Form follows content
США, Британия, Канада, Италия, Япония, Чехословакия, Франция, Швеция, датский велосипед и бонус.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/f0/63/p7sfOr3V_t.jpg)
читать дальшеЧехословакия и Франция
Строго говоря все это нужно отнести к Германии, но там и так много.
Tatra 57K
Легкий командирский автомобиль. С 1932 года выпускалась коммерческая модель Tatra 57, с 1938-го, с минимальными изменениями, командирская машина для чехословацкой армии (Tatra 57В), с 1941-го - командирская машина для вермахта, с новым кузовом типа «кюбельваген», более мощным двигателем и проч. (Tatra 57K). В 1941 - 1943 годах произведено 5 514 машин. В 1943 году производство Tatra 57K свернули в пользу грузовых машин, однако после войны еще 640 машин было выпущено для армии Чехословакии. 1942 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/09/79/ufRV8Er2_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/e9/db/Blpfo9DT_t.jpg)
Tatra T27B
3-тонный грузовик. Создан на базе производившегося с 1930 года коммерческого 2,5-тонного грузовика Tatra T27 и с 1936 года поставлялся чехословацкой армии (545 машин Tatra T27A). В 1940 - 1943 годах для вермахта производилась модификация Tatra T27B, с двухскатными задними колесами (всего выпущена 3 171 машина). В 1943 году производство грузовиков свернули, но после войны возобновили - для чехословацкой армии выпущено еще 1 994 машины. Представленный экземпляр захвачен французскими войсками в 1944 году. 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/e3/e4/jROu9qGv_t.jpg)
Citroën U23
1,5-тонный заднеприводный грузовик. Выпускался с 1935 года в качестве коммерческой машины, с началом ВМВ в огромных количествах и с минимальными изменениями закупался французской армией (в октябре 1939 - июне 1940-го ей сдано св. 14 000 машин), став ее наиболее многочисленной грузовой машиной. Позднее производился для вермахта и продолжал производиться и после войны, до 1969 года. В экспозиции представлен коммерческий грузовик 1938 года.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/6a/f4/YLEJfcwS_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/fa/05/1rR53tLS_t.jpg)
Италия
Интересные машины, но стоят очень неудачно.
FIAT 508CM
Легкий командирский автомобиль. Военная версия коммерческого автомобиля FIAT 508C (увеличен клиренс и проч.). Наиболее распространенный автомобиль этого типа в итальянской армии. Начиная с 1938 года выпущено ок. 6 000 машин разных модификаций. Представленный экземпляр приобретен в Италии. 1942 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/69/f4/C0EvKO25_t.jpg)
OM Taurus
3-тонный грузовик. Разработан и производился фирмой ОМ, компанией группы FIAT. Машина была создана на основе 5-тонного грузовика Ursusto той же фирмы. С 1944 года выпускались машины с дизельным двигателем. Производство удачной машины продолжалось с 1939 по 1958 год. Помимо итальянской армии грузовики производились и для вермахта (в 1944 - 1945 годах произведено 2 300 машин). 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/d6/aa/VyZWAMtA_t.jpg)
FIAT-SPA TL.37
Легкий полноприводный артиллерийский тягач. Разработан и производился фирмой SPA, компанией группы FIAT специализировавшейся на производстве военных машин. Всего в 1937 - 1944 годах было произведено св. 3 600 тягачей и специализированных машин, в т. ч. 375 для вермахта. С 1941 года выпускался специальный вариант тягача - TL.37 Pontiere, предназначавшийся для буксировки легких понтонных парков (заказано 484 машины, сдано существенно меньше), который и представлен в экспозиции («60 лет простоял в пустыне» - Ливия?). 1942 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/de/50/dqVGbkW5_t.jpg)
FIAT-SPA TM.40
Средний полноприводный артиллерийский тягач. Производился в 1942 - 1945 годах, всего выпущена 291 машина (в т. ч. 153 для вермахта в 1944 - 1945 годах), сохранилось менее десятка. 1942 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/ec/33/zwMh1HBN_t.jpg)
FIAT-SPA 35 Dovunque
Радийный фургон на шасси 2,5-тонного грузовика повышенной проходимости SPA Dovunque 35. Единственный сохранившийся экземпляр. Куплен при распродаже французской коллекции в 2021 году. 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/bf/a3/vjbsLXTu_t.jpg)
Autocarretta OM 32
Легкий полноприводный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости. Предназначался для использования горнострелковыми частями. Стал родоначальником целого семейства подобных машин, широко использовавшихся итальянской армией на всех фронтах. Ждет реставрации. 1932?
