Податная реформа Петра I
Отличная книга. Случайно о ней узнал и так же случайно купил и совершенно удовлетворен. Автор подробно разбирает налоговую реформу Петра Алексеича, последний гвоздь вбитый им в гроб нормального русского общества. При чтении всё время возникает ощущение что речь идет о 30-х года 20 века. Такая же социальная катастрофа и избыточное ненужное зверство.
для себяНалоги в начале 18 века
Прямые налоги делились на постоянные/ординарные/табельные и экстраординарные/запросные.
Постоянные налоги представляли собой совокупность старых постоянных налогов, т.н. приказных («ямские и полоняничные деньги» например) и новых введенных Петром по ходу Северной войны (драгунские деньги, рекрутные и прочие). К ним добавлялся налог на строительство Санкт-Петербурга. Эти налоги платили все налогоплательщики.
Монастырские и дворцовые крестьяне (в отличии от помещичьих), посадские люди и черносошные крестьяне дополнительно платили особые налоги в казну.
Помимо этого существовали многочисленные региональные и местные налоги.
К экстраординарным относились провиантские и фуражные деньги собиравшиеся для действующей армии (как деньгами так и натурой), сборы на поставку рекрутов и лошадей (рекруты и лошади поставлялись натурой или заменялись выплатами) плюс разнообразные отработочные повинности. Размер запросных налогов определялся правительством отдельно каждый раз.
Общее число налогов достигало 30-40.
На начало 20-х гг. постоянные налоги составляли примерно 40-44% сборов, экстраординарные 56-59%.
Налоговое бремя распределялось неравномерно. В среднем крестьянин-налогоплательщик платил 0,34 рубля с души м.п. (в пересчете), при этом дворцовые крестьяне платили 0,5 рубля, государственные 0,43 рубля, монастырские 0,28 рубля, а помещичьи 0,14 рубля (помещичьи и монастырские при этом платили еще и ренту своим землевладельцам, естественно).
Перепись населения (1-я ревизия) и свидетельство
Для введения нового подушного налогообложения в 1719-21 гг. была проведена перепись населения. На втором этапе в 1722-28 гг было организовано так называемое «свидетельство» - проверка результатов переписи специальными комиссиями.
Всего в результате переписи оказалось учтено податного населения примерно 5,8 млн. душ мужского пола, в том числе менее 200 тысяч посадского (городского) населения. Неподатного населения было учтено примерно 0,5 млн. душ м. п.
Всего в империи на это время проживало примерно 8,5 млн. душ мужского пола. Соответственно, подушной податью оказалось охвачено примерно 70% мужского населения.
Податное население России по данным на 1738 год:
всего - 5 700 907 душ м.п.
купечество - 188 665 (3,3%)
крестьяне - 5 331 673 (93,5%)
в том числе:
государственные - 1 022081 (18,2%)
из них черносошных - 436 935 (7,8%)
владельческие - 4 279 492 (75,3%)
в том числе
дворцовые - 490 201 (8,6%)
помещичьи - 3 023 371 (53,2%)
монастырскии и церковные - 765 920 (13,5%)
разночинцы - 180 569 (3,2%)
Социальные последствия реформы
Фактически была окончательно разрушена существовавшая ранее в России социальная структура состоявшая из трех основных групп - служилые люди, тяглые люди и вольные/гулящие люди.
Сословие служилых людей было разделено на две группы - верхняя, меньшая, часть окончательно превратилась в привилегированное дворянство/ шляхетство, нижняя страта была принудительно понижена в статусе и превращена в податное крепостное население.
Вольные люди были ликвидированы как класс, вынужденно влившись в ряды податного крепостного населения.
Крестьянство, слившись с холопами было еще более понижено в статусе. Существенно ограничены были и права посадского населения, фактически полностью прикрепленного к посадам.
Общественная структура таким образом оказалась максимально упрощена, состоя теперь из небольшой привилегированной верхушки - дворянства и огромной массы закрепощенного и крайне ограниченного в правах населения.
При этом была максимально ограничена социальная и территориальная мобильность населения. Переход из одного сословия в другое, ранее вполне доступный, оказался практически невозможен. Был введен плотный полицейский контроль за передвижением населения по стране, включая введение паспортов, что свело легальную горизонтальную мобильность населения к минимуму.
