Культура и экономика древнего Ирана
Это как бы первая часть своеобразной дилогии (вторую см. здесь - ericmackay.diary.ru/p202699356.htm) посвященной истории и культуре древнего Ирана. Рассматриваются, приход иранских племен на территорию современного Ирана и культура этих племен, история и культура Мидии и государственные институты и культура Ахеменидской державы. Лично меня интересовало в основном последнее, но все остальное я тоже добросовестно прочитал, и, несмотря на традиционное равнодушие к вопросам культуры, даже нашел там для себя немало интересного.
Единственный крупный минус, на мой взгляд - в тексте много внимания уделено архитектурным памятникам, но при этом, каких-либо, хотя бы самых захудалых схем этих памятников нет в принципе. Это очень затрудняет понимание.
читать дальшеГосударственное управление
читать дальше
![](http://s019.radikal.ru/i611/1706/7e/9ec7f7e240a2t.jpg)
![](http://s019.radikal.ru/i616/1706/41/1ae5ab691181t.jpg)
Кир и Камбиз, в целом, сохранили внутреннее политическое устройство завоеванных стран, предоставив им самоуправление. Восстания в начале правления Дария показали непрочность подобной системы. Дарий провел широкую административную реформу, фактически и создав структуру Ахеменидской империи в ее классическом виде.
Территория державы была разделена на административно-податные округа - сатрапии.
Изначально их было 20 (по Геродоту) или чуть более. Частично их границы совпадали со старыми государственными или этнографическими (Египет, Мидия). При последующих царях число сатрапий росло, а территория их уменьшалась (например, в Малой Азии при Дарии I было 4 сатрапии, а при Дарии III уже 7).
Во главе сатрапии стоял наместник - сатрап. В руках сатрапа были сосредоточены гражданское управление, судебная власть, контроль за сбором налогов и проч. Он имел право также чеканить серебряную и медную монету.
Военной же власти сатрап не имел (обладая лишь небольшой личной гвардией). Войсками сатрапии командовал независимый от него военачальник непосредственно подчиненный царю (в отличии от времен Кира и Камбиза, когда гражданская и военная власть в провинциях совмещались).
Впрочем, после Дария, принцип разделения военных и гражданских полномочий строго не соблюдался и сатрапы часто командовали войсками своей области.
Начиная с Ксеркса один человек мог иногда одновременно управлять двумя или несколькими сатрапиями.
Нередко власть сатрапа становилась наследственной.
Неясно существовала ли должность сатрапа в самой Персии, или же она напрямую подчинялась центральной администрации.
Сатрапами со времени Дария назначались почти исключительно персы (что опять-таки противоречило практике Кира/Камбиза оставлявших наместниками влиятельных представителей завоеванных народов).
Сатрапии делилась на более мелкие области (в Египте, например, на традиционные номы), а те в свою очередь на более мелкие единицы, вплоть до деревень. В местном аппарате управления преобладали представители коренных народов. Должности наместников здесь также часто были наследственными, а разделение гражданской и военной власти соблюдалось гораздо строже.
В состав сатрапий также входили разнообразные автономные образования, управляемые собственными царьками, династами и пр. Во внутренние дела таких образований персы обычно почти не вмешивались, ограничиваясь сбором податей. К ним относились, например, возглавляемая первосвященником еврейская храмовая община в Палестине, ионийские греческие города управляемые тиранами, олигархами или демократическим образом, финикийские и кипрские города управляемые своими царями, племена саков со своими вождями и пр. и пр.
Для управления провинциями и доставки государственной почты (частная почта доставлялась с оказией или при помощи частных гонцов и агентов) была создана регулярная почтовая служба, восходившая вероятно к ассирийской почте. На крупных дорогах, на расстоянии дневного перехода (~ 30 км) были оборудованы почтовые станции с постоялыми дворами, обеспечивавшие царских гонцов и чиновников лошадьми и продовольствием. Крупные дороги, видимо, охранялись.
