Спарта. Миф и реальность.
Очень понравилось, прочел с большим удовольствием. Несмотря на дурацкое название и выход в идиотской серии это вполне серьезная книга серьезного и уважаемого специалиста. Заявлена как научно-популярная, но я бы не сказал, что она такая уж популярная, хотя читать легко.
Судя по некоторым моментам, это слегка доработанный сборник отдельных текстов автора.
В книге две части. В первой - «Политические институты Спарты» рассматривается организация политической власти у спартанцев и ее конкретные институты.
Во второй - «Спарта на пути к революции» разбирается вопрос о характере власти в этом государстве, чем собственно была Спарта - демократией, олигархией или еще чем-то и описывается попытка царей Агиса и Клеомена вернуть их государству былую славу.
Издано так себе, на туалетной бумаге с плохой печатью. Отчасти это компенсируется большим по нынешним временам тиражом - 2000 экземпляров и смешной по нынешним временам ценой - не дороже 250 рублей в интернет-магазинах (я купил за 200).
читать дальшеПолитическая система Спарты
читать дальшеСистема политической власти Спарты состояла из четырех компонентов - царей, эфоров, герусии и апеллы.
Цари
В Спарте существовала диархия, одновременно правили два царских рода - Агиадов и Еврипонтидов. Оба рода вели свое происхождение от Геракла. Полномочия обоих царей были одинаковыми, хотя царь из рода Агиадов теоретически считался старшим. Причины возникновения диархии неизвестны.
Оба правящих рода с древности враждовали (вплоть до того что никогда не заключали между собою браков) и вели друг против друга постоянную борьбу (цари в Спарте как правило возглавляли враждующие политические партии).
Царская власть была пожизненной (теоретически) и передавалась по наследству, при отсутствии детей, ближайшему родственнику мужского пола.
Спартанская монархия была для Греции уникальным явлением, в других греческих государствах царская власть еще в архаический период была заменена олигархическим/аристократическим правлением. Впрочем и полномочия спартанских царей постоянно сокращались, особенно после введения в VIII веке до н. э института эфоров.
Спартанский царь являлся не самовластным монархом, а был чем-то вроде римского консула. Он являлся главнокомандующим во время войны, верховным жрецом (на чем во многом основывался его моральный авторитет) и судьей по некоторым семейным вопросам (по делам о наследстве и усыновлении). Оба царя входили также в состав герусии.
Цари были единственными членами спартанского общества имевшими формальные привилегии. В отличии от остальных спартанцев, царь имел право свободного выезда заграницу, мог владеть деньгами, питался за счет государства (и мог это делать дома, а не в общественной столовой), царский наследник освобождался от обязательного прохождения курса спартанского воспитания и получал домашнее образование (по мнению Печатновой это позволяло спартанским царям сохранить гибкое незашоренное мышление и делало их наиболее пардон, креативными членами спартанского общества; эта же нестандартность, впрочем, постоянно делала их объектом преследований со стороны прочей спартанской элиты, судебные процессы над царями были в Спарте обычным делом).
Царь мог быть привлечен к судебной ответственности, осужден, отстранен от власти, изгнан и даже казнен решением судебной коллегии (герусия + эфоры). Впрочем, казнь царя в Спарте была явлением исключительным (1,5 случая за всю ее историю), обычно ограничивались изгнанием.
Цари, тем не менее, были в Спарте весьма почитаемыми людьми, личность царя была неприкосновенной, покушение на здоровье и жизнь царя считалось тяжелейшим святотатством.
Эфоры
Еще один уникальный, чисто спартанский институт. Вероятно, институт эфоров появился в VIII веке до н. э., в ходе Мессенских войн, для замещения постоянно отсутствующих, в связи с участием в боевых действиях царей.
Эфорат представлял собой коллегию из 5 человек, избираемую народным собранием сроком на 1 год, без права повторного избрания (насколько последнее требование реально соблюдалось неизвестно). Формально эфором мог стать любой спартанец старше 30 лет, фактически, вероятно спартанская верхушка обладала возможностью проталкивать в коллегию нужных людей.
Отчитывались эфоры только перед коллегией своих преемников, по завершении мандата, однако к ответственности практически никогда не привлекались.
Решения эфоры принимали коллегиально, большинством голосов, принятое решение несогласным с ним эфорам оспаривать было запрещено.
Коллегия эфоров обладала практически неограниченными и бесконтрольными полномочиями во всех сферах деятельности. Она контролировала внешнюю политику, финансы, внутреннюю безопасность, оборону, выступала в роли полиции нравов и высшей судебной инстанции по гражданским и (совместно с герусией) уголовным делам. Эфоры председательствовали на собраниях герусии (не входя в ее состав) и апеллы.
Под наблюдением эфоров находилась и царская власть (даже в заграничных военных походах царя всегда сопровождали 1-2 эфора).
Таким образом эфорат представлял собой что-то вроде коллективной ежегодно переизбираемой бесконтрольной диктатуры.
Пика всевластие эфоров достигло в V веке до н. э. Со временем эфорат все больше превращался в орудие в руках спартанской аристократии и в эллинистический период, окончательно перешел под ее контроль.
