Form follows content
М. Коломиец, М. Барятинский
Бронеавтомобили русской армии 1906 - 1917 гг.
М. Коломиец
Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне
Текст, иллюстрации и таблички первой книги Коломиец с некоторыми дополнениями включил в состав второй, добавив еще и раздел по бронепоездам. В целом, разница несущественна, ну кроме качества иллюстраций, конечно - «Бронеавтомобили» изданы на мелованой бумаге, с цветной вкладкой, а «Броня» на туалетной, со всеми вытекающими.
читать дальшеНачало
читать дальшеПервым бронеавтомобилем русской армии стал т. н. «бронеавтомобиль Накашидзе» - бронеавтомобиль французский фирмы «Шаррон, Жирардо, Вуа» представителем и лоббистом которой выступал кн. М. А. Накашидзе. Несмотря на все усилия последнего на вооружение русской армии он принят не был - военных не устроили его технические характеристики. Военное ведомство ограничилось выкупом опытного образца (1906 г.). Сам Накашидзе в том же году погиб при покушении на Столыпина на Аптекарском острове, а «его» бронеавтомобиль, после ряда испытаний, был разбронирован в 1908 г.
Помимо этого, в 1911 г. по заказу управления строительства Амурской железной дороги фирмой «Бенц» был построен еще один бронеавтомобиль (позднее приспособлен для движения по ж/д полотну), предназначавшийся для охраны района строительства от хунхузов.
С началом Мировой войны в войсках стали появляться импровизированные бронеавтомобили, создаваемые силами самих частей (известно не менее 3 таких машин), а уже 19 августа 1914 г. по распоряжению военного министра началось формирование первой русской бронечасти - автопулеметной роты.
Помимо бронеавтомобилей автопулеметной роты и самопальных броневиков в 1914 г. была забронирована еще и машина для «Дикой дивизии» (по типу «Руссо-Балтов»), а общее число забронированных машин достигало 13 (в т. ч. 9 в автопулеметной роте).
Организация и применение
читать дальшеФормирование 1-й автомобильной пулеметной роты было завершено к началу октября 1914 г. Пулеметные взводы роты формировались по штату №14 (утвержден 8 сентября) - 2 бронеавтомобиля, 2 легковых и 1 грузовая автомашины и 2 мотоцикла в каждом. Пушечный взвод по штату №15 (29 сентября) должен был состоять из 3 бронемашин, 3 легковых и 2 грузовых автомашин и 2 мотоциклов.
В окончательном виде рота состояла из управления (грузовик и 2 легковых автомобиля, 4 мотоцикла), 4 пулеметных и 1 пушечного взводов, 165 чел. личного состава (15 офицеров), 8 пулеметных и 3 пушечных (поначалу фактически 1 пушечный и 2 «гантрака») бронеавтомобилей, 17 легковых и 7 грузовых автомашин и 14 мотоциклов.
19 октября 1914 г. рота отправилась на фронт и уже 4 ноября приняла свой первый бой. До конца 1916 г. рота почти беспрерывно (за исключением 3-месячной паузы для ремонта машин) находилась на фронте. В сентябре 1916 г. она была переформирована в 1-й бронедивизион и переброшена в Финляндию (на случай ожидаемого немецкого десанта). Летом 1917 г. часть перевели в Петроград, а в октябре в район Двинска. Часть машин дивизиона в начале 1918 г. была захвачена немцами.
Весной 1915 г. пушечный взвод роты был расформирован, пушечные бронеавтомобили распределены по пулеметным взводам (по 1 на каждый). В Финляндии в состав дивизиона было дополнительно включено 33-е пулеметное отделение (взвод), вооруженное «Остинами».
После небольшой паузы, в декабре 1914 г. формирование новых бронечастей возобновилось. Формировавшиеся отдельные пулеметные автомобильные взводы комплектовались поступавшими из Англии пулеметными бронеавтомобилями «Остин».
Первые 8 взводов (с 5-го по 12-й) были сформированы по штату №19 (декабрь 1914 г.) - 3 пулеметных бронеавтомобиля «Остин», 4 легковых автомобиля, 3-тонный грузовик, автомастерская и автоцистерна, 4 мотоцикла (1 с коляской), 50 чел. личного состава (4 офицера).
Начиная с 13-го взводы формировались по штату №20 (март 1915 г.) - вместо одного из пулеметных отделений в состав взвода включалось пушечное, общее число грузовиков было увеличено до четырех. Взвод теперь состоял из 2 пулеметных и пушечного бронеавтомобиля, 4 грузовиков, 4 легковых автомобилей, автомастерской, автоцистерны и 4 мотоциклов (1 с коляской).
По штату №20 было сформировано 35 взводов (13-24-й, 26-28-й и 30-47-й). Взводы сформированные по штату №19 позднее также получили пушечное отделение и дополнительные грузовики, сохранив при этом три пулеметных отделения.
Пушечные отделения взводов поначалу вооружались «Гарфордами», начиная с 37-го взвода - пушечными «Ланчестерами».
25-й и 29-й взводы поначалу имели нестандартную матчасть. 25-й взвод при формировании весной - летом 1915 г. был оснащен бронеавтомобилями конструкции штабс-капитана Былинского - 2 пулеметными «Мерседесами» и пулеметным же «Ллойдом». 29-й взвод в ноябре 1915 г. получил «Бенц», «Пирс-Арроу» и «Уайт» (пушечный) забронированные по проекту штабс-капитана Мгеброва. Позднее взводы были перевооружены стандартными машинами.
Всего за 1914 - 1917 гг. было сформировано 47 пулеметных автомобильных взводов (включая 4 взвода автопулеметной роты)*.
В июне 1916 г. большая часть взводов была сведена в 13 броневых автомобильных дивизионов, по числу армий (1-12-й и Особый для Особой армии). Автопулеметные взводы были в переименованы в отделения, с сохранением прежней нумерации. Число отделений в дивизионах было неодинаковым (от 2 до 7) и определялось числом корпусов соответствующей армии (по одному на корпус). На Кавказе, в силу местных условий, были сохранены отдельные автопулеметные отделения.
Управление бронедивизиона по штату состояло из 61 - 63 чел. (в т. ч. 4-5 офицеров и 1-2 чиновника), 2 легковых и 2 грузовых автомашин, автомастерской, автоцистерны, 4 мотоциклов и 2 велосипедов.
Боевой состав взводов/отделений изменений не претерпел, число грузовиков было увеличено до 4 ед, добавилось 2 велосипеда.
15 ноября 1916 г. в штат отделения был добавлен еще один пулеметный броневик (запасной), однако из-за нехватки машин дополнительные бронеавтомобили получила только часть отделений.
В сентябре 1916 г. был сформирован Броневой автомобильный дивизион особого назначения, укомплектованный машинами конструкции В. Поплавко, предназначенными для прорыва проволочных заграждений. Дивизион состоял из 3 взводов (по 10 машин) и имел по штату 30 бронемашин «Джеффери», 4 грузовых и 4 легковых автомашины, 4 автоцистерны, автомастерскую и 9 мотоциклов. В январе 1917 г. было принято решение о формировании еще 3 таких же дивизионов (по 1 на фронт), однако из-за последующих событий реализовано оно не было.
