Карфаген и его культура
Книга уже не новая (86-й год), но хуже она от этого не становится. История Карфагена изложена довольно бегло, зато о его культуре рассказывается много и подробно. Единственный минус - иллюстраций немного, обширная глава о карфагенском искусстве, например, от этого много теряет.
читать дальшеФиникийская колонизация и основание Карфагена
читать дальше

Финикийская* колонизация Средиземноморья проходила в два этапа. Первый стартовал в начале XII века до н. э., когда гибель Угарита и минойской цивилизации, ранее господствовавших в водах Восточного Средиземноморья, открыла перед финикийцами возможности для экспансии. Толчком к ней стало, вероятно, разрушение Сидона филистимлянами примерно в 1195 - 1194 г. до н .э. Уцелевшие жители Сидона переселились в Тир, создав здесь демографическое напряжение, нашедшее выход в переселении части жителей за море.
Финикийская экспансия развивалась по двум направлениям - в Эгеиду (вдоль западного побережья Малой Азии, от Родоса к Фасосу) и в Западное Средиземноморье (Родос - Сицилия - Северная Африка - Южная Испания).
На западе финикийцы закрепились на восточном и южном побережье Сицилии, в районе нынешнего Туниса (здесь была основана крупная колония Утика) и на юге Испании (где появился еще один значительный центр - Гадес).
В целом, на первом этапе (закончившемся в начале XI века) финикийская колонизация носила в основном торговый характер (несмотря даже на основание достаточно крупных городских центров - Утики и Гадеса). Основным интересом финикийцев был доступ к металлам - серебру, золоту и проч., которыми была очень богата Испания и, отчасти, другие районы колонизации (Фасос).
После некоторой паузы колонизация возобновилась в начале IX - VIII вв. до н. э. Причиной ее возобновления вновь стали внутренние проблемы Тира - перенаселение и острая социально-политическая борьба.
Новая волна колонизации затронула только Западное Средиземноморье (из Эгеиды финикийцы были уже вытеснены греками, других возможностей для колонизации на востоке Средиземноморья также не было).
Новым районом активной колонизации на западе стала богатая металлами Сардиния, где было основано несколько колоний (Нора и др.). На Сицилии финикийцы, теснимые греками, оставили южное и восточное побережье острова, переместившись на западную его оконечность. Здесь были основаны Мотия, Солунт и Панорм.
Расширилось присутствие финикийцев в южной Испании, где появились значительные города - Малака, Секси и, вероятно, Абдера. Финикийские колонии появились и на противоположной стороне Гибралтарского пролива (Ликс) и атлантическом побережье Африки.
В Северной Африке финикийцы также заметно расширили свое присутствие основав Гиппон, Лептис и Хадрумет.
Вторая волна финикийской колонизации также носила отчасти торговый характер, однако интерес финикийцев к созданию полноценных городских центров с развитым земледелием и ремеслом заметно усилился.
Главным событием второй волны колонизации стало основание Карфагена (Картхадашт, «Новый город»). В 823 году до н. э. он был основан группой политических беженцев из Тира, возглавляемых Элиссой (или Дидоной), сестрой тирского царя и вдовой верховного жреца бога Мелькарта. Элисса и часть тирской аристократии вынуждены были покинуть город в результате конфликта внутри правящей элиты.
* Собственно, колонизация была не финикийской, а тирской, другие города Финикии в ней, вероятно, участия не принимали.
История Карфагена
читать дальше

О первых полутора веках истории Карфагена практически ничего не известно. В начале своего существования он был небольшим городом, практически не имевшим сельскохозяйственной округи - хоры*.
Подъем Карфагена начинается примерно в первой четверти VII века до н. э., что было связано видимо с притоком эмигрантов из Финикии (где ассирийцми был разрушен Сидон и осаждался Тир). Город постепенно превращается в значительный торговый центр.
