Для работы во всех этих аграрных хозяйствах португальцы использовали труд индейцев рабов, прежде всего индеанок. Вследствие традиционного половозрастного разделения труда у индейцев именно женщины занимались обработкой земли, изготовлением одежды, посуды и т. п. Мужчин захватывали в рабство в основном для работы на рудниках и строительстве, ибо они не владели навыками обработки земли и ухода за посевами. Их роль в традиционном земледелии обычно сводилась к расчистке новых участков земли - работе крайне важной и трудной при подсечно-огневом способе земледелия, но ненужной при европейских его формах.
Индеанки, занятые во владениях португальца, и их дети от него могли входить на правах младших членов в семью хозяина. Складывались, по определению бразильских исследователей, «расширенные семьи», которые состояли из португальца и его нескольких жен-индеанок с детьми. Как правило, это происходило в семьях небогатых португальских колонистов, составлявших основную массу белого населения Бразилии. Есть основания полагать, что связи индейских женщин-рабынь с их родом в португальских поместьях разрывались. Их дети тем самым также оказывались вне социальной структуры индейского общества.
читать дальшеСмешение португальского и индейского населения происходило в достаточно широких масштабах и вне ареалов развития земледельческих португальских поместий и диктовалось прежде всего отсутствием вплоть до середины XVII в. достаточного количества европейских женщин, что приводило к вступлению португальцев в многочисленные фактические браки с индеанками. По-видимому, расовые предрассудки не были распространены среди португальских колонизаторов...
Судьба первых поколений индоевропейских метисов складывалась далеко не одинаково как на северо-востоке, так и на юге страны. На наш взгляд, это определялось в первую очередь характером системы родства, принятым в группе их матери. Если система родства была матрилинейная, то метисы становились полноправными членами рода, имели право наследования и т. д. Выделить их из индейских групп можно лишь условно: они продолжали жить вместе с индейцами, придерживаясь индейских обычаев.
Иначе обстояло дело в племенах, где родство передавалось по линии отца. Так, например, у тупинамба, как и в большинстве других индейских групп тупи, только дети мужчины данного рода могли быть полноправными членами рода. Поэтому в племенах тупинамба метисы оказывались бесправными чужаками. Они не только не наследовали имущество рода, но и не посвящались в особо важные обряды и ритуалы племени... Такой порядок приводил к довольно быстрому обособлению метисов... Со временем таких португало-индейских метисов, утративших связь с индейскими родовыми общинами, стали называть на северо-востоке «кабокло», на юге - «мамелуко»...
Со временем в возникающих прибрежных городах (середина XVI в.) складывается особая прослойка населения, состоящая из метисов и ассимилированных в культурном отношении индейцев, знавших португальский язык. Они имели собственное хозяйство, в котором нередко использовали труд индейцев и негров рабов...
Организация иезуитских школ и колежьо косвенно способствовала увеличению привилегированной антропологически смешанной группы белых, пополнявшейся за счет крещеных и получивших образование индейцев и метисов.
В группу белых входили также внебрачные дети португальцев и индеанок, признанные отцом и при отсутствии законных детей наследовавшие его имущество. Такие случаи в конце XVI - середине XVII в. были не такими уж редкими. Особенно охотно португальцы женились на дочерях индейских вождей, что давало им право как новым вождям использовать индейцев в качестве рабочей силы. Для закрепления такого положения португалец иногда присоединял к своей фамилии обозначение рода, из которого происходила его жена.
М. Котовская «Этнические процессы в Бразилии»