Form follows content
Система власти в Афинах времен расцвета демократии.
читать дальше
Народное собрание (экклесия)
Высший орган власти, обладавший почти неограниченными полномочиями во всех возможных областях. Экклесия принимала законы, избирала должностных лиц, принимала у них отчет, решала вопросы войны ми мира и т. д. и т. п.
Народное собрание собиралось примерно 40 раз в году, т. е. примерно каждые 9 дней. Участвовать в его работе мог любой гражданин Афин (мужчина старше 20 лет). Заседания эккслесии происходили, как правило, в специально выстроенном экклесиастерии на холме Пникс (вмещал 5 000 - 6 000 чел.).
Заседаниями собрания руководили (и поддерживали на них порядок) члены Совета Пятисот (пританы дежурной филы). Совет готовил и повестку заседаний, вынося на рассмотрение собрания проекты постановлений (пробулевмы). Проект обсуждался (любой присутствующий гражданин мог высказать свое мнение по проекту) и ставился на голосование. В случае принятия законопроекта в целом затем отдельно обсуждались и принимались поправки к нему. Голосование обычно было открытым, поднятием рук (хиротония). В редких случаях (например при предоставлении кому-нибудь гражданства) использовалось и тайное голосование (в урны опускались камешки - псефы, позднее, металлические диски).
Окончательно утвержденный законопроект (псефисма) немедленно обретал силу закона. Текст псефисмы вырезался на мраморной плите и размещался в общественном месте (как правило, на Агоре), где любой гражданин мог с ним ознакомиться.
Совет Пятисот (буле)
Высший рабочий орган афинского государства, руководивший его внутренней и внешней политикой, хозяйством и финансами, надзиравший за деятельностью должностных лиц и т. д. в перерывах между заседаниями народного собрания (любое решение Совета могло быть отменено или изменено экклесией). Важнейшей функцией Совета было право законодательной инициативы - проекты постановлений поступали в экклесию только через него.
Члены Совета (булевты) избирались жребием из граждан не моложе 30 лет, сроком на один год, по 50 человек от каждой филы. Гражданин мог избираться членом Совета не более 2 раз в течении жизни.
Совет делился на 10 отделений по 50 чел. (по числу фил). Отделения поочередно являлись дежурными, выполняя почти всю работу Совета на протяжении своего дежурства - притании, члены дежурного отделения назывались пританами (в Афинах год по гражданскому календарю делился по числу пританий на 10 частей, т. е. примерно на 36 дней). Пританы по очереди круглосуточно дежурили в Толосе (предназначенном для них здании на Агоре), чтобы город ни на минуту не оставался без управления. Глава пританов - эпистат, выбирался жребием и менялся ежесуточно.
В полном составе Совет собирался только в экстренных случаях (заседал в еще одном специальном здании на Агоре - булевтерии).
Народный суд (гелиэя)
Высший судебный орган Афин, суд присяжных. Состоял из 6 000 судей (дикастов) избираемых жребием. Для разбора конкретных судебных дел формировались судебные коллегии, дикастерии (чаще всего по 501 человеку в коллегии). Гелиэя рассматривала гражданские и уголовные дела и помимо этого выполняла роль «конституционного суда» - здесь можно было оспорить принятый народным собранием закон. Если истцу удавалось доказать, что постановление экклесии противоречит действующим законам последнее отменялось, а инициатор постановления подвергался наказанию, вплоть до смертной казни.
Судопроизводство было публичным, гласным и состязательным. Предварительного следствия не проводилось, адвокат и прокурор отсутствовали как класс и задачей истца и ответчика было убедить присяжных (отобранных для конкретного процесса жребием) в своей правоте. Решение по делу принималось тайным голосованием (специальные урны с камешками). В случае оправдания обвиняемого процесс заканчивался, при вынесении обвинительного приговора на второй стадии процесса определялось наказание (по той же схеме - с выступлениями истца и ответчика и т. д.).