В 663 году до н. э. карфагеняне основывают свою первую колонию - Эбес на балеарском острове Питиусса (Ибица). Через Эбес предполагалось развивать торговлю с Испанией в обход финикийских колоний на юге страны. Однако эти планы были сорваны конфликтом с конкурентами - греками-фокейцами из Массилии (Марселя) в котором Карфаген потерпел поражение.
Неудача на западе вынудила карфагенян сосредоточиться на освоении африканского побережья. Они основывают колонии к западу и востоку от города, подчиняют себе старые финикийские колонии Лептис и Хадрумет.
Во второй четверти VI века карфагеняне, пользуясь распадом Тирской державы** подчинили себе финикийские города западной Сицилии (полководец Малх). Однако попытка того же Малха подчинить Карфагену Сардинию*** (545 - 535 годы) провалилась. Малх был заочно осужден и приговорен к изгнанию. Не подчинившись, он вернулся в Карфаген, захватил город и попытался установить здесь свою тиранию, однако потерпел поражение и был казнен.
Первенствующее положение в Карфагене в этот период занял Магон, а затем и его потомки - Магониды, с правлением которых связан расцвет Карфагенской державы.
В третьей четверти VI века карфагеняне вновь вступили в противоборство с фокейцами. В 60-х годах VI века массалиоты закрепились на Корсике, основав здесь Алалию и угрожая Сардинии. В 540 году сюда переселились жители Фокеи бежавшие на запад от персов. Карфагенянам, в союзе с этрусками (Цере) удалось вытеснить фокейцев с Корсики (битва при Алалии, 535 год)****. После этого Сардиния окончательно вошла в сферу влияния Карфагена.
К концу VI века в состав Карфагенской державы входили: побережье Африки к юго-востоку от Карфагена (граница проходила восточнее Лептиса), запад Сицилии и Сардиния (побережье и, вероятно, южная и юго-западная часть внутренних районов).
В конце VI века карфагеняне вступили в затяжную борьбу за Сицилию с местными греками. Первый раунд этой борьбы закончился сокрушительным поражением Карфагена. В 480 году огромная карфагенская армия была уничтожена в битве при Гимере соединенными силами тиранов Сиракуз и Акраганта. Несмотря на мягкие условия мира с греками, Карфагену на 70 лет пришлось забыть об экспансии в этом регионе.
Примерно в то же время Карфаген вмешался в конфликт на юге Испании. Здесь, Тартессийская держава, заключив союз с массалиотами, попыталась вытеснить с полуострова финикийцев, напав на Гадес. Гадес был вынужден призвать на помощь Карфаген. Карфагеняне разгромили тартессиев, однако затем подчинили себе и местные финикийские колонии. Не желавший признать власть Карфагена Гадес был взят штурмом. Под контроль карфагенян перешли видимо и финикийские города на африканской стороне Гибралтарского пролива (Ликс) и осколки развалившейся в результате поражения Тартессийской державы.
Параллельно карфагеняне, с переменным успехом, воевали еще и на Сардинии и в Африке. Боевые действия здесь особенно активизировались после Гимеры. На Сардинии пунийцы имели некоторый успех в борьбе с туземными сардами, однако полностью завоевать остров им так и не удалось. В Африке карфагенские полководцы (внуки Магона) достигли значительных успехов, отвоевав у ливийцев и нумидийцев обширные территории (475 - 450 годы). Карфаген впервые обзавелся значительной сельскохозяйственной территорией присоединив ее к своей хоре. Под контроль пунийцев перешло и все африканское побережье к западу от Карфагена.
В V же веке в состав Карфагенской державы вошла и Утика*****.
В середине V века власть Магонидов в Карфагене была свергнута и в городе окончательно установилось республиканское олигархическое правление.