Ликвидирован институт эфоров был в 227 году до н.э. царем Клеоменом III.
Герусия (совет старейшин)
Состояла из 28 геронтов (по традиции, не моложе 60 лет) избираемых (апеллой) пожизненно (в состав совета по должности входили и оба царя, т. е. всего в герусии было 30 членов). Отчета в своей деятельности геронты никому не давали.
О герусии известно очень мало. Советы старейшин существовали у дорийцев с древнейших времен, но в классическом виде спартанская герусия была создана Ликургом.
Герусия являлась по сути высшим органом власти в Спарте. Она в значительной степени контролировала народное собрание, была высшим судебным органом по уголовным делам, в том числе и в отношении царей (совместно с эфорами) и пр.
В VI веке влияние герусии было ограничено введением эфората, но к концу классического периода снова выросло, превратив Спарту фактически в олигархическое государство.
Фактически герусия представляла собой орган спартанской аристократии. После реформ Ликурга (IX век до н. э.) формально никакой аристократии в Спарте не было, все спартанцы считались равными гражданами. Фактически же, аристократия, поступившись формальным статусом ради поддержания социального мира, сохранила власть и влияние и продолжала руководить государством посредством герусии.
Апелла (народное собрание)
Собрание полноправных граждан-спартиатов (мужчин старше 30 лет, обладавших полными гражданскими правами).
О деятельности апеллы известно очень мало. Теоретически именно народное собрание принимало все важнейшие решения в Спарте, избирало эфоров и геронтов и пр. Практически, деятельность апеллы видимо полностью контролировалась герусией и сводилась к формальному оформлению нужных решений.
Позднее (возможно с конца V века до н. э.) даже такая чисто формальная власть, возможно, перешла от апеллы к т. н. малой экклесии (по одним предположениям - совету состоящему из царей, эфоров и геронтов, по другим - урезанному варианту апеллы включающему только спартанскую элиту - гомеев).
Система власти в Спарте, таким образом, была смешанной и представляла собой сочетание элементов монархии (цари), демократии (эфоры) и олигархии (герусия). Для Греции эта система была уникальной, одновременно она была очень похожа на римскую (консулы - народные трибуны - сенат).
Смешанная система власти позволила Спарте сохранять внутренний социальный мир на протяжении большей части своей истории, оставаясь едва ли не единственным греческим государством не затронутым внутренними социальными конфликтами.
Упадок Спарты и революция Агиса IV и Клеомена III
читать дальшеС конца V века до н. э (т. е. ~400 года до н. э) Спарта вступает в эпоху социально-экономического кризиса, сопровождавшегося разложением ее традиционных институтов и резким сокращением гражданского коллектива, т. н. олигантропией (малолюдством).
Этому особенно способствало снятие в начале IV века до н. э. запрета на отчуждение земельных участков закрепленных за спартанскими семьями. Снятие запрета привело со временем к потере земельных наделов (а соответственно и гражданских прав) большинством спартанцев и сосредоточению земли в руках спартанской верхушки. В сочетании с крайне ограниченным притоком граждан со стороны (в Спарте крайне неохотно предоставляли гражданские права чужим), это привело к чудовищному (и уникальному для Греции) сокращению гражданского коллектива.
Так, если в начале V века до н. э. в Спарте имелось 8000 -10000 полноправных граждан, то уже к 418 году до н.э. их число сократилось до 5000, а к середине IV века до н. э. до 1000. То есть за 150 лет число граждан сократилось на порядок.
Ко времени правления царя Агиса IV (245-241 гг.) ситуация еще более ухудшилась, в Спарте проживало не более 700 граждан, из них полноправными, т. н. гомеями, в руках которых находились и власть и богатства Спарты было не более 100. Остальные были гражданами второго сорта - гипомейонами (см. ниже). Большая же часть населения Спарты вообще не имела гражданских прав.
Патриотически настроенный, юный (20 лет) царь Агис IV, опираясь на единомышленников из числа аристократической молодежи, родственников и часть аристократии, попытался в 244-241 года восстановить былое могущество Спарты.
Предложенная им программа реформ включала отмену долгов, предоставление земельных участков и гражданства 4500 жителям Спарты на бывших государственных землях (и еще 15 000 участков на землях периэков), восстановление системы государственного воспитания и общественного питания (давно превратившихся в фикцию).
Требуемую землю предполагалось изъять законным путем у богатых землевладельцев (сам Агис и его единомышленники пожертвовали в фонд реформ свою личную собственность в т. ч. землю).
Первоначально Агис пытался осуществить свои реформы законным путем, однако, несмотря на поддержку апеллы, они были отвергнуты герусией. Тогда Агис силой сместил эфоров и своего соправителя царя Леонида II, назначив на их место своих единомышленников. Однако изо всей программы реформ удалось осуществить только отмену долгов (она была выгодна и аристократии). Главная ее часть - земельная реформа была фактически саботирована частью сторонников Агиса из числа аристократов.