Наказанием для осужденного могла быть смертная казнь (ударом дубины по голове или сбрасыванием в пропасть, позднее с помощью яда цикуты), изгнание, лишение гражданских прав (пожизненное, временное, полное или частичное) или денежный штраф. Тюремное заключение не предусматривалось - полис не хотел кормить преступников. Городская тюрьма использовалась только для предварительного заключения арестованных или временного содержания уже осужденных, ожидающих исполнения приговора.
Приговор гелиэи был окончательным и обжалованию не подлежал.
Должностные лица (магистраты)
Общее число должностных лиц в Афинах было очень велико - до 700 чел. - полномочия магистратов сознательно разделялись между большим числом граждан для предотвращения концентрации власти и тирании. Все должности занимались гражданами, избираемыми обычно жребием (военные и финансовые голосованием в экклесии), сроком на год.
Важнейшей была коллегия стратегов (10 чел.). Стратеги руководили вооруженными силами и боевыми действиями, а также выполняли ряд административных и хозяйственных функций. Должность стратега в Афинах была фактически наиболее важной, лидер государства (Перикл, Фемистокл, Кимон и т. д.) занимал как правило именно эту должность. Стратеги избирались открытым голосованием в экклесии, сроком на год, число переизбраний не ограничивалось. Периодически (практически ежемесячно) в экклесии проводилась проверка деятельности стратегов (эпихиротония) и им выносился вотум доверия или недоверия. В последнем случае стратег отстранялся от должности и предавался суду.
Военные командиры среднего звена также избирались экклесией - 10 таксиархов (командиров таксисов, по числу фил), 2-3 гиппарха (командира конницы), триерархи (командиры триер).
Коллегия архонтов утратила реальное значение, сохранив некоторые религиозные и судебные функции. Архонты выбирались жребием, сроком на один год, фактически из числа всех граждан (формально из первых трех классов). Коллегия состояла из 9 человек (архонт-эпоним, басилей, полемарх и 6 фесмофетов).
Архонт-эпоним был формально высшим должностным лицом в Афинах, его именем назывался соответствующий год афинского летоисчисления, он руководил проведением некоторых религиозных празднеств, а также ведал рассмотрением жалоб и споров по семейным и наследственным делам и председательствовал на соответствующих судебных процессах.
Архонт-басилей ведал проведением большинства религиозных празднеств, председательствовал на судебных процессах по делам об убийстве или святотатстве и т. д.
Архонт-полемарх, ранее командовавший полисным ополчением, теперь ведал судебными делами вольноотпущенников и метеков, председательствуя на соответствующих процессах.
Архонты-фесмофеты председательствовали на судебных процессах гелиэи (без права решающего голоса) и т. д.
Ареопаг также утратил прежнее значение, сохранив лишь часть судебных функций - здесь рассматривались дела об убийствах и святотатствах. Ареопаг пополнялся отставными архонтами.
Помимо гелиэи и ареопага, в Афинах действовали и другие, менее значимые судебные органы - коллегии эфетов и т. д.
За поддержание порядка в разных сферах жизни полиса отвечало множество других коллегий (коллегиальность также была важнейшей чертой афинской демократии).
Коллегия Одиннадцати отвечала за борьбу с преступностью и исполнение наказаний, ей подчинялась городская стража, состоявшая из рабов-варваров, находившихся в собственности полиса.
Финансами и государственным имуществом управляло несколько коллегий - т. н. «казначеи богини» (10 чел.) отвечали за казну полиса, хранившуюся в храме Афины на Акрополе; 10 эллинотамиев («эллинских казначеев») - за казну Афинского морского союза; 10 полетов («продавцов») занимались продажей и сдачей в аренду государственного имущества и т. д.
Астиномы («смотрители города») отвечали за чистоту улиц, агораномы («смотрители площади») надзирали за рыночной торговлей, ситофилаки («хлебные стражи») за торговлей хлебом и т. д.
Со второй половины V в. служба большинства магистратов оплачивалась, как и присутствие в экклесии, работа в Совете и гилеэе, что позволяло малоимущим гражданам принимать участие в работе полисных структур без ущерба для себя. Одним из немногих исключений была коллегия стратегов.
