Form follows content
Югославские ВВС на 6 апреля 1941 года
читать дальше
Состав и организация
читать дальшеЮгославские ВВС (Jugoslovensko Kraljevsko Ratno Vazduhoplovsto, ЈКRV) включали оперативную авиацию (Operativno vazduhoplovstvo), армейскую авиацию (Armijsko Vazduhoplovstvo) и формирования 2-й линии (Pozadinsko Vazduhoplovstvo).
Основные силы оперативной авиации были сведены в 4 крупных соединения: 1-ю истребительную бригаду (1. Vazduhoplovna lovačka brigada), 2-ю ( 2. Vazduhoplovna mešovita) и 3-ю смешанные (3. Vazduhoplovna mešovita ) и 4-ю бомбардировочную (4. Vazduhoplovna bombarderska) бригады. Истребительная бригада отвечала за северо-восток страны, со столицей Белградом, 2-я смешанная - за Хорватию и Боснию, 3-я смешанная - за южную Сербию и Македонию.
Бригады состояли из эскадрильи связи (za vezu) и 2 полков (puk), в истребительной и бомбардировочной - профильных, в смешанных - из одного истребительного и одного бомбардировочного. Полки включали по 2 профильных авиагруппы (grupa), группы - по 2-3 профильных эскадрильи.
Помимо этого имелись также отдельные (samostalna) авиагруппы и эскадрильи центрального подчинения.
Армейская авиация состояла из разведывательных авигрупп (izviđačka grupa) придаваемых наземным армиям (по одной группе у 7 армий + отдельная эскадрилья Приморской армейской области).
Имелась также морская авиация (Pomorsko vazduhoplovstvo), входившая в состав ВМС - несколько эскадрилий гидропланов и летная школа.
Боевое расписание на 6 апреля 1941 года:
Operativno vazduhoplovstvo
1-я истребительная бригада:
702-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1, Bf-108B и Bu-131D-2)
2-й истребительный полк (19 Bf-109E-3 + 15 Hawker Hurricane I)
- 31-я истребительная группа (101-я, 141-я эскадрильи, 18 Bf-109E-3)
- 52-я истребительная группа (163-я, 164-я эскадрильи, 15 Hawker Hurricane I)
6-й истребительный полк (31-39 Bf-109E-3 + 6 IK-3 + 2 Potez P.630)
- 32-я истребительная группа (101-я, 104-я, 142-я эскадрильи, 21 или 27 Bf-109E-3)
- 51-я истребительная группа (102-я, 161-я, 161-я эскадрильи, 10-12 Bf-109E-3, 6 IK-3, 2 Potez P.630 в управлении)
Итого: 50-58 Bf-109E-3 + 15 Hawker Hurricane I + 6 IK-3 + 2 Potez P.630 / 631 = 73 - 81 истребитель
2-я смешанная бригада:
703-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1, Bf-108B и Bu-131D-2)
4-й истребительный полк (20 Hawker Hurricane I + 8 IK-2)
- 33-я истребительная группа (105-я, 106-я эскадрильи, 13 Hawker Hurricane I)
- 34-я истребительная группа (107-я, 108-я эскадрильи, 8 IK-2, 7 Hawker Hurricane I)
8-й бомбардировочный полк (24 Bristol Blenheim I + 2 Caproni Ca.310 в у правлении полка?)
- 68-я бомбардировочная группа (215-я, 216-я эскадрильи, 12 Bristol Blenheim I)
- 69-я бомбардировочная группа (217-я, 218-я эскадрильи, 12 Bristol Blenheim I)
Итого: 20 Hawker Hurricane I + 8 IK-2 = 28 истребителей и 24 бомбардировщика Bristol Blenheim I
3-я смешанная бригада:
704-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1, Bf-108B и Bu-131D-2)
5-й истребительный полк (30 Hawker Fury Mk.II)
- 35-я истребительная группа (109-я, 110-я эскадрильи, 15 Hawker Fury Mk.II)
- 36-я истребительная группа (111-я, 112-я эскадрильи, 15 Hawker Fury Mk.II + 1 Avia BH-33E в управлении?)