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/92/c4/mJcb9lO6_t.jpg)
Япония
Isuzu TX-40 Тип 97
2-тонный грузовик, наиболее распространенная грузовая машина японской армии. Развитие 1,5-тонного грузовика Тип 94, созданного на базе аналогичного грузовика Ford. Выпускался с 1937 года до конца ВМВ. Представленный экземпляр в 1943 - 1945 годах использовался на Филиппинах японцами, а затем еще около 40 лет местным населением. Единственная в мире комплектная машина. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/59/64/hHCvuW6u_t.jpg)
Rikuo Тип 95
Тяжелый армейский мотоцикл. Фактически лицензионный Harley-Davidson VL. Выпускался с 1935 года, сохранилось всего несколько экземпляров. Трофей КА. 1936 год
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/13/66/vJ51St1f_t.jpg)
Rikuo Тип 97
Тяжелый армейский мотоцикл. Развитие предыдущего, с приводом на ось коляски. Выпускался с 1937 года, всего выпущено ок. 18 000 штук. Основной мотоцикл японской армии. Трофей КА. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/e8/8a/9VIEtfiI_t.jpg)
***
Таблички нет, но очень похоже на лафет японской 75-мм полевой пушки Тип 38.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/c2/ad/kiD5MA45_t.jpg)
США
M3A3
Средний танк более известный под британским именем «Генерал Ли». В экспозиции появился в начале сентября 2023-го. Таблички нет. Оочень высокий, два человеческих роста.
ЗЫ. Пишут , что куплен в Англии в 2012 году и восстановлен из БРЭМ М31.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/f6/dc/r8Mbq2DK_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/a3/ab/k74E7uR7_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/08/c0/cWQtBmMn_t.jpg)
M3A1 Scout Car
Разведывательный бронеавтомобиль, бронетранспортер и командирская машина. В 1939 - 1944 годах выпущено 20 918 машин, в СССР по ленд-лизу отправлено 3 340 штук. Был основной разведывательной бронемашиной американской армии в начале войны, начиная с 1943 года из-за недостаточных проходимости и защиты заменялся другими машинами, переводясь на охрану тыла и отправляясь союзникам по ленд-лизу. В СССР использовался как разведывательная и командирская машина и бронетранспортер. После войны на основе M3A1 был создан советский БТР-40.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/11/37/JMps7gbB_t.jpg)
Willis MB
Стандартный легкий 1/4 тонный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости американской армии. Всего в 1941 - 1945 годах выпущено 360 000 машин (+ 277 000 однотипных Ford GPW). В СССР отправлено 48 993 машины, дошло 43 778 штук. Представленный экземпляр выпущен в 1943 году, в 1944 - 1945 воевал на Западном фронте (т. е. видимо американский).