читать дальше

Народное собрание (экклесия)
Высший орган власти, обладавший почти неограниченными полномочиями во всех возможных областях. Экклесия принимала законы, избирала должностных лиц, принимала у них отчет, решала вопросы войны ми мира и т. д. и т. п.
Народное собрание собиралось примерно 40 раз в году, т. е. примерно каждые 9 дней. Участвовать в его работе мог любой гражданин Афин (мужчина старше 20 лет). Заседания эккслесии происходили, как правило, в специально выстроенном экклесиастерии на холме Пникс (вмещал 5 000 - 6 000 чел.).
Заседаниями собрания руководили (и поддерживали на них порядок) члены Совета Пятисот (пританы дежурной филы). Совет готовил и повестку заседаний, вынося на рассмотрение собрания проекты постановлений (пробулевмы). Проект обсуждался (любой присутствующий гражданин мог высказать свое мнение по проекту) и ставился на голосование. В случае принятия законопроекта в целом затем отдельно обсуждались и принимались поправки к нему. Голосование обычно было открытым, поднятием рук (хиротония). В редких случаях (например при предоставлении кому-нибудь гражданства) использовалось и тайное голосование (в урны опускались камешки - псефы, позднее, металлические диски).
Окончательно утвержденный законопроект (псефисма) немедленно обретал силу закона. Текст псефисмы вырезался на мраморной плите и размещался в общественном месте (как правило, на Агоре), где любой гражданин мог с ним ознакомиться.
Совет Пятисот (буле)
Высший рабочий орган афинского государства, руководивший его внутренней и внешней политикой, хозяйством и финансами, надзиравший за деятельностью должностных лиц и т. д. в перерывах между заседаниями народного собрания (любое решение Совета могло быть отменено или изменено экклесией). Важнейшей функцией Совета было право законодательной инициативы - проекты постановлений поступали в экклесию только через него.
Члены Совета (булевты) избирались жребием из граждан не моложе 30 лет, сроком на один год, по 50 человек от каждой филы. Гражданин мог избираться членом Совета не более 2 раз в течении жизни.
Совет делился на 10 отделений по 50 чел. (по числу фил). Отделения поочередно являлись дежурными, выполняя почти всю работу Совета на протяжении своего дежурства - притании, члены дежурного отделения назывались пританами (в Афинах год по гражданскому календарю делился по числу пританий на 10 частей, т. е. примерно на 36 дней). Пританы по очереди круглосуточно дежурили в Толосе (предназначенном для них здании на Агоре), чтобы город ни на минуту не оставался без управления. Глава пританов - эпистат, выбирался жребием и менялся ежесуточно.
В полном составе Совет собирался только в экстренных случаях (заседал в еще одном специальном здании на Агоре - булевтерии).
Народный суд (гелиэя)
Высший судебный орган Афин, суд присяжных. Состоял из 6 000 судей (дикастов) избираемых жребием. Для разбора конкретных судебных дел формировались судебные коллегии, дикастерии (чаще всего по 501 человеку в коллегии). Гелиэя рассматривала гражданские и уголовные дела и помимо этого выполняла роль «конституционного суда» - здесь можно было оспорить принятый народным собранием закон. Если истцу удавалось доказать, что постановление экклесии противоречит действующим законам последнее отменялось, а инициатор постановления подвергался наказанию, вплоть до смертной казни.
Судопроизводство было публичным, гласным и состязательным. Предварительного следствия не проводилось, адвокат и прокурор отсутствовали как класс и задачей истца и ответчика было убедить присяжных (отобранных для конкретного процесса жребием) в своей правоте. Решение по делу принималось тайным голосованием (специальные урны с камешками). В случае оправдания обвиняемого процесс заканчивался, при вынесении обвинительного приговора на второй стадии процесса определялось наказание (по той же схеме - с выступлениями истца и ответчика и т. д.).