3-й бомбардировочный полк (60 Dornier Do.17K)
- 63-я бомбардировочная группа (205-я, 206-я, 207-я эскадрильи, 30 Dornier Do.17K)
- 64-я бомбардировочная группа (208-я, 209-я, 210-я эскадрильи, 30 Dornier Do.17K)
Итого: 30 истребителей Hawker Fury Mk.II и 60 бомбардировщиков Dornier Do.17K
4-я бомбардировочная бригада
705-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1, Bf-108B и Bu-131D-2)
1-й бомбардировочный полк (23 Bristol Blenheim I)
- 61-я бомбардировочная группа (201-я, 202-я эскадрильи, 11 Bristol Blenheim I)
- 62-я бомбардировочная группа (203-я, 204-я эскадрильи, 12 Bristol Blenheim I)
7-й бомбардировочный полк (24-26 SM.79K)
- 66-я бомбардировочная группа (211-я, 212-я эскадрильи, 12-13 SM.79K)
- 67-я бомбардировочная группа (213-я, 214-я эскадрильи, 12-13 SM.79K)
Итого: 23 Bristol Blenheim I + 24-26 SM.79K = 47-49 бомбардировщиков
Части центрального подчинения
11-я отдельная группа дальней разведки (za daljno izviđanje)
(21-я и 22-я эскадрильи, 11 Bristol Blenheim I или 9 Bristol Blenheim и 2 Hawker Hind)
81-я отдельная бомбардировочная группа
(261-я и 262-я эскадрильи, по наиболее правдоподобной версии 14 SM.79K)
Отдельная истребительная эскадрилья (Мостар)
(3 Hurricane I, 3 Bf 109E-3, 3 Avia BH-33E)
Транспортная авиагруппа
(731-я, 732-я эскадрильи, 5 Lockheed Electra, 2 Spartan Cruiser II, 2 Caudron C.440 Goéland, 2 Avia-Fokker F.39, 1 DH.89 Dragon Rapide, 1 DH.83 Fox Moth, 1 DH.60G Gipsy Moth, 1 MMS.3)
701-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1)
721-я эскадрилья связи (2 Bf-108B и 1 Fi-156C-1)
Armijsko Vazduhoplovstvo
1-я разведывательная группа (1-я армия)
(1-я и 9-я эскадрильи, 15 Breguet-19, 1 Fi-156C-1)
2-я разведывательная группа (5-я армия)
(4-я и 10-я эскадрильи, 16 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
3-я разведывательная группа (2-я армия)
(5-я и 11-я эскадрильи, 16 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
4-я разведывательная группа (4-я армия)
(2-я и 8-я эскадрильи, 16 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
5-я разведывательная группа (3-я армия)
(3-я и 13-я эскадрильи, 14 Breguet-19, 1 Fi-156C-1)
6-я разведывательная группа (7-я армия)
(7-я и 12-я эскадрильи, 16 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
7-я разведывательная группа (6-я армия)
(6-я и 14-я эскадрильи, 18 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
Отдельная разведывательная эскадрилья (Приморская армейская область)
(2 Breguet-19 и 2 Potez-25)
Итого: 115 Breguet-19 и Potez-25
Pozadinsko Vazduhoplovstvo
Опытная группа, 6 летных школ, 10 тренировочных эскадрилий (сведенных в 5 групп), 4 запасных эскадрильи и пр., всего ок. 300 самолетов разных типов.
Pomorsko vazduhoplovstvo
8 эскадрилий гидропланов сведенных в 4 группы (несколько десятков гидропланов, в основном немецкого (Dornier Do.22 и пр.) и югославского (Rogozarski SIM.XIV) производства).
Материальная часть
читать дальшеВсего на 6 апреля в частях первой линии имелось примерно 411 - 420 машин, в том числе 140 - 148 истребителей, 156 - 158 бомбардировщиков и 115 ближних разведчиков.
Истребители по типам:
- 53-61 Bf 109E-3
- 38 Hawker Hurricane I
- 30 Hawker Fury Mk.II
- 8 IK-2
- 6 IK-3
- 2 Potez P.630
- 3 (+1?) Avia BH-33E
Бомбардировщики по типам:
- 58-60 Bristol Blenheim I
- 60 Dornier Do.17K
- 38-40 SM.79K
- 2 Hawker Hind?
Из 19 истребительных эскадрилий 6 летали на Bf 109E-3, 5 на Hawker Hurricane I, 4 на Hawker Fury Mk.II, 1 на IK-2 и 2 на IK-3, 1 имела смешанный состав.
