понедельник, 16 января 2017
Я. Водарский, Э. Истомина
Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI - начало XX в.)Довольно своеобразная, надо сказать, книга. Состоит из двух частей. Первую - «Основание православных монастырей на территории Российской империи» написал Водарский, здесь много всяческих цифр, но довольно сумбурно, к тому же автор по старой памяти периодически сбивается на обличение царизма, самодержавия и их служанки - церкви, что на фоне общей тональности книги выглядит несколько забавно. Вторая часть, написанная Истоминой («Социкультурные функции православных монастырей России») посвящена роли монастырей и церкви в развитии русской культуры - образование, монастырские библиотеки, ремесла и промыслы и проч.
Самая пожалуй ценная часть - приложения, занимающие примерно половину текста. В них -составленный Водарским список всех монастырей существовавших на территории Российской империи в V - нач. XX в. (более 2500), с краткой информацией о них (год основания, местоположение, для некоторых - число крестьянских дворов в 17 - 18 вв. и т. д.) и обобщающие таблички.
читать дальшеМонастыри
Методика подсчета у Водарского довольно странная. Так, он зачем-то настойчиво считает грузинские и бессарабские монастыри, включая их в общую статистику, хотя очевидно, что вплоть, как минимум, до XIX века никакого отношения к русской церкви они не имеют. Не менее своеобразен территориальный аспект - монастыри учитываются по губерниям («по состоянию на начало XX в.») и по более крупным регионам - России (в границах РФ) и еще более фэнтезийным «Украине», «Белоруссии» и проч.
Всего за рассматриваемый период основано, с учетом грузинских, бессарабских и прочих, 2 574 монастыря (2 126 собственно монастырей, 357 пустыней, 84 скита и 7 киновий). Из них 1 909 (74%) мужских, 659 женских и 6 совместных; 833 (32%) городских и 1 741 сельский.
Из общих подсчетов ниже грузинские и бессарабские (основанные до XIX в.) монастыри заботливо выкинуты, чтобы не искажать общей картины. Бессарабских монастырей за описываемый период основано 28 (из них 23 до XIX в.), грузинских, начиная с V в. - 48 (начиная с XI в. - 35).
В XI в. на Руси было основано 27 монастырей (из них 21 мужской и 6 женских, 20 городских и 7 сельских), больше всего на территории будущей Киевской губернии - 12.
В XII в. - 72 монастыря (58 мужских, 14 женских; 40 городских, 32 сельских), в первую очередь на территории будущих Новгородской (20), Владимирской(15) и Киевской (9) губерний.
В первой половине XIII в. (до 1238 г.) - 38 монастырей (28 мужских, 10 женских; 23 городских, 15 сельских).
Всего за домонгольский период - 137 монастырей (107 мужских, 30 женских; 83 городских, 54 сельских).
В XIII в. (после 1238 г.) - 30 монастырей (27 мужских, 3 женских; 14 городских,13 сельских), в большинстве своем на территории Северо-Восточной Руси - 22.
В XIV в. - 152 монастыря (133 мужских, 18 женских, 1 смешанный; 61 городской, 91 сельский), в первую очередь на территории будущих Московской (30), Новгородской (26), Владимирской (14), Костромской (12), Тверской (11), Вологодской (9) и Ярославской (8) губерний и примерно 15 на территории ВКЛ.
В XV в. - 255 монастырей (224 мужских, 29 женских, 2 смешанных; 91 городской,164 сельских), в первую очередь на территории будущих Вологодской (43), Владимирской (40), Новгородской (36), Ярославской (35), Московской и Курской (по 27) губерний и примерно 26 на территории ВКЛ и Польши.
В XVI в. - 535 монастырей (451 мужской, 82 женских, 2 смешанных; 175 городских, 360 сельских), в первую очередь на территории будущих Псковской (74), Тверской (66), Новгородской (48), Московской (35), Вологодской (30) губерний и примерно 74 на территории ВКЛ и Польши.
