С. М. Фалькович, Б. В. Носов и др.
Меж двух восстаний. Королевство Польское и Россия в 30-50-е годы XIX в.
В целом, весьма печальное зрелище, как в содержательном, так и в идейном плане. В идейном смысле - причудливая помесь советчины с полонофилией, даже на уровне терминологии - «царизм», «самодержавие», «крепостничество», «реакция», «революционные демократы», Николай Палыч укрепляющий крепостничество и «сумевший внедрить в общественное сознание идеологию официальной народности и панславизма», упорно педалируемое Королевство вместо общепринятого Царства и т. п. В лучшую сторону более-менее выделяются только главы О. С. Каштановой и Г. В. Макаровой.
Также - здесь
читать дальшеПодавление восстания 1830-1831 гг. и установление режима чрезвычайного положения
читать дальше(Б. В. Носов)
Какая-нибудь экспозиция отсутствует напрочь, предполагается видимо, что читатель знаком с предыдущим трудом серии или сам наведет справки обо всех упоминаемых лицах и прочих обстоятельствах восстания. Сам ход восстания описан посредственно.
Политика царского правительства в Королевстве Польском времени наместничества И. Ф. Паскевича
читать дальше(Б. В. Носов)
Здесь тоже экспозиции нет, кто на ком стоял и в какой последовательности понять непросто, зато активно разоблачаются царизм, крепостничество, реакция и пр.
Манифестом 1 ноября (н. ст) 1831 г. была объявлена амнистия участникам восстания. Из числа амнистированных исключались лица покушавшиеся на жизнь вел. кн. Константина Павловича, убийцы русских и польских генералов, участники убийств «шпионов и изменников» в варшавских тюрьмах в августе 1831 г., депутаты Сейма участвовавшие в детронизации императора-короля и пр. Лица не попадавшие под амнистию подлежали аресту и суду специально создаваемого судебного органа.
На имения не подлежащих амнистии участников восстания был наложен секвестр, позднее часть из них была конфискована. Первоначально соответствующие меры были приняты против землевладельцев «возвращенных от Польши губерний» (западнорусских и литовских). Указом 21 декабря 1830 / 2 января 1831 г. на имения участников восстания было наложено запрещение, доходы от имений было запрещено переводить за границу или кому-нибудь внутри России. Указом 22 марта / 3 апреля 1831 г. имения помещиков «обнаруживших себя открытыми врагами государства» было велено взять в казну, указом 6 / 18 мая 1831 г. - наложить секвестр на имения всех участников мятежа, возвращая их явившимся с раскаянием (за исключением предводителей и зачинщиков). Управление секвестированными и конфискованными имениями в западных губерниях России осуществлялось на основе особых правил, утвержденных 17 / 29 июля 1831 г. - повинности крестьян предписывалось уменьшить, а доходы имений направлять на погашение долгов казне и частным лицам. Позднее аналогичные правила были введены и в Царстве Польском.
В Польше на 1831 г. права собственности были ограничены для имений с 257 598 душами (конфисковано - 110 607, под секвестром - 36 028, «под запрещением» - 110 883), на 1832 г. объем конфискаций доходил уже до 142 204 душ, предположительно составляя 10-15% шляхетского землевладения.
Особый уголовный суд для участников восстания был учрежден в декабре 1831 г. и начал работу в 1832-м. Судебная коллегия включала 8 чел. (поровну русских и поляков) и руководствовалась нормами уголовного кодекса 1818 г. Судебный процесс был состязательным, защита имела право участвовать в процедуре уже на стадии предварительного следствия и отвергать обвинения не только по существу, но и на основании процессуальных нарушений и т. д. Всего к суду было привлечено 826 человек, из которых осуждено и подвергнуто наказанию 24, приговорено к высылке за границу - 265 чел.
Николай I в целом считал необходимой полную ликвидацию польской государственности, однако полное соединение Польши и России признавалось делом будущего и обособленное положение Царства Польского сохранялось, хоть и в урезанном виде.
