Т. Гусарова
Потестарные институты и должности в Венгерском королевстве в XI - XVII вв.
Властные институты и должности в Европе в Средние века и ранее Новое время
читать дальше1) до Мохача
Дворцовые должности
Центром управления государством был королевский двор (curia или aula) из которого со временем выделялись самостоятельные органы управления и публичные должности.
Ядро собственно дворцовых должностей составляло классическое трио - конюший, стольник и кравчий, появившееся (по германо-франкскому образцу) видимо еще при Иштване I.
Конюший (lovászmester, позднее главный конюший - főlovászmester) ведал королевскими конюшнями и лошадьми, а к XV в. уже, главным образом, размещением передвигающегося по стране королевского двора, выполняя функции квартирмейстера. Военных функций, в отличии от конюших других стран, он не имел.
Стольник (asztalnokmester) был главным распорядителем королевского стола и кухни.
Кравчий (pohárnokmester) ведал королевскими виноградниками, винными погребами и обеспечением королевского стола вином.
Вероятно одновременно с этими тремя (хотя упоминается только с 1261 г.) появилась должность королевского привратника (királyi ajtónállómester), отвечавшего за охрану короля и его семьи.
Со временем эти должности превратились в почетные и занимались представителями высшей знати, а соответствующие функции выполнялись их заместителями - стольникам, конюшими, кравчими и т. д. Для управления последними в XIV в. при Анжуйском дворе появилась новая должность - гофмейстейр или магистр королевского двора (királyi udvarmester). К XV в. в отдельную службу выделились королевские камердинеры / камерарии, возглавляемые главным камерарием (főcamaras).
Должности (главных) конюшего, кравчего, стольника, королевского привратника и гофмейстера занимались «истинными баронами»*, входившими в состав Королевского совета.
* В состав венгерской знати входило 60 - 70 семейств, магнаты занимавшие высшие государственные посты именовались «истинными баронами» (veri barones, к середине XVI в. - 16 чел.), в отличии от остальных - баронов «только по имени» (barones solo nomine).
Публичные (государственные) должности
Другая группа дворцовых должностей со временем приобрела характер публичных. Важнейшей из них была должность дворцового графа-палатина, также позаимствованная Иштваном Святым у франков. У венгров он именовался надором (nádor, от славянского «надворный жупан»). Надор замещал короля в королевском суде, командовал феодальным ополчением, отвечал за сбор доходов с королевских владений и т. д. С 1222 г. надор также должен был выступать в качестве посредника между королем и формирующимися сословиями. Надоры входили в число «истинных баронов» и в качестве обеспечения своей должности получали 3-4 наиболее богатых комитата (в т. ч. обязательно Пешт). На должность надор изначально назначался королем, однако уже с конца XIII в. его кандидатура должна была одобряться Королевским советом. В середине XV в. надор был впервые избран сословиями, позднее Матвей Корвин на время восстановил практику назначения надора королем, однако уже с 1485 г. выборы надоров возобновились. Тогда же были законодательно закреплены их полномочия. Надор представлял интересы сословий перед лицом короля, был главнокомандующим армией и первым (после короля) судьей в государстве, а в отсутствие монарха выполнял его функции.
В XII - XIII вв. от должности надора отделилась должность государственного судьи (országbíró). Из-за занятости надора часть его функций (управление королевским хозяйством и замещение короля в суде королевского присутствия) с 30-х гг. XII в. исполнялась заместителем - удваришпаном. Позднее он утратил хозяйственные функции, судебная же власть ударишпана, напротив, расширилась за пределы королевского двора, охватив все королевство. С 1222 г. он официально именовался судьей королевской курии, однако в венгерской традиции закрепилось другое наименование этой должности - государственный судья. В иерархии государственных чинов он занимал второе место после надора и при необходимости замещал последнего. С конца XIII в. замещающие эту должность магнаты почти не занимались прямыми обязанностями (т. е. не заседали лично в суде), перепоручая их заместителю - вице-судье (alországbíró).
