Form follows content
Феномен реформ на западе и востоке Европы в начале Нового времени (XVI - XVIII вв.)
Сборник по итогам одноименной конференции Европейского университета в 2012 г.
Ну как-то не очень. Есть интересные моменты, но всерьез меня заинтересовала только одна статья, остальное, в большинстве случаев, либо за пределами моих интересов, либо я это уже читал.
Содержание - eupress.ru/books/index/item/id/176
читать дальшеЕ. Акельев, Е. Трефилов
Проект европеизации внешнего облика подданных в России первой половины XVIII в.: замысел и реализация
читать дальшеСтатья посвящена одной из самых гнусных затей петровского царствования, ее законодательной стороне и практическому воплощению.
Законодательство
читать дальшеНачалом всей этой гнусности традиционно считается 26 августа 1696 г., когда вернувшийся из заграничного турне Петр принялся вдруг резать бороды боярам пришедшим поздравить его с возвращением. Однако первый указ о ношении западного платья был выпущен только 4 января 1700 г. Он предписывал боярам, окольничим, стольникам, стряпчим, московским дворянам, дьякам и жильцам, приказным, торговым и дворовым людям в Москве и городах носить «венгерские кафтаны». Учреждения и должностные лица ответственные за исполнение указа и санкции за его неисполнение прописаны не были и сам он по всей видимости остался пустым сотрясением воздуха.
Два года спустя, 30 декабря 1701 г. был выпущен новый указ предписывающий носить уже «немецкое платье» и ездить в «немецких седлах», русские платье и седла, их изготовление и продажа запрещались. Указ был обращен к боярам, окольничим, стольникам, стряпчим, московским дворянам, купцам, а также и городовым дворянам и детям боярским, драгунам, солдатам, стрельцам и «всяких чинов людям московским и городовым жителям». Указ распространялся и на женщин, включая жен духовных лиц (священников, дьяконов и причетников). От ношения немецкого платья освобождались лица духовного чина и пашенные крестьяне, однако крестьяне жившие в Москве «для промыслов» также должны были носить немецкое платье. За неисполнение указа полагался штраф - 2 руб. с конного человека, 40 коп. (13 алтын 2 деньги) с пешего. Взимать штрафы должны были выборные целовальники из числа посадских, дежурившие у городских ворот. «Мастеровым людям» которые станут делать русскую одежду и седла и торговать ими указ грозил «жестоким наказаньем».
О практическом применении указа сведений нет, однако три года спустя, 22 декабря 1704 г. он был почти дословно повторен, что само по себе является свидетельством его низкой эффективности.
Примерно тогда же, 16 января 1705 г. был выпущен и первый указ о запрете бород. Он предписывал царедворцам, дворовым, городовым, приказным «всяких чинов людям», гостям, купцам гостиной сотни и посадским людям в обязательном порядке брить бороду и усы. Желающие носить бороду и усы должны были уплачивать огромную пошлину - гости, купцы гостиной сотни и купцы первой статьи - 100 руб. в год; царедворцы, дворовые, городовые и «всяких чинов служилые и приказные люди», торговые и посадские люди второй статьи - 60 руб. в год; посадские третьей статьи, ямщики, дворовые люди, церковные причетники и «всяких чинов московские жители» - 30 рублей. Уплатившим пошлину предписывалось выдавать (в Москве в Земском приказе, в провинции в приказных избах) специальные знаки, которые бородачи должны были носить на себе.
С крестьян при въезде в город предписывалось брать пошлину - по 2 деньги с бороды.
Как полагают авторы, два последних указа рассылались на места одновременно и вероятно именно в 1705 г. они начинают активно проводиться в жизнь повсеместно. Реакция населения на эти нововведения была резко отрицательной. Так, в сибирской Таре ок. 500 казаков, детей боярских и прочих жителей отказались подчиняться указам. В Томске после оглашения указов толпа местных жителей явилась в приказную избу и заявила воеводе о своем отказе им подчиняться. В ходе Астраханского восстания 1705 - 1706 гг. главной причиной возмущения восставшие называли именно указы о брадобритии и ношении немецкого платья и т. д.