[Прежнее государственное устройство Царства Польского определялось прежде всего Конституцией 1815 года. Главой государства являлся император - в качестве польского короля, к его исключительным прерогативам относились внешняя политика и военные дела, помимо этого он распоряжался доходами государства, производил назначения на административные должности и пр. Во время отсутствия монарха в Польше (т. е. почти всегда) его заменял назначенный им же наместник, наделенный очень широкими полномочиями. С 1826 г. пост наместника оставался вакантным, функции наместника были переданы Административному совету, но фактически его роль играл вел. кн. Константин Павлович, главнокомандующий польской армией.
Высшим государственным учреждением являлся Государственный совет фактически распадавшийся на два самостоятельных учреждения - Административный совет (Rada Administracyjna) и Общее собрание Государственного совета (Zgromadzenie Ogólne Rady Stanu).
Административный совет по конституции являлся совещательным органом при наместнике и фактически выполнял роль правительства. Он состоял из наместника (председатель), 5 министров - глав комиссий и лиц назначенных государем.
В состав совета входило пять Правительственных комиссий (ведомств) - внутренних дел и полиции; военная (фактически всеми военными вопросами ведал вел. кн. Константин Павлович); государственных доходов и финансов; юстиции; религиозных исповеданий и общественного просвещения.
Комиссии состояли из профильных дирекций (департаментов), директора которых, вместе с министром, составляли руководящую коллегию ведомства.
Помимо министров - председателей комиссий имелся министр-государственный секретарь, постоянно находившийся при особе императора-короля и представлявший при нем польское правительство (это позволяло императору-королю издавать любые указы относительно Польши без личного там присутствия).
Общее собрание Государственного совета, обычно называемое просто Государственным советом включало членов Административного совета и прочих должностных (генеральный прокурор, председатель Счетной палаты и пр.) и специально назначенных (референдарии и пр.) лиц. Основной задачей этого органа было предварительное рассмотрение указов короля и направляемых в сейм законопроектов - с точки зрения целесообразности и соответствия законам.
В административном отношении Польша делилась на 8 воеводств - Мазовецкое, Краковское, Калишское, Люблинское, Сандомирское, Плоцкое, Августовское, Подляшское. Воеводства разделялись на обводы (округа), от 3 до 7 в каждом (всего - 39), включавшие от 1 до 3 поветов прежней шляхетской республики (позднее в каждом обводе имелось по 2 повета). Административного значения поветы уже не имели и сохранялись в качестве судебных и избирательных округов.
Воеводствами управляли воеводские комиссии, организованные на манер Административного совета - председатель, 5 комиссаров - начальников отделов (тех же что и в Административном совете, позднее добавлен шестой - государственных имуществ и лесов), по одному комиссару от обвода и пр. Аналогично были организованы и комиссии в обводах.
Мельчайшей административной единицей была гмина, в сельской местности возглавляемая войтом, исполнявшим решения высших властей, следившим за общественным порядком, сбором налогов и пр. Войтами фактически являлись местные землевладельцы (минимальный размер гмины - 10 дымов/дворов).
Администрация городов назначалась воеводскими комиссиями и состояла из президента, радных (советников ведавших отдельными отраслями) и лавников (заседателей), фактически все административные полномочия были сосредоточен в руках президента.
Органы народного представительства состояли из сейма, сеймиков и гминных собраний и советов воеводств.
Сейм, как и прежде. состоял из двух палат - Сената (64 чел., епископы и представители аристократии) и Посольской избы (128 чел., послы от поветовой шляхты и депутаты от сельских и городских гмин), однако полномочия его были резко сокращены. Сейм имел право обсуждения законов, утверждения бюджета (фактически утверждался в обход сейма), вотирования налогов, введения и разверстки повинностей, объявления рекрутского набора и пр. Сейм должен был собираться каждые 2 года, но фактически собирался лишь 4 раза (1818, 1820, 1825 и 1830 гг.).
Сеймики и гминные собрания собирались исключительно для выборов представителей в сейм, советы воеводств и кандидатов в местные судьи.
Советы (рады) воеводств собирались дважды в год, реальными полномочиями они не обладали, но могли предлагать кандидатов на места в воеводских комиссиях (и использоваться как трибуна для критики местного руководства).
В судебной области фактически сохранялась система введенная в Княжестве Варшавском. Основой гражданского права был Кодекс Наполеона, уголовного - кодекс 1818 г., разработанный на основе австрийского.