Из 22 бомбардировочных (включая 2 дальней разведки) - 10 летали на Bristol Blenheim I, 6 на Do.17K и 6 на SM.79K.
Все 15 эскадрилий армейской авиации использовали Breguet-19 и Potez-25.
Часть машин была местного / лицензионного производства - югославские истребители IK-2 и IK-3, часть Hawker Hurricane I, Do.17K и Breguet-19 и Potez-25.
В целом ВВС имели весьма приличный (особенно для восточноевропейской страны) и относительно современный авиапарк.
Самолеты
читать дальше
Истребители
1) Bf 109E-3
![](https://d.radikal.ru/d00/2103/f7/dc0bd2a85671t.jpg)
Югославскими ВВС в апреле - июне 1939 года заказано 100 машин, получено до начала войны 73. Из-за проблем с запчастями и освоением самолета боеспособность оснащенных ими подразделений к началу войны оставляла желать лучшего.
2) Hawker Hurricane I
![](https://a.radikal.ru/a30/2103/9f/0b5fa417a68ct.jpg)
В 1938 - 1940 годах Югославия купила 24 машины. Помимо этого была приобретена лицензия на выпуск 100 самолетов и к началу войны местными силами (завод ZMAJ в Земуне) изготовлено еще около 20 машин. Всего к началу войны в строю имелся (с учетом учебных) 41 «Харрикейн».
3) Hawker Fury Mk.II
![](https://c.radikal.ru/c16/2103/a5/0739cc9384fet.jpg)
В 1936 - 1937 гг. Югославия купила 13 машин и лицензию на производство истребителя. По лицензии заводами ZMAJ и Ikarus произведено еще 40 машин. Югославский Fury отличался от британского более мощным двигателем (Rolls Royce Kestrel XVI, 745 л. с.), измененной формой радиатора и пр.
4) Ikarus IK-2
![](https://c.radikal.ru/c06/2103/8b/0d01ff84aabet.jpg)
Оригинальная югославская разработка, выпущенная небольшой серией - 12 машин.
ТТХ: цельнометаллический моноплан-парасоль с закрытой кабиной и неубирающимся шасси, взлетный вес максимальный - 1857 кг, пл. крыла - 18 кв. м, двигатель - Hispano-Suiza 12Ycrs, 860 л. с., скорость максимальная - 435 км/ч (5000 м), скороподъемность - 5 000 м за 5 мин 25 сек., дальность - 700 км, вооружение - 1 х 20-мм Hispano-Suiza HS.404 + 2 × 7,92 mm Browning FN
5) Rogožarski IK-3
![](https://a.radikal.ru/a00/2103/23/0c8ded527068t.jpg)
Еще одна оригинальная и довольно удачная югославская разработка. В 1939 - 1940 годах было выпущено 12 машин, в 1940 г. заказано еще 25. Производство самолетов сдерживалось нехваткой иностранных комплектующих.
ТТХ: моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси, взлетный вес максимальный - 2048 кг, пл. крыла - 16,5 кв. м, двигатель - Hispano-Suiza 12Y29, 980 л. с., скорость максимальная - 527 км/ч, скороподъемность - 5 000 м за 7 мин, дальность - 785 км, вооружение - 1 х 20-мм Oerlikon + 2 × 7,92 mm Browning FN.
***
Помимо этого в частях первой линии оставалось несколько устаревших бипланов Avia BH-33E. 20 машин было куплено в Чехословакии и еще 24 выпущено по лицензии заводом «Икарус» в Земуне. Два Potez P.630 были перед войной куплены у французов и после испытаний в опытной группе переданы в 6-й истребительный полк.
Бомбардировщики и разведчики
1) Bristol Blenheim I
![](https://b.radikal.ru/b32/2103/73/60b8e576874ft.jpg)
В 1937 году Югославия купила 2 самолета и лицензию на производство еще 50. Югославские «Бленхеймы» строились заводом Ikarus в Земуне с 1939 года. Перед самой войной Англия передала югославам еще 20 машин из наличия RAF.
2) Dornier Do.17K
![](https://d.radikal.ru/d06/2103/b9/345d4c32c41ct.jpg)
В Германии до 1939 г. было приобретено 37 машин, еще 30? было выпущено по лицензии до начала войны. Югославский Do.17K отличался измененной формой передней части, двигателями (французские Gnome-Rhone 14N1/2, 2 х 850 л. с.), стрелковым вооружением и бортовым оборудованием (также большей частью ненемецкими).