Реакция населения заставила власти пойти на уступки. В начале января 1706 г., в ответ на коллективную челобитную 115 служилых людей 19 сибирских городов Петр именным указом приказал «те наши грамоты все отставить», а платья и седла использовать «как кто похочет». При этом в тексте указа зона его применения четко не прописывалась и действие его распространялось вероятно не только на Сибирь, но и, как минимум, на Нижнее Поволжье.
Новый всплеск активности правительства последовал лишь семь лет спустя - 17 декабря 1713 г. был повторен указ о запрете ношения бороды и русского платья для горожан и особенно жителей Санкт-Петербурга, в 1714 г. часть купцов торговавших русской одеждой в Петербурге была бита кнутом и сослана на каторгу . После этого, 29 декабря 1714 г. указ о запрете ношения и торговли русской одеждой был вновь повторен. Провинившимся грозили «жестоким наказаньем», каторгой и отпиской имущества на государя.
Пик законодательной активности властей пришелся на 1722 - 1724 гг., когда за полтора года было принято шесть соответствующих указов. 6 апреля 1722 г. был подтвержден прежний указ* об уплате пошлины в 50 рублей за ношение бороды. При этом бородачи и раскольники должны были в обязательном порядке носить специальную одежду (зипун, ферязь и однорядку, раскольники еще и с цветовыми отметинами). Ходивших с бородой, но без спецодежды, указ требовал задерживать и штрафовать на 50 руб. (половина из которых полагалась «приводчику»). Указ распространялся на представителей «всех мирских чинов», кроме пашенных (но не промышленных) крестьян. Начиная с этого времени правительственное законодательство последовательно отождествляет бородачей с раскольниками, что не соответствовало действительности.
12 июня 1722 г. указом Сената было уточнено, что бороды следует брить «вплоть», подстригающих бороды ножницами «не вплоть» следует приравнивать к бородачам, со всеми вытекающими последствиями.
Сенатский указ от 30 октября 1722 г. требовал незамедлительно выключать из оклада и не взыскивать денег с «исправившихся» раскольников, отказавшихся от своей веры и старого платья и обривших бороды.
Указ Сената от 14 июня 1723 г. делал бородачам поблажку - купцов и торговых крестьян не имевших средств на уплату штрафа («за убожеством») предписывалось, обрив бороду, выпускать на поруки. Не брившихся 2-3 недели (но брившихся ранее и соглашавшихся бриться впредь) указывалось брить и отпускать без штрафа. Пашенных крестьян и бобылей привезших в город товар на продажу предписывалось не задерживать и не штрафовать вовсе.
Приступ гуманизма оказался недолгим, уже через две недели, 28 июня 1723 г. Петр именным указом предписал отправлять неплатежеспособных бородачей в ссылку в Ревель (в Рогервик), для отработки штрафа (сибиряков предписывалось с той же целью ссылать на местные заводы).
13 ноября 1724 г. еще одним именным указом Петр вновь ввел специальные медные знаки для выдачи бородачам и раскольникам после уплаты пошлины (а заодно предписал женам бородачей и раскольников тоже носить специальную одежду). Впрочем, применения они видимо так и не нашли** - несколько тысяч знаков отчеканенных в Москве для раздачи в 1725 г., пролежали на складе до 1728 г., а затем пошли в переплавку.
Вдобавок ко всему этому в 1724 г. для надзора за бородочами и раскольниками было учреждено специальное ведомство - Раскольническая контора.
Смерть Петра не избавила добрых русских людей от преследований. Очередной всплеск активности властей пришелся на 1726 г. Изданный 31 мая 1726 г. именной указ Екатерины I предписывал военным в отставке и отпуску в обязательном порядке брить бороду и носить немецкое платье***. Провинившихся рядовых и унтеров полагалось бить батогами, а с офицеров брать штраф в размере месячного жалованья, в двойном и тройном размере при рецидивах, а на четвертый раз лишать патента и приравнивать к раскольникам.