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/f0/63/p7sfOr3V_t.jpg)
Dodge WC-17
Штабной фургон. Ранняя, 1/2-тонная, версия Dodge WC выпускавшаяся в 1941 году (Т-211). Машин модификации WC-17, с закрытым кузовом Carry-all было выпущено 274 штуки, они использовались только американской армией. Представленный экземпляр служил аэродромной машиной. 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/1c/71/WcP6X69G_t.jpg)
Dodge WC-56
Стандартный 3/4 тонный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости в варианте командирской машины WC-56. Всего в 1942 - 1944 годах выпущена 21 156 машин WC-56 (+ 6 010 почти идентичных WC-57, с лебедкой и удлиненной рамой). В СССР они официально не поставлялись. Представленный экземпляр служил во французской армии, в 1945 году им возможно единажды пользовался маршал Г. Жуков. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/21/a1/NKGs6wix_t.jpg)
Помимо WC-56 в коллекции есть пара Dodge WC-51/52, без табличек. Всего в 1942 - 1945 годах было выпущено свыше 255 000 машин 3/4 тонных автомобилей Dodge WC, около 25 000 отправлено в СССР. В КА они использовались как тягачи и проч.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/4b/f2/EA9XuXr5_t.jpg)
Chevrolet K51 Panel Van
Радийный фургон на базе стандартного 1,5-тонного грузовика повышенной проходимости Chevrolet G506. Последних в 1940 - 1945 годах было выпущено св. 154 000 штук, 47 700 из них отправлено в СССР. Экземпляр представлен в виде аэродромной машины.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/e8/a4/yPhIW9qt_t.jpg)
GMC CCKW-353
Стандартный 2,5-тонный грузовик повышенной проходимости американской армии. «C» - проект 1941 года; вторая «C» - «conventional cab», обычная кабина («кабина за двигателем»); «K» - полный привод; «W» - две задних оси; «353» - длинная колесная база. Всего General Motors выпущено ок. 563 000 машин (в т. ч. примерно 464 000 в варианте CCKW-353). GMC CCKW поставлялись в основном американской армии, однотипные машины Studebaker US6 шли союзникам США, в первую очередь СССР. Собственно GMC CCKW в СССР было отправлено примерно 6 700 штук.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/99/82/AyW1X3MJ_t.jpg)
Studebaker M29C Weasel
Гусеничный транспортер - снегоболотоход. Разработан фирмой Studebaker в рамках британского заказа на машину для диверсионных операций в Норвегии. Позднее удачная машина широко использовался американской армией вплоть до конца 1950-х и служила в армиях других стран. Всего в 1942 - 1945 годах выпущено 15 124 машины семейства M29. Представленный экземпляр до 2000 года служил в норвежской армии. 1944 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/32/6c/qU5pTcoj_t.jpg)
Harley-Davidson WLA
Тяжелый армейский мотоцикл. Военная версия коммерческой модели Harley-Davidson WL выпускавшейся с 1929 года. В 1940 - 1945 годах выпущено 90 000 штук, из которых 26 000 отправлены в СССР. В американской армии использовался без коляски, как связной, в СССР большей частью с колясками отечественного производства. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/12/f8/ZWFosF8c_t.jpg)
Британия и Канада
Humber FWD
Легкий полноприводный штабной автомобиль, британский аналог «Додж» 3/4. В 1940 - 1945 годах выпущено 5 199 штук, в основном с кузовом универсал. Представленный экземпляр выкуплен после закрытия американского музея. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/3e/45/1aTUTJ5U_t.jpg)
Bedford OYD
Основной 3-тонный грузовик британской армии. Выпускавшаяся для армии модель Bedford OY в варианте бортового грузовика. Производился в 1939 - 1953 годах. В ходе ВМВ выпущено 72 385 машин Bedford OY, около 1000 поставлено в СССР. 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/ac/98/0DGk71je_t.jpg)
Scammel Pioneer SV/2S
Тяжелый тягач - танковый эвакуатор. Мог тянуть прицеп массой до 30 тонн, кран в кузове поднимал до 8 тонн. Всего в 1939 - 1945 годах выпущено 1 975 штук. В СССР отправлено 12 штук.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/8b/a9/gLwgrvQZ_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/df/96/GlIG1Ix1_t.jpg)
Chevrolet C60X
Фургон-полевая мастерская на шасси 3-тонного грузовика. В годы ВМВ канадские филиалы Ford, General Motors и Chrysler в целях унификации производства создали альянс известный как Canadian Military Pattern (CMP), выпускавший стандартные машины различавшиеся лишь силовыми установками и деталями оформления. Модель C60X была создана на основе 3-тонного грузовика C60L, но имела иной мотор и колесную формулу 6х6 и обычно использовалась как база для специальных машин. Всего в 1942 - 1944 годах выпущено 2 710 автомобилей, 1 500 из которых отправлена в СССР.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/5f/cc/YIIIABqI_t.jpg)
