Записи с темой: early modern Russia (156)
01:56

Form follows content
Н. В. Эльбарт
Семья Марины Мнишек: несостоявшиеся правители России

Поразительное по глупости сочинение, уровня скверного полуфэнтезийного фанфика. Большая часть текста - утомительное наяривание вприсядку на Маринкиного папашу.

@темы: книги, история, ужасть, early modern Russia

01:50

Form follows content
К сожалению, создавая историческую концепцию Смуты, большинство российских историков не пытались дать непредвзятую характеристику Марине и ее семье, и все свелось к двум «генеральным» линиям: противостоянию католичества и православия, России и Запада, которые почему-то непременно, в их понимании, угрожали существованию Московского государства и греческой православной веры ...А между тем до сей поры в исторической литературе, причем как в польской, так и в российской, не обращается внимание на достаточно большую для того времени религиозную толерантность, царившую в семье Марины, где были католики, православные и протестанты: ее отец строил и щедро одаривал не только католические, но и православные храмы, считая таковую политику единственно правильной и эффективной на территории своих многонациональных и большей частью православных владений. Кроме того, сандомирский воевода являлся одним из тех представителей польской элиты, которая прекрасно осознавала политическую неустойчивость собственного отечества, грозившую ей полным исчезновением с карты Европы, и видела будущее спасение Речи Посполитой в политическом объединении с Московским государством под скипетром русского царя. Позволим себе предположить, что если бы этот замысел свершился, то уже в XVII веке могла бы возникнуть огромная славянская империя, противостоять которой не смог бы ни мусульманский Восток, ни Габсбурги, не говоря уже о Швеции, сама же Польша избежала бы уничтожения, а Россия значительно раньше встала бы на путь прогресса и европеизации, нежели это было ей уготовано историей. И вполне вероятно,что такой союз братских народов смог состояться без ущерба как для православия, так и для католицизма, на равноправной основе включения в унию обеих ветвей христианства согласно принципу «равного с равным, вольного с вольным», и залогом тому служило понимание целесообразности подобной политики и ее приоритета над вопросами религиозной принадлежности семьей царицы Марины...
читать дальше

Квинтэссенция этого опуса.

@темы: книги, история, ужасть, хи хи, early modern Russia

03:04

Form follows content
пан Юрий пытался создать вокруг своей семьи ареол радетелей об общественном благе и Родине

Оттуда же.

@темы: книги, история, ужасть, хи хи, early modern Russia

03:03

Form follows content
...Сразу же после переворота и смерти 27 мая 1606 года [Самозванец] был обвинен в желании обратить Московское государство в католичество. Что же позволило противникам самозванца это утверждать? После переворота Василий Шуйский и его сторонники обнаружили... упоминавшийся уже выше брачный контракт, заключенный между ним и Мнишком в Самборе 25 мая 1604 года. Он был написан на польском языке, однако, чтобы доказать «измену » и «еретичество» Лжедмитрия, его «перевели» на русский язык с добавлением несуществующего в нем текста. Польский вариант договора гласит: «Всецело постараемся о том, дабы и все Московское государство привести к единению со вселенской римской католической церковью». Клевреты Шуйского основательно «обработали» этот документ и, видимо, в предназначенный для широкой огласки вариант добавили следующие строки: «И станем о том накрепко промышляти, чтобы все государство Московское в одну веру римскую всех привести и костелы римские устроити... Всех русских людей в веру латинскую привести».
Н.В. Эльбарт «Семья Марины Мнишек: несостоявшиеся правители России»


Ну а без добавки сделанной кровавыми щуйцами всё выглядит совершенно иначе, конечно же.

