Form follows content
Т. М. Китанина
Проникновение крупного российского финансового капитала в экономику Средней Азии в конце XIX - начале XX в.
Ну есть интересные моменты, но в целом не очень. Больше на сборник отдельных статей похоже, чем на монографию.
Также - здесь
читать дальшеФирма Стахеевых
читать дальшеСемья елабужских купцов Стахеевых известна с конца XVIII в. В последней трети XIX в. Стахеевы играли уже заметную роль в хлебной торговле Поволжья, а с 1890-х годов вели и крупную торговлю нефтепродуктами. В 1904 г. 12 представителей семьи (Иван Григорьевич Стахеев, шестеро его сыновей и пр.) соединили свои капиталы, образовав на паях торговый дом «И. Г. Стахеева н-ки» (основной капитал 4 млн руб., открыл деятельность 1 января 1905 г.). Ведущую роль в этом предприятии играл старший сын и наследник И. Г. Стахеева [умер в апреле 1907-го] Иван Иванович Стахеев. Главная контора дома находилась в Елабуге.
Торговый дом был многопрофильным предприятием. Важнейшей сферой его деятельности оставалась хлебная торговля - дом вел ее в 23 городах (Петербурге, Нижнем, Рыбинске и пр.). Часть хлеба выращивалась в имениях принадлежащих дому и его пайщикам - в Уфимской, Оренбургской и Вятской губерниях (всего 11 имений). В Мензелинском уезде Уфимской губернии Стахеевым (включая представителей других ветвей семьи) принадлежало 14 имений общей площадью св. 24 457 десятин. Основную массу хлеба торговый дом скупал у производителей, при помощи разного рода посредников и 26 хлебозакупочных станций в Уфимской, Вятской, Пермской, Самарской и Казанской губерниях.
Второй по важности сферой деятельности дома была торговля нефтепродуктами. К 1913 г. он владел сетью нефтяных складов, в основном на территории Поволжья, Урала и Западной Сибири (всего 28, общей вместимостью 3,245 млн пудов).
Хлебную и нефтяную торговлю дома обслуживали внушительный речной флот - 8 буксирных пароходов, 44 «хлебных» баржи (5 млн пудов), 21 баржа для перевозки нефтепродуктов, а также специализированные ж/д вагоны и цистерны принадлежащие дому.
Помимо хлебной и нефтяной дом вел также значительную торговлю (через собственные магазины, лавки и склады) мануфактурными и прочими товарами в Тобольской, Оренбургской, Уфимской, Вятской губерниях и Тургайской области, владел хлопковыми плантациями в Ферганской долине (Кокандский уезд), лесными дачами в Уфимской и Вятской губерниях и пр.
К 1913 г. оборотный капитал дома составлял 4 млн руб., [торговый оборот доходил до 21 млн руб.], прибыль - до 1 млн руб. В целом, он оставался типичным для востока Европейской России и Сибири предприятием такого рода - старокупеческим торговым домом с семейным капиталом, ведущим многопрофильную торговлю.
Группа Путилова - Стахеева - Батолина
читать дальшеВ мае 1912 г. И. И. Стахеев предпринял неожиданный шаг, учредив, вместе со своим ближайшим партнером П. П. Батолиным, торгово-промышленное товарищество «И. Стахеев и К°». Две трети складочного капитала новой фирмы принадлежали Стахееву, треть - его компаньону, другие члены семьи Стахеева в новой компании представлены не были. Причины неожиданного выделения И. И. Стахеева из семейного бизнеса неясны, возможно его тяготила необходимость считаться с другими членами клана. Полного разделения двух компаний впрочем не произошло и позднее они действовали в теснейшем контакте, представляя собой уникальное для русского делового мира явление.