Дивизион Поплавко с октября 1916 г. находился на Юго-Западном фронте, но в ожидании большого летнего наступления в боях не участвовал, летом-осенью 1917 г. машины дивизиона использовались на фронте в качестве обычных бронеавтомобилей.
Формированием броневых частей поначалу занималась петроградская Офицерская стрелковая школа, начальник которой, ген. Филатов, был большим энтузиастом нового рода войск. В марте 1915 г. эти функции были переданы сформированной в Петрограде Запасной автомобильной броневой роте (командир - капитан В. А. Халецкий), в октябре 1916 г. развернутую в Запасной броневой дивизион (по штату - 8 учебных бронемашин).
Артиллерийскую, пулеметную и стрелковую подготовку офицеры, унтера и солдаты бронечастей получали на специальном курсе Офицерской стрелковой школы, автомобильную часть изучали в Военной автомобильной школе Секретева, броневое дело в Броневой школе Запасной роты / дивизиона, здесь же формировались и сколачивались части.
Вопросами разработки новых типов бронемашин занимался Броневой отдел Военной автомобильной школы.
С ноября 1915 г. значительной частью вопросов связанных с бронечастями (проектирование новых машин, оценка качества закупленных , совершенствование оргструктуры частей и т. д.) занималась постоянная комиссия при начальнике Главного военно-технического управления (ГВТУ) - Комиссия по бронированным автомобилям («Броневая комиссия»), являвшаяся прообразом ГАБТУ.
На фронте отдельные автопулеметные взводы находились в подчинении генерал-квартирмейстеров корпусов и армий, оперативно придаваясь дивизиям и полкам. Отдельные бронедивизионы подчинялись штабам соответствующих армий.
К концу 1915 г. на фронтах действовали 32 автопулеметных взвода, автопулеметная рота и Бельгийский дивизион, в общей сложности - до 130 броневиков.
читать дальше


Большая часть бронечастей, начиная с 1916 г. использовалась на южных участках фронта, где условия для их применения были более благоприятными.
читать дальше

* Помимо этого, в январе 1916 г. был сформирован один Броневой автомобильный железнодорожный взвод (3 «Руссо-Балта» тип С переделанных в бронедрезины и 2 небронированных транспортера боеприпасов). Летом 1917 г. он участвовал в боях на Румынском фронте.
Материальная часть
читать дальшеПулеметные взводы 1-й автопулеметной роты были вооружены бронеавтомобилями «Руссо-Балт» тип С, построенными на шасси легковых автомобилей С 24/40. Вес машины - 2,960 т (185 пудов), двигатель - 40 л. с. , броня 3-5 мм, экипаж - 4 чел., вооружение - 3 пулемета «Максим». Всего было забронировано 8 шасси.
Пушечный взвод роты первоначально состоял из частично бронированного (кабина и щит орудия) 5-тонного грузовика «Маннесман-Мулаг» (вес - 8 т, двигатель - 45 л.с., броня 3-5 мм, экипаж - 8 чел., вооружение - 47-мм морская пушка Гочкиса на тумбе со щитом и 2 «Максима») и 2 «гантраков» - небронированных 3-тонных грузовиков «Бенц» и «Олдейс» с 37-мм автоматической пушкой Максим -Норденфельд в кузове.
В марте-апреле 1915 г. вместо вышедшего из строя «Манессмана» (показавшего себя не лучшим образом) и «гантраков» (прекрасно себя проявивших) рота получила 4 забронированных на Путиловском заводе 3-тонных грузовика (2 «Паккарда» 32 л.с и 2 «Манессмана» 42 л.с.). Схема бронирования осталась той же, но вместо Гочкиса броневики вооружались 37-мм пушкой Максим-Норденфельд, а пулемет остался один.
В сентябре - октябре 1914 г. Закупочная комиссия возглавляемая командиром Запасной автомобильной роты П. А. Секретевым помимо прочего заказала в Англии и Франции 89 бронеавтомобилей - 40 «Рено», уже выпускавшихся для французской армии, 1 «Изотту-Фраскини» и 48 «Остинов». Последние английская фирма «Остин» должна была изготавливать в соответствии с разработанными в России ТТХ (горизонтальное бронирование, 2 вращающихся башни и проч.)
«Остин» 1-й серии был оснащен двигателем в 30 л. с. и броней в 3,5-4 мм, экипаж состоял из 4 человек, вооружение из 2 пулеметов «Максим». Каждая машина (без вооружения, устанавливаемого в России) обходилась в 1150 фунтов.
Несмотря на имевшиеся недостатки, в целом «Остин» оказался удачной машиной, сделавшись в итоге основным типом бронеавтомобиля русской армии.
Бронирование машин 1-й серии оказалось недостаточным, начиная с машин 13-го взвода все прибывавшие в Россию «Остины» перебронировались ижорской сталью (7-мм), что улучшало их защиту, но ухудшало динамические характеристики. Ранее отправленные на фронт машины также постепенно отзывались и проходили перебронировку.
Весной - летом 1915 г. русское правительство дополнительно заказало английским и американским фирмам 236 броневых машин с поставкой в мае-декабре 1915 г. Все заказанные машины должны были быть «русского типа» - полностью бронированные, пулеметные, двухбашенные. Американская фирма «Мортон» заказ на 75 машин сорвала и он был расторгнут. Остальные машины (161 ед.) были поставлены с опозданием - первые только в июле - августе, основная масса - в октябре - декабре 1915 г. (часть вообще весной 1916 г.).

Наиболее ценной частью заказа были модернизированные «Остины» 2-й серии (60 ед.). Машины 2-й серии получили более мощный двигатель (50 л. с.), усиленное шасси с увеличенным клиренсом и усиленную броню (7-мм и в перебронировании уже не нуждались) и проч.
Новые «Остины» поступили на вооружение 24 - 47-го взводов (включая перевооруженные 25-й и 29-й взводы), часть машин пошла на восполнение потерь. В общей сложности на фронт было отправлено 56 машин 2-й серии, 3 остались в Запасном бронедивизионе и одна использована как опытная для установки «приспособления» Кегресса.
Прибывшие к весне 1916 г. 40 бронеавтомобилей «Армстронг - Уитворт» (фактически были плодом коллективного творчества - корпуса делал «Армстронг», за шасси и сборку отвечала фирма «Джаррот») потребовали многочисленных переделок. 10 машин «Армстронг - Уитворт - Джаррот» (шасси неизвестно, двигатель - 38 л. с. броня - 7 мм, 2 пулемета «Максим») прибывшие первыми, в июне 1916 г. были отправлены на фронт. Переделка 30 машин «Армстронг - Уитворт - Фиат» (шасси итальянского грузовика «Фиат 15 Тер», двигатель 60 л. с.) была закончена только к началу декабря 1916 г., на фронт они пошли только осенью 1916 - в начале 1917 г. О службе их мало что известно, «Джарроты» уже в январе 1917 г. были признаны непригодными для боевой службы.
Закупленные в большом количестве (61 ед.) бронеавтомобили «Шеффилд-Симплекс» и «Армиа-Мотор-Лориес» (конструктивно почти одинаковы, отличались только производителем) по прибытии внезапно оказались почти полностью непригодными к использованию. «Шеффилд-Симплексы» предполагалось переделать в бронедрезины, однако дело до этого так и не дошло.