При необходимости документ из Суз в Сарды (2 470 км) мог быть доставлен за 7 дней (обычное путешествие занимало 90 дней).
Для контроля за сатрапами в провинциях находились специальные агенты - «око» и «уши» царя, независимые от местных властей. При необходимости в провинции посылались ревизоры.
Центральный аппарат империи был организован по вавилонскому образцу.
Важнейшим чиновником был хазарпат(«тысяченачальник»), одновременно возглавлявший личную охрану царя (первую тысячу «бессмертных») и центральную канцелярию.
Сатрапская канцелярия копировала царскую. Здесь имелись начальник канцелярии, заведующий сокровищницей, сборщики налогов, счетоводы, глашатаи, судебные следователи и многочисленные писцы.
Официальным языком делопроизводства в империи (в западных областях, начиная с Кира, а начиная с Дария и по всей стране) был арамейский (т. н. имперский арамейский). На нем составлялись документы, велась деловая переписка и проч. В V веке он был стандартизирован, тогда же выработаны и стандартные формуляры документов применявшиеся по всей империи.
Помимо использования в делопроизводстве арамейский был и лингва франка империи.
Собственно персидская, клинописная, письменность появилась, возможно, только при Дарии и распространения не получила, с ней было знакомо только небольшое число профессиональных писцов, а после Ксеркса она практически вышла из употребления.
В провинциях помимо арамейского использовались и местные языки и письменность (аккадский в Вавилонии, демотическое письмо в Египте, греческий в Малой Азии и пр.) и местное делопроизводство велось на двух языках.
При царском дворе в Сузах существовал обширный штат переводчиков с языков народов империи.
В качестве официального календаря имперская администрация использовала лунный вавилонский (по крайней мере в западной части страны).
Персы занимали в госаппарате особое положение, в их руках были сосредоточены важнейшие военные и гражданские должности. После реформ Дария они появляются и в провинциальном аппарате управления (например, в Вавилонии) на должностях судей и пр.
Однако персы широко использовали в государственном управлении и представителей покоренного населения, в первую очередь, из числа народов обладающих развитыми государственными и управленческими традициями - вавилонян, эламитов, египтян, иудеев, греков и пр. Они занимали должности судей, заведующих канцеляриями, градоначальников, управляющих арсеналами, сборщиков налогов, начальников царских строительных работ и пр.
Иногда способным инородцам удавалось достичь высокого положения в имперской иерархии (гирканец Артабан, начальник телохранителей Ксеркса; египтянин Тамос, наместник Киликии; иудей Неемия, царский виночерпий и пр.).
У империи было несколько столиц - Сузы, Экбатаны, Вавилон, Персеполь. Главной столицей державы были Сузы. Здесь размещалась царская канцелярия и центральный аппарат управления.
Царский двор осень и зиму проводил в Вавилоне, лето в Экбатанах, весну в Сузах, а время больших праздников в Персеполе и Пасаргадах. Коронация царя совершалась в древней столице персов - Пасаргадах.
Персеполь был выстроен на пустом месте, по единому, заранее разработанному проекту. Строительство города началось при Дарии и было, в основном, окончено при Ксерксе, отдельные работы продолжались и при Артаксерксе I. По одной версии Персеполь изначально строился как церемониальная столица, по другой как обычная царская резиденция. В любом случае, начиная с Артаксеркса I персидские цари здесь не жили и появлялись редко. В 330 году город был разграблен и сожжен Александром Македонским, после чего заброшен.
![](http://s48.radikal.ru/i119/1706/f0/2676ccece097t.jpg)
Налоги
читать дальшеСтройная система налогообложения в империи, как и почти все остальное, была создана Дарием.
Около 518 года все сатрапии были обложены фиксированной денежной податью серебром, установленной с учетом количества и качества обрабатываемой земли. Подать собиралась, в первую очередь, с землевладельцев [на которых она видимо раскладывалась по традиционной схеме окладных налогов] , ремесленники и проч. также уплачивали долю своих доходов. Часть подати, видимо, все-таки вносилась натуральными продуктами.
