Соловецкое восстание 1667 - 1676 годов
В целом, интересно, но, как мне кажется, фактологическое описание событий автору удается гораздо лучше, чем отображение духовного мира, религиозных взглядов и религиозной же борьбы.
читать дальшеНакануне восстания
читать дальшеНиконовские реформы соловецкая братия не приняла, чему способствовала, помимо религиозной стороны вопроса, и неприязнь к самому Никону, с которым монастырь постоянно конфликтовал еще в бытность того новгородским митрополитом. Нововведения просто игнорировались (например присланные в 1657 году новопечатные служебные книги были отправлены на склад и не использовались). Правительство, впрочем, долгое время и само не прилагало особых усилий чтобы навязать монастырю нововведения (этому способствовала и опала Никона в 1658 году). Однако постепенно ситуация обострялась.
В 1659 году умер архимандрит Илья (Пестриков), бывший противником реформы. Новый архимандрит Варфоломей, опираясь на немногочисленных сторонников реформы среди братии, попытался постепенно ввести в обители новые порядки. Напряженность в монастыре быстро возрастала и в 1666 - 1667 гг. вылилась в прямой конфликт между архимандритом и большей частью братии. После напряженной борьбы оппозиции удалось добиться смещения архимандрита. Однако новым архимандритом, вопреки надеждам оппозиционеров, был назначен другой сторонник реформы, а соловецкой братии предъявлено категорическое требование ее признать.
Ход восстания
читать дальше


В сентябре 1667 года соловецкая братия отказалась принять нового архимандрита Иосифа и открыто заявила об отказе принять реформу и отказе от подчинения властям, эту реформу поддерживающим (5-я Соловецкая челобитная, ставшая программным документом восстания и одним из программных документов старообрядцев).
Правительство реагировало на неповиновение организацией блокады монастыря, действуя впрочем неспешно и все еще надеясь уговорить братию подчиниться.
В декабре 1667 года царским указом соловецкие вотчины и промыслы были отписаны на государя. В феврале 1668 года новый патриарх Иоасаф предал непокорных соловчан анафеме. В апреле 1668 года властям городов Поморья были направлены грамоты с требованием пресечь подвоз припасов в монастырь.
В июне 1668 г. на Соловки прибыл небольшой отряд царских войск возглавляемый стряпчим Игнатием Волоховым. Правительственные войска также большой активности не проявили, до осени оставаясь на Большом Заяцком острове, а на зиму уйдя в Сумский острог (теперь Сумский посад, см. карты).
Примерно в том же духе осада монастыря продолжалась и в последующие годы. Летом правительственные войска занимали Б. Заяцкий остров, никак, по большому счету, не препятствуя ни деятельности монастыря, ни его связям с материком, а на зиму уходили в Сумский острог. Боевые действия сводились к небольшим эпизодическим перестрелкам. В монастырь регулярно направлялись посланцы от царских воевод с уговорами сдаться.
В сентябре 1669 года в монастыре произошел переворот, радикальная группировка была отстранена от управления. Часть пришедших к власти умеренных повстанцев была видимо готова к компромиссу с правительством. Однако компромисса не получилось - осенью 1671 года к власти в монастыре вернулись радикалы (см. ниже).
В 1672 - 1673 годах при новом воеводе Иевлеве царские войска заметно активизировались. Летом 1672 года Иевлев, высадившись на Большой Соловецкий остров, сжег монастырские строения вне стен и монастырские суда - карбасы, а также подверг артиллерийскому обстрелу стены самого монастыря. Однако в том же году правительство запретило ему обстреливать или штурмовать монастырь, все еще надеясь на его добровольную сдачу. В этих условиях новая летняя высадка у монастыря в следующим году правительственным войскам ничего не дала.
Всерьез за монастырь правительство взялось только в 1674 году. Сменивший Иевлева воевода Мещеринов высадившись летом 1674 года у монастыря начал его правильную осаду, используя шанцы, подкопы, раскаты и проч. В сентябре 1674 г. Мещеринов ушел на зимовку в Сумской острог, но и после этого не оставлял восставших в покое, периодически совершая рейды в район монастыря и установив контроль за населением беломорского побережья, препятствующий снабжению монастыря.
Следующим летом Мещеринов вернулся на Большой Соловецкий остров и возобновил правильную осаду. На этот раз правительственные войска остались под монастырем и на зиму. Повстанцы, тем не менее, упорно держались, активно противодействуя правительственным силам (разрушение подкопов и проч.). Штурм монастыря предпринятый Мещериновым 23 декабря 1675 года также был ими отбит.
Взять монастырь удалось лишь в результате предательства одного из вышедших из него монахов, указавшего плохо заделанную калитку в крепостной стене. В ночь на 22 января 1676 года правительственные войска ворвались в обитель. Оставшиеся защитники укрылись в палатах внутри монастыря, в первую очередь в Трапезной, и оказали ожесточенное сопротивление. В последнем бою погибло около 100 осажденных, 62 человека было взято в плен. 28 из них Мещеринов казнил.