Товарищество «И. Стахеев и К°» должно было располагаться в Петербурге и заниматься тем же чем и торговый дом - торговлей хлебом, нефтепродуктами и мануфактурой. Был видимо произведен и некий неофициальный раздел сфер деятельности двух компаний. Так, нефтяной отдел торгового дома в 1913 г. почти целиком перешел к И. И. Стахееву и Батолину - к созданному ими Камско-Сибирскому нефтепромышленному обществу.
Устав товарищества «И. Стахеев и К°» был утвержден в апреле 1914 г., однако действовать оно начало только в конце 1916 г. [до этого Стахеев и Батолин фактически вели дела через другие учрежденные ими компании - вроде упомянутого Камско-Сибирского общества и при поддержке Русско-Азиатского банка]. При этом характер деятельности товарищества радикально изменился. В число пайщиков товарищества вошел глава Русско-Азиатского банка А. И. Путилов, а само оно превратилось в холдинговую компанию, держателя акций компаний подконтрольных сформировавшейся группе Путилова - Стахеева - Батолина. Как отмечает автор, последняя представляла собой объединение нового (для русской экономики) типа - многопрофильный концерн. Пика деятельность группы достигла в конце 1916 - 1917 гг. и была прервана большевистским переворотом.
Концерн представлял собой многопрофильное объединение, финансовым ядром его была банковская группа Русско-Азиатского банка, к концу 1917 г. концерн установил контроль над многими частными железными дорогами, частью горнозаводской промышленности Урала, лесной промышленности Севера и Дальнего Востока, писчебумажной промышленности, хлопковой и маслобойной промышленности Туркестана и Юга России, крупными текстильными предприятиями центра страны и Петрограда, нефтедобычей Эмбы и проч. К октябрю 1917 г. товарищество «И. Стахеев и К°» владело дивидендными бумагами на сумму в 200 млн руб. (впрочем, как отмечает автор, бумажных инфляционных).
В Туркестане группа обзавелась обширными хлопковыми плантациями (поглотив и ранее приобретенные Стахеевыми) и обрабатывающими предприятиями (очистительными и маслобойными заводами). Под ее контроль к 1917 г. перешли также три частные железные дороги - Ферганская, Бухарская и Семиреченская.
До начала XX в. железнодорожное строительство в Туркестане велось исключительно казной, соорудившей основные транспортные пути (Красноводск - Ташкент и Ташкент - Оренбург), однако затем к строительству дорог был привлечен и частный капитал. Ферганская, Бухарская и Семиреченская дороги строились концессионным способом (с возможным выкупом казной), финансирование постройки осуществлялось за счет выпуска акций и гарантированных казной облигаций. Размещением ценных бумаг дорог занимались банковские синдикаты, возглавляемые Русско-Азиатским банком, последний выступал и в качестве кредитора соответствующих обществ. В итоге банк установил контроль надо всеми указанными дорогами, а к 1917 г. они перешли под контроль сформировавшегося концерна Путилова - Стахеева - Батолина.
Устав акционерного общества будущей Ферганской (на тот момент Коканд-Наманганской) дороги был утвержден в апреле 1910 г. Первоначальный проект предусматривал строительство 86-верстной дороги от Коканда до Намангана. В 1913 г. проект был расширен - теперь планировалось построить линию Коканд - Наманган - Андижан - Джелал-абад и ветку Анжижан - Кокан-кишлак (Пахтаабад), общей протяженностью в 184 версты. Дорога была переименована в Ферганскую, капитал общества с первоначальных 9 млн (акций на 0,8 млн + до 8,3 млн руб. облигаций) руб. увеличился до 11 млн (акций на 0,9 млн и до 10 млн руб. в облигациях). Позднее дорога получила несколько крупных кредитов от Русско-Азиатского банка и в 1917 г. перешла под контроль вышеуказанного концерна. Достроена к 1917?
Бухарская дорога проходила по территории эмирата и связывала Бухару и Термез. Устав общества был утвержден летом 1913 г., дорога в целом построена к марту 1915?.