4 августа 1726 г. были подтверждены прежние указы о бритье бород и ношении немецкого платья жителями Петербурга. 27 ноября 1726 г. сенатским указом было подтверждено взимание пошлины за бороду с раскольников (неплательщики ссылались в Рогервик).
Вновь к законотворчеству в этой области обратилась Елизавета Петровна. После почти двадцатилетнего перерыва 19 февраля 1743 г. сенатским указом были подтверждены все прежние установления - о запрете бород и русского платья для всех кроме духовенства и пашенных крестьян, ношении специальной одежды бородачами и раскольниками и т. д.
2 декабря 1752 г. еще один сенатский указ вновь подтвердил установления 1722 - 1724 гг., в том числе и ношение медных знаков на одежде.
Это был последний всплеск идиотии, взошедшая на престол летом 1762 г. Екатерина II указом от 14 декабря 1762 г. («О позволении раскольникам выходить и селиться в России») фактически отменила бритье бород и ношение специальной одежды для раскольников. 15 декабря 1763 г. была упразднена Раскольническая контора. Ее функции по управлению делами раскольников были переданы местным властям, однако о другой ее обязанности - борьбе с бородачами, в указе не было сказано ничего. По мнению авторов, с ликвидацией конторы преследования бородачей и традиционной русской одежды прекратились.
* Непонятно, кстати, что это за прежний указ, поскольку в указах выше фигурировали другие суммы.
** Вероятно из-за смерти Петра в феврале 1725 г.
*** Указ констатировал, что отпущенные со службы штаб-, обер- и унтер-офицеры и рядовые ходят с бородами и в русском платье.
Практические результаты
читать дальшеПрактические результаты неустанной борьбы авторы рассматривают на материалах архива Раскольнической конторы. Контора была создана в 1724 г. и в качестве специальной канцелярии при Сенате ведала делами раскольников и бородачей, отвечая, в первую очередь, за сбор пошлин и штрафов. Всего авторами было выявлено и исследовано 48 дел (за 1728 - 1762 гг.), содержащих сведения о 119 лицах обвиняемых в ношении бороды и русской одежды* в 20 городах**.
Подавляющее большинство из них (110 человек, 85%) посадские люди, остальные - торгующие в городе крестьяне (15 чел.), ямщик и двое дворовых.
Обнаружены также сведения о 38 доносителях, среди них 15 служащих центральных и местных учреждений, 11 солдат и офицеров, 9 посадских людей, двое крестьян и один придворный.
Задержанные бородачи в большинстве случаев аппелировали к закону 1723 г., объясняя наличие бороды уважительными причинами (болезнь, старость, долгая отлучка). Как правило им удавалось избежать наказания (штраф был взят в 8 делах из 48).
В 7 случаях обвинения в ношении бороды и русской одежды выдвигались против посадских людей и купечества целых городов - Васильсурска, Калуги, Каргополя, Костромы, Порхова, Скопина и Царицына. Судя по материалам дел (1743 - 1762 гг.) население этих городов массово носило и то и другое. Так, в Калуге на 1753 г. «указное платье» встречалось редко, а женщины его не носили вовсе, такая же картина наблюдалась в Царицыне и Васильсурске. В Калуге, Васильсурске, Боровске в русском платье ходили даже бургомистры, причем в последних двух городах они не брили и бород и т. д.
Таким образом, даже полвека спустя после начала прогрессивных реформ успехи властей в искоренении бород и русской одежды оставались сомнительными и городское население России сохраняло человеческий облик.
* Старообрядцев авторы сознательно не рассматривали, соответственно, все эти лица приверженцы официальной церкви.
** Москва, Боровск, Васильсурск, Вязники, Вязьма, Калуга, Каргополь, Коломна, Кострома, Курск, Н. Новгород, Олонец, Порхов, Ржев, Санкт-Петербург, Скопин, Сызрань, Тюмень, Царицын, Яранск.
