Form follows content
Специальные исторические дисциплины
Много интересного, да и удобно - все в одном месте. Примерно 2/3 книги палеография и сфрагистика, остальные разделы существенно меньше. Раздел геральдики настоящая поэма в прозе)
читать дальшеПалеография
читать дальшеСлавянская письменность
Первая славянская азбука - глаголица, была создана в начале 60-х годов IX века Кириллом (Константином) Философом для миссионерской деятельности, вместе с братом Мефодием, в Великой Моравии. После смерти Мефодия в 885 г. (Кирилл умер в 869 г.) деятельность братьев была объявлена еретической, их ученики подверглись преследованиям. Часть из них бежала в Болгарию и Македонию, где продолжила дело братьев. В конце IX в. один из этих учеников - Кирилл Охридский, занимавшийся миссионерской деятельностью в западной части Болгарии создал еще одну азбуку - кириллицу, вскоре вытеснившую глаголицу.
Источником для обеих азбук стал греческий алфавит. Основой кириллицы послужил унциал (греческий устав, использовавшийся для написания церковных книг), а глаголицы - минускул (греческая скоропись, основной тип письма).
Числа обозначались буквами имеющими определенное числовое значение (см. таблицу), при этом над буквой ставился знак титло.
Глаголический и кириллический алфавиты
читать дальше

Типы письма
Выделяются три типа письма - устав, полуустав и скоропись.
Устав происходит от греческого унциала литургических книг. Четкое красивое письмо, без наклона, с минимумом сокращений и выносных букв. Устав господствовал в русских рукописях в эпоху применения пергамена - с XI по XIV вв. Писали уставом медленно - не более двух листов текста в день.
Полуустав возник в результате постепенного упрощения устава. В последней четверти XIV века складывается русский полуустав, однако уже в начале XV века он был вытеснен полууставными почерками балканского происхождения. Завоевание османами Балкан привело к наплыву в русские земли южнославянских беженцев. С собой они принесли южнославянские полуустав и скоропись (возникшую на основе византийской), а также и новые правила орфографии, существенно повлиявшие на графику и орфографию русских рукописей.
Характерными признаками полуустава были наклон при письме, новые начертания букв, большое количество сокращений и выносных букв.
Печатные книги позднее также печатались шрифтом созданным на основе полуустава.
Полуустав был общим типом письма для Московского государства и русских земель ВКЛ и Польши.
В отличии от полуустава, пути развития скорописи в Московском государстве и западно- и южнорусских землях оказались различными. Западно- и южнорусская скоропись формировалась на основе южнославянской скорописи, тогда как московская на основе русского полуустава, южнославянское влияние на ней сказалось незначительно. Со второй половины XVII в. существенное влияние на московскую скоропись оказывает киевская.
Таким образом, с XV в. основными типами письма в России становятся полуустав (книги) и скоропись (делопроизводство и проч.). В XVII веке скоропись становится основным типом письма в русском государстве, в XVIII веке уже мало отличаясь от современного рукописного письма.
Устав XIV века, полустав и скоропись XVII века
Материал письма
Папирус использовался в Европе очень долго, вплоть до XI в., благодаря дешевизне и прочности, однако из-за особенностей материала только в виде свитка, а не книги.
Пергамен появился во II веке до н. э в Пергаме. Благодаря специальной обработке кожи позволял писать на ней с обеих сторон (ранее для письма использовалась кожа выделанная только с одной стороны - дифтер) и, соответственно, создавать книги в виде кодекса, а не свитка. Быстро распространился (в Византии уже в IV - V вв. пергаменные книги возобладали над папирусными), однако из-за высокой стоимости полностью вытеснить папирус не смог. Последний продолжал широко использоваться в деловой письменности, вплоть до массового распространения бумаги.
Из-за дороговизны пергамена распространилась практика его повторного использования(палимпсест). Предыдущий текст смывался или соскабливался и поверх писался новый . Из-за глубокого проникновения чернил в кожу удаленный текст не уничтожался полностью и его можно восстановить.