Семиреченская дорога должна была идти от ст. Арысь (на линии Ташкент - Оренбург), через Чимкент до Верного (Алма-ата), с веткой на Пишпек (Бишкек). Устав общества был утвержден в мае 1912 г. Капитал общества состоял из акций на сумму 4,847 млн руб. и гарантированных казной облигаций (к концу 1913 г. размещено на 41 млн руб.). К ноябрю 1917 г. акционерный капитал составлял 5,72 млн, облигационный - 45,648 млн руб. К концу 1917 г. дорога была доведена до района Аулие-аты (Тараза).
![](https://d.radikal.ru/d01/2101/69/d3eefe040d33t.jpg)
Концерн внедрялся и в экономику вассальной Бухары. В ноябре 1916 г. товарищество «И. Стахеев и К°» подписало с эмиром договор о совместном развитии экономики эмирата. Планы развития включали орошение земель и создание новых хлопковых плантаций, строительство предприятий для переработки сырья (мельницы, шерстопрядильная фабрика, маслобойный завод и пр.) и объектов транспортной инфраструктуры (склады, холодильники и амбары при ж/д станциях) и пр.
***
![](https://a.radikal.ru/a26/2101/03/c00d07e98ad4t.jpg)
Алексей Иванович Путилов (1866 - 1940) приходился внучатым племянником основателю Путиловского завода Н. И. Путилову и был одним из самых значительных русских финансистов своего времени. С 1890 г. служил в Министерстве финансов, к 1905 г. - товарищ министра и управляющий Дворянским и Крестьянским банками. В 1906 г. вынужден был выйти в отставку (вызвал высочайшее недовольство представленным докладом о необходимости принудительного выкупа помещичьих земель). С 1908 г. директор русско-французского Русско-Китайского банка, с 1910 г., после слияния последнего с принадлежащим французскому капиталу Северным банком, председатель правления новосозданного Русско-Азиатского банка [принадлежащего большей частью французскому капиталу - «Сосьете женераль» и Парижско-Нидерландскому банку] Русско-Азиатский банк под управлением Путилова быстро сделался сильнейшим русским банком. Получив в 1911 г. от французских акционеров почти полную свободу рук, с началом войны Путилов еще более укрепил свое положение в банке и сформировавшейся вокруг него финансово -промышленной группе, сделавшись одним из лидеров новосозданного концерна Путилова - Стахеева - Батолина. Он занимал (видимо неодновременно) руководящие посты (председатель правления, член правления, директор) в 46 банках и акционерных обществах, во многих из них являясь также крупным акционером. После большевистского переворота Путилов покинул Россию и до 1926 г. руководил из Парижа деятельностью заграничных филиалов Русско-Азиатского банка (в основном в Китае, банк к тому же был совладельцем КВЖД).
![](https://c.radikal.ru/c24/2101/2a/9185eaaee503t.jpg)
П. П. Батолин (слева) с Г. Фордом, март 1919 г.
Биография Прокопия Петровича Батолина [1878–1939?] полна неясностей. Выходец из зажиточного крестьянства, он сделался со временем ближайшим партнером и компаньоном И. И. Стахеева, а затем и важнейшим членом вышеупомянутого концерна, играя (вместе с Путиловым) видимо основную роль в его становлении. Батолин занимал руководящие должности в 17 банках и обществах, являясь в частности директором-распорядителем товарищества «И. Стахеев и К°», членом совета Русско-Азиатского банка и председателем правления московского Соединенного банка [бывшие банки Л. Полякова. Постреволюционная его биография неясна, видимо он покинул Россию и жил в Маньчжурии, где и умер.]
Иван Иванович Стахеев (1869 - 1918) во многом оставался представителем традиционного купечества. В деятельности концерна он со временем видимо стал играть менее заметную роль чем его компаньоны. Стахеев занимал руководящие должности всего в 5 компаниях, будучи председателем правления товарищества «И. Стахеев и К°», членом совета Русско-Азиатского, Петербургского международного и Волжско-Камского банков и членом правления Соединенного банка.