Наказанием для осужденного могла быть смертная казнь (ударом дубины по голове или сбрасыванием в пропасть, позднее с помощью яда цикуты), изгнание, лишение гражданских прав (пожизненное, временное, полное или частичное) или денежный штраф. Тюремное заключение не предусматривалось - полис не хотел кормить преступников. Городская тюрьма использовалась только для предварительного заключения арестованных или временного содержания уже осужденных, ожидающих исполнения приговора.
Приговор гелиэи был окончательным и обжалованию не подлежал.
Должностные лица (магистраты)
Общее число должностных лиц в Афинах было очень велико - до 700 чел. - полномочия магистратов сознательно разделялись между большим числом граждан для предотвращения концентрации власти и тирании. Все должности занимались гражданами, избираемыми обычно жребием (военные и финансовые голосованием в экклесии), сроком на год.
Важнейшей была коллегия стратегов (10 чел.). Стратеги руководили вооруженными силами и боевыми действиями, а также выполняли ряд административных и хозяйственных функций. Должность стратега в Афинах была фактически наиболее важной, лидер государства (Перикл, Фемистокл, Кимон и т. д.) занимал как правило именно эту должность. Стратеги избирались открытым голосованием в экклесии, сроком на год, число переизбраний не ограничивалось. Периодически (практически ежемесячно) в экклесии проводилась проверка деятельности стратегов (эпихиротония) и им выносился вотум доверия или недоверия. В последнем случае стратег отстранялся от должности и предавался суду.
Военные командиры среднего звена также избирались экклесией - 10 таксиархов (командиров таксисов, по числу фил), 2-3 гиппарха (командира конницы), триерархи (командиры триер).
Коллегия архонтов утратила реальное значение, сохранив некоторые религиозные и судебные функции. Архонты выбирались жребием, сроком на один год, фактически из числа всех граждан (формально из первых трех классов). Коллегия состояла из 9 человек (архонт-эпоним, басилей, полемарх и 6 фесмофетов).
Архонт-эпоним был формально высшим должностным лицом в Афинах, его именем назывался соответствующий год афинского летоисчисления, он руководил проведением некоторых религиозных празднеств, а также ведал рассмотрением жалоб и споров по семейным и наследственным делам и председательствовал на соответствующих судебных процессах.
Архонт-басилей ведал проведением большинства религиозных празднеств, председательствовал на судебных процессах по делам об убийстве или святотатстве и т. д.
Архонт-полемарх, ранее командовавший полисным ополчением, теперь ведал судебными делами вольноотпущенников и метеков, председательствуя на соответствующих процессах.
Архонты-фесмофеты председательствовали на судебных процессах гелиэи (без права решающего голоса) и т. д.
Ареопаг также утратил прежнее значение, сохранив лишь часть судебных функций - здесь рассматривались дела об убийствах и святотатствах. Ареопаг пополнялся отставными архонтами.
Помимо гелиэи и ареопага, в Афинах действовали и другие, менее значимые судебные органы - коллегии эфетов и т. д.
За поддержание порядка в разных сферах жизни полиса отвечало множество других коллегий (коллегиальность также была важнейшей чертой афинской демократии).
Коллегия Одиннадцати отвечала за борьбу с преступностью и исполнение наказаний, ей подчинялась городская стража, состоявшая из рабов-варваров, находившихся в собственности полиса.
Финансами и государственным имуществом управляло несколько коллегий - т. н. «казначеи богини» (10 чел.) отвечали за казну полиса, хранившуюся в храме Афины на Акрополе; 10 эллинотамиев («эллинских казначеев») - за казну Афинского морского союза; 10 полетов («продавцов») занимались продажей и сдачей в аренду государственного имущества и т. д.
Астиномы («смотрители города») отвечали за чистоту улиц, агораномы («смотрители площади») надзирали за рыночной торговлей, ситофилаки («хлебные стражи») за торговлей хлебом и т. д.
Со второй половины V в. служба большинства магистратов оплачивалась, как и присутствие в экклесии, работа в Совете и гилеэе, что позволяло малоимущим гражданам принимать участие в работе полисных структур без ущерба для себя. Одним из немногих исключений была коллегия стратегов.
@темы: история, СТ, античность