В XVII в. - 705 монастырей (565 мужских, 139 женских, 1 смешанный; 242 городских, 463 сельских), в первую очередь на территории будущих Вологодской (43), Владимирской (40), Новгородской (36), Ярославской (35), Московской и Курской (по 27) губерний и примерно 144 на территории ВКЛ и Польши (включая Курляндию).
В XVIII в. (до 1764 г.) - 199 монастырей (136 мужских, 63 женских; 59 городских, 140 сельских), в первую очередь на территории будущих Костромской, Нижегородской и Черниговской губерний (по 14) и не менее 11 в Польше.
В XVIII в. (после секуляризации 1764 г.) - 24 монастыря (20 мужских, 4 женских; 6 городских, 18 сельских), из них минимум 4 в Польше.
В XIX в. - 323 монастыря + 10 в Грузии (не считая грузинских, 125 мужских, 198 женских; 16 городских, 245 сельских), в первую очередь на территории Московской и Тамбовской (по 17), Нижегородской (13), Самарской и Саратовской (по 12), Пермской, Воронежской и Таврической (по 10) губерний.
В XX в. (до 1917 г.) - 96 монастырей + 7 в Грузии (не считая грузинских, 31 мужской, 65 женских; 7 городских, 89 сельских)
Век основания еще 45 русских монастырей (+ 7 грузинских и 1 бессарабского) неизвестен.
Как видно, в домонгольский период монастыри основывались в основном в городах, начиная с XIV в. монастырская жизнь все больше смещается в сельскую местность. Вплоть до XIX в. монашество оставалось в основном мужским занятием, начиная с девятнадцатого столетия резко увеличивается число женских монастырей, монахинь и послушниц (см. ниже).
До 1764 г. было по разным причинам закрыто, разрушено и не восстановлено более 800 монастырей, в 1764 г. упразднено 465 монастырей и в 1786 - 1787 гг. еще 35, всего более 1300.
На 1917 г. в России имелось 1 256 архиерейских домов, монастырей, пустыней, скитов, киновий и подворий с 104 512 монахами и послушниками (33 515 монахов и монахинь и 70 997 послушников и послушниц). Из общего числа монашествующих 75% составляли женщины (18 590 монахинь и 58 995 послушиц).
Землевладение
На вторую четверть XVII в. в собственности церкви находилось примерно 2 000 000 десятин пашни в одном поле, что составляло примерно 16% общей площади обрабатываемой земли. В руках светских землевладельцев на то же время находилось 7 800 000 десятин, дворцового ведомства - 1 200 000 десятин, черносошных крестьян и проч. - 1 300 000 десятин.
На 1678 г. церковь в целом владела 116 657 крестьянскими дворами, из которых 97 934 принадлежали 395 монастырям, 11 595 архиерейским домам и 7128 патриарху.
На 1700 г. у церкви имелся уже 150 081 двор, в т. ч. 115 253 у 404 монастырей, 29 028 у патриарха и 17 архиерейских домов, и 5 800 дворов у 317 соборов и церквей.
На 1700 г. в России помимо патриаршего имелось 23 архиерейских дома. О владениях киевского, черниговского, переяславского и астраханского сведений у автора нет, тамбовский и воронежский собственных вотчин не имели и кормились за счет приписных монастырей. Остальные 18 домов владели 28 417 дворами, в т. ч. 22 798 в домовых вотчинах и 5 619 в 83 приписных монастырях.


Число дворов у крупнейших монастырей-землевладельцев на 1678 (в табличке «XVI век»*) и 1700 гг.

Из числа соборов и церквей самыми крупными собственниками были московские Архангельский (1 297 дворов), Благовещенский (638) и Успенский (269). Из провинциальных соборных церквей - суздальская (162), курская (88), ярославская (78) и муромская (75). Всего у 29 соборных церквей имелось ок. 3000 дворов, у 287 приходских (из 11 467) - 2 800 дворов.
* Число дворов приводится со ссылкой на С. Веселовского («Труды по источниковедению и истории России...»). У Веселовского это число дворов по переписи 1678 г., однако Степан Борисович (а вслед за ним и Водарский) считал возможным экстраполировать эти данные на конец XVI в.
@темы:
история,
книги,
СТ,
early modern Russia,
конспект