В конце V века карфагеняне возобновили борьбу за Сицилию. В 409 году огромная карфагенская армия овладела Селинунтом и Гимерой. Оба города были разрушены, а из население истреблено или продано в рабство. В 406 году карфагеняне заняли почти весь остров и осаждали Сиракузы, греков спасла только эпидемия разразившаяся в лагере пунийцев. Под контроль Карфагена перешли владения Селинунта, Гимеры и Акраганта.
Последующая борьба с греками, во главе которых встал знаменитый сиракузский тиран Дионисий Старший, шла с переменным успехом. Карфагеняне вновь неудачно осаждали Сиракузы, Дионисий взял и разрушил Мотию (вместо нее карфагенянами был основан новый город - Лиллибей) и т. д. По результатам нескольких войн с Дионисием (к 368 году) карфагенянам удалось только удержать западную часть острова несколько расширив свои границы (до реки Галик, сохранив за собой захваченный Селинунт).
Позднее, воспользовавшись внутренними распрями в Сиракузах при Дионисии Младшем, карфагеняне вновь попытались установить контроль над Сицилией, но снова потерпели неудачу. Греки, возглавляемые известным коринфским тираноборцем Тимолеонтом, нанесли им сокрушительное поражения (битва при Кримиссе, 341 год), восстановив статус-кво.
Неудачи на Сицилии плачевно сказывались на внутреннем положении Карфагенской державы, провоцируя восстания покоренных ливийцев (между 405 и 398 гг., в 396 и 379 гг.) и внутренние конфликты (заговор Ганнона и проч.). Особенно опасными было восстание ливийцев в 396 году, принявшее огромные масштабы и подавленное с большим трудом.
Новый раунд борьбы за Сицилию стартовал в конце IV века до н. э. Сиракузский тиран Агафокл, объединив под своей властью сицилийских греков в 312 году начал войну с Карфагеном. Поначалу она складывалась для греков не очень удачно, но в 310 году Агафокл перенес войну в Африку, внезапно высадившись у Карфагена. Заняв значительную часть африканских владений Карфагена (включая Утику), он поставил карфагенян в очень трудное положение, однако взять сам город не смог. В конце концов пунийцам все же удалось вытеснить тирана из Африки, заключенный мир (306 год) в целом восстанавливал довоенное положение.
После смерти Агафокла и развала его державы карфагеняне предприняли очередную попытку овладеть Сицилией. Сицилийские греки призвали на помощь эпирского царя Пирра, воевавшего в Южной Италии. Пирр быстро очистил от карфагенян почти весь остров (278 - 276 годы), в руках последних остался только Лиллибей. Однако Пирр быстро восстановил против себя местных греков и вынужден был покинуть остров (275 год).
Воспользовавшись этим, карфагеняне вновь начали устанавливать контроль над Сицилией, однако полностью овладеть ей не смогли из-за вмешательства Рима.
В 264 году до н. э. в борьбу за Сицилию вступили римляне. 1-я Пуническая война (264 - 241 годы), после долгой борьбы с переменным успехом, была всё-таки проиграна Карфагеном. Карфагеняне вынуждены были уступить Риму Сицилию, трехсотлетняя борьба за остров оказалась напрасной.
Поражение вызвало в Карфагенской державе тяжелейший кризис, наиболее ярким проявлением которого стала т. н. Ливийская война (240 - 238 годы). Против Карфагена восстали его наемники, не получившие оплаты, к ним примкнули ливийцы, нумидийцы, рабы и даже некоторые финикийские города (Утика). Восстание распространилось на южную Испанию и Сардинию. С огромным трудом, карфагенянам, армию которых возглавлял талантливый полководец Гамилькар Барка (отличившийся в боях с римлянами на Сицилии) удалось подавить восстание в Африке. Сардинию пришлось передать Риму, угрожавшему новой войной.