3) Savoia-Marchetti SM.79K
![](https://d.radikal.ru/d23/2103/44/a03451b8e8a7t.jpg)
Осенью 1939 года в Италии было заказано 45 самолетов. SM.79K по параметрам примерно соответствовал итальянской версии S.M.79-II.
4) Breguet-19 / Potez-25
![](https://c.radikal.ru/c17/2103/ff/da2ab9bb5240t.jpg)
Breguet-19 с 1924 года закупался югославской авиацией во Франции, а с 1927 года массово производился в Югославии на государственном заводе в Кралево. Всего выпущено 425 машин с 6 типами двигателей.
Potez-25 покупался у французов с 1927 года, 220 машин было произведено по лицензии заводом Ikarus.
***
Три английских биплана Hawker Hind были куплены в 1937 году. От дальнейших закупок этих легких разведчиков-бомбардировщиков отказались в связи с приобретением «Бленхеймов». Все машины были переданы в 11-ю разведывательную группу. 28 итальянских двухмоторных Caproni Ca.310 и Ca.311 были куплены в 1938 - 1941 годах, но использовались бомбардировочной авиацией только как учебные.
***
Yugoslavia Air Force
www.aeroflight.co.uk/waf/yugo/jkrv/yugo-af1-hom...
Air Force of the Army of Kingdom of Yugoslavia
www.vojska.net/eng/world-war-2/kingdom-of-yugos...
Боевое расписание Югославских Королевских ВВС на 6 апреля 1941
alexww1.livejournal.com/125849.html
History of Serbian air force 1912-2005
www.stormfront.org/forum/t184174
Уголок неба
www.airwar.ru
Francis K. Mason
The Hawker Hurricane I (Profile 111)
Philip J.R. Moyes
The Bristol Blenheim I (Aircraft in Profile 93)
Vazduhoplovstvo kraljevine jugoslavije
otpisani.niceboard.com/f66-vazduhoplovstvo-kral...
и пр.
читать дальше
Состав и организация
читать дальшеЮгославские ВВС (Jugoslovensko Kraljevsko Ratno Vazduhoplovsto, ЈКRV) включали оперативную авиацию (Operativno vazduhoplovstvo), армейскую авиацию (Armijsko Vazduhoplovstvo) и формирования 2-й линии (Pozadinsko Vazduhoplovstvo).
Основные силы оперативной авиации были сведены в 4 крупных соединения: 1-ю истребительную бригаду (1. Vazduhoplovna lovačka brigada), 2-ю ( 2. Vazduhoplovna mešovita) и 3-ю смешанные (3. Vazduhoplovna mešovita ) и 4-ю бомбардировочную (4. Vazduhoplovna bombarderska) бригады. Истребительная бригада отвечала за северо-восток страны, со столицей Белградом, 2-я смешанная - за Хорватию и Боснию, 3-я смешанная - за южную Сербию и Македонию.
Бригады состояли из эскадрильи связи (za vezu) и 2 полков (puk), в истребительной и бомбардировочной - профильных, в смешанных - из одного истребительного и одного бомбардировочного. Полки включали по 2 профильных авиагруппы (grupa), группы - по 2-3 профильных эскадрильи.
Помимо этого имелись также отдельные (samostalna) авиагруппы и эскадрильи центрального подчинения.
Армейская авиация состояла из разведывательных авигрупп (izviđačka grupa) придаваемых наземным армиям (по одной группе у 7 армий + отдельная эскадрилья Приморской армейской области).
Имелась также морская авиация (Pomorsko vazduhoplovstvo), входившая в состав ВМС - несколько эскадрилий гидропланов и летная школа.