Бумага впервые появилась в Китае в I тысячелетии до н. э. В VIII в. н. э ее производство появилось в Самарканде, а после арабского завоевания распространилось дальше на запад. В XII веке бумага начала употребляться в Византии, Италии и Испании. Однако производиться в Европе она начала только в XIV в. в Италии. Затем производство бумаги было освоено на юге Франции и в Германии, в XVI в. в Польше, в XVII в. в Голландии. В России бумажное производство впервые появилось 70-х гг. XVI в. но распространение получило только в XVIII в., до этого почти вся бумага была привозной.
На Руси папирус не использовался, для деловой и частной переписки долгое время использовалась, в основном, береста. Пергамен широко использовался с XI по XIV век, производился с XIII в. Привозная бумага появилась на Руси в XIV в. (древнейшая грамота на бумаге - 1340-1341 гг., книга - 1381 г.), а в XV в. заняла уже и господствующие позиции, хотя пергамен использовался (для роскошных книг и важных документов) вплоть до XIX в.
Основным видом чернил в Средневековье были железо-галловые (соли железа, дубовые чернильные орешки, загуститель), имевшие коричнево-бурый оттенок и обладавшие большой прочностью. С XVII в. использовались также сажевые чернила, черного цвета, но не такие прочные.
Помимо чернил, для заголовков и начальных букв (инициалов) использовались краски. Для письма красным в Византии использовалась киноварь, на ртутной основе, или более дешевая «драконья кровь» (малиновая краска растительного состава), в Западной Европе - недорогой сурик (розовато-оранжевая краска получаемая из свинцовых белил). Использовалось также твореное (в виде краски) или листовое (наклеивалось) золото и серебро.
В России получили распространение железо-галловые чернила и киноварь. Сурик использовался только в древнейших рукописях и вновь стал распространяться только со второй половины XVII в. Сажевые чернила распространяются начиная с XVII в.
Для письма использовались обработанные и очиненые птичьи перья. Карандаш в России появляется в XVI в.
Бумага
Бумага вплоть до XVIII в. изготавливалась вручную. Сырьем (в Европе и России) служило льняное тряпье, которое размачивалось, измельчалось и обрабатывалось, превращаясь в однородную массу. Эта масса вычерпывалась специальными формами (деревянная рамка с плотной проволочной сеткой). Вода стекала через сетку, зачерпнутая же масса задерживалась и высыхала. Остатки воды отжимались прессом, получившийся лист просушивался, пропитывался для прочности желатиновым клеем, выглаживался и лощился.
Сетка на дне формы оставляла на листе видимый на просвет отпечаток - водяной знак. Со временем европейские производители бумаги стали использовать свойства водяного знака для маркировки бумаги. Ко дну формы начал прикрепляться небольшой фигурный контур из проволоки, изображавший букву, животное, предмет. Получавшийся в результате водяной знак называется филигранью. Дополнительные знаки (цифры, буквы) помещенные на противоположной от филиграни стороне листа - контрамаркой.
Форма для производства бумаги служила не более двух лет и заменялась на новую, вместе с ней меняли и водяной знак. Это позволяет определить примерное время производства бумаги с точностью до десятилетия.
Полный мануфактурный лист использовался редко, обычно для больших напрестольных богослужебных книг. Для них использовалась и специальная бумага с филигранью в центре листа («Александрийский лист»). Обычно же лист складывался и разрезался.
Если мануфактурный лист был сложен пополам один раз (и сброшюрован по сгибу) такая книга называлась «дестевой» или форматом в лист; половина листа сложенная пополам (и сброшюрованная по сгибу) - «полудестевой» или форматом в четверть; 1/4 листа сложенная пополам и сброшюрованная по сгибу - книгой «в восьмушку».
Для столбцового делопроизводства мануфактурный лист разрезался на две части пополам в длину (17 x 45 см) или на три части в ширину (15 x 34 см).
Слева направо: Александрийский лист, столбец, книги в десть, в полудесть и в восьмушку