Проникновение крупного российского финансового капитала в экономику Средней Азии в конце XIX - начале XX в.
Ну есть интересные моменты, но в целом не очень. Больше на сборник отдельных статей похоже, чем на монографию.
Также - здесь
читать дальшеФирма Стахеевых
читать дальшеСемья елабужских купцов Стахеевых известна с конца XVIII в. В последней трети XIX в. Стахеевы играли уже заметную роль в хлебной торговле Поволжья, а с 1890-х годов вели и крупную торговлю нефтепродуктами. В 1904 г. 12 представителей семьи (Иван Григорьевич Стахеев, шестеро его сыновей и пр.) соединили свои капиталы, образовав на паях торговый дом «И. Г. Стахеева н-ки» (основной капитал 4 млн руб., открыл деятельность 1 января 1905 г.). Ведущую роль в этом предприятии играл старший сын и наследник И. Г. Стахеева [умер в апреле 1907-го] Иван Иванович Стахеев. Главная контора дома находилась в Елабуге.
Торговый дом был многопрофильным предприятием. Важнейшей сферой его деятельности оставалась хлебная торговля - дом вел ее в 23 городах (Петербурге, Нижнем, Рыбинске и пр.). Часть хлеба выращивалась в имениях принадлежащих дому и его пайщикам - в Уфимской, Оренбургской и Вятской губерниях (всего 11 имений). В Мензелинском уезде Уфимской губернии Стахеевым (включая представителей других ветвей семьи) принадлежало 14 имений общей площадью св. 24 457 десятин. Основную массу хлеба торговый дом скупал у производителей, при помощи разного рода посредников и 26 хлебозакупочных станций в Уфимской, Вятской, Пермской, Самарской и Казанской губерниях.
Второй по важности сферой деятельности дома была торговля нефтепродуктами. К 1913 г. он владел сетью нефтяных складов, в основном на территории Поволжья, Урала и Западной Сибири (всего 28, общей вместимостью 3,245 млн пудов).
Хлебную и нефтяную торговлю дома обслуживали внушительный речной флот - 8 буксирных пароходов, 44 «хлебных» баржи (5 млн пудов), 21 баржа для перевозки нефтепродуктов, а также специализированные ж/д вагоны и цистерны принадлежащие дому.
Помимо хлебной и нефтяной дом вел также значительную торговлю (через собственные магазины, лавки и склады) мануфактурными и прочими товарами в Тобольской, Оренбургской, Уфимской, Вятской губерниях и Тургайской области, владел хлопковыми плантациями в Ферганской долине (Кокандский уезд), лесными дачами в Уфимской и Вятской губерниях и пр.
К 1913 г. оборотный капитал дома составлял 4 млн руб., [торговый оборот доходил до 21 млн руб.], прибыль - до 1 млн руб. В целом, он оставался типичным для востока Европейской России и Сибири предприятием такого рода - старокупеческим торговым домом с семейным капиталом, ведущим многопрофильную торговлю.
Группа Путилова - Стахеева - Батолина
читать дальшеВ мае 1912 г. И. И. Стахеев предпринял неожиданный шаг, учредив, вместе со своим ближайшим партнером П. П. Батолиным, торгово-промышленное товарищество «И. Стахеев и К°». Две трети складочного капитала новой фирмы принадлежали Стахееву, треть - его компаньону, другие члены семьи Стахеева в новой компании представлены не были. Причины неожиданного выделения И. И. Стахеева из семейного бизнеса неясны, возможно его тяготила необходимость считаться с другими членами клана. Полного разделения двух компаний впрочем не произошло и позднее они действовали в теснейшем контакте, представляя собой уникальное для русского делового мира явление.
Товарищество «И. Стахеев и К°» должно было располагаться в Петербурге и заниматься тем же чем и торговый дом - торговлей хлебом, нефтепродуктами и мануфактурой. Был видимо произведен и некий неофициальный раздел сфер деятельности двух компаний. Так, нефтяной отдел торгового дома в 1913 г. почти целиком перешел к И. И. Стахееву и Батолину - к созданному ими Камско-Сибирскому нефтепромышленному обществу.