Боевое расписание на 6 апреля 1941 года:
Operativno vazduhoplovstvo
1-я истребительная бригада:
702-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1, Bf-108B и Bu-131D-2)
2-й истребительный полк (19 Bf-109E-3 + 15 Hawker Hurricane I)
- 31-я истребительная группа (101-я, 141-я эскадрильи, 18 Bf-109E-3)
- 52-я истребительная группа (163-я, 164-я эскадрильи, 15 Hawker Hurricane I)
6-й истребительный полк (31-39 Bf-109E-3 + 6 IK-3 + 2 Potez P.630)
- 32-я истребительная группа (101-я, 104-я, 142-я эскадрильи, 21 или 27 Bf-109E-3)
- 51-я истребительная группа (102-я, 161-я, 161-я эскадрильи, 10-12 Bf-109E-3, 6 IK-3, 2 Potez P.630 в управлении)
Итого: 50-58 Bf-109E-3 + 15 Hawker Hurricane I + 6 IK-3 + 2 Potez P.630 / 631 = 73 - 81 истребитель
2-я смешанная бригада:
703-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1, Bf-108B и Bu-131D-2)
4-й истребительный полк (20 Hawker Hurricane I + 8 IK-2)
- 33-я истребительная группа (105-я, 106-я эскадрильи, 13 Hawker Hurricane I)
- 34-я истребительная группа (107-я, 108-я эскадрильи, 8 IK-2, 7 Hawker Hurricane I)
8-й бомбардировочный полк (24 Bristol Blenheim I + 2 Caproni Ca.310 в у правлении полка?)
- 68-я бомбардировочная группа (215-я, 216-я эскадрильи, 12 Bristol Blenheim I)
- 69-я бомбардировочная группа (217-я, 218-я эскадрильи, 12 Bristol Blenheim I)
Итого: 20 Hawker Hurricane I + 8 IK-2 = 28 истребителей и 24 бомбардировщика Bristol Blenheim I
3-я смешанная бригада:
704-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1, Bf-108B и Bu-131D-2)
5-й истребительный полк (30 Hawker Fury Mk.II)
- 35-я истребительная группа (109-я, 110-я эскадрильи, 15 Hawker Fury Mk.II)
- 36-я истребительная группа (111-я, 112-я эскадрильи, 15 Hawker Fury Mk.II + 1 Avia BH-33E в управлении?)
3-й бомбардировочный полк (60 Dornier Do.17K)
- 63-я бомбардировочная группа (205-я, 206-я, 207-я эскадрильи, 30 Dornier Do.17K)
- 64-я бомбардировочная группа (208-я, 209-я, 210-я эскадрильи, 30 Dornier Do.17K)
Итого: 30 истребителей Hawker Fury Mk.II и 60 бомбардировщиков Dornier Do.17K
4-я бомбардировочная бригада
705-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1, Bf-108B и Bu-131D-2)
1-й бомбардировочный полк (23 Bristol Blenheim I)
- 61-я бомбардировочная группа (201-я, 202-я эскадрильи, 11 Bristol Blenheim I)
- 62-я бомбардировочная группа (203-я, 204-я эскадрильи, 12 Bristol Blenheim I)
7-й бомбардировочный полк (24-26 SM.79K)
- 66-я бомбардировочная группа (211-я, 212-я эскадрильи, 12-13 SM.79K)
- 67-я бомбардировочная группа (213-я, 214-я эскадрильи, 12-13 SM.79K)
Итого: 23 Bristol Blenheim I + 24-26 SM.79K = 47-49 бомбардировщиков
Части центрального подчинения
11-я отдельная группа дальней разведки (za daljno izviđanje)
(21-я и 22-я эскадрильи, 11 Bristol Blenheim I или 9 Bristol Blenheim и 2 Hawker Hind)
81-я отдельная бомбардировочная группа
(261-я и 262-я эскадрильи, по наиболее правдоподобной версии 14 SM.79K)
Отдельная истребительная эскадрилья (Мостар)
(3 Hurricane I, 3 Bf 109E-3, 3 Avia BH-33E)
Транспортная авиагруппа
(731-я, 732-я эскадрильи, 5 Lockheed Electra, 2 Spartan Cruiser II, 2 Caudron C.440 Goéland, 2 Avia-Fokker F.39, 1 DH.89 Dragon Rapide, 1 DH.83 Fox Moth, 1 DH.60G Gipsy Moth, 1 MMS.3)
701-я эскадрилья связи (6 Fi-156C-1)
721-я эскадрилья связи (2 Bf-108B и 1 Fi-156C-1)
Armijsko Vazduhoplovstvo
1-я разведывательная группа (1-я армия)
(1-я и 9-я эскадрильи, 15 Breguet-19, 1 Fi-156C-1)
2-я разведывательная группа (5-я армия)
(4-я и 10-я эскадрильи, 16 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
3-я разведывательная группа (2-я армия)
(5-я и 11-я эскадрильи, 16 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
4-я разведывательная группа (4-я армия)
(2-я и 8-я эскадрильи, 16 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
5-я разведывательная группа (3-я армия)
(3-я и 13-я эскадрильи, 14 Breguet-19, 1 Fi-156C-1)
6-я разведывательная группа (7-я армия)
(7-я и 12-я эскадрильи, 16 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
7-я разведывательная группа (6-я армия)
(6-я и 14-я эскадрильи, 18 Breguet-19 и Potez-25, 1 Fi-156C-1)
Отдельная разведывательная эскадрилья (Приморская армейская область)
(2 Breguet-19 и 2 Potez-25)
Итого: 115 Breguet-19 и Potez-25
Pozadinsko Vazduhoplovstvo
Опытная группа, 6 летных школ, 10 тренировочных эскадрилий (сведенных в 5 групп), 4 запасных эскадрильи и пр., всего ок. 300 самолетов разных типов.