Хронология
читать дальше


Сфрагистика
читать дальшеПечати подразделяются на печати-матрицы (изображение/надпись вырезанные на твердом носителе - металле, кости, камне) и печати-оттиски, получаемые при оттискивании матрицы на мягком металле, воске, вощаной мастике.
Печати-оттиски могут быть подвесные (вислые) или прикладные.
Подвесные привешивались на шнуре или нитях к нижней части документа, как правило, имели изображение на обеих сторонах и могли быть металлическими или вощаными.
Металлические подвесные печати - буллы, могли быть свинцовыми (моливдовулы), серебряными (аргировулы) или золотыми (хрисовулы).
Для получения печати заготовка помещалась между двумя матрицами и стискивалась. Печати оттискивались с помощью специального инструмента - буллотирия, клещей, на губах которых крепились (иногда вырезались) матрицы. Подвесные вощаные печати большого размера изготавливались с помощью специальных станков-тисков.
Прикладные печати оттискивались непосредственно на документе (на вощаной мастике). Матрицы их могли иметь различную форму, но чаще всего использовались перстни-печатки, цельнометаллические или со вставкой из камня.
Для изготовления вощаных подвесных и прикладных печатей чаще всего использовался не хрупкий воск, а более устойчивая вощаная мастика (предшественник сургуча). Цвет воска видимо строго не регламентировался, однако московская великокняжеская канцелярия в большинстве случаев использовала красный, а канцелярия митрополита - черный.
На лицевой стороне (аверсе) двусторонней печати изображались обычно символы властных полномочий владельца печати, на оборотной (реверсе) помещались сведения о самом владельце. У односторонней печати оба сюжета размещались на одной стороне (за исключением печаток, изображение на которых было, в большинстве случаев, случайным).
По характеру изображений древнерусские (домонгольские) печати подразделяются на 40 разрядов, объединенных в 11 классов.
Помимо печатей в домонгольский период широко использовались подвесные свинцовые пломбы (небольшие буллы с оттиском на заготовках зачастую неправильной формы), назначение которых неясно. К началу XIV века они практически выходят из употребления.
Первое упоминание о применении на Руси печатей относится к 944 г., наиболее ранняя дошедшая до нас печать принадлежала Святославу Игоревичу.
До XV века в русском делопроизводстве господствовали подвесные металлические печати, в подавляющем большинстве случаев, свинцовые (домонгольский хрисовул, например, сохранился в единственном экземпляре). В XV веке они практически полностью вытесняются подвесными и прикладными вощаными.
Сокращается число сюжетов на печатях, из 40 разрядов ко второй половине XIV века сохраняется только 13.
С первой половины XIV в. распространяются вощаные перстневые печати, как правило, прикладные, но иногда и подвесные двусторонние, у которых разные стороны оттиснуты разными печатками одного владельца. В качестве печаток использовались позднеантичные или западноевропейские геммы в оправе, с вырезанной на ней надписью.
К концу XV века складывается новый тип московской великокняжеской печати - красновощаной «двойной кормчей» или Малой государственной, с конным воином поражающим змея на аверсе, двуглавым орлом* на реверсе и круговой легендой с формулой титула великого князя по обеим сторонам. Печать, впервые появившаяся в 1489 - 1490 г. (впервые зафиксирована при грамоте в 1497 г.), становится универсальным типом великокняжеской печати и, с небольшими изменениями, используется вплоть до конца XVII в. Единственным исключением стал период 60-х - первой пол. 70-х гг. XVI в. когда при Иване Грозном оформление печати ненадолго меняется - орел переносится на аверс, а на реверсе помещается изображение единорога.
При Иване Грозном же появляется и Большая Государственная печать (конец 70-х гг.) с двуглавым орлом и территориальными эмблемами на аверсе и реверсе. В несколько измененном виде (уже без территориальных эмблем) она применялась и при последующих царях. В 1667 г. в несколько измененном виде территориальные эмблемы вернулись на печать.
Помимо двусторонних Малой и Большой Государственных, при Иване Грозном использовалась также односторонняя прикладная Малая Государственная печать (двуглавый орел с единорогом на груди), а также перстневая печать.
Первое и Второе ополчения во время Смуты использовали оригинальную печать с изображением одноглавого орла и легендой (она и прикладывалась и привешивалась, в последнем случае аверс и реверс оттискивались одной и той же матрицей). Часть документов ополчений скреплялись личными печатями Прокопия Ляпунова и Дмитрия Пожарского.
Помимо вощаных печатей в XVI - XVII вв. для скрепления важных документов использовались и металлические хрисовулы.
Помимо государевой канцелярии собственные печати использовали центральные и местные государственные учреждения, сохранились печати приказов (с изображением иллюстрирующим их функции), таможенные печати, печати употреблявшиеся в делопроизводстве городов и т. д.
Печати использовали также должностные (городовые приказчики, губные старосты, писцы и проч.) и частные лица (бояре и проч.), они в большинстве случаев были позднеантичными геммами вставленными в перстни или другую оправу.
Печати епископов и митрополитов (а затем и патриархов) оформлялись в традициях сложившихся в XIV - XV cтолетиях - на аверсе изображение Богоматери, на реверсе - легенда с указанием владельца. В 1564 г. Иван Грозный даровал церковным иерархам право использовать печать красного воска, с этого же времени оформление печатей стало стереотипным, аверс - изображение Богоматери, реверс - благословляющая рука и легенда с именем и титулом владыки.
Помимо двусторонних вислых печатей церковные иерархи использовали и односторонние прикладные (нередко прикладывалась одна из матриц двусторонней печати)
На печатях низшего духовенства изображение, как правило, отсутствовало, а легенда указывала имя и должность владельца.
В целом, традиция оформления документа печатью пришла на Русь из Византии в X в. и русская сфрагистика формировалась на основе слияния элементов византийского делопроизводства и местных традиций верительных знаков (герольдических подвесок). В домонгольский период складывается «язык» русской сфрагистики, в XIII - XIV вв. начинается процесс унификации печатей и ко второй половине XVI в. формируются основные типы сфрагистических регалий, сохранявшиеся до конца существования Русского царства.
* Заимствованным, по мнению автора - С. В. Белецкого, не у Византии, а у Священной Римской империи.
Новгородский булевтерий XIV в.

Двойная кормчая печать Ивана III (1497 г.) и Ивана Грозного (1569 г.)

Большая Государственная печать Ивана Грозного, аверс/реверс

Печать Второго ополчения

Большая печать Алексея Михайловича, слева 1656 г., справа - 1668 г.