Хозяйственные функции, ранее исполнявшиеся удваришпаном, с конца XIII в. постепенно перешли к его заместителю - тавернику (tárnokmester). В XIV в. он ведал уже всеми доходами и финансами казны, а также приобрел и судебные полномочия - к его ведению относились королевские города и прочие привилегированные территории. Должность была третьей по значимости после надора и гос. судьи и занималась магнатами - с 1377 г. ее носители относились к «истинными баронами».
Как и в предыдущих случаях, с расширением полномочий таверника часть его функций перешла к заместителю - казначею, который с конца XIV в. и ведал всеми хозяйственными и финансовыми делами казны. В отличии от таверника он долгое время оставался не сословным чином, а доверенным лицом короля. С начала XVI в. венгерское дворянство пыталось установить контроль над финансами казны, добиваясь выборов казначеев сословиями.
Сбор доходов с королевских земель вскоре (в XV в.?) был передан от казначея коменданту (кастеляну, várnagy) королевского замка в Буде, сделавшемуся после превращения последней в столицу весьма важной фигурой.
Институты власти
В состав королевского двора помимо носителей должностей входили и институты, важнейшими из которых были королевские совет, канцелярия и придворный суд.
Королевский совет к XIII в. состоял из духовной и светской знати - епископов, некоторых ишпанов, придворных, членов королевской семьи, составлявших окружения короля и собирался от случая к случаю. Позднее (с конца XIII в.?), совет приобрел постоянный состав - в него входили (по должности) прелаты и «истинные бароны», занимавшие высшие светские посты. При Сигизмунде Люксембурге состав совета был расширен. В период междуцарствия или анархии (например, в первый период правления Сигизмунда) совет приобретал самостоятельное значение, издавая документы от имени короны, а не короля. Матвей Корвин попытался лишить совет его значения, однако при поздних Ягеллонах оно снова возросло и без учета его мнения Уласло II и Лайош II не принимали решений. В начале XVI в. права участия в совете добились дворяне, посылавшие в него 20 своих представителей, выбранных Государственным собранием. Однако последние не играли самостоятельной роли, представляя интересы магнатов и Совет, таким образом, оставался органом баронов и прелатов (которых в Совете имелось ок. 50 чел.).
Королевская канцелярия, как и в других государствах, выросла из придворной королевской капеллы, клирики которой, будучи одними из немногих грамотных людей в стране, помимо непосредственных обязанностей занимались и делопроизводством. К середине XII в. появляются упоминания о канцлере и к XIII в. канцелярия отделяется от капеллы. Должность канцлера (великого канцлера, főcancellár) с начала XIII в. закрепилась за эстергомским архиепископом - главой венгерской церкви и фактически работу канцелярии возглавлял его заместитель - вице-канцлер (alcancellár). Канцлеры входили в состав Королевского совета и с XIV в. обладали и собственными судебными полномочиями (суд особого королевского присутствия, где они представляли короля).
При Анжуйской династии канцелярия разделилась на Большую (внутренние дела) и Тайную (иностранные сношения и прочие секреты), последнюю возглавлял тайный канцлер (titkos cancellár). Сигизмунд Люксембург организовал еще и третью - Малую канцелярию, занимавшуюся вопросами королевского судопроизводства, а также еще один судебный орган - Суд личного королевского присутствия, во главе с тайным канцлером. Матвей Корвин в 1464 г. объединил Большую и Тайную канцелярию, лишил канцлера судебных прав, а во главе Малой канцелярии и Суда личного королевского присутствия поставил персоналия из дворян. Роль канцелярии при нем резко возросла. При поздних Ягеллонах значение канцелярии снизилось, но оставалось достаточно высоким - здесь решалось до 80% всех дел (оставшиеся - в Королевском совете).