Pomorsko vazduhoplovstvo
8 эскадрилий гидропланов сведенных в 4 группы (несколько десятков гидропланов, в основном немецкого (Dornier Do.22 и пр.) и югославского (Rogozarski SIM.XIV) производства).
Материальная часть
читать дальшеВсего на 6 апреля в частях первой линии имелось примерно 411 - 420 машин, в том числе 140 - 148 истребителей, 156 - 158 бомбардировщиков и 115 ближних разведчиков.
Истребители по типам:
- 53-61 Bf 109E-3
- 38 Hawker Hurricane I
- 30 Hawker Fury Mk.II
- 8 IK-2
- 6 IK-3
- 2 Potez P.630
- 3 (+1?) Avia BH-33E
Бомбардировщики по типам:
- 58-60 Bristol Blenheim I
- 60 Dornier Do.17K
- 38-40 SM.79K
- 2 Hawker Hind?
Из 19 истребительных эскадрилий 6 летали на Bf 109E-3, 5 на Hawker Hurricane I, 4 на Hawker Fury Mk.II, 1 на IK-2 и 2 на IK-3, 1 имела смешанный состав.
Из 22 бомбардировочных (включая 2 дальней разведки) - 10 летали на Bristol Blenheim I, 6 на Do.17K и 6 на SM.79K.
Все 15 эскадрилий армейской авиации использовали Breguet-19 и Potez-25.
Часть машин была местного / лицензионного производства - югославские истребители IK-2 и IK-3, часть Hawker Hurricane I, Do.17K и Breguet-19 и Potez-25.
В целом ВВС имели весьма приличный (особенно для восточноевропейской страны) и относительно современный авиапарк.
Самолеты
читать дальше
Истребители
1) Bf 109E-3
![](https://d.radikal.ru/d00/2103/f7/dc0bd2a85671t.jpg)
Югославскими ВВС в апреле - июне 1939 года заказано 100 машин, получено до начала войны 73. Из-за проблем с запчастями и освоением самолета боеспособность оснащенных ими подразделений к началу войны оставляла желать лучшего.
2) Hawker Hurricane I
![](https://a.radikal.ru/a30/2103/9f/0b5fa417a68ct.jpg)
В 1938 - 1940 годах Югославия купила 24 машины. Помимо этого была приобретена лицензия на выпуск 100 самолетов и к началу войны местными силами (завод ZMAJ в Земуне) изготовлено еще около 20 машин. Всего к началу войны в строю имелся (с учетом учебных) 41 «Харрикейн».
3) Hawker Fury Mk.II
![](https://c.radikal.ru/c16/2103/a5/0739cc9384fet.jpg)
В 1936 - 1937 гг. Югославия купила 13 машин и лицензию на производство истребителя. По лицензии заводами ZMAJ и Ikarus произведено еще 40 машин. Югославский Fury отличался от британского более мощным двигателем (Rolls Royce Kestrel XVI, 745 л. с.), измененной формой радиатора и пр.
4) Ikarus IK-2
![](https://c.radikal.ru/c06/2103/8b/0d01ff84aabet.jpg)
Оригинальная югославская разработка, выпущенная небольшой серией - 12 машин.