Захваченный монастырь подвергся разграблению, были ограблены монастырские ризницы, казна и библиотека (у самого Мещеринова впоследствии изъяли и вернули монастырю 200 книг из монастырской библиотеки). Сам воевода был отдан под суд за грабеж монастыря и бесчинства его войск.


Монастырь
читать дальше



Соловецкий монастырь располагался на крупнейшем острове Соловецкого архипелага - Большом Соловецком. В XVII веке переправа на ладье с материка в монастырь занимала 2 дня. Примерно восемь месяцев в году монастырь был вообще практически отрезан от большой земли - морская переправа была смертельно опасна из-за плавающих льдов. Доступен монастырь был лишь с мая по сентябрь.
Сам монастырь представлял собой мощную крепость, выстроенную на узком перешейке между заливом Благополучия и Святым озером. Монастырские стены, сложенные из гранитных валунов, на наиболее опасных участках достигали высоты в 11 метров и толщины в 6 метров. Оборону стен усиливали 8 башен. Незащищенные водой подходы с юга и севера дополнительно прикрывались рвами. Вдоль стен была оборудована просторная обходная галерея, позволявшая обороняющимся быстро передвигаться и вести огонь. В монастыре имелась собственная артиллерия и внушительные запасы оружия.
Повстанцы
читать дальшеВ XVII веке в монастыре проживало до 350 - 400 монахов и около 600 монастырских слуг и работных людей. Помимо братии и монастырских слуг в монастыре проживало и некоторое количество ссыльных. Точное их число неизвестно (вероятно несколько десятков, поименно известно 20 человек). В силу труднодоступности обители режим содержания ссыльных не был строгим и они свободно перемещались по территории монастыря.
Во главе обители стояли архимандрит (с 1651 года, до этого игумен), келарь (заведующий хозяйством) и казначей. Все они избирались братией на большом черном соборе (архимандрит затем должен был утверждаться правительством).
Архимандрит, келарь, казначей, священники и 12-14 соборных старцев составляли малый черный собор, бывший основным органом управления монастыря. В особо важных случаях собирался большой черный собор - собрание всех монахов обители.
Во время восстания монастырь продолжал, в целом, управляться малым собором. Архимандрит в монастыре отсутствовал, келарь и казначей часто менялись и в результате столкновений группировок внутри монастыря и по естественным причинам (за время восстания сменилось 6 келарей и 5 казначеев).
Резко выросло значение большого черного собора, чья роль в обычное время была скорее формальной. Именно большой собор принимал решения по всем основным вопросам. В 1667 - 1674 годах он собирался по неполным данным не менее 25 раз. В отличии от мирного времени, в работе большого собора участвовали не только монахи, но и миряне.
Влияние мирян в монастыре вообще постоянно росло, особенно усилившись на последнем этапе осады, в 1671-1676 годах. Тем не менее, основную руководящую роль на протяжении всего восстания сохраняли за собой соловецкие монахи.
В начальный период восстания (осенью 1668 года) в монастыре находилось 673 человека (273 монаха и 400 мирян). Более 200 человек за время осады покинуло монастырь добровольно или было выслано из него. Не менее 50 человек погибло в боях или умерло от болезней за время осады (вероятно умерших от болезней было больше, как минимум на несколько десятков). Какое-то количество людей за время осады пришло в монастырь, пополнив ряды повстанцев, число их неизвестно, но вряд ли оно было значительным.
К концу осады, по мнению автора, в монастыре могло оставаться ок. 350 человек. Около 100 из них вероятно погибли при штурме, 62 человека попало в плен (из них 28 казнено). Судьба остальных неизвестна, часть из них видимо погибла или была казнена, часть отправлена в ссылку *.
Не все монахи и миряне поддержали восстание. Небольшая часть братии поддержала реформу. Существенно большее число монахов и мирян, не поддерживая никоновскую реформу, не желало, тем не менее, участвовать в борьбе с правительством. Часть участников восстания со временем разочаровалась в нем или отшатнулась, шокированная его растущим радикализмом. Эти люди покидали монастырь, а оставаясь в нем вынуждены были скрывать свои взгляды.
Среди повстанцев также не было единства, они делились на умеренную и радикальную партии. Умеренная группа состояла из нескольких монастырских интеллектуалов - книжников и части рядовой братии. Умеренные были, в целом, религиозными консерваторами, отвергавшими как никоновские реформы, так и нововведения радикалов. Часть из них, видимо, была готова пойти и на компромисс с правительством.
Радикальная группа включала в себя часть монастырской верхушки, рядовой братии и мирян. Какой-либо компромисс с правительством радикалы отвергали. При этом, отвергая никоновскую реформу они сами по сути выступали в качестве религиозных реформаторов, причем еще более радикальных. Наиболее ярким проявлением этого было развитие в среде радикалов беспоповства. Поскольку большинство монастырских священников не поддержало восстание или придерживалось умеренных взглядов радикалы сначала свели свое общение с ними к минимуму, а затем и вовсе от него отказались (отказавшись соответственно и от причастия, исповеди, отпевания и даже посещения церкви).