Королевская судебная палата появилась во второй половине XV в. при Корвине. Высшей судебной властью в королевстве обладал король, все прочие высшие должностные лица действовали лишь как его заместители в суде. Самым ранним судом такого типа был Суд королевского присутствия, где короля представлял надор, а позднее государственный судья, в XIV в. - Суд особого королевского присутствия, во главе с канцлером, в первой половине XV в. - Суд личного королевского присутствия, во главе с тайным канцлером, а позднее персоналием. Последний позднее получил название Королевской судебной палаты и при Корвине заметно потеснил прочие судебные органы.
В начале XVI в. Королевская судебная палата фактически объединяла в себе суды надора (специализировался на спорах между королем и сословиями), государственного судьи (высшая апелляционная инстанция для дворянских комитатских судов) и персоналия (уголовные дела, требовавшие срочного рассмотрения). Помимо этого судебные права сохранял главный таверник (часть королевских городов, другую часть судил персоналий), а на автономных территориях действовали собственные суды (трансильванского воеводы, хорватского бана и т. д.)
В XV в. окончательно оформилось также высшее сословно-представительное учреждение Венгрии - Государственное собрание (Rendi országgyűlések), начавшее формироваться еще в конце тринадцатого столетия. С середины XV в. оно собиралось регулярно. Бароны, прелаты и члены Королевского совета приглашались на форум персонально и заседали отдельно от дворян (практика представительства еще не была отработана и последние присутствовали едва ли не поголовно) и представителей городов (участвовали с 1445 г.). Собрание вотировало налоги (прежде всего чрезвычайный военный), рассматривало вопросы избрания короля и надора, объявления / прекращения войны и т. д. При Корвине оно служило послушным орудием в руках короля, однако при Ягеллонах превратилось в поле битвы между различными политическими группами, магнатами и дворянством и т. д.
Автономные территории
Некоторые районы королевства имели автономный статус и собственную систему управления.
Хорватия и Славония, вошедшие в состав королевства в XI - XII вв., управлялись собственным областным правителем - хорвато-славонским баном (иногда отдельные баны имелись в обеих областях, окончательно их управление объединено Корвином). Бан был одним из четырех высших должностных лиц государства (заседал в Королевском совете и считался «истинным бароном»), замещал персону короля в Хорвато-Славонском королевстве, представлял его сословия перед венгерским монархом, управлял местными доходами (треть из которых шла ему) и т. д. Высшим судебным органом области была судебная палата бана, на решения которой можно было подавать апелляции королю. В области существовал и собственный орган сословного представительства - Сабор.
Собственных банов (также относившихся к «истинным баронам») имели области Мачва (Средняя Сербия) и Северин (западная Валахия), существовавшие в XIII - XVI вв. и уничтоженные турками.
Трансильвания, в силу исторических причин и пестрого этнического состава населения, также обладала автономией и управлялась отдельным воеводой. Последний также считался одним из высших чинов королевства и возглавлял административную, военную и судебную систему области. Назначался воевода королем из числа наиболее могущественных магнатов (и сам назначал ишпанов местных комитатов).
Определенной автономией обладала также область Спиш (Сепеш) на территории нынешней Словакии.
Местное управление
Основу местного управления Венгрии заложил Иштван (Стефан) Святой. Территория страны была разделена на комитаты (графства, vármegue), центрами их являлись королевские замки (королевские замковые комитаты), откуда и управлялась прилегающая округа. Во главе комитата стоял ишпан (граф, ispán), назначаемый королем, как правило - из местной родовой знати. Он управлял королевским имуществом, возглавлял военные силы графства, обладал судебной и исполнительной властью и отвечал за сбор податей (получая за труды треть собираемого). Население комитата - замковые люди, делилось на сотни и десятки. В XIII в. большая часть этих людей превратилась в феодально зависимое крестьянство, а несущие военную службу в пользу короля (иобагионы замков) образовали слой свободных королевских сервиентов, ставший основой формирующегося дворянства.