Польша имела также отдельную финансовую и таможенную систему и собственную армию. Последняя на 1830 г. состояла из главного штаба, 26 батальонов пехоты, 36 эскадронов кавалерии, 13 артиллерийских рот, инженерного батальона и пр., всего по штату - 41 886 чел, фактически (без больных, командированных и пр.) - 37 688 чел. Основу армии изначально составили польские части наполеоновской армии, к началу 1830-х солдат и младших офицеров прежней службы почти не осталось, однако генералитет и старшее офицерство состояло сплошь из наполеоновских ветеранов. Комплектовалась армия рекрутским набором (срок службы - 10 лет).
Население на 1816 г. - ок. 2,7 млн (по другим данным - 3,2 млн), на 1829 г. - ок. 4 млн, на 1860 г. - ок. 4,8 млн чел.
См. - «Польша и Россия в первой трети XIX века. Из истории автономного Королевства Польского» и пр.].
В сентябре 1831 года было образовано Временное правление Царства Польского, заменившее прежний Административный совет. Правление состояло из директоров 4 отделений (внутренних дел; финансов; юстиции; религиозных исповеданий и народного просвещения) и председателя - Ф. И. Энгеля (члена имперского Государственного совета и временно исполнявшего должность министра внутренних дел). Из пяти членов правления двое (генералы Раутенштраух и Коссецкий, заведовавшие исповеданиями и юстицией) были генералами польской службы и до мятежа входили в состав Административного совета. Правление выполняло функции польского правительства до определения дальнейшей судьбы Польши
В феврале 1832 г. был издан Органический статут, изменявший основы государственного устройства Польши. Последняя объявлялась нераздельной частью России, конституция 1815 г. отменялась, ликвидировалась польская армия. Ранее существовавшее польское «гражданство» заменялось «подданством», приобретать которое могли и русские (в силу владения недвижимостью или императорского пожалования).
Сохранялись отдельные от России административная, правовая, судебная и финансовая системы и местное сословное и социальное устройство.
Функции правительства сохранялись за Административным советом, включавшим наместника (председатель), главных директоров трех Правительственных комиссий (внутренних и духовных дел и народного просвещения; юстиции; финансов и казначейства), Генерального контролера (главу высшей Счетной палаты) и лиц назначенных императором.
Сохранялся и Государственный совет (члены Административного + члены по назначению императора), рассматривавший законодательные и бюджетные вопросы. Однако для рассмотрения законодательных и прочих важных вопросов в имперском Государственном совете в Петербурге учреждался специальный Департамент дел Царства Польского.
Сохранилась и должность государственного секретаря при императоре. Местное управление и судебная система сохранялись в прежнем виде.
Полномочия и статус наместника статутом не определялись (законодательно оформлены были только в 1862 г.) и назначенный в апреле 1832 г. наместником фельдмаршал кн. И. Ф. Паскевич пользовался практически неограниченной властью. Нормы Органического статута действовали только формально, поскольку в Царстве почти непрерывно сохранялось военное положение (чему очень способствовала экспедиция Заливского в 1833 г.).
Система военно-полицейских органов сложилась к середине 1840-х годов. Она включала структуры 1-й армии, Корпуса жандармов и Комиссии внутренних дел.
Армейские полицейские органы подчинялись начальнику штаба 1-й армии, бывшим одновременно и генерал-губернатором Варшавы. В его подчинении находились военные суды при армейских корпусах и военно-полевые суды, рассматривавшие дела военных и гражданских лиц по обвинениям в государственных преступлениях - по представлениям командиров частей и подразделений (вплоть до ротных командиров). Главным органом по расследованию политических преступлений являлась Постоянная следственная комиссия в варшавской Цитадели («Десятый павильон») возглавляемая генерал-полицмейстером 1-й армии.
Корпус жандармов был представлен 3-м Варшавским жандармским округом (создан в 1832 году, 280 чел.) с местными командами в воеводских городах крепостях и обводах.
Комиссии внутренних дел подчинялась гражданская полиция и ее структуры в воеводствах, обводах и городах.