@темы: книги, история, идиоты, хи хи, early modern Russia

02:53

Form follows content
Этот договор о пожаловании семье Мнишек Смоленского и Северского княжеств почему-то вслед за претенциозной историографией XIX века трактуется как расчленение Московского государства и потеря им этих земель. А между тем данный документ имеет совсем иной, более глубокий смысл. Лжедмитрий дает будущему тестю «на вечные времена ему и потомкам его Смоленское и Северское княжества в нашем Московском государстве»... Вторую половину Смоленского княжества (без самого Смоленска, остававшегося за Московским государством) по указанию пана воеводы самозванец отдавал «его величеству королю польскому и всему королевству, на будущие вечные времена для согласия и мира между народом польским и московским».
Н.В. Эльбарт «Семья Марины Мнишек: несостоявшиеся правители России»


Ну действительно, где же здесь потеря земель.

@темы: книги, история, идиоты, хи хи, early modern Russia

07:55

Form follows content
Б. Н. Флоря
Россия и Левобережное гетманство в конце 60-х – начале 70-х годов XVII века

Взаимоотношения Москвы с Д. Многогрешным и И. Самойловичем, на фоне процессов разворачивающихся на Правобережье (польско-турецкая война и проч.). Корректура и некоторая редактура тексту не повредили бы. Указателей нет. Полиграфия хорошая.

@темы: книги, история, early modern Russia

07:46

Form follows content
Задержка была связана с волнениями, охватившими Запорожье, когда там объявился «пророк», обещавший скорое завоевание Крыма, когда Бог сделает участников похода невидимыми для врагов. Запорожцы избрали его кошевым атаманом и устремились к Перекопу. Лишь после банкротства пророка и избрания новог кошевого атамана С. Щеголев смог исполнить своё поручение.
Б.Н. Флоря «Россия и Левобережное гетманство в конце 60-х – начале 70-х годов XVII в.»


@темы: книги, история, идиоты, хи хи, early modern Russia

05:48

Form follows content
И.А. Кирпичников
Рязанская элита в Московском государстве. История интеграции
Труды исторического факультета МГУ, вып. 272; Сер. II: Исторические исследования, 188


Тема интересная, но цена. Лучше бы «Квадрига» и дальше авторам не платила, но цены держала нормальные. На академии есть пдфка диссертации, но книжка-то лучше.

@темы: книги, история, early modern Russia

18:02

Form follows content
...Второе важное замечание, которое уже было мной высказано в отношении одной более ранней работы Д.М. Володихина о воеводском корпусе XVI в., касается тезиса о соперничестве титулованной знати (князей) и нетитулованного московского боярства в области воеводских назначений. Все-таки, как мне представляется, сама логика развития централизованного Московского государства должна была привести к тому, что окружение великого князя из числа потомственных «бояр» сосредоточит в своих руках хозяйственные функции управления, наместничества, кормления и т. п., а многочисленные отпрыски княжеских фамилий, поступившие в состав государева двора, будут вынуждены утверждать свое место в составе двора и по возможности возвышаться в первую очередь ратной службой.
читать дальше

@темы: история, early modern Russia

22:08

Form follows content
Таким образом, в основе недовольства гетмана и части казацкой старшины состоянием русско-украинских отношений лежали не столько реальные планы и шаги царской власти, сколько те представления о них, которые формировались у Мазепы, его советников и приближённых, их страхи и пессимистические ожидания, не имевшие именно в такой форме реальной почвы.
К. А. Кочегаров Гетман Иван Мазепа и русское правительствов 1706 - 1708 годах: к дискуссии о причинах разрыва // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. №3(92), 2018

Ну и тоже самое было и с Выговским, и с Многогрешным (как раз сейчас читаю у Флори).

@темы: история, early modern Russia

21:08

Form follows content
Сохранилось также известие, что Константин Солонина писал гетману с границы, что «смоленские, де, воеводы, и все государевы люди их ненавидят и называют, де, их хуже бесурмен собаками».
Б.Н. Флоря «Россия и Левобережное гетманство в конце 60-х – начале 70-х годов XVII в.»


И почему бы это, действительно.

