Записи с темой: early modern Russia (169)
19:33

Form follows content
В. И. Ульяновский
«Священство» и «царство» в начале Смуты

Основная тема книги - отношение русской церкви (а заодно и восточных церквей) к Самозванцу - до его воцарения, во время царствования и после. Автор собрал массу интересного материала, особенно по монастырям. Весьма интересная и полезная работа.

@темы: книги, история, early modern Russia

23:30

Form follows content
С. В. Минеева проанализировала более ста четьих сборников с житиями русских святых, которые были актуальны к началу Смуты, выявив 89 житий в 369 списках... Среди них 57 преподобных (189 списков житий), 13 князей (70 списков), 7 юродивых (45 списков), 4 святителя (митрополиты: Филипп - 11 списков, Петр - 9 списков, Алексий - 10 списков и Иона - 4 списка), 1 столпник (Никита Переславский)... Территориально русские святые «распределились» таким образом: 22 северорусских (102 списка житий), 17 новгородских (89 списков), 8 ростовских (57 списков), 3 поволжских... Количество списков житий более-менее пропорционально почитанию святого.
Из северорусских святых особо выделяются Александр Свирский (17 списков), Дмитрий Прилуцкий (13 списков), Кирилл Белозерский, Герман Соловецкий и Прокопий Устюжский (все по 10 списков), Павел Обнорский (8 списков) и Дионисий Глушицкий (6 списков). Из новгородских подвижников резко выделяется Иоанн Новгородский (21 список), затем Варлаам Хутынский (15 списков), Антоний Римлянин (11 списков) и Михаил Клопский (9 списков). Из ростовских подвижников особо почитаемыми были Авраамий (14), Леонтий (12) и Исидор... (12). Среди всех преподобных, конечно, превалировал Сергий Радонежский (23 списка); среди князей - смоленско-ярославский князь Федор, с сыновьями Давидом и Константином (17), Михаил и Федор Черниговские (15), Борис и Глеб (12); среди юродивых - Василий Блаженный (8); среди святителей - Филипп (11), Петр (9) и Алексий (10).
В. И. Ульяновский «Священство и царство в начале Смуты»


@темы: книги, история, early modern Russia

23:08

Form follows content
...Исследователя подстерегает источниковая «ловушка»: норма не фиксируется, а вот не-норма оказывается в письменных источниках часто подробно описанной.
В. И. Ульяновский «Священство и царство в начале Смуты»


@темы: книги, история, early modern Russia

19:30

Form follows content
Местничество и действительность (почти «поэзия и правда»)

Известный московский род Вельяминовых на рубеже 1650-х—1660-х гг. много докучал царю с местническими претензиями. Сначала в Смоленске вторым воеводой на смену одному из Вельяминовых (Андрею Степановичу) был назначен князь Борятинский. А в Полоцке в это время вторым же воеводой был сын Андрея Степановича Иван Вельяминов. Смоленск был в каком-то счете выше Полоцка (так, в этот момент в Смоленске главенствовал князь Борис Александрович Репнин, а в Полоцке – его сын Иван, оба бояре), поэтому второй полоцкий воевода в местнических координатах проигрывал второму воеводе смоленскому. Недовольные этим, братья Ивана Вельяминова били челом царю, что ему невместно быть меньше Борятинского. Царь сказал, что официально Полоцк и Смоленск не состоят в местнических отношениях, относятся к разным «разрядам», и это подразумевало, что в этом назначении (Борятинского в Смоленск при живом Вельяминове в Полоцке) царь не видит потерьки (т.е. местнического проигрыша) для Вельяминовых.
читать дальше

