понедельник, 24 июля 2023
Ярослав Карпиков«Средства к существованию русских служилых людей Харькова» (часть 1)Харьковский уезд, параллельно существовавший с Харьковским Слободским полком, был южным уездом Русского государства «за Белгородской чертой» XVII века. Русские служилые люди, составлявшие харьковскую корпорацию, подчинялись воеводе и подобно остальным служилым людям Русского государства имели поместную землю в Харьковском уезде и были верстаны денежными окладами. Однако, эти виды средств существования, выделяемые государством, были не единственными для служилых людей.
Так, Южные регионы России, обладающие более высоким сельскохозяйственным потенциалом (в силу природного богатства земли), позволяли иметь русским служилым «промыслы», которые были более скудными в центральных и северных уездах. Например, среди харьковских русских служилых людей было популярно пчеловодство. Наглядный пример о хозяйственной деятельности харьковских русских служилых людей дает перепись от 13 октября 7183 (1674) года. Приведем примеры:
«Кузма Иванов сын Грешного служит рейтарскую службу в полку полковника Григория Полтева а поместья за ним в дачи дватцать четий... угодья у него пчелиная пасека в угожих местах оставлено к новому году пчел дватцать ульев а убил пчелы дватцать пять ульев»
читать дальше
«Аким Панкратьев сын Харланов служит рейтарскую службу в полку полковника Григоря Полтева а поместья за ним в дачи дватцать четий… угодя у него пчелиная пасека триста сорок шесть ульев и та пасека нынешнего году не бита»
«Трофим Иванов сын Гончаров служит рейтарскую службу в полку полковника Григоря Полтева а поместья за ним в дачи дватцать четий… угодя у него пчелиная пасека в угожих местах оставлено к новому году пчелы шестьдесят два улья убил пчел семьдесят восемь ульев »
«Алексей Федоров сын Матюхин служит городовую службу а поместья за ним в дачи дватцать четий…пчел тритцать улья новые заводит»
Из приведенной переписи можно сделать вывод о широком распространении пчеловодства среди русских служилых людей Харьковского уезда – пасеки есть у многих переписанных.
Следующим направлением хозяйственной деятельности русских служилых людей было садоводство. Самым распространенным плодовым деревом являлась яблоня. Сады не были большими, деревья в переписи 7183 (1674) года переписаны с точностью до дерева.
«Юда Елистратов сын Кренев служит рейтарскую службу в полку полковника Григоря Полтева а поместья за ним дватцать четий… у него ж садового заводу двенатцать яблань»
«Григорей Алексеев сын Трофимов служит городовую службу а поместья за ним в дачи дватцать четий… да у него ж садового заводу пять яблань».
«Радион Кондратьев сын Копустин служит салдацкую службу в полку полковника Елизаря Кро а поместья за ним в дачи дватцать сетий… у него ж садового заводу три яблани».
«Корней Амелянов сын Смолянинов служит салдацкую службу в полку полковника Елизаря Кро а поместья за ним в дачи дватцать четий… да у него ж садового заводу семь яблань».
Рассмотренные люди принадлежат к мелким помещикам, размер их земельных «дач» не превышает 20 четвертей (11 га). При существовавшей системе трехполья (пара, озимые и яровые) в Русском государстве XVII века, владения дополнительными «угодьями» и «промыслами» (мед, яблоки) могли не только разнообразить стол русского служилого человека, но и быть источником дополнительного дохода.
vk.com/wall-219824565_2607
«Средства к существованию русских служилых людей Харькова» (часть 2)
В прошлой публикации мы познакомились с хозяйственной деятельностью русских служилых людей харьковской корпорации XVII века (пчеловодство, садоводство). Но это были не единственные промыслы. В переписи 13 октября 7183 (1674) года Харьковского уезда встречаем следующие промыслы.
«Дмитрей Павлов сын Литвинов служит рейтарскую службу в полку полковника Григорья Полтева а поместья за ним в дачи дватцать четий… да у него ж Дмитрея рибная ловля а с рибной ловли оброку берет три рубли»
«Кузма Иванов сын Грешного служит рейтарскую службу в полку полковника Григоря Полтева а поместья за ним в дачи дватцать четий… да у него ж Кузмы рибная ловля да хмелевое угодя а с рибной ловли берет на год оброку пять рублев а с хмелевого угодя три рубли»
«Трофим Иванов сын Гончаров служит рейтарскую службу в полку полковника Григоря Полтева а поместья за ним в дачи дватцать четий… да у него ж Трофима четвреть мельницы на реке Удах под селом Архангилским в онбаре адин камень да ступа а денежного оброку с каменя в Государеву казну плотит по рублю а ступы по полуполтине а прибыли ему с каменя да ступы сходитца на год петнатцать рублев»
«отставной сын боярской Гур Иванов сын Грешной а поместья за ним в дачи дватцать четий… да у него ж Гура рибная ловля а с рибной ловли берет оброку шесть рублев с полтиною»
«отставной сын боярской Игнат Иванов сын Лукутин за ним в дачи дватцать четий… да у него ж Игната рибная ловля а с рибной ловли оброку на год берет рубль шестнатцать алтын четыря денги»
«Алексей Кирянов сын Лучник служит салдацкую службу в полку полковника Елизаря Кро а поместья за ним в дачи дватцать четий… да у него ж рыбная ловля а с рибной ловли оброку берет пять рублев шестнатцать алтын четыря денги»
«Самойла Авдокимов сын Харин служит городовую службу а поместья за ним в дачи дватцат четий… да у него ж на Колодези Жихори мелница адин камень а оброку с каменя денежного в Государеву казну плотит по рублю а прибыли ему с каменя на год сходитца три рубли шестнатцать алтын чятыря денги»
Такими образом, среди распространенных промыслов среди русских служилых людей Харьковского уезда мы видим рыболовство, помол муки на водяных мельницах и выращивание хмеля. Из-за большой вовлеченности харьковской служилой корпорации в войны 2-й половины XVII века в соседней Малороссии, служилые люди не имели возможности ведения хозяйства своими силами. По этой причине мы видим отдачу на оброк (в платное пользование) мельниц, рыбных ловель и прочих угодий в Харьковском уезде.
Отдельно в переписи 7183 (1674) года указаны русские служилые люди, живущие «на посаде меж черкас» (в самом городе). У этих русских служилых людей мы видим совершенно иные «промыслы», свойственные городским жителям (например, стрельцам Москвы).
«Давыд Фомин сын Козанцов в Хоркове городичим… живет меж черкас на купленой земли а промышляет он торговым промыслом в городе две лавки в реду да у нево ж мыловорня что мыла варет ис того торгового промыслу из дву лавок и с мыловарни денежного оброку в Государеву козну ничево не плотит»
«Илья Анисимов сын Кордошев служит городовую службу… живет меж черкас на купленой земли и промышляет торговым промыслом ездит в отезд да у нево ж в городе лавка в реду и с того торгового промыслу и с лавки денежного оброку в Государеву казну ничего не плотит»
«Филип Григорьев сын Шпанкин служит городовую службу… живет меж черкас на купленой земли да у него в городе лавка в месницком реду и торговым промыслом промышляет и с той лавки и с торгового промыслу денежного оброку в Государеву козну ничего не плотит»
Благодаря этой переписи мы видим, что для русских служилых людей, проживающих в самом городе, была свойственна торговая деятельность, для помещиков, проживающих в Харьковском уезде – более свойственна деятельность сельскохозяйственная (в том числе – дача угодий в оброк).
vk.com/wall-219824565_2647
@темы:
история,
early modern Russia