Chevrolet C15TA
Канадский бронетранспортер на шасси полноприводного грузовика Chevrolet C15A, аналог американского M3 Scout Car. В 1943 - 1944 годах выпущен 3 961 экземпляр. Удачная машина в ходе ВМВ использовалась канадскими и британскими частями и чехословацкими частями британской армии, а после войны - армиями Дании, Голландии, Бельгии и Норвегии до конца 1960-х годов. Представленный экземпляр ранее служил в голландской армии.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/5b/2b/6dyee9Ws_t.jpg)
Датский велосипед
BSA Airborn Bicycle
Складной десантный велосипед. Предназначался для повышения мобильности парашютистов, использовался коммандос и проч. Всего в 1942 - 1945 годах для британской армии выпущено 70 000 велосипедов. В 1945 году еще 500 штук заказала армия Дании, от британских они отличаются цветом и отсутствием ручного тормоза.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/d5/ff/pTTv784j_t.jpg)
Швеция
Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT)
Разработан Volvo на основе немецкого полугусеничного тягача Sd.Kfz.10 (Demag D7). Двенадцать Sd.Kfz.10 были куплены шведами в Германии в 1940 году в качестве тягачей для немецких же 105-мм гаубиц leFH18 (куплено 142 штуки), однако дальнейшие закупки оказались невозможны. Шведский тягач был принят на вооружение в 1944 году (выпущено 108 штук) и отличался от прародителя и внешне и характеристиками (большие грузоподъемность и тягловое усилие). Представленный экземпляр в 1978 году попал в Англию, где играл в кино Sd.Kfz.10, а оттуда был вывезен в Россию.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/24/68/MImRPi6L_t.jpg)
Бонус
У входа стоят два автомобиля 1930-х годов, к выставке отношения не имеющие. Кабриолет Mercedes-Benz 770K (на таком же ездил сами знаете кто) и американский Cord 812 (на таком сами знаете кто не ездил).
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/22/83/mO1gGck6_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/0f/1a/akzYR4jL_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/b3/79/En3PIXCs_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/0e/0a/txrHonxC_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/f0/63/p7sfOr3V_t.jpg)
читать дальшеЧехословакия и Франция
Строго говоря все это нужно отнести к Германии, но там и так много.
Tatra 57K
Легкий командирский автомобиль. С 1932 года выпускалась коммерческая модель Tatra 57, с 1938-го, с минимальными изменениями, командирская машина для чехословацкой армии (Tatra 57В), с 1941-го - командирская машина для вермахта, с новым кузовом типа «кюбельваген», более мощным двигателем и проч. (Tatra 57K). В 1941 - 1943 годах произведено 5 514 машин. В 1943 году производство Tatra 57K свернули в пользу грузовых машин, однако после войны еще 640 машин было выпущено для армии Чехословакии. 1942 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/09/79/ufRV8Er2_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/e9/db/Blpfo9DT_t.jpg)
Tatra T27B
3-тонный грузовик. Создан на базе производившегося с 1930 года коммерческого 2,5-тонного грузовика Tatra T27 и с 1936 года поставлялся чехословацкой армии (545 машин Tatra T27A). В 1940 - 1943 годах для вермахта производилась модификация Tatra T27B, с двухскатными задними колесами (всего выпущена 3 171 машина). В 1943 году производство грузовиков свернули, но после войны возобновили - для чехословацкой армии выпущено еще 1 994 машины. Представленный экземпляр захвачен французскими войсками в 1944 году. 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/e3/e4/jROu9qGv_t.jpg)
Citroën U23
1,5-тонный заднеприводный грузовик. Выпускался с 1935 года в качестве коммерческой машины, с началом ВМВ в огромных количествах и с минимальными изменениями закупался французской армией (в октябре 1939 - июне 1940-го ей сдано св. 14 000 машин), став ее наиболее многочисленной грузовой машиной. Позднее производился для вермахта и продолжал производиться и после войны, до 1969 года. В экспозиции представлен коммерческий грузовик 1938 года.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/6a/f4/YLEJfcwS_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/fa/05/1rR53tLS_t.jpg)
Италия
Интересные машины, но стоят очень неудачно.