В начале XIII в., на фоне ослабления королевской власти и роста произвола магнатов, формирующееся дворянское сословие начинает организовываться в рамках комитатов, закладывая основы дворянского самоуправления (дворянские комитаты). К началу XVI в. структура комитата выглядела следующим образом. Во главе комитата стоял верховный ишпан (főispán), назначавшийся королем из числа магнатов (со второй половины XV в. появились и наследственные ишпаны). Часть комитатов была закреплена за высшими государственными постами в виде обеспечения. Ишпан возглавлял местное дворянское ополчение, председательствовал в комитатском суде и т. д. Начиная с XIV в. ишпаны все меньше участвовали в реальных делах комитатов, перепоручая их вице-ишпанам (alispán). Последние, как правило, назначались верховными ишпанами из числа собственных вассалов (фамилиариев), однако уже в XV в. в части комитатов дворянство добилось права выбирать их из своей среды (с согласия ишпана). Высшим органом дворянского комитата было дворянское собрание, включавшее всех дворян живших или имевших собственность в комитате. Собрание решало административные, судебные и налоговые вопросы, избирало должностных лиц комитата и (позднее) делегатов на Государственные собрания. Важнейшими должностными лицами комитата после ишпанов / вице-ишпанов были дворянские судьи (солгабиро, szolgabíró), помимо судебных дел участвовавшие в раскладке и сборе налогов, составлении списков дворянского ополчения и проч. Судьи избирались ежегодно, обычно по 4 чел., из числа состоятельных и влиятельных дворян. В помощь им избиралось 8-12 присяжных заседателей из местных дворян. Канцелярская работа в комитате была возложена на нотария, первоначально бывшего фамилиарием ишпана / вице-ишпана, позднее - нанимавшегося комитатом.
Города в Венгрии складываются к XIII в., возникая на базе королевских замков и привилегированных общин переселенцев (в основном, из Германии). Свободные королевские города, расположенные на королевских землях, пользовались широким самоуправлением, имели собственную выборную администрацию и находились в юрисдикции главного таверника (позднее еще и персоналия).
Горные города, образовавшиеся на основе шахтерских поселков у королевских рудников, также пользовались правами самоуправления, хотя и меньшими, чем города королевские. При поздних Ягеллонах часть из них попала в руки магнатов, однако 7 городов были представлены в государственном собрании.
Наиболее многочисленными (к концу XV в. ок. 800) поселениями городского типа были рыночные местечки (аграрные города), сложившиеся вокруг рынков и ярмарок. Они принадлежали частным владельцам (в т. ч. и королю), а юридический статус их населения не отличался от крестьянского. Некоторые наиболее крупные аграрные города (Дебрецен, Сольнок и пр.) со временем добились более высокого статуса, получив некоторые права самоуправления.
Сельское население Венгрии к 1526 г. проживало в 20 000 сел, принадлежавших королю, церкви и частным владельцам. Села управлялись выборными старостами, обладавшими и судебными правами (на основе обычного права). До XVI в. большая часть зависимого крестьянства сохраняла личную свободу и право перехода.
2) После Мохача
После мохачской катастрофы остатки венгерского королевства попали под власть Габсбургов. Последние правили страной в качестве венгерских королей, однако бывали в ней только наездом. В 1547 г. венгерские сословия признали власть Фердинанда Габсбурга и его наследников, однако, поскольку порядок наследования не был четко определен, сословия продолжали считать, что выборность королей сохраняется и право выбора принадлежит им (окончательно от этого права сословия вынуждены были отказаться в 1687 г.).
Король Габсбург обладал полнотой власти в административной, финансовой и военной сферах, а законодательную власть делил с сословиями, представленными Государственным собранием.
В своих венгерских владениях, как и в прочих, Габсбурги проводили политику централизации и сокращения прав сословий, чему венгерские сословия относительно успешно сопротивлялись вплоть до конца XVII в. Тем не менее, в силу объективных обстоятельств, значительная часть венгерских вопросов (в первую очередь, финансовых и военных) теперь решалась в центральных учреждениях Вены.