Подавив восстание в Африке, Гамилькар переправился в Испанию и восстановил власть Карфагена и здесь. Не ограничившись этим, Гамилькар перешел к завоеванию новых территорий. После гибели Гамилькара, завоевание Испании было продолжено его зятем Гасдрубалом и сыном, знаменитым Ганнибалом. К 218 году под властью карфагенян находилась уже большая часть Испании*******. Ресурсы завоеванных территорий были использованы Баркидами для подготовки новой войны с Римом. В 218 году она была спровоцирована Ганнибалом.
События 2-й Пунической войны (218 - 201 годы) хорошо известны. Война окончилась сокрушительным поражением Карфагена. Карфагенская держава прекратила свое существование. Ее испанские владения отошли Риму, большая часть африканских - союзнику Рима, нумидийскому царю Масиниссе. Суверенитет самого Карфагена был ограничен, он фактически стал римским протекторатом.
Тем не менее, город довольно быстро восстановил свою экономическую мощь и значительная часть его граждан не теряла надежды на реванш. Победа антиримской партии во внутриполитической борьбе дала Риму повод для новой войны. 3-я Пуническая война (149 - 146 годы) свелась к осаде самого Карфагена. После трех лет осады римляне взяли город штурмом. Карфагеняне оказали врагу упорнейшее сопротивление. Последние защитники города, укрывшиеся в древнейшем храме Эшмуна, подожги его и сгорели, предпочтя смерть рабству. Большая часть карфагенян погибла, оставшиеся были обращены в рабство. Сам Карфаген был разрушен до основания. На его территории была создана римская провинция Африка с центром в Утике.
Впоследствии (49 - 44 годы), на месте пунийского города был построен римский Карфаген.
* Даже за пользование городской территорией карфагеняне платили дань ливийцам.
** Финикийский колонии, за исключением Карфагена, признавали верховную власть Тира. Во второй четверти VI века в результате (временного) отсутствия царской власти в самом Тире его держава распалась.
*** Вероятно здешние финикийские колонии.
**** Фокейцы перебрались на юг Италии.
***** Когда и при каких обстоятельствах неясно.
******* Завоеванные территории составили квазигосударство Баркидов, с центром в основанном Гасдрубалом Новом Карфагене. В самом Карфагене Баркиды также занимали господствующие политические позиции.
Политическое и социальное устройство.
читать дальше
Карфаген
О политическом строе Карфагена известно немного, а то что известно, известно в передаче греко-римских авторов не всегда понимавших чуждую им политическую культуру.
В самом начале своего существования, при правлении царицы Элиссы Карфаген недолго был монархией. Власть царицы при этом была ограничена аристократическим советом, состоявшим видимо из тирских аристократов эмигрировавших вместе с Элиссой.
После смерти Элиссы монархия была ликвидирована и власть в городе видимо перешла к вышеупомянутому аристократическому совету (из 10? «принцепсов», как их именуют римские авторы). При перевороте Малха (~ 535 год до н. э.) этот аристократический совет был физически уничтожен. Недолгое правление самого Малха было, вероятно, разновидностью тирании.
После свержения и казни Малха и до середины V века до н. э. Карфагеном правила династия Магонидов - сам Магон, его дети и внуки. Характер их власти неясен, вероятно, она представляла собой некую разновидность диктатуры.
После отстранения от власти Магонидов складывается система власти, просуществовавшая до самой гибели Карфагенской республики. Высшей властью в Карфагене теоретически являлось народное собрание. Однако собиралось оно эпизодически и действительно важную роль играло только в период кризисов. Практически же, власть сосредотачивалась в руках советов, которых, возможно, было два: один, более широкого состава, условно называемый на римский манер сенатом(существовал уже при Магонидах, возможно появился после свержения Малха) и более узкий, состоявший из 100 или 104 человек (создан после свержения Магонидов). Возможно, второй совет был постоянно действующей частью первого.
Исполнительную власть возглавляли двое избираемых суффетов («судей», также появились после свержения Магонидов). Карфагеняне старались разделять политическую и военную власть, суффеты почти никогда не командовали войсками.
Помимо суффетов существовали и другие выборные должности (например, казначеев).
