при стрельбе из очень изношенных пушек.
По обычным жилым каменным домам и по земляным оборонительным сооружениям полевого типа взрыватель действовал исправно, по орудийным щитам он работал недостаточно быстро и давал значительный процент отказов с последующим разрывом снарядов при падении их на землю. При стрельбе 76-мм снарядом по прочным постройкам в виде заборов и сараев из рваного гранита (во множестве встречавшихся в Восточной Пруссии) замечалось много неполных разрывов и даже отказов (корпус взрывателя изгибался при ударе о прочную преграду ранее чем капсюль успевал наколоться на жало, у 107-мм гранат из-за более прочной головки снаряда такой проблемы не возникало).
Для поражения войск осколками 76-мм гранат взрыватель ЗГТ был пригоден лишь на твердом грунте. В обычную, а тем более в мягкую почву снаряд успевал углубиться до взрыва и оставлял большую часть осколков в воронке. Высокие фонтаны земли хорошо обозначали места разрывов и облегчали пристрелку даже на дальние дистанции, но поражение неприятеля было очень слабым.
Весной 1915 г., из-за полного отсутствия взрывателей для 76-мм гранаты, начали использоваться старые (слегка доработанные) ударные трубки 1884 г. (на складах их имелось ок. 1 млн). Взрыватели действовали быстрее, чем взрыватель ЗГТ, но не имели никаких мер защиты на случай воспламенения при выстреле неисправных капсюлей. Они дали немало преждевременных разрывов с уничтожением орудий.
Позднее была принята на вооружение упрощенная трубка обр. 1915 года (неудачно доработанная трубка 1884 г.). Число преждевременных взрывов снарядов с этими трубками было значительным, поэтому трубку пришлось снять с вооружения. За 1915 - 1916 гг. один Петроградский трубочный успел выпустить 699 000 таких трубок.
Легкие гаубицы
Для шрапнелей к 122-мм полевым гаубицам 1909 и 1910 гг. использовались 45-сек. трубки (дальность до 7 700 м), а в первые годы войны еще и 30-сек. из имевшихся запасов (5 700 м). Действие 45-сек. трубки работы Петроградского трубочного завода было очень хорошим.
Гранаты к 48-линейный гаубицам комплектовались взрывателями 4ГТ и временными 14ГТ. Взрыватели 4ГТ почти не давали преждевременных разрывов; отказы не превосходили 4%, а неполные взрывы 3%. Обладая большим расстоянием между жалом и капсюлем, эти взрыватели действовали с некоторым замедлением и наносили хорошее поражение земляным постройкам и полевым блиндажам. Действие их по стенкам из рваного камня при углах встречи не свыше 25-30 градусов было удовлетворительно; при больших углах встречи они иногда давали отказы и неполные взрывы. По менее прочным преградам снаряды с этими взрывателями действовали удовлетворительно.
Взрыватели 14ГТ (как и 15ГТ) действовали вполне надежно, но все же имелось несколько случаев разрыва орудий, причины которых выяснить не удалось.
Английские 114-мм (45-линейные) гаубицы использовали английские же шрапнели с 40-сек. трубкой №82-83 (6 500 м) и видимо английские же гранаты со взрывателями №100-103 (6 400 м). Трубки действовали не всегда удовлетворительно; замечались повышенное рассеивание, отказы и в отдельных случаях преждевременные разрывы.
Тяжелая полевые и осадные орудия
107-мм пушки использовали шрапнели с 45-сек. трубками и гранаты со взрывателями 3ГТ (проблем присущих 76-мм гранатам здесь не возникало, см. выше) и французскими 24/31 м. 1899/08.
152-мм полевые и крепостные гаубицы - 45-сек. трубки, взрыватели 6ГТ и 15ГТ (действовали также как вышеупомянутые 4ГТ и 14ГТ)* и французские 24/31 м. 1899/08 обр. 1915 года (с замедлением).
152-мм пушка обр. 1910 г. использовала 45-сек. трубки и взрыватели 6ГТ, а 305-мм осадные гаубицы обр. 1915 г. - взрыватель 8Г12 (вариант донного 8ДТ) и морские толовые трубки Ф.3М.
Отправленные на фронт нескорострельные тяжелые орудия старых типов и береговые орудия использовали соответствующие дистанционные и ударные трубки (см. таблички, головные взрыватели прежних образцов и донные взрыватели).
Иностранные орудия поставлялись со своими снарядами и взрывателями (см. таб.), о японских автор почти ничего не пишет.
Взрыватели системы Круппа для 120-мм полевых гаубиц образца 1904 г. удовлетворительно выдержали десятилетнее хранение и действовали довольно исправно; число отказов не превышало 3%, неполных же взрывов они не давали вовсе. Имелось два случая преждевременного разрыва с уничтожением орудия. Возможно, что причиной этих случаев было выпотевание нитроглицерина из пороха боевого заряда. При стрельбе пироксилиновым порохом русского изготовления, но крупповскими взрывателями, преждевременных разрывов не было. 34-сек. трубки Крупна, изготовленные в 1904 г., сохранили свои удовлетворительные качества, но давали повышенное рассеивание.
Взрыватели Виккерса к 8- и 12-дюйм. английским гаубицам снабженные трубкой №17, давали много неполных взрывов. Кроме того, при июльском наступлении в 1917 г. 23 гаубицы из 31 вышли из строя вследствие преждевременного действия снарядов. Поля нарезов оказались сильно расплющенными, но орудия уцелели. Взрывы были совершенно неполными и с большой вероятностью могут быть приписаны воспламенению аматола в момент выстрела. В повреждениях орудий взрыватели участия не приняли
Взрыватели 5ДТ и частично 5ДТ2 были применены при обстреливании Летцена в конце 1914 г. 11-дюйм. снарядами. Они действовали вполне исправно.
О применении взрывателей 10ДТ и 11ДТ сведений не имеется.
Была создана также траншейная артиллерия (бомбометы и минометы) русского и иностранного изготовления. К ним были приняты мины с крыльями и взрыватели простого типа с трубкой 1884 г.
Тяжелые минометы имели крылатые мины французского типа, снабженные взрывателями, напоминавшими взрыватель 17ГМ, а в последний период войны - взрывателями с выступающим стержнем, предназначенным для того, чтобы мина подействовала ранее углубления в землю ее головной части.
* В табличке ниже указан еще и 4ГТ.
Мелкие таблицы кликабельны
Трубки и взрыватели русской артиллерии в Первую мировую (по книге В. Рдултовского «Исторический очерк развития трубок и взрывателей от начала их применения до конца мировой войны 1914—1918 гг»).
читать дальше
читать дальше