Устав товарищества «И. Стахеев и К°» был утвержден в апреле 1914 г., однако действовать оно начало только в конце 1916 г. [до этого Стахеев и Батолин фактически вели дела через другие учрежденные ими компании - вроде упомянутого Камско-Сибирского общества и при поддержке Русско-Азиатского банка]. При этом характер деятельности товарищества радикально изменился. В число пайщиков товарищества вошел глава Русско-Азиатского банка А. И. Путилов, а само оно превратилось в холдинговую компанию, держателя акций компаний подконтрольных сформировавшейся группе Путилова - Стахеева - Батолина. Как отмечает автор, последняя представляла собой объединение нового (для русской экономики) типа - многопрофильный концерн. Пика деятельность группы достигла в конце 1916 - 1917 гг. и была прервана большевистским переворотом.
Концерн представлял собой многопрофильное объединение, финансовым ядром его была банковская группа Русско-Азиатского банка, к концу 1917 г. концерн установил контроль над многими частными железными дорогами, частью горнозаводской промышленности Урала, лесной промышленности Севера и Дальнего Востока, писчебумажной промышленности, хлопковой и маслобойной промышленности Туркестана и Юга России, крупными текстильными предприятиями центра страны и Петрограда, нефтедобычей Эмбы и проч. К октябрю 1917 г. товарищество «И. Стахеев и К°» владело дивидендными бумагами на сумму в 200 млн руб. (впрочем, как отмечает автор, бумажных инфляционных).
В Туркестане группа обзавелась обширными хлопковыми плантациями (поглотив и ранее приобретенные Стахеевыми) и обрабатывающими предприятиями (очистительными и маслобойными заводами). Под ее контроль к 1917 г. перешли также три частные железные дороги - Ферганская, Бухарская и Семиреченская.
До начала XX в. железнодорожное строительство в Туркестане велось исключительно казной, соорудившей основные транспортные пути (Красноводск - Ташкент и Ташкент - Оренбург), однако затем к строительству дорог был привлечен и частный капитал. Ферганская, Бухарская и Семиреченская дороги строились концессионным способом (с возможным выкупом казной), финансирование постройки осуществлялось за счет выпуска акций и гарантированных казной облигаций. Размещением ценных бумаг дорог занимались банковские синдикаты, возглавляемые Русско-Азиатским банком, последний выступал и в качестве кредитора соответствующих обществ. В итоге банк установил контроль надо всеми указанными дорогами, а к 1917 г. они перешли под контроль сформировавшегося концерна Путилова - Стахеева - Батолина.
Устав акционерного общества будущей Ферганской (на тот момент Коканд-Наманганской) дороги был утвержден в апреле 1910 г. Первоначальный проект предусматривал строительство 86-верстной дороги от Коканда до Намангана. В 1913 г. проект был расширен - теперь планировалось построить линию Коканд - Наманган - Андижан - Джелал-абад и ветку Анжижан - Кокан-кишлак (Пахтаабад), общей протяженностью в 184 версты. Дорога была переименована в Ферганскую, капитал общества с первоначальных 9 млн (акций на 0,8 млн + до 8,3 млн руб. облигаций) руб. увеличился до 11 млн (акций на 0,9 млн и до 10 млн руб. в облигациях). Позднее дорога получила несколько крупных кредитов от Русско-Азиатского банка и в 1917 г. перешла под контроль вышеуказанного концерна. Достроена к 1917?
Бухарская дорога проходила по территории эмирата и связывала Бухару и Термез. Устав общества был утвержден летом 1913 г., дорога в целом построена к марту 1915?.