@темы: история, early modern Russia

23:47

Form follows content
Уникальным документом... следует считать соборную память, составленную в связи с уходом игумена... Память была составлена 25 марта 1606 года в Вассиановой Строкиной пустыни Каргопольского Спасского монастыря. Игумен Кирилл сложил с себя обязанности управления обителью и, взяв свое имущество, книгу, одежду и деньги, переселился в Палеостровский монастырь. Иеромонах Варсафоний с келарем собрали всех старцев и служек обители и составили соборную память. Братия изначально указала, что не высылала игумена «никоторыми обычаи»... Вторым было постановление о дружном житиипо церковным правилам и обычаям. Что входило в это положение? Соборная память давала четкий ответ: «хитрости не чинить», «не бражничати», утрат монастырской казне и корысти себе за ее счет «не чинити никоторыми делы»; запрет держать по кельям «продажный товар» и «пьяное питие»; монастырское имущество и скот без ведома собора не продавать; деньги и хлеб на личный обиход через кабалу или без нее ни у кого не занимать. В документе содержался также перечень наказаний: все причиненные обители убытки виновники обязаны были лично возмещать...; ослушников... судит собор; бездельников и наветчиков («кто клеплет») собор не только судит, но и «смиряет»; единоличное решение по любому поводу исключается... и наказание без подробного исследования дела не может следовать...
Если бездельники, ушедшие из монастыря, или сторонние люди «учнут на нас привозити государевы... судимые или сыскные [грамоты]» или... «искать по челобитным монастырского»... тогда всей «братье... брату брата... ни в каких поклепных делах не выдавати и против исцов... стояти...всем во всем за один без выдачи».
В. И. Ульяновский «Священство и царство в начале Смуты»


@темы: книги, история, early modern Russia

23:25

Form follows content
Богдан Косая Пищаль дал вкладом [в Кожеозерский монастырь] «ризы поповские» за 4 руб. и мерина стомостью также 4 руб.
В. И. Ульяновский «Священство и царство в начале Смуты»


@темы: книги, история, хи хи, early modern Russia

22:24

Form follows content
Суд над монастырскими [людьми] вершит сам игумен, кроме душегубства, разбоя и татьбы с поличным; в случае убийства, если не будет найден его исполнитель, вира «за голову» платится в размере 2 рублей... Обнаруженного же душегубца передают «тому чей будет присуд», вира не платится за самоубийцу или умершего от несчастного случая («згорит, или от своих рук утеряется, или с дерева, или с хоромины убьется, или ково зверь съест, или кто озябнет, или ково гром убьет, или хто утонет... или из иных волостей на монастырскую землю под их деревни и под дворы утоплого человека водой принесет»), после осмотра покойного наместниками и дьяками царскими с целовальниками... платят «смотренного» по 4 алтына... с головы.
В. И. Ульяновский «Священство и царство в начале Смуты»


@темы: книги, история, early modern Russia

00:13

Form follows content
Показательным стало также дело по тяжбе между монастырем и крестьянами дворцового села Красное о Новгородских лугах во Владимирском уезде (там ежегодно ставили по 1600 копен сена, т. е. луга были очень доходными)... Игумен Исайя жаловался, что крестьяне насильно косят монастырские луга. Крестьяне же отпирались: монахи на них «клеплют»... Монастырский стряпчий Замятня Симонов ссылался на владимирских приказных людей, попов и посадских. На это крестьяне отвечали, что «Рождественский монастырь место великое, приказные люди и попы у них припоены и прикормлены, а посадские люди у них многие задолжены». Обе стороны слались на «весь Володимирский уезд»...
По «цареву слову» суздальскому губному старосте и приказчику велено было [произвести] розыск. в расспросе 998 человек подтвердило насильственный покос крестьянами... монастырских лугов, 187 допрошенных свидетельствовали против этого и 40 отказались по неведению... Боярин и дворецкий Василий Михайлович Мосальский... вынес решение в пользу монастыря... Кажется здесь роль Лжедмитрия I никак не проявилась: судьей был его дворецкий, как и следовало из пунктов о подсудности монастыря... Тем не менее Самозванцевым именем красненские крестьяне воспользовались при Василии Шуйском, чтобы вновь завладеть лугами - на том основании, что они присуждены монастырю при Ростриге.
В. И. Ульяновский «Священство и царство в начале Смуты»


