Form follows content
Не будем затрагивать в данной книге проблематику монгольского нашествия и его последствий, лишь отметим, что оно переформатировало всю систему политических взаимоотношений и социокультурных процессов на этих землях. По наблюдениям Б. Н. Флори, середина XIII века стала переломным этапом во взаимоотношениях между латинским Западом и православным Востоком Европы. На смену чувству единства Христианского мира пришел период конфессиональных конфликтов и инструментализации вопросов веры в политических интересах.
На примере культурного пространства Австрии динамику этих изменений можно проследить наглядно. Если в середине XIII века русские появляются на страницах литературных произведений, созданных в Австрии, скорее как экзотический народ, без явных негативных коннотаций (вспомним причисление их к свите герцога Фридриха Воинственного в стихах Тангейзера или занимательный рассказ Янса Эникеля о злоключениях «дочери русского короля»), то к концу этого столетия они прочно занимают место в одном ряду с враждебными христианству языческими народами – татарами, куманами, пруссами, литовцами и другими.
читать дальше
На примере культурного пространства Австрии динамику этих изменений можно проследить наглядно. Если в середине XIII века русские появляются на страницах литературных произведений, созданных в Австрии, скорее как экзотический народ, без явных негативных коннотаций (вспомним причисление их к свите герцога Фридриха Воинственного в стихах Тангейзера или занимательный рассказ Янса Эникеля о злоключениях «дочери русского короля»), то к концу этого столетия они прочно занимают место в одном ряду с враждебными христианству языческими народами – татарами, куманами, пруссами, литовцами и другими.
читать дальше