Холопство в первой половине XVII века
Продолжение предыдущей работы автора на эту тему (см. здесь - ericmackay.diary.ru/p191319608.htm). Понравилась больше предыдущей, здесь больше конкретики, цифирок и табличек.
читать дальшеВ XVI веке в России существовало пять разновидностей холопства - полное, докладное, старинное, кабальное и добровольное (см. здесь - ericmackay.diary.ru/p191319608.htm). После реформы 1597 года сохранилось лишь три его разновидности - старинное, кабальное и добровольное.
Старинное холопство
читать дальшеСтаринное холопство вобрало в себя полное и докладное сделавшись единственной формой полного рабства (старинным оно теперь называлось оттого, что поступление в холопы новых людей прекратилось и полный холоп в XVII веке мог быть только старинным - сыном/внуком/правнуком и пр. холопа).
Полное холопство к концу XVI века находилось в кризисе из-за резкого сокращения притока свежей крови (последняя полная грамота выдана в 1554 году, последнее подтверждение полной грамоты - 80-е годы).
Реформа 1597 года нанесла по нему еще один сильный удар, переведя большое число полных и старинных холопов на которых у владельцев отсутствовали документы в разряд кабальных, и тем самым сильно сократив его численность.
Тем не менее, полное (теперь старинное) холопство продолжило существовать и в первой половине XVII века, поддерживая свою численность в основном за счет естественного демографического прироста (полное/старинное холопство было наследственным, дети, внуки и т. д холопов оставались рабами).
Этот прирост был весьма значительным. Так, по сохранившимся данным (Новгородчина) 147 полных и докладных холопов ставших рабами в 1462 - 1533 годах к 1597/98 году дали 811 потомков*, прошедших перерегистрацию в качестве старинных холопов (прирост в 6,5 раз, только за 16 век - в 5,6 раза, фактически же еще больше, поскольку не учтены умершие, освобожденные и пр.).
Такая же картина, видимо, наблюдалась и в первой половине XVII века. Таким образом, старинное холопство могло сохранять и даже наращивать свою численность и без существенного притока извне.
Помимо естественного прироста старинное холопство пополнялись (хотя и в довольно скромных масштабах) за счет вольных людей заключавших брак с холопами (это автоматически делало рабами их самих, даже в случае незнания статуса потенциальных супруга/супруги).
Во второй половине XVII века новым мощным источником пополнения старинного холопства стало обращение в холопов пленных иноземцев. По некоторым данным, доля пленных среди старинных холопов во второй половине века доходила до 26 - 31%. Вероятно и в первой половине века старинное холопство пополнялось за счет пленных, но в меньших масштабах.**
В результате, пережив кризис в конце XVI - начале XVII вв., старинное холопство на протяжении XVII века численно росло быстрее других форм холопства и осталось (относительно) преобладающей его формой. ***
* при этом 30% из них числились в бегах
** вопрос о пополнении холопства (и конкретно полного/старинного) за счет полонянников в XVI веке не решен, видимо пополнялось, но неизвестно в каких масштабах, Панеях осторожно предполагает что к началу XVII века «этот канал пополнения старинного холопства мог уже стать ощутимым».
*** в этом вопросе Панеях пересмотрел выводы предыдущей книги, ранее он считал, что старинное холопство в XVII веке численно сокращалось и угасало
Кабальное холопство
читать дальшеРасцвет кабального холопства пришелся на конец XVI века - начало XVII вв. Выдвинувшись на первые роли после реформы 1597 года и связанного с ней притока свежей крови, усиленного затем страшным голодом и потрясениями Смутного времени, уже в 20-х годах XVII века кабальное холопство начинает хиреть. Процесс этот усиливается правительственными мерами по ограничению источников кабального холопства и состава холоповладельцев (20-40 годы). В итоге к середине века кабальное холопство вновь уступает первенство старинному холопству.
Число и динамика похолоплений (Новгород с пятинами, Псков, Порхов)
За исключением мощного всплеска в начале века связанного со страшным голодом 1601-1603 гг. число похолоплений было в общем довольно скромным.
В Новгороде в конце XVI века холопами становилось от 69 (1594/95 год) до 136 (1599/1600) человек в год. Мощный всплеск последовал в 1601/02 году когда было захолоплено сразу 1065 человек (цифра расчетная. Но уже в 1603/04 году число похолопленных сократилось до 247 и в дальнейшем, как правило, не превышало нескольких десятков человек в год. В 20-х годах в Новгороде ежегодно холопилось около 80 человек, в 30-х от 25 до 71 человека, в 40-х года 17 - 46 человек в год.