ТТХ: цельнометаллический моноплан-парасоль с закрытой кабиной и неубирающимся шасси, взлетный вес максимальный - 1857 кг, пл. крыла - 18 кв. м, двигатель - Hispano-Suiza 12Ycrs, 860 л. с., скорость максимальная - 435 км/ч (5000 м), скороподъемность - 5 000 м за 5 мин 25 сек., дальность - 700 км, вооружение - 1 х 20-мм Hispano-Suiza HS.404 + 2 × 7,92 mm Browning FN
5) Rogožarski IK-3
![](https://a.radikal.ru/a00/2103/23/0c8ded527068t.jpg)
Еще одна оригинальная и довольно удачная югославская разработка. В 1939 - 1940 годах было выпущено 12 машин, в 1940 г. заказано еще 25. Производство самолетов сдерживалось нехваткой иностранных комплектующих.
ТТХ: моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси, взлетный вес максимальный - 2048 кг, пл. крыла - 16,5 кв. м, двигатель - Hispano-Suiza 12Y29, 980 л. с., скорость максимальная - 527 км/ч, скороподъемность - 5 000 м за 7 мин, дальность - 785 км, вооружение - 1 х 20-мм Oerlikon + 2 × 7,92 mm Browning FN.
***
Помимо этого в частях первой линии оставалось несколько устаревших бипланов Avia BH-33E. 20 машин было куплено в Чехословакии и еще 24 выпущено по лицензии заводом «Икарус» в Земуне. Два Potez P.630 были перед войной куплены у французов и после испытаний в опытной группе переданы в 6-й истребительный полк.
Бомбардировщики и разведчики
1) Bristol Blenheim I
![](https://b.radikal.ru/b32/2103/73/60b8e576874ft.jpg)
В 1937 году Югославия купила 2 самолета и лицензию на производство еще 50. Югославские «Бленхеймы» строились заводом Ikarus в Земуне с 1939 года. Перед самой войной Англия передала югославам еще 20 машин из наличия RAF.
2) Dornier Do.17K
![](https://d.radikal.ru/d06/2103/b9/345d4c32c41ct.jpg)
В Германии до 1939 г. было приобретено 37 машин, еще 30? было выпущено по лицензии до начала войны. Югославский Do.17K отличался измененной формой передней части, двигателями (французские Gnome-Rhone 14N1/2, 2 х 850 л. с.), стрелковым вооружением и бортовым оборудованием (также большей частью ненемецкими).
3) Savoia-Marchetti SM.79K
![](https://d.radikal.ru/d23/2103/44/a03451b8e8a7t.jpg)
Осенью 1939 года в Италии было заказано 45 самолетов. SM.79K по параметрам примерно соответствовал итальянской версии S.M.79-II.
4) Breguet-19 / Potez-25
![](https://a.radikal.ru/a23/2103/e8/5727988cf3c3t.jpg)
![](https://c.radikal.ru/c17/2103/ff/da2ab9bb5240t.jpg)
Breguet-19 с 1924 года закупался югославской авиацией во Франции, а с 1927 года массово производился в Югославии на государственном заводе в Кралево. Всего выпущено 425 машин с 6 типами двигателей.
Potez-25 покупался у французов с 1927 года, 220 машин было произведено по лицензии заводом Ikarus.
***
Три английских биплана Hawker Hind были куплены в 1937 году. От дальнейших закупок этих легких разведчиков-бомбардировщиков отказались в связи с приобретением «Бленхеймов». Все машины были переданы в 11-ю разведывательную группу. 28 итальянских двухмоторных Caproni Ca.310 и Ca.311 были куплены в 1938 - 1941 годах, но использовались бомбардировочной авиацией только как учебные.
***
Yugoslavia Air Force
www.aeroflight.co.uk/waf/yugo/jkrv/yugo-af1-hom...
Air Force of the Army of Kingdom of Yugoslavia
www.vojska.net/eng/world-war-2/kingdom-of-yugos...
Боевое расписание Югославских Королевских ВВС на 6 апреля 1941
alexww1.livejournal.com/125849.html
History of Serbian air force 1912-2005
www.stormfront.org/forum/t184174
Уголок неба
www.airwar.ru
Francis K. Mason
The Hawker Hurricane I (Profile 111)
Philip J.R. Moyes
The Bristol Blenheim I (Aircraft in Profile 93)
Vazduhoplovstvo kraljevine jugoslavije
otpisani.niceboard.com/f66-vazduhoplovstvo-kral...
и пр.