«Еврейский вопрос и Русское государство XVII века»В Русском государстве XVII века социальным лифтом для иностранцев являлось принятие православия и крещение. При этом, сама национальность служивого человека была вторичной. Случаи принятия православия евреями («жидами») и переход их в служилое сословие известны, хотя и не носили массовый характер. Интересным является случай, произошедший в 1630-1631 гг.
13 августа 7138 (1630) года из Путивля в Москву писали воеводы Андрей Мосальский и Игнатий Уваров, которые сообщали, что 28 июля в город пришли на Государево имя два выходца – литвин Федка Семенов и русский пленник Брянского уезда Ивашко Семенов. Литвин назвался уроженцем Переяслава, откуда ушел «…тому недель 5 и шол на Нежин а с Нежина пошли они вместе в Ывашком и шли на Новгородцкой уезд Северской». Русскому пленнику была дана прохожая память и он отправился в Москву. А литвин был отправлен в сопровождении путивльца Павла Огрызкова в Москву.
читать дальше
Находясь в Москве, «литвин» был допрошен в Разрядном приказе и сказал о себе следующее: «…что он не литвин отец де ево родом жидовин а имя ему Исачко Самуилов а не Федка Семенов и ныне де отец ево живет в Переясловле а варит селитру а 2 варницах а тому ныне де год а з 2 он учел мыслить чтоб ему креститься в православную крестьянскую веру и от отца своего побежал и пришол в Нежин жил у попа года с полтара и больши учился руской грамоте и выучас грамоте захоте креститца и ево де взяли к себе в Нежин черкасы для береженя чтоб отец ево не скрал и отец де ево сведал что он живет в Нежине у черкас и хочет креститца приезжал в Нежин к черкасом и давал им за него 80 золотых что они ево не крестили и отдали ему и черкасы де отцу не отдлаи и отвезли ево в Киев». Здесь мы видим историю «сложного ребенка», сына, который имел конфликт с отцом. На этом история Исачки Самуилова не закончилась. Приехав в Киев, черкасы «…отдали митрополиту Иеву Боретцкому и отец де ево приехав в Киев и бил челом митрополиту Иеву Боретцкому и дал митрополиту выкупу 500 золотых червонных что он ево не крестил и он де ему и митрополит де не крестя отдал ево отцу ево и отец де ево отвез к себе в Переяслов и бил сковал в железа и был он в железах у отца недели з 2 а как де отец ево приведчи к вере чтоб ему не креститца из желез выпустил и он де по прежнему своему обещаню и похотя креститца от отца своего ис Переясловля побежал в нынешнем во 138-м году после Петрова дни на другой недели и пришол в Нежин и в Нежине сшолся с руским полонеником Ивашком зовут и из Нежина пошол он на Государево имя с тем полонеником вместе и шли на Ботурин и на Новгородцкой уезд и пришли в Путивль».
Но что заставило «жидовина» Исачку Самуилова назваться в Русском государстве «литвином»? По всей видимости, этот вопрос был задан ему в Разрядном приказе, на что Исачко ответил: «…а жидовином де не велел ему сказыватца тот полоненик Ивашко с которым он вышел в Путивль а велел ему сказатца литвином Федкою Семеновым а только де он скажетца жидовином и ему быти убиту». Страх за свою жизнь был продиктован словами попутчика, Ивана Семенова. Слова же самого Ивана Семенова могут быть объяснены религиозным рвением, поскольку Иван был сыном попа Брянского уезда, направлялся после литовского плена в Савинский монастырь.
О личности Исака Самуилова были допрошены литовские люди – Игнатей Немировский, Остафей Каменский, Иван Букшеев, Степан Кустовский, Федор Лысенков, Василий Микифоров и Степан Кузмин. Все они подтвердили, что отец Исачки «…жидовин селитреной мастер и зовут отца ево Самуйлом и ныне живет в Переясловле а варят де от отца ево селитру на 2 варницах наемщики». Исачка был посажен под начал во дворе патриарха Филарета Никитича. Что делать с ним? Он не являлся шляхтичем, в какую службу записать и как пожаловать? Для примера были выписаны подобные случаи. Приведем их.
7127 (1619) г.: «…прислан с Осколу выходец черкашенин Олександр Григорев и ему дано Государева жалованя выходново с черкасы вряд 5 рублев а по 128-м году Олександр Григорев бил челом Государю Царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа русии и отцу ево Государеву великому Государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа русии окрещен а сказался жидовские веры и ему придано выходново к прежнему к 5 рублем 5 рублев да сукно доброе».
7130 (1622) г.: «…прислан ис Путивля выходец к Государю к Москве жидовин Велямин Шаев а в роспросе сказался торговой человек а жил де он в Полше в Подоле в Глинску а на Государево имя поехал он для того чтоб ему креститца в православную крестьянскую веру а в Глинску осталась у него мать ево да жена да 4 детей и за выход дано ему Государева жалованя 10 рублев да сукно доброе».
7137 (1629) г.: «…прислан к Государю к Москве ис Путивля выходец жидовин Аврам Олександров а в роспросе сказался что он и отец ево изо Львова жиды торговые люди да все те жиды торговые люди а службы не служат а на Государево имя поехал он Аврам для того чтоб ему креститца в православную крестьянскую веру покиня во Львове отца воего и мать и брата родново и жену и детей и за выход дано ему Авраму Государева жалованья 10 рублев да сукно доброе».
Согласно выписки, все принявшие православие евреи были отосланы в Панский приказ и записаны в службу вместе с иноземцами. Таким образом, мы видим, что принятие православия было социальным лифтом, дававшим старт службы и открывавшим путь в служилую корпорацию Русского государства для евреев.
vk.com/wall-219824565_2319