Помимо этого основного прямого налога сатрапии в обязательном порядке доставляли царскому двору разнообразные «подарки» натурой, размер которых был строго регламентирован (см. ниже).
Налоги также дополнялись различными обязательными государственными повинностями (например, строительной).
Кроме того, население сатрапий обязано было обеспечивать продовольствием размещенные в них персидские гарнизоны (Египет, например, ежегодно поставлял персидским гарнизонам 120 000 медимнов = ок. 6,3 млн. литров хлеба) и снабжать всем необходимым полевую персидскую армию при прохождении через провинцию. .
Помимо царских налогов население сатрапий несло расходы и на содержание сатрапов (вероятно и в денежном и в натуральном виде).
Население собственно Персии было видимо освобождено от денежной подати, а также от принудительных государственных работ (строительство и проч.), но не было освобождено от натуральных податей в казну.
Некоторые племена жившие на окраинах империи (колхи, эфиопы, арабы, часть саков) также не платили денежной подати, а вносили в казну «подарки» натурой.
От уплаты прямых налогов также были освобождены, персидская знать (не платила поземельного налога, но несла со своих земель военную службу) и разнообразные «благодетели царя», получившие эту привилегию за какие-то услуги трону (как отдельные лица, так и целые племена или города).
За сбор налогов отвечала местная администрация, на откуп налоги не отдавались.
При Дарии объем налогообложения был видимо весьма умеренным. Однако размер подати установленный при Дарии не менялся до самого конца империи, вне зависимости от экономического положения сатрапий (что усугублялось злоупотреблениями на местах) и в IV веке сделался невыносимым, провоцируя восстания подданных.
Помимо этого, выплата бо́льшей части подати серебром нередко вынуждала население закладывать дома, землю и пр. имущества, брать в долг и проч. чтобы раздобыть драгоценный металл для уплаты налога.
Кроме прямых налогов казна получала также доход собирая разнообразные пошлины деньгами и натурой (портовые, рыночные и проч.)
Подати в казну должны были уплачиваться серебром определенного качества. На практике население платило серебром разной чистоты, которое пересчитывалось с учетом его качества.
По Геродоту, народы империи ежегодно уплачивали 7 740 вавилонских талантов серебра (232,2 тонн), не считая Индии платившей золотым песком.
При пересчете золота на серебро общая сумма могла составлять 14 560 эвбейских или 12 480 вавилонских талантов (более 400 тонн).
По сатрапиям эти сборы (и «подарки») распределялись так:
Вавилония (включая Ассирию) - 1000 талантов, 500 мальчиков-евнухов, 4 месяца в году снабжать продовольствием царский двор (во время пребывания в Вавилоне);
Египет (Египет, Ливия, Киренаика и Барка) - 700 талантов; + доходы от рыбной ловли на Меридовом озере (~ 243 таланта?) + соль и вода из Нила к царскому столу + средства на обувь и гардероб царицы;
Дрангиана - 600 талантов;
Лидия (Лидия и Мисия) - 500 талантов;
Мидия - 450 талантов; + выпас (?) царских кобылиц (60 000 - 160 000) на Нисейской равнине;
Иония (Иония, Эолида, Кария, Ликия и Памфилия) - 400 талантов; + местность Асса в Эолиде поставляла для царского стола отборную пшеницу;
Армения - 400 талантов; + 20 000 жеребят;
Гедросия и Мекран (парикании и азиатские эфиопы) - 400 талантов;
Фригия (Фригия, Геллеспонт, Вифиния, Пафлагония и Каппадокия) - 360 талантов; + 1 500 лошадей, 2 000 мулов и 50 000 овец из Каппадокии;
Киликия - 360 талантов; + 360 белых лошадей и 140 талантов на содержание расквартированной здесь царской конницы;
Заречье (Сирия, Палестина, Финикия и Кипр) - 350 талантов;
Элам - 300 талантов; + вода из реки Хоасп для царя (воду кипятили и возили за царем везде)
Бактрия - 300 талантов;
Парфия, Хорезм, Согдиана и Арейя - 300 талантов;
Мосхи, тибарены, макроны, мосинойки и мары (черномоское побережье между Трабзоном и Поти) - 300 талантов;
Саки - 250 талантов;
Каспиана (племена каспиев, павсиков и проч.) - 200 талантов;
Матиены, саспейры и алародии (р-н озера Ван) - 200 талантов;
Саттагидия, Гандхара и Арахосия - 170 талантов)
[расставлено по величине взноса]
Индия будто бы платила 360 талантов золотого песку, [т. е. примерно 3 600 талантов серебра] что представляется невероятным.