Польша сохраняла собственную финансовую систему, положение которой впрочем было далеко от благополучного. Бюджет регулярно сводился с дефицитом, покрывавшимся в основном за счет внутренних и иностранных займов. Дополнительной тяжестью на него ложилось содержание русских войск в Польше и строительство и содержание крепостей и шоссейных дорог.
Таможенная граница с империей, поначалу восстановленная, в 1851 г. была ликвидирована.
В конце 1830-х - начале 1840-х была проведена реформа местного управления. В 1837 году воеводства были преобразованы в губернии, президенты воеводств заменены гражданскими губернаторами, воеводские комиссии - губернскими правлениями по общеимперскому образцу, коллегиальная система управления заменена единоначалием. В 1842 г. обводы были преобразованы в уезды, поветы - в округа, городские муниципальные управления преобразованы в магистраты.
В 1844 году административное деление Польши было изменено - вместо прежних 8 губерний образовано пять новых (Варшавская, Люблинская, Радомская, Плоцкая, Августовская).
Государственный аппарат, суды, структуры местного управления и народного просвещения продолжали использовать польский язык, однако сфера применения русского постепенно расширялась. Помимо канцелярии наместника, его (наряду с французским) использовал Административный совет и ведомство государственного секретаря. С 1836 г. знания русского требовалось от кандидатов на чиновничьи должности и т. д.
В 1841 г. Государственный совет Польши был ликвидирован, его законодательные функции окончательно переданы департаменту дел Царства Польского имперского Государственного совета. Одновременно была ликвидирована и Высшая судебная палата. Высшей судебной инстанцией Царства Польского сделались специально учрежденные варшавские департаменты Сената - 9-й (гражданские дела) и 10-й (уголовные) и их общее собрание. Была учреждена также отдельная Комиссия прошений Царства Польского для рассмотрения прошений на высочайшее имя.
В 1847 г. был введен новый уголовный кодекс, разработанный в рамках русской правовой системы, с учетом местных особенностей. Унификация польского и имперского гражданского права затянулась и была более-менее окончена только к концу 1870-х.
Русское правительство, видимо в рамках укрепления крепостничества (о чем регулярно сообщает автор), приняло также ряд мер по облегчению положения польского крестьянства.
[Польские крестьяне были освобождены без земли в 1807 году. На 1827 г. примерно половина крестьян не имела земельного надела вообще, выступая в роли батраков и разнообразной обслуги, остальные большей частью держали надел на условии уплаты оброка (чиншевики) или отработки барщины (рольники), причем последние радикально преобладали. См. - там же.]
В 1835 - 1863 годах власти Царства Польского проводили политику очиншевания (крестьяне переводились с барщины на оброк, обеспечиваясь земельным уделом достаточного размера) крестьян на государственных землях. Параллельно аналогичные меры предпринимали и крупные магнаты (под давлением общественного мнения и из экономических соображений).
Экономическое развитие Королевства Польского и Российской империи в 30-50 годах XIX века.
читать дальше(Л. П. Марней)
Не очень понятно зачем вообще этот раздел. Информации вроде бы много, но большей частью в повествовательном духе - «здесь сеют рожь, а здесь овес, а здесь ж-д контрабанду ввёз». Значительная часть приводимых сведений к Царству Польскому вообще не имеет отношения. Статистики нет, каких-то обобщающих цифр нет и т. п.
Патриотическое общественное движение в Королевстве Польском в 1830-х - начале 1860-х годов
читать дальше(Г. В. Макарова)
Вскоре после подавления восстания польская эмиграция предприняла попытку возобновить вооруженную борьбу (экспедиция Ю. Заливского, 1833 год), которая впрочем полностью провалилась, не найдя поддержки на местах.
Эмиграция и позднее постоянно слала в Польшу эмиссаров, задачей которых поначалу была организация вооруженной борьбы. Позднее, осознав, что условия для нового восстания отсутствуют, эмиссары заграничных организаций переключились на создание конспиративных обществ патриотической направленности («Содружество польского народа» и пр.), задачей которых была подготовка почвы для новых выступлений - путем ведения пропаганды, расширения социальной базы движения и т. п. Подобные кружки и общества состояли в основном из интеллигентной молодежи шляхетского происхождения (мелкие чиновники, юристы и пр.). За пределы этой среды конспиративная деятельность почти не выходила. Едва ли не единственным исключением был Крестьянский союз ксендза Петра Сцегенного, разгромленный властями в 1844 г., в котором до половины заговорщиков составляли крестьяне и имелось много священников, в основном низшего и среднего звена.