Печати приказов и городов: 6 - Смоленского княжества; 7,8 - Большого Дворца; 9 - Большой казны; 14 - Земского приказа; 10 - съезжей избы Шенкурска; 11 - Енисейска;12 - Красноярска; 13 - Симбирска; 15 - Якутска; 16 - Верхотурья; 17 - Кузнецка.

Печати кн. Ф. И Хворостинина (1576 г.), кн. И. М. Воротынского (1587 г.), губного старосты Бежецкого Верха Ивана Воронина (1582 г.)

Печати митрополита Макария (1563 г.) и патриарха Филарета (1628 г.)

Метрология
читать дальшеXVI - XVII вв. ограничимся.
Меры длины
Вершок = 1/16 аршина = 4,5 см
Пядь = 1/12 сажени = 4 вершкам = 18 см
Локоть ~ 46 - 47 см
Аршин = 4 четверти (пяди) = 16 вершкам = 72 см
Сажень = 3 аршинам = 12 четвертям = 48 вершкам = 216 см
Верста путевая = 500 саженям = 1080 м
Верста межевая = 2 путевым = 1000 саженям = 2160 м
(кроме локтя, все значения на конец XVII в.)
Вершок и аршин появляются в XVI веке (аршин на рубеже XV и XVI вв.). Локоть в XVI в. вытесняется аршином и постепенно выходит из употребления. Казенная трехаршинная сажень утверждается в 1649 г. (хотя трехаршинной саженью пользовались с XVI в.), наряду с ней использовались и простая (152 см) и маховая (176 см). Межевой верстой пользовались при межевании земель, но иногда и для указания расстояния
читать дальше
Меры площади
Четверть = 1/2 десятины = 1200 кв. сажен
Десятина (казенная XVII в.) = 2 четверти = 2400 кв. сажен = 11 197,44 кв. м = 1,197 га
Копна сена = 10 копен приравнивались к десятине
Казенная десятина - 80 х 30 сажен. Помимо нее, особенно на частных землях. могли использоваться и десятины другого размера. Четверть всегда половина десятины, независимо от размера последней. Копнами измеряли сенокосные угодья, вес копны точно неизвестен - 5 пудов (Абрамович) или 10 пудов (Шапиро).
Меры объема сыпучих тел
Четверть (казенная) = 2 осмины = 8 четвериков = 4, 6 или 8 пудов = 65,52 кг, 98,28 или 131,04 кг
Четверть казенная (торговая, таможенная) в XVI в. включала 4 пуда ржи, позднее была увеличена до 6 пудов (по Дмитриевой в 50-60-х гг. XVI в.; по Устюгову в 1624 г. ), а в 1679 г. до 8 пудов.
Помимо казенной торговой и таможенной использовались казенные приимочная (для измерения принимаемого в казну хлеба, того же размера что и торговая) и раздаточная (для выдачи хлебного жалованья служилым людям; 0,37 - 0,75 объема торговой).
Четверть была счетной единицей, на практике хлеб меряли медными осьминами (XVI в.), позднее пол-осьминами и четвериками. На местах на протяжении XVI - XVII вв. продолжали использовать разнообразные местные меры сыпучих тел. Свои меры (пуз и т. д.) вплоть до конца XVII в. также использовались и для измерения соли.
Меры жидких тел
Ведро = ?
Объем ведра неизвестен, по разным предположениям оно вмещало от 21,8 до 48,5 фунтов воды, возможно 30,3 фунта (примерно 8,9 л, 19,9 л и 12,4 л соответственно). Ведро делилось на кружки и чарки. В первой половине XVII в. казенное ведро делилось на 12 кружек = 300 чаркам; позднее на 10 кружек = 100 чаркам.
Меры веса
Пуд = 40 большим гривенкам/фунтам = 80 малым гривенкам = 16,38 кг
Гривенка большая/фунт = 2 малым гривенкам = 96 золотникам = 409,512 г
Золотник = 4,267 г
Основной единицей веса был пуд, большая гривенка в XVII в. постепенно заменялась фунтом и во второй половине века была полностью им вытеснена. Для взвешивания драгметаллов использовались также пирог = 1/25 золотника = 0,17 г и почка = 1/4 пирога = 0,04 г. Для взвешивания пеньки использовался берковец = 10 пудам, воска - вощаная четверть= 12 пудов. Берковец, вощаная четверть и пирог вышли из употребления к концу XVII в.
Прочие единицы
Дрова заготавливались и продавались погонными саженями (поленница длиной и высотой в сажень).
Импортные ткани оптом продавались кипами, поставами, косяками, половинками. Определенной величины они не имели. В кипе могло быть от 6 до 57 половинок, в половинке - от 17 до 100 аршин ткани, в поставе - 20-40 аршин, в косяке - 80-100 аршин.
Бумага покупалась стопами и дестями. Стопа = 20 дестям = 480 листам.
Воз сена = 20 пудов (условно).
Много интересного, да и удобно - все в одном месте. Примерно 2/3 книги палеография и сфрагистика, остальные разделы существенно меньше. Раздел геральдики настоящая поэма в прозе)
читать дальшеПалеография
читать дальшеСлавянская письменность
Первая славянская азбука - глаголица, была создана в начале 60-х годов IX века Кириллом (Константином) Философом для миссионерской деятельности, вместе с братом Мефодием, в Великой Моравии. После смерти Мефодия в 885 г. (Кирилл умер в 869 г.) деятельность братьев была объявлена еретической, их ученики подверглись преследованиям. Часть из них бежала в Болгарию и Македонию, где продолжила дело братьев. В конце IX в. один из этих учеников - Кирилл Охридский, занимавшийся миссионерской деятельностью в западной части Болгарии создал еще одну азбуку - кириллицу, вскоре вытеснившую глаголицу.
Источником для обеих азбук стал греческий алфавит. Основой кириллицы послужил унциал (греческий устав, использовавшийся для написания церковных книг), а глаголицы - минускул (греческая скоропись, основной тип письма).
Числа обозначались буквами имеющими определенное числовое значение (см. таблицу), при этом над буквой ставился знак титло.
Глаголический и кириллический алфавиты
читать дальше