Члены совета/советов и должностные лица избирались с учетом имущественного ценза, что, естественно, резко ограничивало к ним доступ.
В III веке до н. э. карфагенская политическая жизнь заметно демократизировалась. Баркиды в своей политике опирались на широкую поддержку народных масс, зять Гамилькара Барки Гасдрубал был до присоединения к семье Баркидов популярным народным лидером.
Баркиды создали в рамках Карфагенской державы собственное квазигосударство, напоминавшее эллинистическую монархию. Гасдрубал, по некоторым сообщениям стремился даже к царской власти в самом Карфагене, но не нашел достаточной поддержки.
В 195 году до н. э. Ганнибал, избранный суффетом, провел политическую реформу. В соответствии с ней суффеты должны были переизбираться ежегодно и не могли избираться два года подряд. Это ограничило власть олигархии и усилило демократические элементы, что проявилось во время 3-й Пунической войны.
В социально-политическом плане Карфаген представлял собой гражданскую общину полисного типа. Гражданский коллектив подразделялся на аристократию («могущественных») и плебс («малых»). Политическая и экономическая власть находилась в руках аристократии (после появления у города хоры, аристократия обзавелась и земельными владениями) и Карфаген таким образом представлял собой аристократическую республику.
Помимо граждан в Карфагене проживали и другие группы населения. Ниже граждан стояло свободное население не имевшее гражданских прав (включая иностранцев). Еще ниже - различные группы полусвободного населения, чей статус и функции неясны («сидонские мужи» и проч.). На самой нижней ступени общественной лестницы стояли рабы. Рабское население было довольно многочисленным и было занято в разных сферах, в том числе и в сельском хозяйстве. Положение рабов было относительно неплохим и во всяком случае, имело мало общего с ужасами ранней Римской республики.
Вокруг самого Карфагена располагалась его хора, разделенная на территориальные округа, управлявшиеся специальными чиновниками. Округа в свою очередь состояли из общин обладавших определенным самоуправлением. Чиновники управлявшие округами нередко были представителями плебса, для которого эти должности были своеобразной формой кормления.
Карфагенская держава
Карфагенская держава представляла собой сложный конгломерат городов, племен и народов. Ядро ее составлял сам Карфаген со своей хорой. Возможно, в состав хоры входили и заморские территории - часть Сардинии и испанские города основанные Баркидами (Новый Карфаген и проч.).
С Карфагеном были тесно связаны и его собственные колонии, обладавшие определенной самостоятельностью, но административно подчиненные Карфагену, присылавшему в них своих резидентов. Возможно, население колоний рассматривалось как часть народа карфагенян.
В состав Карфагенской державы входили и старые финикийские колонии. Статус их был различен. Некоторые (Утика, Гадес* и другие города в Испании) официально считались равными Карфагену. Другие занимали более низкое положение (Хадрамет, Лептис, Панорм, Каралис и прочие города Сицилии, Сардинии, Африки) и считались «подчиненными карфагенянам городами имеющими с ним одинаковые законы».
Фактическое положение этих городов существенно отличалось от юридического. Формально равноправные Гадес и, особенно, Утика подвергались постоянной экономической дискриминации со стороны карфагенян, особенно стремившихся ущемить их торговлю. Подобная политика вызывала у граждан этих городов ненависть к Карфагену, прорывавшуюся при каждом удобном случае**.
Напротив, формально неравноправные сицилийские города фактически имели обширные привилегии (чеканили собственную монету, имели собственные вооруженные силы, свободно торговали с римлянами, греками и этрусками), видимо, в силу своего прифронтового статуса, и сохраняли полную лояльность Карфагену.
Далее следовали племена и города находившиеся в подданстве у карфагенян. К ним относились ливийцы живущие за пределами хоры, племена Сардинии, Сицилии и Испании. Во внутренние дела большинства из них карфагеняне не вмешивались (хотя были и исключения) ограничиваясь взятием заложников, взиманием дани*** и принудительным привлечением к военной службе. Большого восторга у подданных карфагенян это не вызывало и они восставали при каждом удобном случае.