Конспиративные общества в целом достаточно быстро выявлялись и уничтожались русскими властями. После разгрома в начале 1850-х годов т. н. «Организации 1848 года» их деятельность сошла на нет и надолго прекратилась.
Всего в 1830 - 1850-х годах через Варшавскую следственную комиссию прошло 1 620 чел., обвинявшихся в участии в патриотическом движении или конспиративной деятельности. Всего же в них участвовало вероятно до 3 300 чел. (в т. ч. 243 священника).
Численность крупнейших организаций достигала десятков и сотен человек. Так, по делу упомянутой «Организации 1848 года» к следствию было привлечено 180 человек - 80 членов организации и 100 причастных (58% - мелкие чиновники, юристы, учителя, врачи, учащиеся и пр., 12% - помещики и арендаторы, 8% духовные лица, 19% - ремесленики и рабочие, 2% - торговцы и предприниматели). В Крестьянском союзе Сцегенного состояло не менее 152 чел. (45 крестьян, 40 чиновников, 17 ксендзов, 11 помещиков и арендаторов, 13 чел. других занятий, род занятий прочих в документах не указан, но в целом до половины членов составляли крестьяне).
Вторая половина 1850-х годов стала временем либерализации - в 1856 г. было отменено военное положение, на 3 года прекращены рекрутские наборы, объявлена амнистия участникам восстания 1830 - 1831 гг. и пр. В результате амнистии в Польшу вернулось ок. 9 000 бывших повстанцев и членов конспиративных организаций. В открывшихся вновь высших учебных заведениях сразу же стали возникать антиправительственные кружки. Активизировала свою деятельность эмиграция. Общественное напряжение начало быстро расти. Этому способствовала и смена руководства Царства Польского - Паскевич, четверть века державший Польшу в руках, умер в январе 1856-го и замены ему не нашлось. Сменивший Паскевича М. И. Горчаков (1856 - 1861) и последующие наместники и близко не соответствовали необходимым требованиям.
С лета 1860 г. в польских городах обычным делом стали массовые патриотические манифестации, нередко сопровождавшиеся нападениями на лояльных поляков (камни в окна и т. п.). Правительственный курс в это время был лишен определенности - либеральные меры сочетались с репрессивными. Так, указом 14 / 26 марта 1861 г. был восстановлен польский Государственный совет и создавались органы местного самоуправления. 25 марта / 6 апреля было распущено Земледельческое общество (открытое в 1857 г. и объединявшее польских землевладельцев), чья деятельность, по мнению властей, приняла антиправительственный характер. При разгоне манифестация против закрытия общества войска в Варшаве стреляли по демонстрантам, убив около 200 чел. (27 марта / 8 апреля 1861-го). Непрекращающиеся манифестации привели к восстановлению военного положения в октябре 1861 г.
Польская патриотическая общественность в начале 1860-х разделилась на два основных течения - «красных» выступавших за освобождение Польши путем революционного восстания и «белых» - сторонников «органического развития» и постепенного возрождения польского государства. Осенью 1861 г. «красные» организовали в Варшаве Центральный национальный комитет, возглавивший подготовку к восстанию.
Социальная база патриотического движения в этот период существенно расширилась включая, помимо интеллигенции и духовенства и более широкие слои городского населения - буржуазию, чиновничество и пр.
Летом 1862 г. обозначилась еще одна угроза - политический терроризм. 15 / 27 июня террористами был ранен наместник А. Н. Лидерс (наместник в октябре 1861 - мае 1862 г., фактически исполнял должность до прибытия преемника). 4 / 16 июля было совершено покушение на прибывшего в Варшаву нового наместника - вел. кн. Константина Николаевича (легко ранен). Два покушения в июле - августе было совершено на маркиза А. Велёпольского.