Дворцовые должности
После 1526 г. королевский двор в Венгрии практически перестал существовать, став частью венско-пражского двора Габсбургов (где венгерская знать занимала не самое почетное место). Высшие придворные должности (главных стольника, кравчего, конюшего и др.) сохранились, но приобрели характер почетных титулов, которыми монарх жаловал своих сторонников (нередко вообще оставаясь вакантными). Их носители выполняли свои обязанности только в особо торжественных случаях - коронация, съезды Государственных собраний и т. п.
Государственные должности
Надор оставался высшим сановником королевства, однако Габсбурги стремились задвинуть его (вместе с другими сословными чинами) на задний план и на протяжении XVI в. должность большей частью оставалась вакантной. Вместо надора страной управлял Наместнический совет (наместник - из прелатов и 6-10 королевских советников), во второй половине XVI в. лишившийся финансовых и военных полномочий и занимавшийся в основном администрированием и судопроизводством.
В 1608 г., под давлением сословий, пост надора в качестве наместника короля был восстановлен. Он избирался сословиями из 4 кандидатов (2 католика, 2 протестанта) представленных королем, воглавлял обе палаты Государственного собрания и должен был выступать посредником между монархом и сословиями.
Должность государственного судьи утратила прежнее значение. Его судопроизводству подчинялись лишь часть королевства - Верхняя Венгрия (Словакия). С 1608 г. судья являлся заместителем надора в Государственном собрании, возглавляя его верхнюю палату.
Хорватский бан занимал третье место в иерархии высших чинов, однако остатки Хорватии превратились в военный округ, гражданская администрация была свернута (восстановлена только в XVIII в.) и баны выступали, главным образом, в качестве военачальников.
Таверник с XVI в. был четвертым по значимости высшим чином и в случае отсутствия надора и государственного судьи возглавлял высшую палату Государственного собрания.
Персоналий в это время превратился в председателя нижней палаты Государственного собрания.
Судебные полномочия надора, государственного судьи, таверника и персоналия в XVI в. фактически перешли к Наместническому совету, а позднее к разъездным судьям - протонатариям.
Институты власти
Королевский совет при Габсбургах стал именоваться Венгерским советом. Из-за переноса королевского двора в Вену значение его резко упало (а численность сократилась). Король лишь эпизодически запрашивал мнение советников по разным вопросам, с 80-х гг. XVI в. двое из них постоянно находились при его особе в Вене.
Венгерская королевская канцелярия при Габсбургах переместилась в Вену. Значение ее в XVI в. также резко сократилось и она фактически подменялась созданной Фердинандом I Венгерской экспедицией, через которую проходила большая часть венгерских дел. В XVII в. канцелярия пережила второе рождение, объемы решаемых ею задач вновь резко возросли, в 90-х гг. она была реформирована и превратилась в центральный коллегиальный орган с резиденцией в Вене.
Венгерская казначейская палата была создана Фердинандом I в 1528 г. и с 1531 г. находилась в Пожони (Братиславе). Это был единственный центральный административный орган королевства находившийся и непрерывно действовавший на его территории. Палата отвечала за сбор и распределение доходов, не зависела от сословий - возглавлявшего ее президента или префекта (заменившего средневекового казначея) назначал король и почти по всем вопросам взаимодействовала с центральными венскими учреждениями. В 1567 г. из нее было выделено дочернее учреждение - Сепешская казначейская палата, управлявшая финансами Верхней Венгрии.
Государственное собрание действовало на протяжении всего описываемого периода. Структура его окончательно определилась в 1608 г. - оно делилось на Верхнюю (прелаты и бароны) и Нижнюю (по 2-3 депутата от комитатского дворянства, представители свободных городов, Хорватии и Славонии и др.). Собрание обладало правом издавать законы (вместе с королем), избирало надора, объявляло мобилизацию и т. д. Контроля над финансами оно не имело - казначейская палата подчинялась только королю. В XVI в., в силу сложного положения в стране, собрание собиралось каждые два года и даже чаще, в XVII в. Габсбурги собирали его все реже. В середине века была установлена трехлетняя периодичность созыва сословного форума, однако фактически во второй половине века он собирался лишь трижды - в 1655, 1661 и 1687 гг. Эффективность работы собрания в целом была невелика и фактически основной его функцией были защита прав венгерских сословий и венгерской государственности от полного поглощения Габсбургами.