Сборник по итогам одноименной конференции Европейского университета в 2012 г.
Ну как-то не очень. Есть интересные моменты, но всерьез меня заинтересовала только одна статья, остальное, в большинстве случаев, либо за пределами моих интересов, либо я это уже читал.
Содержание - eupress.ru/books/index/item/id/176
читать дальшеЕ. Акельев, Е. Трефилов
Проект европеизации внешнего облика подданных в России первой половины XVIII в.: замысел и реализация
читать дальшеСтатья посвящена одной из самых гнусных затей петровского царствования, ее законодательной стороне и практическому воплощению.
Законодательство
читать дальшеНачалом всей этой гнусности традиционно считается 26 августа 1696 г., когда вернувшийся из заграничного турне Петр принялся вдруг резать бороды боярам пришедшим поздравить его с возвращением. Однако первый указ о ношении западного платья был выпущен только 4 января 1700 г. Он предписывал боярам, окольничим, стольникам, стряпчим, московским дворянам, дьякам и жильцам, приказным, торговым и дворовым людям в Москве и городах носить «венгерские кафтаны». Учреждения и должностные лица ответственные за исполнение указа и санкции за его неисполнение прописаны не были и сам он по всей видимости остался пустым сотрясением воздуха.
Два года спустя, 30 декабря 1701 г. был выпущен новый указ предписывающий носить уже «немецкое платье» и ездить в «немецких седлах», русские платье и седла, их изготовление и продажа запрещались. Указ был обращен к боярам, окольничим, стольникам, стряпчим, московским дворянам, купцам, а также и городовым дворянам и детям боярским, драгунам, солдатам, стрельцам и «всяких чинов людям московским и городовым жителям». Указ распространялся и на женщин, включая жен духовных лиц (священников, дьяконов и причетников). От ношения немецкого платья освобождались лица духовного чина и пашенные крестьяне, однако крестьяне жившие в Москве «для промыслов» также должны были носить немецкое платье. За неисполнение указа полагался штраф - 2 руб. с конного человека, 40 коп. (13 алтын 2 деньги) с пешего. Взимать штрафы должны были выборные целовальники из числа посадских, дежурившие у городских ворот. «Мастеровым людям» которые станут делать русскую одежду и седла и торговать ими указ грозил «жестоким наказаньем».
О практическом применении указа сведений нет, однако три года спустя, 22 декабря 1704 г. он был почти дословно повторен, что само по себе является свидетельством его низкой эффективности.
Примерно тогда же, 16 января 1705 г. был выпущен и первый указ о запрете бород. Он предписывал царедворцам, дворовым, городовым, приказным «всяких чинов людям», гостям, купцам гостиной сотни и посадским людям в обязательном порядке брить бороду и усы. Желающие носить бороду и усы должны были уплачивать огромную пошлину - гости, купцы гостиной сотни и купцы первой статьи - 100 руб. в год; царедворцы, дворовые, городовые и «всяких чинов служилые и приказные люди», торговые и посадские люди второй статьи - 60 руб. в год; посадские третьей статьи, ямщики, дворовые люди, церковные причетники и «всяких чинов московские жители» - 30 рублей. Уплатившим пошлину предписывалось выдавать (в Москве в Земском приказе, в провинции в приказных избах) специальные знаки, которые бородачи должны были носить на себе.
С крестьян при въезде в город предписывалось брать пошлину - по 2 деньги с бороды.
Как полагают авторы, два последних указа рассылались на места одновременно и вероятно именно в 1705 г. они начинают активно проводиться в жизнь повсеместно. Реакция населения на эти нововведения была резко отрицательной. Так, в сибирской Таре ок. 500 казаков, детей боярских и прочих жителей отказались подчиняться указам. В Томске после оглашения указов толпа местных жителей явилась в приказную избу и заявила воеводе о своем отказе им подчиняться. В ходе Астраханского восстания 1705 - 1706 гг. главной причиной возмущения восставшие называли именно указы о брадобритии и ношении немецкого платья и т. д.