27 мая / 8 июня 1862 г. наместником Польши был назначен вел. кн. Константин Николаевич, младший брат императора. Были учреждены также должности помощников наместника - по военной (ген. Э. А. Рамзай) и гражданской (маркиз А. Велёпольский) части. На первого возлагалось руководство русскими войсками в Польше, в руки второго передана гражданская администрация. Фактически, таким образом гражданское управление в Царстве Польском оказалось в руках польского патриота, выступавшего за постепенное возрождение самостоятельной Польши и за сотрудничество с русским правительством.
По инициативе А. Велепольского, для снижения накала общественного напряжения был организован новый рекрутский набор (не проводились после Крымской войны). От набора было полностью освобождено крестьянство, в армию предполагалось забрить значительную часть (более 10 000 чел.) городской революционной молодежи. В ночь со 2 / 14 на 3 / 15 января 1863 г. в Варшаве была проведена массовая облава на потенциальных рекрутов, послужившая толчком к новому восстанию - Центральный национальный комитет отдал приказ о вооруженном выступлении.
Польская «Великая эмиграция» 1831 - начала 1860-х годов
читать дальше(С. М. Фалькович)
Поражение восстания 1830 - 1831 гг. привело к массовому исходу за пределы Польши его участников и сочувствующих. Общее число эмигрантов достигало 8 000 - 10 000 чел., большая часть из них осела во Франции (6 000 - 7 000 чел.), остальные в основном в Англии, Бельгии, Швейцарии, Германии и США. Примерно три четверти эмигрантов составляла шляхта. Культурный потенциал эмиграции был велик, велика была и политическая активность эмигрантов и эмиграция вела насыщенную политическую жизнь, активно участвуя, помимо собственно польских дел и в социально-политической жизни стран пребывания.
Консервативная часть эмиграции группировалась вокруг кн. Адама Чарторыйского (умер в 1861-м) и неофициально именовалась «Отелем Ламбер» - по названию парижской резиденции князя. Консерваторы выступали за восстановление Польши без серьезных социальных преобразований и при помощи иных держав. В качестве главного врага рассматривалась Россия.
«Демократическая» часть эмиграции считала необходимыми также и социальные преобразования (о степени радикальности которых имелись различные мнения), была менее ориентирована на сотрудничество с иными державами и куда более - на союз с национальными и международными революционными организациями и в целом более склонна рассматривать в качестве противников все державы владеющие польскими землями. Крупнейшей ее организацией было Польское демократическое общество.
Политическая жизнь эмиграции сопровождалась постоянными склоками, конфликтами - как политическими, так и личными, расколами и т. п. Все это автор довольно подробно описывает, во вполне советском, я бы сказал, духе.
Польский вопрос в международной политике 1830-х - начала 1860-х годов
читать дальше(О. С. Каштанова)
Помимо влияния польского вопроса на международные отношения, достаточно подробно описывается и дипломатическая, военная и пр. активность польской эмиграции (Фалькович выше сосредотачивается в основном на внутренних ее связях и связи с Польшей) и ее попытки использовать в своих целях едва ли не любой европейский конфликт или кризис (вплоть до самых экзотических - Мигелистских войн в Португалии или конфликта Мухаммеда Али Египетского с султаном).
Развитие просвещения и культуры в Королевстве Польском в 30-х - начале 60-х годов XIX века
читать дальше(О. С. Каштанова)
Прямым следствием восстания и активного участия в нем польских студентов и преподавателей стала фактическая ликвидация системы польского высшего образования. Все высшие учебные заведения Царства Польского (включая Варшавский университет, основанный в 1816 г.) были закрыты и не восстанавливались. В 1832 г. был закрыт и Виленский университет. На основе его медицинского факультета была создана Медико-хирургическая академия (ликвидирована в 1842 г. из-за подрывной деятельности студентов), на основе теологического - Римско-католическая духовная академия (в 1842-м переведена в Петербург).
В самом Царстве Польском помимо высших были на некоторое время закрыты и средние школы. Позднее школьная система была реорганизована, с целью приближения к общероссийской. Разработкой соответствующих мер занимался Особый комитет в Петербурге (4 чел., в т. ч. 2 поляка), при участии представителей руководства Царства Польского. Результатом их деятельности стал новый учебный устав, утвержденный в 1833 г. и действовавший до 1862 г.