Пушечные отделения броневзводов поначалу вооружались бронеавтомобилями «Гарфорд», строившимися по проекту начальника Офицерской стрелковой школы ген. Н. М. Филатова. Всего в апреле - сентябре 1915 г. было забронировано 30 шасси 4-тонных (фактически 5-тонных) американских грузовиков «Гарфорд» (куплены комиссией Секретева в 1914 г.). Вес бронеавтомобиля доходил до 8,6 т (525 пудов), мощность двигателя составляла 30 л. с., экипаж состоял из 7 человек, броня корпуса - 6,5 мм, вооружение - 76,2-мм противоштурмовая пушка обр. 1910 г. в башне и 2 пулемета «Максим». Машина оказалась перетяжеленной, обладала низкой проходимостью и подвижностью (по шоссе не более 17 км/ч), однако очень ценилась войсками из-за высокой огневой мощи. «Гарфорды» поступили на вооружение 5-24-го, 26-28-го и 30-36-го взводов. К сентябрю 1917 г. было потеряно 4-5 машин этого типа.
После исчерпания запаса «Гарфордов» пушечные отделения вооружались пушечными «Ланчестерами». Последние представляли собой подержанные британские пулеметные машины купленные по случаю русским военным агентом и переделанные в России. Бронеавтомобиль весил примерно 3,4 т, броня корпуса - 8 мм, экмпаж - 4 чел., вооружение - 37-мм пушка Гочкиса в башне (в задней части башни «Максим» в качестве дополнительного вооружения).
Всего было приобретено 20 машин, 19 из них к началу апреля 1916 г. перевооружены пушками (одна осталась пулеметной), на фронт отправлено 15 машин (включая пулеметную), оставшиеся эксплуатировались в Запасном бронедивизионе.
«Ланчестеры» поступили на вооружение 10 взводов (37-47-й) отправленных на фронт в марте - августе 1916 г., 25-го и 29-го взводов при перевооружении на стандартную матчасть (29-й взвод получил еще и пулеметную машину в качестве сверхштатной). Ими также заменяли выбывшие «Гарфорды».
На 21 июля 1916 г. русская армия получила (без учета машин автопулеметной роты), в общей сложности, 287 броневых машин, из которых удовлетворительными признавались 158 («Остины», «Гарфорды» и «Ланчестеры»), частично пригодными после переделок - 53 («Армстронг - Уитворты», мгебровские «Рено» и машины 29-го взвода, кроме «Бенца»), оставшиеся 76 машин («Шеффилды» обоих типов, машины 25 взвода и 11 опытных машин конструкции Некрасова-Благолюбова) считались полностью непригодными.
Перспективные планы военного ведомства предполагали дальнейшее наращивание парка бронеавтомобилей. К 1 июля 1917 г. предполагалось иметь боевых машин на 70 взводов/отделений и 100% резерв техники для них, всего 560 машин (380 пулеметных, 180 пушечных).
В августе 1916 г. фирма «Остин» получила очередной заказ на 60 «Остинов» 3-й серии. Машины 3-й серии были доработаны с учетом опыта боевого применения, получив заднее рулевое управление (ранее устанавливалось в России), пуленепробиваемые стекла, усиленное шасси и т. д. В Россию машины 3-й серии начали прибывать весной 1917 г., доставка их затянулась до конца года и на фронт «Остины» этой серии вероятно уже не попали.
Помимо этого у «Остина» были заказаны 60 шасси, аналогичных шасси машин третьей серии. Бронировкой их должен был заниматься Путиловский завод, при этом 39 машин предполагалось превратить в полугусеничные, установив на них движитель Кегресса. Шасси начали прибывать в январе 1917 г., однако из-за разразившейся революции план выпуска бронемашин было полностью сорван (50 шасси было забронировано позднее, в 1918 - 1919 гг.).
Еще 90 шасси были заказаны в феврале 1916 г. американскому филиалу «Фиата». Проект их бронировки был разработан Броневым отделом Военной автошколы, с учетом имеющегося боевого опыта, а производство поручено Ижорскому заводу Морского ведомства. План бронировки и здесь выполнен не был - производство «Фиатов» началось в январе 1917 г., к началу октября из 50 полученных заводом шасси забронировано было 16, частично забронировано - 25 (еще 8 шасси передано английскому дивизиону и одно Кегрессу для опытов). На фронт машины этого типа естественно уже не попали (забронированы и использовались позднее большевиками).
Во второй половине 1916 г. на вооружение броневых частей поступила также оригинальная машина конструкции штабс-капитана В. Поплавко. Машина, созданная на базе американского 2-тонного полноприводного грузовика «Джеффери», предназначалась для прорыва проволочных заграждений, имела броневой корпус из 7-мм броневых листов, экипаж из 4 чел. и вооружалась 2 пулеметами. В мае - июне 1916 г. она успешно прошла испытания и была принята на вооружение. В августе - сентябре 1916 г. Ижорским заводом было выпущено 30 боевых машин, поступивших на вооружение специально сформированного дивизиона Особого назначения. В январе 1917 г. было принято решение о формировании еще 3 дивизионов и выпуске дополнительно 90 машин, однако план и в данном случае был сорван (выпущена 1 машина). По назначению машины Поплавко использованы не были, летом-осенью 1917 г. машины дивизиона применяясь в качестве обычных бронеавтомобилей, благодаря высокой проходимости и подвижности хорошо себя показав.
Помимо перечисленных основных русской армией использовались и другие типы бронеавтомобилей.
Купленные комиссией Секретева французские «Рено» русской армии не подошли (у них отсутствовала крыша, базовое вооружение состояло из пулемета со щитком) и к тому же прибыли в Россию с большим опозданием - к марту-апрелю (частью даже к июлю) 1915 г. Из 34 прибывших машин (судьба еще 6 неизвестна) одиннадцать было перебронировано по проекту штабс-капитана Мгеброва, большая часть оставшихся использовалась в бронечастях в качестве транспортера боеприпасов. Купленная той же комиссией «Изотта-Фраскини» в России была перебронирована по проекту штабс-капитана Мгеброва.
В апреле 1915 - мае 1916 г. 16 машин разных типов (вышеуказанные 11 «Рено» и «Изотта-Фраскини», «Бенц», «Пирс-Арроу», «Уайт» и «Руссо-Балт» тип Е) были забронированы по оригинальному проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва (башня оригинальной конструкции и характерный корпус с большим наклоном бронелистов).
«Бенц», «Пирс-Арроу» и «Уайт» (пушечный) в ноябре 1915 г. составили вооружение 29-го взвода. Все три машины были пожертвованы армии патриотом В. Меркульевым и бронировались на его средства.
«Руссо-Балт», приобретенный 125-м Курским пехотным полком на собственные средства был в конце 15-го года передан полку и отправлен на фронт.
Бронеавтомобили «Рено», перебронированные к маю 16-го, но оказавшиеся излишне перетяжеленными, после испытаний были, к сентябрю 1916 г., вновь перебронированы - башня Мгеброва заменена двумя более легкими. Осенью 1916 г. они были отправлены на фронт (1 машина в Бельгийский дивизион), однако об их боевой службе почти ничего не известно.
