Помимо названных двух основных расово-смешанных, групп колониальной Бразилии - кабокло и мулатов - в стране появились и другие своеобразные смешанные группы населения -«сертанежу» и «кафузо» на северо-востоке, «гаушо» - на юге.
Возникновение группы сертанежу относится к началу покорения внутренних районов Бразилии [
сертанов]. Области сертанов включают большую часть территории современного штата Мату-Гросу, восточную часть штата Сан-Паулу, восточную часть Байя, часть штатов Пернамбуку, Параиба, Риу-Гранди-ду-Нор-ти, примерно две трети штатов Сеара, Пиауи и Мараньян. В данной работе мы будем говорить лишь о северо-восточной области сертанов. Европейцы впервые проникли в сертаны еще в XVI в., но освоение их началось лишь в XVII—XVIII вв. и продолжалось до XX в.
читать дальшеПокорение внутренних районов Бразилии шло как бы поэтапно. Основными мотивами экспедиций бандейрантов [конкистадоров / первопроходцев], как упоминалось ранее, были освоение новых земель, поиски драгоценных металлов, захват индейцев и обращение их в рабов... В этих военных экспедициях принимали участие представители почти всех социальных слоев населения, начиная от зажиточных португальцев и кончая беглыми неграми рабами. Многие отряды были достаточно многочисленными и, по определению Ж. Рибейру, их внутренняя структура напоминала португальские поселения в Бразилии. В отрядах можно было встретить представителей всех расово-социальных групп бразильского населения, но основная масса, и это особенно важно подчеркнуть, состояла из метисов и ассимилированных португальцами индейцев тупи. Проникая во внутренние районы сертанов, часть бандейрантов оседала там, создавая небольшие деревни. Впоследствии некоторые из таких деревень превратились в крупные города внутренних областей Бразилии...
Наложение обычаев португальцев, ассимилированных индейцев, негров на традиции местных индейских племен приводило к формированию особой культуры жителей сертанов, в которой заметно преобладало влияние индейского пласта. И даже внешне метисы сертанов, которые сначала называли себя «карибоко» (на языке тупи «карибоко» - «произошедший от белого»), а позднее - сертанежу, не были похожи на метисов северо-восточного побережья Бразилии, Амазонки, Сан-Паулу, ибо довольно быстрое растворение белого и негритянского населения среди сравнительно однородных индейских племен вело к созданию единого в антропологическом плане смешанного населения с отчетливыми соматическими признаками индейской расы...
Уже в середине XVIII в. жители сертанов начали обособляться в самостоятельную группу, которую жители других областей Бразилии выделяли из общей массы населения колонии. К XVIII - началу XIX в. окончательно сложилась этнографическая группа смешанного населения внутренних районов Бразилии - сертанежу...
Группа гаушо стала складываться на юге страны в середине - конце XVI в., т. е. значительно раньше чем сертанежу.
Исходные моменты формирования гаушо также были иными, чем у сертанежу. С середины XVI в. португальцы стали создавать для обороны своих южных границ сравнительно небольшие подвижные отряды из детрибализованных индейцев и метисов. Позднее эти же отряды использовались для защиты португальских скотоводческих хозяйств. Кроме охраны ферм, гаушо должны были ухаживать за скотом и выполнять некоторые другие хозяйственные функции, за что владелец фермы обеспечивал их жильем, питанием, оружием и т. д. Важно подчеркнуть, что с самого начала формирования этой группы гаушо относились к категории свободного населения колонии, что прежде всего выделяло их из массы индейцев.
В отличие от рядовых индейцев гаушо пользовались также правом свободного передвижения. Однако большинство их предпочитало не менять места жительства. Как правило, пастухи близлежащих скотоводческих ферм были связаны родственными узами. Браки обычно заключались между соседями и строго внутри группы гаушо.
Уже с середины XVII в. этническая и культурная замкнутость становится важной чертой и этой смешанной португало-индейской группы сельского населения Бразилии. Сближала группы сертанежу и гаушо и та роль, которую сыграл индейский компонент в их формировании. Однако если на развитие сертанежу большое влияние оказали еще и африканские культурные традиции, то в сложении гаушо африканский элемент вообще не участвовал. Разговорным языком этой группы населения был лингуа жерал, но в быту нередко употреблялись и индейские языки.
Смешение упрощенных португальских обычаев и индейских традиций наблюдалось в различных сферах повседневной жизни гаушо, в его внешнем облике. Так, одежда гаушо обычно имела европейский покрой, а вот орнамент на ней был индейский... Гаушо и в XVIII в. продолжали считать себя воинами. Они резко противопоставляли себя не только индейцам, белым, но и метисам-мамелуко юга.
Таким образом, в колониальный период на юге Бразилии оформилась группа свободного сельского населения смешанного португало-индейского происхождения, обладавшего своеобразной культурой и четким этническим самосознанием. При этом численность гаушо на протяжении указанного периода была незначительной. Скорее всего они составляли субэтническую группу метисного населения юга Бразилии.
М. Котовская «Этнические процессы в Бразилии»