Помимо этого Карфаген имел еще и союзников. Под этим названием скрывалась целая группа племен и народов имевших различный статус, от настоящих союзников (например, илергетов в Испании) до тех, чьё положение мало отличалось от положения подданных карфагенян.
* Гадес имел свой флот и милицию, чеканил монету.
** Утика присоединялась чуть ли не ко всем антикарфагенским возмущениям, Гадес во время 2-й Пунической войны перешел на сторону Рима и т. п.
*** Сицилийские племена и здесь находились в привилегированном положении, платя всего 10% от урожая. В других регионах, в военное время дань доходила до 50%.
Экономика
читать дальшеПервоначально Карфаген был исключительно торговым городом, впоследствии у пунийцев появилось и собственное сельское хозяйство, однако основой городской экономики продолжала оставаться торговля.
Карфагенская торговля была в основном посреднической и находилась в руках частных лиц. Государство в торговле непосредственно не участвовало, получая доход от таможенных пошлин и прочих сборов. Это не мешало ему проводить активную торговую политику, заключая торговые соглашения с другими народами (известны договоры подобного рода с Римом и этрусками) и используя разнообразные ограничительные меры для защиты собственной торговли. Так, 2-й римско-карфагенский договор (348 год) полностью запрещал римлянам торговать с карфагенскими Африкой, Испанией и Сардинией, разрешая свободную торговлю в самом Карфагене и на Сицилии. После захвата южной Испании и африканского побережья у Гибралтарского пролива карфагеняне организовали морскую блокаду пролива, не пропуская через него даже суда своих союзников этрусков и т. п.
В рамках торговой борьбы карфагенское правительство не останавливалось и перед ущемлением торговых интересов других центров своей державы. Так, торговля соседней Утики, после присоединения к Карфагену в V веке, была максимально ограничена, что привело к экономическому упадку города. Пытались карфагеняне ограничить и торговлю Гадеса и других финикийских городов южной Испании, однако здесь их успехи оказались скромнее. Гадес до конца существования Карфагенской державы сохранил ведущие позиции в торговле южной Испании и сумел сохранить монополию на торговлю со странами северной Европы (олово из Бретани и/или Британии).
Помимо интенсивной морской торговли карфагеняне вели и сухопутную, прежде всего транссахарскую с племенами Африки.
Несмотря на развитую торговлю собственных монет у карфагенян долгое время не было.
Только в V веке до н. э. собственные монеты начали чеканить финикийские города Сицилии, позднее там же появились и карфагенские монеты (и те и другие чеканились по аттическому стандарту и греческим образцам), однако за пределами острова они не использовались.
Только к концу IV века до н. э. чеканка монет, сначала золотых и бронзовых, а затем и серебряных началась в самом Карфагене. Они выпускались по финикийскому стандарту и внешне копировали сиракузские. Чеканка золотой монеты была прерогативой правительства, серебряные и бронзовые монеты чеканились и некоторыми городами (например, Гадесом) и даже полководцами (Баркиды в Испании и Италии).
Карфагенское ремесло было достаточно развито, однако продукция его, в силу сомнительных эстетических качеств, международным спросом не пользовалась и употреблялась только внутри страны (и то не везде). Единственным исключением было производство крашеных (в основном, пурпурных) тканей, которые активно экспортировались.
Полезные ископаемые добывались по большей части на Сардинии (серебро,медь, свинец) и в Испании (серебро), а также Нумидии (медь). Богатые рудники южной Испании оставались в руках старых финикийских колоний и карфагенская горнодобыча ограничивалась юго-востоком страны (Новый Карфаген).
В собственности государства находились крупные военные производства - верфи и арсеналы в Карфагене и Новом Карфагене, а также часть рудников.