Ликвидация вольного населения помимо всего прочего лишила русскую промышленность резерва, пусть и ограниченного, свободной рабочей силы, что замедлило ее развитие.
Помимо этого в процессе освидетельствования (проверки результатов переписи) был произведен крупнейший по масштабам сыск беглых крестьян и посадских людей и огромное их количество было возвращено владельцам.
Контроль за сбором подушной подати возлагался на армию, армейские части размещались по всей территории страны и должны были фактически выполнять полицейские функции, фактически оккупационных войск.
Тяжесть реформы и разорение народа
Доходы казны:
1680 год: 1 571 тыс. руб. (прямых налогов - 601 тыс., косвенных - 970 тыс.)
1701 год: 3 632 тыс. руб (231% от 1680) (прямых - 1190 тыс., 198%; косвенных - 2442 тыс., 237%)
1724 год: 8 713 тыс. руб. (554%) ( прямых - 4672 тыс., 772%; косвенных - 4041 тыс., 392%)
Таким образом за время правления Петра налоги выросли примерно в 5,5 раз, при этом прямые в 7,7 раз, косвенные в 4,2 раза, без учета инфляции. С учетом обесценения рубля в 2 раза за то же время, налоговое бремя увеличилось примерно в 2,7 раза, а прямые налоги в 3,7 раза.
Податное население в 1680 году составляло примерно 4 млн. душ и платило соответственно примерно 0,15 рубля с души (в пересчете). В 1724 году при общей численности податных в 5,7 млн душ на каждую приходилось уже 0,87 рубля, с учетом инфляции примерно 0,43 рубля. Т.е с учетом роста населения прямые налоги выросли примерно втрое.
При этом собственно введение подушной подати принципиальной роли не сыграло. В среднем по стране, после ее введения налоги увеличились примерно на 16% (при очень большом разбросе по регионам, от -33% до + 188%).
Дворцовые, монастырские и государственные крестьяне от введения подушной подати, как ни странно, выиграли. Налоги этих групп населения сократились на 8, 12 и 21% соответственно. Сильно пострадали многострадальные помещичьи крестьяне, их налоговое бремя выросло сразу на 62%.
Такой результат объясняется введением фиксированной ставки налога с души (0,7 рубля, она была выше прежних выплат помещичьих крестьян) и отменой многочисленных дополнительных налогов которые ранее приходилось платить монастырским, дворцовым и государственным крестьянам.
Размер подушной подати
Ставка подушного налога была фиксированной и определялась потребностями армии, на содержание которой его и предполагалось целиком направить. Военные расходы мирного времени на начало 20-х годов оценивались примерно в 4 миллион рублей, предполагалось разложить эти деньги на налогоплательщиков поровну. По мере учета налогоплательщиков ставка налога была установлена сначала в 1 рубль (1721), затем сократилась до 0,80 рубля (1722), до 0,74 рубля(1724) и наконец, установилась на уровне 0,7 рубля с души (1725).
Посадские люди и приписанные к ним платили больше - 1,2 рубля с души.
Государственные крестьяне, помимо общей ставки в 0,7 рубля, платили дополнительно 0,4 рубля, что должно было уравнивать их налоги с владельческими крестьянами которые помимо подушной подати государству платили еще и землевладельцу.
Практически, подушное обложение было фикцией. Никто налога поровну не платил. В каждом коллективе налогоплательщиков (крестьянская община, поместье и пр.) общую сумму выплат разбивали на неравные части в зависимости от материальных возможностей плательщиков.
Разное
Стрелецкий хлеб в 1680 г. - 102 тыс. четвертей ржи и столько же овса (107 тыс. рублей)
Провиантский сбор в 1701 г. - 606 тыс. четвертей провианта (606 тыс. рублей)
Москва, 1701 год: 16,5 тысяч дворов, из них 6,8 тыс. тяглых
По проекту 1720 года годовые расходы на содержание кавалериста 40 рублей, пехотинца 28,5 рублей.
Общие расходы на армию: 4 млн. рублей (пехота - 1 515 688,24 руб., кавалерия - 1 463 189,93 руб, гарнизоны - 961 017,20 руб)
Артиллерия и гвардия (1724 год): артиллерия -30 тыс. рублей, гвардия - 209 тыс. рублей
@темы: история, книги, СТ, early modern Russia, конспект