Типы письма
Выделяются три типа письма - устав, полуустав и скоропись.
Устав происходит от греческого унциала литургических книг. Четкое красивое письмо, без наклона, с минимумом сокращений и выносных букв. Устав господствовал в русских рукописях в эпоху применения пергамена - с XI по XIV вв. Писали уставом медленно - не более двух листов текста в день.
Полуустав возник в результате постепенного упрощения устава. В последней четверти XIV века складывается русский полуустав, однако уже в начале XV века он был вытеснен полууставными почерками балканского происхождения. Завоевание османами Балкан привело к наплыву в русские земли южнославянских беженцев. С собой они принесли южнославянские полуустав и скоропись (возникшую на основе византийской), а также и новые правила орфографии, существенно повлиявшие на графику и орфографию русских рукописей.
Характерными признаками полуустава были наклон при письме, новые начертания букв, большое количество сокращений и выносных букв.
Печатные книги позднее также печатались шрифтом созданным на основе полуустава.
Полуустав был общим типом письма для Московского государства и русских земель ВКЛ и Польши.
В отличии от полуустава, пути развития скорописи в Московском государстве и западно- и южнорусских землях оказались различными. Западно- и южнорусская скоропись формировалась на основе южнославянской скорописи, тогда как московская на основе русского полуустава, южнославянское влияние на ней сказалось незначительно. Со второй половины XVII в. существенное влияние на московскую скоропись оказывает киевская.
Таким образом, с XV в. основными типами письма в России становятся полуустав (книги) и скоропись (делопроизводство и проч.). В XVII веке скоропись становится основным типом письма в русском государстве, в XVIII веке уже мало отличаясь от современного рукописного письма.
Устав XIV века, полустав и скоропись XVII века