Помимо этого эфиопы каждые три года доставляли в дар царю 2,2 л самородного золота, 200 стволов эбенового дерева, 20 слоновых бивней и 5 мальчиков; колхи ежегодно присылали 400 девочек и 100 мальчиков; а арабы ежегодно - 1 000 талантов ладана.
Александр Македонский при завоевании империи захватил в персидских сокровищницах в общей сложности 218 500 талантов благородных металлов, а в пересчете на серебро 235 630 аттических талантов (более 7 000 тонн). Бо́льшая часть собранного хранилась в царской сокровищнице.
Царская сокровищница являлась финансовым управлением государства и распоряжалась не только золотом, серебром и прочими драгоценными предметами, но и запасами хлеба, вина, масла и прочих натуральных продуктов, хранившихся на специальных складах.
Главная сокровищница располагалась в Персеполе и представляла собой комплекс зданий (133,9 Х 77, 6 метров) общей площадью 11 000 кв. метров (македонцы захватили здесь 120 000 талантов драгоценных металлов). Крупные сокровищницы были в Сузах (49 000 талантов), Вавилоне (20 000), Экбатанах (12 000), Пасаргадах (6 000) и др. городах.
Деньги
читать дальшеДо VII века до н. э. монет не существовало вообще и роль денег выполняли разнообразные золотые и серебряные слитки. Первые монеты (из электра - сплава золота и серебра) начали чеканиться в Лидии, не ранее 640 - 630 гг.
В государстве Ахеменидов собственная монетная система появилась при Дарии I. Дарий начал чеканить высокопробную (980 проба, 2-3% примесей) золотую монету - дарик, ставшую на несколько веков основой золотого обращения. Дарик весил 8,42 г, составляя 1/60 вавилонской мины.
Чеканка золотой монеты была прерогативой царя. Во время Ионийского восстания некоторые греческие города чеканили монеты из электра. После 479 года греческие полисы Малой Азии (Кизик, Лампсак, Хиос, Самос и пр.) чеканили золотые статеры. Статеры Кизика - кизикины получили широкое распространение в Малой Азии. В течении всего IV века золотые монеты чеканили также цари Кипра.
Помимо золотых дариков чеканился также серебряный сикль, высокопробная (не более 5% примесей) монета весом 5,6 г.
Серебряную монету помимо царя могли чеканить сатрапы и подвластные персам автономные города и цари (города и цари чеканили еще и медную монету). Так, в V-IV вв. серебряные монеты чеканили сатрапы Малой Азии Кир Младший, Фарнабаз, Тиссаферн, Датам, Тирибаз, Оронт и пр., финикийские города Сидон, Библ и Тир, династ Карии Мавсол, иудейские первосвященники.
Персидский сикль был относительно распространен только в Малой Азии (где в основном и чеканился). В VI - V веках основой серебряного обращения в империи были разнообразные греческие монеты, в первую очередь афинская тетрадрахма. В IV веке серебряные монеты по образцу тетрадрахм чеканились и во многих районах империи (Иудее, Сирии, Палестине).
Соотношение золота и серебра в империи составляло 1:13 1/3 (в Греции 1:10), 1 дарик был равен 6 сиклям.