Местное управление
Структура местного управления принципиальных изменений не претерпела, роль же его в условиях перманентной войны и ликвидации / переноса за границу центральных органов власти резко возросла - именно комитатские власти обеспечивали на местах выполнение государственных решений. Управленческое ядро комитата по прежнему составляли вице-ишпан, 4 солгабиро и нотарий, последний теперь являлся членом дворянской общины комитата и избирался на должность.
Военное управление
В XV в. вооруженные силы королевства возглавлял в качестве заместителя короля и верховного капитана надор. При Габсбургах в XVI в. к нему добавился еще один военачальник - генерал-капитан. Верховный капитан руководил венгерскими войсками (комитатским ополчением и проч.), а также войсками нанятыми на средства от военного налога вотированного венгерским Государственным собранием, генерал-капитан - иностранными формированиями. И генерал-капитан и верховный капитан (в силу отсутствия надора) назначались королем, однако сословия требовали чтобы последний был венгром.
С середины XVI в. число верховных капитанов начало расти - королевство было разделено на военно-административные округа - верховные капитанства (8 к середине XVII в.). Окружные верховные капитаны подчинялись непосредственно венскому Придворному военному совету и назначались в основном из числа венгерских магнатов (в XVII в. нередко и из иностранцев).
Религиозная ситуация
К концу XVI в. до 80% населения Венгрии составляли кальвинисты и лютеране и поддерживаемая венским двором Контрреформация стала еще одно причиной постоянного напряжения в отношениях между Габсбургами и венгерскими сословиями. Центральные власти при занятии высших должностей неизменно отдавали предпочтение католикам, в то время как сословия требовали, как минимум, равноправия. Постоянные споры по религиозным вопросам препятствовали, в частности, эффективной работе Государственного собрания.
Т. Гусарова
Дворянство Венгрии в XVI - XVII вв.
Европейское дворянство XVI - XVII вв.: границы сословия
читать дальшеАристократия, как сословная группа, складывается уже к XIII в., когда ее представители начинают именовать себя баронами, чтобы отличаться от появившегося дворянства, однако окончательное юридическое оформление ее статуса происходит лишь к концу XV в. Важнейшими привилегиями баронов были право содержать собственные военные отряды (бандерии) и выступать в военный поход под собственным знаменем, право собирать налоги и вершить суд в своих владениях, право занимать высшие должности в государстве, право участвовать в Королевском совете. Бароны, в отличии от дворян, получали личное приглашение для участия в высшем органе сословного представительства - Государственном собрании, а с 1608 г., вместе с прелатами, составляли его высшую палату. Жизнь барона оценивалась вдвое выше жизни простого дворянина, а ценность поручительства в 10 раз превышала ценность поручительства последнего.
Магнаты являлись носителями баронских, графских и герцогских титулов, в законодательных источниках XV - XVII вв. они именовались «barones», «domini», «magnates», а в частном обращении и официальных документах - «illustris» или «illustrissimus». Могущество аристократии основывалось на ее земельных владениях и большом числе вассалов-фамилиариев.
Слой аристократических семей был узок (60-70 семейств), с XVI в. в нем усилилась тенденция к замыканию.
Вместе с магнатами верхние ступени сословной иерархии занимало высшее духовенство, обладавшее особыми привилегиями и разделявшее с баронами высшую власть в государстве.
В XIII в., на фоне ослабления королевской власти и роста влияния (и произвола) магнатов формируется и сословие средних и мелких феодалов, складывающееся из различных категорий королевских служилых людей (королевских сервиентов и иобагионов королевских замков) и свободных землевладельцев. В 1222 г. будущее дворянство добилось от короля издания т. н. «Золотой буллы», защищающей его права. В это же время были заложены основы дворянского комитатского самоуправления.
