В. Козляков
Лжедмитрий I Еще одна жзловская биография и тоже хорошая. Козляков известный специалист по Смуте, пишет хорошо, тенденциозностью не страдает, излишне объективен даже, на мой взгляд. Узнал немало интересного, о контактах Отрепьева с арианами, например и самом развитии самозванческой интриги. Интересен и историографический обзор в начале книги. Из минусов, некоторые моменты остались не проясненными, скажем, служил ли всё-таки Отрепьев у Романовых или нет, я так и не понял. Но в целом понравилось.
Рожа Самозванца
читать дальше
Настоящее имя Самозванца - Юрий (Георгий) Богданович Отрепьев, имя Григорий он получил, вероятно, уже в монашестве.
Отец Гришки, Богдан Отрепьев, был сыном боярским, служил по Галичу, дослужился до стрелецкого сотника и был убит в Москве, в пьяной драке, каким-то немцем. Дед - Замятня Отрепьев, постригся в монахи и был чернецом московского Чудова монастыря. Был у него и дядя - Смирной Отрепьев.
Родился будущий самозванец, вероятно, в начале 80-х годов 16 века, детство и юность, вероятно, провел в Галиче или Угличе, где его семья владела землей. В детстве выучился грамоте, что крайне способствовало его последующей карьере.
В 1595-96 (?) году в возрасте 14 (?) лет, вероятно, постригся в монахи и жил в суздальских монастырях. По одной из версий до пострижения он успел послужить в холопах у одного из братьев Романовых - Михаила Никитича.
В 1601-02 году Отрепьев перебирается в Москву и поступает в привилегированный кремлевский Чудов монастырь, возможно, при помощи деда. Здесь его жизнь поначалу складывается крайне удачно, он становится келейником чудовского архимандрита, приглашается на Патриарший двор «к книжному письму», патриарх Иов лично его знает, благоволит и рукополагает в дьяконы.
Однако уже в начале 1602 года Гришка попадает в немилость, ему грозит ссылка в Соловки. Причины опалы неясны, по одной из версий это какие-то опасные шутки вокруг царского имени - «глаголаше старцом - яко царь буду на Москве».
В феврале 1602 года Гришка бежит из Москвы, сначала в Новгород-Северский, а оттуда в Польшу.
В Польше Отрепьев, продолжавший еще носить монашеское одеяние, немного пожив в Киево-Печерской лавре, перебирается в Острог, где пытается устроиться на службу к князю Константину Острожскому, однако интереса у того не вызывает.
Осенью 1602 года Отрепьев поступает в арианскую школу в Гоще, где учит латынь и польский (ну и набирается сраной арианской ереси, надо полагать). Здесь же он принимает облик мирянина. Весной следующего года Гришка уходит от ариан и поступает на службу к князю Адаму Вишневецкому. Здесь он и начинает выдавать себя за царевича Дмитрия.
Вишневецкий представляет его своему двоюродному брату и главе старшей ветви рода Константину Вищневецкому, а тот в свою очередь своему тестю Юрию Мнишеку, который и становится в итоге главным покровителем самозванца.
Осенью 1603 года о самозванце извещают короля Сигизмунда III, очень им заинтересовавшимся.
В марте 1604 года Отрепьев с Мнишеком и К. Вишневецким прибывают в Краков, где самозванец тайно встречается с Сигизмундом и прочими представителями польской верхушки и получая поддержку своему мероприятию. Для пущей убедительности в апреле того же года Отрепьев тайно принимает католичество.
Весной - летом 1604 года в Самборе усилиями Мнишека* формируется войско самозванца (к моменту вторжения в Россию 5000-6000 человек, примерно пополам польских наемников и черкасс, в основном, запорожских казаков).
В октябре того же года армия Самозванца возглавляемая им самим и Мнишеком переходит русскую границу.
(* самому Мнишеку поддержка одобренной королем интриги Отрепьева помогла вернуться из опалы в Польше и рассчитывать на будущие гешефты в России в случае его победы, перед походом Отрепьев заключил с ним тайное соглашение обещая после победы золотые горы).
Вторжение начинается для Самозванца удачно, недовольные Годуновым города Северской земли (Чернигов, Путивль, Севск, Рыльск, Курск и пр.) пачками переходят на его сторону. Однако уже в декабре Самозванец упирается в Новгород-Северский, успешно обороняемый Петром Басмановым, сюда же подходит и армия собранная царем Борисом. Самозванцу удается нанести ей поражение (21 декабря), но город остается в руках правительства.
В начале января 1605 года Отрепьева покидает будущий тесть Мнишек под благовидным предлогом сваливающий назад в Польшу. С ним уходит и бОльшая часть поляков, в армии Самозванца остается не более 1,5 тысяч бойцов. Уход поляков отчасти компенсируется подошедшим большим войском запорожцев, однако это не спасает Отрепьева от разгрома. 21 января 1605 года его армия наголову разбивается царским войском под Добрыничами.
Самозванец, едва избежав гибели укрывается с остатками своих людей в Путивле.
От полного уничтожения его спасает только нерасторопность воевод Бориса увязших под Кромами. Однако общее его положение практически безнадежно.
Всё меняется в апреле 1605 года, когда неожиданно и крайне не вовремя умирает Борис Годунов.
Дальнейшие события хорошо известны. Годуновы окончательно губят себя скандальными перестановками в командном составе действующей армии. Братья Голицыны и Петр Басманов переходят с частью армии на сторону Самозванца. Самозванец идет на Москву.
1 июня юного царя Фёдора свергают и через десять дней зверски убивают. 20 июня Самозванец в Москве. Теперь он царь, каковым и пробудет почти год, до 17 мая 1606 года, когда и отправится в ад.

@темы:
история,
книги,
СТ,
early modern Russia,
конспект