Материал письма
Папирус использовался в Европе очень долго, вплоть до XI в., благодаря дешевизне и прочности, однако из-за особенностей материала только в виде свитка, а не книги.
Пергамен появился во II веке до н. э в Пергаме. Благодаря специальной обработке кожи позволял писать на ней с обеих сторон (ранее для письма использовалась кожа выделанная только с одной стороны - дифтер) и, соответственно, создавать книги в виде кодекса, а не свитка. Быстро распространился (в Византии уже в IV - V вв. пергаменные книги возобладали над папирусными), однако из-за высокой стоимости полностью вытеснить папирус не смог. Последний продолжал широко использоваться в деловой письменности, вплоть до массового распространения бумаги.
Из-за дороговизны пергамена распространилась практика его повторного использования(палимпсест). Предыдущий текст смывался или соскабливался и поверх писался новый . Из-за глубокого проникновения чернил в кожу удаленный текст не уничтожался полностью и его можно восстановить.
Бумага впервые появилась в Китае в I тысячелетии до н. э. В VIII в. н. э ее производство появилось в Самарканде, а после арабского завоевания распространилось дальше на запад. В XII веке бумага начала употребляться в Византии, Италии и Испании. Однако производиться в Европе она начала только в XIV в. в Италии. Затем производство бумаги было освоено на юге Франции и в Германии, в XVI в. в Польше, в XVII в. в Голландии. В России бумажное производство впервые появилось 70-х гг. XVI в. но распространение получило только в XVIII в., до этого почти вся бумага была привозной.
На Руси папирус не использовался, для деловой и частной переписки долгое время использовалась, в основном, береста. Пергамен широко использовался с XI по XIV век, производился с XIII в. Привозная бумага появилась на Руси в XIV в. (древнейшая грамота на бумаге - 1340-1341 гг., книга - 1381 г.), а в XV в. заняла уже и господствующие позиции, хотя пергамен использовался (для роскошных книг и важных документов) вплоть до XIX в.
Основным видом чернил в Средневековье были железо-галловые (соли железа, дубовые чернильные орешки, загуститель), имевшие коричнево-бурый оттенок и обладавшие большой прочностью. С XVII в. использовались также сажевые чернила, черного цвета, но не такие прочные.
Помимо чернил, для заголовков и начальных букв (инициалов) использовались краски. Для письма красным в Византии использовалась киноварь, на ртутной основе, или более дешевая «драконья кровь» (малиновая краска растительного состава), в Западной Европе - недорогой сурик (розовато-оранжевая краска получаемая из свинцовых белил). Использовалось также твореное (в виде краски) или листовое (наклеивалось) золото и серебро.
В России получили распространение железо-галловые чернила и киноварь. Сурик использовался только в древнейших рукописях и вновь стал распространяться только со второй половины XVII в. Сажевые чернила распространяются начиная с XVII в.
Для письма использовались обработанные и очиненые птичьи перья. Карандаш в России появляется в XVI в.
Бумага
Бумага вплоть до XVIII в. изготавливалась вручную. Сырьем (в Европе и России) служило льняное тряпье, которое размачивалось, измельчалось и обрабатывалось, превращаясь в однородную массу. Эта масса вычерпывалась специальными формами (деревянная рамка с плотной проволочной сеткой). Вода стекала через сетку, зачерпнутая же масса задерживалась и высыхала. Остатки воды отжимались прессом, получившийся лист просушивался, пропитывался для прочности желатиновым клеем, выглаживался и лощился.
Сетка на дне формы оставляла на листе видимый на просвет отпечаток - водяной знак. Со временем европейские производители бумаги стали использовать свойства водяного знака для маркировки бумаги. Ко дну формы начал прикрепляться небольшой фигурный контур из проволоки, изображавший букву, животное, предмет. Получавшийся в результате водяной знак называется филигранью. Дополнительные знаки (цифры, буквы) помещенные на противоположной от филиграни стороне листа - контрамаркой.
Форма для производства бумаги служила не более двух лет и заменялась на новую, вместе с ней меняли и водяной знак. Это позволяет определить примерное время производства бумаги с точностью до десятилетия.
Полный мануфактурный лист использовался редко, обычно для больших напрестольных богослужебных книг. Для них использовалась и специальная бумага с филигранью в центре листа («Александрийский лист»). Обычно же лист складывался и разрезался.
Если мануфактурный лист был сложен пополам один раз (и сброшюрован по сгибу) такая книга называлась «дестевой» или форматом в лист; половина листа сложенная пополам (и сброшюрованная по сгибу) - «полудестевой» или форматом в четверть; 1/4 листа сложенная пополам и сброшюрованная по сгибу - книгой «в восьмушку».
Для столбцового делопроизводства мануфактурный лист разрезался на две части пополам в длину (17 x 45 см) или на три части в ширину (15 x 34 см).
Слева направо: Александрийский лист, столбец, книги в десть, в полудесть и в восьмушку