Интересно, что умеренные повстанцы попав в руки правительства как правило проявляли гораздо большую твердость в отстаивании своих убеждений, не желая каяться и принимать реформу хотя бы для виду. Радикалы же напротив сравнительно легко шли на сделку с властями, каясь и принимая никонианские новшества, но при первой же возможности бежали.
Радикальная группировка (келарь Азарий, Никанор**, старцы Аника Пушкарь, Тихон Долгий, Варфоломей Попрыгин, миряне Фаддей Бородин, Елеазар Алексеев и др.) руководила монастырем на начальном этапе восстания (сентябрь 1667 - сентябрь 1669). Однако стремительная радикализация восстания (уничтожение книг, уничтожение и повсеместная замена четырехконечных крестов восьмиконечными, замена титула Христа на распятии и проч.) вызвала отторжение у большинства повстанцев. В сентябре 1669 года верхушка радикалов была схвачена, брошена в тюрьму, а затем выслана в расположение правительственных войск (всего выслано 37 человек).
С сентября 1669 по август 1671 гг. монастырем управляла умеренная партия (келарь Епифаний, казначей Глеб, священник Геронтий). Попытки умеренных вступить в переговоры с правительством и проч. постепенно подорвали их авторитет и в конце лета 1671 года к власти вернулись радикалы (все тот же Никанор, сумевший непонятным образом избежать высылки в 1669, священник Леонтий, старцы Дорофей Морж, Нафанаил Тугун, миряне Логвин Кемлянин, Самойло Васильев, Исачко Воронин) правившие монастырем до самого конца.
Основным методом политической борьбы и расправы с несогласными в монастыре было тюремное заключение с последующей высылкой из монастыря. Высылались и противники восстания и умеренные и радикалы. Всего за время восстания монастырь, как уже говорилось, покинуло добровольно или принудительно вероятно более 200 человек. Имена 160 из них известны (по большей части они оказались в руках правительства).
Помимо высылаемых и недовольных из монастыря уходили и проповедники раскола, проповедовавшие среди населения (по старообрядческим источникам известно, как минимум, 12 соловецких старцев покинувших обитель, но не попавших в руки правительства), основывавшие пустыни (например Выговскую/Выгорецкую) и проч.
Населения Поморья в ходе восстания поддерживало монастырь, снабжая его припасами и информацией о действиях правительственных войск. По мнению Игнатия Волохова положиться нельзя было даже на местных стрельцов. Благодаря поддержке населения повстанцы на протяжении всего восстания были прекрасно осведомлены обо всех действиях правительства и почти до самого конца осады не испытывали особых проблем со снабжением (например, в 1673 году запасов хлеба в монастыре имелось на 8 лет). Продовольствие в монастырь доставлялось и самими крестьянами и высылаемыми из монастыря вооруженными конвоями, забиравшими его с материка. Часть припасов закупалась у населения.
* Таким образом, представления о массовом зверском истреблении соловецких монахов, распространенные, в частности, среди самих старообрядцев вероятно несколько преувеличены. Это же можно сказать и про отдельных известных деятелей восстания. Например, лидер радикального крыла повстанцев Никанор, зверское убийство (даже в двух вариантах, по одной версии зверски избит и брошен умирать, по другой - посажен на кол) которого старообрядческая традиция приписывает Мещеринову, скорее всего умер еще во время осады, осенью 1674 году.
** Бывший архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря, соловецкий постриженик Никанор, не занимая формально никаких постов, на протяжении всего восстания оставался неформальным лидером радикалов
Правительственные силы
читать дальшеПравительственными силами действовавшими против монастыря последовательно командовали стряпчий Игнатий Волохов (июнь 1668 - весна 1672), стрелецкий голова Климентий Иевлев (лето 1672 - январь 1674) и стольник Иван Мещеринов (январь 1674 - январь 1676).
Общая численность правительственных войск была невелика. Волохову при отправке из Москвы были приданы 2 стрелецких полуголовы (500 стрельцов?) и разрешено использовать сотню архангелогородских стрельцов (всего до 600 стрельцов?). Отряд Мещеринова в конце осады насчитывал ок. 1000 человек.
Базировались правительственные силы на Сумский острог (центр соловецких вотчин на материке). Здесь же находились и назначенный правительством архимандрит монастыря и лояльные правительству (или изображающие себя таковыми) соловецкие монахи. Монахи постоянно конфликтовали друг с другом и со служилыми людьми (у Волохова дело дошло до драки с архимандритом прямо в церкви), обвиняя последних в разорении монастырских вотчин.
Как уже говорилось выше, вплоть до 1674 года осада монастыря велась крайне пассивно - летом правительственные войска занимали Большой Заячий остров (позднее высаживались у монастыря), на зиму уходили в Сумский острог. Полноценные боевые действия велись только на завершающем этапе осады в 1674 - 1676 годах.

Лубок 19 века. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание
@темы: история, книги, СТ, early modern Russia, конспект