FIAT 508CM
Легкий командирский автомобиль. Военная версия коммерческого автомобиля FIAT 508C (увеличен клиренс и проч.). Наиболее распространенный автомобиль этого типа в итальянской армии. Начиная с 1938 года выпущено ок. 6 000 машин разных модификаций. Представленный экземпляр приобретен в Италии. 1942 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/69/f4/C0EvKO25_t.jpg)
OM Taurus
3-тонный грузовик. Разработан и производился фирмой ОМ, компанией группы FIAT. Машина была создана на основе 5-тонного грузовика Ursusto той же фирмы. С 1944 года выпускались машины с дизельным двигателем. Производство удачной машины продолжалось с 1939 по 1958 год. Помимо итальянской армии грузовики производились и для вермахта (в 1944 - 1945 годах произведено 2 300 машин). 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/d6/aa/VyZWAMtA_t.jpg)
FIAT-SPA TL.37
Легкий полноприводный артиллерийский тягач. Разработан и производился фирмой SPA, компанией группы FIAT специализировавшейся на производстве военных машин. Всего в 1937 - 1944 годах было произведено св. 3 600 тягачей и специализированных машин, в т. ч. 375 для вермахта. С 1941 года выпускался специальный вариант тягача - TL.37 Pontiere, предназначавшийся для буксировки легких понтонных парков (заказано 484 машины, сдано существенно меньше), который и представлен в экспозиции («60 лет простоял в пустыне» - Ливия?). 1942 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/de/50/dqVGbkW5_t.jpg)
FIAT-SPA TM.40
Средний полноприводный артиллерийский тягач. Производился в 1942 - 1945 годах, всего выпущена 291 машина (в т. ч. 153 для вермахта в 1944 - 1945 годах), сохранилось менее десятка. 1942 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/ec/33/zwMh1HBN_t.jpg)
FIAT-SPA 35 Dovunque
Радийный фургон на шасси 2,5-тонного грузовика повышенной проходимости SPA Dovunque 35. Единственный сохранившийся экземпляр. Куплен при распродаже французской коллекции в 2021 году. 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/bf/a3/vjbsLXTu_t.jpg)
Autocarretta OM 32
Легкий полноприводный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости. Предназначался для использования горнострелковыми частями. Стал родоначальником целого семейства подобных машин, широко использовавшихся итальянской армией на всех фронтах. Ждет реставрации. 1932?
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/92/c4/mJcb9lO6_t.jpg)
Япония
Isuzu TX-40 Тип 97
2-тонный грузовик, наиболее распространенная грузовая машина японской армии. Развитие 1,5-тонного грузовика Тип 94, созданного на базе аналогичного грузовика Ford. Выпускался с 1937 года до конца ВМВ. Представленный экземпляр в 1943 - 1945 годах использовался на Филиппинах японцами, а затем еще около 40 лет местным населением. Единственная в мире комплектная машина. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/59/64/hHCvuW6u_t.jpg)
Rikuo Тип 95
Тяжелый армейский мотоцикл. Фактически лицензионный Harley-Davidson VL. Выпускался с 1935 года, сохранилось всего несколько экземпляров. Трофей КА. 1936 год
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/13/66/vJ51St1f_t.jpg)
Rikuo Тип 97
Тяжелый армейский мотоцикл. Развитие предыдущего, с приводом на ось коляски. Выпускался с 1937 года, всего выпущено ок. 18 000 штук. Основной мотоцикл японской армии. Трофей КА. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/e8/8a/9VIEtfiI_t.jpg)
***
Таблички нет, но очень похоже на лафет японской 75-мм полевой пушки Тип 38.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/c2/ad/kiD5MA45_t.jpg)
США
M3A3
Средний танк более известный под британским именем «Генерал Ли». В экспозиции появился в начале сентября 2023-го. Таблички нет. Оочень высокий, два человеческих роста.
