Form follows content
Вождество—это первая форма социальной иерархии в истории общества, которая предшествует появлению государства. В отечественной литературе подобные общества часто называли не очень удачным термином Л.‑Г.Моргана и Ф.Энгельса «военная демократия». В вождестве есть неравенство и иерархия, контроль сосредоточен в руках вождя, часто обладающего сакральной властью. В то же самое время в вождестве нет формального и тем более легального репрессивного и принудительного аппарата.
Теория вождества является одним из важнейших открытий в области политической антропологии. Наиболее значимый вклад в её разработку внесли американские неоэволюционисты «второй волны»—Э.Сервис, М.Салинз и Р.Карнейро. Последующий прогресс связан с фундаментальными статьями и книгами Тимоти Эрла...
В первой, вводной главе Эрл обращает внимание на необходимость разделения двух разных типов «вождей» (chieftain и chief) и, соответственно, двух различных форм политической организации (chieftaincy и chiefdom). Поскольку первому наименованию нет эквивалента на русском языке, мы приводим его на английском: chieftain. По Эрлу, это лидеры, «сделавшие сами себя», или, иными словами, ставшие таковыми благодаря исключительно личным способностям. Вторые—это в большей степени институализированные лидеры... Если проводить эту мысль дальше, то институализированные вожди (chiefs) возглавляют вождества-чифды, а персонифицированные вожди-лидеры (chieftains) существуют в неиерархических обществах (chieftaincies). По всей видимости, они близки к тому, что в отечественной литературе обычно понимается как «племя». Поскольку термин «племя» стал табуированным в зарубежной антропологической науке... ему на замену в англоязычной литературе был предложен симулякр чифтайнси.
читать дальше
Теория вождества является одним из важнейших открытий в области политической антропологии. Наиболее значимый вклад в её разработку внесли американские неоэволюционисты «второй волны»—Э.Сервис, М.Салинз и Р.Карнейро. Последующий прогресс связан с фундаментальными статьями и книгами Тимоти Эрла...
В первой, вводной главе Эрл обращает внимание на необходимость разделения двух разных типов «вождей» (chieftain и chief) и, соответственно, двух различных форм политической организации (chieftaincy и chiefdom). Поскольку первому наименованию нет эквивалента на русском языке, мы приводим его на английском: chieftain. По Эрлу, это лидеры, «сделавшие сами себя», или, иными словами, ставшие таковыми благодаря исключительно личным способностям. Вторые—это в большей степени институализированные лидеры... Если проводить эту мысль дальше, то институализированные вожди (chiefs) возглавляют вождества-чифды, а персонифицированные вожди-лидеры (chieftains) существуют в неиерархических обществах (chieftaincies). По всей видимости, они близки к тому, что в отечественной литературе обычно понимается как «племя». Поскольку термин «племя» стал табуированным в зарубежной антропологической науке... ему на замену в англоязычной литературе был предложен симулякр чифтайнси.
читать дальше