Собственное сельское хозяйство в Карфагене появилось только в V веке до н. э. после завоевания обширных районов Африки. С этого времени он становится также и аграрным государством. Часть завоеванных территорий была присоединена к хоре Карфагена, с остальной взимался продовольственный налог. Африканские земли были чрезвычайно плодородными, урожай пщеницы здесь составлял сам-100 - сам-150.
Помимо зерновых, карфагеняне занимались оливководством (оливковое масло вывозилось), виноградарством (карфагенское вино было посредственным и продавалось более диким народам, сами пунийцы предпочитали пить импортное греческое и итальянское), пчеловодством (карфагенский воск считался лучшим и использовался в медицине), садоводством (гранаты, груши и проч.). Развито было и скотоводство (коровы, лошади и проч.).
Город
читать дальше


Карфаген был одним из крупнейших городов древности. На пике развития длина его стен составляла более 32 км, а площадь примерно 20 кв. километров*. Большая часть этого пространства приходилась правда на слабозаселенную Мегару, площадь же плотной городской застройки не превышала 5 кв. км.
Город делился на три района. На холме в центре располагалась Бирса, самый старый городской район, впоследствии превратившийся в городскую цитадель. Между Бирсой и портом находился Нижний город, наиболее плотно заселенная часть Карфагена, застроенная многоэтажными домами (до 6 этажей). От Бирсы вглубь материка простиралась Мегара, самый большой, но и самый малонаселенный (не более 100 000 чел.) аристократический район, где располагались дома местной знати. Первоначально Мегара была видимо пригородом Карфагена и внутри городских стен оказалась позднее.
Городские районы отделялись друг от друга стенами, улицы мостились. В начале своего существования Карфаген вероятно был похож на восточный город, с хаотической планировкой и узкими улочками. Примерно с IV века до н. э город (под греческим влиянием) начинает перестраиваться, появляется регулярная планировка. В III веке до н. э. сооружаются два исскуственных порта - торговый и военный с крытыми сухими эллингами на 220 боевых кораблей. Тогда же, видимо возводятся и новые мощные стены вокруг всего города (включая Мегару).
Население Карфагена на конец IV века оценивается в 550 000 - 600 000 человек (в т. ч. ~ 150 000 граждан), ко времени 3-й Пунической войны в нем могло жить до 700 000 человек.
* Для сравнения, площадь Александрии и Вавилона времен Навуходоносора составляла примерно 10 кв. км, а Рима в III веке, при Аврелиане примерно 18 кв. км.
Религия и культура
читать дальшеЦентральное место в карфагенском пантеоне занимал Эшмун, бог-целитель и воскреситель связывающий мир жизни и мир смерти. Его храм построенный в Бирсе был самым древним и одним из самых почитаемых в Карфагене. Греки отождествляли его с Асклепием, римляне с Эскулапом.
До середины V века самым почитаемым в Карфагене был культ Баал-Хаммона, бога солнца, плодородия, владыки подземного мира. Греками и римлянами он отождествлялся с Кроном и Сатурном.
В середине V века на первое место выдвигается культ богини Тиннит (Танит, Тиннит Пене Баал), лунной богини, богини плодородия, госпожи и покровительницы Карфагена. Римляне позднее отождествляли ее с Юноной. В отличии от Баала и Эшмуна, известных финикийских божеств, происхождение культа Тиннит неясно. Долгое время считалось, что это ливийская богиня воспринятая карфагенянами. Однако впоследствии следы ее культа были обнаружены и на Ближнем Востоке, вероятно, изначально она была одним из второстепенных финикийских божеств, выдвинувшимся на первый план под влиянием политических, социальных и культурных изменений в карфагенском обществе, произошедших в середине V века.
Значительное место в карфагенском пантеоне занимал Мелькарт, покровитель Тира, почитаемый во всех его колониях, а также покровитель колонизации. Греки отождествляли его с Гераклом. Карфагенянами почитался, главным образом, не местный храм Мелькарта, имевший второстепенный характер, а храм метрополии, куда и отправлялись дары и подношения.