ЗЫ. Пишут , что куплен в Англии в 2012 году и восстановлен из БРЭМ М31.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/f6/dc/r8Mbq2DK_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/a3/ab/k74E7uR7_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/08/c0/cWQtBmMn_t.jpg)
M3A1 Scout Car
Разведывательный бронеавтомобиль, бронетранспортер и командирская машина. В 1939 - 1944 годах выпущено 20 918 машин, в СССР по ленд-лизу отправлено 3 340 штук. Был основной разведывательной бронемашиной американской армии в начале войны, начиная с 1943 года из-за недостаточных проходимости и защиты заменялся другими машинами, переводясь на охрану тыла и отправляясь союзникам по ленд-лизу. В СССР использовался как разведывательная и командирская машина и бронетранспортер. После войны на основе M3A1 был создан советский БТР-40.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/11/37/JMps7gbB_t.jpg)
Willis MB
Стандартный легкий 1/4 тонный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости американской армии. Всего в 1941 - 1945 годах выпущено 360 000 машин (+ 277 000 однотипных Ford GPW). В СССР отправлено 48 993 машины, дошло 43 778 штук. Представленный экземпляр выпущен в 1943 году, в 1944 - 1945 воевал на Западном фронте (т. е. видимо американский).
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/f0/63/p7sfOr3V_t.jpg)
Dodge WC-17
Штабной фургон. Ранняя, 1/2-тонная, версия Dodge WC выпускавшаяся в 1941 году (Т-211). Машин модификации WC-17, с закрытым кузовом Carry-all было выпущено 274 штуки, они использовались только американской армией. Представленный экземпляр служил аэродромной машиной. 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/1c/71/WcP6X69G_t.jpg)
Dodge WC-56
Стандартный 3/4 тонный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости в варианте командирской машины WC-56. Всего в 1942 - 1944 годах выпущена 21 156 машин WC-56 (+ 6 010 почти идентичных WC-57, с лебедкой и удлиненной рамой). В СССР они официально не поставлялись. Представленный экземпляр служил во французской армии, в 1945 году им возможно единажды пользовался маршал Г. Жуков. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/21/a1/NKGs6wix_t.jpg)
Помимо WC-56 в коллекции есть пара Dodge WC-51/52, без табличек. Всего в 1942 - 1945 годах было выпущено свыше 255 000 машин 3/4 тонных автомобилей Dodge WC, около 25 000 отправлено в СССР. В КА они использовались как тягачи и проч.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/4b/f2/EA9XuXr5_t.jpg)
Chevrolet K51 Panel Van
Радийный фургон на базе стандартного 1,5-тонного грузовика повышенной проходимости Chevrolet G506. Последних в 1940 - 1945 годах было выпущено св. 154 000 штук, 47 700 из них отправлено в СССР. Экземпляр представлен в виде аэродромной машины.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/e8/a4/yPhIW9qt_t.jpg)
GMC CCKW-353
Стандартный 2,5-тонный грузовик повышенной проходимости американской армии. «C» - проект 1941 года; вторая «C» - «conventional cab», обычная кабина («кабина за двигателем»); «K» - полный привод; «W» - две задних оси; «353» - длинная колесная база. Всего General Motors выпущено ок. 563 000 машин (в т. ч. примерно 464 000 в варианте CCKW-353). GMC CCKW поставлялись в основном американской армии, однотипные машины Studebaker US6 шли союзникам США, в первую очередь СССР. Собственно GMC CCKW в СССР было отправлено примерно 6 700 штук.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/99/82/AyW1X3MJ_t.jpg)
Studebaker M29C Weasel
Гусеничный транспортер - снегоболотоход. Разработан фирмой Studebaker в рамках британского заказа на машину для диверсионных операций в Норвегии. Позднее удачная машина широко использовался американской армией вплоть до конца 1950-х и служила в армиях других стран. Всего в 1942 - 1945 годах выпущено 15 124 машины семейства M29. Представленный экземпляр до 2000 года служил в норвежской армии. 1944 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/32/6c/qU5pTcoj_t.jpg)
Harley-Davidson WLA