@темы: книги, история, хи хи, early modern Russia

22:32

Form follows content
Летом 1601 года царь Борис Федорович приказал «в Кирилове монастыре переписать братию и слуг и всяких служебников... и сметити, сколко им в год надобе на монастырский обиход денег и всяких годовых запасов».
...Кроме игумена Иоасафа в [Кирилло-Белозерском] монаcтыре проживали 10 соборных старцев, 12 иеромонахов, 5 иеродьяконов, 20 крылошан, а рядовых старцев (включая проживающих на московском подворье...) - 137. Всего 184 человека. На них требовался расход: по 3 чети ржи на человека - 644 чети, по 1 чети пшеницы - 184 чети, солоду ячного - 552 чети, ржаного - 72 чети, овсяного - 184 чети, меду - 600 пудов..., толокна - 25 четей, круп овсяных - 30 четей..., круп гречневых - 20 четей, круп ячных - 10 четей..., масла коровьего - 100 пудов, масла конопляного - 2 бочки, семен конопляных - 15 четей, гороху - 15 четей, перцу - 10 фунтов, луку - 15 четей, чесноку - 10 четей, судака и леща - 200 бочек, средней и мелкой рыбы - 2500 [чего?], вязиги - 2000 пучков, черной икры - 30 пудов. Из всех этих съестных припасов нужно было купить недостающего на 591 рубль. Игумену и братии на сапоги и одежду нужно выделить 560 рублей, 19 алтын и 2 деньги. То есть для братии на запасы и одежду полагалось в год 1097 рулей 19 алтын и 2 деньги.
читать дальше

Четь - четырехпудовая.


@темы: книги, история, early modern Russia

01:43

Form follows content
В разработанном чине встречи Марины указывалось на необходимость публичной встречи царицы-матери и царской невесты: они должны были обняться, «а когда цесарева ее милость подаст руку, то панна сделает вид, что хочет поцеловать руку, а цесарева ее милость руку отнимет».
В. И. Ульяновский «Священство и царство в начале Смуты»


@темы: книги, история, хи хи, early modern Russia

01:43

Form follows content
А. П. Павлов
Стряпчие как чин Государева двора в царствование Михаила Романова
Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2025. Т. 70. Вып. 1.

Про думных и ближних людей, стольников и московских дворян автор уже писал, теперь дошел и до стряпчих.

читать дальше

@темы: история, конспект, early modern Russia

20:53

Form follows content
Общая сумма ущерба, нанесенного московской казне в 1610 - 1612 годах, составляла по подсчетам «Перечневого списка» 912 113 рублей... Эти деньги сопоставимы с годовым бюджетом Московского государства в конце царствования Михаила Федоровича.
В.Н. Козляков: «Перечневый список» разграбленной в 1610–1612 гг. казны Московского государства // Российская история. 2025. №1

@темы: история, early modern Russia

03:55

Form follows content
...Один из феноменов историографических норм и подходов, когда деятели прошлого (в частности XVI - XVII вв.) представляются людьми, от рождения наделенными всеми качествами, проявленными в зрелом возрасте и до последних дней жизни; они не изменяются, не ошибаются, не приспосабливаются к условиям жизни и т. д. — т. е. мы превращаем исторических лиц в некие застывшие фигуры, о которых судим в целом по [неким] их действиям.
В. И. Ульяновский «Священство и царство в начале Смуты»


Помнится в отзыве на бабулинский «Конотоп» я написал, что автор чрезмерно демонизирует Выговского, а тот меня даже и не понял. А речь шла именно об этом.

@темы: книги, история, early modern Russia

01:56

Form follows content
Н. В. Эйльбарт
Семья Марины Мнишек: несостоявшиеся правители России

Поразительное по глупости сочинение, уровня скверного полуфэнтезийного фанфика. Большая часть текста - утомительное наяривание вприсядку на Маринкиного папашу.

@темы: книги, история, ужасть, early modern Russia

01:50

Form follows content
К сожалению, создавая историческую концепцию Смуты, большинство российских историков не пытались дать непредвзятую характеристику Марине и ее семье, и все свелось к двум «генеральным» линиям: противостоянию католичества и православия, России и Запада, которые почему-то непременно, в их понимании, угрожали существованию Московского государства и греческой православной веры ...А между тем до сей поры в исторической литературе, причем как в польской, так и в российской, не обращается внимание на достаточно большую для того времени религиозную толерантность, царившую в семье Марины, где были католики, православные и протестанты: ее отец строил и щедро одаривал не только католические, но и православные храмы, считая таковую политику единственно правильной и эффективной на территории своих многонациональных и большей частью православных владений. Кроме того, сандомирский воевода являлся одним из тех представителей польской элиты, которая прекрасно осознавала политическую неустойчивость собственного отечества, грозившую ей полным исчезновением с карты Европы, и видела будущее спасение Речи Посполитой в политическом объединении с Московским государством под скипетром русского царя. Позволим себе предположить, что если бы этот замысел свершился, то уже в XVII веке могла бы возникнуть огромная славянская империя, противостоять которой не смог бы ни мусульманский Восток, ни Габсбурги, не говоря уже о Швеции, сама же Польша избежала бы уничтожения, а Россия значительно раньше встала бы на путь прогресса и европеизации, нежели это было ей уготовано историей. И вполне вероятно,что такой союз братских народов смог состояться без ущерба как для православия, так и для католицизма, на равноправной основе включения в унию обеих ветвей христианства согласно принципу «равного с равным, вольного с вольным», и залогом тому служило понимание целесообразности подобной политики и ее приоритета над вопросами религиозной принадлежности семьей царицы Марины...
читать дальше