«Изотта-Фраскини», законченная к маю 1916 г., летом была направлена на Юго-Западный фронт, о ее службе также почти ничего не известно.
25-й взвод, сформированный к августу 1915 г., был вооружен бронеавтомобилями конструкции штабс-капитана Былинского, построенными большей частью на его средства - двумя забронированными легковыми «Мерседесами» и 1,5-тонным грузовиком «Ллойд». Все машины имели 5-6 мм броню и вооружение из 2 пулеметов «Максим» во вращающихся башнях. Уже к концу 1915 г. все машины были сняты с вооружения из-за износа.
Осенью 1915 г. начальником Офицерской стрелковой школы ген. Филатовым был разработан легкий бронеавтомобиль оригинальной конструкции. Базой его служило трехколесное шасси специальной сборки, на котором устанавливался безбашенный бронекорпус (4-6 мм), в кормовом листе которого монтировались 76-мм пушка или 2 станковых пулемета. К апрелю 1916 г. силами школы было изготовлено 10 машин (8 пулеметных, пушечная и 1 четырехколесная), Ижорским заводом в 1916 - 1917 гг. еще от 8 до 20 (облегченного типа, с одним пулеметом)*. Восемь «трехколесок» Офицерской школы было отправлено на фронт и использовались в боях.
В июне 1916 г. было принято решение о переделке большинства нестандартных или негодных к службе машин («Шеффилды» обоих типов, машины 25 взвода, машины конструкции Некрасова-Благолюбова и проч.) в бронедрезины. Большая часть машин была сосредоточена в мастерских 2-го коренного парка полевых железных дорог в г. Савелово. Работы по переделке машин затянулись до конца войны и этот проект реализован не был.
Всего в 1914 - 1917 гг. для русской армии были произведены и поставлены (включая самопальные, опытные, морские и зенитные) 701 бронеавтомобиль и шасси, из которых в России произведено 205 ед., импортировано - 496 ед. (фактически - 346 машин и 150 шасси).



* Так у автора, в таблице ниже показано 16 трехколесок.
Зенитные бронемашины
читать дальшеДля борьбы с неприятельской авиацией в декабре 1914 - марте 1915 г. была сформирована 1-я Отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту. Вооружение ее состояло из 4 3-дюймовых пушек Тарновского - Лендера, установленных в кузовах частично забронированных (кабина и двигатель) 5-тонных грузовиков «Руссо-Балт» тип Т и 4 зарядных ящиков на шасси грузовиков «Руссо-Балт» тип М, также частично забронированных. С марта 1915 г. и до конца войны батарея успешно действовала на фронте. Позднее еще несколько подобных батарей было сформировано с использованием небронированных грузовиков «Уайт».
Помимо этого, в декабре 1914 г. у английской фирмы «Виккерс» было заказано 16 автоматических зенитных установок на бронированных грузовиках «Пирлесс». Заказ был выполнен с большим опозданием - в Россию машины прибыли только к сентябрю 1916 г. В качестве базы было использовано шасси 3-тонного грузовика «Пирлесс», в открытом сверху бронекузове на тумбе устанавливалась 40-мм автоматическая пушка «Виккерс» со щитом (устанавливался уже в России) и круговым обстрелом. Вес машины достигал 4,8 т, мощность двигателя - 32 л. с., экипаж состоял из 5 чел., толщина брони - 8 мм.
В октябре 1916 - январе 1917 г. установки свели в 4 батареи (1-4-я Отдельные бронированные батареи для стрельбы по воздушному флоту), однако из-за начавшейся революции на фронт они попали только в мае 1917 г.
Бронеавтомобили Морского ведомства
читать дальшеСобственными бронеавтомобилями обзавелся и флот. Для обороны сухопутного фронта Морской крепости Петра Великого было заказано 18 пушечных «Гарфордов». От армейских они почти не отличались (был увеличен боекомплект орудия и сразу же установлено заднее рулевое управление). Шасси для боевых машин были заказаны в США и прибыли в Петроград в феврале 1916 г. В ожидании их прибытия для крепости Петра Великого к июлю 16-го было забронировано два 3-тонных грузовика «Пирс-Арроу» (бронекабина, в открытом кузове 76,2-мм пушка во вращающейся башне, 2 пулемета). Позднее они использовались в Морском запасном бронедивизионе в качестве учебных.
Прибывшие «Гарфорды» были забронированы в марте - декабре 1916 г. и составили Бронированный отдельный автомобильно-артиллерийский дивизион крепости Петра Великого. Одновременно был сформирован и Морской запасной бронедивизион.
В 1917 г. флотские «Гарфорды» участвовали в боях под Ригой и на Моонзундских островах, потеряв 5 машин.
Бельгийский бронедивизион
читать дальшеЧасть была сформирована весной 1915 г. во Франции из бельгийских добровольцев. На Западном фронте дела ей уже не нашлось и осенью 15-го она была отправлена на русский фронт. В октябре 1915 г. дивизион прибыл в Архангельск, в январе 1916 г. был отправлен на Юго-Западный фронт, где и пробыл до конца войны. В 1918 г. личный состав дивизиона покинул Россию, вернувшись на родину.
В состав дивизиона входило 350 солдат и офицеров, 13 бронеавтомобилей (6 пушечных, 4 пулеметных, 3 невооруженных командирских), 6 легковых и 20 грузовых автомашин, 18 мотоциклеток и 120 велосипедов.
Вооружение дивизиона составляли бронеавтомобили «Морс» и «Пежо» (вес 3,5 т; двигатель - 35 л.с., броня 3-7 мм, вооружение - 2 пулемета «Гочкис» (1 запасной) или 37-мм пушка, экипаж 3-4 чел.).
Невооруженные командирские машины позднее были разобраны на запчасти, часть машин потеряна в боях, вместо них дивизион получил русские машины.
Английский бронедивизион
читать дальшеДивизион был сформирован по инициативе командира одной из британских бронечастей О. Локкер - Лэмпсона, взявшего на себя и большую часть расходов на его создание. В мае 1916 г. дивизион прибыл в Россию и в июне 16-го был направлен на Кавказский фронт. В сентябре того же года часть была переведена на Румынский фронт и до конца войны действовала на юго-западном направлении. В январе 1918 г. личный состав дивизиона покинул Россию, его матчасть досталась большевикам.
Штат дивизиона включал 566 чел. (42 офицера) личного состава, 28 бронеавтомобилей, 22 грузовика, 7 легковых и 5 санитарных машин, 4 автоцистерны (1 для воды), 3 автомастерских, автокран, 47 мотоциклов и 3 радиотелеграфные станции.
Вооружение дивизиона составляли 12 стандартных британских пулеметных «Ланчестеров» и 1 «Роллс-Ройс», 11 пулеметных «Фордов» (забронированные специально для дивизиона легковые «Форд-Т», с бронекабиной и открытым кузовом, в котором устанавливался станковый «Виккерс» со щитом) и 4 пушечных «Пирс-Арроу». Последние были построены на шасси одноименного 5-тонного грузовика и вооружались 57-мм пушкой (на 3 машинах в башне, на одной в открытом кузове со щитом, позднее на одной из башенных машин башня заменена 47-мм пушкой Гочкиса со щитом).
Дивизион хорошо проявил себя в боях, особенно удачно действовали пушечные машины.