![](http://s019.radikal.ru/i605/1706/8f/3d79a5a083f5t.jpg)
![](http://s018.radikal.ru/i520/1706/a3/76f69def286ct.jpg)
![](http://s019.radikal.ru/i635/1706/cc/2b73b941bdc6t.jpg)
Дарик, персидский сикль и афинская тетродрахма
Однако монеты в Ахеменидской империи широко использовались только в средиземноморском регионе (прибрежные районы Малой Азии, Сирия, Палестина). При этом и в Малой Азии и в других местах сами персы использовали их в основном для торговли с греками и оплаты услуг греческих же наемников (например, серебряная монета чеканившиеся малоазиатскими сатрапами целиком предназначались для выплаты наемникам).
Во внутренней торговле даже таких развитых экономически сатрапий как Вавилония и, в меньшей степени, Египет, вместо чеканной монеты продолжали использоваться слитки серебра различного размера и формы. При попадании в обращение монет они принимались на вес, как нечеканенный металл. Об использовании золотых дариков в Вавилонии вообще ничего неизвестно. Слитки продолжали использоваться в Вавилонии еще и при первых Селевкидах.
В самой Персии монеты также не находились в обращении и об использовании дариков здесь ничего неизвестно.
В Персии, Вавилонии, Египте и, видимо, в других регионах, чиновники, работники царского хозяйства и проч. получали плату и жалованье нечеканенным серебром и натуральными продуктами. Возможно только в малоазиатских сатрапиях жалованье выдавалось серебряными монетами.
В царских сокровищницах драгоценные металлы также хранились в основном в нечеканенном виде - из 218 500 талантов благородных металлов захваченных армией Александра только 9 000(?) были в монетах (~ 4%).
Таким образом бо́льшая часть драгоценных металлов поступавших в виде податей оседала в казне мертвым грузом. При этом персидская торговля испытывала дефицит и монет и даже слитков, что сдерживало развитие товарно-денежных отношений и способствовало сохранению натурального хозяйства на большей части территории империи.
Религия
читать дальшеРелигиозная принадлежность самих Ахеменидов и характер их официального религиозного культа остаются дискуссионными вопросами.
Рядовые персы на протяжении всего ахеменидского периода продолжали поклоняться собственным племенным богам - Митре, Анахите и пр. Сложный для понимания зороастризм среди них распространения не получил.
Официальный же культ Ахеменидов представлял собой вероятно некую раннюю форму зороастризма, сочетавшую учение Заратустры и традиционные персидские племенные культы.
У этого культа были свои жрецы - маги (находившиеся на содержании казны, что они из себя представляли тоже предмет дискуссий), святилища (храмы огня) и религиозные ритуалы.
Ранние Ахемениды (Кир, Камбиз) судя по всему поклонялись племенным персидским богам, успехи зороастрийского учения связаны, вероятно, с Дарием, при поздних Ахеменидах (начиная с Артаксеркса I) вновь, видимо, усиливается влияние традиционных культов.
Известно о неких религиозных конфликтах внутри персидского общества при Гаумате и Ксерксе, но характер их неясен.
Покоренные персами народы сохраняли собственные религиозные системы, на которые Ахемениды не покушались. Отдельные случаи религиозных репрессий (разрушение храмов, казни жрецов и проч.) - при Ксерксе в Вавилонии, Камбизе и Ксерксе в Египте, Ксерксе в Греции были либо реакцией на антиперсидские мятежи либо издержками войны.
Не покушаясь на религиозные чувства покоренных народов, Ахемениды существенно изменили экономическое положение храмов. Храмовая собственность ранее освобожденная от налогов (Вавилония, Египет) была обложена налогами, финансовая деятельность храмов поставлена под контроль правительственных агентов, местами (Египет при Камбизе) были урезаны отчисления в пользу храмов. Налоговые привилегии сохранили только отдельные храмы.
Контролировался, вероятно, и состав жрецов (в Египте, например, жреческие назначения требовали санкции сатрапа).
В царской канцелярии в Сузах имелось видимо отдельное учреждения отвечавшее за контроль над храмами.
Армия
читать дальшеАрмия Ахеменидов состояла из гвардии, гарнизонных войск, военных поселенцев, контингентов зависимых и покоренных народов и наемников.