Школы были разделены на приходские (начальные), окружные (второй ступени) и гимназии (средние). Число гимназий было сокращено до 15, сокращалось и число начальных школ, плата за обучение в окружных школах и гимназиях повышалась в несколько раз. В окружных школах и гимназиях в программу вводилось обязательное изучение русского. Многие ограничительные меры (повышение стоимости образования и пр.) вводились по предложению польских представителей.
Помимо этого, в Царстве продолжали действовать 12 духовных семинарий, учительский институт в Ловиче и несколько специальных (фармацевтическая, ветеринарная, фельдшерская) школ. В 1836 г. был вновь открыт институт сельского хозяйства в Маримонте, бывший впрочем скорее продвинутой средней, а не высшей школой.
Единственным высшим учебным заведением оставалась Римско-католическая духовная академия в Варшаве, открытая в 1835 г. (на базе Главной римско-католической семинарии). Попытки восстановить высшее образование хотя бы в усеченном виде (в форме разного рода курсов) успеха не имели и высшее образование поляки теперь могли получать только в русских университетах или за границей.
Руководство образовательными учреждениями Царства возлагалось на Совет общественного образования (представители администрации, духовенства и пр.). В 1840 г. был образован Варшавский учебный округ, в ведении которого находились все учебные заведения Польши (кроме медицинских и духовных). Он был структурой имперского Министерства народного просвещения, однако обладал определенной автономией - его руководство обязано было согласовывать свои действия с наместником.
Восстановление системы высшего образования в Царстве Польском началось только при Александре II.
В 1857 г. в Варшаве открылась Медико-хирургическая академия (в 1862-м присоединена к Главной школе), сельскохозяйственный институт был фактически преобразован в высшее учебное заведение.
В 1862 г. был восстановлен варшавский университет, именовавшийся теперь Варшавской главной школой. В Пулавах в том же году был открыт Политехнический институт (поглотивший институт сельского хозяйства), однако участие студентов в новом восстании вскоре положило конец его недолгому существованию.
В 1861 г. был ликвидирован Варшавский учебный округ и управление образованием снова передано в Царство - Комиссии вероисповеданий и общественного просвещения.
Далее автор пишет о развитии искусств, печати, литературы и пр. в описываемый период, тоже, я бы сказал, в советском духе, что впрочем может объясняться и характером используемых источников (в основном литература времен «народной» Польши).
Накануне Январского восстания (1856 - 1862 годы)
(Б.В. Носов)
читать дальшеЗдесь из интересного разве что указание на основной мотив участия в восстании шляхты - страх перед аграрной политикой русского правительства и возможным наделением крестьян землей.
С. М. Фалькович, Б. В. Носов и др.
Меж двух восстаний. Королевство Польское и Россия в 30-50-е годы XIX в.
В целом, весьма печальное зрелище, как в содержательном, так и в идейном плане. В идейном смысле - причудливая помесь советчины с полонофилией, даже на уровне терминологии - «царизм», «самодержавие», «крепостничество», «реакция», «революционные демократы», Николай Палыч укрепляющий крепостничество и «сумевший внедрить в общественное сознание идеологию официальной народности и панславизма», упорно педалируемое Королевство вместо общепринятого Царства и т. п. В лучшую сторону более-менее выделяются только главы О. С. Каштановой и Г. В. Макаровой.
Также - здесь
читать дальше
Меж двух восстаний. Королевство Польское и Россия в 30-50-е годы XIX в.
В целом, весьма печальное зрелище, как в содержательном, так и в идейном плане. В идейном смысле - причудливая помесь советчины с полонофилией, даже на уровне терминологии - «царизм», «самодержавие», «крепостничество», «реакция», «революционные демократы», Николай Палыч укрепляющий крепостничество и «сумевший внедрить в общественное сознание идеологию официальной народности и панславизма», упорно педалируемое Королевство вместо общепринятого Царства и т. п. В лучшую сторону более-менее выделяются только главы О. С. Каштановой и Г. В. Макаровой.
Также - здесь
читать дальше