Культ Астарты (Геры/Юноны), богини любви и плодородия, изначально довольно популярный, был видимо впоследствии оттеснен на второй план культом Тиннит.
У карфагенян были и другие, менее значимые, боги и и их культы.
За пределами Карфагена, в других городах и местностях Карфагенской державы иерархия богов несколько отличалась. В Гадесе огромной популярностью пользовался Мелькарт, бывший здесь, как и Тире, покровителем города. Во главе пантеона Лептиса стояли Шадрапа (аналог Эшмуна) и Милькастарт (некий гибрид Мелькарта и Астарты) и т. д.
«Имперский» культ Тиннит получил распространение в районах тесно связанных с Карфагеном и лояльных ему (финикийские города Сицилии, Сардинии, востока Испании и Эбес). В африканских финикийских городах и у ливийцев к нему отнеслись сдержанно, он был здесь принят, но первое место удержал за собой культ Баал-Хаммона.
В 396 году до н. э. в Карфагене, решением правительства, был установлен культ греческих богинь Деметры и Коры (Персефоны). Осаждавшая Сиракузы карфагенская армия разрушила в окрестностях города почитаемое святилище богинь. Последующие свои несчастья (разразившаяся в армии эпидемия, поражение в войне, восстание ливийцев) карфагеняне связали с совершенным святотатством и решили таким своеобразным способом умиротворить разгневанных богинь. Культ прижился в Карфагене, но распространение имел только среди местной эллинизированной аристократии.
После падения Карфагена начался процесс романизации пунической религии, степень которой в разных культах была различной. В одних случаях римское божество поглощало близкое карфагенское (так римский Либер поглотив Шадрапу в Лептисе). В других, старое и новое божество сливались сохраняя и римские и финикийские черты (Сатурн и Баал-Хаммон). В третьих, пунийское божество продолжало существовать под новым именем (Тиннит ставшая Целестис).
Кроме «больших» богов пунийцы почитали разных мелких божков, демонов отвращавших беды от живых и от мертвых. Все финикийцы, и карфагеняне в том числе, поклонялись также священным деревьям, водам и, особенно, камням.
Жречества как отдельной касты, видимо, не существовало, жреческие обязанности были частью гражданских, исполнялись, по большей части, светскими людьми, и часто были наследственными. Храмы имели собственное хозяйство, однако были поставлены под контроль государства, осуществлявшийся специальной комиссией.
Наиболее известной и неоднозначной частью карфагенской религиозной практики были регулярные человеческие жертвоприношения. Жертвы приносили разным богам, но чаще всего Баал-Хаммону. Жертвовали, в первую очередь младенцев, мальчиков-первенцев, в основном из аристократических семей. Жертву предварительно умерщвляли, а тело ее сжигали. Жертвы приносились, вероятно, ежегодно и, при необходимости, в чрезвычайных ситуациях. Младенца могли заменять выкидышем или ягненком. Богатые семьи нередко покупали детей у бедняков, жертвуя вместо своих.
Человеческие жертвоприношения были древним ханаанейский обычаем, но в первые годы существования Карфагена этот обычай, вероятно, не соблюдался. Традиция возрождается примерно около 700 года до н. э., что было связано видимо с прибытием новых эмигрантов из Тира и общей тягой к возрождению старины.
Культура Карфагена на раннем этапе его развития почти ничем не отличалась от собственно финикийской. В VII -V вв. до н. э. формируется местная пуническая разновидность финикийской культуры. Начиная с IV века карфагенская культура оказывается под растущим влиянием греческой (искусство, архитектура, одежда и быт и проч.) и достаточно сильно эллинизируется. Правда затрагивает эта эллинизация главным образом карфагенскую аристократию.
@темы: история, книги, СТ, античность, конспект