@темы: книги, история, early modern Russia

00:56

Form follows content
Евгений Акельев
Русский Мисопогон. Петр I, брадобритие и десять миллионов "московитов"

Книга прекрасная, и содержательно, и стилистически. Но читать про все эти петровские гнусности тяжело.

@темы: книги, история, Россия, early modern Russia

00:54

Form follows content
...Екатерина II в декабре 1762 г... в указе о вызове «раскольников» из Польши и других заграничных мест пообещала: «Как в бритье бороды, так и в ношении указнаго платья никакаго принуждения им чинено не будет, но оное употребляют, по их обыкновению, беспрепятственно». Разумеется, этот пункт должен был быть распространен и на всех российских подданных.
В середине декабря 1763 г. Раскольническая контора была упразднена, причем в указе о передаче ее функций по управлению делами «раскольников» местным органам власти нет ни слова о другой важнейшей ее обязанности – контроле за бородачами. Вместе с Раскольнической конторой ушла в прошлое и борьба с бородой в Российской империи.
Е. Акельев «Русский Мисопогон»


@темы: книги, история, early modern Russia

00:50

Form follows content
Но здесь возникает закономерный вопрос: зачем Петру I вообще понадобилось вводить брадобритие, да еще и в такой форме, путем насильственного лишения бород («с притужением брити брады», как говорил Талицкий), если мода на бритые щеки и подбородок и без того была достаточно распространена в придворной среде, и не только в ней? Это странное пересечение исторических фактов изумляло М. М. Богословского. Разве Петр не понимал, что «придворное общество в огромном большинстве, за исключением разве некоторых старомодных стариков, довольно быстро помимо всяких принудительных указов последовало бы примеру царя и ближайших к нему лиц, как оно всегда и везде следует такому примеру во внешнем облике? И в отношении бороды, как и в курении табака, русские люди XVII в. вовсе не были косными и довольно охотно расставались с бородой, подражая иностранцам, в особенности полякам». Если Петр вернулся из Великого посольства с намерением осуществить европеизацию внешнего облика своих подданных, зачем было идти по пути грубой силы? Ведь результат получился обратный: «Не сопротивление общества служило помехой нововведению, к которому само общество и без того обнаруживало большую склонность, а исключительно та резкость и шутовство, с которыми нововведение стало осуществляться».
читать дальше

@темы: книги, история, early modern Russia

04:30

Form follows content
Очень скоро я убедился в том, что это дело о повальном саботаже указов о брадобритии в Калуге представляет собой отнюдь не уникальный случай. Дела о незаконном ношении бороды жителями городов 1730–1750‐х гг. составляют значительную часть всех дел Раскольнической конторы (по моим подсчетам, не менее 15%)... Картина, которая вырисовывается из этих и других подобных дел, меня поразила. Жители больших и маленьких городов, расположенных не так далеко от Москвы и Санкт-Петербурга, несмотря на повторявшиеся строгие указы, продолжали благополучно носить бороду и русское платье при очевидном попустительстве местных властей. Но еще более удивительно то, как лениво и неохотно реагировали столичные чиновники на доношения о бородачах, которые иногда к ним поступали: их действия производят впечатление усталости и бессилия.
Е. Акельев «Русский Мисопогон»


@темы: книги, история, early modern Russia

04:25

Form follows content
Летним днем 2011 г. случайным образом я наткнулся в архиве на дело из фонда Раскольнической конторы (это учреждение с 1724 г. курировало борьбу с брадоношением в Российской империи). Содержание дела вкратце таково. В ноябре 1753 г. в Конторе было получено по почте доношение капитана Нижегородского драгунского полка Егора Раздеришина, который по долгу службы со своей драгунской командой некоторое время провел в Калуге, где был неприятно удивлен традиционным внешним видом жителей этого важного города – центра целой провинции: «калужское купечество – самые первейшие люди», в том числе и выборные городские должностные лица – «головы», «судящие бургомистры», «ратман», – все, «в противность» государевым указам, «содержат себя в бородах, в неуказном как в верхнем, так и исподнем платье всегда ходят».
читать дальше

