Form follows content
К. Фурсов
Львы Пятиречья. Сикхи - великие воины Азии
Прекрасная книга. Подробная политическая история сикхизма с самого его зарождения и до середины XIX века (то есть до потери сикхами независимости). В заключении, впрочем, бегло освещается и последующая жизнь сикхской общины, вплоть до нашего времени. Религиозную сторону сикхизма автор специально не рассматривает, но и о ней тоже, в силу специфики предмета говорит много.
Масса интересного, не только о самих сикхах, но и о истории Индии XVI-XIX веков, в общем, гражданам интересующимся тем и другим, чрезвычайно рекомендуется.
Пишет автор прекрасно, читается легко. С издательской точки зрения тоже все замечательно - бумага, печать, обложка.
В приложениях есть очень полезный словарик, генеалогические схемы династий сикхских гуру и Ранджит Сингха и хронологическая таблица. Единственный крупный недостаток - нет карт. Никаких. Совсем. Вообще.
конспектВозникновение и ранний этап развития сикхизма
читать дальше
![](http://s016.radikal.ru/i337/1706/ca/d91e6e45158bt.jpg)
Сикхизм появился в Пенджабе, на стыке мусульманской и индуистской цивилизаций, представляя собой фактически сплав ислама и индуизма. Наибольшее влияние на формирование новой религии оказали периферийные, нетрадиционные течения индуизма и ислама - ниргун-бхакти (бхакти - близкое к монотеизму течение индуизма, делающее акцент на эмоциональную связь с Богом и отрицающее, в той или иной степени, кастовые и социальные различия и специфические практики индуизма - санскрит, паломничества, роль брахманов и пр.; ниргун-бхакти - направление бхакти для которого Бог - безличный абсолют, не имеющий каких-либо (например антропоморфных) качеств, непостижимый для человеческого ума) и суфизм (также делающий акцент на эмоциональную связь с Богом).
Основателем и первым гуру сикхизма стал Нанак Дэв, чаще именуемый Баба́ Нанак (1469 - 1539). Нанак родился в Пенджабе, принадлежал к касте кхатри (одна из низших каст варны кшатриев), получил хорошее для своего круга образование и с детства был склонен к богоискательству. Много попутешествовав по Индии и другим странам, в конце жизни Нанак осел в родном Пенджабе, основав собственную религиозную общину. Его последователей называли сикхами (учениками).
Сам Нанак не ставил перед собой задачи создания новой религии и его общину можно рассматривать как одну из разновидностей направления бхакти, однако фактически он заложил основы нового религиозного учения, развитые его преемниками.
Баба Нанак наиболее почитаемая фигура сикхизма.
Почувствовав приближение смерти, в 1539 году Нанак передал руководство общиной своему наиболее преданному ученику Ангад Дэву (подобная передача духовной власти в сикхской общине станет традиционной).
При последующих гуру община сикхов продолжала расти и укрепляться.
При втором гуру Ангад Дэве (1539-1552) сикхи обзавелись собственным алфавитом - гурмукхи (ставшим впоследствии алфавитом языка панджаби, родного для большинства сикхов).
При третьем гуру Амар Дасе (1552-1574) получила развитие обрядовая сторона новой религии. Были введены отличные от индуистских похоронные, брачные и пр. обряды, регулярные праздничные собрания общины (трижды в год). Рост общины потребовал и создания церковной организации - автономных религиозных общин (манджи) во главе с сангатиями (епископами). В 1567 году Амар Даса в Пенджабе посетил знаменитый могольский шах Акбар, заинтересовавшийся новой религией, что привело к резкому росту авторитета и популярности общины.
При четвертом гуру Рам Дасе (1574 - 1581) началось создание религиозного центра сикхов - Амритсара. Рам Дас (сам бывший зятем предыдущего гуру) первым передал гурт по наследству своему сыну. С этого времени сан гуру передавался исключительно в роду Рам Даса.
Пятый гуру Арджан Дэв (1581 - 1606) был сыном Рам Даса и первым гуру родившимся сикхом. Разносторонне одаренный Арджан внес огромный вклад в развитие сикхской общины. При нем была построена главная святыня сикхов - храм Хари Мандар (более известный как «Золотой храм») в Амритсаре. Арждан же составил и главную священную книгу сикхов - Ади Грантх, включив в нее тексты своих предшественников и свои.
При Арджане началась постепенная трансформация сикхской общины. Менялся ее демографический состав - община во все возрастающих количествах пополнялась представителями касты джатов (каста/народ землевладельцев и земледельцев составляющая большинство населения Пенджаба; до этого среди сикхов преобладали кхатри, к которыим относились и все их гуру). Началась постепенная милитаризация общины, поощряемая гуру и постепенный отход от принципов ненасилия, проповедовавшихся предыдущими гуру.
Был введен обязательный церковный налог - дасвандх (десятина), за сбор которого отвечали сангатии, переименованные в масандов.
Сам Арджан Дэв, в отличии от своих предшественников живших очень скромно и кормившихся своим трудом, начал жить как типичный индийский раджа -носил дорогую одежду, держал дорогих лошадей, слонов, отряд наемных телохранителей и пр.
Арджан Дэв же стал и первым религиозным мучеником сикхов. После смерти шаха Акбара (1605) доброжелательно относившегося к сикхам, отношение могольских властей к сикхам резко ухудшилось. В 1606 году шах Джахангир обвинил Арджан Дэва в поддержке своего мятежного сына Хусрау. Гуру был арестован и зверски замучен, вместе с 5 единоверцами.
Шестой гуру Харгобинд (1606 - 1644) занял место своего отца в 11 лет. При нем продолжились и милитаризация сикхской общины и рост светской власти гуру, все больше превращавшегося в светского князя. Небольшой (52 человека) отряд телохранителей Арджана при его сыне превратился уже в целую армию в пару тысяч человек. Отношения Харгобинда с моголами были неоднозначными. Шах Джахангир, после некоторых колебаний, предпочел договориться с сикхами, включив Харгобинда в административную структуру империи. Однако его преемник Шах-Джахан попытался уничтожить сикхского гуру. Разбив несколько карательных отрядов посланных шахом, Харгобинд все же вынужден был оставить Амритсар и укрыться одном из соседних горных княжеств.
Правление седьмого гуру Хар Раи (1644 - 1661), внука Харгобинда, началось с раскола в рядах сикхской общины. Часть сикхов не признала его гуру и пошла за другими лидерами (одним из которых был его старший брат). Так у сикхов образовалось сразу три гуру, один из которых контролировал Амритсар. Сам же Хар Раи, как и дед, продолжал укрываться в горных княжествах Шивалика, избегая столкновений с моголами. Он продолжил и линию деда на милитаризацию общины, сам содержа армию в 2200 всадников. В конце правления Хар Раи поддержал в борьбе за трон старшего сына Шах-Джахана Дар Шикоха.
После ранней смерти Хар Раи (на момент смерти ему был всего 31 год) гуру стал его пятилетний сын Хар Кришан (1661 - 1664), вскоре умерший от оспы. По причине малолетства гуру, реально общиной управлял специальный панчаят (комитет) из 5 человек.
Предпоследним, девятым, гуру сикхов стал сын Харгобинда Тег Бохадур (1664 - 1675). Его приход к власти также был признан не всеми сикхами и вызвал серьезные конфликты внутри общины, что делало его положение весьма неустойчивым. Тег Бохадур также предпочитал жить в горах Шивалика, где им был основан город Анандпур, считающийся теперь одним из священных городов сикхов. В 1675 году гуру вступился за преследуемых фанатичным шахом Аурангзебом индуистских брахманов Кашмира, после чего был арестован и казнен, став вторым гуру-мучеником сикхов.
Возникновение хальсы
читать дальше
![](http://s41.radikal.ru/i091/1706/d7/36c4f19026fft.jpg)
При десятом и последнем гуру Гобинд Сингхе (1675 - 1708) община сикхов претерпела радикальные изменения. Гобинд стал гуру в возрасте 11 лет. Он получил отличное образование, был прекрасным воином, способным полководцем и талантливым поэтом. Укрепившись в Анандпуре, Гобинд принялся активно наращивать свой военный потенциал. Обеспокоенные его усилением раджи горных княжеств Шивалика выступили против Гобинда. Большую часть своего правления гуру пришлось вести ожесточенную войну, отбивая нападения раджей и поддерживающих их моголов и успешно громя и тех и других.
В 1699 году Гобинд провозгласил создание новой сикхской общины - хальсы, воинского братства, построенного на принципах бескастовости и социального равенства (все это теоретически существовало в сикхизме и раньше, но практически слабо соблюдалось).
Были введены требования к внешнему виду членов хальсы - пять «к» (кеш - длинные нестриженные волосы; кангха -деревянный гребень в волосах; кара - стальной браслет на правом запястье; каччха -длинные х/б трусы, не ниже колен; кирпан- стальной кинжал), фактически дополненные еще и ношением тюрбана.
![](http://s018.radikal.ru/i525/1706/e3/2301ef672167t.jpg)
Были введены и обязательные запреты (рахит) - брить и стричь волосы на голове и на теле, курить и употреблять наркотики, употреблять халяльное мясо и пр.
Были изменены и имена сикхов, мужчины включали в состав своего имени слово Сингх («лев»), женщины - Каур («принцесса»).
Женщины объявлялись равными мужчинам, упразднялись обычаи сати (самосожжение вдов), парда (изоляция женщин), запрещалось убийство новорожденных девочек (опять-таки, все это присутствовало в сикхизме изначально и опять-таки не соблюдалось).
Введение вышеописанных норм на практике вело к окончательному и резкому отделению сикхизма от ислама и индуизма (до этого многие сикхи, если не большинство, пребывали как бы в промежуточном состоянии, не порывая окончательно со своими старыми религиями).