Бронеавтомобили русской армии 1906 - 1917 гг.
М. Коломиец
Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне
Текст, иллюстрации и таблички первой книги Коломиец с некоторыми дополнениями включил в состав второй, добавив еще и раздел по бронепоездам. В целом, разница несущественна, ну кроме качества иллюстраций, конечно - «Бронеавтомобили» изданы на мелованой бумаге, с цветной вкладкой, а «Броня» на туалетной, со всеми вытекающими.
читать дальшеНачало
читать дальшеПервым бронеавтомобилем русской армии стал т. н. «бронеавтомобиль Накашидзе» - бронеавтомобиль французский фирмы «Шаррон, Жирардо, Вуа» представителем и лоббистом которой выступал кн. М. А. Накашидзе. Несмотря на все усилия последнего на вооружение русской армии он принят не был - военных не устроили его технические характеристики. Военное ведомство ограничилось выкупом опытного образца (1906 г.). Сам Накашидзе в том же году погиб при покушении на Столыпина на Аптекарском острове, а «его» бронеавтомобиль, после ряда испытаний, был разбронирован в 1908 г.
Помимо этого, в 1911 г. по заказу управления строительства Амурской железной дороги фирмой «Бенц» был построен еще один бронеавтомобиль (позднее приспособлен для движения по ж/д полотну), предназначавшийся для охраны района строительства от хунхузов.
С началом Мировой войны в войсках стали появляться импровизированные бронеавтомобили, создаваемые силами самих частей (известно не менее 3 таких машин), а уже 19 августа 1914 г. по распоряжению военного министра началось формирование первой русской бронечасти - автопулеметной роты.
Помимо бронеавтомобилей автопулеметной роты и самопальных броневиков в 1914 г. была забронирована еще и машина для «Дикой дивизии» (по типу «Руссо-Балтов»), а общее число забронированных машин достигало 13 (в т. ч. 9 в автопулеметной роте).
Организация и применение
читать дальшеФормирование 1-й автомобильной пулеметной роты было завершено к началу октября 1914 г. Пулеметные взводы роты формировались по штату №14 (утвержден 8 сентября) - 2 бронеавтомобиля, 2 легковых и 1 грузовая автомашины и 2 мотоцикла в каждом. Пушечный взвод по штату №15 (29 сентября) должен был состоять из 3 бронемашин, 3 легковых и 2 грузовых автомашин и 2 мотоциклов.
В окончательном виде рота состояла из управления (грузовик и 2 легковых автомобиля, 4 мотоцикла), 4 пулеметных и 1 пушечного взводов, 165 чел. личного состава (15 офицеров), 8 пулеметных и 3 пушечных (поначалу фактически 1 пушечный и 2 «гантрака») бронеавтомобилей, 17 легковых и 7 грузовых автомашин и 14 мотоциклов.
19 октября 1914 г. рота отправилась на фронт и уже 4 ноября приняла свой первый бой. До конца 1916 г. рота почти беспрерывно (за исключением 3-месячной паузы для ремонта машин) находилась на фронте. В сентябре 1916 г. она была переформирована в 1-й бронедивизион и переброшена в Финляндию (на случай ожидаемого немецкого десанта). Летом 1917 г. часть перевели в Петроград, а в октябре в район Двинска. Часть машин дивизиона в начале 1918 г. была захвачена немцами.
Весной 1915 г. пушечный взвод роты был расформирован, пушечные бронеавтомобили распределены по пулеметным взводам (по 1 на каждый). В Финляндии в состав дивизиона было дополнительно включено 33-е пулеметное отделение (взвод), вооруженное «Остинами».
После небольшой паузы, в декабре 1914 г. формирование новых бронечастей возобновилось. Формировавшиеся отдельные пулеметные автомобильные взводы комплектовались поступавшими из Англии пулеметными бронеавтомобилями «Остин».
Первые 8 взводов (с 5-го по 12-й) были сформированы по штату №19 (декабрь 1914 г.) - 3 пулеметных бронеавтомобиля «Остин», 4 легковых автомобиля, 3-тонный грузовик, автомастерская и автоцистерна, 4 мотоцикла (1 с коляской), 50 чел. личного состава (4 офицера).
Начиная с 13-го взводы формировались по штату №20 (март 1915 г.) - вместо одного из пулеметных отделений в состав взвода включалось пушечное, общее число грузовиков было увеличено до четырех. Взвод теперь состоял из 2 пулеметных и пушечного бронеавтомобиля, 4 грузовиков, 4 легковых автомобилей, автомастерской, автоцистерны и 4 мотоциклов (1 с коляской).
По штату №20 было сформировано 35 взводов (13-24-й, 26-28-й и 30-47-й). Взводы сформированные по штату №19 позднее также получили пушечное отделение и дополнительные грузовики, сохранив при этом три пулеметных отделения.
Пушечные отделения взводов поначалу вооружались «Гарфордами», начиная с 37-го взвода - пушечными «Ланчестерами».
25-й и 29-й взводы поначалу имели нестандартную матчасть. 25-й взвод при формировании весной - летом 1915 г. был оснащен бронеавтомобилями конструкции штабс-капитана Былинского - 2 пулеметными «Мерседесами» и пулеметным же «Ллойдом». 29-й взвод в ноябре 1915 г. получил «Бенц», «Пирс-Арроу» и «Уайт» (пушечный) забронированные по проекту штабс-капитана Мгеброва. Позднее взводы были перевооружены стандартными машинами.
Всего за 1914 - 1917 гг. было сформировано 47 пулеметных автомобильных взводов (включая 4 взвода автопулеметной роты)*.
В июне 1916 г. большая часть взводов была сведена в 13 броневых автомобильных дивизионов, по числу армий (1-12-й и Особый для Особой армии). Автопулеметные взводы были в переименованы в отделения, с сохранением прежней нумерации. Число отделений в дивизионах было неодинаковым (от 2 до 7) и определялось числом корпусов соответствующей армии (по одному на корпус). На Кавказе, в силу местных условий, были сохранены отдельные автопулеметные отделения.
Управление бронедивизиона по штату состояло из 61 - 63 чел. (в т. ч. 4-5 офицеров и 1-2 чиновника), 2 легковых и 2 грузовых автомашин, автомастерской, автоцистерны, 4 мотоциклов и 2 велосипедов.
Боевой состав взводов/отделений изменений не претерпел, число грузовиков было увеличено до 4 ед, добавилось 2 велосипеда.
15 ноября 1916 г. в штат отделения был добавлен еще один пулеметный броневик (запасной), однако из-за нехватки машин дополнительные бронеавтомобили получила только часть отделений.
В сентябре 1916 г. был сформирован Броневой автомобильный дивизион особого назначения, укомплектованный машинами конструкции В. Поплавко, предназначенными для прорыва проволочных заграждений. Дивизион состоял из 3 взводов (по 10 машин) и имел по штату 30 бронемашин «Джеффери», 4 грузовых и 4 легковых автомашины, 4 автоцистерны, автомастерскую и 9 мотоциклов. В январе 1917 г. было принято решение о формировании еще 3 таких же дивизионов (по 1 на фронт), однако из-за последующих событий реализовано оно не было.