Реакция населения заставила власти пойти на уступки. В начале января 1706 г., в ответ на коллективную челобитную 115 служилых людей 19 сибирских городов Петр именным указом приказал «те наши грамоты все отставить», а платья и седла использовать «как кто похочет». При этом в тексте указа зона его применения четко не прописывалась и действие его распространялось вероятно не только на Сибирь, но и, как минимум, на Нижнее Поволжье.
Новый всплеск активности правительства последовал лишь семь лет спустя - 17 декабря 1713 г. был повторен указ о запрете ношения бороды и русского платья для горожан и особенно жителей Санкт-Петербурга, в 1714 г. часть купцов торговавших русской одеждой в Петербурге была бита кнутом и сослана на каторгу . После этого, 29 декабря 1714 г. указ о запрете ношения и торговли русской одеждой был вновь повторен. Провинившимся грозили «жестоким наказаньем», каторгой и отпиской имущества на государя.
Пик законодательной активности властей пришелся на 1722 - 1724 гг., когда за полтора года было принято шесть соответствующих указов. 6 апреля 1722 г. был подтвержден прежний указ* об уплате пошлины в 50 рублей за ношение бороды. При этом бородачи и раскольники должны были в обязательном порядке носить специальную одежду (зипун, ферязь и однорядку, раскольники еще и с цветовыми отметинами). Ходивших с бородой, но без спецодежды, указ требовал задерживать и штрафовать на 50 руб. (половина из которых полагалась «приводчику»). Указ распространялся на представителей «всех мирских чинов», кроме пашенных (но не промышленных) крестьян. Начиная с этого времени правительственное законодательство последовательно отождествляет бородачей с раскольниками, что не соответствовало действительности.
12 июня 1722 г. указом Сената было уточнено, что бороды следует брить «вплоть», подстригающих бороды ножницами «не вплоть» следует приравнивать к бородачам, со всеми вытекающими последствиями.
Сенатский указ от 30 октября 1722 г. требовал незамедлительно выключать из оклада и не взыскивать денег с «исправившихся» раскольников, отказавшихся от своей веры и старого платья и обривших бороды.
Указ Сената от 14 июня 1723 г. делал бородачам поблажку - купцов и торговых крестьян не имевших средств на уплату штрафа («за убожеством») предписывалось, обрив бороду, выпускать на поруки. Не брившихся 2-3 недели (но брившихся ранее и соглашавшихся бриться впредь) указывалось брить и отпускать без штрафа. Пашенных крестьян и бобылей привезших в город товар на продажу предписывалось не задерживать и не штрафовать вовсе.
Приступ гуманизма оказался недолгим, уже через две недели, 28 июня 1723 г. Петр именным указом предписал отправлять неплатежеспособных бородачей в ссылку в Ревель (в Рогервик), для отработки штрафа (сибиряков предписывалось с той же целью ссылать на местные заводы).
13 ноября 1724 г. еще одним именным указом Петр вновь ввел специальные медные знаки для выдачи бородачам и раскольникам после уплаты пошлины (а заодно предписал женам бородачей и раскольников тоже носить специальную одежду). Впрочем, применения они видимо так и не нашли** - несколько тысяч знаков отчеканенных в Москве для раздачи в 1725 г., пролежали на складе до 1728 г., а затем пошли в переплавку.
Вдобавок ко всему этому в 1724 г. для надзора за бородочами и раскольниками было учреждено специальное ведомство - Раскольническая контора.
Смерть Петра не избавила добрых русских людей от преследований. Очередной всплеск активности властей пришелся на 1726 г. Изданный 31 мая 1726 г. именной указ Екатерины I предписывал военным в отставке и отпуску в обязательном порядке брить бороду и носить немецкое платье***. Провинившихся рядовых и унтеров полагалось бить батогами, а с офицеров брать штраф в размере месячного жалованья, в двойном и тройном размере при рецидивах, а на четвертый раз лишать патента и приравнивать к раскольникам.