Помимо этого были пересмотрены и основные религиозные установки сикхов - от пассивного непротивления злу проповедуемого ранними гуру, сикхи окончательно перешли к принципу «око за око».
Создание хальсы превращало сикхскую общину фактически в военную организацию, где каждый мужчина был воином, что за счет относительной массовости и высокого морального духа позволяло хотя бы отчасти нивелировать гигантское количественное превосходство противников сикхов.
Реформу Гобинда приняли не все сикхи. В хальсу не пожелала войти значительная часть членов привилегированных каст - брахманов и кхатри, вне ее остались и последователи альтернативных гуру-раскольников, вместе на тот момент составлявшие фактически большинство сикхов.
Одновременно с созданием хальсы Гобинд ликвидировал и сложившийся институт сикхских «епископов» - масандов, успевших превратиться из представителей гуру в крупных самостоятельных землевладельцев и фактически ставших силой конкурирующей с гуру в борьбе за контроль над сикхской общиной.
После ожесточенной борьбы Моголам и горным раджам удалось таки в 1704 году нанести Гобинду поражение, а затем овладеть Анандпуром. Гуру удалось выбраться из города, однако двое его старших сыновей погибли в боях, а двое младших были захвачены моголами и зверски замучены. Несломленный Гобинд, однако, продолжил борьбу. После смерти шаха Аурангзеба (1707) он поддержал в борьбе за престол второго сына Аурангзеба Бахадур-шаха и после победы и воцарения последнего отправился к его двору, пытаясь достичь взаимопонимания с моголами.
Находясь при ставке шаха в Декане Гобинд в 1708 году был смертельно ранен в результате покушения организованного его врагами.
Перед смертью он успел провести еще две радикальных реформы сикхизма. Был фактически ликвидирован институт гуру - следующим гуру был объявлен не человек, а священная книга сикхов «Ади Грантх», именуемая теперь «Гуру Грантх Сахиб», которая с этого времени и почитается сикхами в качестве гуру.
Светскую же свою власть Гобинд также передал не конкретному человеку, а общему собранию хальсы (пантх, вече), имевшему теперь право выносить решения не менее обязательные для общины чем решения гуру.
Борьба за свободу (1709 - 1765)
читать дальше
![](http://s018.radikal.ru/i519/1706/1d/0cbc930c0ecat.jpg)
Вскоре после смерти последнего гуру сикхи поднялись на восстание против Моголов. Во главе повстанцев встал Банда Бахадур - харизматичный кашмирец, обращенный в сикхизм Гобинд Сингхом во время пребывания в Декане и незадолго до смерти гуру отправленный им в Пенджаб.
Поначалу сикхские повстанцы добились значительных успехов, очистив от моголов значительную территорию и фактически начав формирование собственного государства (Банда Бахадур даже чеканил собственную монету). На освобожденной территории проводилась радикальная аграрная реформа, с конфискацией земли у помещиков-мусульман и раздачей ее крестьянам.
Однако вскоре на повстанцев обрушились главные силы империи Моголов, во главе с самим шахом. Карательные операции дополнялись раздачей пряников различным группам населения, с целью оторвать их от повстанческого движения. К тому же, в среде самих сикхов произошел раскол, значительная часть из них отвернулась от Банды (предположительно из-за его (гипотетического) стремления стать очередным гуру).
В итоге, к 1716 году Моголы смогли разгромить повстанцев, Банда Бахадур был взят в плен и казнен. На сикхскую общину обрушились кровавые репрессии, Моголы стремились уничтожить ее физически.
Однако ни истребить сикхов, ни даже полностью подавить их повстанческое движение могольские власти не смогли. Наиболее непримиримая часть сикхов продолжила борьбу, ведя войну против моголов, в основном, партизанскими методами .
Эта война то активизируясь, то затихая продолжалась последующие 40 лет. Пенджаб превратился в незаживающую рану на теле могольской империи. Распадающаяся империя, потрясаемая к тому же внешними вторжениями (Надир-шаха в 1739 году, афганцев, начиная с 1748 года), несмотря на отдельные успехи справиться с сикхскими повстанцами так и не смогла.
Начавшиеся в 1748 году вторжения афганцев, все больше ослаблявшие Моголов, позволили сикхам вывести свою борьбу на новый уровень. В том же 1748 году была создана (точнее, восстановлена) объединенная армия сикхских повстанцев - Дар Хальса («Армия Хальсы»). Многочисленные (более 65) мелкие отряды повстанцев были сведены в 11 крупных формирований- мисалов, во главе с выборными командирами - сардарами.
В 50-х годах XVIII века Пенджаб перешел под (довольно условный) контроль афганской империи Ахмад-шаха Дуррани и главным противником сикхов стали афганцы. Борьба с афганцами шла с переменным успехом (например в 1762 году Ахмад-шах нанес сикхам сокрушительное поражение, перебив едва ли не треть всей сикхской общины), однако к 1765 году сикхи вытеснили афганцев из Пенджаба, добившись, наконец, полной независимости.
Свобода обошлась сикхам очень дорого, за семь десятилетий борьбы (от Гобинд Сингха до изгнания афганцев) от рук разнообразных врагов погибло до 200 000 сикхов (при том что, численность всей сикхской общины на начало 60-х годов XVII века не превышала 100 000 человек).
Эпоха мисалов (1765 - 1799)
читать дальшеВ процессе борьбы с афганцами сикхские мисалы постепенно трансформировались в территориальные княжества - на занятой мисалом территории формировалась новая система землевладения, земля раздавалась командирам и воинам мисала, иноверческое население (индуисты и мусульмане) облагались специальным налогом - ракхи и пр.
Сами мисалы, изначально комплектовавшиеся добровольцами на свободной основе, со временем превратились в кланово-семейные структуры, с прогрессирующим социально-имущественным расслоением и формирующейся сикхской знатью. Выборные сардары также довольно быстро превратились в наследственных правителей.
Таким образом, после освобождения на территории Пенджаба сформировалось 11 сикхских княжеств-мисалов. Мисалы были полностью самостоятельны, заключали союзы, вели войны с соседями и друг с другом и пр.
Вместе мисалы могли выставить по разным оценкам от 65 до 250 тысяч воинов. Крупнейшие мисалы - Бханги, Сукарчакия по 20-25 тысяч.
Помимо мисалов, к востоку от Пенджаба с середины XVIII века существовали еще княжества сикхского клана Пхулкиа (крупнейшее и самое известное из которых Патиала), иногда называемые 12-м мисалом.
Таким образом, после победы над внешними врагами единство сикхской общины быстро разрушилось.
С этого времени начался и упадок сикхизма как религии - формирующаяся сикхская знать стремилась во всем подражать традиционной индуистской знати, копируя ее образ жизни и традиции, в том числе и религиозные.
Сикхская империя Ранджит Сингха (1799 - 1839)
читать дальше
![](http://s018.radikal.ru/i523/1706/9d/cce8058eab06t.jpg)
Пика своего могущества сикхи достигли в начале XIX века, в период существования сикхской империи Ранджит Сингха.
Ранджит Сингх (род. 1780 - ум. 1839) с 1792 года был сардаром сильнейшего на тот момент сикхского мисала Сукерчакиа. В 1799 году захватом Лахора он начал объединение сикхских земель. К началу 10-х годов следующего века все сикхские мисалы были частью силой, частью с помощью дипломатических браков и интриг, подчинены Ранджитом, войдя в состав его государства.
Пенджабом Ранждит Сингх не ограничился. В 1818 году был к сикхской державе был присоединен Мултан, в 1821-1823 годах правобережье Инда (Дераджат), в 1834 году был окончательно подчинен Пешавар (платил дань с 1818 года) и завоевана часть Тибета - Ладакх.
Таким образом, сикхская империя на севере и западе достигла естественных пределов, ограниченных горными системами. Экспансия сикхов в южном и восточном направлении была остановлена внешней силой - британской Ост-Индской кампанией. В 1809 году Ранджит заключил с британцами Амритсарский договор по которому сферы влияния британцев и сикхского государства разграничивались рекой Сатледж (в результате чего за пределами империи Ранджита осталась примерно 1/4 часть сикхов). Попытки Раджита захватить Синд также были пресечены британцами (в 1843 году Синд был захвачен самой Ост-Индской кампанией). На прямой конфликт с британцами Ранджит пойти не решился.
Империя Раджита была многонациональной и многоконфессиональной. Сикхи в ней составляли примерно 1/6 часть населения, среди остального населения более половины было мусульманами, остальные индуистами и буддистами. Среди солдат и офицеров имперской армии преобладали сикхи, в госаппарате индуисты и мусульмане. Среди правящей элиты также было немало и мусульман и индуистов.
Правительство Ранджита отличалось подчеркнутой веротерпимостью.
Административная система и аппарат управления Ранджита в целом копировали могольские. Раджит лично отбирал, продвигал и переставлял руководящие кадры (обладая прекрасным чутьем на способных людей) и вообще вникал во все детали, так что государство по сути функционировало в режиме ручного управления.
Раджит (с 1801 года) и его преемники носили официальный титул саркар (перс. господин). Британцы (а за ними и остальные) именовали его более привычным им титулом -магараджа.
В военной сфере Ранджит, наоборот, провел серьезные реформы создав армию смешанного типа. Помимо традиционной армии, основу которой составляла иррегулярная конница, была создана армия европейского образца. Формирование частей «нового строя» началось в 1802 году. К концу правления Ранджита в них служило уже ок. 38 000 человек (ок. 30 000 пехотинцев, 4 000 кавалеристов, 4 500 артиллеристов) составлявших примерно 30% вооруженных сил (все вооруженные силы империи насчитывали ~ 124 000 человек). При наследниках Ранджита численность войск европейского образца еще более возросла.