Семиреченская дорога должна была идти от ст. Арысь (на линии Ташкент - Оренбург), через Чимкент до Верного (Алма-ата), с веткой на Пишпек (Бишкек). Устав общества был утвержден в мае 1912 г. Капитал общества состоял из акций на сумму 4,847 млн руб. и гарантированных казной облигаций (к концу 1913 г. размещено на 41 млн руб.). К ноябрю 1917 г. акционерный капитал составлял 5,72 млн, облигационный - 45,648 млн руб. К концу 1917 г. дорога была доведена до района Аулие-аты (Тараза).
![](https://d.radikal.ru/d01/2101/69/d3eefe040d33t.jpg)
Концерн внедрялся и в экономику вассальной Бухары. В ноябре 1916 г. товарищество «И. Стахеев и К°» подписало с эмиром договор о совместном развитии экономики эмирата. Планы развития включали орошение земель и создание новых хлопковых плантаций, строительство предприятий для переработки сырья (мельницы, шерстопрядильная фабрика, маслобойный завод и пр.) и объектов транспортной инфраструктуры (склады, холодильники и амбары при ж/д станциях) и пр.
***
![](https://a.radikal.ru/a26/2101/03/c00d07e98ad4t.jpg)
Алексей Иванович Путилов (1866 - 1940) приходился внучатым племянником основателю Путиловского завода Н. И. Путилову и был одним из самых значительных русских финансистов своего времени. С 1890 г. служил в Министерстве финансов, к 1905 г. - товарищ министра и управляющий Дворянским и Крестьянским банками. В 1906 г. вынужден был выйти в отставку (вызвал высочайшее недовольство представленным докладом о необходимости принудительного выкупа помещичьих земель). С 1908 г. директор русско-французского Русско-Китайского банка, с 1910 г., после слияния последнего с принадлежащим французскому капиталу Северным банком, председатель правления новосозданного Русско-Азиатского банка [принадлежащего большей частью французскому капиталу - «Сосьете женераль» и Парижско-Нидерландскому банку] Русско-Азиатский банк под управлением Путилова быстро сделался сильнейшим русским банком. Получив в 1911 г. от французских акционеров почти полную свободу рук, с началом войны Путилов еще более укрепил свое положение в банке и сформировавшейся вокруг него финансово -промышленной группе, сделавшись одним из лидеров новосозданного концерна Путилова - Стахеева - Батолина. Он занимал (видимо неодновременно) руководящие посты (председатель правления, член правления, директор) в 46 банках и акционерных обществах, во многих из них являясь также крупным акционером. После большевистского переворота Путилов покинул Россию и до 1926 г. руководил из Парижа деятельностью заграничных филиалов Русско-Азиатского банка (в основном в Китае, банк к тому же был совладельцем КВЖД).
![](https://c.radikal.ru/c24/2101/2a/9185eaaee503t.jpg)
П. П. Батолин (слева) с Г. Фордом, март 1919 г.
Биография Прокопия Петровича Батолина [1878–1939?] полна неясностей. Выходец из зажиточного крестьянства, он сделался со временем ближайшим партнером и компаньоном И. И. Стахеева, а затем и важнейшим членом вышеупомянутого концерна, играя (вместе с Путиловым) видимо основную роль в его становлении. Батолин занимал руководящие должности в 17 банках и обществах, являясь в частности директором-распорядителем товарищества «И. Стахеев и К°», членом совета Русско-Азиатского банка и председателем правления московского Соединенного банка [бывшие банки Л. Полякова. Постреволюционная его биография неясна, видимо он покинул Россию и жил в Маньчжурии, где и умер.]
Иван Иванович Стахеев (1869 - 1918) во многом оставался представителем традиционного купечества. В деятельности концерна он со временем видимо стал играть менее заметную роль чем его компаньоны. Стахеев занимал руководящие должности всего в 5 компаниях, будучи председателем правления товарищества «И. Стахеев и К°», членом совета Русско-Азиатского, Петербургского международного и Волжско-Камского банков и членом правления Соединенного банка.