Тяжелый армейский мотоцикл. Военная версия коммерческой модели Harley-Davidson WL выпускавшейся с 1929 года. В 1940 - 1945 годах выпущено 90 000 штук, из которых 26 000 отправлены в СССР. В американской армии использовался без коляски, как связной, в СССР большей частью с колясками отечественного производства. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/12/f8/ZWFosF8c_t.jpg)
Британия и Канада
Humber FWD
Легкий полноприводный штабной автомобиль, британский аналог «Додж» 3/4. В 1940 - 1945 годах выпущено 5 199 штук, в основном с кузовом универсал. Представленный экземпляр выкуплен после закрытия американского музея. 1943 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/3e/45/1aTUTJ5U_t.jpg)
Bedford OYD
Основной 3-тонный грузовик британской армии. Выпускавшаяся для армии модель Bedford OY в варианте бортового грузовика. Производился в 1939 - 1953 годах. В ходе ВМВ выпущено 72 385 машин Bedford OY, около 1000 поставлено в СССР. 1941 год.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/ac/98/0DGk71je_t.jpg)
Scammel Pioneer SV/2S
Тяжелый тягач - танковый эвакуатор. Мог тянуть прицеп массой до 30 тонн, кран в кузове поднимал до 8 тонн. Всего в 1939 - 1945 годах выпущено 1 975 штук. В СССР отправлено 12 штук.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/8b/a9/gLwgrvQZ_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/df/96/GlIG1Ix1_t.jpg)
Chevrolet C60X
Фургон-полевая мастерская на шасси 3-тонного грузовика. В годы ВМВ канадские филиалы Ford, General Motors и Chrysler в целях унификации производства создали альянс известный как Canadian Military Pattern (CMP), выпускавший стандартные машины различавшиеся лишь силовыми установками и деталями оформления. Модель C60X была создана на основе 3-тонного грузовика C60L, но имела иной мотор и колесную формулу 6х6 и обычно использовалась как база для специальных машин. Всего в 1942 - 1944 годах выпущено 2 710 автомобилей, 1 500 из которых отправлена в СССР.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/5f/cc/YIIIABqI_t.jpg)
Chevrolet C15TA
Канадский бронетранспортер на шасси полноприводного грузовика Chevrolet C15A, аналог американского M3 Scout Car. В 1943 - 1944 годах выпущен 3 961 экземпляр. Удачная машина в ходе ВМВ использовалась канадскими и британскими частями и чехословацкими частями британской армии, а после войны - армиями Дании, Голландии, Бельгии и Норвегии до конца 1960-х годов. Представленный экземпляр ранее служил в голландской армии.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/5b/2b/6dyee9Ws_t.jpg)
Датский велосипед
BSA Airborn Bicycle
Складной десантный велосипед. Предназначался для повышения мобильности парашютистов, использовался коммандос и проч. Всего в 1942 - 1945 годах для британской армии выпущено 70 000 велосипедов. В 1945 году еще 500 штук заказала армия Дании, от британских они отличаются цветом и отсутствием ручного тормоза.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/d5/ff/pTTv784j_t.jpg)
Швеция
Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT)
Разработан Volvo на основе немецкого полугусеничного тягача Sd.Kfz.10 (Demag D7). Двенадцать Sd.Kfz.10 были куплены шведами в Германии в 1940 году в качестве тягачей для немецких же 105-мм гаубиц leFH18 (куплено 142 штуки), однако дальнейшие закупки оказались невозможны. Шведский тягач был принят на вооружение в 1944 году (выпущено 108 штук) и отличался от прародителя и внешне и характеристиками (большие грузоподъемность и тягловое усилие). Представленный экземпляр в 1978 году попал в Англию, где играл в кино Sd.Kfz.10, а оттуда был вывезен в Россию.
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/24/68/MImRPi6L_t.jpg)
Бонус
У входа стоят два автомобиля 1930-х годов, к выставке отношения не имеющие. Кабриолет Mercedes-Benz 770K (на таком же ездил сами знаете кто) и американский Cord 812 (на таком сами знаете кто не ездил).
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/22/83/mO1gGck6_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/0f/1a/akzYR4jL_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/b3/79/En3PIXCs_t.jpg)
![image host](https://thumbs2.imgbox.com/0e/0a/txrHonxC_t.jpg)