Гвардия - «бессмертные» (согласно традиции 10 000 человек [видимо конных?]) набиралась из персов и отчасти эламитов. Первая тысяча «бессмертных» составляла личную охрану царя и набиралась из знатной персидской молодежи, воспитывавшейся при дворе.
Гарнизонные войска располагались в ключевых пунктах сатрапий, обеспечивая контроль над провинциями. Например, в Египте постоянно находилось, вероятно, 10 000 - 12 000 воинов, значительная часть которых размещалась в Мемфисе, крупнейшей военной базе. Такой же контингент находился и в Вавилонии. Для обеспечения лояльности войск в них старались не держать уроженцев соответствующей сатрапии [продовольствием гарнизонные войска обеспечивались за счет населения сатрапий и в целом, видимо, находились на полном содержании казны?].
Военные поселенцы получали от царя земельные участки и несли за это военную службу. Размер участка зависел от рода войск - «надел коня», «надел лука» и пр. Во время нахождения на службе поселенец получал паек и жалованье серебром. Первоначально владелец участка должен был служить лично, впоследствии владелец/владельцы обязаны были только выставлять соответствующего воина.
Военные поселенцы присутствовали вероятно во многих провинциях (в первую очередь пограничных), наиболее известны военные поселения Египта (Элефантина и проч.) и Вавилонии.
Первоначально участки военных поселенцев видимо освобождались от налогов, однако затем (начиная уже с Дария I) они утратили налоговый иммунитет, что привело к быстрому ухудшению экономического положения поселенцев. Участки (которые изначально были исключены из коммерческого оборота земли и могли только передаваться по наследству) начали отдаваться в заклад, переходить (фактически) в собственность кредиторов, делиться между наследниками и пр. Военные колонисты быстро утратили боеспособность, перестав со временем вообще лично нести службу. Вместо личной службы собственники участка, часто не имевшие никакого отношения к первоначальным его владельцам, теперь выставляли на замену воина соответствующего типа. Боеспособность подобных бойцов также была весьма сомнительной.
Представители персидской знати, владевшие обширными имениями в сатрапиях обязаны были также выставлять с них отряды конных воинов. Эти имения освобождались от уплаты налогов.
Во время больших военных кампаний (поход Ксеркса в Грецию и проч.) покоренные народы и зависимые племена обязаны были выставлять определенные контингенты в царскую армию.
Правители автономных образований имевшие собственные армии (например цари Киликии) также обязаны были оказывать военную помощь царю.
Вышеописанные формирования могли дополняться (и чем дальше тем больше дополнялись) отрядами наемников, в основном греков.
Территория империи делилась на несколько военных округов - топархий. Число их не было постоянным, например при Ксерксе имелось 7 топархий, а при Артаксерксе II всего 4 (одной из топархий была Малая Азия). Главнокомандующий войсками топархии (каран) мог быть специально назначенным военачальником или одним из сатрапов. Войска топархии ежегодно собирались на военный смотр.
На раннем этапе ахеменидская армия состояла видимо из легкой конницы (лучников и дротикометателей, поставляемых знатью) и легкой же пехоты ( в основном также лучников) из свободных общинников. Ядро армии составляли иранские народности - сами персы, мидийцы, бактрийцы и саки (причем сами персы служили видимо в основном в пехоте, а конница состояла, в основном, из мидийцев, бактрийцев и саков).
Впоследствии присутствие персов (вообще довольно немногочисленных, в собственной империи их было от 0,5 до 1 миллиона человек из 50 миллионов населения в целом) в армии снизилось (в частности за счет разорения свободных общинников). Однако в командном составе армии персы сохранили очень широкое представительство, занимая, в частности, почти все высшие командные посты.
Изменился и облик армии в целом - легкую восточную пехоту оттеснила на задний план наемная тяжелая греческая, в IV веке игравшая уже ключевую роль в персидской армии. [Во второй четверти V века, помимо легкой стрелковой в персидской армии появилась и тяжелая ударная конница, а также серпоносные колесницы].
