суббота, 05 сентября 2020
И у нас, и за рубежом часто поминают Оруэлла, когда говорят о холодной войне; но, как правило, поминают без погружения в контекст, и в результате теряются многие детали. В классическом тексте Оруэлла, "Вы и атомная бомба", упоминается две фамилии: Уэллс и Бёрнэм. Причем Уэллс упомянут однажды и мимоходом в отличие от Бёрнэма, который играл в формировании мировоззрения [Оруэлла] важную роль, с которым [Оруэлла] спорил и соглашался — и в этом тексте перед ним временно капитулировал.
Джеймс Бёрнэм — почти забытый теперь мыслитель — в последние предвоенные и в военные годы был одной из ярчайших фигур американско-британской интеллектуальной среды. Сначала коммунист и троцкист, личный друг Троцкого, Бёрнхэм позже разочаровался в марксизме и стал ярым защитником капитализма. В 1941 году Бёрнхэм опубликовал свою главную работу - The Managerial Revolution.
читать дальшеОсновную ее идею можно изложить словами Оруэлла: "Капитализм исчезает, но на смену ему идет не социализм. Возникает новый тип планового, централизованного общества, которое не будет ни капиталистическим, ни в каком бы то ни было принятом смысле слова демократическим. Правителями этого нового общества будут те, кто фактически контролирует средства производства: администраторы компаний, техники, бюрократы и военные, которых Бёрнем объединяет под именем «менеджеров».
Эти люди устранят прежний класс капиталистов, сокрушат рабочий класс и организуют общество таким образом, что вся власть и экономические привилегии останутся в их руках. Права частной собственности будут отменены, но не будет и общественной собственности. Новый мир не будет пестрым собранием маленьких независимых государств, а будет состоять из громадных сверхгосударств, сложившихся вокруг главных индустриальных центров Европы, Азии и Америки. Эти сверхгосударства будут сражаться за еще не захваченные части земли, но, вероятно, ни одно не сможет достичь окончательной победы. Все они будут иерархическими: аристократия способных наверху и масса полурабов внизу". Так как это государственное устройство является наиболее выгодным для достижения победы в войне, то рано или поздно все государства придут к нему — или погибнут.
По выступлениям и заметкам Оруэлла видно, насколько его задевала теория Бёрнэма: он полемизирует с ней почти постоянно. Перспектива появления у СССР ядерного оружия, однако, подкосила Оруэлла: фактически в своем культовом тексте он соглашается с тезисами своего оппонента. Слабость длилась недолго, и уже в следующем тексте, "Джеймс Бёрнэм и революция менеджеров", Оруэлл воспрял, найдя опору в идеях демократии и предсказывая падение недемократических режимов, заодно язвительно упомянув многочисленные несбывшиеся прогнозы Бёрнэма (у того с непосредственными политическими прогнозами действительно не ладилось: так, он предсказал в 1941 г. победу Германии, которая будет достигнута благодаря разгрому Британии и последующему вторжению в Россию; в 1942 — скорое поражение СССР; в 1944 — что СССР заключить союз с Японией против США, и так далее). В принципе, "1984" — это и есть "мир по Бёрнэму", продолжение давней полемики, которая не давала Оруэллу покоя, один из вариантов развития событий, который, как он надеялся, никогда не сбудется.
Интересно, что что-то подобное идеям Бёрнэма взошло и на отечественной почве. Что-то ужасно знакомое слышится в оруэлловском описании британских поклонников Бёрнэма: " И, хотя английские русофилы из интеллигенции отвергли бы Бёрнема, на самом деле, он высказывает их тайное желание: поставить крест на прежнем, эгалитарном варианте социализма и заменить его иерархическим обществом, где интеллигент наконец-то сможет дотянуться до кнута". Да и в речах многих современных политологов и футурологов явно проскальзывают бёрнэмианские нотки - тем более что возможности государства контролировать своих граждан возросли многократно.
(тг Special Lassi)
@темы:
ужасть