Представление о численности и земельных владениях венгерского дворянства дают дворянские переписи середины XVI в. (1549 г., с дополнениями за 1543 - 1561 гг.), охватывающие 47 комитатов, большую часть королевства (кроме Трансильвании, Хорватии и Славонии). Всего здесь проживало примерно 10 500 семей (ок. 49 000 чел.), имевших земельную собственность в размере хотя бы одного крестьянского надела (mansio, sessio) - базовой единицы налогообложения*.
Из этого числа, к «владетельным» (nobiles possessionati), имеющим более одного надела, относилось примерно 3 300 семей.
Верхушку их составляли владельцы от 1 000 до нескольких тысяч наделов (король, 4 светских и 3 церковных магната - 23% всей земельной собственности). Далее шли владельцы 300 - 1 000 наделов (магнатские фамилии, в первую очередь, «истинные бароны» - 22,3% собственности) и владельцы 100 - 300 наделов (63 семьи, 13,5%). Последние составляли верхушку местного дворянства (вице-ишпаны, депутаты Государственного собрания и т. п.). Наиболее состоятельные из них (150 наделов и больше) со временем пополняли ряды аристократии. Абсолютное большинство «владетельных» (св. 3 000) относились к последней группе (от 2 до 100 наделов, 40% земель). Эта группа была очень пестрой - ок. 37% ее членов имели менее 10 наделов (владелец 10 наделов к концу XVI в. считался хорошо обеспеченным), однако верхушка этой группы играла заметную роль в комитатах, занимая должности среднего звена.
Владения магнатов располагались преимущественно в пограничных районах, а мелкие в более безопасных внутренних.
Примерно 7 200 семей землевладельцев были однонадельными (владели одним или даже частью надела) и именовались «невладетельными» (nobiles impossessionati) или куриалистами (curialistae). Крестьян они не имели и хозяйствовали на земле сами. Происхождение куриалисты вели от королевских служилых людей (иобагионов замков), аноблированных еще в XIII в. Пожалованные им тогда деревеньки-курии со временем дробились между потомками и владения куриалистов сокращались. Куриалисты находились в судебной юрисдикции дворянского комитата и до конца XVI в. не платили податей.
Помимо этого имелась еще одна категория дворян, именуемая армалистами. К ней относились лица получившие личное дворянство без земли, в большинстве случаев - крестьяне, несущие военную или иную службу. Часть из них продолжала заниматься крестьянским трудом и аноблирование (в обмен на выплату значительной выкупной суммы) было фактически своеобразной формой освобождения от крепостной зависимости.
С 1595 г., с началом Пятнадцатилетней войны, армалисты и куриалисты были привлечены к уплате военного налога государству или комитату и объединялись под общим названием «nobiles taxati». Примерно с этого же времени с тех и других стали требовать (до 1723 г. не регулярно) уплаты налогов на нужды комитата.
К категории армалистов фактически относились и дворяне-беженцы (profugi) из захваченных османами областей. Многие из них не могли купить новое владение на новом месте и устраивались разными способами. Часть из них захватывала крестьянские наделы в пограничных районах и селилась там, некоторых принимали родственники, третьи пополняли гарнизоны пограничных крепостей (законы середины - второй половины XVI в. предписывали обязательно принимать их на службу за жалованье), четвертые шли на службу к магнатам.
С учетом армалистов и беженцев общую численность дворянства можно оценить в 80 000 - 90 000 чел. (при населении в 3-3,5 млн чел., т. е. 2,5 - 3%).