Основу новой армии составляла пехота. В связи с этим Ранджиту пришлось приложить огромные усилия, чтобы привлечь на службу в пехоту сикхов, считавших, в соответствии с индийскими традициями, пешую службу малопочетной и не желавших подвергаться муштре. Эту проблему ему удалось решить и к концу правления саркара сикхи преобладали и в пехоте и в армии вообще [второй по численности группой были мусульмане].
Регулярная конница также комплектовалась в основном сикхами, а вот в артиллерии преобладали мусульмане (сикхи считали ее оружием трусов). Были сформированы также и подразделения саперов.
Высшей тактической единицей в армии была бригада смешанного состава (пехота, артиллерия кавалерия и саперы).
Помимо армии был сформирован и «особый корпус» (что-то типа личной гвардии саркара), на 1845 год насчитывавший ~ 5700 солдат при 34 пушках.
Созданием армии нового типа занимались европейские офицеры (в основном бывшие командиры наполеоновской армии) принятые на службу Ранджитом. Всего в его армии служило около 100 европейских офицеров, занимавших не только высшие командные посты в армии, но привлекавшиеся и к гражданскому управлению.
После смерти Ранджита европейские офицеры покинули Пенджаб, что не лучшим образом сказалось на качестве управления сикхской армией.
В целом, Ранджиту удалось создать лучшую среди государств Индии армию европейского типа. Сикхская пехота и артиллерия отличались хорошей выучкой и стойкостью в бою (крупным недостатком сикхской пехоты было неумение вести штыковой бой - в ближнем бою сикхи отставляли ружья и бросались на противника с саблями). Регулярная конница сикхов была скверной, а иррегулярной недоставало дисциплины и стойкости.
Помимо армии нового типа Ранджит создал и довольно развитую военную промышленность. Производились артиллерийские орудия (к концу правления Ранджита в армии имелось 384 орудия, не считая ~ 400 малокалиберных замбураков), стрелковое вооружение (и то и другое очень хорошего качества), порох и пр. Армия была обеспечена стандартной униформой.
В личном плане Ранджит был фигурой противоречивой. Злоупотреблял алкоголем и наркотиками, был гомосексуалистом (из всех его многочисленных детей от многочисленных жен и наложниц, родным был только старший сын Кхарак, остальные прижиты неизвестно от кого, хотя и признаны отцом) и к тому же неграмотным. При всем при этом он был безусловно выдающимся политиком и администратором, способным полководцем и храбрым воином. Обладал феноменальной памятью (принимал на слух сложные финансовые отчеты, например) и в целом правил справедливо и гуманно, пользуясь огромной популярностью среди подданных.
Гибель империи и потеря независимости (1839 - 1849)
читать дальшеДостойных наследников у Ранджит Сингха не нашлось и созданная им империя стала стремительно клониться к упадку.
Старший сын Ранджита, посредственный наркоман Кхарак Сингх (1839) проправив всего три месяца был свергнут собственным сыном Наунихал Сингхом (1839 - 1840) и вскоре скончался. Способный Наунихал мог бы стать достойным преемеником деда, однако в ноябре 1840 года погиб в результате несчастного случая (или убийства). Захватившая было власть вдова Кхарак Сингха Чанд Каур уже в январе 1841 года была свергнута другим сыном Ранджита - Шер Сингхом (1841 - 1843). Сумев привлечь на свою сторону армию принц взял столицу Лахор штурмом. В сентябре 1843 года Шер Сингх был убит в результате очередного заговора, а на престол империи посажен пятилетний сын Ранджита Далип Сингх (1843 - 1849).
Вся эти бурные события сопровождались ожесточенной борьбой придворных группировок (в руках которых и находилась, собственно, реальная власть), зверскими убийствами и прочими подлостями.
Параллельно росло влияние армии, к которой регулярно обращались за поддержкой конкурирующие придворные группировки. В правление Шер Сингха армия перешла практически на самоуправление - власть в ней захватили своеобразные советы солдатских депутатов - панчаяты.
К 1845 году под контролем армии оказалось и само правительство, все его решения подлежали утверждению панчаятами.
Недовольная таким положением правящая верхушка решилась на исключительный по подлости шаг - организовать войну с англичанами, погубить в этой войне собственную армию и вернуть себе таким образом власть.
Первая англо-сикхская война (1845 - 1846)
![](http://s04.radikal.ru/i177/1706/0c/6ee28c1d4bfbt.jpg)
По договоренности с англичанами сикхское правительство спровоцировало войну в декабре 1845 года. Несмотря на готовность к войне и огромные усилия лахорского правительства и верховного командования сикхской армии по подрыву боеспособности собственной армии, война оказалась для англичан неожиданно тяжелой.
Сикхские панчаяты, несмотря на весь свой теоретический демократизм ухитрялись поддерживать в войсках железную дисциплину, а в боях сикхи проявляли исключительную стойкость, демонстрируя к тому же весьма приличный уровень боевой подготовки.
В первом крупном сражении при Мудки (18 декабря 1845 г.) британцы с трудом одержали победу по очкам. Через три дня в кровопролитной битве при Фирузшахре (21 декабря 1845 г.) армия Ост-Индской кампании оказалась на грани разгрома и спаслась и даже добилась ограниченного успеха только благодаря предательству сикхского командования.
Нанеся сикхам поражение у Аливала (28 января 1846 г.), британцы в решаюшей
битве при Собраоне (10 февраля 1846 г.) смогли добиться решительного успеха, после ожесточенного боя разгромив основные силы сикхской армии.
Условия мира оказались тяжелыми для сикхской империи. Сикхи уступали британцам часть собственно сикхской территории (Джаландхарский доаб), признавали независимость Кашмира, выплачивали контрибуцию в 5 млн. рупий, выдавали британцам всю оставшуюся у них артиллерию. Сикхская армия сокращалась до 32 000 человек, запрещался наем иностранных военных.
А главное, сикхское государство утрачивало свою независимость, превратившись в британский протекторат - в Лахоре появились британский гарнизон и британский резидент, фактически управлявший страной.
Вторая англо-сикхская война (1848-1849)
Засилье англичан вызывало недовольство в сикхской армии и среди части правящей верхушки. В апреле 1848 года восстал правитель Мултана Мулрадж, в сентябре 1848-го на северо-западе Пенджаба образовался еще один очаг восстания возглавляемый сардарами Атаривала - Чатар Сингхом и его сыном Шер Сингхом. Обе группировки повстанцев действовали отдельно друг от друга, к тому же восстание не поддержала бОльшая часть сикхской армии и населения (удовлетворенными проводимыми под руководством англичан реформами, см. ниже). Это облегчило британцам подавление восстания. Мултан, после долгой осады был взят в январе 1849 года. С сардарами Атаривала британцам пришлось повозиться. В ноябре 1848 года они нанесли англичанам небольшое, но неприятное поражение под Рамнагаром. Тяжелая битва под Чилианвалой (январь 1849 г.) закончилась боевой ничьей, британцы понесли тяжелые потери и даже потеряли три знамени (сражение произвело крайне тяжелое впечатление на английскую общественность). Однако в битве при Гуджрате (февраль 1849 года) англичанам удалось разгромить сикхов. Вскоре (13 марта) армия Атаривала сдалась.
Британцы использовали восстание как повод для окончательного захвата Пенджаба. 29 марта 1849 года Далип Сингх подписал с англичанами договор об отречении от престола.
После ликвидации сикхского государства (частично даже раньше, во времена протектората) британцы провели серию успешных реформ существенно улучшивших социально-экономическую обстановку в завоеванном Пенджабе и обеспечивших им лояльность местного населения. Были существенно снижены налоги (при этом их собираемость выросла почти вдвое, за счет ликвидации института откупщиков и лучшего контроля), отменены внутренние таможенные пошлины, резко снижены прочие пошлины, что привело к расцвету земледелия и торговли. Проводились обширные общественные работы - строительство дорог, создание ирригационных систем.
Сикхская знать сохранила свою собственность и привилегии и даже упрочила свое положение, за счет превращения джагиров (поместий) в наследственные владения и т. п.
Сикхская армия была полностью демобилизована на максимально благоприятных для солдат условиях - с выплатой солдатам денежных пособий, предоставления земельных участков и пр. А вскоре британцы, на практике убедившиеся в высоких боевых качествах сикхов, стали активно набирать их уже и в собственную колониальную армию.
В целом, удачным управлением британцы быстро превратили Пенджаб в образцовую провинцию своей империи, надолго обеспечив себе лояльность его населения.
Сикхи с середины XIX века по настоящее время
читать дальшеСохраняя лояльность британцам сикхи не поддержали Великое восстание сипаев (1857 - 1859) и даже наоборот приняли активное участие в его подавлении в рядах колониальной армии (во время восстания было дополнительно сформировано 18 пенджабских полков). С этого времени сикхи играли важную роль в армии Британской Индии, сохранив ее и в современной индийской армии (до 20% личного состава индийской армии - сикхи).
Относительно благополучное существование и отсутствие внешнего давления парадоксальным образом привели к упадку сикхской общины, основной угрозой для которой в XIX веке стало постепенное ее размывание в индуистской среде. На протяжении века численность сикхов сократилась с 10 миллионов (при Ранджит Сингхе) до 1,7 млн. в 1881 году.
Первыми в борьбу за сохранение общины вступили сикхские фундаменталисты - намдхари (см. ниже). В 70-х годах XIX века к ним присоединилась более продвинутая сикхская общественность объединившаяся в движение «Сингх Сабха» («Общество сикхов»). Члены общества вели активную просветительскую и прозелитическую деятельность, развивали сикхское образование и проч. Благодаря всем этим усилиям численность сикхов Пенджаба в 1881-1931 году возросла с 1,7 до 4 миллионов, а доля среди населения с 8 до 13%.
