В середине 1830-ых гг. британцы стали понемногу устанавливать прямой контроль над территорией внутренних районов современного индийского штата Одиша [Орисса]. Ранее европейцы имели дело только со сравнительно развитыми прибрежными областями, но теперь познакомились и со специфическими обычаями горных племён.
Одним из крупнейших горных племён Одиши были кхонда - потомки автохтонного дравидоязычного населения региона, оттеснённого с равнин более развитыми арийскими народностями. Кхонда изолированно жили в горах и фактически не подчинялись какому-либо чужому правлению.
Кхонда практиковали человеческие жертвоприношения. Кровавых жертв требовала Тари Пенну - богиня земли и мать всего сущего. Человеческой кровью следовало окропить пашню для хорошего урожая, да и вообще, начинать сколько-нибудь серьёзное дело без человеческого жертвоприношения не следовало. Будущих жертв - "мериа" - кхонда либо похищали на равнинах, либо честно покупали в бедных крестьянских семьях, которым не нужны были лишние рты. Часто "мериа" жили в горных деревнях годами, их берегли для каких-либо особо торжественных праздников.
читать дальшеБританские власти достаточно оперативно отучили кхонда от экспедиций за "мериа" на равнину, но полностью искоренить традицию было очень сложно. Будущие жертвы всё равно регулярно появлялись в деревнях кхонда, а регулярно посылать в горы войска для насильственного изменения местных обычаев власти в Калькутте не хотели.
Постепенную работу по искоренению жертвоприношений вёл капитан Джон Макферсон, один из первых британских агентов в горной Одише. Макферсон регулярно посещал земли кхонда, установил хорошие отношения со старейшинами и мягко, но настойчиво убеждал их в том, что например буйвол, присланный деревне в дар от британских властей, является совершенно равноценной заменой человеческой жертвы. Макферсона в горах уважали и к его мнению постепенно начали прислушиваться. Макферсон также прокладывал в горных районах дороги и всячески поощрял смешанные браки между кхонда и чуть более приближенными к цивилизации племенами.
Для закрепления полученного результата Макферсон планировал обратить кхонда в христианство. Вскоре Баптистское миссионерское общество нашло человека достаточно безумного для такой задачи. Миссионер Джон Гоадби приехал в горы и объявил кхонда, что человеческие жертвоприношения и убийства новорожденных детей есть мерзость перед лицом Господним. Гоадби вместе с женой много лет путешествовал по землям кхонда, составил первую грамматику местного языка куи и досконально изучил племенные обычаи. Перед началом пахоты или сбора урожая Гоадби повадился внезапно появляться в отдалённых деревнях в сопровождении солдат и освобождать содержавшихся там "мериа". Сами кхонда креститься не слишком спешили, но вот несостоявшиеся жертвы для Тари Пенну баптизм принимали с огромным энтузиазмом.
Соединённые усилия чиновников и миссионеров дали плоды - кхонда поняли, что от них почему-то не отстанут и на своих праздниках начали приносить в жертву буйволов и обезьян. Тем не менее, даже и сейчас полиция штата Одиша с большим вниманием относится к тем случаям, когда в отдалённой горной деревне кто-нибудь внезапно падает на нож или ударяется головой о камень. Ряд арестов в деревнях кхонда по обвинениям в совершении тайных человеческих жертвоприношений имел место в январе 2020 года. Некоторые общественные организации Одиши утверждают, что, несмотря на все полицейские меры, в горных районах всё равно приносят в жертву пару десятков человек в год.
(тг Пробковый шлем)