...Тем не менее там иногда жили африканки - наложницы хозяина и их дети от него. Хотя латифундисты никогда не женились на негритянках, в их среде не считалось предосудительным вступать в половые отношения с ними.
Положение детей, родившихся от подобных союзов, было различным. Огромное значение в этих случаях приобретали чисто внешние соматические признаки. Дети с ярко выраженными негроидными чертами, как правило, оставались с матерью. Но они занимали несколько обособленное положение, потому что быть сыном или дочерью белого господина в негритянской среде считалось почетным. Они и их матери нередко пользовались определенными привилегиями: освобождались от тяжелой физической работы, получали подарки и т. д.
читать дальшеМулаты со стертыми негроидными соматическими признаками иногда освобождались отцом от рабства. Случалось, что рабовладельцы наделяли своих детей-мулатов землей и помогали им стать свободными арендаторами или даже мелкими земельными собственниками. Именно такие мулаты, как, впрочем, и определенное число негров, получивших тем или иным путем свободу (сумевшие выкупить себя ремесленники, управляющие, надсмотрщики и т. д.), положили начало возникновению своеобразной социальной категории - branco da terra (буквально «белый по земле»). В деревне процесс формирования указанной категории относится уже к началу XVII в., но наиболее отчетливые формы принял во второй половине XVII - начале XIX в.
Как исключение можно отметить, что белый иногда усыновлял цветного ребенка, если тот имел светлую кожу и европейские черты лица. В этом случае мулат входил в группу отца и становился белым со всеми вытекающими отсюда юридическими правами. Латифундисты не препятствовали совместному обучению дома своих детей-мулатов и законных детей. Наиболее способных мулатов посылали в города, где они, получив образование, обычно овладевали техническими профессиями...
Освобожденные от рабства негры и мулаты в городах, как правило, занимались мелкой торговлей, ремеслом, посвящали себя различным техническим профессиям, которые считались унизительными для белых. Некоторые из них богатели и переходили в средние городские слои. Смешиваясь с небогатыми белыми и кабокло, они образовывали своеобразную расово-социальную категорию городского населения branco da Bahia (буквально «белый из Баии»). Эта категория стала складываться во второй половине XVII - начале XVIII в. практически во всех городах прибрежной части северо-востока Бразилии... Однако социальный статус представителей branco da Bahia был гораздо более низким, чем у белых того же круга. Чем белее был человек, чем больше он походил на европейца, тем больше у него было шансов продвинуться по социальной лестнице. Согласно традициям бразильского колониального общества, даже зажиточный мулат не мог сразу войти в группу богатых белых (обычно такой переход продолжался на протяжении жизни трех-четырех поколений). Расово-социальная категория branco da Bahia являлась как бы обязательным промежуточным этапом при переходе разбогатевших негров и мулатов в группу белых.
Легче в эту группу переходили мулаты. Как уже отмечалось, некоторым мулатам оказывали покровительство их белые отцы. Поэтому они чаще, чем негры, освобождались от рабства... Разбогатев, некоторые из них превращались в более жестоких угнетателей негров, чем даже белые. Это приводило к частым столкновениям негров и богатых мулатов... В культурном отношении разбогатевшие мулаты тяготели к белым, хотя нередко продолжали придерживаться многих африканских обычаев.
М. Котовская «Этнические процессы в Бразилии»