В 1925 году политически активные сикхи создали конфессиональную политическую партию Акали Дал, до сих пор являющуюся основной политической силой сикхов.
Отношения сикхов с британцами постепенно портились, особенно ярко это проявилось в ходе борьбы общины за возвращение контроля над своими святилищами - гурдварами (начало XX века -1925), называемой иногда «третьей сикхской войной» и, особенно, в результате Амритсарской бойни (1919), что привело к сближению сикхов с Конгрессом и Ганди.
Тем не менее, в целом, сикхи оставались лояльными империи в ходе обеих мировых войн.
В ходе раздела Индии сикхи пытались добиться создания собственного конфессионального государства в Пенджабе, но поддержки не получили и предпочли связать свою судьбу с Индией. В результате разделения 1947 года и последующих погромов и переселений в индийскую часть Пенджаба из мусульманских районов перебралось 2,5 миллиона сикхских беженцев, что впервые в сикхской истории позволило сикхам образовать более-менее компактную общину.
Дальнейшая борьба сикхов была направлена уже на превращение индийского Пенджаба в сикхский штат. К 1966 году эта борьба увенчалась успехом, из Пенджаба были выделены области с преобладающим индуистским населением (вошедшие в состав штатов Харьяна и Химачал-Прадеш), в результате чего сикхи сделались господствующей группой населения в Пенджабе (~65% на 1966 год, для сравнения, на 1951 год, в неразделенном штате сикхи составляли 35% населения, а в «большом» Пенджабе 1941 года всего 13%).
![](http://s019.radikal.ru/i612/1706/2b/bb137a915fa3t.jpg)
В экономическом плане Пенджаб и в составе независимой Индии продолжал успешно развиваться, будучи одним из самых богатых и благополучных штатов. Экономические успехи штата привели к конфликту с федеральным правительством и усилению сепаратистских тенденций - сикхи считали что их «объедают», забирая слишком много для остальной Индии.
В конце 70-х годов наиболее радикальная часть сикхских сепаратистов перешла к вооруженной (точнее террористической) борьбе с правительством и индуистами. Война индийского правительства с сикхскими сепаратистами продолжалась почти 20 лет и утихла только к концу 90-х годов унеся жизни нескольких десятков тысяч человек (20 000 чел. на 1992 год). Самым известным ее событием стал штурм в 1982 году индийской армией главной святыни сикхов -«Золотого храма» в Амритсаре, приведший к резкому обострению конфликта, убийству индийского премьера Индиры Ганди, сикхским погромам и пр. и пр.
С конца XIX века сикхи, в поисках лучшей жизни, начали эмигрировать за пределы Индостана. Сегодня примерно 17% сикхов (~ 4 млн. человек) живет в эмиграции, в основном в Великобритании и США.
Религиозная организация, расколы и направления сикхизма
читать дальшеПроблема религиозного (а также и не совсем религиозного) раскола существовала в общине сикхов практически с самого начала ее существования. Почти каждая смена гуру, например, сопровождалась конфликтом внутри общины - видные члены общины (чаще всего сыновья предыдущего гуру) не признавали авторитета нового гуру и отделялись от нее, уводя с собой немалое число сторонников.
Первый раскол произошел сразу же после смерти основателя сикхизма Баба Нанака. Часть сикхов пошла за его старшим сыном Шри Чандом, основав аскетическое, отшельническое направление сикхизма - удаси, очень близкое к индуизму. Удаси осуждались Ангад Дэвом и его приемником, были объявлены несикхами. Однако в начале XVII века, при шестом гуру, было достигнуто примирение. Удаси существуют и сейчас.
История повторилась при следующей смене гуру, старший сын Ангад Дэва не признал нового гуру и увел за собой часть (правда небольшую) сикхов.
Временем самых серьезных расколов сикхской общины стал XVII век.
После мученической смерти пятого гуру Арджан Дэва власть в Амритсаре захватил его старший брат (и давний враг) Притхи Чанд, признанный частью общины шестым гуру. Притхи Чанд основал в Амритсаре собственную династию гуру - после него здесь правили его сын Мехарбан и внук Харджи. Последний, впрочем, признал власть законного девятого гуру Тег Бахадура.
После смерти шестого гуру Харгобинда, нового гуру Хар Раи не признал его старший брат Дхир Мал провозгласивший себя гуру (в его руках оказался и оригинал священной книги Ади Грантх).
Сын самого Хар Раи, Рам Раи, лишенный в 1661 году отцом наследства, также основал свою небольшую секту, существующую и по сей день.
Крупнейший раскол среди сикхов произошел при последнем, десятом гуру Гобинд Сингхе, в результате создания хальсы. В последнюю не пожелали войти не только последователи альтернативных гуру (составлявшие на тот момент едва ли не большинство сикхов), но и значительная часть последователей самого Гобинда. Сикхи, таким образом, разделились на т.н. кешдари (соблюдающих правило кеш, «волосатых», членов хальсы) и сахадждари (сикхов признающих учение Нанака, но не являющихся членами хальсы). Первоначально среди сикхов преобладали вторые, однако, под влиянием последующих потрясений, доля кешдари постоянно росла и на сегодняшний день они составляют подавляющее большинство сикхов (доля сахедждари не превышает 5%).
Гуру Гобинд объявил сахедждари ненастоящими сикхами запретив своим сторонникам общение с ними, однако контакты между двумя частями сикхов не прервались и во времена последующих преследований сахеджари помогали членам хальсы.
При Гобинде же зародилось еще одно течение сикхизма - ниханги (или акали), своеобразный орден фанатичных воинов-защитников идеалов сикхизма. Ниханги не имели семьи, стояли вне политической жизни и были сикхским аналогом мусульманских гази. Ниханги существуют и теперь, составляя ритуальную стражу сикхских святилищ-гурдвар. От остальных сикхов их отличают синее или сине-оранжевое одеяние, (парадный) тюрбан гигантских размеров и использование традиционного оружия (особенно метательных колец чаккар).
![](http://s019.radikal.ru/i616/1706/93/d6c1ac9b14d4t.jpg)
В XIX веке появилось еще два фундаменталистских ответвления сикхизма намдхари и ниранкари
Намдхари (куки) выступали за очищение сикхизма от позднейших наслоений, не признавали, в частности, ликвидации института гуру. Помимо этого намдхари придерживались последовательной антибританской позиции, полностью отрицая любое сотрудничество с британскими властями (вплоть до пользования британской почтой например) и бойкотируя все британское. В целом секта придерживалась ненасильственных методов борьбы, однако в 1870-1872 члены секты совершали погромы и убийства мусульман, за что подверглись репрессиям британских властей - 49 намдхари казнено, а их лидер сослан в Бирму. После этого секта отказалась от активной политической деятельности.
Секта оформилась в 1857 году и существует и сейчас. От остальных сикхов их отличает, в частности, строгое вегетарианство, внешний вид (белая одежда и тюрбаны) и главное, наличие собственной линии духовных лидеров - гуру, которую они возводят к 10 гуру сикхов и отмену которой отрицают.
Ниранкари - выступали за возврат к традициям первых гуру, отрицая реформы Гобинд Сингха, хальсу и пр. Они также имели и имеют своих собственных гуру. Секта существует с 1851 года, в 70-х годах официально признана еретической, члены ее подверглись нападениям сикхских фанатиков и террористов.
Масанды, сангатии, манджи и проч.
С ростом общины у сикхов появилась и своя религиозная организация. Третий гуру Амар Дас создал сеть автономных религиозных общин - манджи (первоначально их было 22), во главе с сангатиями (своеобрзными сикхскими епископами).
Сангатии проповедовали сикхизм, содержали общественные столовые лангары, собирали добровольные пожертвования для гуру, ежегодно доставляя их ему.
При пятом гуру Арджан Дэве, добровольные пожертвования были заменены обязательной десятиной дасвандх (взималась обычно деньгами и продовольствием, однако при Харгобинде Гобинд Сингхе общины собирали для своих гуру оружие, лошадей и пр., выполняя фактически роль органов военного снабжения). Сангатии были переименованы в масандов и должны были дважды в год доставлять гуру собранную десятину. Со временем масанды начали удерживать в свою пользу 1/3 собираемого и обросли собственностью, превратившись в крупных землевладельцев.
Росла и их роль в общине сикхов, где они превратились во влиятельную силу, конкурирующую с самими гуру. Пика влияние масандов достигло при слабых восьмом и девятом гуру Хар Кришане и Тег Бахадуре. Последний гуру Гобинд Сингх упразднил систему масандов.
[В хальсе насколько можно понять какой-либо четкой религиозной структуры, как и священнослужителей нет. Центром религиозной жизни является святилище - гурдвара, вокруг которого функционирует местная религиозная община. До 1925 года гурдварами управляли жрецы - маханты, первоначально получавшие фиксированное жалованье от общины. Ко во второй половине XIX века маханты превратились в наследственное жречество, прибрав к рукам гурдвары и их доходы, превратив святилища фактически в личную собственность. Большинство махантов было к тому же представителями секты удаси (см. выше) и привносило в сикхские храмы элементы индуизма. Борьба за возвращение контроля над храмами, стала одним из важнейших проявлений сикхского возрождения в начале XX века. После упорной и кровопролитной борьбы против махантов поддерживаемых британскими властями (в ходе борьбы от рук махантов, их наймитов и британцев погибло около 400 сикхов, подверглось арестам около 30 000) сикхи в 1925 году вернули контроль над гурдварами своим общинам.]