Дивизион Поплавко с октября 1916 г. находился на Юго-Западном фронте, но в ожидании большого летнего наступления в боях не участвовал, летом-осенью 1917 г. машины дивизиона использовались на фронте в качестве обычных бронеавтомобилей.
Формированием броневых частей поначалу занималась петроградская Офицерская стрелковая школа, начальник которой, ген. Филатов, был большим энтузиастом нового рода войск. В марте 1915 г. эти функции были переданы сформированной в Петрограде Запасной автомобильной броневой роте (командир - капитан В. А. Халецкий), в октябре 1916 г. развернутую в Запасной броневой дивизион (по штату - 8 учебных бронемашин).
Артиллерийскую, пулеметную и стрелковую подготовку офицеры, унтера и солдаты бронечастей получали на специальном курсе Офицерской стрелковой школы, автомобильную часть изучали в Военной автомобильной школе Секретева, броневое дело в Броневой школе Запасной роты / дивизиона, здесь же формировались и сколачивались части.
Вопросами разработки новых типов бронемашин занимался Броневой отдел Военной автомобильной школы.
С ноября 1915 г. значительной частью вопросов связанных с бронечастями (проектирование новых машин, оценка качества закупленных , совершенствование оргструктуры частей и т. д.) занималась постоянная комиссия при начальнике Главного военно-технического управления (ГВТУ) - Комиссия по бронированным автомобилям («Броневая комиссия»), являвшаяся прообразом ГАБТУ.
На фронте отдельные автопулеметные взводы находились в подчинении генерал-квартирмейстеров корпусов и армий, оперативно придаваясь дивизиям и полкам. Отдельные бронедивизионы подчинялись штабам соответствующих армий.
К концу 1915 г. на фронтах действовали 32 автопулеметных взвода, автопулеметная рота и Бельгийский дивизион, в общей сложности - до 130 броневиков.
читать дальше



Большая часть бронечастей, начиная с 1916 г. использовалась на южных участках фронта, где условия для их применения были более благоприятными.
читать дальше


* Помимо этого, в январе 1916 г. был сформирован один Броневой автомобильный железнодорожный взвод (3 «Руссо-Балта» тип С переделанных в бронедрезины и 2 небронированных транспортера боеприпасов). Летом 1917 г. он участвовал в боях на Румынском фронте.
Материальная часть
читать дальшеПулеметные взводы 1-й автопулеметной роты были вооружены бронеавтомобилями «Руссо-Балт» тип С, построенными на шасси легковых автомобилей С 24/40. Вес машины - 2,960 т (185 пудов), двигатель - 40 л. с. , броня 3-5 мм, экипаж - 4 чел., вооружение - 3 пулемета «Максим». Всего было забронировано 8 шасси.
Пушечный взвод роты первоначально состоял из частично бронированного (кабина и щит орудия) 5-тонного грузовика «Маннесман-Мулаг» (вес - 8 т, двигатель - 45 л.с., броня 3-5 мм, экипаж - 8 чел., вооружение - 47-мм морская пушка Гочкиса на тумбе со щитом и 2 «Максима») и 2 «гантраков» - небронированных 3-тонных грузовиков «Бенц» и «Олдейс» с 37-мм автоматической пушкой Максим -Норденфельд в кузове.
В марте-апреле 1915 г. вместо вышедшего из строя «Манессмана» (показавшего себя не лучшим образом) и «гантраков» (прекрасно себя проявивших) рота получила 4 забронированных на Путиловском заводе 3-тонных грузовика (2 «Паккарда» 32 л.с и 2 «Манессмана» 42 л.с.). Схема бронирования осталась той же, но вместо Гочкиса броневики вооружались 37-мм пушкой Максим-Норденфельд, а пулемет остался один.
В сентябре - октябре 1914 г. Закупочная комиссия возглавляемая командиром Запасной автомобильной роты П. А. Секретевым помимо прочего заказала в Англии и Франции 89 бронеавтомобилей - 40 «Рено», уже выпускавшихся для французской армии, 1 «Изотту-Фраскини» и 48 «Остинов». Последние английская фирма «Остин» должна была изготавливать в соответствии с разработанными в России ТТХ (горизонтальное бронирование, 2 вращающихся башни и проч.)
«Остин» 1-й серии был оснащен двигателем в 30 л. с. и броней в 3,5-4 мм, экипаж состоял из 4 человек, вооружение из 2 пулеметов «Максим». Каждая машина (без вооружения, устанавливаемого в России) обходилась в 1150 фунтов.
Несмотря на имевшиеся недостатки, в целом «Остин» оказался удачной машиной, сделавшись в итоге основным типом бронеавтомобиля русской армии.
Бронирование машин 1-й серии оказалось недостаточным, начиная с машин 13-го взвода все прибывавшие в Россию «Остины» перебронировались ижорской сталью (7-мм), что улучшало их защиту, но ухудшало динамические характеристики. Ранее отправленные на фронт машины также постепенно отзывались и проходили перебронировку.
Весной - летом 1915 г. русское правительство дополнительно заказало английским и американским фирмам 236 броневых машин с поставкой в мае-декабре 1915 г. Все заказанные машины должны были быть «русского типа» - полностью бронированные, пулеметные, двухбашенные. Американская фирма «Мортон» заказ на 75 машин сорвала и он был расторгнут. Остальные машины (161 ед.) были поставлены с опозданием - первые только в июле - августе, основная масса - в октябре - декабре 1915 г. (часть вообще весной 1916 г.).

Наиболее ценной частью заказа были модернизированные «Остины» 2-й серии (60 ед.). Машины 2-й серии получили более мощный двигатель (50 л. с.), усиленное шасси с увеличенным клиренсом и усиленную броню (7-мм и в перебронировании уже не нуждались) и проч.
Новые «Остины» поступили на вооружение 24 - 47-го взводов (включая перевооруженные 25-й и 29-й взводы), часть машин пошла на восполнение потерь. В общей сложности на фронт было отправлено 56 машин 2-й серии, 3 остались в Запасном бронедивизионе и одна использована как опытная для установки «приспособления» Кегресса.
Прибывшие к весне 1916 г. 40 бронеавтомобилей «Армстронг - Уитворт» (фактически были плодом коллективного творчества - корпуса делал «Армстронг», за шасси и сборку отвечала фирма «Джаррот») потребовали многочисленных переделок. 10 машин «Армстронг - Уитворт - Джаррот» (шасси неизвестно, двигатель - 38 л. с. броня - 7 мм, 2 пулемета «Максим») прибывшие первыми, в июне 1916 г. были отправлены на фронт. Переделка 30 машин «Армстронг - Уитворт - Фиат» (шасси итальянского грузовика «Фиат 15 Тер», двигатель 60 л. с.) была закончена только к началу декабря 1916 г., на фронт они пошли только осенью 1916 - в начале 1917 г. О службе их мало что известно, «Джарроты» уже в январе 1917 г. были признаны непригодными для боевой службы.
Закупленные в большом количестве (61 ед.) бронеавтомобили «Шеффилд-Симплекс» и «Армиа-Мотор-Лориес» (конструктивно почти одинаковы, отличались только производителем) по прибытии внезапно оказались почти полностью непригодными к использованию. «Шеффилд-Симплексы» предполагалось переделать в бронедрезины, однако дело до этого так и не дошло.