Помимо этого, в XVII в. в Венгрии получило распространение также коллективное дворянство, предоставлявшее возможность пользования дворянскими привилегиями только в пределах обозначенной территории и привилегированной корпорации. Правами коллективного дворянства пользовались секейские воины в Трансильвании и Венгрии, свободные хайдуцкие города, королевские города, жители отдельных рыночных местечек. Вместе с с носителями коллективного дворянства число дворян в Венгрии в середине XVII в. некоторыми исследователями приблизительным образом оценивается в 200 000 человек (на 2 - 2,5 млн чел., т. е. ок. 10%).
Значительная часть дворян (до 33 000 чел.) состояла на службе у магнатов. Они именовались сервиторами (до XVI в. фамилиариями)** и могли быть представителями разных слоев дворянства - от среднепоместного до мелкопоместного и армалистов. Первые шли на службу к магнатам ради карьеры - они представляли своих сеньоров в Государственном собрании, занимали должности вице-ишпанов, командовали войсками и т. п. Мелкопоместные дворяне, куриалисты и армалисты, составлявшие абсолютное большинство благородных сервиторов, несли разнообразную военную и хозяйственную службу. За службу они получали жалованье - деньгами, продовольствием, одеждой, сукном и могли получать землю - в наследственное владение, временно или в залог (со второй половины XVI в. преобладали последние две формы пожалования).
Поступая на службу, сервитор заключал с магнатом договор, обязуясь верно служить в течении установленного времени, магнат со своей стороны обещал защищать сервитора и помогать ему. В Венгрии не сложилось системы прочных сеньориально-вассальных связей, поскольку сервиторский статус рассматривался как временный, ограниченный сроком договора. Даже в случае предоставления наследственного земельного пожалования эти отношения прекращались со смертью одной из сторон, поскольку право пожалования земли (а в поздний период - его утверждения) принадлежало одному королю.
Аноблирование производилось двумя основными способами - королевской грамотой о пожаловании дворянского достоинства и земли (littera donationis) или королевской грамотой о предоставлении личного дворянства и герба (littera armalis). Со второй половины XVI в. последний способ превалировал, причем среди аноблируемых таким образом армалистов преобладали крестьяне. Часть из них несла военную службу у магнатов, однако многие были обычными крестьянами (в т. ч. и беглыми), освобождаемыми таким образом (за мзду) своими владельцами от крепостной зависимости. Королевская канцелярия, утверждавшая подобные аноблирования, получала от этого немалый доход и личностями аноблируемых не интересовалась. Во второй четверти XVII в. (законами 1622, 1625 и 1630 гг.) контроль над аноблированием армалистов был ужесточен, что затруднило, но не прекратило аноблирование крестьян. В результате всего этого, уже в XVIII в., когда стали проводиться регулярные дворянские переписи выяснилось, что армалисты составляют абсолютное большинство дворян. Так, в комитате Торна на 1731 - 1732 гг. из 82 дворянских семей по меньшей мере 64 имели армальные грамоты, самая старая из которых была датирована 1567 годом. В комитате Комаром в 1733 г. из 133 дворян «пожалованные грамоты» (litterae donationis), то есть фиксировавшие аноблирование с землей, смогли предъявить только 13 человек, 77 - прямо или косвенно подтвердили свое дворянство на основе армальных грамот, остальные представили такие документы, на основе которых не удалось выяснить источники их аноблирования. Здесь самая древняя грамота о личном дворянстве относилась к 1563 году.
* Величина его точно не известна.
** Сервиторами могли быть и лица неблагородного происхождения.
Т. Гусарова
Потестарные институты и должности в Венгерском королевстве в XI - XVII вв.
Властные институты и должности в Европе в Средние века и ранее Новое время
читать дальше
Т. Гусарова
Дворянство Венгрии в XVI - XVII вв.
Европейское дворянство XVI - XVII вв.: границы сословия
читать дальше
Потестарные институты и должности в Венгерском королевстве в XI - XVII вв.
Властные институты и должности в Европе в Средние века и ранее Новое время
читать дальше
Т. Гусарова
Дворянство Венгрии в XVI - XVII вв.
Европейское дворянство XVI - XVII вв.: границы сословия
читать дальше