Квинтэссенция этого опуса.

@темы: книги, история, ужасть, хи хи, early modern Russia

03:04

Form follows content
пан Юрий пытался создать вокруг своей семьи ареол радетелей об общественном благе и Родине

Оттуда же.

@темы: книги, история, ужасть, хи хи, early modern Russia

03:03

Form follows content
...Сразу же после переворота и смерти 27 мая 1606 года [Самозванец] был обвинен в желании обратить Московское государство в католичество. Что же позволило противникам самозванца это утверждать? После переворота Василий Шуйский и его сторонники обнаружили... упоминавшийся уже выше брачный контракт, заключенный между ним и Мнишком в Самборе 25 мая 1604 года. Он был написан на польском языке, однако, чтобы доказать «измену » и «еретичество» Лжедмитрия, его «перевели» на русский язык с добавлением несуществующего в нем текста. Польский вариант договора гласит: «Всецело постараемся о том, дабы и все Московское государство привести к единению со вселенской римской католической церковью». Клевреты Шуйского основательно «обработали» этот документ и, видимо, в предназначенный для широкой огласки вариант добавили следующие строки: «И станем о том накрепко промышляти, чтобы все государство Московское в одну веру римскую всех привести и костелы римские устроити... Всех русских людей в веру латинскую привести».
Н. В. Эйльбарт «Семья Марины Мнишек: несостоявшиеся правители России»


Ну а без добавки сделанной кровавыми щуйцами всё выглядит совершенно иначе, конечно же.

@темы: книги, история, идиоты, хи хи, early modern Russia

02:53

Form follows content
Этот договор о пожаловании семье Мнишек Смоленского и Северского княжеств почему-то вслед за претенциозной историографией XIX века трактуется как расчленение Московского государства и потеря им этих земель. А между тем данный документ имеет совсем иной, более глубокий смысл. Лжедмитрий дает будущему тестю «на вечные времена ему и потомкам его Смоленское и Северское княжества в нашем Московском государстве»... Вторую половину Смоленского княжества (без самого Смоленска, остававшегося за Московским государством) по указанию пана воеводы самозванец отдавал «его величеству королю польскому и всему королевству, на будущие вечные времена для согласия и мира между народом польским и московским».
Н. В. Эйльбарт «Семья Марины Мнишек: несостоявшиеся правители России»


Ну действительно, где же здесь потеря земель.

@темы: книги, история, идиоты, хи хи, early modern Russia

07:55

Form follows content
Б. Н. Флоря
Россия и Левобережное гетманство в конце 60-х – начале 70-х годов XVII века

Взаимоотношения Москвы с Д. Многогрешным и И. Самойловичем, на фоне процессов разворачивающихся на Правобережье (польско-турецкая война и проч.). Корректура и некоторая редактура тексту не повредили бы. Указателей нет. Полиграфия хорошая.

@темы: книги, история, early modern Russia

07:46

Form follows content
Задержка была связана с волнениями, охватившими Запорожье, когда там объявился «пророк», обещавший скорое завоевание Крыма, когда Бог сделает участников похода невидимыми для врагов. Запорожцы избрали его кошевым атаманом и устремились к Перекопу. Лишь после банкротства пророка и избрания новог кошевого атамана С. Щеголев смог исполнить своё поручение.
Б.Н. Флоря «Россия и Левобережное гетманство в конце 60-х – начале 70-х годов XVII в.»


@темы: книги, история, идиоты, хи хи, early modern Russia