Львы Пятиречья. Сикхи - великие воины Азии
Прекрасная книга. Подробная политическая история сикхизма с самого его зарождения и до середины XIX века (то есть до потери сикхами независимости). В заключении, впрочем, бегло освещается и последующая жизнь сикхской общины, вплоть до нашего времени. Религиозную сторону сикхизма автор специально не рассматривает, но и о ней тоже, в силу специфики предмета говорит много.
Масса интересного, не только о самих сикхах, но и о истории Индии XVI-XIX веков, в общем, гражданам интересующимся тем и другим, чрезвычайно рекомендуется.
Пишет автор прекрасно, читается легко. С издательской точки зрения тоже все замечательно - бумага, печать, обложка.
В приложениях есть очень полезный словарик, генеалогические схемы династий сикхских гуру и Ранджит Сингха и хронологическая таблица. Единственный крупный недостаток - нет карт. Никаких. Совсем. Вообще.
конспектВозникновение и ранний этап развития сикхизма
читать дальше
![](http://i013.radikal.ru/1706/76/cccae43b54b3t.jpg)
![](http://s016.radikal.ru/i337/1706/ca/d91e6e45158bt.jpg)
Сикхизм появился в Пенджабе, на стыке мусульманской и индуистской цивилизаций, представляя собой фактически сплав ислама и индуизма. Наибольшее влияние на формирование новой религии оказали периферийные, нетрадиционные течения индуизма и ислама - ниргун-бхакти (бхакти - близкое к монотеизму течение индуизма, делающее акцент на эмоциональную связь с Богом и отрицающее, в той или иной степени, кастовые и социальные различия и специфические практики индуизма - санскрит, паломничества, роль брахманов и пр.; ниргун-бхакти - направление бхакти для которого Бог - безличный абсолют, не имеющий каких-либо (например антропоморфных) качеств, непостижимый для человеческого ума) и суфизм (также делающий акцент на эмоциональную связь с Богом).
Основателем и первым гуру сикхизма стал Нанак Дэв, чаще именуемый Баба́ Нанак (1469 - 1539). Нанак родился в Пенджабе, принадлежал к касте кхатри (одна из низших каст варны кшатриев), получил хорошее для своего круга образование и с детства был склонен к богоискательству. Много попутешествовав по Индии и другим странам, в конце жизни Нанак осел в родном Пенджабе, основав собственную религиозную общину. Его последователей называли сикхами (учениками).
Сам Нанак не ставил перед собой задачи создания новой религии и его общину можно рассматривать как одну из разновидностей направления бхакти, однако фактически он заложил основы нового религиозного учения, развитые его преемниками.
Баба Нанак наиболее почитаемая фигура сикхизма.
Почувствовав приближение смерти, в 1539 году Нанак передал руководство общиной своему наиболее преданному ученику Ангад Дэву (подобная передача духовной власти в сикхской общине станет традиционной).
При последующих гуру община сикхов продолжала расти и укрепляться.
При втором гуру Ангад Дэве (1539-1552) сикхи обзавелись собственным алфавитом - гурмукхи (ставшим впоследствии алфавитом языка панджаби, родного для большинства сикхов).
При третьем гуру Амар Дасе (1552-1574) получила развитие обрядовая сторона новой религии. Были введены отличные от индуистских похоронные, брачные и пр. обряды, регулярные праздничные собрания общины (трижды в год). Рост общины потребовал и создания церковной организации - автономных религиозных общин (манджи) во главе с сангатиями (епископами). В 1567 году Амар Даса в Пенджабе посетил знаменитый могольский шах Акбар, заинтересовавшийся новой религией, что привело к резкому росту авторитета и популярности общины.
При четвертом гуру Рам Дасе (1574 - 1581) началось создание религиозного центра сикхов - Амритсара. Рам Дас (сам бывший зятем предыдущего гуру) первым передал гурт по наследству своему сыну. С этого времени сан гуру передавался исключительно в роду Рам Даса.
Пятый гуру Арджан Дэв (1581 - 1606) был сыном Рам Даса и первым гуру родившимся сикхом. Разносторонне одаренный Арджан внес огромный вклад в развитие сикхской общины. При нем была построена главная святыня сикхов - храм Хари Мандар (более известный как «Золотой храм») в Амритсаре. Арждан же составил и главную священную книгу сикхов - Ади Грантх, включив в нее тексты своих предшественников и свои.
При Арджане началась постепенная трансформация сикхской общины. Менялся ее демографический состав - община во все возрастающих количествах пополнялась представителями касты джатов (каста/народ землевладельцев и земледельцев составляющая большинство населения Пенджаба; до этого среди сикхов преобладали кхатри, к которыим относились и все их гуру). Началась постепенная милитаризация общины, поощряемая гуру и постепенный отход от принципов ненасилия, проповедовавшихся предыдущими гуру.
Был введен обязательный церковный налог - дасвандх (десятина), за сбор которого отвечали сангатии, переименованные в масандов.
Сам Арджан Дэв, в отличии от своих предшественников живших очень скромно и кормившихся своим трудом, начал жить как типичный индийский раджа -носил дорогую одежду, держал дорогих лошадей, слонов, отряд наемных телохранителей и пр.
Арджан Дэв же стал и первым религиозным мучеником сикхов. После смерти шаха Акбара (1605) доброжелательно относившегося к сикхам, отношение могольских властей к сикхам резко ухудшилось. В 1606 году шах Джахангир обвинил Арджан Дэва в поддержке своего мятежного сына Хусрау. Гуру был арестован и зверски замучен, вместе с 5 единоверцами.
Шестой гуру Харгобинд (1606 - 1644) занял место своего отца в 11 лет. При нем продолжились и милитаризация сикхской общины и рост светской власти гуру, все больше превращавшегося в светского князя. Небольшой (52 человека) отряд телохранителей Арджана при его сыне превратился уже в целую армию в пару тысяч человек. Отношения Харгобинда с моголами были неоднозначными. Шах Джахангир, после некоторых колебаний, предпочел договориться с сикхами, включив Харгобинда в административную структуру империи. Однако его преемник Шах-Джахан попытался уничтожить сикхского гуру. Разбив несколько карательных отрядов посланных шахом, Харгобинд все же вынужден был оставить Амритсар и укрыться одном из соседних горных княжеств.
Правление седьмого гуру Хар Раи (1644 - 1661), внука Харгобинда, началось с раскола в рядах сикхской общины. Часть сикхов не признала его гуру и пошла за другими лидерами (одним из которых был его старший брат). Так у сикхов образовалось сразу три гуру, один из которых контролировал Амритсар. Сам же Хар Раи, как и дед, продолжал укрываться в горных княжествах Шивалика, избегая столкновений с моголами. Он продолжил и линию деда на милитаризацию общины, сам содержа армию в 2200 всадников. В конце правления Хар Раи поддержал в борьбе за трон старшего сына Шах-Джахана Дар Шикоха.
После ранней смерти Хар Раи (на момент смерти ему был всего 31 год) гуру стал его пятилетний сын Хар Кришан (1661 - 1664), вскоре умерший от оспы. По причине малолетства гуру, реально общиной управлял специальный панчаят (комитет) из 5 человек.
Предпоследним, девятым, гуру сикхов стал сын Харгобинда Тег Бохадур (1664 - 1675). Его приход к власти также был признан не всеми сикхами и вызвал серьезные конфликты внутри общины, что делало его положение весьма неустойчивым. Тег Бохадур также предпочитал жить в горах Шивалика, где им был основан город Анандпур, считающийся теперь одним из священных городов сикхов. В 1675 году гуру вступился за преследуемых фанатичным шахом Аурангзебом индуистских брахманов Кашмира, после чего был арестован и казнен, став вторым гуру-мучеником сикхов.
Возникновение хальсы
читать дальше
![](http://s41.radikal.ru/i091/1706/d7/36c4f19026fft.jpg)
При десятом и последнем гуру Гобинд Сингхе (1675 - 1708) община сикхов претерпела радикальные изменения. Гобинд стал гуру в возрасте 11 лет. Он получил отличное образование, был прекрасным воином, способным полководцем и талантливым поэтом. Укрепившись в Анандпуре, Гобинд принялся активно наращивать свой военный потенциал. Обеспокоенные его усилением раджи горных княжеств Шивалика выступили против Гобинда. Большую часть своего правления гуру пришлось вести ожесточенную войну, отбивая нападения раджей и поддерживающих их моголов и успешно громя и тех и других.
В 1699 году Гобинд провозгласил создание новой сикхской общины - хальсы, воинского братства, построенного на принципах бескастовости и социального равенства (все это теоретически существовало в сикхизме и раньше, но практически слабо соблюдалось).
Были введены требования к внешнему виду членов хальсы - пять «к» (кеш - длинные нестриженные волосы; кангха -деревянный гребень в волосах; кара - стальной браслет на правом запястье; каччха -длинные х/б трусы, не ниже колен; кирпан- стальной кинжал), фактически дополненные еще и ношением тюрбана.
![](http://s018.radikal.ru/i525/1706/e3/2301ef672167t.jpg)
Были введены и обязательные запреты (рахит) - брить и стричь волосы на голове и на теле, курить и употреблять наркотики, употреблять халяльное мясо и пр.
Были изменены и имена сикхов, мужчины включали в состав своего имени слово Сингх («лев»), женщины - Каур («принцесса»).
Женщины объявлялись равными мужчинам, упразднялись обычаи сати (самосожжение вдов), парда (изоляция женщин), запрещалось убийство новорожденных девочек (опять-таки, все это присутствовало в сикхизме изначально и опять-таки не соблюдалось).
Введение вышеописанных норм на практике вело к окончательному и резкому отделению сикхизма от ислама и индуизма (до этого многие сикхи, если не большинство, пребывали как бы в промежуточном состоянии, не порывая окончательно со своими старыми религиями).