Собственного флота персы не имели ведя войну на море силами морских народов - финикийцев, киприотов, ионийских греков, а также флота Египта.
Костяк персидского флота всегда составляли финикийские контингенты.
Экономика и общество
читать дальшеВ развитых регионах империи (Вавилония и пр.) общество состояло из трех больших социальных групп - полноправных граждан городов; свободных, не имеющих гражданских прав и различных групп полусвободного населения.
В Вавилонии и некоторых других регионах полноправные граждане были членами храмовой общины и народного собрания при местном храме. Все эти люди жили в городах и владели землей в пределах юрисдикции соответствующей общины, в юридическом отношении они были равноправны, а статус их был наследственным. Они принимали участие в религиозной жизни храма и имели право на часть храмовых доходов. К числу таких граждан относились государственные и храмовые чиновники, жрецы, писцы, купцы, свободные ремесленники и земледельцы.
Свободные люди не имеющие гражданских прав состояли из царских военных поселенцев, чужеземных чиновников на царской службе и вообще всех чужеземцев живущих в регионе по тем или иным причинам. Они не владели землей на территории городской общины и поэтому не имели и гражданских прав.
Зависимые группы населения состояли из земледельцев не имеющих собственной земли и работающих на государственных, храмовых и частных землях. Их статус также был наследственным, жили они в основном в сельской округе [и были чем-то вроде крепостных].
Основой экономики был труд свободных земледельцев и арендаторов в сельском хозяйств и свободных же ремесленников в ремесленном производстве.
В развитых регионах, прежде всего в Вавилонии в сельском хозяйстве, ремесле и строительстве широко использовался труд наемных работников, в т. ч. квалифицированных. В Вавилонии использовали даже гастарбайтеров из соседнего Элама, нанимаемых для уборки урожая.
Рабы составляли довольно скромную часть населения даже в развитых странах и не играли существенной роли в производстве. Бо́льшая часть рабов была занята в домашнем хозяйстве, выполняя роль прислуги, а в сельском хозяйстве, ремесле и пр. была представлена незначительно.
Основным источником пополнения рабского населения были, по-видимому, военнопленные. Долговое рабство в ахеменидское время не имело большого распространения.
Рабы обладали довольно большими правами - имели возможность завести семью, владеть имуществом, судиться, свидетельствовать в суде и пр. (по крайней мере в Вавилонии).
В собственно Персии, в начале ахеменидского периода имелось только патриархальное рабство. Впоследствии здесь сложилось обширное царское хозяйство обслуживаемое т. н. курташ или гарда (в буквальном переводе - «царские рабы») часть из которых представляла собой действительно рабов, часть вольнонаемных, а часть принудительно работающих свободных представителей покоренных народов. На рубеже VI - V веков в Персии и Эламе имелось (вместе с семьями) 16 000 - 21 000 курташ, занятых в сельском хозяйстве ремесле и строительстве. Такие же работники обслуживали и хозяйства персидской знати в т. ч. и за пределами Ирана. За работу курташ получали паек, а позднее отчасти и денежное жалованье.
Основой экономики империи было сельское хозяйство. В земледелии господствовали зерновые культуры, в первую очередь ячмень (Вавилония, Египет, Элам, Персия), также сеяли полбу и пщеницу. В Вавилонии и Эламе наряду с ячменем основным продуктом питания были финики, из которых делали хлеб, вино, уксус, мед. В Вавилонии и Египте важным продуктом питания была рыба (речная и озерная). Египет, Вавилония, Фригия и Иран были богаты скотом. Однако мясо регулярно употребляли только персы, даже в богатой Вавилонии большинство населения употребляло его только во время храмовых праздников. Мидия, Персия и Армения славились своим коневодством.
В Сирии, Киликии, Персии, Армении и Согдиане было развито виноделие, В Египте пивоварение (из ячменя), а в Вавилонии и Эламе из ячменя и фиников.
@темы: история, книги, СТ, античность, конспект