Пушечные отделения броневзводов поначалу вооружались бронеавтомобилями «Гарфорд», строившимися по проекту начальника Офицерской стрелковой школы ген. Н. М. Филатова. Всего в апреле - сентябре 1915 г. было забронировано 30 шасси 4-тонных (фактически 5-тонных) американских грузовиков «Гарфорд» (куплены комиссией Секретева в 1914 г.). Вес бронеавтомобиля доходил до 8,6 т (525 пудов), мощность двигателя составляла 30 л. с., экипаж состоял из 7 человек, броня корпуса - 6,5 мм, вооружение - 76,2-мм противоштурмовая пушка обр. 1910 г. в башне и 2 пулемета «Максим». Машина оказалась перетяжеленной, обладала низкой проходимостью и подвижностью (по шоссе не более 17 км/ч), однако очень ценилась войсками из-за высокой огневой мощи. «Гарфорды» поступили на вооружение 5-24-го, 26-28-го и 30-36-го взводов. К сентябрю 1917 г. было потеряно 4-5 машин этого типа.
После исчерпания запаса «Гарфордов» пушечные отделения вооружались пушечными «Ланчестерами». Последние представляли собой подержанные британские пулеметные машины купленные по случаю русским военным агентом и переделанные в России. Бронеавтомобиль весил примерно 3,4 т, броня корпуса - 8 мм, экмпаж - 4 чел., вооружение - 37-мм пушка Гочкиса в башне (в задней части башни «Максим» в качестве дополнительного вооружения).
Всего было приобретено 20 машин, 19 из них к началу апреля 1916 г. перевооружены пушками (одна осталась пулеметной), на фронт отправлено 15 машин (включая пулеметную), оставшиеся эксплуатировались в Запасном бронедивизионе.
«Ланчестеры» поступили на вооружение 10 взводов (37-47-й) отправленных на фронт в марте - августе 1916 г., 25-го и 29-го взводов при перевооружении на стандартную матчасть (29-й взвод получил еще и пулеметную машину в качестве сверхштатной). Ими также заменяли выбывшие «Гарфорды».
На 21 июля 1916 г. русская армия получила (без учета машин автопулеметной роты), в общей сложности, 287 броневых машин, из которых удовлетворительными признавались 158 («Остины», «Гарфорды» и «Ланчестеры»), частично пригодными после переделок - 53 («Армстронг - Уитворты», мгебровские «Рено» и машины 29-го взвода, кроме «Бенца»), оставшиеся 76 машин («Шеффилды» обоих типов, машины 25 взвода и 11 опытных машин конструкции Некрасова-Благолюбова) считались полностью непригодными.
Перспективные планы военного ведомства предполагали дальнейшее наращивание парка бронеавтомобилей. К 1 июля 1917 г. предполагалось иметь боевых машин на 70 взводов/отделений и 100% резерв техники для них, всего 560 машин (380 пулеметных, 180 пушечных).
В августе 1916 г. фирма «Остин» получила очередной заказ на 60 «Остинов» 3-й серии. Машины 3-й серии были доработаны с учетом опыта боевого применения, получив заднее рулевое управление (ранее устанавливалось в России), пуленепробиваемые стекла, усиленное шасси и т. д. В Россию машины 3-й серии начали прибывать весной 1917 г., доставка их затянулась до конца года и на фронт «Остины» этой серии вероятно уже не попали.
Помимо этого у «Остина» были заказаны 60 шасси, аналогичных шасси машин третьей серии. Бронировкой их должен был заниматься Путиловский завод, при этом 39 машин предполагалось превратить в полугусеничные, установив на них движитель Кегресса. Шасси начали прибывать в январе 1917 г., однако из-за разразившейся революции план выпуска бронемашин было полностью сорван (50 шасси было забронировано позднее, в 1918 - 1919 гг.).
Еще 90 шасси были заказаны в феврале 1916 г. американскому филиалу «Фиата». Проект их бронировки был разработан Броневым отделом Военной автошколы, с учетом имеющегося боевого опыта, а производство поручено Ижорскому заводу Морского ведомства. План бронировки и здесь выполнен не был - производство «Фиатов» началось в январе 1917 г., к началу октября из 50 полученных заводом шасси забронировано было 16, частично забронировано - 25 (еще 8 шасси передано английскому дивизиону и одно Кегрессу для опытов). На фронт машины этого типа естественно уже не попали (забронированы и использовались позднее большевиками).
Во второй половине 1916 г. на вооружение броневых частей поступила также оригинальная машина конструкции штабс-капитана В. Поплавко. Машина, созданная на базе американского 2-тонного полноприводного грузовика «Джеффери», предназначалась для прорыва проволочных заграждений, имела броневой корпус из 7-мм броневых листов, экипаж из 4 чел. и вооружалась 2 пулеметами. В мае - июне 1916 г. она успешно прошла испытания и была принята на вооружение. В августе - сентябре 1916 г. Ижорским заводом было выпущено 30 боевых машин, поступивших на вооружение специально сформированного дивизиона Особого назначения. В январе 1917 г. было принято решение о формировании еще 3 дивизионов и выпуске дополнительно 90 машин, однако план и в данном случае был сорван (выпущена 1 машина). По назначению машины Поплавко использованы не были, летом-осенью 1917 г. машины дивизиона применяясь в качестве обычных бронеавтомобилей, благодаря высокой проходимости и подвижности хорошо себя показав.
Помимо перечисленных основных русской армией использовались и другие типы бронеавтомобилей.
Купленные комиссией Секретева французские «Рено» русской армии не подошли (у них отсутствовала крыша, базовое вооружение состояло из пулемета со щитком) и к тому же прибыли в Россию с большим опозданием - к марту-апрелю (частью даже к июлю) 1915 г. Из 34 прибывших машин (судьба еще 6 неизвестна) одиннадцать было перебронировано по проекту штабс-капитана Мгеброва, большая часть оставшихся использовалась в бронечастях в качестве транспортера боеприпасов. Купленная той же комиссией «Изотта-Фраскини» в России была перебронирована по проекту штабс-капитана Мгеброва.
В апреле 1915 - мае 1916 г. 16 машин разных типов (вышеуказанные 11 «Рено» и «Изотта-Фраскини», «Бенц», «Пирс-Арроу», «Уайт» и «Руссо-Балт» тип Е) были забронированы по оригинальному проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва (башня оригинальной конструкции и характерный корпус с большим наклоном бронелистов).
«Бенц», «Пирс-Арроу» и «Уайт» (пушечный) в ноябре 1915 г. составили вооружение 29-го взвода. Все три машины были пожертвованы армии патриотом В. Меркульевым и бронировались на его средства.
«Руссо-Балт», приобретенный 125-м Курским пехотным полком на собственные средства был в конце 15-го года передан полку и отправлен на фронт.
Бронеавтомобили «Рено», перебронированные к маю 16-го, но оказавшиеся излишне перетяжеленными, после испытаний были, к сентябрю 1916 г., вновь перебронированы - башня Мгеброва заменена двумя более легкими. Осенью 1916 г. они были отправлены на фронт (1 машина в Бельгийский дивизион), однако об их боевой службе почти ничего не известно.