Помимо этого были пересмотрены и основные религиозные установки сикхов - от пассивного непротивления злу проповедуемого ранними гуру, сикхи окончательно перешли к принципу «око за око».
Создание хальсы превращало сикхскую общину фактически в военную организацию, где каждый мужчина был воином, что за счет относительной массовости и высокого морального духа позволяло хотя бы отчасти нивелировать гигантское количественное превосходство противников сикхов.
Реформу Гобинда приняли не все сикхи. В хальсу не пожелала войти значительная часть членов привилегированных каст - брахманов и кхатри, вне ее остались и последователи альтернативных гуру-раскольников, вместе на тот момент составлявшие фактически большинство сикхов.
Одновременно с созданием хальсы Гобинд ликвидировал и сложившийся институт сикхских «епископов» - масандов, успевших превратиться из представителей гуру в крупных самостоятельных землевладельцев и фактически ставших силой конкурирующей с гуру в борьбе за контроль над сикхской общиной.
После ожесточенной борьбы Моголам и горным раджам удалось таки в 1704 году нанести Гобинду поражение, а затем овладеть Анандпуром. Гуру удалось выбраться из города, однако двое его старших сыновей погибли в боях, а двое младших были захвачены моголами и зверски замучены. Несломленный Гобинд, однако, продолжил борьбу. После смерти шаха Аурангзеба (1707) он поддержал в борьбе за престол второго сына Аурангзеба Бахадур-шаха и после победы и воцарения последнего отправился к его двору, пытаясь достичь взаимопонимания с моголами.
Находясь при ставке шаха в Декане Гобинд в 1708 году был смертельно ранен в результате покушения организованного его врагами.
Перед смертью он успел провести еще две радикальных реформы сикхизма. Был фактически ликвидирован институт гуру - следующим гуру был объявлен не человек, а священная книга сикхов «Ади Грантх», именуемая теперь «Гуру Грантх Сахиб», которая с этого времени и почитается сикхами в качестве гуру.
Светскую же свою власть Гобинд также передал не конкретному человеку, а общему собранию хальсы (пантх, вече), имевшему теперь право выносить решения не менее обязательные для общины чем решения гуру.
Борьба за свободу (1709 - 1765)
читать дальше
![](http://s41.radikal.ru/i094/1706/64/900286d82f57t.jpg)
![](http://s018.radikal.ru/i519/1706/1d/0cbc930c0ecat.jpg)
Вскоре после смерти последнего гуру сикхи поднялись на восстание против Моголов. Во главе повстанцев встал Банда Бахадур - харизматичный кашмирец, обращенный в сикхизм Гобинд Сингхом во время пребывания в Декане и незадолго до смерти гуру отправленный им в Пенджаб.
Поначалу сикхские повстанцы добились значительных успехов, очистив от моголов значительную территорию и фактически начав формирование собственного государства (Банда Бахадур даже чеканил собственную монету). На освобожденной территории проводилась радикальная аграрная реформа, с конфискацией земли у помещиков-мусульман и раздачей ее крестьянам.
Однако вскоре на повстанцев обрушились главные силы империи Моголов, во главе с самим шахом. Карательные операции дополнялись раздачей пряников различным группам населения, с целью оторвать их от повстанческого движения. К тому же, в среде самих сикхов произошел раскол, значительная часть из них отвернулась от Банды (предположительно из-за его (гипотетического) стремления стать очередным гуру).
В итоге, к 1716 году Моголы смогли разгромить повстанцев, Банда Бахадур был взят в плен и казнен. На сикхскую общину обрушились кровавые репрессии, Моголы стремились уничтожить ее физически.
Однако ни истребить сикхов, ни даже полностью подавить их повстанческое движение могольские власти не смогли. Наиболее непримиримая часть сикхов продолжила борьбу, ведя войну против моголов, в основном, партизанскими методами .
Эта война то активизируясь, то затихая продолжалась последующие 40 лет. Пенджаб превратился в незаживающую рану на теле могольской империи. Распадающаяся империя, потрясаемая к тому же внешними вторжениями (Надир-шаха в 1739 году, афганцев, начиная с 1748 года), несмотря на отдельные успехи справиться с сикхскими повстанцами так и не смогла.
Начавшиеся в 1748 году вторжения афганцев, все больше ослаблявшие Моголов, позволили сикхам вывести свою борьбу на новый уровень. В том же 1748 году была создана (точнее, восстановлена) объединенная армия сикхских повстанцев - Дар Хальса («Армия Хальсы»). Многочисленные (более 65) мелкие отряды повстанцев были сведены в 11 крупных формирований- мисалов, во главе с выборными командирами - сардарами.
В 50-х годах XVIII века Пенджаб перешел под (довольно условный) контроль афганской империи Ахмад-шаха Дуррани и главным противником сикхов стали афганцы. Борьба с афганцами шла с переменным успехом (например в 1762 году Ахмад-шах нанес сикхам сокрушительное поражение, перебив едва ли не треть всей сикхской общины), однако к 1765 году сикхи вытеснили афганцев из Пенджаба, добившись, наконец, полной независимости.
Свобода обошлась сикхам очень дорого, за семь десятилетий борьбы (от Гобинд Сингха до изгнания афганцев) от рук разнообразных врагов погибло до 200 000 сикхов (при том что, численность всей сикхской общины на начало 60-х годов XVII века не превышала 100 000 человек).
Эпоха мисалов (1765 - 1799)
читать дальшеВ процессе борьбы с афганцами сикхские мисалы постепенно трансформировались в территориальные княжества - на занятой мисалом территории формировалась новая система землевладения, земля раздавалась командирам и воинам мисала, иноверческое население (индуисты и мусульмане) облагались специальным налогом - ракхи и пр.
Сами мисалы, изначально комплектовавшиеся добровольцами на свободной основе, со временем превратились в кланово-семейные структуры, с прогрессирующим социально-имущественным расслоением и формирующейся сикхской знатью. Выборные сардары также довольно быстро превратились в наследственных правителей.
Таким образом, после освобождения на территории Пенджаба сформировалось 11 сикхских княжеств-мисалов. Мисалы были полностью самостоятельны, заключали союзы, вели войны с соседями и друг с другом и пр.
Вместе мисалы могли выставить по разным оценкам от 65 до 250 тысяч воинов. Крупнейшие мисалы - Бханги, Сукарчакия по 20-25 тысяч.
Помимо мисалов, к востоку от Пенджаба с середины XVIII века существовали еще княжества сикхского клана Пхулкиа (крупнейшее и самое известное из которых Патиала), иногда называемые 12-м мисалом.
Таким образом, после победы над внешними врагами единство сикхской общины быстро разрушилось.
С этого времени начался и упадок сикхизма как религии - формирующаяся сикхская знать стремилась во всем подражать традиционной индуистской знати, копируя ее образ жизни и традиции, в том числе и религиозные.
Сикхская империя Ранджит Сингха (1799 - 1839)
читать дальше
![](http://i013.radikal.ru/1706/6a/7ec95a635bf0t.jpg)
![](http://s018.radikal.ru/i523/1706/9d/cce8058eab06t.jpg)
Пика своего могущества сикхи достигли в начале XIX века, в период существования сикхской империи Ранджит Сингха.
Ранджит Сингх (род. 1780 - ум. 1839) с 1792 года был сардаром сильнейшего на тот момент сикхского мисала Сукерчакиа. В 1799 году захватом Лахора он начал объединение сикхских земель. К началу 10-х годов следующего века все сикхские мисалы были частью силой, частью с помощью дипломатических браков и интриг, подчинены Ранджитом, войдя в состав его государства.
Пенджабом Ранждит Сингх не ограничился. В 1818 году был к сикхской державе был присоединен Мултан, в 1821-1823 годах правобережье Инда (Дераджат), в 1834 году был окончательно подчинен Пешавар (платил дань с 1818 года) и завоевана часть Тибета - Ладакх.
Таким образом, сикхская империя на севере и западе достигла естественных пределов, ограниченных горными системами. Экспансия сикхов в южном и восточном направлении была остановлена внешней силой - британской Ост-Индской кампанией. В 1809 году Ранджит заключил с британцами Амритсарский договор по которому сферы влияния британцев и сикхского государства разграничивались рекой Сатледж (в результате чего за пределами империи Ранджита осталась примерно 1/4 часть сикхов). Попытки Раджита захватить Синд также были пресечены британцами (в 1843 году Синд был захвачен самой Ост-Индской кампанией). На прямой конфликт с британцами Ранджит пойти не решился.
Империя Раджита была многонациональной и многоконфессиональной. Сикхи в ней составляли примерно 1/6 часть населения, среди остального населения более половины было мусульманами, остальные индуистами и буддистами. Среди солдат и офицеров имперской армии преобладали сикхи, в госаппарате индуисты и мусульмане. Среди правящей элиты также было немало и мусульман и индуистов.
Правительство Ранджита отличалось подчеркнутой веротерпимостью.
Административная система и аппарат управления Ранджита в целом копировали могольские. Раджит лично отбирал, продвигал и переставлял руководящие кадры (обладая прекрасным чутьем на способных людей) и вообще вникал во все детали, так что государство по сути функционировало в режиме ручного управления.
Раджит (с 1801 года) и его преемники носили официальный титул саркар (перс. господин). Британцы (а за ними и остальные) именовали его более привычным им титулом -магараджа.
В военной сфере Ранджит, наоборот, провел серьезные реформы создав армию смешанного типа. Помимо традиционной армии, основу которой составляла иррегулярная конница, была создана армия европейского образца. Формирование частей «нового строя» началось в 1802 году. К концу правления Ранджита в них служило уже ок. 38 000 человек (ок. 30 000 пехотинцев, 4 000 кавалеристов, 4 500 артиллеристов) составлявших примерно 30% вооруженных сил (все вооруженные силы империи насчитывали ~ 124 000 человек). При наследниках Ранджита численность войск европейского образца еще более возросла.