Хронология
читать дальше


Сфрагистика
читать дальшеПечати подразделяются на печати-матрицы (изображение/надпись вырезанные на твердом носителе - металле, кости, камне) и печати-оттиски, получаемые при оттискивании матрицы на мягком металле, воске, вощаной мастике.
Печати-оттиски могут быть подвесные (вислые) или прикладные.
Подвесные привешивались на шнуре или нитях к нижней части документа, как правило, имели изображение на обеих сторонах и могли быть металлическими или вощаными.
Металлические подвесные печати - буллы, могли быть свинцовыми (моливдовулы), серебряными (аргировулы) или золотыми (хрисовулы).
Для получения печати заготовка помещалась между двумя матрицами и стискивалась. Печати оттискивались с помощью специального инструмента - буллотирия, клещей, на губах которых крепились (иногда вырезались) матрицы. Подвесные вощаные печати большого размера изготавливались с помощью специальных станков-тисков.
Прикладные печати оттискивались непосредственно на документе (на вощаной мастике). Матрицы их могли иметь различную форму, но чаще всего использовались перстни-печатки, цельнометаллические или со вставкой из камня.
Для изготовления вощаных подвесных и прикладных печатей чаще всего использовался не хрупкий воск, а более устойчивая вощаная мастика (предшественник сургуча). Цвет воска видимо строго не регламентировался, однако московская великокняжеская канцелярия в большинстве случаев использовала красный, а канцелярия митрополита - черный.
На лицевой стороне (аверсе) двусторонней печати изображались обычно символы властных полномочий владельца печати, на оборотной (реверсе) помещались сведения о самом владельце. У односторонней печати оба сюжета размещались на одной стороне (за исключением печаток, изображение на которых было, в большинстве случаев, случайным).
По характеру изображений древнерусские (домонгольские) печати подразделяются на 40 разрядов, объединенных в 11 классов.
Помимо печатей в домонгольский период широко использовались подвесные свинцовые пломбы (небольшие буллы с оттиском на заготовках зачастую неправильной формы), назначение которых неясно. К началу XIV века они практически выходят из употребления.
Первое упоминание о применении на Руси печатей относится к 944 г., наиболее ранняя дошедшая до нас печать принадлежала Святославу Игоревичу.
До XV века в русском делопроизводстве господствовали подвесные металлические печати, в подавляющем большинстве случаев, свинцовые (домонгольский хрисовул, например, сохранился в единственном экземпляре). В XV веке они практически полностью вытесняются подвесными и прикладными вощаными.
Сокращается число сюжетов на печатях, из 40 разрядов ко второй половине XIV века сохраняется только 13.
С первой половины XIV в. распространяются вощаные перстневые печати, как правило, прикладные, но иногда и подвесные двусторонние, у которых разные стороны оттиснуты разными печатками одного владельца. В качестве печаток использовались позднеантичные или западноевропейские геммы в оправе, с вырезанной на ней надписью.
К концу XV века складывается новый тип московской великокняжеской печати - красновощаной «двойной кормчей» или Малой государственной, с конным воином поражающим змея на аверсе, двуглавым орлом* на реверсе и круговой легендой с формулой титула великого князя по обеим сторонам. Печать, впервые появившаяся в 1489 - 1490 г. (впервые зафиксирована при грамоте в 1497 г.), становится универсальным типом великокняжеской печати и, с небольшими изменениями, используется вплоть до конца XVII в. Единственным исключением стал период 60-х - первой пол. 70-х гг. XVI в. когда при Иване Грозном оформление печати ненадолго меняется - орел переносится на аверс, а на реверсе помещается изображение единорога.
При Иване Грозном же появляется и Большая Государственная печать (конец 70-х гг.) с двуглавым орлом и территориальными эмблемами на аверсе и реверсе. В несколько измененном виде (уже без территориальных эмблем) она применялась и при последующих царях. В 1667 г. в несколько измененном виде территориальные эмблемы вернулись на печать.
Помимо двусторонних Малой и Большой Государственных, при Иване Грозном использовалась также односторонняя прикладная Малая Государственная печать (двуглавый орел с единорогом на груди), а также перстневая печать.
Первое и Второе ополчения во время Смуты использовали оригинальную печать с изображением одноглавого орла и легендой (она и прикладывалась и привешивалась, в последнем случае аверс и реверс оттискивались одной и той же матрицей). Часть документов ополчений скреплялись личными печатями Прокопия Ляпунова и Дмитрия Пожарского.
Помимо вощаных печатей в XVI - XVII вв. для скрепления важных документов использовались и металлические хрисовулы.
Помимо государевой канцелярии собственные печати использовали центральные и местные государственные учреждения, сохранились печати приказов (с изображением иллюстрирующим их функции), таможенные печати, печати употреблявшиеся в делопроизводстве городов и т. д.
Печати использовали также должностные (городовые приказчики, губные старосты, писцы и проч.) и частные лица (бояре и проч.), они в большинстве случаев были позднеантичными геммами вставленными в перстни или другую оправу.
Печати епископов и митрополитов (а затем и патриархов) оформлялись в традициях сложившихся в XIV - XV cтолетиях - на аверсе изображение Богоматери, на реверсе - легенда с указанием владельца. В 1564 г. Иван Грозный даровал церковным иерархам право использовать печать красного воска, с этого же времени оформление печатей стало стереотипным, аверс - изображение Богоматери, реверс - благословляющая рука и легенда с именем и титулом владыки.
Помимо двусторонних вислых печатей церковные иерархи использовали и односторонние прикладные (нередко прикладывалась одна из матриц двусторонней печати)
На печатях низшего духовенства изображение, как правило, отсутствовало, а легенда указывала имя и должность владельца.
В целом, традиция оформления документа печатью пришла на Русь из Византии в X в. и русская сфрагистика формировалась на основе слияния элементов византийского делопроизводства и местных традиций верительных знаков (герольдических подвесок). В домонгольский период складывается «язык» русской сфрагистики, в XIII - XIV вв. начинается процесс унификации печатей и ко второй половине XVI в. формируются основные типы сфрагистических регалий, сохранявшиеся до конца существования Русского царства.
* Заимствованным, по мнению автора - С. В. Белецкого, не у Византии, а у Священной Римской империи.
Новгородский булевтерий XIV в.

Двойная кормчая печать Ивана III (1497 г.) и Ивана Грозного (1569 г.)


Большая Государственная печать Ивана Грозного, аверс/реверс


Печать Второго ополчения

Большая печать Алексея Михайловича, слева 1656 г., справа - 1668 г.