Примерно такая же картина наблюдалась и в новгородских пятинах. После резкого всплеска в начале века, когда, например, в одной только Белозерской половине Бежецкой пятины в 1602/03 году холопами стало 569 человек, число похопоплений резко снизилось и в 20-40 годах редко превышало 20-30 человек в год в одной пятине, а к концу 40-х годов могло быть и еще меньшим.
[таким образом, после Смуты на новгородчине ежегодно холопили 200-300 человек]
Во Пскове в 20-х годах холопили от 40 до 100 человек в год, в 30-е от 12 до 37, а в 40-е от 9 до 30 человек в год.
Таким образом, на северо-западе России наблюдалась схожая картина - после резкого всплеска похолоплений в начале века постепенное снижение их количества к середине века. Причем в 20-40-х годах число похолоплений не достигало не только уровня начала века но даже и уровня 90-х годов века предыдущего.
Источники формирования
В плане социального происхождения (Новгород, 1614-1650 годы) бо́льшая часть кабальных холопов была выходцами из семей крестьян и бобылей (51,3%), холопов (16,5%) и наемных людей (13%).
При этом доля выходцев из крестьян постепенно сокращалась (с 90% в 1614/15 г. до 20-30% в конце 40-х и 4% в 1649/50 г.), а выходцев из семей наемных людей наоборот росла (с 5,2% в 1622/23 г. до 33-55% к концу 40-х). Доля людей холопского происхождения оставалась оставалась относительно стабильной колеблясь в диапазоне 10-30%.
(цифры в определенной мере условные, поскольку социальное происхождение холопов в реальности определить достаточно точно нет возможности, к тому же это цифры именно по городу, с большим процентом торгово-ремесленного и пр. населения, в сельской местности они могли существенно отличаться)
Социальное положение поступающих в холопы было следующим (Новгород, 1614-1650 годы):
54,8% были холопами разных категорий, в основном добровольными (37,4%); 27,2% работали по найму; 7,4% были нищими и 6,9% вольными/не служившими.
При этом доля наемных людей со временем быстро возрастает, с 3-12% в первой четверти века до 30-60% во второй четверти, и к концу 40-х годов среди поступающих в кабальные холопы они составляют большинство (округляя - 54-67%).
Доля вольных людей очень велика в начале периода (25-28% в 1614-1616 годах), но уже в первой половине 20-х практически сходит на нет. Похожая ситуация с нищими (25% в 1614/15 г. и от 2 до 9,8% в 20-40 годы). Очевидное следствие Смуты.
Добровольные холопы на протяжении почти всего периода остаются довольно стабильным поставщиком кадров для кабального холопства (20-55%), однако к концу 40-х их доля снижается.
При этом 44,7% людей поступавших в кабальное холопство ранее уже было как-то связано со своим будущим владельцем, по большей части, служило добровольными холопами -31,5%. В 20-40 годах процент таких людей был еще выше - 51,6% (в 90-х годах XVI -начале XVII вв. доля подобных кадров составляла 29,3%)
Демографический состав (Новгород с пятинами, Псков, Порхов, те же годы)
Среди поступавших в холопы преобладали мужчины - 61,1%, доля женщин составляла 26%, оставшиеся 12,9% составляли дети (до 15 лет) обоего пола (в 1641 году или ранее похолопление детей было запрещено правительствои и практически прекратилось).
Бо́льшая часть поступала в холопы в индивидуальном порядке (57,8%), оставшиеся в составе групп, обычно семейных, в большинстве случаев из 2 человек (чаще всего муж-жена, реже мать-сын/дочь, еще реже отец-сын/дочь).
В целом, среди поступающих в холопы преобладали социальные аутсайдеры - сироты, оставшиеся без родителей в малолетстве, вдовы/вдовцы с малолетними детьми на руках и пр.
Холоповладельцы
До XVII века государство никак не ограничивало состав холоповладельцев. Холопами могли владеть не только дворяне (хотя они и составляли подавляющее большинство холоповладельцев), но и служилые по прибору, священнослужители, посадские люди, крестьяне и даже сами холопы (как правило привилегированные).
В 1622 году правительство запретило мусульманам владеть православными служилыми и дворовыми холопами (пашенными холопами владеть было можно при условии их отдельного проживания и добровольного согласия).
В 1627/28 году запрет на содержание дворовых холопов был распространен на всех неправославных иноземцев.
В 1634 году было запрещено приобретать холопов самим холопам.