@темы: книги, история, хи хи, early modern Russia

04:12

Form follows content
Но «тишина о брадобритии» была недолгой. 6 апреля 1722 г., будучи в Сенате (в Москве), Петр I собственной рукой... написал указ, которым повелел «подтвердить накрепко старой указ о бородах». Однако, видимо, содержание «старого указа о бородах» император помнил неважно. На самом деле царь создал новый закон...Теперь вместо дифференцированной в зависимости от социального статуса шкалы вводился один единый размер бородовой пошлины в 50 рублей... Ни о каких знаках не было речи, зато убежденные бородачи обязаны были носить не только бороду, но также и «старое» платье, под которым Петр I понимал «зипун [с] стоячим клееным козырем, ферези и однорядку с лежачим ожерельем». У всех мужчин с бородой, но не в «старом» платье (кроме духовенства и пашенных крестьян) запрещалось принимать прошения: они объявлялись вне закона, их следовало ловить, приводить к представителям власти и взыскивать огромный штраф (50 рублей), половина которого предназначалась «приводчику».
читать дальше

@темы: книги, история, early modern Russia

05:40

Form follows content
Когда Петр I в начале сентября узнал об Астраханском бунте, движение уже охватило все Нижнее Поволжье. Письмо главы Приказа казанского дворца Б. А. Голицына с описанием тревожных событий поначалу даже показалось ему безумным («Князь Борис сумазбродным писмом зело нас в сумненье привел; а что пишет, сам не знает», – писал царь Ф. А. Головину 10 сентября 1705 г.). Но в письме Т. Н. Стрешневу от 12 сентября Петр I (который тогда находился под Митавой) уже сообщал об отправке в Москву из действующей армии фельдмаршала Б. П. Шереметева с конными и пешими полками и просил до его прибытия «всякого ради случая» тайно собрать из приказов все деньги, а также собрать все оружие, вывезти из Москвы с верными людьми и где-нибудь спрятать или закопать. Эти написанные царем 10–12 сентября 1705 г. письма непротиворечиво свидетельствуют о том, что, получив известие об астраханских событиях, Петр не на шутку перепугался того, что вспыхнувший в Нижнем Поволжье пожар может легко распространиться по всей России и очень скоро достигнуть даже Москвы.
читать дальше

@темы: книги, история, early modern Russia

05:37

Form follows content
В сибирский город Тара указ о брадобритии вместе с инструкцией доставили из Тобольска 17 мая 1705 г. тарский сын боярский Петр Соколовский и десятник конных казаков Микифор Гребеневской. Тарский воевода стольник Митрофан Иванович Воронцов-Вельяминов старался во всем следовать полученной инструкции... Дальнейшие действия воеводы, направленные на исполнение полученных указов и инструкций, привели к консолидации всех сил местного общества против царской администрации города. Складывается впечатление, что чем ближе к инструкции старался действовать воевода, тем более жестким и организованным было противодействие жителей Тары.
читать дальше

@темы: книги, история, early modern Russia

05:33

Form follows content
В Бежецке воеводе удалось выбрать целовальника, но горожане препятствовали его работе. В одной челобитной целовальник жаловался даже на побои с их стороны: «Пришел тут же [во время задержания бородача] бежечанин посацкой человек Семен Ларионов Красильников, меня бил поленом, а крестьянина отбил и тех указных денег с него з бороды взять не дал, и преж того он же, Семен, многих всяких чинов людей своим насильством отбивал и меня многажды бил, и от того его насильного отбою казне великого государя учинился великой недобор…» (Каменский А. Б. Повседневность русских городских обывателей. Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. М., 2006)
Е. Акельев «Русский Мисопогон»


@темы: книги, история, хи хи, early modern Russia