4 августа 1726 г. были подтверждены прежние указы о бритье бород и ношении немецкого платья жителями Петербурга. 27 ноября 1726 г. сенатским указом было подтверждено взимание пошлины за бороду с раскольников (неплательщики ссылались в Рогервик).
Вновь к законотворчеству в этой области обратилась Елизавета Петровна. После почти двадцатилетнего перерыва 19 февраля 1743 г. сенатским указом были подтверждены все прежние установления - о запрете бород и русского платья для всех кроме духовенства и пашенных крестьян, ношении специальной одежды бородачами и раскольниками и т. д.
2 декабря 1752 г. еще один сенатский указ вновь подтвердил установления 1722 - 1724 гг., в том числе и ношение медных знаков на одежде.
Это был последний всплеск идиотии, взошедшая на престол летом 1762 г. Екатерина II указом от 14 декабря 1762 г. («О позволении раскольникам выходить и селиться в России») фактически отменила бритье бород и ношение специальной одежды для раскольников. 15 декабря 1763 г. была упразднена Раскольническая контора. Ее функции по управлению делами раскольников были переданы местным властям, однако о другой ее обязанности - борьбе с бородачами, в указе не было сказано ничего. По мнению авторов, с ликвидацией конторы преследования бородачей и традиционной русской одежды прекратились.
* Непонятно, кстати, что это за прежний указ, поскольку в указах выше фигурировали другие суммы.
** Вероятно из-за смерти Петра в феврале 1725 г.
*** Указ констатировал, что отпущенные со службы штаб-, обер- и унтер-офицеры и рядовые ходят с бородами и в русском платье.
Практические результаты
читать дальшеПрактические результаты неустанной борьбы авторы рассматривают на материалах архива Раскольнической конторы. Контора была создана в 1724 г. и в качестве специальной канцелярии при Сенате ведала делами раскольников и бородачей, отвечая, в первую очередь, за сбор пошлин и штрафов. Всего авторами было выявлено и исследовано 48 дел (за 1728 - 1762 гг.), содержащих сведения о 119 лицах обвиняемых в ношении бороды и русской одежды* в 20 городах**.
Подавляющее большинство из них (110 человек, 85%) посадские люди, остальные - торгующие в городе крестьяне (15 чел.), ямщик и двое дворовых.
Обнаружены также сведения о 38 доносителях, среди них 15 служащих центральных и местных учреждений, 11 солдат и офицеров, 9 посадских людей, двое крестьян и один придворный.
Задержанные бородачи в большинстве случаев аппелировали к закону 1723 г., объясняя наличие бороды уважительными причинами (болезнь, старость, долгая отлучка). Как правило им удавалось избежать наказания (штраф был взят в 8 делах из 48).
В 7 случаях обвинения в ношении бороды и русской одежды выдвигались против посадских людей и купечества целых городов - Васильсурска, Калуги, Каргополя, Костромы, Порхова, Скопина и Царицына. Судя по материалам дел (1743 - 1762 гг.) население этих городов массово носило и то и другое. Так, в Калуге на 1753 г. «указное платье» встречалось редко, а женщины его не носили вовсе, такая же картина наблюдалась в Царицыне и Васильсурске. В Калуге, Васильсурске, Боровске в русском платье ходили даже бургомистры, причем в последних двух городах они не брили и бород и т. д.
Таким образом, даже полвека спустя после начала прогрессивных реформ успехи властей в искоренении бород и русской одежды оставались сомнительными и городское население России сохраняло человеческий облик.
* Старообрядцев авторы сознательно не рассматривали, соответственно, все эти лица приверженцы официальной церкви.
** Москва, Боровск, Васильсурск, Вязники, Вязьма, Калуга, Каргополь, Коломна, Кострома, Курск, Н. Новгород, Олонец, Порхов, Ржев, Санкт-Петербург, Скопин, Сызрань, Тюмень, Царицын, Яранск.