Печати приказов и городов: 6 - Смоленского княжества; 7,8 - Большого Дворца; 9 - Большой казны; 14 - Земского приказа; 10 - съезжей избы Шенкурска; 11 - Енисейска;12 - Красноярска; 13 - Симбирска; 15 - Якутска; 16 - Верхотурья; 17 - Кузнецка.

Печати кн. Ф. И Хворостинина (1576 г.), кн. И. М. Воротынского (1587 г.), губного старосты Бежецкого Верха Ивана Воронина (1582 г.)


Печати митрополита Макария (1563 г.) и патриарха Филарета (1628 г.)


Метрология
читать дальшеXVI - XVII вв. ограничимся.
Меры длины
Вершок = 1/16 аршина = 4,5 см
Пядь = 1/12 сажени = 4 вершкам = 18 см
Локоть ~ 46 - 47 см
Аршин = 4 четверти (пяди) = 16 вершкам = 72 см
Сажень = 3 аршинам = 12 четвертям = 48 вершкам = 216 см
Верста путевая = 500 саженям = 1080 м
Верста межевая = 2 путевым = 1000 саженям = 2160 м
(кроме локтя, все значения на конец XVII в.)
Вершок и аршин появляются в XVI веке (аршин на рубеже XV и XVI вв.). Локоть в XVI в. вытесняется аршином и постепенно выходит из употребления. Казенная трехаршинная сажень утверждается в 1649 г. (хотя трехаршинной саженью пользовались с XVI в.), наряду с ней использовались и простая (152 см) и маховая (176 см). Межевой верстой пользовались при межевании земель, но иногда и для указания расстояния
читать дальше

Меры площади
Четверть = 1/2 десятины = 1200 кв. сажен
Десятина (казенная XVII в.) = 2 четверти = 2400 кв. сажен = 11 197,44 кв. м = 1,197 га
Копна сена = 10 копен приравнивались к десятине
Казенная десятина - 80 х 30 сажен. Помимо нее, особенно на частных землях. могли использоваться и десятины другого размера. Четверть всегда половина десятины, независимо от размера последней. Копнами измеряли сенокосные угодья, вес копны точно неизвестен - 5 пудов (Абрамович) или 10 пудов (Шапиро).
Меры объема сыпучих тел
Четверть (казенная) = 2 осмины = 8 четвериков = 4, 6 или 8 пудов = 65,52 кг, 98,28 или 131,04 кг
Четверть казенная (торговая, таможенная) в XVI в. включала 4 пуда ржи, позднее была увеличена до 6 пудов (по Дмитриевой в 50-60-х гг. XVI в.; по Устюгову в 1624 г. ), а в 1679 г. до 8 пудов.
Помимо казенной торговой и таможенной использовались казенные приимочная (для измерения принимаемого в казну хлеба, того же размера что и торговая) и раздаточная (для выдачи хлебного жалованья служилым людям; 0,37 - 0,75 объема торговой).
Четверть была счетной единицей, на практике хлеб меряли медными осьминами (XVI в.), позднее пол-осьминами и четвериками. На местах на протяжении XVI - XVII вв. продолжали использовать разнообразные местные меры сыпучих тел. Свои меры (пуз и т. д.) вплоть до конца XVII в. также использовались и для измерения соли.
Меры жидких тел
Ведро = ?
Объем ведра неизвестен, по разным предположениям оно вмещало от 21,8 до 48,5 фунтов воды, возможно 30,3 фунта (примерно 8,9 л, 19,9 л и 12,4 л соответственно). Ведро делилось на кружки и чарки. В первой половине XVII в. казенное ведро делилось на 12 кружек = 300 чаркам; позднее на 10 кружек = 100 чаркам.
Меры веса
Пуд = 40 большим гривенкам/фунтам = 80 малым гривенкам = 16,38 кг
Гривенка большая/фунт = 2 малым гривенкам = 96 золотникам = 409,512 г
Золотник = 4,267 г
Основной единицей веса был пуд, большая гривенка в XVII в. постепенно заменялась фунтом и во второй половине века была полностью им вытеснена. Для взвешивания драгметаллов использовались также пирог = 1/25 золотника = 0,17 г и почка = 1/4 пирога = 0,04 г. Для взвешивания пеньки использовался берковец = 10 пудам, воска - вощаная четверть= 12 пудов. Берковец, вощаная четверть и пирог вышли из употребления к концу XVII в.
Прочие единицы
Дрова заготавливались и продавались погонными саженями (поленница длиной и высотой в сажень).
Импортные ткани оптом продавались кипами, поставами, косяками, половинками. Определенной величины они не имели. В кипе могло быть от 6 до 57 половинок, в половинке - от 17 до 100 аршин ткани, в поставе - 20-40 аршин, в косяке - 80-100 аршин.
Бумага покупалась стопами и дестями. Стопа = 20 дестям = 480 листам.
Воз сена = 20 пудов (условно).