Основу новой армии составляла пехота. В связи с этим Ранджиту пришлось приложить огромные усилия, чтобы привлечь на службу в пехоту сикхов, считавших, в соответствии с индийскими традициями, пешую службу малопочетной и не желавших подвергаться муштре. Эту проблему ему удалось решить и к концу правления саркара сикхи преобладали и в пехоте и в армии вообще [второй по численности группой были мусульмане].
Регулярная конница также комплектовалась в основном сикхами, а вот в артиллерии преобладали мусульмане (сикхи считали ее оружием трусов). Были сформированы также и подразделения саперов.
Высшей тактической единицей в армии была бригада смешанного состава (пехота, артиллерия кавалерия и саперы).
Помимо армии был сформирован и «особый корпус» (что-то типа личной гвардии саркара), на 1845 год насчитывавший ~ 5700 солдат при 34 пушках.
Созданием армии нового типа занимались европейские офицеры (в основном бывшие командиры наполеоновской армии) принятые на службу Ранджитом. Всего в его армии служило около 100 европейских офицеров, занимавших не только высшие командные посты в армии, но привлекавшиеся и к гражданскому управлению.
После смерти Ранджита европейские офицеры покинули Пенджаб, что не лучшим образом сказалось на качестве управления сикхской армией.
В целом, Ранджиту удалось создать лучшую среди государств Индии армию европейского типа. Сикхская пехота и артиллерия отличались хорошей выучкой и стойкостью в бою (крупным недостатком сикхской пехоты было неумение вести штыковой бой - в ближнем бою сикхи отставляли ружья и бросались на противника с саблями). Регулярная конница сикхов была скверной, а иррегулярной недоставало дисциплины и стойкости.
Помимо армии нового типа Ранджит создал и довольно развитую военную промышленность. Производились артиллерийские орудия (к концу правления Ранджита в армии имелось 384 орудия, не считая ~ 400 малокалиберных замбураков), стрелковое вооружение (и то и другое очень хорошего качества), порох и пр. Армия была обеспечена стандартной униформой.
В личном плане Ранджит был фигурой противоречивой. Злоупотреблял алкоголем и наркотиками, был гомосексуалистом (из всех его многочисленных детей от многочисленных жен и наложниц, родным был только старший сын Кхарак, остальные прижиты неизвестно от кого, хотя и признаны отцом) и к тому же неграмотным. При всем при этом он был безусловно выдающимся политиком и администратором, способным полководцем и храбрым воином. Обладал феноменальной памятью (принимал на слух сложные финансовые отчеты, например) и в целом правил справедливо и гуманно, пользуясь огромной популярностью среди подданных.
Гибель империи и потеря независимости (1839 - 1849)
читать дальшеДостойных наследников у Ранджит Сингха не нашлось и созданная им империя стала стремительно клониться к упадку.
Старший сын Ранджита, посредственный наркоман Кхарак Сингх (1839) проправив всего три месяца был свергнут собственным сыном Наунихал Сингхом (1839 - 1840) и вскоре скончался. Способный Наунихал мог бы стать достойным преемеником деда, однако в ноябре 1840 года погиб в результате несчастного случая (или убийства). Захватившая было власть вдова Кхарак Сингха Чанд Каур уже в январе 1841 года была свергнута другим сыном Ранджита - Шер Сингхом (1841 - 1843). Сумев привлечь на свою сторону армию принц взял столицу Лахор штурмом. В сентябре 1843 года Шер Сингх был убит в результате очередного заговора, а на престол империи посажен пятилетний сын Ранджита Далип Сингх (1843 - 1849).
Вся эти бурные события сопровождались ожесточенной борьбой придворных группировок (в руках которых и находилась, собственно, реальная власть), зверскими убийствами и прочими подлостями.
Параллельно росло влияние армии, к которой регулярно обращались за поддержкой конкурирующие придворные группировки. В правление Шер Сингха армия перешла практически на самоуправление - власть в ней захватили своеобразные советы солдатских депутатов - панчаяты.
К 1845 году под контролем армии оказалось и само правительство, все его решения подлежали утверждению панчаятами.
Недовольная таким положением правящая верхушка решилась на исключительный по подлости шаг - организовать войну с англичанами, погубить в этой войне собственную армию и вернуть себе таким образом власть.
Первая англо-сикхская война (1845 - 1846)
![](http://s04.radikal.ru/i177/1706/0c/6ee28c1d4bfbt.jpg)
По договоренности с англичанами сикхское правительство спровоцировало войну в декабре 1845 года. Несмотря на готовность к войне и огромные усилия лахорского правительства и верховного командования сикхской армии по подрыву боеспособности собственной армии, война оказалась для англичан неожиданно тяжелой.
Сикхские панчаяты, несмотря на весь свой теоретический демократизм ухитрялись поддерживать в войсках железную дисциплину, а в боях сикхи проявляли исключительную стойкость, демонстрируя к тому же весьма приличный уровень боевой подготовки.
В первом крупном сражении при Мудки (18 декабря 1845 г.) британцы с трудом одержали победу по очкам. Через три дня в кровопролитной битве при Фирузшахре (21 декабря 1845 г.) армия Ост-Индской кампании оказалась на грани разгрома и спаслась и даже добилась ограниченного успеха только благодаря предательству сикхского командования.
Нанеся сикхам поражение у Аливала (28 января 1846 г.), британцы в решаюшей
битве при Собраоне (10 февраля 1846 г.) смогли добиться решительного успеха, после ожесточенного боя разгромив основные силы сикхской армии.
Условия мира оказались тяжелыми для сикхской империи. Сикхи уступали британцам часть собственно сикхской территории (Джаландхарский доаб), признавали независимость Кашмира, выплачивали контрибуцию в 5 млн. рупий, выдавали британцам всю оставшуюся у них артиллерию. Сикхская армия сокращалась до 32 000 человек, запрещался наем иностранных военных.
А главное, сикхское государство утрачивало свою независимость, превратившись в британский протекторат - в Лахоре появились британский гарнизон и британский резидент, фактически управлявший страной.
Вторая англо-сикхская война (1848-1849)
Засилье англичан вызывало недовольство в сикхской армии и среди части правящей верхушки. В апреле 1848 года восстал правитель Мултана Мулрадж, в сентябре 1848-го на северо-западе Пенджаба образовался еще один очаг восстания возглавляемый сардарами Атаривала - Чатар Сингхом и его сыном Шер Сингхом. Обе группировки повстанцев действовали отдельно друг от друга, к тому же восстание не поддержала бОльшая часть сикхской армии и населения (удовлетворенными проводимыми под руководством англичан реформами, см. ниже). Это облегчило британцам подавление восстания. Мултан, после долгой осады был взят в январе 1849 года. С сардарами Атаривала британцам пришлось повозиться. В ноябре 1848 года они нанесли англичанам небольшое, но неприятное поражение под Рамнагаром. Тяжелая битва под Чилианвалой (январь 1849 г.) закончилась боевой ничьей, британцы понесли тяжелые потери и даже потеряли три знамени (сражение произвело крайне тяжелое впечатление на английскую общественность). Однако в битве при Гуджрате (февраль 1849 года) англичанам удалось разгромить сикхов. Вскоре (13 марта) армия Атаривала сдалась.
Британцы использовали восстание как повод для окончательного захвата Пенджаба. 29 марта 1849 года Далип Сингх подписал с англичанами договор об отречении от престола.
После ликвидации сикхского государства (частично даже раньше, во времена протектората) британцы провели серию успешных реформ существенно улучшивших социально-экономическую обстановку в завоеванном Пенджабе и обеспечивших им лояльность местного населения. Были существенно снижены налоги (при этом их собираемость выросла почти вдвое, за счет ликвидации института откупщиков и лучшего контроля), отменены внутренние таможенные пошлины, резко снижены прочие пошлины, что привело к расцвету земледелия и торговли. Проводились обширные общественные работы - строительство дорог, создание ирригационных систем.
Сикхская знать сохранила свою собственность и привилегии и даже упрочила свое положение, за счет превращения джагиров (поместий) в наследственные владения и т. п.
Сикхская армия была полностью демобилизована на максимально благоприятных для солдат условиях - с выплатой солдатам денежных пособий, предоставления земельных участков и пр. А вскоре британцы, на практике убедившиеся в высоких боевых качествах сикхов, стали активно набирать их уже и в собственную колониальную армию.
В целом, удачным управлением британцы быстро превратили Пенджаб в образцовую провинцию своей империи, надолго обеспечив себе лояльность его населения.
Сикхи с середины XIX века по настоящее время
читать дальшеСохраняя лояльность британцам сикхи не поддержали Великое восстание сипаев (1857 - 1859) и даже наоборот приняли активное участие в его подавлении в рядах колониальной армии (во время восстания было дополнительно сформировано 18 пенджабских полков). С этого времени сикхи играли важную роль в армии Британской Индии, сохранив ее и в современной индийской армии (до 20% личного состава индийской армии - сикхи).
Относительно благополучное существование и отсутствие внешнего давления парадоксальным образом привели к упадку сикхской общины, основной угрозой для которой в XIX веке стало постепенное ее размывание в индуистской среде. На протяжении века численность сикхов сократилась с 10 миллионов (при Ранджит Сингхе) до 1,7 млн. в 1881 году.
Первыми в борьбу за сохранение общины вступили сикхские фундаменталисты - намдхари (см. ниже). В 70-х годах XIX века к ним присоединилась более продвинутая сикхская общественность объединившаяся в движение «Сингх Сабха» («Общество сикхов»). Члены общества вели активную просветительскую и прозелитическую деятельность, развивали сикхское образование и проч. Благодаря всем этим усилиям численность сикхов Пенджаба в 1881-1931 году возросла с 1,7 до 4 миллионов, а доля среди населения с 8 до 13%.