«Изотта-Фраскини», законченная к маю 1916 г., летом была направлена на Юго-Западный фронт, о ее службе также почти ничего не известно.
25-й взвод, сформированный к августу 1915 г., был вооружен бронеавтомобилями конструкции штабс-капитана Былинского, построенными большей частью на его средства - двумя забронированными легковыми «Мерседесами» и 1,5-тонным грузовиком «Ллойд». Все машины имели 5-6 мм броню и вооружение из 2 пулеметов «Максим» во вращающихся башнях. Уже к концу 1915 г. все машины были сняты с вооружения из-за износа.
Осенью 1915 г. начальником Офицерской стрелковой школы ген. Филатовым был разработан легкий бронеавтомобиль оригинальной конструкции. Базой его служило трехколесное шасси специальной сборки, на котором устанавливался безбашенный бронекорпус (4-6 мм), в кормовом листе которого монтировались 76-мм пушка или 2 станковых пулемета. К апрелю 1916 г. силами школы было изготовлено 10 машин (8 пулеметных, пушечная и 1 четырехколесная), Ижорским заводом в 1916 - 1917 гг. еще от 8 до 20 (облегченного типа, с одним пулеметом)*. Восемь «трехколесок» Офицерской школы было отправлено на фронт и использовались в боях.
В июне 1916 г. было принято решение о переделке большинства нестандартных или негодных к службе машин («Шеффилды» обоих типов, машины 25 взвода, машины конструкции Некрасова-Благолюбова и проч.) в бронедрезины. Большая часть машин была сосредоточена в мастерских 2-го коренного парка полевых железных дорог в г. Савелово. Работы по переделке машин затянулись до конца войны и этот проект реализован не был.
Всего в 1914 - 1917 гг. для русской армии были произведены и поставлены (включая самопальные, опытные, морские и зенитные) 701 бронеавтомобиль и шасси, из которых в России произведено 205 ед., импортировано - 496 ед. (фактически - 346 машин и 150 шасси).



* Так у автора, в таблице ниже показано 16 трехколесок.
Зенитные бронемашины
читать дальшеДля борьбы с неприятельской авиацией в декабре 1914 - марте 1915 г. была сформирована 1-я Отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту. Вооружение ее состояло из 4 3-дюймовых пушек Тарновского - Лендера, установленных в кузовах частично забронированных (кабина и двигатель) 5-тонных грузовиков «Руссо-Балт» тип Т и 4 зарядных ящиков на шасси грузовиков «Руссо-Балт» тип М, также частично забронированных. С марта 1915 г. и до конца войны батарея успешно действовала на фронте. Позднее еще несколько подобных батарей было сформировано с использованием небронированных грузовиков «Уайт».
Помимо этого, в декабре 1914 г. у английской фирмы «Виккерс» было заказано 16 автоматических зенитных установок на бронированных грузовиках «Пирлесс». Заказ был выполнен с большим опозданием - в Россию машины прибыли только к сентябрю 1916 г. В качестве базы было использовано шасси 3-тонного грузовика «Пирлесс», в открытом сверху бронекузове на тумбе устанавливалась 40-мм автоматическая пушка «Виккерс» со щитом (устанавливался уже в России) и круговым обстрелом. Вес машины достигал 4,8 т, мощность двигателя - 32 л. с., экипаж состоял из 5 чел., толщина брони - 8 мм.
В октябре 1916 - январе 1917 г. установки свели в 4 батареи (1-4-я Отдельные бронированные батареи для стрельбы по воздушному флоту), однако из-за начавшейся революции на фронт они попали только в мае 1917 г.
Бронеавтомобили Морского ведомства
читать дальшеСобственными бронеавтомобилями обзавелся и флот. Для обороны сухопутного фронта Морской крепости Петра Великого было заказано 18 пушечных «Гарфордов». От армейских они почти не отличались (был увеличен боекомплект орудия и сразу же установлено заднее рулевое управление). Шасси для боевых машин были заказаны в США и прибыли в Петроград в феврале 1916 г. В ожидании их прибытия для крепости Петра Великого к июлю 16-го было забронировано два 3-тонных грузовика «Пирс-Арроу» (бронекабина, в открытом кузове 76,2-мм пушка во вращающейся башне, 2 пулемета). Позднее они использовались в Морском запасном бронедивизионе в качестве учебных.
Прибывшие «Гарфорды» были забронированы в марте - декабре 1916 г. и составили Бронированный отдельный автомобильно-артиллерийский дивизион крепости Петра Великого. Одновременно был сформирован и Морской запасной бронедивизион.
В 1917 г. флотские «Гарфорды» участвовали в боях под Ригой и на Моонзундских островах, потеряв 5 машин.
Бельгийский бронедивизион
читать дальшеЧасть была сформирована весной 1915 г. во Франции из бельгийских добровольцев. На Западном фронте дела ей уже не нашлось и осенью 15-го она была отправлена на русский фронт. В октябре 1915 г. дивизион прибыл в Архангельск, в январе 1916 г. был отправлен на Юго-Западный фронт, где и пробыл до конца войны. В 1918 г. личный состав дивизиона покинул Россию, вернувшись на родину.
В состав дивизиона входило 350 солдат и офицеров, 13 бронеавтомобилей (6 пушечных, 4 пулеметных, 3 невооруженных командирских), 6 легковых и 20 грузовых автомашин, 18 мотоциклеток и 120 велосипедов.
Вооружение дивизиона составляли бронеавтомобили «Морс» и «Пежо» (вес 3,5 т; двигатель - 35 л.с., броня 3-7 мм, вооружение - 2 пулемета «Гочкис» (1 запасной) или 37-мм пушка, экипаж 3-4 чел.).
Невооруженные командирские машины позднее были разобраны на запчасти, часть машин потеряна в боях, вместо них дивизион получил русские машины.
Английский бронедивизион
читать дальшеДивизион был сформирован по инициативе командира одной из британских бронечастей О. Локкер - Лэмпсона, взявшего на себя и большую часть расходов на его создание. В мае 1916 г. дивизион прибыл в Россию и в июне 16-го был направлен на Кавказский фронт. В сентябре того же года часть была переведена на Румынский фронт и до конца войны действовала на юго-западном направлении. В январе 1918 г. личный состав дивизиона покинул Россию, его матчасть досталась большевикам.
Штат дивизиона включал 566 чел. (42 офицера) личного состава, 28 бронеавтомобилей, 22 грузовика, 7 легковых и 5 санитарных машин, 4 автоцистерны (1 для воды), 3 автомастерских, автокран, 47 мотоциклов и 3 радиотелеграфные станции.
Вооружение дивизиона составляли 12 стандартных британских пулеметных «Ланчестеров» и 1 «Роллс-Ройс», 11 пулеметных «Фордов» (забронированные специально для дивизиона легковые «Форд-Т», с бронекабиной и открытым кузовом, в котором устанавливался станковый «Виккерс» со щитом) и 4 пушечных «Пирс-Арроу». Последние были построены на шасси одноименного 5-тонного грузовика и вооружались 57-мм пушкой (на 3 машинах в башне, на одной в открытом кузове со щитом, позднее на одной из башенных машин башня заменена 47-мм пушкой Гочкиса со щитом).
Дивизион хорошо проявил себя в боях, особенно удачно действовали пушечные машины.