Этим воспользовались враги молодого царя, организовавшие переворот. Агис был свергнут, обвинен в попытке установить тиранию, приговорен к смерти и казнен (единственный случай за всю историю Спарты).
Реформы Агиса, несколькими годами позднее, смог осуществить другой молодой царь - Клеомен III (235 - 222 гг. до н. э.). По иронии судьбы он был сыном главного врага Агиса - царя Леонида II.
В отличии от Агиса, он не пытался действовать законным путем, опираясь на небольшой кружок единомышленников и преданных ему наемников.
В 229 году Клеомен осуществил переворот, коллегия эфоров была ликвидирована (4 из 5 эфоров убиты), 80 знатных спартиатов изгнаны из Спарты, а имущество их конфисковано, был установлен контроль над герусией.
Захватив власть Клеомен практически реализовал программу реформ Агиса - отменил долги, раздал землю и гражданство 4000 новых граждан (по некторым данным 2500 гипомейонов и 1500 иностранцев и периеков). Фонд раздачи составили земли конфискованные у высланных аристократов, имущество самого Клеомена и его сторонников, а также добровольно-принудительные пожертвования оставшейся части аристократии.
Также были восстановлены и старинные спартанские институты - системы государственного воспитания и общественного питания.
Внутри Спарты реформы Клеомена сопротивления практически не вызвали и были погублены внешним врагом.
Радикальные реформы сделали Клеомена крайне популярным далеко за пределами Спарты - на всем Пелопоннесском полуострове. Это, в сочетании с резко возросшей после реформ боеспособностью спартанской армии, позволило Клеомену добиться огромных успехов в войне с главным внешним врагом Спарты - Ахейским союзом, поставив его на грань катастрофы.
Ахейцы обратились за помощью к Македонии и армия Клеомена была разгромлена союзными войсками. Большинство сторонников Клеомена и новых граждан пало в решающей битве у Селассии, сам он бежал в Египет. Спарта была занята македонской армией, реформы Клеомена отменены.
Основной целью реформ и Агиса и Клеомена было восстановление могущества Спарты и господства на Пелопоннесе. Для этого им требовалась мощная армия, а для ее создания - восстановление многочисленного и жизнеспособного гражданского коллектива из которого эта армия и набиралась.
Население Спарты
читать дальшеНаселение Спарты в архаический и классический период состояло из трех больших групп - собственно спартиатов, илотов и периэков.
Спартиаты являлись полноправными гражданами Спарты. Фактически все они были профессиональными воинами и не занимались ничем кроме военной подготовки, войны и, отчасти, управленческой деятельности. За каждой спартанской семьей был закреплен участок государственной земли (клер) с прикрепленными к нему крепостными - илотами. Доход получаемый с этого участка и обеспечивал семью материально. Отчуждение участка в любом виде было запрещено. Помимо этого состоятельные спартанцы могли владеть и частными землями в общинах периэков.
Помимо собственно спартиатов, в Спарте проживали и другие группы свободного населения, не имевшие гражданских прав - иностранные эмигранты и мофаки (вероятно в большинстве своем незаконнорожденные дети спартанцев) или являвшиеся гражданами второго сорта - неодамоды (получившие гражданские права илоты), гипомейоны (обедневшие - как правило лишившиеся земельного участка-клера спартиаты) и пр.
В поздней Спарте произошло разделение гражданской общины на немногочисленных гомеев (равных, фактически местную аристократию) полностью сохранивших гражданские права и гипомейонов («опустившихся»). Гипомейоны теперь составляли (вместе с мофаками, неодамодами и пр.) бОльшуя састь общины.
Илоты являлись чем-то вроде крепостных находившихся в зависимости от спартанского государства/государственных рабов. Основной их функцией было материальное содержание спартиатов. Илоты также привлекались к военной службе в качестве тыловых и вспомогательных служащих. Гражданских прав они не имели, но обладали определенной экономической самостоятельностью и жили общинами. Илоты не были однородной массой, они делились, в частности на лаконийских и мессенских, чей статус, вероятно, достаточно сильно различался. Внутри этих больших групп существовали разнообразные подгруппы.
В целом илоты, их статус и пр. в Спарте вопрос малоизученный и дискуссионный.
Периэки представляли собой что-то вроде вассалов Спарты. Жили отдельными полисами - общинами на территории спартанской державы, обладая широкой внутренней самостоятельностью. Гражданских прав в Спарте они не имели, но обладали ими внутри своих общин.
Общины периэков не имели права внешних сношений и были обязаны выставлять контингенты в спартанскую армию. Уже в начале греко-персидских войн контингенты периэков составляли до половины спартанской армии, а в период Пелопоннесской войны и позднее и бОльшую ее часть.
Периэки также могли свободно заниматься торговлей и ремеслом и составляли наиболее активный экономически элемент спартанской державы, будучи примерным аналогом афинских метеков.
Со спартанской политической системой они были связаны, главным образом, посредством царей. Спартанские цари были верховными жрецами также и в полисах периэков и, в качестве главнокомандующих, распоряжались и их военными контингентами.
Периэки, в целом, изучены еще хуже илотов.
@темы: история, книги, СТ, античность, конспект