И наконец в 1641 году правительство запретило приобретать кабальных холопов крестьянам, посадским людям, священникам и служилым по прибору, оставив это право только за дворянством.
Кабальные книги
Введены указом 1586 года, по образцу книг для записи полных и докладных холопов (не сохранились), с целью регистрации кабальных холопов.
В кабальную книгу записывались текст кабальной грамоты, приметы холопа и результат его опроса (добровольно ли поступает в холопы, не является ли уже чьим-либо холопом или крестьянином). Регистрация проводилась в присутствии холоповладельца и похолопляемых. За регистрацию взималась пошлина - алтын (3 копейки) с рубля.
За регистрацию кабальных сделок отвечали Приказ Холопьего суда (в Москве), воеводы и дьяки (в городах с воеводским управлением), губные старосты (в городах без воевод).
Изначально новая книга должна была заводиться каждые полгода, впоследствии ежегодно. По окончании срока (полгода/год) копии книг и собранные пошлины отсылались в Москву.
До 1597 года книги и пошлины сдавались государеву казначею, с 1597 года одновременно (?) в Приказ Холопьего суда. С 30-х годов книги сдавались частично в Приказ Холопьего суда, частично в четверти, а пошлины в приказ Большого прихода, а с 1641 года и то и другое вновь в Приказ Холопьего суда.
Добровольное холопство
читать дальшеДобровольное холопство, то есть фактически холопская служба за еду и одежду, но документально не оформленная, продолжило существовать и в XVII веке. Поскольку документально оно не оформлялось судить о его составе можно только по косвенным данным.
В Новгороде добровольное холопство пополнялось в основном за счет наемных людей (41,6%), холопов разных категорий (31,5%) и нищих (15,3%). В Обонежской пятине (Заонежская половина) за счет холопов (41,2%), нищих (29,3%), наемных людей и нищих (18,8%, из них наемных 8,2%), крестьян и бобылей (8,3%, из них 7,1% бобыли).
Как видно, в городе ряды добровольных холопов пополнялись прежде всего за счет наемных работников, а в сельской местности за счет холопов, также здесь был относительно велик процент крестьян.
Из общего числа холопов, ранее свободные люди составляли 65,6% в Новгороде и 50,6% в Обонежье (все данные за 1614-1650 год).
По социальному происхождению большинство добровольных холопов были крестьянами (59%), холопами (13%), наемными (13%) и посадскими (7,3%) людьми (Новгород, те же годы).
Использование холопов
читать дальшеВ плане использования холопы делились на три группы. Бо́льшая часть холопов занималась обслуживанием своих хозяев (разнообразные дворовые люди и ремесленники).
Вторая по численности группа - холопы-земледельцы, обрабатывала господскую землю (барскую запашку, барщину), живя на господском или отдельном людском дворе и получая за работу месячину, либо сажаясь на землю (получая отдельный участок с двором на крестьянский манер).
Третью, наименее многочисленную группу, составляли привилегированные служилые холопы, приказные (ключники, приказчики, казначеи и пр.) и военные слуги.
Законодательство о холопах в первой половине XVII века
читать дальшеВ законодательной области русское правительство, после некоторых колебаний Смутного времени вернулось, в целом, к нормам уложения 1597 года. Законодательные нововведения 20-40-х годов были направлены в основном на сокращение как круга холоповладельцев так и источников холопства, в основном кабального.
В 1622 г. мусульманам, а в 1627/28 г. и прочим иноверцам было запрещено владеть служилыми и дворовыми холопами. В 1634 году было запрещено приобретать холопов самим холопам.
В 1641 году правительство запретило приобретать кабальных холопов крестьянам, посадским людям, священникам и служилым по прибору, оставив фактически это право только за дворянством.
Одновременно сокращалась и база формирования холопства.
В 1623/24 году было запрещено обращать в холопов сибирских и астраханских татар и прочих сибирских туземцев. Вероятно, в 1630 году правительство запретило землевладельцам холопить собственных крестьян и бобылей, а не позднее 1641 году любых крестьян вообще.
В том же 1641 году было запрещено обращать в холопов всех без исключения представителей дворянства (до этого закон разрешал холопить неверстанных детей боярских).
И в этом же году было запрещено холопить несовершеннолетних (до 15 лет) детей без родителей.
Все эти меры затрагивали в основном кабальное холопство, существенно ухудшив условия его существования.
Принятое в 1649 году Соборное Уложение также, в целом, ориентировалось на нормы уложения 1597 года, с учетом вышеуказанных изменений.
@темы: история, книги, СТ, early modern Russia, конспект