В 1925 году политически активные сикхи создали конфессиональную политическую партию Акали Дал, до сих пор являющуюся основной политической силой сикхов.
Отношения сикхов с британцами постепенно портились, особенно ярко это проявилось в ходе борьбы общины за возвращение контроля над своими святилищами - гурдварами (начало XX века -1925), называемой иногда «третьей сикхской войной» и, особенно, в результате Амритсарской бойни (1919), что привело к сближению сикхов с Конгрессом и Ганди.
Тем не менее, в целом, сикхи оставались лояльными империи в ходе обеих мировых войн.
В ходе раздела Индии сикхи пытались добиться создания собственного конфессионального государства в Пенджабе, но поддержки не получили и предпочли связать свою судьбу с Индией. В результате разделения 1947 года и последующих погромов и переселений в индийскую часть Пенджаба из мусульманских районов перебралось 2,5 миллиона сикхских беженцев, что впервые в сикхской истории позволило сикхам образовать более-менее компактную общину.
Дальнейшая борьба сикхов была направлена уже на превращение индийского Пенджаба в сикхский штат. К 1966 году эта борьба увенчалась успехом, из Пенджаба были выделены области с преобладающим индуистским населением (вошедшие в состав штатов Харьяна и Химачал-Прадеш), в результате чего сикхи сделались господствующей группой населения в Пенджабе (~65% на 1966 год, для сравнения, на 1951 год, в неразделенном штате сикхи составляли 35% населения, а в «большом» Пенджабе 1941 года всего 13%).
![](http://s019.radikal.ru/i612/1706/2b/bb137a915fa3t.jpg)
В экономическом плане Пенджаб и в составе независимой Индии продолжал успешно развиваться, будучи одним из самых богатых и благополучных штатов. Экономические успехи штата привели к конфликту с федеральным правительством и усилению сепаратистских тенденций - сикхи считали что их «объедают», забирая слишком много для остальной Индии.
В конце 70-х годов наиболее радикальная часть сикхских сепаратистов перешла к вооруженной (точнее террористической) борьбе с правительством и индуистами. Война индийского правительства с сикхскими сепаратистами продолжалась почти 20 лет и утихла только к концу 90-х годов унеся жизни нескольких десятков тысяч человек (20 000 чел. на 1992 год). Самым известным ее событием стал штурм в 1982 году индийской армией главной святыни сикхов -«Золотого храма» в Амритсаре, приведший к резкому обострению конфликта, убийству индийского премьера Индиры Ганди, сикхским погромам и пр. и пр.
С конца XIX века сикхи, в поисках лучшей жизни, начали эмигрировать за пределы Индостана. Сегодня примерно 17% сикхов (~ 4 млн. человек) живет в эмиграции, в основном в Великобритании и США.
Религиозная организация, расколы и направления сикхизма
читать дальшеПроблема религиозного (а также и не совсем религиозного) раскола существовала в общине сикхов практически с самого начала ее существования. Почти каждая смена гуру, например, сопровождалась конфликтом внутри общины - видные члены общины (чаще всего сыновья предыдущего гуру) не признавали авторитета нового гуру и отделялись от нее, уводя с собой немалое число сторонников.
Первый раскол произошел сразу же после смерти основателя сикхизма Баба Нанака. Часть сикхов пошла за его старшим сыном Шри Чандом, основав аскетическое, отшельническое направление сикхизма - удаси, очень близкое к индуизму. Удаси осуждались Ангад Дэвом и его приемником, были объявлены несикхами. Однако в начале XVII века, при шестом гуру, было достигнуто примирение. Удаси существуют и сейчас.
История повторилась при следующей смене гуру, старший сын Ангад Дэва не признал нового гуру и увел за собой часть (правда небольшую) сикхов.
Временем самых серьезных расколов сикхской общины стал XVII век.
После мученической смерти пятого гуру Арджан Дэва власть в Амритсаре захватил его старший брат (и давний враг) Притхи Чанд, признанный частью общины шестым гуру. Притхи Чанд основал в Амритсаре собственную династию гуру - после него здесь правили его сын Мехарбан и внук Харджи. Последний, впрочем, признал власть законного девятого гуру Тег Бахадура.
После смерти шестого гуру Харгобинда, нового гуру Хар Раи не признал его старший брат Дхир Мал провозгласивший себя гуру (в его руках оказался и оригинал священной книги Ади Грантх).
Сын самого Хар Раи, Рам Раи, лишенный в 1661 году отцом наследства, также основал свою небольшую секту, существующую и по сей день.
Крупнейший раскол среди сикхов произошел при последнем, десятом гуру Гобинд Сингхе, в результате создания хальсы. В последнюю не пожелали войти не только последователи альтернативных гуру (составлявшие на тот момент едва ли не большинство сикхов), но и значительная часть последователей самого Гобинда. Сикхи, таким образом, разделились на т.н. кешдари (соблюдающих правило кеш, «волосатых», членов хальсы) и сахадждари (сикхов признающих учение Нанака, но не являющихся членами хальсы). Первоначально среди сикхов преобладали вторые, однако, под влиянием последующих потрясений, доля кешдари постоянно росла и на сегодняшний день они составляют подавляющее большинство сикхов (доля сахедждари не превышает 5%).
Гуру Гобинд объявил сахедждари ненастоящими сикхами запретив своим сторонникам общение с ними, однако контакты между двумя частями сикхов не прервались и во времена последующих преследований сахеджари помогали членам хальсы.
При Гобинде же зародилось еще одно течение сикхизма - ниханги (или акали), своеобразный орден фанатичных воинов-защитников идеалов сикхизма. Ниханги не имели семьи, стояли вне политической жизни и были сикхским аналогом мусульманских гази. Ниханги существуют и теперь, составляя ритуальную стражу сикхских святилищ-гурдвар. От остальных сикхов их отличают синее или сине-оранжевое одеяние, (парадный) тюрбан гигантских размеров и использование традиционного оружия (особенно метательных колец чаккар).
![](http://s11.radikal.ru/i183/1706/74/15b5c3b03674t.jpg)
![](http://s019.radikal.ru/i616/1706/93/d6c1ac9b14d4t.jpg)
В XIX веке появилось еще два фундаменталистских ответвления сикхизма намдхари и ниранкари
Намдхари (куки) выступали за очищение сикхизма от позднейших наслоений, не признавали, в частности, ликвидации института гуру. Помимо этого намдхари придерживались последовательной антибританской позиции, полностью отрицая любое сотрудничество с британскими властями (вплоть до пользования британской почтой например) и бойкотируя все британское. В целом секта придерживалась ненасильственных методов борьбы, однако в 1870-1872 члены секты совершали погромы и убийства мусульман, за что подверглись репрессиям британских властей - 49 намдхари казнено, а их лидер сослан в Бирму. После этого секта отказалась от активной политической деятельности.
Секта оформилась в 1857 году и существует и сейчас. От остальных сикхов их отличает, в частности, строгое вегетарианство, внешний вид (белая одежда и тюрбаны) и главное, наличие собственной линии духовных лидеров - гуру, которую они возводят к 10 гуру сикхов и отмену которой отрицают.
Ниранкари - выступали за возврат к традициям первых гуру, отрицая реформы Гобинд Сингха, хальсу и пр. Они также имели и имеют своих собственных гуру. Секта существует с 1851 года, в 70-х годах официально признана еретической, члены ее подверглись нападениям сикхских фанатиков и террористов.
***
Масанды, сангатии, манджи и проч.
С ростом общины у сикхов появилась и своя религиозная организация. Третий гуру Амар Дас создал сеть автономных религиозных общин - манджи (первоначально их было 22), во главе с сангатиями (своеобрзными сикхскими епископами).
Сангатии проповедовали сикхизм, содержали общественные столовые лангары, собирали добровольные пожертвования для гуру, ежегодно доставляя их ему.
При пятом гуру Арджан Дэве, добровольные пожертвования были заменены обязательной десятиной дасвандх (взималась обычно деньгами и продовольствием, однако при Харгобинде Гобинд Сингхе общины собирали для своих гуру оружие, лошадей и пр., выполняя фактически роль органов военного снабжения). Сангатии были переименованы в масандов и должны были дважды в год доставлять гуру собранную десятину. Со временем масанды начали удерживать в свою пользу 1/3 собираемого и обросли собственностью, превратившись в крупных землевладельцев.
Росла и их роль в общине сикхов, где они превратились во влиятельную силу, конкурирующую с самими гуру. Пика влияние масандов достигло при слабых восьмом и девятом гуру Хар Кришане и Тег Бахадуре. Последний гуру Гобинд Сингх упразднил систему масандов.
[В хальсе насколько можно понять какой-либо четкой религиозной структуры, как и священнослужителей нет. Центром религиозной жизни является святилище - гурдвара, вокруг которого функционирует местная религиозная община. До 1925 года гурдварами управляли жрецы - маханты, первоначально получавшие фиксированное жалованье от общины. Ко во второй половине XIX века маханты превратились в наследственное жречество, прибрав к рукам гурдвары и их доходы, превратив святилища фактически в личную собственность. Большинство махантов было к тому же представителями секты удаси (см. выше) и привносило в сикхские храмы элементы индуизма. Борьба за возвращение контроля над храмами, стала одним из важнейших проявлений сикхского возрождения в начале XX века. После упорной и кровопролитной борьбы против махантов поддерживаемых британскими властями (в ходе борьбы от рук махантов, их наймитов и британцев погибло около 400 сикхов, подверглось арестам около 30 000) сикхи в 1925 году вернули контроль над гурдварами своим общинам.]